leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законопроект первого чтения о налогообложении резидентов ТОР и Владивостока

Законопроект первого чтения о налогообложении резидентов ТОР и Владивостока – Илья Трунин Создано 108 территорий Два млрд льгот по налогу на прибыль
20. 715756-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 2844 Налогового кодекса РФ» (в части совершенствования налогообложения резидентов территорий опережающего социально-экономического развития)
Документ внесен правительством 22.05.19.
Представил замминистра финансов Илья Трунин.
Член комитета по бюджету и налогам Галина Данчикова.
Законопроектом предлагается:
- исключить положительные курсовые разницы из расчета доли 90 % доходов, полученных при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития либо свободного порта Владивосток (далее – соглашения) и учитываемых для возможности применения резидентами указанных территорий пониженных ставок по налогу на прибыль организаций (по аналогии с уже действующим механизмом для участников региональных инвестиционных проектов);
- исключить курсовые разницы из расчета первой прибыли, декларирование которой будет являться началом льготного исчисления срока для применения резидентами указанных выше территорий пониженных ставок по налогу на прибыль организаций.
ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль организаций.
Первое чтение 344 0 1 13:53

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению 20-го вопроса.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2844 Налогового кодекса Российской Федерации".
Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации Илья Вячеславович Трунин.
Пожалуйста, Илья Вячеславович.
Трунин И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации. Спасибо большое, Иван Иванович. Добрый день!
Уважаемые депутаты, правительство предлагает вашему вниманию внесение изменения в Налоговый кодекс, в статью 284.4, и оно направлено на то, чтобы исправить одну техническую неточность, которая сейчас существует в порядке применения налоговых льгот резидентами территорий опережающего развития и резидентами свободного порта Владивосток.
Напомню, что для этих специальных территориальных налоговых режимов действует налоговая льгота по налогу на прибыль, для применения которой установлен ряд условий.
Во-первых, эта льгота применяется в течение определённых сроков с момента получения первой прибыли от реализации инвестиционного проекта.
Второе, чтобы пользоваться этой льготой, необходимо, чтобы доходы от реализации инвестпроекта составляли не менее 90 процентов всех доходов организации.
Вместе с тем у нас в составе доходов, учитываемых по налогу на прибыль, есть доходы в виде положительных и отрицательных курсовых разниц. В одном случае они увеличивают доходы, в другом случае уменьшают. Возникают они, если у налогоплательщика есть валютные кредиты, и при изменении курса он либо выигрывает, либо проигрывает, либо платит налог, либо уменьшает свои налоговые обязательства. При определённых условиях это может приводить к тому, что он раньше времени начнёт пользоваться льготой, не имея дохода от своего основного бизнеса, или, например, потеряет право на её использование, поскольку его отрицательные переоценки уменьшат долю доходов, получаемых от инвестпроекта.
Правительство предлагает это исправить и по аналогии с тем режимом, который сейчас у нас действует, например, для Калининградской области, где примерно такие же условия установлены, не учитывать доходы в виде положительных и отрицательных курсовых разниц при определении права и сроков на получение налоговых льгот для резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.
Просим поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Илья Вячеславович, присаживайтесь. С содокладом выступает Галина Иннокентьевна Данчикова. Данчикова Г. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 2844 Налогового кодекса Российской Федерации, которые направлены на совершенствование механизма предоставления налоговых преференций для налогоплательщиков - резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и налогоплательщиков - резидентов свободного порта Владивосток.
В целях применения названной статьи Налогового кодекса уточняется использованное в ней понятие "первая прибыль", при исчислении которой предлагается не учитывать внереализационные доходы и внереализационные расходы в виде курсовых разниц, предусмотренных пунктом 11 части второй статьи 250 Налогового кодекса и пунктом 5 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса, при соблюдении условий, дающих право применять пониженные ставки в соответствии со статьей 284.4 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе условия о том, что доходы от деятельности резидентов, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, либо на территории свободного порта Владивосток, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Законопроектом предлагается не учитывать внереализационные доходы в виде положительных курсовых разниц, предусмотренные пунктом 1 статьи 2... извините, части 2 статьи 250 Налогового кодекса по аналогии с действующим механизмом для участия проектов региональных инвестиционных проектов.
Счётная палата замечаний по данному проекту не имеет. Комитетом по бюджету и налогам данный законопроект рассмотрен, и просим поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Галина Иннокентьевна.
Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. Альшевских А. Г. Спасибо.
Илья Вячеславович, вот в пояснительной записке сказано, что предлагаемые изменения направлены на расширение числа резидентов. Скажите, пожалуйста, спрогнозировали, есть прогноз, насколько это увеличение вы планируете, сколько это будет?
Трунин И. В. Мы расширение планируем через отсутствие необоснованного сокращения. Потому что откуда возник законопроект? Стали поступать результаты первой правоприменительной практики и вот возник такой вопрос, что формально инвестпроект не начался либо он начался, но доходы от собственной реализации инвестпроекта попадают под установленные критерии, но из-за того, что есть отрицательная или положительная переоценка, формально организация прекращает получать возможность быть резидентом. Вот чтобы это исключить, мы согласны, что это абсолютно необоснованно, мы предложили этот законопроект.
Расширение количества, увеличение количества резидентов, оно происходит, и в том числе благодаря этому законопроекту, я надеюсь, что это будет происходить. Насколько - пока сказать сложно. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Катасонов Сергей Михайлович. Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Уважаемый Илья Вячеславович, всё-таки в данном законопроекте вы планируете убрать из доходной части только внереализационные доходы от разницы курса или речь идёт о любых внереализационных доходах предприятия? Потому что сейчас мы вот только курс поправим, завтра другие виды деятельности, неосновные, они тоже скажут, что это не является элементом инвестпроекта, мы опять придём. Может быть, есть смысл вообще тогда во внереализационных доходах?
И пример про кредит - не совсем понятно. Это речь идёт о внереализационных расходах, наверное, когда кредитование валютное? Всё-таки здесь речь идёт об остатках, наверное, на счетах, ещё какие-то вопросы, если о доходах внереализационных идёт.
Трунин И. В. Сергей Михайлович, нет, другие внереализационные доходы мы не рассматриваем, они как раз должны считаться, как они считаются. Мы говорим о том, как... ну, в какой момент должен щёлкать, собственно, вот этот выключатель - начало применения льготы, окончание применения льготы. И мы же это всё обсуждали, когда обсуждали льготы для Калининграда, для свободной экономической зоны Калининграда.
И мы смотрели всё, что может так или иначе этому препятствовать, нашли, что курсовые разницы действительно по валютным кредитам могут приводить к таким нежелательным последствиям, мы там это убрали. Предлагаем это сделать и здесь, в другие внереализационные доходы, там реализация, например, имущества.
Ну эти, собственно, доходы, они не должны льготироваться в рамках общих льгот по инвестиционному проекту и в то же время должны учитываться при каких-то определениях основных базовых параметров.
Что касается, по каким обязательствам и активам считать курсовые разницы, ну просто валютные кредиты, кредиты, выраженные в иностранной валюте - это наиболее такой ярко выраженный пример, когда эта ситуация возникает.
Остатки на счетах то же самое, естественно. Если у организации и у налогоплательщика есть остатки в иностранной валюте, их переоценка также приводит либо к доходам, либо к расходам. Если курс растёт, то, соответственно, остатки на счетах - это дополнительные доходы и снижаются только расходы. По кредитам это наоборот - это обязательство, там ровно противоположная ситуация.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич.
Черкасов К. И., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович.
Вопрос к Илье Вячеславовичу. Илья Вячеславович, ведь в принципе эти зоны создавались для того, чтобы территории... для того чтобы увеличивать количество рабочих мест и, соответственно, увеличивать потом и в плане налогооблагаемой базы.
Вот с точки зрения макроэкономики, скажите, на какие показатели вы планируете выйти в 2022-2023 годах и какие отрасли наиболее, на ваш взгляд, перспективные и принесут те ожидания, которые мы в целом в рамках этой работы ждём?
Трунин И. В. Кирилл Игоревич, спасибо за вопрос.
Да, действительно эти территории опережающего развития и такие особые зоны в виде свободного порта Владивосток направлены на развитие экономики, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа.
Напомню, что сейчас, если мы не берём новые особые территории опережающего развития, то создано 108 таких территорий, из них 19 на территории Дальневосточного федерального округа и, соответственно, есть один свободный порт Владивосток с разными участками.
Сейчас 723 резидента всех территорий опережающего развития зарегистрировано, порядка тысячу 300 резидентов свободного порта Владивосток.
И напомню, что в связи с принятием решения о создании территории опережающего развития в моногородах, их также количество увеличивается. Поэтому и количество инвестпроектов, реализуемых в ТОРах, и количество резидентов, а, соответственно, количество, сумма получаемой их прибыли будет расти.
Насколько, покажет время и наш законопроект, который мы сегодня обсуждаем, он должен создать дополнительные стимулы для этого и государство тратит достаточно большие деньги в виде недополученных доходов на поддержку таких резидентов. Например, только по ТОРам (Территориям опережающего социального-экономического развития) за 2018 год бюджеты недополучили порядка 2 миллиардов рублей в виде льготы по налогу на прибыль, это прямой объем поддержки таких резидентов. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Кузьмин Андрей Альбертович. Кузьмин А. А., фракция ЛДПР. Спасибо.
Илья Вячеславович, вопрос такой. Вот ограничение в 90 процентов это не послужит ли оттоку резидентов, то есть вот такой рубеж 90-процентый, может быть, его меньше можно сделать от всех доходов?
Трунин И. В. Андрей Альбертович, ну сейчас это работает, ведь концепция, когда принималась в 2013 году сначала региональных инвестиционных проектов, потом то же самое было перенесено в территории опережающего развития, что мы даем льготу по всей прибыли резидента, не разбираясь там, что, с чем связано, но доходы от реализации инвестпроекта должны составлять не менее 90 процентов от всех доходов, это вот такая концепция. Может, она говорит о том, что мы не лезем в раздельный учет, не пытаемся соотнести вот эти доходы - ты получил от этого, от этого, поэтому льготируется, это не льготируется, а просто считается общий объем доходов и на весь объем доходов предоставляется льгота. С этой точки зрения 90 процентов используется в нескольких частях, в нескольких объектах для предоставления льгот в Налоговом кодексе и, в общем, достаточно хорошо себя зарекомендовало.
Сейчас правительство обсуждает другой подход в рамках и специальных инвестиционных контрактов, в том числе, где пойти на раздельный учет, то есть в рамках модернизации производства, если есть инвестпроекты и на него давать льготу. Я думаю, правительство с этим выйдет и посмотрим, если это будет одобрено, как это будет работать уже в таком виде.
Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить.
Тогда переходим к голосованию. Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 53 мин. 27 сек.)
Проголосовало за 344 чел 76,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 345 чел.
Не голосовало 105 чел 23,3 %
Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments