leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении законопроект по освобождению от НДФЛ сумм материальной помощи студентам

Принят в первом чтении законопроект по освобождению от НДФЛ сумм материальной помощи студентам – Олег Смолин Это только капля в море что мы должны сделать для студентов Стипендия 5% от ПМ
25. 692202-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса РФ» (в части освобождения от налога на доходы физических лиц сумм материальной помощи студентам)
Документ внесли 19.04.19 Депутаты ГД И.А.Яровая, Н.Д.Боева, Ю.В.Кобзев, Л.Н.Тутова, Н.В.Говорин, Н.В.Малов, А.Г.Кобилев, И.М.Гусева (ЕР).
Представила депутат Ирина Яровая.
Зампред комитета по бюджету и налогам Ирина Гусева.
Законопроектом предлагается освободить от обложения НДФЛ суммы материальной помощи, оказываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам, аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам, в размере, не превышающем 4 тыс. руб. за календарный год.
ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2020 года.
Первое чтение 368 0 0 15:31

Стенограмма обсуждения
25-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая.
Яровая И. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен проект закона, который восстанавливает социальную несправедливость. Речь идёт о том, чтобы материальная помощь в размере до 4 тысяч рублей, которая оказывается студентам, аспирантам, была освобождена от налога на доходы физических лиц. Нужно сказать, что весь стипендиальный фонд, который выплачивается, он не облагается дополнительно налогом. А по существующим правилам 25 процентов общего фонда может быть направлено на материальную помощь.
В разные периоды существовали разные толкования на уровне подзаконного разъяснительных писем, которые приобрели противоречивую практику, а сегодня однозначную практику, что такая помощь, которая оказывается, к сожалению, облагается налогом.
Проводя встречи со студентами, н неоднократно поступали обращения от студенческих сообществ с тем, чтобы данная несправедливость была устранена. Поэтому внесённый законопроект именно об этом и полагаю, что решение этого вопроса действительно будет иметь практическое, важное значение для молодых людей, которые, нуждаясь, получают обоснованную материальную помощь. И освобождение от налога на доходы физических лиц позволит сохранить весь объем этой помощи и использовать её по назначению, по жизненной ситуации.
Председательствующий. Спасибо, Ирина Анатольевна.
С содкладом выступает первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Ирина Михайловна Гусева.
Гусева И. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, комитет поддерживает концепцию данного законопроекта, считая, что действительно очень много обращений, студенты обращают на это внимание.
И всё-таки ко второму чтению мы хотели бы обсудить вопрос адресного предоставления предлагаемой льготы, определить случаи, когда суммы материальной помощи будут освобождаться от налогообложения па доходы на физических лиц. Повторяю, что это ко второму чтению, но концепцию мы поддерживаем.
Председательствующий. Спасибо, Ирина Михайловна.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Осадчий Николай Иванович. Осадчий Н. И. Спасибо.
Уважаемая Ирина Анатольевна и Ирина Михайловна! Кто из вас ответит, пожалуйста. Я хотел бы уточнить, когда мы сейчас эту норму будем вводить, у нас есть оценка, какое количество учащихся, студентов она затрагивает? Сколько студентов у нас в настоящее время получают эту самую материальную помощь? Спасибо.
Яровая И. А. У нас есть первичная объективная информация, исходя из общего распределения, которое допускает 25 процентов общего стипендиального фонда направлять на оказание помощи студентам. И анализ, который был нами проведён, показывает, что другие источники, собственно говоря, не используются.
И государство, я хочу вам сказать, уже сегодня защитило достаточно большой круг социальных групп при оказании такой материальной помощи. Например, профессорско-преподавательский состав сегодня уже защищен. И кстати говоря, то предложение, которое озвучено на самом деле правительством с тем, чтобы дифференцировать основания оказания материальной помощи именно студентам, оно в данном случае носит дискриминационный характер. Потому что если мы с вами поднимем действующие категории аналогичные, там таких ограничений и требований нет.
Поэтому из общения именно уже с объединёнными организациями студентов, мы пришли к выводу о том, что эта противоречивая практика, которая сложилась в отношении студенчества, это скорее недоразумение, чем правило, которое должно соблюдаться. Более того, здесь даже речь не будет идти о каких-то выпадающих доходах. Вот анализ как раз показал, что суммы, которые используются, это стипендиальный фонд, который уже сегодня государством просчитан без НДФЛ.
Поэтому совершенно нелогично выглядят требования о том, чтобы понуждать именно студентов по ограниченному кругу оснований видов материальной помощи только освобождаться. Это как раз вопрос дискуссионный, это вопрос социальной справедливости.
Мое лично мнение о том, что любая дифференциация дополнительная, она будет дискриминирующий характер носить, поэтому сегодня, даже если выплачивается материальная помощь сотням студентов, а не тысячам, это уже важный вопрос, потому что мы понимаем, что само назначение материальной помощи - это трудная жизненная ситуация. И если мы можем даже одному человеку помочь в трудной жизненной ситуации, это нужно делать. Тем более нужно максимально сохранить эту и так небольшую сумму 4000 рублей, потому что налог уменьшает эту сумму и делает ограниченными возможности человека воспользоваться полноценно этой помощью.
Председательствующий. Спасибо.
Савельев Дмитрий Иванович.
Савельев Д. И. Спасибо, Иван Иванович.
Уважаемая Ирина Анатольевна, законопроект, безусловно, очень важен и нужен, и он наверняка будет сегодня принят, однако, хотелось бы обратить Ваше внимание на еще одну сторону вопроса, это размер пенсий, которые получают сегодня российские студенты.
Сейчас средняя стипендия в стране очень низкая, и прожить на такие деньги в течение месяца невозможно. Учащимся зачастую не хватает даже на проезд этих денег, не говоря уже о других нуждах.
В результате обеспечение учащихся вузов и сузов целиком и полностью ложится на плечи родителей, а ведь не у каждой семьи, не у каждых родителей такие возможности есть.
ЛДПР неоднократно говорила о том, что стипендию российских студентов нужно повышать, хотя бы приравняв ее к МРОТ.
Молодые люди, получив в свое время достойное материальное обеспечение от государства, вернут эти деньги в экономику сторицей, эффективно работая по профессии.
Так может быть стоит этот законопроект доработать и в этом направлении? Спасибо. Хотя повторюсь еще раз, законопроект очень важен и очень нужен.
Яровая И. А. Уважаемый Дмитрий Иванович, данный законопроект имеет определенную концепцию. Наверное, вопрос, который Вы актуализируете, есть смысл обсудить на площадке нашего профильного комитета по образованию или по делам молодежи, для того чтобы выйти на соответствующие решения, заранее проработанные и согласованные по источникам финансирования.
Председательствующий. Спасибо.
Смолин Олег Николаевич. Смолин О. Н. Уважаемая Ирина Анатольевна, естественно, этот законопроект, я думаю, все депутаты поддержат, но у меня вопрос тот же самый, в продолжение вопроса Николая Ивановича.
О каких суммах материальной помощи, если мы не знаем количество студентов, о каких суммах материальной помощи может идти речь? И каковы могут быть выпадающие доходы, если Минфин или вы это считали?
Спасибо.
Яровая И. А. Как раз по выпадающим доходам мы дали соответствующие пояснения, которые носят объективный, уже правоустанавливающий характер о том, что по существующей процедуре источником выплаты материальной помощи студентам является стипендиальный фонд. 25 процентов стипендиального фонда — это максимальная часть, которая может быть направлена на оказание материальной помощи.
Сегодня данных о том, чтобы материальная помощь выплачивалась из других источников, нет. Поэтому, исходя из особого статуса стипендиального фонда, который сегодня по действующему законодательству не облагается налогом, выпадающих доходов вообще не предполагается. Просто будет восстановлена социальная справедливость.
Я думаю, что именно поэтому Министерство финансов и правительство поддержали данную законодательную инициативу, исходя из того, что данная категория студентов, аспирантов была необоснованно исключена. Я неслучайно сказала о том, что были разъяснительные письма в разный период разные. В 2005 году были разъяснительные письма о том, что не надо облагать налогом. В 2010 году появилось письмо, что надо. Поэтому после того, как мы с вами примем какое-то однозначное решение и на уровне закона защитим права студентов и аспирантов, данная практика приобретёт социальный характер.
Председательствующий. Спасибо.
Катасонов Сергей Михайлович.
Катасонов С. М. Уважаемая Ирина Анатольевна, мы уже не первый раз даже в эту сессию возвращаемся к вопросу именно вот освобождения от налогообложения определённых видов помощи, это касалось различных категорий, сегодня совершенно справедливо мы поддерживаем студентов.
Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект.
У меня вопрос следующий.
У нас в Налоговом кодексе предусмотрено, что премии высшего должностного лица (губернатора) по науке, по образованию, культуре и так далее тоже освобождаются от подоходного налога. Но существует ещё такой вид поддержки, как гранты в разных отраслях. Вот они у нас выпали. Как вы смотрите, если ко второму чтению мы этот вопрос бы тоже довели до логического конца?
Яровая И. А. Уважаемый Сергей Михайлович, вы как очень опытный законотворец знаете, что по первому чтению мы поддерживаем концепцию, а концепция касается очень конкретной социально-правовой ситуации, поэтому в данном случае при внесении любых инициатив, которые связаны с финансово-экономическим обоснованием, это надлежит делать самостоятельно.
Но вы правы в том, что эта тема неисчерпывающая, и что у нас на площадке парламента, профильных комитетов не только имеют право, но и, наверное, должны обсуждаться в том числе и те вопросы, о которых вы говорите.
Председательствующий. Спасибо.
Ирина Михайловна, спасибо большое. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Бикбаев Ильдар Зинурович.
После рассмотрения этого законопроекта мы перейдем к рассмотрению проектов постановлений.
Бикбаев И. 3., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Все мы знаем, что когда обучались в высших учебных заведениях, мы пользовались материальной помощью в студенческих профкомах, и прекрасно знаем, что вот эта часть материальной помощи обучающимся выплачивается тогда, когда имеет ценность каждого рубля и именно в самую тяжелую жизненную ситуацию, когда это связано со смертью близких или с какими-то дорогостоящими процедурами в процессе жизни студента, чрезвычайной ситуации и так далее. И вот удерживание 13 процентов налога вот в данной ситуации, конечно же, негативно будет сказываться на общей картине данных выплат.
Вообще вот этот законопроект рассматриваемый, он выравнивает фактически социальную справедливость между всеми гражданами, которые получают подобные, аналогичные материальную поддержку, материальные выплаты, и в том числе имеет отношение вот выравнивание студентов со всеми гражданами, и, конечно, это имеет конкретную социальную положительную направленность, принятие данного законопроекта.
На основании этого фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, и просим проголосовать за его принятие. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Ильдар Зинурович.
Смолин Олег Николаевич.
Пропустите Олега Николаевича, пожалуйста.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Выступаю от фракции, но Регламент постараюсь сэкономить.
Естественно, я думаю, все депутаты Государственной Думы поддержат данный законопроект, но как паллиативную меру в отношении наших студентов.
Ирина Анатольевна, ну, конечно, выпадающие доходы будут, куда же они денутся. Если сейчас платили с этой материальной помощи налоги в региональные и местные бюджеты, то, соответственно, если мы принимаем этот закон, потери какие-то будут. Потери незначительные, сразу говорю, для меня они, например, не являются никаким основанием для того, чтобы этот законопроект не принимать.
Думаю, что речь идёт об очень небольших суммах, поскольку на самом деле не весь этот самый фонд, 25 процентов от стипендиального фонда используется на оказание материальной помощи, там есть и другие социальные нужды студентов. Но хочу подчеркнуть ещё раз, мы должны понимать, что это только капля в море по сравнению с тем, что следовало бы сделать для наших студентов.
А что следовало бы сделать? Первое, конечно, повышать стипендии. Я напомню, коллеги, что, когда мы, люди старшего поколения, заканчивали вузы, обычная стипендия студента составляла 80 процентов от прожиточного минимума. Стипендия студента вуза, который работал так или иначе на оборону страны, составляла выше прожиточного минимума. Сейчас расчётная студенческая стипендия, я извиняюсь, это примерно 14 процентов от прожиточного минимума по Российской Федерации, сократилась по сравнению с обычной примерно в шесть раз.
Что касается средних специальных учебных заведений, соответственно, стипендия составляла 60 процентов от прожиточного минимума, сейчас она порядка 5 процентов от прожиточного минимума, расчётная стипендия. Причём мы понимаем, что в ссузах учатся, как правило, дети из малообеспеченных семей, да и в вузах таких студентов немало. Это первая форма поддержки.
Вторая форма поддержки, конечно, бюджетные места. Коллеги, мы должны понимать, что условия получения высшего образования в нашей стране сейчас, увы, уступают тем, которые существуют в странах - наших конкурентах.
Ну, например, у нас 40 процентов студентов учатся за бюджетные деньги, в Германии или во Франции 80-90 процентов. У нас когда-то было 100, у нас когда-то было 220 студентов на 10 тысяч населения, все бюджетные, сейчас 130 студентов на 10 тысяч населения. Вот и сравнивайте.
Естественно, надо увеличивать бюджетные места для студентов, вместо это пока предполагается их сокращать, как вы узнали из доклада правительства.
Третье - образовательные кредиты. От фракции. Образовательные кредиты в странах с либеральной моделью экономики, где количество бюджетных мест сравнимо с нашим, соответственно, существует развитая система образовательных кредитов.
Председательствующий. Добавьте.
Смолин О. Н. У нас формально она тоже существует, фактически на эти цели выделяются крайне скудные средства.
Кстати, все эти предложения содержались в проекте закона об образовании для всех, который, увы, был отвергнут большинством Государственной Думы.
Поэтому мы стопроцентно поддержим этот законопроект, но хотим, чтобы в следующий раз, когда будут внесены законопроекты о серьёзной поддержке наших студентов, нам не говорили, вот видите, мы уже этот приняли и больше ничего делать не надо.
Законопроект прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.
Гартунг Валерий Карлович. Валерий Карлович, 3 минуты или сколько? 3 минуты поставьте, пожалуйста.
Гартунг В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, ну, собственно говоря, по этому закону всё было сказано.
Я вышел на эту трибуну только об одном сказать. Безусловно, этот мы закон поддерживаем, в правильном направлении двигаемся, но если бы у нас были достаточные стипендии, то, собственно говоря, наверное, и не так актуальна была эта тема. Это первое замечание.
Второе замечание. Конечно же, нужно упрощать работу благотворительных организаций, которые, собственно говоря, и выплачивают студентам деньги.
Я вам приведу простой пример. Раньше спокойно можно было перечислять свою зарплату в благотворительный фонд, из неё выплачивались стипендии студентам, никакими налогами не облагались, но теперь благотворительный фонд должен столько бумаг собирать, что, честно сказать, я вот фонд, который работает 20 лет, я вынужден буду закрывать, потому что на обслуживание вот этой бумажной работы уходит столько сил и времени, что ну проще находить какие-то другие варианты поддержки нуждающихся. Поэтому хотелось бы, наверное, обратить внимание. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович. Ирина Анатольевна будете выступать? Нет. Ирина Михайловна, будете выступать? Тоже нет.
Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 31 мин. 25 сек.)
Проголосовало за 368 чел 81,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 368 чел.
Не голосовало.
.82 чел 18,2%
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments