leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 25.06.14 заявления от фракций

Стенограмма пленарное заседание ГД 25.06.14 заявления от фракций Вячеслав Никонов Олег Нилов Вячеслав Володин Николай Харитонов
Слово предоставляется Никонову Вячеславу Алексеевичу, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Никонов В. А., председатель Комитета ГД по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, дорогие друзья, уважаемые коллеги!
"Любое правительство начинается с обучения молодёжи". Как вы думаете, кому принадлежит эта цитата? И ни Ленину и даже ни Черчиллю. Эта цитата принадлежит Пифагору.
Ещё тогда люди поняли, что, на самом деле, любое правительство начинается с обучения молодёжи.
Вчера в этом зале я видел многих коллег на парламентских слушаниях, которые были посвящены проблемам школьного образования. Важнейшие вопросы, по которым, как мне кажется, у нас существуют межфракционные разногласия, но, по которым нам легче всего выработать общую позицию.
И эта общая позиция будет в тех рекомендациях, которые мы готовим сейчас по итогам слушаний и эта позиция, на мой взгляд, важна для всех нас, сидящих в этом зале, безотносительно того, к какой фракции мы принадлежим.
Что будет в этих рекомендациях, о чём вчера шла речь. Первое - кадры. Образование - это люди, люди, которые учат и люди, которые учатся. С этой трибуны тогда от министра ещё образования и науки мы слышали цифру: нехватка педагогических кадров в школах 1 процент.
Вчера мы услышали совершенно другие цифры, в том числе цифры о том, что только 52 процента школ полностью укомплектованы педагогами, что у нас есть 300 учителей физкультуры, которые преподают информатику. У нас действительно приблизительно четверть, на четверть не укомплектован педагогический состав, если люди не будут преподавать на две, а то и на три ставки.
Вопрос кадров, он ключевой и это, прежде всего, вопрос молодёжи, которая должна прийти или не прийти в систему школьного образования, а это вопрос, связанный во многом с заработными платами для тех молодых людей, которые закачивают педагогические вузы. Кстати, в 2018 году у нас рекордно низкое количество студентов закончило педагогические вузы, из них только треть в лучшем случае придёт в школы и значительная часть из тех, кто придёт, не останется в школах.
И отсюда второй вопрос, о котором вчера говорили и который, мне кажется, получил адекватное разрешение - это заработная плата педагогов, заработная плата учителей.
Действительно для того, чтобы соответствовать вот этой планке средней по региону, учителя вынуждены преподавать значительно больше, чем они должны, мы говорили и о двух, и о трех ставках. Но при этом надо отметить, что для молодого преподавателя даже это не панацея, потому что он получает очень мало денег. На этой трибуне вчера стояли молодые педагоги, которые получают и по 15 тысяч рублей и по 17 тысяч рублей, работая на две ставки.
Мы вчера договорились с министром просвещения о том, что мы будем поддерживать формулу базовой ставки по образованию в школах на уровне 70 процентов от региона, а в перспективе 70 процентов от средней по нашей стране. Это базовая ставка позволит уже молодым педагогам получать более достойную зарплату, хотя, конечно, проблему не решит, но это надо решать в комплексе.
Третья проблема, о которой вчера говорили и по которой тоже у нас есть согласие - это проблема малокомплектных школ. У нас больше сельских школ в стране, чем городских, притом том, что сельское население это четверть, но тем не менее это четверть людей, которые тоже нуждаются в образовании на уровне XXI века.
Есть поручение Президента Российской Федерации дать нормативное определение тому, что такое малокомплектная школа, до сих пор этого не сделано. Если мы этого не сделаем, мы будем сталкиваться с очень большими проблемами. Проблема, в первую очередь, заключается в том, что сейчас позиция Министерства финансов Российской Федерации заключается в том, что финансирование малокомплектных школ региональными властями является неэффективными расходами, а в ряде случае это рассматривается и как нецелевые расходы, это значит, что малокомплектные школы в перспективе будут обречены. Этого допустить, ни в коем случае нельзя, поскольку, если нет школы, вы знаете, нет и населенных пунктов.
Поэтому очень важно действительно добиться определения нормативного малокомплектных школ, причем с учетом региональной специфики.
Это не может быть одна картина для сибирских регионов и для Москвы. Ясно, что должны быть очень чётко установленные и нормативы, и финансирование малокомплектных школ, притом исходящие из этой региональной специфики, а не из каких-то общих показателей, связанных с эффективностью расходования бюджетных средств.
4-й вопрос, по которому было тоже полное согласие.
Педагог должен преподавать. Он не должен заполнять бесконечные формы, он должен работать с детьми. Образовательные организации не должны заполнять бесчисленное количество форм и сталкиваться с колоссальным объёмом проверок.
Да, мы добились в значительной степени того, что стали меньше "кошмарить" бизнес, но кому-то "кошмарить" надо, и, к сожалению, вот этот вал "кошмарения", он переместился в образовательные организации, в детские сады, в школы, и, к сожалению, это проблема вот дебюрократизации, проблема излишних проверок, она не решена.
Какова может быть и будет, я думаю, солидарная позиция Государственной Думы?
Ну, во-первых, и Министерство просвещения уже с этим согласно, максимально сократить, собственно, количество отчётных документов, оно уже сведено сейчас министерством до четырёх. Но существует огромное количество других организаций, которые тоже запрашивают информацию.
Так вот необходимо предусмотреть, может быть, законодательно, что никакая организация не имеет права требовать от школ, детских садов информации, кроме той, которая в обязательном порядке в соответствии с законом уже находится и должна быть на сайте этой образовательной организации. То, что там есть, и достаточно. Если у кого-то есть любопытство в отношении организации, идите на сайт, смотрите, запрашивать дополнительные документы не надо.
Что касается проверок, то все эти проверки могут вполне осуществляться в очень короткий временной отрезок перед началом учебного года, в августе, и в остальное время школы должны быть свободны от этих проверок.
Кроме того, нет, наверное, такого директора школы, за исключением, может быть, нескольких регионов, которые бы сейчас не были под штрафными санкциями за то, что они не выполняют те или иные санитарные или другие нормы.
И вот Сергей Иванович приводил пример о том, что в Смоленской области в небольшой малокомплектной сельской школе директора оштрафовали за то, что там нет забора, как требуют сейчас нормы, связанные прежде всего с безопасностью. Но там никогда этого забора не было, он вероятно там и не нужен. И вот эта чрезмерная регламентация, которая только заставляет наших директоров хитрить, и которые вводят их и разорение по существу, потому что они сами отвечают за выполнение тех норм, которые являются избыточным.
Мы вчера говорили не только об учителях. Мы говорили и об учениках. Мы говорили о здоровье учащихся, о том, что надо добиться реализации тех решений, которые мы здесь принимали, которые здесь прозвучали о питании, здоровом питании для всех учащихся начальных классов.
Невозможно обеспечивать качество высокого образования, если дети учатся во вторую смену. Президент поставил задачу ликвидации второй смены, но, к сожалению, сейчас все нормативные документы, в том числе проект "Образование", исходят из того, что к 2024 году мы только ликвидируем третью смену. А вторая смена при нынешних траекториях финансирования будет существовать ещё и до второй половины XXI века, потому что сейчас 13 процентов учащихся учатся во вторую и третью смену. И эта цифра не сократилась с того момента, как мы начали этим заниматься, Ну, и, конечно, самое важное, наверное, это то, что должна быть стратегия развития образования. Мы приняли закон "О стратегическом планировании", но до сих пор нет закона о стратегии развития образования и науки. И может быть поэтому сфера образования, о чём говорит комитет постоянно, недофинансирована. К сожалению, по расходам ВВП, образования мы занимаем только 98 место. Этого быть не должно.
Спасибо.
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги! Международная политика уже много лет является приоритетом номер 1, и большую часть времени президента, МИДа, многих депутатов, сенаторов занимает именно эта повестка. На многих федеральных средствах информации большую часть опять-таки занимает повестка международных отношений, и огромное количество граждан, как в той поговорке, ругается, плачет, но продолжает смотреть многочисленные ток-шоу, где порой русофобам уделяется гораздо больше времени и возможностей, чем многим депутатам, которые здесь сегодня и каждое заседание говорят о проблемах региона или отрасли.
Что делать? Конечно, без этого сегодня не обойтись, идет война, в том числе и пропагандистская. Но одновременно с этим проблемы межнациональных отношений, в том числе и в особенности внутренних отношений, они, знаете, как-то отошли и вроде бы остаются на втором плане. Хотя по своей сущности, по опасности, не дай бог, каких-то межнациональных столкновений мы понимаем, мы знаем, что это главная угроза для страны, для общества, для народов России. Посмотрите участившиеся только резонансные преступления последнего месяца: насилия, убийства, убийства. И здесь поднимается действительно волна протестов со стороны разных представителей, представителей разных диаспор.
Что я предлагаю по этому поводу? Конечно, коллеги, против этих волн должны противостоять и работать не просто агентства по делам национальностей.
У нас когда-то, давайте вспомним, был Совет национальностей Верховного Совета, полный Совет национальностей, который в 1991 году, ну, взял и стал сенатом. И туда пришли сенаторы, да, они представляют территории. Но представляют ли они сегодня народы России, решают ли они эти проблемы? Сомневаюсь. У нас тоже здесь нет такого мощного комитета, таких мощных сил, которые бы эти вопросы профилактировали. Да, мы их поднимаем, когда, что называется, случится что-то страшное. Но профилактики нет, нет бюджета у агентства, нет кадров. Баринов, коллега, три заместителя, ну и небольшое количество штата. А проблема колоссальнейшая.
Конечно, профилактика преступности, вот о тех случаях вопиющих, которые прозвучали только на последних неделях, у нас огромная армия МВД, Росгвардии, силовиков. А где, извините, участковый Анискин, где вот этот Золотухин, который хозяин тайги? Он сегодня общается с людьми, он занимается профилактикой? Он вот эти вопросы хотя имеет возможность физическую понять? Нет. В большинстве сёл просто нет участкового вообще давно. 3 тысячи в городах, попробуйте вы пообщайтесь с кем-то по 5, по 10 минут с 3 тысячами, и вот вам результат.
Наши предложения вы не слышите. Мы предлагали принять отдельный закон о муниципальной милиции, где вот такой участковый был бы только на это дело поставлен, да ещё и выбирался бы местным населением, потому что если нет ему доверия, если нет результатов, его не выберут наши люди. Давайте другие предложения, но профилактику как в борьбе с любым пожаром нужно начинать вот с этого, с работы с людьми и общения.
Конечно, есть другие варианты решения проблем межнациональных. Посмотрите экраны телевизоров, кем заполнены, ну кроме политических ток-шоу. Многочисленные звезды, многочисленные, там, "герои" различных гламурных сообществ. Вот они там присутствуют.
Где представители наших народов? Есть у них возможность сегодня быть на экране? Есть у них возможность представить свою культуру, историю, традиции? Абсолютно недоступны стали наши экраны для этих наших еще существующих и диаспор, и коллективов творческих, исторических и так далее, и так далее.
Наш фестиваль "Добровидение" сейчас опять будем делать мы с вами, да, что называется на общественных началах. Я к вам ко всем обращаюсь о поддержке, да, потому что возможностей у наших официальных органов нет.
Нет в том числе, если нет возможности платить зарплату учителям, конечно же, откуда будут деньги на вот эту массовую культурную просветительскую работу среди многочисленных наших народов.
Вячеслав Викторович, сегодня открыли с Вами выставку, которая вот сейчас на втором этаже начала свою работу.
Не было возможности выступить от имени фракции, поэтому сейчас разрешите я пару слов скажу о том, с чем не могу согласиться.
Вот сегодня здесь в очередной раз нам представили вариант развития России на ближайшие десятилетия, может быть и дальше. Через урбанизацию. Во главе, на самых главных полотнах этой выставки написано, что главное средство в борьбе, в конкурентной борьбе за человеческий капитал - это городская инфраструктура, благоустроенная, привлекательная удобная.
С кем конкурировать, Вячеслав Викторович? Это, конечно, Москве, Петербургу, другим городам-миллионникам, им конкурировать с кем, с селом? Вот с этими малыми городами, которые высыхают на глазах как река Волга?
Конечно, давайте создадим тогда условия для этой конкуренции. Давайте дороги сначала в села и малые города проложим.
Давайте создадим там условия для того, чтобы там был и газ, и ипотека под 6-8 процентов для построения своего дома, конечно, школа, клуб и так далее, и так далее. Вот тогда это будет здоровая конкуренция.
К чему сейчас приведёт эта конкуренция? Мы ещё десятки тысяч деревень оставим без населения, только пенсионеры. Мы и малые города вот по этому же пути пустим.
А самый главный вопрос - о зарплате.
Я поддержу коллегу Никонова.
Вот по итогам общения президента, конечно, самый главный вопрос резонансный был: почему так происходит, почему может быть зарплата 11-15 тысяч и 50-70 тысяч в одной и той же отрасли. Только потому, что кому-то не повезло родиться и жить в сельской территории, а кому-то повезло вот быть в этом мегаполисе. Ну так не должно быть.
Коллеги, вот моё предложение - давайте этот вопрос рассмотрим и решим его справедливо.
Скажите, военный, прокурор, судья получает зарплату независимо от того, где он служит или работает? Независимо. А почему тогда учитель, врач, библиотекарь, пожарный, они получают в разы разную зарплату, и это, ещё раз говорю, бюджетники? Вот этого не должно быть, вот давайте здесь создадим равные условия, конкурентные, во всяком случае, для всех бюджетов.
Ну а теперь про заработную плату.
Конечно, 11-15 тысяч - это не зарплата, это вообще, коллеги, тормоз на пути к любому прорыву. Никакой экономический прорыв с такой зарплатой быть не может. На что завязана эта зарплата? На потребительскую корзину. Вот он главный тормоз.
И под этот тормоз мы завтра - 26-го числа (вот как раз в день рождения Геннадия Андреевича Зюганова) подложим бомбу, такую очистительную и позитивную бомбу. Состоятся слушания в Малом зале, куда я вас всех приглашаю, где будет представлена альтернативная корзина потребительская в Российской Федерации с в разы увеличенным количеством статей и стоимость привязана к реалиям сегодняшних цен и тарифов - 31 тысяча.
Благодарю Совет и Вячеслава Викторовича за то, что эта работа была проделана по заказу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", но учеными академических вузов Москвы и России. Всех приглашаю. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Анатольевич. Думаю, что ни у кого нет сомнений, что надо развивать и города, и наши сёла.
А что касается сельских территорий, мы с вами многое сделали, для того чтобы появилась программа, государственная программа, и её президент поддержал, и у нас с вами со следующего года будут развиваться сельские населенные пункты, программа предусматривает это.
А что касается строительства жилья, если для жителей городов вы знаете, сколько ипотека стоит, для жителей села со следующего года ипотека будет стоить значительно дешевле. Вот какой процент, Олег Анатольевич? Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Вот от 0,1 процента до 3 процентов. Это первое.
Второе. Мы с вами когда обсуждали здесь доклад Центрального банка, настояли на том, чтобы первоначальный взнос был уменьшен. Какой первоначальный взнос по обычной ипотеке? Сергей Иванович Неверов, я, конечно, понимаю, у вас вот есть жажда подсказать, потому что вы знаете, потому что вы занимались, ну дайте ответить коллеге. Коллега вам возьмет и скажет, а сколько будет?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Давайте учить матчасть, понимаете, давайте не вводить в заблуждение людей, 10 процентов будет, коллеги. Вот, о чем речь идет.
Поэтому когда мы говорим о развитии городов, надо заниматься. Причем необходимо принимать стандарты комплексного развития, чтобы города соревновались за людей, чтобы человек был во главе, чтобы комфортная среда формировалась вокруг каждого человека, ушли в прошлое "коробки", "хрущевки", стандарты другие чтобы были заданы, это важно.
Но также важно заниматься сёлами. И по этой причине нам необходимо реализовывать госпрограмму развития сельских территорий, о чём Кашин постоянно говорил, о чём коллеги по другим фракциям говорили. И Сергей Иванович Неверов почему вот вам подсказывает? Потому что он этим живёт, занимается этим вопросом. Нам действительно удалось решить такую непростую тему, а в госпрограмме по развитию сельских территорий какие средства будут выделяться под максимум 3 процента, от 0,1 до 3, есть дифференциация также по регионам. Вот, допустим, Саха (Якутия), какая сумма будет выделена по Саха (Якутия) на одного заёмщика, какая будет выделена по Ленобласти, которую вы представляете?
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Хорошо. Президент пошёл вам навстречу, именно эта цифра зафиксирована. А в Саха (Якутия) какая? Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Правильно. И это решено. Коллеги...
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Зайдите к Неверову, он вам материалы все и решения предоставит.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. А вот это уже второй вопрос - контроль и эффективная реализация от нас зависят.
Пожалуйста, Николай Михайлович Харитонов, по ведению.
Кстати, коллеги, это будет отражено в бюджете, который мы будем рассматривать.
Учитывая, что мы с вами завершаем рассмотрение политической повестки, вопросы актуальные, для информации: наша делегация выдвинула на должность заместителя Председателя ПАСЕ Слуцкого Леонида Эдуардовича. (Аплодисменты.)
И если сейчас регламентный комитет в течение 24-х он должен рассмотреть обращения все этих деструктивных сил, которые в ПАСЕ собрались, представляя ряд стран, которые злобой дышат, отметёт эти все... хочется слово подобрать, но обижать никого не хочется, ненужностей, которые в рамках работы Парламентской ассамблеи просто делают эту структуру местом не для обсуждения вопросов. Вот если всё это будет урегулировано, то завтра уже, возможно, по кандидатуре Слуцкого состоится голосование.
Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович. Жириновский В. В., руководитель фракции ЛДПР.
Я бы предложил более кардинально поставить вопрос, а почему бы нам не рекомендовать Леонида Эдуардовича Слуцкого на должность председателя ПАСЕ, с постоянным проживанием в городе Страсбурге.
Председательствующий. Мы не можем не только этого допустить, даже помыслить не можем, Владимир Вольфович, потому что нам крайне важно, чтобы в Государственной Думе председателем Комитета по международным делам был человек с такими качествами, как Слуцкий. Незаменимых, понятно, нет, но думать надо вначале о работе в Государственной Думе, а затем уже о Парламентской ассамблее.
Пожалуйста, Николай Михайлович. С аргументом согласились, Владимир Вольфович? У вас нет пока ещё подготовленного человека для того, чтобы от фракции заменить Слуцкого на посту председателя Комитета по международным делам.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Вот видите, что предлагает оппозиционная фракция, опять тот же коллега Нилов Олег Анатольевич, он предлагает вас туда отправить председателем комитета.
Вот, Олег Анатольевич, вы начали с изучения вопросов села, а закончили, видите, какими вопросами? Это всё говорит о том, что нам от фракций нужно всё-таки, чтобы выступали руководители фракций либо их первые заместители.
Пожалуйста, Николай Михайлович Харитонов.
Харитонов Н. М., председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, чтобы говорить о селе, село надо слушать, слышать и видеть.
Вот мы вчера проводили "круглый стол" по народному образованию, вот чтобы понять окончательно, что необходимо селу: деньги либо нравственность, либо духовность, надо вот в этом зале дня на два, на три пригласить со всей России, на текущий момент состояние души и тела, возможностей.
Перед войной в сельской местности жило порядка 75 процентов населения страны и именно это население практически делало перелом в решении всех вопросов. Прекрасно понимаете, в какое время и в каких условиях жили люди того поколения. Так почему мы сегодня всё сводим к деньгам?
Правильно Нилов говорит, сегодня на телевидении надо показывать с утра до вечера не эти ток-шоу, как живёт человек на селе, о чём говорит, в каких условиях? Вот тогда мы, может быть, поймём, где этот золотой ключик к счастью всего населения страны и в какой среде? Село, надо "круглый стол", если хотим мы понять, вот давайте запланируем и проведем в этом зале, и послушаем.
Председательствующий. Спасибо, Николай Михайлович.
Но вы согласны с тем, что вчерашние слушания у нас состоялись достаточно продуктивно, хорошие? Вот с этого надо начинать.

позже

По ведению Харитонов Николай Михайлович.
Харитонов Н. М. Если Жириновский не ушел, то к нему обращаюсь, к человеку, который ни дня на живом производстве не работал, а я работал. В советское время был лозунг: "Будет хлеб - будет и песня!". А рожденный на перине рожденного в соломе никогда не поймет. Поэтому прошу больше никогда замечаний не делать, вы ни дня не работали на живом производстве, а народ в то время на работу и с работы ехал с песней. Кто жил и работал в то время, подтвердят, сидящие в этом зале. А вы ни дня не работали на живом производстве.
Председательствующий. Коллеги!
Из зала. (Не слышно.)
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Уважаемые коллеги, посмотрите, вот вам политическая культура и верх политической культуры, когда оппоненты выясняют за столом в буфете отношения. Видите, какой путь прошла политическая система. А с чего начиналось, а что было, вспомните. Вот даже некоторые депутаты фракции ЛДПР повскакивали с мест. Почему? Влияние телевидения. То, что насмотрелись в детстве. А лидер-то? Видите, как, обнял своего оппонента, и повёл убеждать. А вы думали, кулаками махать. Другое время, товарищи.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments