leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Трансформация выразительных средств телевидения в процессе визуализации контента СМИ

Опубликована статья Натальи Вакуровой «Трансформация выразительных средств телевидения в процессе визуализации контента СМИ»
Вакурова Н.В. Трансформация выразительных средств телевидения в процессе визуализации контента СМИ // Искусство – Образование – Культура: традиции и современность: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 21–22 апреля 2019 г.). – Москва: Институт современного искусства, 2019. – стр. 87-92.

Трансформация выразительных средств телевидения в процессе визуализации контента СМИ
Вакурова Наталья Владимировна
Аннотация.
В статье рассматриваются закономерности развития средств экранной выразительности на примере телевидения. Ключевые слова: визуализация СМИ, жанр, монтаж, пространственно-временная структура, средства экранной выразительности.
Могущество телевидения состоит в том, что ему подвластна «стихия» времени – возможность сиюминутно отражать события, происходящие в любой точке земного шара. Эта возможность оказывает существенное влияние и на структуру «непрямых» передач, при подготовке которых рассказу о событии предшествует его видеофиксация. В настоящее время в теории телевидения принято выделять четыре группы экранных средств выразительности – драматургические, пластические (визуальные), звуковые (аудиальные) и монтажные [4].
Все они, безусловно, одинаково важны при создании журналистского телевизионного произведения. В специальной литературе неоднократно отмечалось, что телевизионное изображение несет громадный объем невербальной, не выраженной словами информации. Эта информация порой не предусматривается литературным сценарием, ускользает от редактирования, но для зрителя именно она оказывается главной. Однако в существующих работах по вопросам телевизионной публицистики конкретные данные о пространственно-временной структуре телевизионных передач практически отсутствуют, по этому вопросу высказывались лишь некоторые общие соображения. В связи с этим в 1984 году нами было проведено специальное контент-аналитическое исследование с целью более точно определить хотя бы некоторые основные показатели, характеризующие пространственно-временную структуру телевизионных передач [1].
В качестве категорий анализа были выбраны следующие:
1) продолжительность передачи или отдельного «сюжета»;
2) соотношение количества крупных, средних и общих планов в передаче;
3) соотношение междукадрового и внутрикадрового монтажа;
4) соотношение видов внутрикадрового движения (движение камеры к объекту – «наезд», движение камеры от объекта – «отъезд», движение камеры до кругу – «панорама»);
5) темп монтажа (количество кадров в минуту);
6) соотношение двух типов места действия (1-й тип – интерьер» – замкнутое пространство, 2-й тип – «экстерьер» – открытое пространство). Единицами счета были кадры и планы (их количество в единицу времени, продолжительность, количество переходов с плана на план).
Учитывая, что данные были получены 35 лет назад, появилась возможность провести сравнительный анализ визуальных средств выразительности ТВ и выявить закономерности их трансформации и развития. Очевидно, что этот процесс базируется на использовании телевидением и другими СМИ мультимедийных технологий XXI века, без которых уже немыслимо современное медиапространство [2].
Всего было проанализировано 235 передач, из них 200 документальных и 35 художественных. В состав первых вошли общественно-политические передачи, документальные фильмы, спортивные репортажи; в числе художественных передач – получившие высокую оценку критики телевизионные фильмы и спектакли, некоторые разновидности телевизионных концертов. В результате исследования подтвердилось, что для 66 % передач, как информационно-публицистических, так и художественных, характерно преобладание крупных планов. Однако это еще не означает, что внутри каждой передачи крупных планов больше, чем средних и общих. Как правило, это соотношение определяется типом передачи, ее тематикой и жанровыми особенностями. Так, в передачах «разговорного» характера (беседа, интервью) содержится примерно 50 % крупных, 40 % средних и 10 % общих планов, а в передачах «изобразительного» характера (информационная заметка, репортаж, очерк) крупные планы, если они преобладают, составляют примерно 40 %, общие – 35 % и средние – 25 %. Крупность плана неразрывно связана также с особенностями внутрикадрового движения. Половину (48 %) исследованного массива составили передачи, в которых в качестве основного и наиболее часто используемого вида внутрикадрового движения был переход с более общего плана на более крупный, т.е. «наезд». Наезд чаще всего соотносится с крупным планом, отъезд – с общим. Это нетрудно объяснить.
Сложнее обстоит дело с таким достаточно редким на телевидении видом внутрикадрового монтажа, как панорама. Его количественное преимущество проявилось лишь в 10 % передач, причем это были либо передачи, в состав которых входили отрывки из документальных фильмов, либо студийные программы. В последнем случае без использования «панорамы» невозможно создать представление о пространстве, в котором происходит действие, тем более что эти передачи близки по структуре к прямой телевизионной трансляции. Сегодня мы видим такие передачи ежедневно, в основном это телевизионные ток-шоу, основанные на хронотопе гостиной и являющиеся наиболее распространенным форматом передач, транслирующихся в прайм-тайм на всех федеральных телеканалах.
Говоря о внутрикадровом движении, следует отметить, что далеко не во всех передачах его присутствие ощутимо. В результате подсчета выяснилось, что лишь в 44 из 235 передач (18,7 %) внутрикадровый монтаж использовался более активно, чем междукадровый. Разумеется, прямой зависимости качества передачи от какого-либо одного структурного признака нет и быть не может. Тем не менее определенная зависимость здесь существует, и утверждать, что в число преимуществ телевизионных произведений входит активное использование внутрикадрового монтажа, на наш взгляд, вполне правомерно. В самом деле, неинтересно и вяло выглядят передачи, в которых внутрикадровое движение вовсе отсутствует. Как бы ни был динамичен междукадровый монтаж, какими бы четкими ни были переходы от одного кадра к другому, этот тип организации экранного пространства не может полностью заменить движения камеры, объектив которой, подобно человеческому взгляду, плавно переходит с одного предмета на другой, включая в поле зрения окружающую обстановку, лица, детали интерьера. Художники иногда говорят: «В картине нет воздуха». Таким «воздухом» в телевизионной передаче становится пространство, попадающее в кадр благодаря внутрикадровому движению. Следующим интересующим нас показателем был характер места действия. В 72 % просмотренных передач преобладал интерьер, и лишь в 28 % передач преимущественно использовались кадры, снятые вне помещения. Характер места действия диктуется прежде всего темой, влияние которой выражается в выборе объекта съемки. И уже от него зависит, будет ли в передаче преобладать экстерьер или большая часть действия будет происходить в «интерьере».
Проанализировав различные факторы, влияющие на экранную форму передач, мы пришли к выводу, что все особенности их пространственно-временной структуры объединяются в понятии жанра. Наиболее популярным (39 %) оказался жанр устного выступления в кадре. Это жанр, в котором изображение полностью подчинено слову; изобразительные средства, сопровождающие выступление в кадре, очень скупы и немногочисленны, как правило, это бывают титры, реже – спецэффекты.
Показатель темпа монтажа невысок, так как переходы с плана на план осуществляются редко, не говоря уже о смене кадров. Все внимание – на содержании сообщения и на лице выступающего. Интересно, что термин «говорящие головы» при более тщательном рассмотрении не соответствует специфике определяемого жанра, так как подразумевает показ выступающего крупным планом, в то время как подавляющее большинство рассмотренных нами выступлений отличалось преобладанием средних («поясных») планов. Такое пространственное построение кадра оправдано, на наш взгляд, тем, что дает возможность хотя бы для минимального движения камеры вперед, что акцентирует внимание на лице говорящего в тот момент, когда это необходимо по содержанию выступления, а не на протяжении всего времени пребывания человека в кадре.
Существенную долю в телевизионной программе, по результатам исследования 1984 года, составила информационная заметка (18 %), или, как принято ее называть, сюжет. Сегодня информационный видеосюжет является наиболее распространенным жанром телевизионной новостной журналистики. Темп монтажа видеосюжета повысился, к тому же необходимо учитывать крайне высокую плотность информации, когда сюжет сопровождается бегущей строкой (часто не одной, как, например, в программе «Вести 24»).
Для современного информационного вещания характерно использование полиэкрана и инфографики, что также подтверждает тенденцию к максимальной визуализации массовой коммуникации [3]. Также используются различные технологии инфофриллинга – репрезентации новостей, сопровождающихся излишне ярким, агрессивным, «трешевым» видеорядом. Данная технология позволяет активно, в стрессовом режиме привлекать внимание аудитории, формировать устойчивый интерес к контенту, провоцируя аффективные реакции и обусловливая процесс медиаманипулирования [4]. Если в прошлом исследовании отмечалась небольшая доля интервью (всего 7 % от общего массива передач), то сегодня интервью стало одним из наиболее распространенных способов получения информации и востребованным жанром журналистики, причем не только на ТВ, но и в блогосфере (достаточно назвать ставшего весьма популярным в интернете интервьюера Юрия Дудя). Интервью сегодня не только диалог в студии с невысоким темпом монтажа. Теперь разговор журналиста и его собеседника может сопровождаться заранее подготовленными видеосюжетами и прямыми включениями, что в корне меняет пространственно-временную организацию интервью, делает его более динамичным и зрелищным.
В 70-80-е гг. прошлого века достаточно распространенным жанром ТВ была беседа – разговорный жанр с низким темпом монтажа. Сегодня беседа в чистом виде практически не встречается, а входит в состав формата телевизионного ток-шоу, чаще всего приобретая черты дискуссии, так как современные ток-шоу – как политические, так и общественно-бытовые призваны не только активизировать общественное мнение, но и развлекать аудиторию. Жанр комментария в силу известных причин не был распространенным в советской журналистике и был ограничен тематикой и модальностью. Сегодняшний комментарий отличается аналитичностью и высокой степенью персонифицированности. Это предопределяет не только его большую (для информационной программы) продолжительность, но и невысокий темп монтажа (1,5 кадра в минуту) наряду с преобладанием среднего плана, который, как мы установили, вообще характерен для выступления в кадре. Репортаж, входящий в состав информационной программы, имеет много общего с информационной заметкой, однако в силу того, что он часто включает в себя небольшие интервью, темп его монтажа несколько ниже (не 10,8, а 10,2 кадра в минуту), а продолжительность – больше (1 мин. 50 сек.). Для репортажа характерно и другое соотношение планов: по сравнению с заметкой, в нем больше крупных и средних планов, что также говорит о его синтезе с разговорными жанрами. Однако в соотношении мест действия репортаж сохраняет свое первенство в использовании «экстерьера» (открытого пространства), что говорит о его принципиальном отличии от «разговорных» жанров телеинформации, тяготеющих к условиям замкнутого пространства. Репортаж – жанр, наиболее успешно освоенный телевизионной публицистикой. Сегодня, по данным исследований, темп монтажа репортажа повысился и доходит до 14-15 кадров в минуту. Телевизионный репортаж всегда подразумевает присутствие и активное участие в нем репортера-публициста (этим же отличается комментарий от устного дикторского сообщения). Персонификация имеет, помимо известных, еще одно немаловажное достоинство: то, что сообщает с экрана журналист, запоминается, ассоциируясь с его личностью; дикторское же сообщение, теряясь в ряду себе подобных, легче стирается, улетучивается из памяти.
При всех сложностях исследования система пластических средств выразительности ТВ оказалась, тем не менее, доступной для проведения количественного анализа в силу своей стабильности. Его данные в сочетании с выводами экспертного опроса позволили выявить основные недостатки, связанные с пространственно-временной организацией сообщений:
1) недооценка роли общих планов;
2) недостаточное использование внутрикадрового движения;
3) замкнутость экранного действия в интерьере там, где по характеру тематики должен преобладать экстерьер;
4) затянутость отдельных информационных сюжетов. Таким образом, проведя диахронный сравнительный анализ результатов прошлого исследования с сегодняшними характеристиками визуального ряда, можно утверждать, что телевидение от одной крайности стремится к другой.
Телевизионное изображение, теперь уже цифровое, благодаря высокому качеству позволяет широко применять общие планы, также намного чаще использовать экстерьер (натурные съемки, как в кинематографе).
Высококачественная оптика дает возможность сочетать все виды внутрикадрового движения. Что касается затянутости, то эта особенность сменилась на противоположность: высочайший темп монтажа, быстрая смена планов в сочетании с агрессивным инфофриллингом создает аффективность.
В конечном счете формируется зависимость зрителя от событийного потока, который к самому зрителю имеет весьма косвенное отношение. Общая динамика телевизионного зрелища формирует аудиторию, которая по своей генетической конституции соответствует динамичной подаче. Изменения восприятия аудитории связаны с «клиповым мышлением». Термин предложен Элвином Тоффлером для обозначения культуры медийно развитых стран. В реальности собственное мышление сменяется внушаемостью, уходит критичность восприятия, повышается порог тревожности и релевантность негативных новостей. Считается, что сегодняшний зритель очень быстро живет, он может параллельно использовать несколько медиа, поэтому визуализация СМИ является основой их конкурентоспособности и выживаемости на медиарынке.
Список литературы
1. Вакурова Н.В. О выразительных средствах документального телевидения: Информ. сб. – М., 1984. Вып. 22 (21).
2. Вакурова Н.В. Телевидение расширяет границы и сужает горизонты. К вопросу об эволюции самого популярного медиа // Ценностные ориентиры современной журналистики: сб. науч. статей V Всерос. науч.-практ. конф. – Пенза, 2017.
3. Грабельников А.А., Гегелова Н.С. Экранная коммуникация и визуализация журналистики. – Тверь, 2019.
4. Ефанов А.А. Разновидности технологий инфофриллинга в информационных программах российского телевидения // Искусство – Образование – Культура: традиции и современность: сборник трудов Всерос. науч.-прак. конф. – М., 2018.
5. Телевизионная журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Ю.И.Долговой, Г.В.Перипечиной. – М., 2019.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments