leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

В первом чтении приняты законопроекты о сделках с использованием электронной платформы

В первом чтении приняты законопроекты о сделках с использованием электронной платформы
18. 617867-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О совершении сделок с использованием электронной платформы»
Документ внесли 27.12.18 Депутаты ГД А.Г.Аксаков, О.А.Николаев (СР), И.Б.Дивинский, А.В.Лященко (ЕР); Член СФ Н.А.Журавлев.
Представил председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Законопроектом предлагается:
- определение правовых основ деятельности электронных платформ и регулирование отношений, возникающих при совершении сделок с использованием таких платформ;
- ввести понятие «электронная платформа» (информационная система, обеспечивающая удаленное взаимодействие финансовых организаций с потребителями финансовых услуг (участниками электронной платформы) в целях совершения сделок, предусмотренных настоящим ФЗ); «оператор электронной платформы», «потребитель финансовых услуг», «сделки, совершаемые с использованием электронной платформы» (направленные на предоставление банковских, страховых услуг, услуг на рынке ценных бумаг, сделки с финансовыми инструментами, договоры доверительного управления имуществом, а также сделки, направленные на предоставление иных услуг финансового характера, совершаемые между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями с использованием электронной платформы) и др.;
- предусмотреть, что правила электронной платформы утверждаются оператором и подлежат регистрации в Банке России;
- установить, что расчеты по сделкам, совершаемым с использованием электронной платформы, осуществляются с использованием специального счета, открытого оператору электронной платформы, или, если это предусмотрено правилами электронной платформы, – с использованием сервиса быстрых платежей;
- установить обязанность оператора электронной платформы обеспечить конфиденциальность информации о сделках, совершаемых с использованием электронной платформы, сведений, предоставляемых участниками электронной платформы, а также информации об операциях по специальному счету;
- для аутентификации участников электронной платформы при совершении ими сделок оператор электронной платформы использует единую систему идентификации и аутентификации;
- установить требования к оператору электронной платформы (юр. лицо, в форме хозяйственного общества, не имеющее право совмещать свою деятельность с деятельностью кредитной организации, некредитной финансовой организации, за исключением деятельности организатора торговли, депозитария, специализированного депозитария или регистратора, с минимальным размером собственных средств 100 млн. руб., обязанное обеспечить возможность предоставления в Банк России, а также получения от него электронных документов, в установленном Банком России порядке и сроки);
- установить, что Банк России ведет реестр операторов электронных платформ, информацию о включении или исключении сведений об операторе Банк России размещает на своем официальном сайте не позднее 3-х рабочих дней с момента принятия соответствующего решения, а также осуществляет надзор за их деятельностью.
Первое чтение 361 0 0 13:41

19. 617880-7 Одновременно принят сопутствующий законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О совершении сделок с использованием электронной платформы»
Документ внесли 27.12.18 Депутаты ГД А.Г.Аксаков, О.А.Николаев (СР), И.Б.Дивинский, А.В.Лященко (ЕР); Член СФ Н.А.Журавлев.
Представил председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Законопроектом вносятся изменения в ряд федеральных законов: ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России) «, ФЗ « О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», ФЗ «О рынке ценных бумаг», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Предлагается:
- специальный порядок выплаты возмещений при наступлении страхового случая по вкладам, открытым с использованием электронной платформы, в частности такой порядок предусматривает:
при наступлении страхового случая регистратор финансовых транзакций предоставляет Агентству по страхованию вкладов (далее – АСВ) реестр обязательств банка по вкладам, открытым с использованием электронной платформы;
на основе сведений в реестре обязательств банка по вкладам, открытым с использованием электронной платформы, АСВ осуществляет выплату возмещения на специальный счет оператора электронной платформы;
выплата такого возмещения осуществляется без дополнительного предоставления вкладчиками заявления и документов, удостоверяющих личность;
при наличии у вкладчика в банке вкладов, как открытых с использованием электронной платформы, так и без использования такой платформы, в первую очередь выплачивается возмещение по вкладам, открытым с использованием электронной платформы;
в случае, если размер встречных требований банка к вкладчику превышает размер обязательств банка перед вкладчиком по вкладам, открытым без использования электронной платформы, размер возмещения по вкладам, открытым с использованием такой платформы рассчитывается исходя из разницы между суммой обязательств банка по вкладам, открытым без использования электронной платформы и величиной превышения встречных требований банка.
- расширение возможностей электронного взаимодействия вкладчиков и иных лиц с АСВ при установлении и выплате возмещения по вкладам:
возможность обмена информацией между вкладчиками, АСВ и иными лицами через официальный сайт АСВ в сети «Интернет»;
сокращение бумажного документооборота между вкладчиками, иными лицами и АСВ за счет исключения обязанности предоставлять документы, удостоверяющие личность, при направлении заявления о выплате возмещения или заявления о несогласии с размером выплаченного возмещения.
- включить оператора электронной платформы в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом с возложением на таких операторов обязанностей по реализации мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- предоставить право оператору электронной платформы проведение идентификации клиента – физического лица, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца;
- установить, закрытый перечень финансовых организаций, которые вправе поручать проведение идентификации оператору электронной платформы, а также сделок, в целях совершения которых допускается поручение идентификации.
Первое чтение 365 0 0 13:41

Стенограмма обсуждения двух законопроектов
Коллеги, 18-й и 19-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом.
18-й вопрос. Проект федерального закона "О совершении сделок с использованием электронной платформы".
И 19-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О совершении сделок с использованием электронной платформы". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста.
Аксаков А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Законопроект направлен на активное задействование цифровых технологий в финансовую сферу. Он определяет правовые условия работы, так называемых, электронных платформ, через которые обеспечивается взаимодействие финансовых организаций с физическими лицами, клиентами или потенциальными клиентами этих организаций. Он определяет правила работы оператора электронной платформы. Электронная платформа сама представляет собой информационную систему, соответствующий программный продукт, с помощью которого человек может удалённо получать информацию о разных услугах, ну и при желании получить соответствующую услугу, причём, это он может сделать, опять же, удалённо.
Например, если вы хотите открыть вклад и для этого имеете, условно, 5 миллионов рублей, 5 миллионов рублей у нас полностью не страхуются системой страхования, только один миллион 400 рублей, то есть, вам надо пойти в одну организацию, во вторую и в третью.
Вот электронная платформа позволяет, если вы зайдёте на её страничку, увидеть информацию о тех условиях, которые разные банки, участники этой платформы, предлагают. И, увидев там, например, самые высокие проценты, которые предлагают несколько банков, эту сумму разделить так, чтобы не бояться, если вдруг отзовут у банка лицензию, так, чтобы эти суммы были меньше одного миллиона 400 тысяч рублей, и соответственно вы полностью защищены системой страхования, при этом, не выходя из дома, разложили свои деньги в разных кредитных организациях. Но эти платформы будут оказывать услуги не только на банковском рынке. Предполагается, в том числе, если говорить о банковском сегменте, это и удалённое предоставление кредитных ресурсов гражданам, и, если говорить о страховых компаниях, то и все виды страховых услуг, и на рынке ценных бумаг вы также с помощью электронной платформы сможете получить соответствующие услуги опять же удалённо. Для того, чтобы получать услугу, надо идентифицироваться. Кстати, предусматривается возможность использования биометрических данных для идентификации клиентов удалённо. Вот надо идентифицироваться, надо зарегистрироваться в ЕСИА, ну, и стать участником вот этой электронной платформы. Ещё её, может быть слышали слово "marketplace", вот эти электронные платформы называют "marketplace".
Законопроект направлен на то, чтобы создать удобства для наших граждан в получении финансовых услуг в различных организациях. Он действительно продвигает вперёд нашу финансовую систему. К нему, конечно, есть замечания, потому что вопрос новый. При этом хотел бы отметить, что московская биржа запустила пилот, она заключила соглашение с десятками кредитных организаций. И на этом пилоте как раз отрабатывается технология электронной платформы. При этом надо опять же иметь в виду, что будет вестись реестр финансовых транзакций, в котором должна быть информация обо всех обязательствах финансовых организаций перед физическими лицами, получивших соответствующую услугу. Если вдруг возникнут какие-то споры, какие-то коллизии во взаимоотношениях между клиентом и финансовой организацией, то информация, которая будет храниться в реестре, а реестр будет вести депозитарий в статусе центрального депозитария, то эту информацию можно будет использовать для защиты прав клиентов вот соответствующих организаций.
Прошу поддержать. Готов ответить на вопросы.
Председательствующий. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Осадчий Николай Иванович. Осадчий Н. И. Спасибо, Иван Иванович.
Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в статье 3 пункт 3 и в статье 4 пункт 5 данного законопроекта предоставляются определённые полномочия Банку России, который, согласно указанным выше пунктам, может своим нормативным актом ввести дополнительные требования к правилам электронной платформы, к порядку их регистрации и вносимых ими изменений и так далее.
Какие это могут быть нормативные акты, в законопроекте не говорится. Поясните, пожалуйста, это ситуацию, если можно с конкретным примером. Спасибо.
Аксаков А. Г. Да. Я об этом не сказал, что реестр вот этих электронных платформ должен вести Центральный банк и капитал электронных платформ доложен составлять не менее 100 миллионов рублей. При этом правила работы самой платформы определяет оператор электронной платформы. Но он может, скажем так, не учесть некоторые моменты, связанные с идентификацией клиента, либо с требованиями, связанными, скажем так, с кредитной организацией.
То есть, например, кредитная организация вызывает вопросы у Центрального банка с точки зрения надежности и возможного отзыва лицензии. И при этом эта кредитная организация хотела бы, используя Marketplace, оказывать финансовые услуги удалённо. И, соответственно, возникают риски неисполнения обязательств, ну и так далее.
Вот в этом плане Центральный банк мог бы установить более жесткие требования, определив, что вот такие организации не могут пользоваться электронными платформами и оказывать услуги удаленно гражданам.
Председательствующий. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович.
Анатолий Геннадьевич, скажите, пожалуйста, какая будет защита для исполнения вот этих данных при использовании электронной платформы? Потому что уже сейчас началось, что даже квартиры и те присваивают на удаленном доступе? Спасибо.
Аксаков А. Г. Ну да, на удаленном доступе с использованием электронной подписи.
У нас идёт законопроект от правительства, в ближайшее время он либо через парламентариев, либо через правительство будет внесен на рассмотрение Госдумой. Он касается ужесточения требований к удостоверяющим центрам, выдающим электронную подпись.
При этом в законопроекте, да, естественно, поскольку удаленное взаимодействие, то будет использоваться электронная подпись. Так вот защита, с одной стороны, тем законом, который идет, в ближайшее время должен поступить в Госдуму, он в высокой степени готовности.
Вторая - всеми теми механизмами, которые у нас сегодня есть. Третья заключается в том, что в законопроекте, да, прописана норма, что может использоваться при определённых случаях при передаче информации простая электронная подпись.
В заключении комитета мы указали, что должна быть усиленная квалифицированная электронная подпись для того, чтобы максимально защитить граждан при вот таких сделках.
Председательствующий. Спасибо.
Савельев Дмитрий Иванович.
Савельев Д. И. Спасибо, Иван Иванович.
Анатолий Геннадьевич, законопроект устанавливает, что Банк России может исключать оператора электронной платформы из реестра в случае неоднократного в течение одного года нарушения оператором требований, установленных настоящим федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Данная норма, судя по её буквальному толкованию, предусматривает иные нарушения. Получается, список оснований открыт, и не исключён субъективный подход. И любые, даже незначительные нарушения субъекта могут стать причиной прекращения доступа к электронной площадке.
Как вы считаете, возможно, стоит конкретизировать, подробно прописать основания для подобных мер? Спасибо.
Аксаков А. Г. Ну, очевидно, что ко второму чтению надо посмотреть предложения, и действительно возможно конкретизировать факты, когда Центральный банк может прекратить деятельность оператора электронной платформы, ну, и соответственно, самой платформы.
Поэтому давайте поправки, с удовольствием их рассмотрим ко второму чтению. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Шилков Данил Евгеньевич. III и л ков Д. Е., фракция ЛДПР.
Да, спасибо большое. Анатолий Геннадьевич, принятие данного закона не только увеличит доступность кредитования, что, с одной стороны, хорошо, но и, по нашему мнению, приведёт к омоложению аудитории. Не считаете ли вы, что необходимо и целесообразно интегрировать в эту платформу курсы по тестированию финансовой грамотности населения? Либо делать это при регистрации на данной платформе. Спасибо.
Аксаков А. Г. Да, спасибо за вопрос. Мы с вами приняли в первом чтении закон, который говорит о категоризации инвесторов, ну и в принципе, электронная платформа в том числе будет оказывать услуги этим инвесторам. В том законе, который говорит о категоризации инвесторов, речь идёт о тестировании этих инвесторов и определении качества этого инвестора для того чтобы дать ему возможность инвестировать, либо не давать такой возможности, либо ограничивать в сумме инвестирования.
Вполне считаю разумным, чтобы вот эти нормы надо бы синхронизировать и в этом законе, регулирующем электронные платформы.
В принципе, это очень близкие по себе вопросы, и поэтому ваше предложение, я думаю, также является разумным, с точки зрения синхронизации разных законов, но определяющих работу на примерно одних и тех же рынках.
Председательствующий. Спасибо.
Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г. Спасибо.
Анатолий Геннадьевич, в конце марта Совет при президенте по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства раскритиковал законопроекты о цифровых платформах, а также и эксперты не поддержали данные законопроекты, которые мы сейчас обсуждаем.
Скажите, пожалуйста, разработчиками были приняты во внимание те замечания, которые, на которые указывали? Если да, то какие? И будут ли приняты? Спасибо.
Аксаков А. Г. Ну, во-первых мы имеем положительное заключение правительства, администрации президента и ряда других организаций, которые поддерживают данный законопроект и просят нас быстрее его принять.
Во-вторых, конечно, много замечаний. Есть замечания и у правительства, есть замечания и у администрации, и мы очевидно на комитете все эти замечания будем внимательно рассматривать при подготовке законопроекта в первом, во втором чтении.
Более того, скажу, что уже сегодня в 17.30 всех приглашаю, будет экспертный совет, который как раз этот законопроект будет рассматривать с участием экспертов, государственных институтов, и мы уже начинаем в принципе подготовку ко второму чтению.
То есть работа с замечаниями ведется, и всё, что будет полезно, обязательно будет учитываться.
Председательствующий. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Присаживайтесь.
Будут ли желающие выступить? Не вижу. Нет.
Тогда переходим к голосованию.
Ставится на голосование 18-й вопрос - проект федерального закона "О совершении сделок с использованием электронной платформы". Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 40 мин. 55 сек.)
Проголосовало за 361 чел 80,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 361 чел.
Не голосовало 89 чел 19,8 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Ставится на голосование 19-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О совершенствовании сделок с использованием электронной платформы". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 41 мин. 28 сек.)
Проголосовало за 365 чел 81,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 365 чел.
Не голосовало 85 чел 18,9 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments