leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принят законопроект первого чтения об эксперименте по квотированию выбросов в 12 городах

Принят законопроект первого чтения об эксперименте по квотированию выбросов в 12 городах - Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита
11. 717365-7 Госдума в итоге затянувшегося обсуждения приняла законопроект первого чтения «О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части снижения загрязнения атмосферного воздуха»
Документ внесен правительством 24.05.19.
Представил замминистра природных ресурсов и экологии Владимир Логинов.
Председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
Законопроектом предусматривается проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух (далее – выбросы) на основе сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха (далее – сводные расчеты).
Эксперимент будет проводиться в целях обеспечения снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в отдельных городских поселениях и городских округах (в т.ч. с внутригородским делением).
Территорию эксперимента составляют территории 12-ти городских поселений: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.
Срок проведения эксперимента: с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года.
Определяются полномочия Правительства РФ, Минприроды России, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, органов государственной власти субъекта РФ по вопросам проведения эксперимента. Предусматривается создание межведомственного совета по проведению эксперимента при Минприроды России.
Сводные расчеты суммируют выбросы всех предприятий и автотранспорта населенного пункта и позволяют рассчитать уровень загрязнения атмосферного воздуха по заданным загрязняющим веществам в определенных точках города.
При проведении сводных расчетов территория города «покрывается» расчетной сеткой, в «узлах» которой осуществляется расчет концентрации загрязняющего вещества с использованием методов расчетов рассеивания выбросов на основании данных о выбросах всех предприятий и автотранспорта города.
Для проведения эксперимента по квотированию выбросов законопроектом предусмотрена следующая последовательность действий:
1) Росприроднадзор организует проведение сводных расчетов на территории эксперимента и запрашивает необходимые сведения по выбросам у субъектов хозяйственной деятельности. По итогам сводных расчетов Росприроднадзор утверждает заключение о проведении сводных расчетов, которое содержит, в т.ч., перечень загрязняющих веществ, по которым выявлено превышение нормативов и перечень источников выбросов, влияющих на превышение нормативов качества атмосферного воздуха.
2) На основании сводных расчетов:
- Роспотребнадзор осуществляет расчет и оценку риска для здоровья человека, по результатам которых определяется перечень приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих квотированию;
- Росприроднадзор с учетом предложений Роспотребнадзора и органа власти субъекта РФ утверждает перечень квотируемых объектов (промышленные предприятия, объекты коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры).
3) Росприроднадзор с учетом предложений органа власти субъекта РФ определяет для квотируемых объектов допустимые вклады концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (далее – допустимый вклад концентрации) (допустимый вклад концентрации, по сути, является допустимым вкладом предприятия в общее загрязнение воздуха и представляет собой концентрацию загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, которая создается выбросами предприятия и при которой, с учетом влияния выбросов других предприятий, не нарушаются нормативы качества атмосферного воздуха).
4) Природопользователи представляют в Росприроднадзор предложения по квотам выбросов (ограничение на выбросы для каждого источника выбросов природопользователя) на основании указанных допустимых вкладов.
5) Росприроднадзор на основе предложений природопользователей и органа власти субъекта РФ устанавливает квоты на выбросы с соответствующим уведомлением природопользователей. При установлении квот выбросов учитываются показатели снижения выбросов до 2024 года, установленные Указом Президента РФ от 07.05.18 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» (снижение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в наиболее загрязненных городах).
6) Предприятия разрабатывают планы мероприятий по достижению квот выбросов (в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления) и согласовывают их с межведомственным советом по проведению эксперимента при Минприроды России, создание которого предусмотрено законопроектом.
7) Уполномоченный орган субъекта РФ в срок, не превышающий 3-х месяцев с момента установления квот выбросов, в целях их достижения разрабатывает предложения по актуализации мероприятий по снижению выбросов от объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, включенных в комплексные планы, разработанные во исполнение Указа № 204.
Для информационного обеспечения мероприятий по снижению загрязнения атмосферного воздуха планируется создание федеральной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в указанных городах.
ФЗ вступает в силу с 1 ноября 2019 года. Со дня вступления в силу ФЗ для территорий эксперимента должны быть: до 1 мая 2020 года – проведены сводные расчеты; до 1 августа 2020 года – проведены расчет и оценка рисков для здоровья человека; до 1 ноября 2020 года – утвержден перечень квотируемых объектов и установлены квоты выбросов для квотируемых объектов; до 1 марта 2021 года – актуализированы комплексные планы.
Паспортом приоритетного проекта «Чистый воздух» предусмотрено выделение в 2019 году средств федерального бюджета на формирование сводных расчетов в размере 240 млн. руб. и на внедрение информационной системы анализа качества атмосферного воздуха в размере 500 млн. руб.
Первое чтение 381 0 0 15:06

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению 11-го вопроса. Проект федерального закона "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
Докладывает официальный представитель Правительства заместитель Министра природных ресурсов и экологии Владимир Григорьевич Логинов. Пожалуйста.
Логинов В. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты!
Рассматриваемый законопроект разработан во исполнение поручения президента, данного в Послании Федеральному Собранию в 2019 году, и призван реализовать федеральный проект "Чистый воздух", который входит в состав проекта "Экология", с целью снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и применения системы квотирования в крупных промышленных центрах, что в свою очередь позволит улучшить качество жизни более 6,4 миллиона человек.
В этих целях законопроект предусматривает проведение эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на основе сводных расчётов с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года в 12 городах: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Череповец, Чита и Челябинск. Правительством для этих городов утверждены комплексные планы мероприятий по снижению выбросов, квоты выбросов должны обеспечить к 2025 году снижение загрязнения воздуха в указанных городах на 20 процентов - так, как это установлено майским указом Президента Российской Федерации.
Сводные расчёты загрязнения атмосферного воздуха — это способ расчёта полей приземлённых концентраций загрязняющих веществ на основании данных о выбросах всех стационарных и передвижных источников загрязнения атмосферы, расположенных на территории населённого пункта. Введение и использование сводных расчётов ранее уже осуществлялось в 15 субъектах Российской Федерации и продолжает осуществляться в ряде из них в соответствии с приказом Госкомэкологии от 16 февраля 1999 года.
Для проведения эксперимента по квотированию выбросов законопроектом предусмотрена следующая последовательность действий.
Росприроднадзор организует проведение сводных расчётов на территории эксперимента и утверждает заключение о проведении сводных расчётов, которое содержит в том числе перечень загрязняющих веществ, по которым выявлено превышение нормативов, и перечень источников выбросов, влияющих на превышение нормативов качества атмосферного воздуха.
Роспотребнадзор на основании сводных расчетов проводит расчет и оценку риска для здоровья человека с целью определения перечня определения приоритетных загрязняющих веществ, подлежащих квотированию.
Далее, Росприроднадзор с учетом предложений Роспотребнадзора и органа власти субъекта Российской Федерации утверждает перечень квотируемых объектов, промышленные предприятия, объекты коммунальной инфраструктуры, транспортной и социальной инфраструктуры.
Роспотребнадзор определяет для квотируемых объектов допустимые вклады в концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Природопользователи предоставляют в Росприроднадзор предложения по квотам выбросов на основании указанных допустимых вкладов. Роспотребнадзор на основании предложений устанавливает квоты на выбросы. Предприятия разрабатывают план мероприятий по достижению указанных квот в течение трех месяцев с момента получения уведомления об установлении квот и согласовывают его с межведомственным советом по проведению эксперимента при Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, который будет создан в рамках представляемого законопроекта. В состав совета включаются представители субъектов Российской Федерации, Росприроднадзора, Росгидромета, Роспотребнадзора, Минэнерго, Минпромторга, организаций, осуществляющих научную деятельность в области охраны атмосферного воздуха. Законопроектом предусмотрено, что положение о совете будет принято Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации в срок, не превышающий 3 месяцев с момента установления квот выбросов, в целях их достижения разрабатывают предложения по актуализации мероприятий по снижению выбросов от объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, включенной в комплексные планы.
Законопроектом устанавливается, что в случае, если предприятие не может реализовать в период эксперимента до 31 декабря до 2024 года мероприятия по достижению квот выбросов непосредственно на своем производстве, то предприятия осуществляют компенсаторные мероприятия, перечень которых будет утверждаться субъектом Российской Федерации. Например, рекультивация свалок и другие такого рода мероприятия.
Правила проведения сводных расчетов и правила квотирования выбросов планируется утвердить приказами Минприроды России. Мы планируем разработать эти документы с привлечением представителей бизнеса и регионов, в которых находятся указанные 12 городов. В этих целях в министерстве уже создана рабочая группа. Для обеспечения заинтересованных органов власти и общественности информации о состоянии атмосферного воздуха и результатах реализации мероприятий выбросов законопроектом предусмотрено создание федеральной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в указанных 12 городах.
Кроме того, законопроектом предусмотрено наделение Минприроды полномочием по установлению требований к проведению предприятиями мероприятий по снижению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий. А для оперативного проведения Росприроднадзором внеплановых проверок в этот период неблагоприятных метеорологических условий законопроектом устанавливается возможность их проведения без согласования, но с уведомлением органов прокуратуры.
Также для обеспечения возможности использования налоговых и неналоговых льгот, предусмотренных природоохранным законодательством, в закон "Об охране окружающей среды" вносится дополнение, уточняющее вопрос зачета затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа в счет оплаты за негативное воздействие.
На законопроект... Мы проводили обсуждение в комитете, на всех соответствующих инстанциях Правительства Российской Федерации. Просим поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Григорьевич.
С содокладом выступает Владимир Владимирович Бурматов.
Бурматов В. В. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Закон действительно долгожданный, он выстраданный, в Государственную Думу он вносится в третий раз. Дважды его вносило Законодательное Собрание моей родной Челябинской области, потому что изначально это челябинская инициатива. Челябинск входит в состав вот этих вот 12 городов, в которых, по справедливому определению Президента Российской Федерации, люди могут неделями не видеть небо, потому что там висит смог. Там, в этих городах, люди на своем примере понимают, что такое нечем дышать, когда образуется режим неблагоприятных метеоусловий, и это значит - штиль, это значит - ветра никакого нет, и вот эти вот вредные выбросы от предприятий-загрязнителей, выхлопы автомобильного транспорта, выбросы предприятий сферы ЖКХ, котельных и так далее, всё это висит в воздухе.
Больше всего страдают, конечно, дети. Больше всего страдают пожилые люди, люди с заболеваниями дыхательных путей, лёгких. Но и здоровому человеку приходится нелегко, особенно если он аллергик. Это прямо очень серьёзная проблема.
Поэтому этого закона от нас требуют 10 субъектов Российской Федерации и 12 городов, которые поименованы в указе Президента Российской Федерации.
Дважды до этого этот законопроект наш комитет рассматривал, но возвращал с замечаниями субъекту законодательной инициативы. Сейчас он внесён с Правительством Российской Федерации с учётом тех замечаний и пожеланий, которые поступали и от Челябинской области и других регионов Российской Федерации, кто участвовал в обсуждении, и от комитета.
Мы проводили парламентские слушания по этому вопросу, по ситуации с качеством атмосферного воздуха, и резолюция парламентских слушаний также учтена.
Какая ситуация сегодня?
Сегодня ситуация такая - людям дышать нечем, висит смог, а у регионов фактически нет полномочий и нет возможности повлиять на эту ситуацию, потому что все основные предприятия-загрязнители, они подотчётны Росприроднадзору. Росприроднадзор, что может сделать? Он может выехать с проверкой через три дня, через неделю. Но там этот смог уже рассеется и мерить будет нечего, а людям при этом на протяжении иногда недели, а иногда и двух недель в зависимости от региона и от погодных условий в буквально смысле нечем дышать.
Что за инструмент предлагается сегодня, если говорить простыми словами.
На территории 12 городов 10 субъектов Российской Федерации, которые поименованы в указе президента, вводится система сводных расчётов, которая позволяет учитывать не только выбросы предприятий-загрязнителей, но и автомобильного транспорта и системы ЖКХ, и считать совокупность этих выбросов. То есть не то, что на трубе предприятия, а то, что реально у нас в лёгких оказывается, потому что мы не от трубы с вами дышим, а мы дышим в живом секторе, где все эти выбросы суммируются.
Дальше. У нас фактически вся территория указанных городов будет покрыта расчётной сеткой, и в узловых местах этой сетки будет осуществляться расчет концентрации вредных веществ, это будет делать Росприроднадзор. По результатам сводных данных Росприроднадзор выявляет предприятия и вещества, которые наиболее влияют на превышение нормативов в воздухе.
Далее уже Роспотребнадзор оценивает риски для здоровья человека и определяет вещества, которые представляют наибольшую опасность для здоровья человека и подлежат квотированию.
И потом снова Росприроднадзор утверждает перечень квотируемых объектов и с учетом предложения регионов, то есть позиция регионов, она здесь тоже будет очень важна, осуществляет квотирование выбросов, то есть выдает квоты на допустимые выбросы, как предприятиям, так и объектам ЖКХ, так и объектам социальной транспортной инфраструктуры.
При этом во главу угла ставится задача вот в этих 12-ти городах десяти субъектах Российской Федерации к 2024 году, к концу 2024 года достичь снижения на 20 процентов уровня вредных выбросов в соответствии с указом Президента Российской Федерации. Предприятия, соответственно, разрабатывают планы по достижению квот, а региональные власти контролируют достижение квот на объектах ЖКХ, социальной и транспортной инфраструктуры.
Это эксперимент. Мы будем анализировать его успешность вот в этих 12-ти городах. На заседании комитета, рассматривая этот законопроект, мы приняли решение создать при комитете постоянно действующую рабочую группу, которая будет его анализировать. Ну, а правительство создает межведомственный совет с участием всех заинтересованных ведомств и ФОИВов, о котором здесь было сказано. И по результатам этого эксперимента мы будем оценивать его эффективность, корректировать эту систему, либо экстраполировать ее и на другие субъекты Российской Федерации.
Комитет рассмотрел законопроект, он качественный, он, еще раз говорю, выстраданный, с 2016 года мы его разрабатывали. Просим поддержать в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список. 14 вопросов.
Шерин Александр Николаевич.
Я прошу тогда тех, кто будет...
Шерин А. Н., фракция ЛДПР.
Владимир Григорьевич, ну, вопрос...
Председательствующий. Сейчас секундочку, Александр Николаевич, секундочку.
Я прошу и укладываться в отведенное время тем, кто задает вопросы и отвечать, поскольку вопросов много, максимально лаконично, но, конечно, полностью.
Пожалуйста, Александр Николаевич.
Шерин А. Н. У меня там время только...
Председательствующий. Да, по-новому, естественно, минута вам будет дана.
Шерин А. Н. Владимир Григорьевич, вопрос первый. За чей счет это всё будет производиться? Нужно исключительный источник финансирования обозначить.
Почему отсутствует город Рязань?
Кто в конечном итоге осуществляет контроль за получением максимального результата? Значит, мне нужно понимание, кто конкретно в конечном итоге устанавливает квоту, и каким образом в законе предусмотрено исключение коррупционной составляющей, чтобы не было сговора с региональными властями.
Ну и, соответственно, в статье 6 непонятно, каким образом мы сможем осуществлять парламентский контроль, потому что парламентского контроля в законе вообще никак не предусмотрено? Спасибо.
Логинов В. Г. Спасибо.
Сопровождение законопроекта будет осуществляться в рамках федерального проекта "Чистый воздух". Здесь предусмотрены значительные средства, в общей сложности предполагается, что это будет 500 миллиардов рублей, чуть-чуть с небольшим. При этом средства федерального бюджета предусмотрены в объеме 102,3 миллиарда рублей, средства региональных бюджетов — в объеме 16 миллиардов рублей, и внебюджетное финансирование составит 381 миллиард рублей.
Эти средства будут использованы в первую очередь на формирование сводных расчетов загрязнения воздуха и системы расчетов в 240 миллионов рублей федерального бюджета. Внедряться информационная система анализа качества атмосферного воздуха - 500 миллионов рублей. Модернизация и развитие государственной наблюдательной сети за за1рязнением атмосферного воздуха - 1 миллиард 700 миллионов рублей. Усилен федеральный государственный экологический надзор - 468 миллионов рублей. И модернизация и развитие системы социально-гигиенического мониторинга -700 миллионов рублей. Всё это происходит в рамках федерального проекта "Чистый воздух" и обеспечивает проведение эксперимента.
Вопросов было много, можно ещё повторить?
Председательствующий. Продолжайте, у вас ещё есть время.
Логинов В. Г. Почему не прошла Рязань?
Это всё было определено указом Президента Российской Федерации, так попало в настоящий момент. Тем не менее законопроектом предусмотрена возможность участия других регионов в системе сводных расчётов, и мы можем организовать эту работу и с другими регионами Российской Федерации, и это только приветствуется.
Председательствующий. Центральную трибуну включите.
Пожалуйста, Владимир Владимирович.
Бурматов В. В. Были заданы вопрос по поводу квотирования, кто осуществляет, собственно, расчёт квотирования. Расчёт квотирования осуществляет Росприроднадзор, федеральная структура, и это ответ на ещё один ваш вопрос, как не допустить сговора с региональными властями. То есть, во-первых, всё-таки это поднято на уровень федеральной структуры, которая ведёт расчёты и по другим вопросам, связанным с загрязнениями воздуха и почвы, атмосферы и так далее. А с другой стороны, это теперь поднимается на уровень ещё выше, потому что создаётся специальный вот этот межведомственный совет, в который входит сразу несколько федеральных ведомств, в том числе Минприроды, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Минэнергетики и Минпромторг. Но мы тоже в стороне не будем оставаться, я про рабочую группу при комитете постоянно действующую сказал, про парламентский контроль.
Председательствующий. Спасибо.
Шеремет Михаил Сергеевич.
Шеремет М. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович.
Вопрос к Владимиру Григорьевичу. У меня короткий уточняющий вопрос. Скажите, пожалуйста, по какому принципу вы действовали, когда выбирали города, в которых будет производиться эксперимент? И почему среди них нет таких крупных промышленных химических производств, которые находятся в таких городах как Дзержинск, как город Армянск, Республика Крым? Из данных регионов поступает большое количество жалоб от жителей в сфере экологии, что говорит об острой социально-экологической напряжённости, требующей немедленной практической реализации, эффективной государственной экологической политики в части снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Спасибо.
Логинов В. Г. Как я уже сказал, выбирались города по принципу наибольшей загрязнённости, и перечень этих городов ограничен, так как мы проводим эксперимент.
Безусловно, нас беспокоят и другие регионы, и в этом плане мы будем заниматься. В частности, то, что касается Армянска, этот вопрос постоянно у нас находится под наблюдением.
Росприроднадзор осуществляет специальный мониторинг. И, соответственно, Минпром ведёт организацию внедрения очищающих систем и других технологий для предотвращения подобных ситуаций в будущем.
Председательствующий. Центральную трибуну включите.
Бурматов В. В. Уважаемый Михаил Сергеевич, законопроект содержит очень важную норму, он содержит понятие сводных расчётов.
То есть, собственно, определяет в терминологии эту процедуру, соответственно, давая субъектам Российской Федерации всем, вне зависимости от эксперимента, принимать региональные законы на основе вот сформулированной терминологии и применять сводные расчёты при квотировании там деятельности автомобильного транспорта, предприятий ЖКХ, при разработке градостроительных планов и так далее, то есть существенно расширяет полномочия регионов в этой сфере.
Председательствующий. Спасибо.
Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н. Уважаемый Владимир Григорьевич, как у депутата, который шесть раз напрямую избирался населением города Омска и Омской области, у меня один вопрос из четырёх частей.
Первое. Как вы посчитали деньги, если закон имеет преимущественно рамочный характер, в основном распределение полномочий?
Второе. Что будет с теми организациями, которые будут исполнять квоты?
Третье. Что будет с теми организациями, которые не будут исполнять квоты, а будут их превышать?
И последнее. У нас в Омске находится нефтезавод, а компания "Газпромнефть" находится в Санкт-Петербурге, дышим выбросами мы, деньги в основном уходят во вторую столицу России, которую я, конечно, очень люблю, но не больше, чем свой собственный город.
Вопрос. Кто будет платить в случае превышения квот: нефтезавод или головная компания? Спасибо.
Логинов В. Г. Ну как уже здесь говорилось, для решения вопросов окончательных, специально, и это достаточно исключительный случай, когда прямо в законопроекте предусмотрено создание межведомственного совета и сложные вопросы будут решаться межведомственным советом.
Действительно всё предусмотреть, всех ситуаций, которые возникнут в рамках проведения экспериментов довольно трудно, поэтому появляется межведомственный совет.
Значит, если предприятие не сможет выполнить установленную квоту, оно должно будет выполнить компенсаторное мероприятие. И, соответственно, это компенсаторное мероприятие обязательно для выполнения, что предусмотрено законом. Сами мероприятия будут определяться в процессе работы и межведомственного совета и других ведомств, которые этим занимаются. Ещё вопрос.
Председательствующий. Олег Николаевич, рядом находитесь, можно не в микрофон, Олег Николаевич.
Смолин О. Н. (Не слышно.)
Логинов В. Г. Но это как раз и есть тот самый процесс. В настоящее время комплексные планы уже представлены регионам и утверждены Правительством Российской Федерации, исходя из этих комплексных планов, и делались расчёты. Тем не менее в процессе эксперимента это будет уточнятся и решаться в каждом конкретном случае.
Председательствующий. Спасибо.
Ионин Дмитрий Александрович. Ионии Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Да, спасибо.
Но коллеги, частично об этом спрашиваю, но всё-таки, вот 12 городов, эксперимент по квотированию, есть сроки (2020-2025 годы), есть целевые показатели. Пока сроки и целевые показатели не будут достигнуты и сроки не пройдут, реально добавить какие-то города в этот проект, именно не на региональном, как Владимир Владимирович говорит, да, отдельно, а на федеральном уровне вот именно в этот проект по квотированию.
Логинов В. Г. Ко мне вопрос?
Председательствующий. Да, да.
Логинов В. Г. Да, пожалуйста.
Ну ещё раз, обеспечение федерального проекта — это не догма и обеспечение федерального проекта, конечно, может быть дополнено, рассмотрено. Тем не менее, если говорить о сроках каких-то продления этого эксперимента, это надо будет решать на уровне изменений или дополнений в этот законопроект.
В настоящий момент это всё определено, и этот эксперимент будет проводиться в двенадцати городах. Если, я думаю, что если мы в процессе увидим эффективность и результативность, то вполне можно расширить этот эксперимент на другие регионы, если мы поймём, что у нас всё получается в этих наиболее сложных городах Российской Федерации.
Кроме того мы надеемся, что по завершению эксперимента эта система по всем признакам, она даст неплохие результаты и мы сможем уже внедрять такой подход повсеместно. Председательствующий. Спасибо. Онищенко Геннадий Григорьевич.
Онищенко Г. Г. Владимир Григорьевич, идея квотирования не нова, она уже в международной практике широко используется, но вот применительно доложенного вами материала по этим городам и зная структуру выбросов, не удлиняете ли вы плечо и не обезличиваете ли вы ответственность, потому что я с трудом могу себе представить как можно идентифицировать выброс того или иного предприятия в точки контрольные, не проще ли квотировать в трубе под известную структуру выброса? А так мы обезличиваем это дело и создаем впечатление, что мы занимаемся делом, на самом деле мы отдаляем решение проблемы. Вот нет у вас такого впечатления?
Спасибо.
Логинов В. Г. Водная система она нам показывает наличие загрязнений по всей территории, а вот квоты применяются вполне конкретные к вполне конкретным предприятиям. Поэтому я тут противоречия не вижу с тем, что вы говорите.
Председательствующий. Спасибо.
Катасонов Сергей Михайлович!
Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Уважаемый Владимир Григорьевич!
Вы слышите в вопросах озабоченность всех территорий и, я думаю, что понятно, что будет у вас через 5 лет и, наверное, нет смысла дожидаться, когда мы получим какие-то конкретные результаты, надо начинать движение по всем территориям и основной здесь вопрос это деньги, то есть, будет источник, будут решены вопросы по территориям.
Значит, мы понимаем реально, что у субъектов таких сегодня средств нет, федеральный бюджет, я не думаю, что он будет выделять такие колоссальные средства. Думает ли министерство о том, чтобы все-таки создать или бюджетный или не бюджетный фонд экологический, куда будут собираться все штрафы и за выбросы, которые происходят в субъектах для того, чтобы это был целевой фонд?
Ну мы, во-первых, это имели исторически. А, во-вторых, есть опыт дорожных фондов, пока не будет у нас экологического фонда, ничего мы сделать не сможем. Как правительство и ваше министерство к этому относится?
Логинов В. Г. Этот вопрос, по сути дела, звучал при обсуждении предыдущего законопроекта.
И, конечно, вопрос такого фонда, безусловно, должен быть решён. Потому что совершенно правильно, что реформа не должна идти за счёт средств населения Российской Федерации.
У нас есть закон о расширенной ответственности производителей, и уже начиная с 2012 года звучал вопрос о создании такого фонда, по нашей номенклатуре это называется экосбор, и другие сборы, и мы обсуждаем в настоящее время этот вопрос уже и с Министерством финансов. И в этом направлении есть законопроект, подготовленный Министерством финансов, мы будем это дорабатывать совместно с другими министерствами. Есть поручение, данное нам на правительственной комиссии под руководством Гордеева, к 1 сентября подготовить решение, возможное решение о подобного рода фонде. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Председательствующий. Синяговский Владимир Ильич, пожалуйста. Синяговский В. И., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемый Владимир Григорьевич! Главный контролёр, конечно, это население. Считаете ли вы возможным предусмотреть в данном законопроекте также обязать хозяйствующие субъекты устанавливать в доступных местах для населения информационные табло, на которых будут отражаться показатели загрязнения воздуха, норма, факт, и такой опыт имеется по городу Новороссийску, там цементные заводы, 6 миллионов цемента, нефтеперевалка более 100 миллионов тонн нефти. И убеждён, что здесь требуется финансирование, и не во всём здесь бюджет повинен, а есть те субъекты хозяйствующие, которые бизнесом этим занимаются. И, конечно, жёсткая технологическая дисциплина.
Логинов В. Г. Безусловно, я бы даже шире сказал, что вопрос экологического мониторинга и доступности такой информации в целом решается в национальном проекте "Экология", и в частности он решается по каждому федеральному проекту. И в рамках создаваемых информационных систем подобного рода мероприятия предусмотрены.
Председательствующий. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.
Альшевских А. Г. Спасибо.
Одно из самых важных в законопроекте прописано то, что губернаторы несут персональную ответственность за достижение целевых показателей комплексного плана.
Это, наверное, единично, а, может быть, впервые, когда в тело федерального закона четко прописывается персональная ответственность. В связи с этим у меня вопрос. У нас вообще законодательно закреплена вот эта персональная ответственность, расшифровка? Что за персональная ответственность? Это будут штрафы, выговор, снятие с занимаемой должности и так далее? Может быть, есть смысл конкретизировать эту персональную ответственность за срыв тех показателей, которые установлены указом президента? Это первое.
И второе. Уточните, пожалуйста, а в какой срок субъекты должны утвердить перечень мероприятий по компенсации, которую должно осуществлять предприятие в случае, если эксперимент провалится?
Логинов В. Г. Относительно персональной ответственности в данном случае это понятие подразумевает и отставку должностного лица. Ну и также в связи с этим возможны, конечно, меры, по выявлению причин произошедшего.
Значит, я не совсем понял вопрос последний. Можно уточнить его? Председательствующий. Включите микрофон.
Альшевских А. Г. Вопрос - в какой срок субъекты должны утвердить перечень мероприятий по компенсации, которую должны осуществлять предприятия в случае, если эксперимент провалится?
Логинов В. Г. Я думаю, что такие сроки мы установим уже в подзаконных актах.
Но, безусловно, эти сроки должны быть весьма ограниченными и понятными.
Председательствующий. Ламейкин Дмитрий Викторович. Ламейкин Д. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Вопрос к Владимиру Григорьевичу. В связи с тем, что это эксперимент, и проводится он в конкретных муниципальных образованиях, возможно, есть смысл к работе привлечь муниципалитеты, и в статье 4 законопроекта указать полномочия муниципальных образований. Но как пример, допустим, утверждение плана мероприятий по достижению квот выбросов. Потому что сейчас предусмотрено, что утверждать сами природопользователи должны эти мероприятия. Давайте посмотрим, как вовлечь всё-таки муниципалитеты в систему контроля.
Логинов В. Г. Такие планы утверждаются руководством региона.
И они в состоянии, мы считаем, работать с муниципалитетами по этим вопросам.
Председательствующий. Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Уважаемый Владимир Григорьевич, я уточняющий вопрос повторю, может быть, даже, который вам задавал Онищенко Геннадий Григорьевич. Ведь в чем вопрос-то стоит? Вот вы определяете, например, на территории городского округа точку, где идет превышение 1ТДК. И вопрос в том, как связать это превышение с конкретным загрязнителем? Да, вы отвечаете, что по каждой точке есть определенные зоны влияния, которые отнесены к тому или иному загрязнителю. Но по факту может быть не так быть, потому что роза ветров, она разная, и в каждый день, если несколько загрязнителей, роза ветров может определять вообще, кто на самом деле в этот момент. Вот как вот это связать, определение загрязнения, точки загрязнения, с тем, кто виновен в этом? Вот вопрос в этом состоит. И, самое главное, как эта система будет работать? Потому что здесь есть определенная неопределенность, которая может, скажем так... (Микрофон отключен.)
Логинов В. Г. Да, спасибо.
Этот метод научно обоснован, и его использование, этого метода, подтверждено на практике. Мы будем утверждать специальную методику вслед за выходом законопроекта о том, как это будет происходить. В принципе для того чтобы ответить на этот вопрос, наверное, нам надо как-то отдельно собраться вместе с учеными, и они в деталях объяснят, какая методика наблюдения дает возможность определения этих точек. Я думаю, что наблюдение все-таки осуществляется не один день, а на протяжении достаточно длительного периода. И эти перемены должны быть учтены при вычислении таких точек. С методикой можно ознакомиться, она достаточно подробно описана. И мы можем в случае необходимости дать подробную информацию на эту тему.

Окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6459592.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments