leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

РЕЗОЛЮЦИЯ по итогам конференции «Международное межмуниципальное сотрудничество в современных реалиях

РЕЗОЛЮЦИЯ по итогам конференции «Международное межмуниципальное сотрудничество в современных реалиях: возможности и перспективы»
г. Москва, Малый зал Государственной Думы
27 июня 2019 года
Мы, участники конференции на тему «Международное межмуниципальное сотрудничество в современных реалиях: возможности и перспективы», проводимой Общероссийским Конгрессом муниципальных образований совместно (ОКМО) с Комитетом Государственной Думы Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, обсудив вопросы:
- важности международного межмуниципального сотрудничества в укреплении позиций России в системе мирохозяйственных связей;
- регулирования международного межмуниципального сотрудничества;
- совершенствования правового регулирования международной деятельности муниципальных образований и органов МСУ.
Отмечаем:
В условиях экономических санкций и снижения межгосударственных контактов сотрудничество на уровне регионов и муниципалитетов приобретает особую значимость. Именно межрегиональное и межмуниципальное сотрудничество позволяет сохранять и поддерживать добрососедские взаимовыгодные отношения и продолжать развивать международные связи.
Установление и укрепление прямых связей между хозяйствующими субъектами, разработка и реализация совместных проектов, создание условий для привлечения инвестиций, развитие инфраструктуры, информационная поддержка, расширение культурных обменов, научного и гуманитарного сотрудничества - это те механизмы, которыми регионы и муниципалитеты могут успешно пользоваться для выстраивания взаимовыгодных отношений с иностранными партнерами.
Сохраняется общественная значимость поддержания и развития международных контактов российских городов с городами-побратимами и другими зарубежными партнерами как средства взаимного знакомства, дружбы и кооперации. Все они заключаются исходя из стремления к взаимовыгодному сотрудничеству, направленному на повышение уровня жизни населения, развития местного самоуправления и экономической деятельности на своих территориях, формирования благоприятного имиджа Российской Федерации и повышения узнаваемости самих городов.
В сложившейся международной ситуации необходимо уделять особое внимание популяризации и распространению за рубежом русского языка и культуры народов России, составляющих уникальный вклад в культурное многообразие современного мира, а также оказанию поддержки соотечественникам, проживающих за рубежом, их национальным диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей.
Советам муниципальных образований, как представителям всего муниципального сообщества своего субъекта Российской Федерации, следует выстраивать и укреплять отношения по линии местных сообществ с ассоциациями и союзами муниципалитетов иностранных государств. Заключение соглашений о взаимодействии с межмуниципальными ассоциациями иностранных государств позволяет формализовать уже установившиеся контакты, сделать сотрудничество более системным и эффективным.
Одним из приоритетов в международных межмуниципальных связях является развитие сотрудничества со странами СНГ. На государственном уровне между странами СНГ сегодня установлены тесные контакты. В настоящее время назрела объективная необходимость многостороннего сотрудничества стран СНГ на уровне местных властей. Уровень развития систем местного самоуправления в государствах-участниках СНГ сильно различается. Вместе с тем, учитывая историческую общность народов, государства-участники СНГ часто сталкиваются со схожими социально-политическими проблемами, экономическими и международными вызовами.
Межмуниципальное сотрудничество выступает одной из эффективных форм кооперации и укрепления связей между муниципалитетами (субъектами) различных стран. Муниципалитеты и объединения муниципальных образований способны стать самостоятельными субъектами международного сотрудничества и участвовать в расширении муниципального пространства.
При этом порядок осуществления международного сотрудничества органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, не являющихся приграничными, в законодательстве Российской Федерации не определен.
Для эффективной реализации международного сотрудничества необходимо в первую очередь обеспечить совместную системную работу федерального, регионального и муниципального уровней власти, а также участие заинтересованных общественных организаций и образовательных учреждений.
Участники конференции призывают:
- учитывать актуальность и своевременность темы международного межмуниципального сотрудничества;
- признать значимость советов и ассоциаций муниципальных образований в решении вопросов местного значения, муниципального строительства и межмуниципального сотрудничества;
- выстраивать полноценный и взаимополезный диалог между муниципалитетами и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
усиливать межгосударственные муниципальные связи;
увеличивать значимость ресурса местной власти в реализации программ комплексного социально-экономического развития городов;
повышать роль местного самоуправления в развитии институтов гражданского общества;
учитывать наличие в других странах положительного опыта по взаимодействию институтов межмуниципального сотрудничества с органами государственной власти и необходимость обобщения, распространения лучших практик такого взаимодействия;
развивать партнерские и побратиме кие связи как средства взаимного знакомства и дружбы между народами;
- учитывать необходимость совершенствования законодательства, регулирующего международную и внешнеэкономическую деятельность на местном уровне;
- систематически изучать, осмысливать национальные законодательства о местном самоуправлении других стран;
создавать условия для динамичного и эффективного развития территорий, инвестиционной привлекательности муниципалитетов;
учитывать особую роль приграничных муниципалитетов, которые в условиях глобализации становятся структурами, способствующими укреплению взаимного доверия, экономического и социального развития сопредельных государств.
Участники конференции считают плодотворным состоявшийся обмен мнениями и накопленным опытом практической деятельности. Для улучшения качества международного взаимодействия муниципалитетов, органов государственной власти и институтов гражданского общества, развития инструментов международного межмуниципального сотрудничества, участники конференции рекомендуют:
1. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
оказывать содействие в развитии и совершенствовании системы международного межмуниципального взаимодействия, оказывать методическую, организационную и финансовую помощь.
2. Правительству Российской Федерации и Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество):
- в целях устранения правовых пробелов и унификации порядка и условий осуществления международных и внешнеэкономических связей на местном уровне разработать изменения в действующее законодательство Российской Федерации;
разработать типовое соглашение о международном межмуниципальном сотрудничестве, заключаемое муниципалитетами Российской Федерации;
- разработать методические рекомендации для использования при осуществлении муниципалитетами международных и внешнеэкономических связей;
- принимать участие в разработке программы совместных действий с ОКМО с указанием перечня мероприятий в сфере содействия развитию международного межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации;
оказывать содействие ОКМО в налаживании партнерских отношений с международными организациями по вопросам межмуниципального сотрудничества с целью расширения партнерских связей Российской Федерации, содействия консолидации деятельности национальных объединений местных властей разных стран для налаживания межцивилизационного диалога, обеспечения взаимопонимания между народами;
оказывать содействие ОКМО в разработке и мониторинге состояния международных контактов муниципальных образований Российской Федерации;
оказывать содействие ОКМО в получении информационно-аналитических, экспертно-методических материалов в сфере международного межмуниципального сотрудничества.
3. Субъектам Российской Федерации:
в случае необходимости корректировать законодательство субъекта Российской Федерации по вопросам международной деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований;
- оказывать содействие муниципалитетам в получении информационно-аналитических, экспертно-методических материалов и консультаций в сфере международного межмуниципального сотрудничества.
4. Образовательным учреждениям:
принимать участие в разработке методических рекомендаций для использования при осуществлении муниципалитетами международных и внешнеэкономических связей.
5. Общероссийскому Конгрессу муниципальных образований, членам ОКМО:
ввести в практику проведение семинаров-совещаний ОКМО в федеральных округах и регионах по вопросам организации совместной работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам международного межмуниципального сотрудничества;
содействовать Советам муниципальных образований субъектов Российской Федерации выстраивать и укреплять отношения по линии местных сообществ с ассоциациями и союзами муниципалитетов иностранных государств;
- проводить на регулярной основе встречи, круглые столы, семинары, посвященные международному межмуниципальному сотрудничеству с участием представителей местных властей иностранных государств;
развивать работу по повышению информационной открытости и доступности данных, представляющих взаимный интерес с муниципалитетами иностранных государств, в том числе, используя и развивая сайт ОКМО;
организовывать работу по систематическому обобщению лучшей международной муниципальной практики для решения наиболее актуальных вопросов муниципального управления и социально-экономического развития в муниципальных образованиях со схожими социально-экономическими и природно-климатическими условиями;
оказывать консультационную помощь органам местного самоуправления Российской Федерации, обмениваться нормативными, методическими, аналитическими и другими документами, представляющими взаимный интерес для органов местного самоуправления;
- содействовать совместно с Россотрудничеством установлению побратимских связей между российскими и иностранными муниципальными образованиями;
участвовать в разработке методических рекомендаций совместно с образовательными учреждениями и федеральными органами исполнительной власти для использования муниципалитетами при осуществлении международной и внешнеэкономической деятельности;
привлекать представителей советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации при подготовке изменений в законодательство, регулирующего международную и внешнеэкономическую деятельность на местном уровне;
Благодаря развитию постоянного международного диалога между представителями местной власти, как лучше всего осведомленной о проблемах, волнующих местные сообщества, возможно осуществление конструктивного и эффективного взаимодействия между государствами в решении самых острых и наболевших вопросов. Продолжив развитие уже накопленного опыта, мы сможем направить все силы на решение главной, по сути, задачи любой власти: повышение качества жизни своих жителей.
Свои предложения в итоговую резолюцию конференции можно направить на электронный адрес: okmo.rf@mail.ru

Информационно-справочные материалы по вопросам международных и внешнеэкономических связей муниципальных образований
Частью 3 статьи 10 Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ, предусмотрено сотрудничество органов местного самоуправления с органами местного самоуправления других государств на условиях, устанавливаемых законом.
Правомочия органов местного самоуправления по участию в межмуниципальном сотрудничестве также закреплено в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерацию) (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ). Вместе с тем большая часть соответствующих положений посвящена вопросам межмуниципального сотрудничества в пределах Российской Федерации, а также отдельных субъектов Российской Федерации.
В то же время согласно пункту 8 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по осуществлению международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.
До принятия Федерального закона от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» (далее - Федеральный закон № 179-ФЗ) данная норма Федерального закона № 131-ФЗ являлась декларативной, поскольку такой федеральный закон отсутствовал.
Федеральным законом № 179-ФЗ установлен порядок осуществления международных и внешнеэкономических связей приграничных муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации.
Исходя из положений Федерального закона № 179-ФЗ (а также Федерального закона от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», имеющего сходный механизм правового регулирования) можно сделать вывод, что необходимым элементом порядка таких связей является координация со стороны федерального центра по отношению к международным и внешнеэкономическим связям субъектов Российской Федерации и регионального центра по отношению к муниципальным образованиям, в том числе процедура согласования проектов соглашений, заключаемых органами местного самоуправления с иностранными партнерами и процедура регистрации уже заключенных соглашений.
Вместе с тем вышеназванная федеральная норма (пункт 8 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ) остается декларативной по отношению к муниципальным образованиям, не являющимся приграничными и не подпадающими под действие Федерального закона № 179-ФЗ. Иными федеральными законами также не определен порядок реализации соответствующих положений.
По данным мониторинга развития местного самоуправления, в Российской Федерации по состоянию на 1 марта 2019 г. насчитывается 856 приграничных муниципальных образований (муниципальных образований, непосредственно прилегающих к Государственной границе Российской Федерации), из них 190 муниципальных районов, 37 городских и 596 сельских поселений, 33 городских округа. Вместе с тем более 10 тыс. муниципалитетов входят в состав приграничных субъектов Российской Федерации и имеют правовые возможности для участия в приграничном сотрудничестве.
Кроме того по информации, представленной органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках мониторинга, о наличии договоров о внешнеэкономическом сотрудничестве с муниципалитетами и административно-территориальными образованиями других стран (включая договоры с городами-побратимами и соглашения о приграничном сотрудничестве) сообщили 354 муниципальных образования: 132 муниципальных района, 31 городское и 6 сельских поселений, 180 городских округов, 2 городских округа с внутригородским делением, 3 внутригородских муниципальных образования в городах федерального значения.
Как показывает практика государственной регистрации уставов муниципальных образований, в уставах муниципальных образований закрепляются полномочия органов местного самоуправления по осуществлению международных и внешнеэкономических связей (см. например подпункт 9 пункта 2 статьи 5 Устава Муринского сельского поселения Всеволожского муниципального района Ленинградской области и подпункт 2.9 пункта 2 статьи 10 Устава Всеволожского муниципального района Ленинградской области).
В силу требований пунктов 5 и 9 части 1 статьи 44 и части 1 статьи 53 Федерального закона № 131-ФЗ уставом муниципального образования определяются полномочия органов местного самоуправления, порядок утверждения и исполнения местного бюджета, а также расходы местных бюджетов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.
Утверждение местного бюджета в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления.
В силу Федерального закона № 131-ФЗ при формировании бюджета на очередной год в расходной его части должны быть предусмотрены денежные средства на содержание органов местного самоуправления в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.
В случае закрепления полномочий органов местного самоуправления на осуществление международных и внешнеэкономических связей в уставе муниципального образования, в местном бюджете должны быть предусмотрены денежные средства на осуществления данного полномочия.
Соответственно в настоящее время должностные лица органов местного самоуправления могут принимать участие в заграничных командировках в целях осуществления международных и внешнеэкономических связей за счет средств, предусмотренных местным бюджетом для этих целей и при отсутствии порядка осуществления таких связей, закрепленного в федеральном законе.
Правовое регулирование внешнеторговой деятельности муниципальных образований и внешнеэкономической деятельности органов местного самоуправления Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» также носит преимущественно отсылочный характер. Закрепляя общее положение о праве муниципальных образований на осуществление внешних связей, законодатель устанавливает, что порядок осуществления этих связей должен быть урегулирован другим федеральным законом: «муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами». Однако до настоящего времени нет федерального закона, которым был бы урегулирован порядок осуществления органами местного самоуправления внешнеэкономической деятельности.
Ранее предпринимались попытки восполнить пробел федерального законодательства на уровне отдельных субъектов Российской Федерации путем принятия нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Так, например, в соответствии с Законом Пермской области «О международных связях Пермской области» муниципальные образования наделялись правом на участие в осуществлении международных связей с административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных для этой цели. Этим же законом органы государственной власти области осуществляли координацию участия муниципальных образований в осуществлении международных связей за международными и внешнеэкономическими связями органов местного самоуправления с вышеназванными иностранными партнерами.
В частности, была предусмотрена процедура согласования проведения переговоров и заключения соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей муниципальными образованиями Пермской области с областными органами государственной власти (статьи 8 и 9 Закона).
Однако положения Закона, связанные с участием муниципальных образований в осуществлении международных связей, по решению соответствующего суда признаны противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в силу решения суда.
Закон Нижегородской области «О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Нижегородской области» содержит аналогичные нормы, при этом, наделяя органы местного самоуправления области правом осуществлять международные и внешнеэкономические связи и с субъектами иностранных федеративных государств. Этим же законом устанавливается порядок регистрации таких соглашений, а органами исполнительной власти области осуществляется координация за международными и внешнеэкономическими связями органов местного самоуправления.
Аналогичные нормы признаны Верховным Судом Российской Федерации противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления в силу этого решения.
Положение о порядке осуществления международных и внешнеэкономических связей на территории Пензенской области, утвержденное постановлением Правительства Пензенской области «О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Пензенской области», которым устанавливался единый порядок осуществления международных и внешнеэкономических связей органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области, постановлением Правительства Пензенской области от 7 февраля 2005 г. № 58п признано утратившим силу.
Таким образом, попытки восполнить пробел федерального законодательства региональными актами на практике были квалифицированы как нарушающие положения федерального законодательства.
Как было указано выше, норма пункта 8 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ остается в значительной степени декларативной в виду отсутствия специального закона, отсылку к которому она содержит.
Вместе с тем принятие специального федерального закона в данном случае представляется избыточным; кроме того, такой закон не имел бы собственного предмета правового регулирования. Для целей урегулирования порядка осуществления органами местного самоуправления внешнеэкономических связей достаточно изменений в Федеральный закон от 8 декабря г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», а также включения отдельной главы в Федеральный закон № 131-ФЗ нижеследующего содержания:
«Глава 9.1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
Статья 69.1. Основные направления деятельности муниципальных образований в сфере международных н внешнеэкономических связей
1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов (далее - органы местного самоуправления) обладают полномочием на осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.
2. Органы местного самоуправления осуществляют международные и внешнеэкономические связи по следующим направлениям:
1) сотрудничество в области экономики;
2) сотрудничество в области транспорта и связи;
3) сотрудничество в области энергетики;
4) сотрудничество в социальной области;
5) сотрудничество в области науки и образования;
6) сотрудничество в области культуры и искусства;
7) сотрудничество в области спорта и туризма;
8) сотрудничество в области здравоохранения;
9) сотрудничество в области экологии и природопользования;
10) сотрудничество в области сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства;
11) иные направления деятельности органов местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Статья 69.2. Полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере координации международных н внешнеэкономических связей органов местного самоуправления
1. Координацию деятельности органов местного самоуправления в сфере международных и внешнеэкономических связей осуществляют соответствующие органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
2. К полномочиям соответствующих органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере координации международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления относятся:
1) проведение встреч, консультаций и иных мероприятий с представителями муниципальных образований иностранных государств с согласия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) утверждение порядка согласования соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления с представителями муниципальных образований иностранных государств;
3) участие в разработке и реализации международных программ межмуниципального сотрудничества, проектов международных программ межмуниципального сотрудничества;
4) оказание содействия органам местного самоуправления и координация деятельности указанных органов в сфере межмуниципального сотрудничества;
5) согласование проектов соглашений в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления;
6) формирование перечня соглашений в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления;
7) сбор информации об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления и о результатах осуществления таких связей;
8) иные полномочия в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации получает перечни соглашений в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления и формирует перечень соглашений органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации, в том числе соглашений, утративших силу.
Статья 693. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере международных и внешнеэкономических связей
1. Международные и внешнеэкономические связи осуществляется органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
2. К полномочиям органов местного самоуправления в сфере международных и внешнеэкономических связей муниципальных образований относятся:
1) проведение встреч, консультаций и иных мероприятий с представителям и муниципальных образований иностранных государств;
2) заключение соглашений в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления с представителями муниципальных образований иностранных государств;
3) создание организаций межмуниципального сотрудничества и (или) участие в их деятельности;
4) участие в деятельности международных организаций в сфере международных и внешнеэкономических связей муниципальных образований в рамках органов, созданных специально для этой цели;
5) участие в разработке и реализации проектов международных программ межмуниципального сотрудничества;
6) иные полномочия в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Глава муниципального образования ежегодно до 15 января информирует уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в установленном указанным органом порядке об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления данного муниципального образования с представителями муниципальных образований иностранных государств по указанным вопросам и о результатах осуществления таких связей.
4. Муниципальное образование формирует перечень соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления данного муниципального образования в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В такой перечень включаются все соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления данного муниципального образования, в том числе соглашения, утратившие силу. Глава муниципального образования ежегодно до 15 января направляет такой перечень в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 69.4. Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления
1. Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей заключаются органами местного самоуправления муниципальных образований с представителями муниципальных образований иностранных государств.
2. Органы местного самоуправления муниципального образования заключают соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено соответствующее муниципальное образование, в порядке, определяемом данным субъектом Российской Федерации.
3. В случае возникновения разногласий между высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципального образования в отношении проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей применяются согласительные процедуры в порядке, определяемом данным субъектом Российской Федерации.
4. Регистрация органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации производится в порядке, определенном законом субъекта Российской Федерации, и является обязательным условием вступления таких соглашений в силу.
5. Подписанные соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления муниципальных образований подлежат опубликованию в порядке, предусмотренном уставов муниципального образования для опубликования муниципальных правовых актов.».

Информация об осуществлении международного сотрудничества муниципальных образований субъектов Российской Федерации
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» (далее — Федеральный закон № 179-ФЗ) регламентированы полномочия органов местного самоуправления в сфере приграничного сотрудничества. В частности, Федеральным законом определены полномочия органов местного самоуправления муниципального образования приграничного субъекта Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества, порядок заключения соглашений о приграничном сотрудничестве муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации, а также иные вопросы.
При этом порядок осуществления международного сотрудничества органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, не являющихся приграничными, в законодательстве Российской Федерации не определен.
Целесообразность выработки государственного регулирования международного сотрудничества органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации была предметом обсуждения в ходе совещания Комитета Совета Федерации по международным делам на тему «Международные и внешнеэкономические связи органов местного самоуправления: проблемы и пути решения», которое состоялось 29 января 2019 г. В мероприятии помимо сенаторов приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития России, Минюста России, МИДа России, Россотрудничества), органов местного самоуправления и их объединений, общественных организаций и др.
В связи с изложенным, принимая во внимание отсутствие на федеральном уровне правового регулирования в области международной деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований субъектов Российской Федерации, не являющихся приграничными, Минэкономразвития России считает необходимым проработку совметсно с заинтересованными органами и организациями вопроса о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».
По мнению Минэкономразвития России, при выработке подходов к осуществлению международного сотрудничества муниципальных образований следует руководствоваться принципами, заложенными в Федеральном законе № 179-ФЗ, в частности предусматривающими согласование органами местного самоуправления муниципального образования приграничного субъекта Российской Федерации соглашений о приграничном сотрудничестве с высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 12); координацию органами государственной власти приграничного субъекта Российской Федерации международной деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований приграничного субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 7) и др.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 к компетенции Минэкономразвиития России отнесены функции по выработке государственной политики и нормативно-правому регулированию в сфере осуществления приграничного и межрегионального сотрудничества.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments