leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принят в первом чтении законопроект по обращению с отходами I-II классов опасности

Принят в первом чтении законопроект по обращению с отходами I-II классов опасности, оператором будет Росатом
10. 716663-7 Госдума в итоге затянувшихся споров приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (в части совершенствования правового регулирования обращения с отходами I-II классов опасности)
Документ внесен правительством 24.05.19.
Представил статс-секретарь – заместителя генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» Сергей Новиков.
Председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
Законопроектом предлагается создание единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности, во главе которой будет федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности (юр. лицо, уполномоченное в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» обеспечивать и осуществлять деятельность по обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ, далее – федеральный оператор). В целях организации деятельности по обращению с указанными отходами Правительством РФ будет утверждена федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности (далее – федеральная схема), разрабатываемая с учетом сведений, содержащихся в территориальных схемах обращения с отходами (закрепляется перечень информации, которую будет включать в себя федеральная схема).
В этой связи, в частности:
- Российская Федерация наделяется полномочиями: по определению федерального оператора (в лице Правительства РФ по предложению Госкорпорации «Росатом», согласованному с уполномоченным Правительством РФ ФОИВом); по утверждению форм типовых договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности; по утверждению основ ценообразования, правил регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности, а также определению ФОИВа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности; по установлению порядка разработки, утверждения и изменения федеральной схемы, требований к ее составу; по утверждению положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (в ней не будут размещаться сведения об отходах I и II классов опасности, образующихся в результате деятельности для обеспечения обороны страны, безопасности государства, а также сведения, составляющие государственную тайну);
- Госкорпорация «Росатом» наделяется следующими полномочиями и функциями: разрабатывает и направляет в уполномоченный Правительством РФ ФОИВ предложения по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения с отходами I и II классов опасности; осуществляет подготовку предложения по определению федерального оператора, его согласование с уполномоченным Правительством РФ ФОИВом и направление в Правительство РФ; создает государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности;
- на федерального оператора возлагается осуществление следующих функций: осуществлять сбор отходов I и II классов опасности, образующихся в результате хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, на основании договора оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности; осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности (индивидуальные предприниматели, юридические лица, обладающие правом в соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления» осуществлять обращение с отходами I и II классов опасности, полученными от иных индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы 1 и II классов опасности, и имеющие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности, далее – операторы) на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой; представлять в ФАС России, предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора; являться оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности; осуществлять иные функции в области обращения с отходами I и II классов опасности, определенные ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ. Федеральный оператор будет осуществлять прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав твердых коммунальных отходов, от регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договора оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключение которого для федерального оператора будет являться обязательным;
- региональным операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляется право осуществлять обращение с отходами I и II классов опасности в порядке и с учетом особенностей, установленных ФЗ «Об отходах производства и потребления» для индивидуальных предпринимателей, юр. лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и (или) для операторов по обращению с отходами I и II классов опасности;
- на индивидуальных предпринимателей, юр. лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федерального оператора, операторов возлагается обязанность осуществлять свою деятельность в соответствии с федеральной схемой;
- предусматривается, что индивидуальные предприниматели, юр. лица, в результате хозяйственной и (пли) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, будут осуществлять обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов обезвреживания и размещения отходов I и II классов опасности (в этом случае указанные лица освобождаются от обязанности заключения с федеральным оператором договора оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности). В иных случаях – передавать такие отходы федеральному оператору;
- предлагается отнести к регулируемым видам деятельности в области обращения с отходами I и II классов опасности, осуществляемым федеральным оператором и операторами: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности.
Вводится переходное положение:
- договоры между индивидуальными предпринимателями, юр. лицами, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и индивидуальными предпринимателями, юр. лицами, имеющими лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, предметом которых является сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I и II классов опасности, заключенные до дня вступления в силу ФЗ, действуют до истечения календарного года со дня утверждения Правительством РФ федеральной схемы, если меньший срок не предусмотрен такими договорами или соглашением сторон.
ФЗ вступает в силу по истечении 60 дней со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Первое чтение 377 0 2 13:57

Стенограмма обсуждения
10-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" Сергей Геннадьевич Новиков.
Пожалуйста, Сергей Геннадьевич.
Новиков С. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!
По официальным, в том числе и по экспертным, данным в Российской Федерации ежегодно образуется более 350 тысяч тонн отходов I и II класса опасности. При этом объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отвечающих принципам наилучших доступных технологий и позволяющих обеспечить безопасное и эффективное обращение с ними крайне недостаточно.
Для решения данной проблемы, имея в виду, в том числе и целый ряд поручений Президента Российской Федерации, в рамках, соответственно, в рамках реализации федерального проекта создания инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I-II классов опасности национального проекта "Экология", Правительством Российской Федерации подготовлен данный проект федерального закона, который формирует правовую основу функционирования современной системы работы с такими отходами.
Законопроектом предусмотрено создание единой государственной системы обращения с опасными отходами, центральное место в которой должна занять федеральная схема обращения с особо опасными отходами I-II классов на базе государственной информационной системы учета и контроля за обращением с ними.
Предусматривается создание федерального оператора по обращению с такими отходами на всех стадиях их оборота, который будет определяться Правительством Российской Федерации. Федеральная схема будет построена с учетом принципов межрегионального взаимодействия, с целью оптимизации загрузки существующих и вновь создаваемых предприятий и достижения оптимальной экономики переработки опасных отходов. Порядок разработки федеральной схемы, требования к ее составу будут устанавливаться Правительством. В рамках создаваемой системы хозяйствующие субъекты смогут осуществлять накопления, обработку, обезвреживание, утилизацию и размещение образованных у них опасных отходов самостоятельно, либо передавать их федеральному оператору.
В этой связи законопроектом вводится понятие "операторов по обращению с отходами I-II классов опасности", предусматривается включение в федеральную схему мощностей всех хозяйствующих субъектов имеющих лицензии на осуществление деятельности с опасными отходами, сведений об объектах, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание и размещение таких отходов, а также схему потоков, транспортировку от источников их образования до указанных объектов по переработке или размещению, утилизации и так далее. Это позволит с одной стороны сохранить конкурентную срезу в отрасли, с другой стороны сделать отрасль прозрачной, а также по ряду позиций ввести государственное регулирование. Ввиду особых требований к указанной системе полномочия по организации обращения с особо опасными промышленными отходами Г-Н класса предлагается закрепить за госкорпорацией "Росатом", которая обладает большим опытом по реализации госполитики и созданию системы обращения с радиоактивными отходами и обладает способностью обеспечить полный цикл обращения с особо опасными промышленными отходами и реализацию единой федеральной схемы.
Уважаемые депутаты Государственной Думы, принятие законопроекта позволит обеспечить фундаментальные преобразования в области обращения с отходами I-II класса опасности и обеспечение экологической безопасности при обращении с ними. На законопроект имеются все необходимые заключения и согласования. Просьба поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Геннадьевич, присаживайтесь.
С содокладом выступает председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Владимирович Бурматов. Пожалуйста.
Бурматов В. В., председатель Комитета ГД по экологии и охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Вот у меня в руках знакомый всем предмет - обычная пальчиковая батарейка. По закону это отход II класса опасности, достаточно опасный отход при том, что каждый из нас производит их и накапливает в год несколько десятков, а кто-то, может быть, в районе сотни, но при этом попадание в окружающую среду каждой такой батарейки отравляет 20 квадратных метров почвы или 40 литров воды. Это отход II класса опасности.
После попадания, например, в почву такого отхода, она восстанавливается примерно от 30 до 40 лет, а вот если в почву попадут ещё более опасные отходы I класса - это, например, ртутные градусники, конденсаторы, люминесцентные лампы и так далее, то окружающая среда после таких отходов не восстанавливается уже никогда. При этом как раз в почве, в лесах, в оврагах, в полях у нас эти отходы, собственно, и складируются.
Ситуация достаточно тревожная: 350 тысяч тонн опасных отходов I-II класса опасности у нас образуется в России. По имеющейся экспертной информации, это официальные данные, всего 2-3 процента от этого объема отходов идет на обезвреживание, переработку и утилизацию. Ещё раз, 350 тысяч тонн ежегодно.
Всё остальное свозят в леса, сбрасывают в овраги, и там это лежит, отравляя нашу природу.
Я сегодня просто посмотрел заголовки. Ну, например, в Астраханской области на складе было обнаружено несколько тысяч люминесцентных ламп. В Рязанской области обнаружена свалка химических отходов, градусники, содержащие ртуть, стеклянная тара с соляной кислотой, бочки с остатками нефтепродуктов и другие высокоопасные отходы. В Ленинградской области более 60 бочек двухсотлитровых с жидкими химическими отходами I класса опасности обнаружили. В Перми, значит, в канализацию слили отходы этилмеркаптана II класса опасности, и это можно продолжать. То есть эти случаи, они достаточно частые и опасные с учётом того, что наименование таких отходов I-II класса опасности около 400, но объёмы можете представить. Поэтому в этой сфере однозначно надо наводить порядок.
Законопроект предлагает следующую схему. Создаётся федеральный оператор, предлагается корпорация "Росатом", как компания, которая имеет соответствующие компетенции, опыт, и кадровый ресурс, и мощности для этого. Далее федеральный оператор создаёт и налаживает учёт и контроль в области обращения с отходами I-II класса опасности. Ещё раз хочу подчеркнуть, на сегодняшний день никто даже не знает, сколько этих отходов образуется. Создаёт единую федеральную систему обращения с отходами I-II класса опасности, обеспечивает экологически безопасное обращение с опасными отходами совместно с действующими участниками отрасли, создаёт современную инфраструктуру по обращению с отходами I-II класса опасности и обеспечивает необходимыми мощностями весь объём образующихся отходов.
Ещё раз хочу подчеркнуть, коллеги, и мы это заостряли специально на заседании комитета, что речи не идёт о создании государственной монополии или о создании там монополиста. Почему? Потому что в законе прямо прописано, что сохраняются и сегодняшние участники процесса, то есть предприятия-отходообразователи могут самостоятельно обращаться с отходами 1-Й класса опасности в том случае, если у них есть соответствующая лицензия и есть объекты по обезвреживанию и размещению таких отходов.
Второе. Предприятия могут через систему взаимодействия федерального оператора с операторами по обращению отходов I и II класса опасности это осуществлять. Таким образом действующим компаниям на рынке гарантируется, наоборот, их сохранение за счёт того, что федеральный оператор будет обязан заключить договоры с такими компаниями, поскольку они войдут в единую федеральную схему обращения с отходами I и II класса опасности.
Уважаемые коллеги, наш комитет внимательно изучил предлагаемый законопроект, поддерживает его принятие в первом чтении. И мы просим вас также поддержать принятие этого законопроекта в первом чтении, тема крайне актуальная. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Прежде чем вопросы начнём задавать, по ведению Валерий Карлович Гартунг. Пожалуйста.
Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, пожалуйста, сделайте замечание коллегам, очень шумно, вот докладчик выступает, очень важный вопрос, его практически не слышно. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, я поддерживаю Валерия Карловича, понимаю, что у нас могут быть рабочие какие-то тут разговоры, но, во-первых, нехорошо, когда спиной к докладчику кто-то стоит. А, во-вторых, можно эти разговоры проводить потише и не создавать такой тяжёлый фон в зале.
Спасибо.
Вопросы? Грешневиков Анатолий Николаевич, пожалуйста. Грешневиков А. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Уважаемый Сергей Геннадьевич, у нас в стране уже есть единый федеральный оператор по обращению с отходами. При его определении, мы полагали, что этот федеральный оператор будет заниматься сбором, утилизацией всех отходов: и промышленных, и бытовых, и медицинских, и химических, и биологических.
Сегодня вы эту структуру разрушаете и вводится дополнительная контора - федеральный оператор по обращению с отходами I и II класса, при этом вы не будете заниматься ни химическими, ни биологическими отходами.
По логике, следующим шагом будет федеральной отдельный оператор по сбору, утилизации биологических отходов, медицинских, химических и так далее.
Вот почему бы, если не создаётся дополнительная структура, вам бы не заняться тогда всеми бы опасными отходами? И просчитали ли вы, какая нагрузка ложится на предприятия и, естественно, на граждан? Потому что вот сегодня пришла тревожная новость у меня из Ярославля. Депутаты областной Думы на 27 процентов повышают платежи за сбор и утилизацию отходов, то есть платежи растут. И не приведёт ли ваша структура к тому, что эта нагрузка ляжет на предприятия?
Председательствующий. Пожалуйста.
Новиков С. Г. Анатолий Николаевич, спасибо за вопрос. Их два на самом деле, насколько я всё-таки понимаю.
Первая часть - по поводу существования единого оператора. На сегодняшний день нет решений, никаких решений, что существует в стране единый оператор, который отвечает за все отходы. То, о чём вы говорите, буквально звучит следующим образом. Да, это правда, вышел указ президента, и, соответственно, в соответствии с которым учреждён единый федеральный оператор, который отвечает за развитие системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
То, что мы предлагаем, имеет отношение, прежде всего, во-первых, к промышленным отходам, во-вторых, предполагается нормальное взаимодействие и с теми, кто занимается твёрдыми коммунальными отходами и на федеральном и региональном уровне. Таким образом этот закон дополняет существующие решения и не вступает с ними в противоречие.
Другое дело, что, действительно, есть определённый набор правовых лакун, связанных с медицинскими, например, отходами или с биологическими отходами. Но это другая область законодательства, по которой, видимо, придётся ещё соответствующим министерствам, ведомствам, правительству, вам, уважаемые депутаты, принимать соответствующее решение.
Если говорить про вторую часть вопроса, имея в виду ценовую тарифную составляющую, то на сегодняшний день все соответствующие решения по обращению с твёрдыми коммунальными отходами были приняты и указанный закон не добавляет ценовой тарифной нагрузки на плательщиков, на население.
Если по каким-то причинам кто-то из организаций в тарифные органы субъектов Федерации не заявлял указанную составляющую в платежах, то это их, мягко говоря, ошибка, а не следствие того, что указанный закон какие-то дополнительные обременения возлагает на население с точки зрения роста платежей.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Черкасов Кирилл Игоревич. Черкасов К. И., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович.
Вопрос к докладчику.
Мы с вами понимаем, что будет произведено серьезное финансирование и создание большой современной инфраструктуры с наилучшими доступными технологиями, но мы сейчас говорим, что в рамках этого закона, то, что мы видим, и то, что мы обсуждали с вами на комитете, обсуждаются те отходы, которые будут образовываться сейчас. А как быть с отходами, которые образованы в предыдущие периоды? То есть мы, что под них будем строить еще одну структуру, то есть еще одни создавать мощности по переработке? То есть, не кажется ли вам логично, что создавая такую инфраструктуру и прорабатывая эти наилучшие доступные технологии, можно сейчас уже заложить мощности по переработке тех отходов, которые были накоплены и про которые говорил Владимир Владимирович, которые сегодня лежат, как вы говорите, в оврагах, на свалках, в лесах и еще где-то?
Спасибо.
Новиков С. Г. Кирилл Игоревич, в тексте проекта федерального закона нет отрицаний, связанных с тем, что эти структуры, эти организации, в целом федеральный оператор, не будет или ему будет запрещено заниматься тем накопленным вредом экологическим, теми отходами, которые сформировались в предыдущие годы. И вы абсолютно правы, такой вопрос существует, он будет ставиться и определенная доля ответственности, и понимание определенное понимание у нас в этой связи есть.
Конечно, ключевым вопросом в данном случае, будет вопрос о финансовых ресурсах, связанных с такого рода деятельностью, постольку-поскольку зачастую и мы это видим в сфере, связанной с обращениями с радиоактивными отходами, те предприятия, которые реально ответственны за их образование и накопление, условно говоря, в 50-60-е годы, на сегодняшний день в том виде, в котором они существовали, не существуют. Вопрос точно есть.
Но могу вас заверить и премьер собственно по Красному Бору, по накопленным проблемам в Челябинской области и собственно определение уже госкорпорацией "Росатом" на сегодняшний день по, ну, скажем так, ликвидации этого накопленного вреда, такой пример уже есть, и мы понимаем, еще раз повторяю, определённую долю ответственности за эту работу в будущем. Вопрос ключевой будет - вопрос финансирования.
Председательствующий. Спасибо.
Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович.
Сергей Геннадьевич! Я понимаю так, что все отходы I-II класса опасности будет принимать только один федеральный оператор. Владимир Владимирович сказал о том, что будут работать и региональные операторы, если они имеют право принимать эти отходы, но сдавать они будут все вам. Не получится ли, что цены будут неконкурентно высокими для предприятий? Спасибо.
Новиков С. Г. Вы знаете, в проекте федерального закона есть прямое указание, прямое введение государственного регулирования по ряду позиций.
К такого рода регулируемым позициям будут относиться, ну, в случае или после принятия закона, это сбор отходов I—11 класса опасности, транспортировка, обработка, обезвреживание, размещение, утилизация. Соответственно основа ценообразования или правила установления цен будут определяться правительством. При этом у правительства есть опыт развития конкуренции в регулируемых сферах деятельности, имея в виду те особенности ценообразования, которые оно устанавливает, ну, я повторю еще раз, в других регулируемых сферах. Это может быть предельное ценообразование, это формула расчёта.
Причём точно так же возможно соблюсти баланс — как с точки зрения ценовой доступности услуги для плательщика, так и с точки зрения возвратности инвестиций, которые будут осуществлены в эту сферу тем предприятиям, тем организациям, которые их сделают с определённой разумной доходностью.
Председательствующий. Центральную трибуну включите.
Бурматов В. В. Коллеги, я бы хотел добавить, у нас все-таки предусмотрено и самостоятельное обращение для предприятий-отходообразователей при условии наличия объектов по обезвреживанию и размещению отходов.
По факту те предприятия, у которых есть соответствующая лицензия и соответствующие мощности, которые сейчас этим занимаются, вот те самые 2-3 процента, о которых я говорил, они могут продолжить дальше эту деятельность осуществлять самостоятельно.
Либо получить лицензию на эту деятельность, соответствующие мощности создать и делать. А коллеги из Росатома, они задействуют свои мощности, которые у них есть в четырех субъектах Российской Федерации. Соответственно, запускают там технологии, которые у них имеются, которые уже, кстати, апробированы на гораздо более серьезных видах отходов, и функционируют, и заключая договор с теми предприятиями, которые сегодня на рынке, и самостоятельно.
Председательствующий. Спасибо.
Осадчий Николай Иванович. Осадчий Н. И., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемый Сергей Геннадьевич. Конечно, одна из ключевых идей и, соответственно, статей законопроекта касается федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности. И в соответствующей статье законопроекта указано, что он определяется правительством Российской Федерации по предложению государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
В то же время, если я не ослышался, прозвучало в обоих докладах, что федеральным оператором станет сама государственная корпорация "Росатом". То есть "Росатом" будет предлагать "Росатом", сам себя контролировать и так далее.
Поясните, пожалуйста, как это будет реализовываться, каков механизм? Спасибо.
Новиков С. Г. Николай Иванович, спасибо за вопрос.
На самом деле, это, видимо, неточность, моя выражений. Понятно, что мы сами себя предлагать не будем и сами контролировать не будем. Мы на сегодняшний день... внутри существует решение, и обсуждаем это с Минприроды, пока у нас никаких разногласий нет, что ответственным за эту тему федеральным оператором мы будем вносить в правительство "РосРАО", то есть ту организацию, которая на сегодняшний день уже определена ответственной за создание, функционирование и развитие системы обращения с радиоактивными отходами. Здесь мы сами себя предлагать не будем.
Председательствующий. Спасибо.
Алимова Ольга Николаевна.
Алимова О. Н., фракция КПРФ.
У меня вопрос к Сергею Геннадьевичу.
Согласно пояснительной записке здесь в законопроекте предусмотрено создание единой информационной системы, контроль и учет, потоки движения от источника до места обработки и утилизации, особенности обращения и так далее. То есть возникает вопрос - что, до этого вообще ничего не было? Тогда на каком основании в ноябре было принято постановление премьер-министром о том, что 4 субъекта Российской Федерации удостоены чести обрабатывать, утилизировать отходы I и II класса опасности?
В частности, попал у нас поселок Горный Краснопартизанского района Саратовской области, где, никого не спросив, уже вовсю идет работа. То есть при сохранении частных структур, которые имеют лицензии, мы здесь заботимся, о сохранении структур, а вот об экологии, о водоемах, о здоровье граждан как бы не идет речь. Как это соотносится?
Новиков С. Г. Ольга Николаевна, я бы все-таки в рамках ответа на этот вопрос сам вопрос уточнил. Четыре предприятия, о которых вы говорите, они пока не переданы, и в этом смысле никакая работа по обращению, захоронению, обработке и уничтожению особо опасных промышленных отходов там не идет. Плановые сроки их передачи это осень текущего года. Грубо говоря, от Минпромторга в адрес госкорпораций, я не имею в виду, что мы на свой баланс принимаем. Это те предприятия, наши предприятия, которые за это будут отвечать и, соответственно, будут иметь к ним отношение. Дальше будет, собственно, этап переоборудования.
Но все это состоится только после того, как, собственно, законопроект будет принят, соответствующие полномочия на нас будут возложены. Указанные предприятия, имея в виду их перепрофилирование и, соответственно, их достройку, это часть территориальной схемы планирования. И это означает, что все те опасения, которые вы сейчас высказываете, они должны быть, будут сняты в рамках процедур публичного обсуждения в субъектах Федерации в рамках действующего законодательства. Но еще раз повторю, что на сегодняшний день никаких работ на этих объектах, которые, заметим, раньше занимались уничтожением химического оружия, имея в виду обращение с особо опасными промышленными отходами I и II класса, не производится.
Второе, что хотел бы сказать по поводу заботы. Если эти объекты не перепрофилировать, то, соответственно, те люди, которые живут на этих территориях, в этих населенных пунктах, они, собственно, останутся без работы. То есть, фактически закончив программу уничтожения химоружия в Российской Федерации, мы на сегодняшний день, Правительство Российской Федерации занимается перепрофилированием или, точнее, подготовкой к перепрофилированию этих объектов и сохранением рабочих мест в указанных вами субъектах Федерации.
Председательствующий. Спасибо.
Максимов Василий Юрьевич.
Максимов В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Сергей Геннадьевич, а вообще есть ли понимание, каков объём вот этих вот отходов, которые подлежат переработки, I и II класса? И самое главное, есть ли понимание, какое количество мощностей нужно будет ввести и в какие сроки это будет сделано, для того чтобы справиться со всем этим объёмом?
Новиков С. Г. Спасибо за вопрос.
Владимир Владимирович уже вот говорил, и я говорил о цифре. Если посмотреть на статистику с 2013 года (за 2018 год пока нет статистики), то эти цифры находятся в диапазоне от 350 до примерно 415-420 тысяч тонн в год, это имея в виду и I и II класс, объёмы, которые образуются ежегодно. Это если говорить про объёмы.
Если говорить про мощности, то, конечно, (и, собственно, об этом тоже уже говорилось) сохраняются мощности, которые действуют на сегодняшний день. Да, они маленькие, они не позволяют справиться со всеми этими объёмами. Планируется переоборудование (вот предыдущий мой ответ) четырёх заводов, которые прекратили уничтожение химоружия, то есть переделка, доработка их инфраструктуры под обращение с особо опасными промышленными отходами. Плюс в наших планах дополнительное рассмотрение и строительство трёх заводов для того, чтобы сбалансировать объёмы появления и объёмы обращения с такими отходами в целом по всей стране. Понятно, что придётся, в первую очередь, развивать мощности на Дальнем Востоке, в регионах Восточной Сибири. Но повторю ещё раз, это задача следующего этапа.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Спасибо, Иван Иванович. Вопрос Сергею Геннадьевичу.
Сергей Геннадьевич, какую часть вот из этих 350 тысяч тонн вы планируете силами "Росатома" перерабатывать, утилизировать или другим ... захоранивать? Предварительные какие-нибудь расчёты есть?
И второй момент, касающийся всё-таки накопленных уже вот этих опасных отходов.
В рамках твёрдых коммунальных отходов этот вопрос решён: найдена свалка на территории муниципального образования - региональный оператор её убирает и выставляет счёт муниципалитету соответствующему. А у вас какой механизм будет, потому что таких захоронений масса? Опять будет каждый раз отдельную федеральную программу или отдельные федеральные деньги как-то пытаться выцепить, чтобы их ликвидировать, или всё-таки будет вот такой саморегулирующийся, автоматический механизм?
Новиков С. Г. Алексей Владимирович, я начну с ответа на второй вопрос, я уже, собственно, на него отвечал.
Если говорить о саморегулирующем механизме, регулирующемся механизме, то все-таки однозначный ответ - это по текущим отходам, которые ежегодно образуются.
Если говорить о накопленном вреде за десятилетие, обнаружение свалок, то все-таки придется, во-первых, искать ответственных.
Во-вторых, придется выделять ресурсы, ну, с нашей точки зрения за счет всех возможных источников, потому что госкорпорация не сможет только за счет собственных средств обеспечить обращение с накопленным вредом, если говорить о тех объемах, которые образовывались десятилетиями. Это вот ответ на, ну, собственно, вторую часть вопроса.
По, я извиняюсь, по первой части...
Из зала. (Не слышно.)
Новиков С. Г. Да, по поводу доли. Ну, понятно, что в рамках тех задач, которые стоят перед нами, целевая задача, ответ на ваш вопрос - всё. Всё, имея в виду вместе с теми предприятиями, которые имеют лицензии, независимы от нас, и которые будут в будущем получать лицензии. Для этого, собственно, и существует предложение в рамках проекта федерального закона по созданию федеральной схемы размещения, чтобы ту целевую задачу, которую мы ставим, всё, плюс поэтапное уменьшение накопленного вреда, общими усилиями и госкорпораций и тех предприятий, которые есть и будут, обеспечить переработку всех образуемых в настоящее время и в будущем, плюс накопленных отходов.
Председательствующий. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Сергей Геннадьевич, есть мнение, что при появлении федерального оператора может возникнуть следующая ситуация, что компании, работающие с промышленными отходами, будут стремиться уходить от федерального оператора в более гибкий рынок обращения с отходами, это III и V классы, то есть будут снижать класс опасности отходов, переписывая паспорта отходов и повторно включать его в федеральный квалификационный каталог отходов.
Скажите ваше мнение, согласны ли вы с этим и если да, то, что будет предпринимать правительство, с этим бороться? Это первое.
И второе. Вот эти семь центров вы планируете построить запустить и перерабатывать те отходы, которые будут сейчас.
А вот то, что здесь коллеги задавали вопрос, с тем, что накоплено уже, не получится ли так, что через год-полтора мы заново будем слушать и рассматривать этот вопрос, и это будут не семь предприятий, а это будет десять, двенадцать и так далее? То есть у вас есть понимание вот именно с тем учетом, объемом отходов, которые накоплены, то есть семь предприятий это будет достаточно, либо в дальнейшем мы будем увеличивать это количество?
Новиков С. Г. Я, видимо, недоответил на предыдущий вопрос, который задавали коллеги из КПРФ. На сегодняшний день, мы полагаем, с точки зрения объемов семи предприятий будет достаточно, имея в виду наличие, собственно, тех предприятий в том... и лицензиатов, которые уже имеют лицензии и независимы от госкорпорации и от её предприятий.
Но если потребуется увеличение мощностей, то вы правы, это число предприятий-переработчиков необходимо будет увеличивать как, собственно, за счет независимых от госкорпорации организаций, так и возможна корректировка решений госкорпорации, я ничего страшного в этом не вижу. Будет потребность - будем корректировать решения по объемам переработки.
Если говорить про первую часть вопроса по поводу переписывания, ну, коллеги, вот с нашей сточки зрения, и об этом уже сегодня говорилось, это ровно происходит сейчас, то есть в этом смысле закон не добавляет проблем с переписыванием. Решит ли он все проблемы с такого рода незаконными действиями? С нашей точки зрения, нет, это не изменения в Уголовный кодекс или в Кодекс об административных правонарушениях. Они, собственно, эти статьи там и так есть, связанные и с экологическим вредом, и с незаконным предпринимательством.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6458535.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments