leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Минпросвет Ольга Васильева рассказала сенаторам про образование

Минпросвет Ольга Васильева рассказала сенаторам про образование
9. Правительственный час «О ходе реализации национального проекта «Образование»
Министр просвещения Ольга Васильева
Чтобы игра в шахматы с 1 по 4 класс была обязательной.
Учительских династий много.
Школы не могут выходить в социальные сети во время уроков. В Турции школьный Интернет.
Ольга Ковитиди. Просьба внести изменения в приказ чтобы проект Образование мог работать на территории Крыма.
Постановление 139 0 0

Стенограмма 461-е пленарное заседание СФ 26.06.14
Коллеги, продолжаем нашу работу. Переходим к рассмотрению девятого вопроса – вопроса "правительственного часа" "О ходе реализации национального проекта "Образование".
По данному вопросу на заседании присутствуют Светлана Юрьевна Орлова, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, Марина Николаевна Ракова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Андрей Викторович Николаев, заместитель Министра просвещения Российской Федерации.
Так что, коллеги, когда будете задавать вопросы, можно их задавать с учетом участия приглашенных.
Предлагается традиционный порядок рассмотрения: выступление Министра просвещения Российской Федерации Ольги Юрьевны Васильевой (до 15 минут), далее – ответы на вопросы, выступления аудитора Счетной палаты, сенаторов.
Коллеги, нет возражений против предложенного порядка? Нет. Принимается.
Слово предоставляется Министру просвещения Российской Федерации Ольге Юрьевне Васильевой.
Ольга Юрьевна, пожалуйста, Вам слово.
О.Ю. Васильева. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Я благодарна за возможность выступить и рассказать о первых результатах реализации национального проекта "Образование".
Хочу напомнить, что среди двух главных целей национального проекта "Образование" – увеличение нашей глобальной конкурентоспособности, вхождение общей школьной системы образования в десятку лучших. И вторая цель – это воспитание гармонично развитой, социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических, национальных, культурных традиций.
На реализацию проекта на протяжении всех шести лет предполагается выделить 784 млрд рублей. На реализацию проекта только в 2019 году выделяется 106 млрд рублей.
Когда формировался проект (и вы знаете, уважаемые сенаторы), мы привлекали экспертные группы, мы привлекали региональных представителей – от чиновников высшего звена до наших дорогих педагогов на местах.
И хочу поблагодарить всех коллег из Совета Федерации, особенно из профильного комитета, за ту помощь, которую вы оказали нам при разработке национального проекта.
Хочу остановиться на мероприятиях каждого из 10 федеральных проектов, которые входят в понятие "национальный проект "Образование".
Итак, самый большой и самый известный вам – это федеральный проект "Современная школа", направленный на введение в школах новых учебных мест, повышение у детей мотивации к обучению, а также обновление содержания и методов преподавания таких дисциплин, как "Технология".
Что планируется в рамках этого проекта? Создать условия для того, чтобы навсегда искоренить третью смену в четырех регионах (мы должны это закончить к 2021 году), – на сегодня это республики Бурятия, Дагестан, Ингушетия и Чеченская Республика. Создать 16 тысяч новых мест в общеобразовательных школах, расположенных в сельской местности.
По итогам первого года двухлетнего цикла строительства 32 объекта на 24 тысячи мест уже введены в эксплуатацию, еще 50 объектов на 40 тысяч мест находятся сейчас в разной степени готовности, но будут введены до конца 2019 года.
В текущем году благодаря новому направлению федерального проекта завершается строительство восьми школ в сельской местности на 1 тысячу мест и… 19 объектов на 8 тысяч мест для ликвидации обучения в третью смену.
Отдельные мероприятия проходят в 800 организациях, которые осуществляют образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам. Здесь мы оформляем материально-техническую базу, и уже в 2019 году 230 таких школ получат поддержку, и уже получили и приступили к обновлению всей материально-технической базы.
Также к 2024 году запланировано в рамках национального проекта "Образование" создание в 16 тысячах сельских школ (на сегодняшний день, коллеги, у нас 23,5 тысячи сельских школ) и в малых городах материально-технических центров коллективного пользования для реализации образовательных программ цифрового гуманитарного профиля. И мы хотим создавать по 2 тысячи центров в год.
Следующий федеральный проект – "Успех каждого ребенка". Успешная реализация федерального проекта позволит к 2024 году охватить дополнительным образованием 80 процентов наших детей. При этом 25 процентов наших детей должны обучаться по общеобразовательным программам естественно-научной и технической направленности. И Это объективно, потому что мы должны сделать действительно большой научно-технологический прорыв.
Также в рамках этого проекта оказывается поддержка всем региональным мероприятиям по обновлению инфраструктуры дополнительного образования. К 2021 году в рамках проекта будет создано 900 тысяч новых мест дополнительного образования, в том числе в сельской местности. В этом году мы вводим в работу чуть больше 150 тысяч таких мест в четырех регионах, где было самое большое отставание по достижению целевого охвата дополнительным образованием.
Только перечислю кратко. У нас планируется в каждом населенном пункте, где численность составляет 60 тысяч человек, создать кванториумы – всего 245 на территории Российской Федерации к 2024 году, а также 100 центров, которые реализуют дополнительные общеобразовательные программы вузов. Напомню, что кванториумы существуют уже в 62 регионах страны. И еще 25 технопарков появится в этом году. И мы считаем, что 78 из 83 регионов – это хорошая цифра охвата кванториумами в текущем, 2019 году.
Что еще мы планируем к 2024 году? Мы планируем охватить суммарно 6 миллионов наших школьников, в том числе проживающих в сельской местности, в малых городах и труднодоступных территориях… Через какие средства мы стараемся это сделать? Через мобильные средства, мобильные кванториумы. 16 первых лабораторий поедут в села уже в сентябре этого года, а к 2024 году таких передвижных станций будет 340. И уже сегодня практически все сельские школы вовлечены в этот большой проект. Потому что к 2020 году мы планируем не только естественно-научное и техническое оснащение лабораторий, но и продолжить большой проект по оснащению спортивных залов.
В этом году по поручению президента мы продолжаем развитие центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. И уже в этом году наши дети в рамках проекта "Успех каждого ребенка" получат 16 новых региональных центров. Общий объем финансирования на региональные центры творчества и развития способностей детей – 75 миллиардов, причем 61 миллиард будет направлен на софинансирование.
Следующий проект – "Поддержка семей, имеющих детей" – направлен на оказание комплексной помощи семьям, которые имеют детей в возрасте до трех лет. Здесь и педагогическая, психолого-педагогическая, информационно-просветительская поддержка, а также реализация психолого-методической помощи, консультативной помощи. В этом году мы поддержали 94 организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, и на оказание этих услуг бюджетом было выделено 670 млн рублей.
Следующий проект – "Цифровая образовательная среда" – направлен на создание к 2024 году современной безопасной цифровой образовательной среды, которая прежде всего обеспечит доступность образования всех видов и уровней. Убеждена, что это будет очень большим подспорьем для наших учителей, поможет создать условия для получения качественного образования вне зависимости от места проживания наших детей, включая и очень отдаленные территории.
Что собираемся сделать? Я сделаю акцент на этом проекте. Почему? Потому что очень много мифов, коллеги, когда говорим о цифровой образовательной среде. Первое. Во всех школах страны должен быть доступ к качественному образовательному контенту. Для этого мы должны автоматизировать административно-управленческие обеспечивающие процессы, и нам это дает возможность анализировать качество образования ребенка в каждом учреждении и облегчить жизнь учителя.
В процессе активно обсуждается, что якобы министерство собирает персональные данные, и в прессе об этом говорят очень активно. Пользуясь возможностью выступать перед вами в столь высоком собрании, хочу заявить, что персональные данные собираются и будут собираться только на уровне школы. Это происходит и сейчас. Все вышестоящие учреждения работают с обезличенным массивом данных – сколько кого в школе, как в общей массе усвоили ту или иную тему, сколько человек посещает кружок и какого направления. И тогда, и сейчас персональные данные находятся только в школе.
Мы обеспечим все школы стабильным высокоскоростным интернетом, соединив все образовательные организации уже к 2021 году. Создадим сеть из 340 центров цифрового обучения наших детей, которые уже вошли в наше образование как IT-кубы. И 20 из этих IT-кубов примут первых учеников в сентябре этого года. Общий объем финансирования на проект "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" – 7,5 млрд рублей.
Следующий проект (очень важный для нас) – "Учитель будущего" – предполагает внедрение национальной системы учительского роста, куда будут вовлечены 50 процентов наших педагогов (сегодня это 1 300 тысяч). На сегодняшний день мы уже создали в 11 регионах 56 центров поддержки непрерывной системы образования наших педагогов. Они будут абсолютно доступны для наших педагогов вне зависимости от места проживания. Это очень важный проект для нас, потому что мы убеждены, что педагог является ключевым звеном в обучении и воспитании наших детей.
Следующий проект – "Молодые профессионалы". Это повышение конкурентоспособности нашего профессионального образования. Что планируется сделать? Мы должны создать 100 центров опережающей профессиональной подготовки, 5 тысяч мастерских с современным оснащением по одной из компетенций. Мы должны провести через них 1500 наших обучающихся. На сегодняшний день у нас хорошо оснащена одна треть наших колледжей (это 3 тысячи колледжей).
Чтобы описать важность данного направления, приведу только один пример, пример очень яркий. Чтобы получить одну субсидию по этому направлению, мы получили от регионов 711 заявок. Конкурс было настолько велик, что мы смогли удовлетворить только 160. И уже в этих 160 колледжах к этому году появятся 800 новых лабораторий, которые действительно оснащены по последнему слову.
К 2024 году мы планируем создать условия для 20 процентов обучающихся, которые будут осваивать отдельную специальность на очень высоком уровне. Этот уровень будет соответствовать мировому.
И, для того чтобы показать, что мы действительно хорошо движемся в этом направлении, приведу маленький пример. 23–27 августа пройдет 45-й мировой чемпионат WorldSkills. Наша страна вступила в это движение только в 2012 году. В 2013 году мы заявили о возможности проведения мирового чемпионата у нас. В 2017 году мы выиграли мировое первенство в Абу-Даби, в прошлом году выиграли EuroSkills в Будапеште. Я считаю, что у нашей команды есть все основания быть первой и в этом году.
Общий процесс финансирования этого проекта – 15 млрд рублей, и 9 миллиардов из них будут распределены в субъекты Российской Федерации.
В структуре национального проекта "Образование" есть три проекта, которые реализуют наши коллеги – Министерство науки и высшего образования, а также Росмолодежь. Я очень коротко остановлюсь на каждом из них.
Федеральный проект "Новые возможности для каждого" формирует систему непрерывного обновления для граждан нашей страны всех возрастов профессиональных знаний и приобретения новых профессиональных навыков.
Следующий проект – "Социальная активность" – направлен на создание условий для развития наставничества и поддержку общественных инициатив и проектов, в том числе добровольчества. Это охватывает также население всех возрастных категорий.
Федеральный проект "Экспорт образования" направлен на решение задач по увеличению не менее чем в два раза количества иностранных граждан, которые обучаются в наших вузах и, конечно, пропагандируют уровень и качество нашего образования.
Федеральный проект "Социальные лифты для каждого" направлен на решение задачи по созданию для граждан условий для непрерывного личностного роста и развития. Главной основой для этого проекта является платформа "Россия – страна возможностей". И вам известны такие конкурсы, как "Лидеры России", "Моя страна – Россия" и многие другие.
По всем задачам, соответственно, будет финансовая помощь регионам.
Для нас очень важным стал октябрь 2018 года. Почему? Потому что именно в октябре 2018 года мы начали отбор регионов на получение субсидий по 11 направлениям. В этом приняли участие 78 регионов, за исключением Севастополя, Республики Крым, Новосибирской и Смоленской областей, Ненецкого автономного округа. Надеюсь, что эти регионы лишь временно взяли передышку, для того чтобы подготовить и рассмотреть проекты для других субсидий.
И я очень прошу, уважаемые сенаторы, представляющие указанные регионы, помочь нам в этом вопросе, так как в этом году субсидии будут распределяться уже на три года (то есть до 2022 года новых субсидий предоставляться не будет), для того чтобы ваши регионы успели начать активно работать, как и все остальные.
Еще 98,4 миллиарда в разное время будет распределено на 2019–2021 годы по иным мероприятиям федеральных проектов "Современная школа" и "Успех каждого ребенка". Это субсидия на создание новых мест в школах, в том числе расположенных в сельской местности, в отдельных регионах и в целях ликвидации третьей смены, а также на создание условий для занятий физкультурой и спортом в школах сельской местности. Получили субсидию в общей сложности на эти цели 83 региона.
Для нас очень важными в работе с нашими регионами являются два аспекта – это равенство и их самостоятельность в определении приоритетов.
Субъекты сами определяют необходимость строительства новых школ, создания объектов допобразования, объем услуги помощи родителям, учитывая демографию, степень износа, актуальные приоритеты и развитие региона в целом.
И поэтому, уважаемые коллеги, я обращаюсь к вам, прошу простимулировать регионы к еще более активному участию, потому что мы готовы оказать поддержку и консультацию в любом вопросе. И мы считаем, что регионы должны более активно участвовать в процессе проектных заявок на получение субсидий.
Я приведу только пример по дальневосточным и арктическим территориям. Вот Республика Саха (Якутия) (большое спасибо сенаторам) подала восемь заявок, прошли отбор – три, Хабаровский – девять заявок, поддержано четыре, все поданные заявки Мурманской области и Красноярского края были поддержаны, потому что старались и действительно к подаче на конкурс готовились очень серьезно. И, принимая решение об участии в отборе, регионы должны своевременно планировать собственные расходы на финансирование создания новых образовательных организаций и их оснащение. Случаи отказа также есть. Я очень сожалею, что Приморский край отказался от обязательств в 2017 году, Ненецкий автономный округ – в 2019 году. Это было неосвоение бюджетных средств, которое явилось результатом просчета в бюджетном планировании управленческих решений. И в этом смысле, конечно, уважаемые сенаторы, снова обращаюсь к вам, мы неоднократно получаем помощь, когда обращаемся к вам за поддержкой в решении таких вопросов.
Я также хотела обратить внимание коллег на финансовую дисциплину. Мы провели очень большую работу. До 15 февраля мы заключили все соглашения о предоставлении субсидий регионам, а это 1,5 тысячи документов. Мы ожидаем, что регионы в срок смогут завершить взятые на себя обязательства, но уже открыть обновленную инфраструктуру по возможности 1 сентября. И в этой связи хотелось бы сказать, что, с одной стороны, до 1 мая все деньги региона были переданы муниципалитетам. При этом на сегодняшний день, уважаемые сенаторы, из 2 тысяч контрактов, которые необходимо регионам заключить, заключено только 450 (это 24 процента от общего числа).
И я очень прошу, уважаемая Валентина Ивановна, обратиться к сенаторам и дать поручение обратить особое внимание на то, что из 2 тысяч контрактов, полученных денег, заключено 24 процента (450), а до конца года осталось не так много.
Хочу отметить высокие результаты Московской области, Тамбовской, Кировской, Оренбургской, Новосибирской, Хабаровского края, Ямало-Ненецкого автономного округа.
При этом, уважаемые коллеги, прошу обратить внимание, в Ивановской, Ярославской, Свердловской, Нижегородской, Томской областях, Карачаево-Черкесии, Алания, Алтайском, Забайкальском краях на сегодняшний день приемка обязательств по закупкам составляет менее 5 процентов. Это очень тревожный знак. Очевидно, что без заключенных договоров с исполнителями работ ждать своевременного ввода в эксплуатацию не предвидится.
В заключительной части я еще раз хочу подчеркнуть, что инфраструктура и материальная база, безусловно, важны для нас, но самое главное для нас – это обучение и воспитание. И, конечно, для этого направлены все наши усилия. И с вашей помощью, и с помощью профильного комитета мы осуществляем два вида деятельности в этом направлении – это обновление федеральных государственных стандартов и работа над перечнем учебников.
Еще раз благодарю за возможность выступить. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое, Ольга Юрьевна, за и содержание, и обращение к сенаторам, и такой региональный срез проблем, ситуации текущей. Это очень важно для сенаторов, для их практической работы. Благодарю Вас.
Сейчас мы переходим, коллеги, к вопросам.
Но я хочу сказать о том, что сегодня на заседании Совета Федерации присутствуют студенты Юридического института Российского университета транспорта, а также преподаватели обществознания и права, слушатели курсов повышения квалификации Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Давайте их поприветствуем и пожелаем успехов в учебе. (Аплодисменты.)
Коллеги, переходим к вопросам.
Первым вопрос задает Сергей Павлович Цеков. Пожалуйста.
С.П. Цеков, член Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Крым.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Ольга Юрьевна! В 2017 году крымчане обратили внимание на то, что история Крыма в российских школьных учебниках излагается необъективно. В 2018 году мы внесли предложение по исправлению этой ситуации. В Министерстве образования и науки Российской Федерации оперативно отреагировали на наши предложения, которые были учтены при разработке нового федерального перечня учебников. Те учебники, в которых были выявлены существенные недостатки в изложении истории Крыма, в перечень не включены. Отдельные учебники направлены в Российскую академию наук на экспертизу.
Однако хочу высказать предложение, чтобы экспертиза и контроль Министерства просвещения распространялись также и на издание региональных учебников.
На мой взгляд, в некоторых региональных учебниках излагаются взгляды и оценки, которые идут вразрез с общей историей России, подвергаются сомнению многие основополагающие факты и достижения в развитии страны. Считаете ли Вы необходимым осуществление этой экспертизы? Спасибо.
О.Ю. Васильева. Да, Вы абсолютно правы. Мы сейчас занимаемся этим, потому что именно на этом этапе, сегодняшнем, современном этапе, мы запросили все региональные учебники и региональные пособия по истории регионов, и они уже к нам поступают. Потому что мое глубочайшее убеждение такое же, как и Ваше, – что каноническая история Отечества должна быть одинакова, а региональные учебные пособия и учебники должны соответствовать тому, что есть. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Владимир Казимирович Кравченко.
В.К. Кравченко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Ольга Юрьевна! Расчет размера федеральной субсидии при строительстве детских садов и школ с 2016 года по 2021 год был произведен министерством без учета коэффициентов, учитывающих климатические особенности регионов, без применения индексов-дефляторов для расчетов в прогнозном уровне цен, без учета стоимости прочих объектов, расположенных в передах земельного участка, отведенного под строительство школы, транСФорматорных подстанций, котельных, насосных и так далее. Это приводит к удорожанию и дополнительной нагрузке на региональные бюджеты при строительстве соответственно. И возлагается на регион более 50 процентов расходов от стоимости объекта.
Вопрос: когда вы планируете внести коррективы в правила расчета федеральных субсидий? Спасибо.
О.Ю. Васильева. Спасибо Вам за вопрос.
Все расчеты субсидий идут строго в соответствии с постановлением № 999, которое мы все с вами знаем. Все строительные нормы по тем заявкам, которые регионы подают, они просчитывают также с Минстроем. И сейчас мы говорим о том, что… Вы совершенно справедливо говорите об удорожании за счет эксплуатации. Да?
В.К. Кравченко. (Микрофон отключен.)
О.Ю. Васильева. А о чем Вы говорите сейчас?
Я попрошу моего коллегу Андрея Викторовича Николаева, если возможно, ответить на вопрос, как финансиста, потому что я говорю абсолютную правду.
В.К. Кравченко. Не эксплуатация, не эксплуатация.
О.Ю. Васильева. Пожалуйста. Именно то, что касается вопроса, заданного коллегой. Потому что сейсмические условия и другие условия учитываются при расчете этой субсидии.
А.В. Николаев, заместитель Министра просвещения Российской Федерации.
Уважаемый Владимир Казимирович, уважаемые члены Совета Федерации! Комментарий мы можем дать следующий. Правилами по предоставлению субсидий действительно предусмотрен расчет на основании нормативных цен строительства в четком соответствии с соответствующими документами Минстроя. При этом идет учет регионального коэффициента, который также предусмотрен в НЦС. В случае если по отдельным субъектам есть вопросы к региональным коэффициентам, действительно эти вопросы можно обсуждать с Минстроем России и смотреть, насколько все это корректно или некорректно сделано.
Если говорить о проблеме, что должны быть учтены все расчеты, которые связаны, например, с подведением сетей, с подключением, что действительно нельзя сделать в рамках НЦС (НЦС это не учитывает), то у нас с вами тогда будет тупиковая ситуация, потому что субсидии распределены на три года. И, собственно говоря, даже многие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы предлагают это сделать даже и вообще на срок действия национального проекта. Но у нас с вами тогда никогда не будет ПСД. И в этой ситуации в отсутствие проектно-сметной документации учесть полную стоимость с привязкой со всеми сетями не представляется возможным. Именно поэтому, собственно говоря, в результате очень долгой аналитической работы мы и пришли к тем правилам, которые сегодня у нас и реализуются, когда у нас есть НЦС, есть региональный коэффициент, учтенный там, и есть соответственно предельный объем софинансирования. Вот таким образом у нас сейчас выглядят эти правила.
О.Ю. Васильева. Спасибо.
И в дополнение к тому, что сказал Андрей Викторович, хочу сказать, что мы пользуемся критериями экономической эффективности проектной документации, а также методическими рекомендациями, которые были утверждены Министерством регионального развития Российской Федерации от 4 октября 2011 года, и рекомендациями от 2017 года. То есть мы строго работаем с теми документами, с которыми работает регион. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Юрьевна. Спасибо, Андрей Викторович.
Александр Николаевич Михайлов, пожалуйста.
А.Н. Михайлов, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Курской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Ольга Юрьевна, вопрос, который я задаю, не новый, а, наверное, не раз уже обсуждался.
Тем не менее речь идет о кадровом обеспечении сферы образования, о создании стабильных педагогических коллективов, на что часто влияет, как вам, наверное, хорошо известно… Пока что существует проблема в обеспечении заработной платой в различных регионах страны. Она на сегодня законодательно пока находится в сфере деятельности органов государственной власти регионов, ну и привязана – приравнивается к средней заработной плате по регионам. Регионы, как известно, у нас в стране разные, поэтому часто разница между теми, кто получает зарплату в одном регионе и в другом, отличается где-то в 2,5, иногда в 3 раза.
Поэтому хотелось бы услышать ответ такой, что… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Продлите время.
Завершайте, Александр Николаевич.
А.Н. Михайлов. Спасибо, Валентина Ивановна.
Все-таки хотелось бы, чтобы министерство сказало свое слово (прорабатывается ли этот вопрос на федеральном уровне?) в создании единых принципов государственных гарантий по оплате труда педагогов, сделав ее достойной, примерно равной, одинаковой во всех регионах страны путем законодательного перераспределения соответствующих полномочий. Какова Ваша точка зрения?
О.Ю. Васильева. Александр Николаевич, я благодарю Вас за вопрос, за Ваше предложение о перераспределении полномочий (это в первую очередь) и о поднятии с муниципального на региональный уровень, что, безусловно, позволит руководителям регионов по-другому смотреть и принимать решения в отношении заработной платы педагогов.
Что есть на сегодняшний день и что реально можно делать и менять? Я выступала позавчера в Государственной Думе, где этому было посвящено большое количество времени и вопросов.
На сегодняшний день есть два документа, которые, на мой взгляд, регионы должны неукоснительно исполнять, – это поручение Дмитрия Анатольевича Медведева от 30 августа 2016 года и рекомендации совместной трехсторонней комиссии и Министерства (тогда еще единого) образования и науки. Чему они посвящены? Тому, что при начислении заработной платы каждая организация должна четко выполнять единственное правило: 70 процентов – база и 30 процентов – премиальные (или то, что мы называем стимулирующими). Вот при этой ситуации можно говорить о том, о чем Вы говорите.
Следующий очень важный момент, о котором я говорила в Государственной Думе и хочу сказать перед вами, уважаемые сенаторы, – особенно теми, кто работал в школе и знает и понимает, о чем я говорю. Отчитываться о том, что, допустим, в одной области у нас 1,78 ставки, а в другой (я привожу пример Мордовии) – 1,1 ставки… Это разные отчеты, согласитесь со мной. Поэтому главное, на что мы сейчас делаем упор, – чтобы при расчете заработной платы вот эта база и стимулирующие были и неукоснительно исполнялись и отчеты по регионам шли не за 1,78 ставки, а совсем за другие часы. И когда мы говорили с коллегами… Мы считаем, что та самая базовая ставка учителя, о чем можно говорить, не должна превышать 1,23. Я говорю о "горле". Я не говорю о дополнительной, я не говорю о классе, я не говорю обо всех других формах работы наших педагогов – я говорю о "горловой" нагрузке, то есть часы. Это то, что на сегодняшний день делается. И я уверена, уважаемые сенаторы, что это абсолютно решение руководителей регионов, потому что я могу приводить примеров очень много о том, как поощряется в каждом регионе, как стимулируется заработная плата на уровне регионов. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Юрьевна.
Вячеслав Владимирович Наговицын, пожалуйста.
В.В. Наговицын, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия.
Уважаемая Ольга Юрьевна, вопрос касается создания детских технопарков "Кванториум".
Как известно, сегодня, в настоящий момент согласно конкурсной документации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" по созданию детских технопарков "Кванториум" возможна только одна заявка от поселения с численностью 60 тысяч жителей.
Допустим, возьмем пример Республики Бурятия – в связи с низкой плотностью проживания (у нас территория 351 тыс. кв. километров – 1 миллион человек, 650 населенных пунктов) мы можем создать всего один "Кванториум" в городе Улан-Удэ, в столице.
На Ваш взгляд, возможно ли внесение изменений в конкурсную документацию и распределение средств производить исходя из численности субъектов, а не из того, сколько в субъекте населенных пунктов с численностью 60 тысяч человек?
Это, во-первых, создаст более равные условия по доступности для населения, ну и предоставить… (микрофон отключен) можно было бы право субъектам самим определять…
Председательствующий. Включите микрофон.
Завершайте, пожалуйста.
В.В. Наговицын. …где эти "Кванториумы" ставить. Как правило – в точках экономического роста.
О.Ю. Васильева. Вячеслав Владимирович, большое спасибо Вам за вопрос, потому что Вы подняли очень правильный, злободневный вопрос.
Таких территорий много, и мы рассчитываем, что на этих территориях у нас спасет и вытянет ситуацию (то, о чем мы говорим) прежде всего мобильная форма "Кванториума", потому что здесь ограничений нет. Здесь ограничений нет. А мобильная форма "Кванториума" себя уже зарекомендовала. Это хорошая история, можно на протяжении определенного времени объезжать те небольшие территории, небольшие поселения, в которых малое количество жителей и большое количество детей, потому что они оснащены неплохо.
Вот это то, что спасет дальние территории и территории с низкой плотностью населения на сегодняшний день, потому что строить стационарные "Кванториумы" и свозить туда детей со всей территории – это тоже будет нерационально. А когда будут передвигаться мобильные "Кванториумы", несколько по территории Бурятии, это даст большой-большой эффект.
В.В. Наговицын. (Микрофон отключен.) Но мы бассейны строим сейчас, на несколько поселений один бассейн.
О.Ю. Васильева. Здесь у вас он также один на несколько поселений, только мобильный. А так вам придется подвозить. Так он будет приезжать в тот самый населенный пункт и будет там месяц, полтора, два – столько, сколько нужно по программе. И он передвигается, то есть он на территории республики. Он не один у нас кроме стационара. Всё просчитывали мы, всё просчитано на самом деле.
Председательствующий. Спасибо.
Олег Владимирович Цепкин, пожалуйста.
О.В. Цепкин, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Челябинской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Ольга Юрьевна!
Председательствующий. Загорается панель.
О.В. Цепкин. Уважаемая Ольга Юрьевна! Во многих субъектах Российской Федерации детские шахматы развиваются исключительно как общественные либо партийные проекты.
Ольга Юрьевна, я нахожусь наверху, верхний ряд, прямо перед Вами.
О.Ю. Васильева. Все, вижу. Спасибо. Простите, я просто не видела. А, панель загорается.
Председательствующий. Панель загорается у сенатора.
О.Ю. Васильева. Я поняла.
О.В. Цепкин. При этом надо сказать, что польза от занятий шахматами для детей совершенно очевидна и подтверждена очень многими исследованиями.
Вопрос: планирует ли Министерство просвещения Российской Федерации координировать работу по развитию детских шахмат, Например, через включение этой темы в федеральные образовательные стандарты либо каким-либо другим образом? Спасибо.
О.Ю. Васильева. Спасибо, Олег Владимирович. Спасибо за вопрос и за Вашу абсолютно правильную оценку игры в шахматы наших детей. Я могу привести пример, что все страны, которые входят в FIDE, и где дети играют с первого класса в шахматы, показывают значительно лучшие результаты прежде всего по математике и по другим предметам.
Мы стоим если не сказать во главе, то у истоков этого процесса, потому что мы объединили фактически все работы всех школ в этом направлении. У нас сейчас играют в шахматы во "внеурочке" и в "урочке", потому что школа сама может решить вопрос о том, куда она вносит этот час по шахматам. 46 регионов на сегодняшний день.
Мы посмотрели на сегодняшний день, как работают наши коллеги в странах СНГ, потому что во многих странах с первого по четвертый класс есть один час обязательный. Посмотрели и свои учебники, учебные пособия, методические пособия, и коллег. Конечно, конечная наша цель – чтобы наши малыши с первого по четвертый класс играли в обязательном порядке все, но на сегодняшний день форму, будет это "урочка" или "внеурочка", школа выбирает сама.
Но мы закладываем в наших обновленных стандартах ту самую программу по шахматам, о которой Вы говорите. То есть без этого нельзя, это правда.
Председательствующий. Спасибо.
Светлана Петровна Горячева, пожалуйста.
С.П. Горячева. Большое спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемая Ольга Юрьевна! Вы совершенно правильно сказали (и спасибо Вам за это), что одна из главных задач школы – это формирование личности. И, пожалуй, это, наверное, самая трудная задача, потому что помимо школы, помимо семьи эту личность сегодня формирует не только улица, но еще и телевидение, но еще и интернет. А такие телеканалы (потому что у меня двое внуков, я просто знаю, что говорю), как ТНТ, "Пятница", СТС, где много якобы молодежных программ… но они учат очень сомнительным ценностям.
Не кажется ли Вам, что сегодня настало время, когда нужны на телевидении и в интернете специальные программы или даже каналы просвещения, где мы бы слышали голос учителей, учеников, где бы были очень интересные передачи о России, о ее судьбе, об истории, какие-то очень познавательные вещи из астрономии, из других каких-то областей… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Завершайте, пожалуйста, Светлана Петровна.
С.П. Горячева. …чтобы это было интересно молодежи, но формировало ее представление о том, какими нужно быть в будущем? Спасибо.
О.Ю. Васильева. Светлана Петровна, спасибо.
Конечно, кажется. И, более того, мы делаем, уже начали делать в этом направлении достаточно много.
Сейчас мы как раз снимаем ролики вместе с одной из телекомпаний про наших замечательных учителей, про те истории, которые можно показать всем, включая в первую очередь молодых. У нас, вообще, на сегодняшний день свыше 700 учительских поколений. У нас есть династии, их больше 700. Одна из таких династий, чей суммарный опыт насчитывает 370 лет, находится в Смоленской области. Таких династий в каждом регионе много. И самые яркие примеры в этих небольших роликах будут представлены.
В продолжение Ваших предложения и вопроса я хочу привести маленький пример. В государстве Турция есть школьный интернет, в котором ровно все то, о чем Вы говорите, с точки зрения контента есть.
На сегодняшний день, чтобы вы понимали, уважаемые сенаторы, наши школы не имеют права входить в социальные сети во время занятий, школы не имеют права. Для того чтобы открыть урок "Проектория", который транслируется на 22 тысячи школ, школы получают специальное разрешение, но этого недостаточно. И поэтому не случайно я привела пример Турции о наличии школьного интернета с большим-большим правильным контентом.
Председательствующий. Спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6460904.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments