leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Эстетика фигурного катания: хореография в постановке спортивных программ на льду

Опубликована статья Натальи Московкиной «Эстетика фигурного катания: хореография в постановке спортивных программ на льду»
Московкина Н.Л. Эстетика фигурного катания: хореография в постановке спортивных программ на льду // Искусство – Образование – Культура: традиции и современность: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 21–22 апреля 2019 г.). – Москва: Институт современного искусства, 2019. – стр. 87-92

Эстетика фигурного катания: хореография в постановке спортивных программ на льду
Московкина Наталья Львовна
Аннотация. Статья посвящена анализу хореографической составляющей в постановке спортивных программ в фигурном катании. Ключевые слова: артистизм, компоненты программы, музыкальность, хореография, эстетика фигурного катания.
Фигурное катание – это вид спорта, имеющий много общего с искусством. Спортсмен не только показывает свою технику, но и создает на льду художественный образ в соответствии с музыкальным сопровождением. В постановке спортивной программы фигуриста важную роль играет хореографическое искусство. Не случайно многие тренеры (и не только в танцах на льду) стремятся получить хореографическое образование.
Так, заслуженный тренер Елена Анатольевна Чайковская заканчивала ГИТИС, а известный всем сегодня тренер Этери Георгиевна Тутберидзе в начале своей карьеры обучалась в ИСИ у выдающегося балетмейстера Геннадия Гараевича Малхасянца. Именно эстетическая составляющая спортивной программы является главной трудностью при оценке выступления фигуриста. Ведь объективно оценить «артистизм», куда входят скольжение, выразительность пластики, соответствие постановки музыкальному сопровождению достаточно сложно. Из-за этого часто высказывается мнение о субъективности судейства в фигурном катании, хотя критерии оценки четко прописаны в правилах. Хореография – вид искусства, где художественный образ создается с помощью условных выразительных движений и пластики [2].
Фигурное катание по форме стоит ближе всего к танцевальной миниатюре в хореографии, а программу фигуриста можно сравнить с маленьким спектаклем. В качестве примеров достаточно привести выступление Юлии Липницкой под музыку из кинофильма «Список Шиндлера», а также произвольную программу Евгении Медведевой, в которой она создала образ Анны Карениной. Подобного рода программы – результат высоко профессиональной работы отечественных хореографов-постановщиков Ильи Авербуха, Александра Жулина, Даниила Глейхенгауза, многолетнего опыта тренеров-постановщиков Татьяны Тарасовой, Елены Чайковской, Тамары Москвиной, Этери Тутберидзе и других.
Эстетика фигурного катания: хореография в постановке спортивных программ на льду Московкина Наталья Львовна Аннотация. Статья посвящена анализу хореографической составляющей в постановке спортивных программ в фигурном катании. Ключевые слова: артистизм, компоненты программы, музыкальность, хореография, эстетика фигурного катания.
В постановке программы большую роль играет музыка. Задача тренера – подобрать музыку, которая соответствует уровню подготовки и индивидуальным особенностям спортсмена. Очень важно раскрыть эмоциональный смысл и характер музыки, в противном случае программа будет выглядеть как сумбурный набор элементов. Занятия всеми формами хореографии заняли прочное место в общей подготовке фигуристов. Основные формы: классический, характерный (народносценический) танец, этюды, упражнения на льду для придания элементам фигурного катания пластической законченности (прыжки, поддержки, вращения, шаги и т.д.), постановка программы в зале и ее отработка на льду.
В последние годы повысился интерес к пластике. Для этого используют специальные уроки: джаз-класс, современные бальные танцы, дискоразминка, танец-модерн [1]. В фигурном катании многие элементы требуют как и в балете выворотности (кораблик, чоктау и т.п.), а также растяжки (спирали, позиции во вращении). В отличие от балета, «сцена» (ледовая арена) фигурного катания открыта зрителю со всех четырех сторон, ее размеры достаточно велики, что требует принципиально иной композиции и ракурсов. Также размеры площадки позволяют развивать большую скорость. В фигурном катании все элементы, даже самые сложные, нельзя выполнять на месте.
Правила фигурного катания требуют охвата всей площадки, что тоже учитывается в оценке за художественное впечатление. Разумеется, нельзя переоценить роль костюма, так как он в сочетании с музыкой и движениями фигуриста помогает создать определенный образ на льду. Кстати, за неполадки в костюме судьями могут быть сняты баллы за исполнение программы. При оценке короткой и произвольной программ спортсмена-фигуриста первая оценка является суммой баллов за техническое исполнение элементов, вторая оценка складывается из баллов, которыми судьи оценили так называемые «компоненты» программы – раньше ее называли оценкой «за артистизм».
В истории современного фигурного катания известны спортсмены, у которых эта оценка всегда была выше, чем оценка за технику: Стефан Ламбьель (Швейцария), Патрик Чан (Канада), Каролина Костнер (Италия) славились прекрасным скольжением и уникальными с эстетической точки зрения программами. К компонентам программы по действующей системе судейства ISU (Международного союза конькобежцев) относятся:
1. Skating skills – владение коньком, умение кататься на одной ноге, удерживать равновесие и делать дуги на крутом ребре.
2. Transmission – связующие элементы, умение переходить с элементов в связки и обратно, сложность и разнообразие связок.
3. Performance – артистизм, красота исполнения, единство партнеров.
4. Composition – построение программы, оригинальность, способность задействовать всю ледовую площадку.
5. Interpretation of Music – передача музыки и образа движениями на льду. Если говорить об эстетической составляющей в постановке программы фигуриста, следует рассмотреть все перечисленные компоненты, так как каждый из них формирует общее художественное впечатление от выступления фигуриста.
Эстетика катания – наиболее субъективный критерий, ведь красота исполнения воспринимается как зрителями, так и судьями по-разному. Однако работа хореографа и его вклад в программу могут быть оценены по ряду определенных критериев, которые создают общее впечатление от катания. Это правильная постановка рук, корпуса, координация хореографических движений и спортивных элементов. Важнейшим критерием катания было и остается скольжение. Скольжение – основа выполнения всех элементов, причем качество скольжения (реберное скольжение по дугам, плавность, бесшумность, скорость) отражается не только на технической оценке, но и на оценке за компоненты программы. Раньше в регламент соревнований входила так называемая «обязательная программа» – скольжение по дугам, выполнение «троек», «восьмерок» и т.п., причем судьи оценивали правильность фигур, вычерченных лезвием конька фигуриста на льду. В настоящее время такие тесты не входят в программу соревнований, но скольжение как важнейшая техническая и эстетическая составляющая катания оценивается судьями как в короткой, так и в произвольной программе фигуристов. Характерно, что наиболее строго оценивается скольжение в танцах на льду, что подтверждает близость фигурного катания и хореографического искусства. При постановке программы важной задачей хореографа является соединение элементов в единое целое, для чего используются так называемые связки – шаги и другие движения, подводящие к выполнению элемента или следующие за выходом из прыжка или вращения («выездом»). Связки, безусловно, определяются техникой выполнения элемента, но также должны соответствовать характеру музыкального сопровождения и образу, создаваемому фигуристом. Хореограф помогает спортсмену правильно «поставить» руки, следить за движениями корпуса, головы и даже выражением лица, так как программа – это целостное произведение, где все компоненты неразрывно связаны между собой. Артистизм, как уже говорилось выше, является комплексным результатом постановки программы и выразительности исполнения, того заряда энергии, которую спортсмен не только чувствует сам, но и может передать зрителю. На исполнение программы в каждом конкретном случае существенно влияет психоэмоциональное состояние фигуриста, его настрой на максимальный результат, способность полностью «выложиться», что делает его выступление особенно ярким и артистичным [4].
Особое значение при постановке программы имеет музыка. Как правило, именно характер музыки определяет идею программы и всю хореографическую часть. Не всегда удается поставить программу под какое-то одно музыкальное произведение. Это связано с тем, что технические элементы, исполняемые с различной скоростью, требуют соответствующего музыкального сопровождения. Поэтому чаще всего программа состоит из двух-трех частей различного темпа из одного или нескольких произведений. Умение соединить разные «куски» музыки в единую композицию – особый талант не только постановщика, но и звукорежиссера, владеющего мастерством компоновки музыки с помощью компьютерных программ. Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод о том, что в фигурном катании нельзя разделять, а тем более противопоставлять спортивное и эстетическое начала. Именно в их неразрывном единстве – гарантия дальнейшего прогресса фигурного катания как вида спорта [3].
Хореография в постановке спортивной программы имеет столь же важное значение, как и выполнение технических элементов. Программа фигуриста – итог работы не только тренера, но педагога-хореографа, что подтверждается примерами выступлений мастеров фигурного катания, создавших незабываемые образы на льду благодаря искусству хореографии.
Список литературы
1. Александрова Н.А., Голубева В.А. Танец модерн. Пособие для начинающих. – М.: Лань; Планета музыки, 2011.
2. Меднис Н.В., Ткаченко С.Г. Введение в классический танец. – М.: Лань; Планета музыки, 2011.
3. Мишин А.Н. Фигурное катание на коньках. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
4. Чайковская Е.А. Конек Чайковской. Обратная сторона медалей. – М.: Эксмо, 2017.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments