leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Новая миссия СП содействие справедливому ответственному государственному управлению

Новая миссия СП содействие справедливому ответственному государственному управлению Регионы не справятся с обязательствами Высокие затраты на содержание контрактной системы и закупки – Алексей Кудрин отчитался в Думе по работе Счетной палаты в 2018 году – Андрей Макаров Не хотелось бы с новой миссией утратить наработки прозрачность отсутствие политизированности Чтобы СП не превращалась в НИИ Больше согласен с Кудриным чем с Глазьевым – Валентин Шурчанов Восстановить Рабкрин – Ольга Савастьянова Из года в год одни и те же системные нарушения- Раиса Кармазина Незавершенка более 4 трлн – Борис Чернышов Контрольные цифры приема не соответствуют рынку труда – Олег Нилов Штрафы в частный карман мимо бюджета – Сергей Катасонов Предписания СП выполнено половина – Валерий Гартунг Экономика не растет Доходы граждан не растут – принято постановление
3. Об отчете о работе Счетной палаты РФ в 2018 году
Представил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.
Председатель комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова.
Предлагается принять к сведению отчет о работе Счетной палаты РФ (СП РФ) в 2018 году.
В 2018 году СП РФ уделяла повышенное внимание, в т.ч.: системному мониторингу реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»; контролю за исполнением указов Президента РФ от 7 мая 2012 года; оценке хода реализации национальных и федеральных проектов; контролю за реализацией государственных программ РФ.
В 2018 году СП РФ проведено 419 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (в 2017 году – 319 мероприятие), из них 278 контрольных, 67 экспертно-аналитических мероприятий и 74 иных мероприятий, которыми было охвачено 10 789 объектов во всех субъектах РФ (в 2017 году – 4 138 объектов).
По поручениям, обращениям и запросам проведено 78 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них на основании поручений и обращений Президента РФ – 15, постановлений и поручений СФ, обращений и запросов комитетов, комиссий и членов СФ – 10, постановлений и поручений ГД, обращений и запросов комитетов, комиссий и депутатов ГД – 54 мероприятий, обращений органов прокуратуры, правоохранительных органов и органов государственной безопасности – 4 (в 2017 году – 17, 16, 32 и 14 мероприятий, соответственно).
В результате проведенных в 2018 году СП РФ контрольных мероприятий выявлено 9 235нарушений (в 2017 году – 6 455). Общая сумма выявленных нарушений в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) составила 772,7 млрд руб. (в 2,4 раза меньше, чем в 2017 году (1 865,6 млрд руб.)), в т.ч.: – при формировании и исполнении бюджетов – 268,2 млрд руб.; – при ведении бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 95,0 млрд руб.; – при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юр. лиц – 294,6 млрд. руб.; – неэффективное использование федеральных и иных ресурсов – 70,7 млрд. руб.; – при иных нарушениях – 44,2 млрд руб. Объем бюджетных средств с признаками нецелевого использования составил 1,9 млрд руб. (в 2017 году – 4,7 млрд руб.).
СП РФ обеспечен возврат в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и бюджет Союзного государства 7 555,8 млрд руб. (в 2017 года – 19,2 млрд руб.).
По результатам контрольной деятельности в правоохранительные органы и органы гос. безопасности направлено 44 материала и в Генеральную прокуратуру РФ – 76 материалов. Органами прокуратуры по результатам надзорных мероприятий, проведенных по материалам контрольных проверок СП РФ, в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании направлен 70 материалов, по результатам рассмотрения которых следователями возбуждено 16 уголовных дел. Ущерб, возмещенный государству мерами прокурорского реагирования – 42,0 млн руб. СП РФ выявлено 81 административное правонарушение (в 2017 году – 389). К административной ответственности привлечено 41 лицо, общая сумма наложенных штрафов составила 85,1 млн руб. (в 2017 году – 23,2 млн руб.). Общее количество направленных в 2018 году представлений и предписаний составило 436 (в 2017 году – 437), в т.ч. 408 представлений и 28 предписаний, из них не исполнены в срок 53 представления и 1 предписание.

737988-7 Госдума в итоге обсуждения одобрила постановление «Об отчете о работе Счетной палаты РФ в 2018 году»
Документ внес 24.06.19 Комитет по контролю и Регламенту; новая редакция от 05.07.19.
Представила председатель комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова.
Проектом постановления предлагается:
Рекомендовать Счетной палате РФ:
- по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлять в Государственную Думу в составе отчетов и заключений СП РФ информацию, в т.ч. обобщенную: по вопросам, требующим законодательного регулирования на федеральном уровне и уровне субъектов РФ; о причинах нарушений, допущенных в деятельности объектов аудита (контроля); о предложениях по повышению эффективности работы объектов аудита (контроля) при осуществлении внутреннего финансового аудита в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ и усилению мер ответственности должностных лиц объектов аудита (контроля);
- направлять в Государственную Думу информацию о результатах мониторинга национальных и федеральных проектов, государственных программ, в т.ч. с учетом: оценки достаточности бюджетных средств, предусмотренных на их реализацию, а также эффективности их использования на федеральном уровне и уровне субъектов РФ; выявленных нарушений, которые носят системный, в т.ч повторный, характер, включая анализ факторов, влияющих на их динамику.
2. Комитету по контролю и Регламенту совместно с СП РФ в целях повышения эффективности взаимодействия СП РФ и ГД в рамках парламентского контроля проработать предложения по совершенствованию законодательства и практики в сфере внешнего государственного аудита (контроля).
Постановление 396 0 0 14:39

Стенограмма обсуждения
Переходим к 3-му вопросу нашей повестки. "Об отчете о работе Счётной палаты Российской Федерации в 2018 году". Доклад сделает Председатель Счётной палаты Российской Федерации Алексей Леонидович Кудрин.
У нас, уважаемые коллеги, с вами специально принятая процедура для обсуждения отчёта о работе Счётной палаты: время доклада двадцать минут, содоклад представителя Комитета по контролю и Регламенту - до десяти минут, ответы председателя Счётной палаты, выступления представителей фракций в Государственной Думе - до семи минут, общая продолжительность -порядка около двух часов. Время отводится на рассмотрение отчёта о работе Счётной палаты.
Пожалуйста, слово предоставляется Алексею Леонидовичу Кудрину. Пожалуйста, Алексей Леонидович.
Кудрин А. Л., председатель Счётной палаты Российской Федерации. Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы, сегодня я представляю отчёт о работе Счётной палаты за 2018 год.
В прошлом году был избран президент и он установил новые цели развития страны, соответственно, и Счётная палата своей главной задачей определила мониторинг выполнения стратегических целей, то есть национальных целей и национальных проектов с целью обеспечения содействия их эффективному достижению. Это повлияло на работу нашей Счётной палаты, мы приняли новую стратегию Счётной палаты, которой обозначили нашу миссию содействовать справедливому, ответственному государственному управлению, как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека. То есть мы должны смотреть за эффективностью институтов государственного управления и соответственно выполнением национальных проектов и государственных программ.
Мы сформулировали четыре главных задачи стратегии.
Первая. Дать объективную информацию и анализ основных тенденций, происходящего в стране, наша роль не только критиковать, не только схватить за руку, что, безусловно, контрольный орган должен периодически делать, но и предложить конкретные решения, которые могут помочь в совершенствовании ситуации.
Вторая задача. Это развитие стратегического аудита, главной целью высших органов аудита, уже и мировой тренд, является достижение национальных целей и выполнение стратегических документов страны.
Третья задача. Это содействие публичности, открытости, подотчетности процессов и принятие государственных решений, здесь у нас еще много, что нужно сделать и это касается и открытости полноты данных для принятия решений, максимизация обратной связи с обществом, общественного контроля.
Ну и в частности, мы уже публикуем наши результаты проверок и за первые полгода этого года мы опубликовали 61 отчет, а за весь прошлый год 67, то есть мы уже идем в 2 раза с большим объемом, то есть, по сути, вдвое активнее стали публичные.
Мы провели анализ качества информационных систем ведомств, который показал, что они пока достаточно слабые. На основе этих информационных систем не всегда можно принимать управленческие решения, недостаточна актуализация данных и полнота.
Кроме того, мы опубликовали доклад "Открытость государства", он был презентован на Петербургском экономическом форуме и вызвал бурную дискуссию, мы даже объявили, точнее опубликовали рейтинг открытости министерств и ведомств.
Мы даже провели несколько тестовых обращений в министерства и ведомства от имени граждан, и определили, как часто и как быстро отвечают на запросы граждан министерства и ведомства.
Наконец, четвёртая задача — развитие среды добросовестности и борьба с коррупцией.
Ну это задача деликатная, и мы продолжаем, как и раньше, над ней работать, совершенствуя свои методы.
Буквально па прошлой неделе подписали новое соглашение с Генпрокуратурой о более тесном сотрудничестве. Благодаря Государственной Думе мы уточнили закон о Счётной палате, получили новые полномочия, это позволит нам эффективней работать по ряду направлений, в том числе анализировать "дочки" государственных корпораций.
Мы запланировали в ближайшие 6 лет проведение регулярного мониторинга достижений национальных целей и национальных проектов. У нас появился новый аудитор в сфере стратегического аудита и соответствующий департамент.
Первая информационная панель по достижению национальной цели мы в феврале уже вывесили на нашем сайте. Каждый из вас вот только вспомнил какую-то, вам нужно вспомнить цифру по нацпроекту, вы можете зайти на наш сайт, сразу попадаете на нашу панель и получаете исчерпывающую информацию, включая последние значения этих показателей на последнюю дату.
Таким образом, мы продолжаем выполнение наших задач, и, как я сказал, с учётом мониторинга национальных целей и национальных проектов.
Мы также меняем показатели своей эффективности работы. Я говорил, что в случае положительной работы у нас не всегда должно расти количество нарушений, вообще, профилактическая работа на первом месте. Поэтому наша задача вырабатывать те нормативные решения и совершенствовать нормативные акты, чтобы уменьшать количество нарушений.
Нужно больше времени уделять профилактике. В 2018 году палатой проведено 419 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которыми были охвачены более 10 тысяч объектов. Мы выявили нарушений на 772 миллиарда рублей. Это результат изменений в нормативных актах и приказах Минфина, имеется в виду, у нас идёт сокращение нарушений, потому что теперь по новым правилам все нарушения, найденные в результате проверки, касающейся бухгалтерского учёта, уточнение достоверности и внесенные в период проверки мы не учитываем как нарушения.
И наконец, конечно, в 2018 году, напомню, у нас не было такой ситуации, как с Роскосмосом в 2017 году, где более 800 миллиардов сразу было записано в размер нарушения. Поэтому я думаю, что то, что у нас сейчас поменьше нарушений, это даже положительно.
Отмечу, что 38 процентов выявленных нарушений — это нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок. В стоимостном выражении это почти 300 миллиардов рублей. В предыдущем году это было 118 миллиардов рублей. Мы здесь стали больше выявлять вот этих нарушений процедур закупок. Но вообще я считаю, что в закупках у нас сегодня одна из самых главных проблем, и мы ещё не до конца научились предотвращать эти нарушения и профилактировать.
По результатам проверок в федеральный бюджет возвращено 7,3 миллиарда рублей. Напомню, что рекордная в прошлом году сумма была в 15 миллиардов, но в основном за счет одного получателя бюджетных средств, Волгоградской области, которая вернула в бюджет 13 миллиардов. Обращу внимание, что мы теперь осторожнее относимся к такому возврату из субъектов Российской Федерации. Считаю, что лучше наказывать чиновников, чем наказывать весь регион.
В 2018 году Счетной палатой было направлено 408 представлений и 28 предписаний. Представлений стало больше, выросла доля их выполнения в срок, поэтому снизилось количество предписаний. Инспекторами было возбуждено 81 дело об административных нарушениях, привлечено к ответственности 41 ответственное лицо, взыскано более 85 миллионов штрафов.
Мы также зафиксировали 492 факта дисциплинарной ответственности, 21 человек был уволен. В правоохранительные органы направлено 120 материалов, это и в прокуратуру, и в следственные органы. По ним прокуратурой было внесено 99 предписаний соответствующим органам. По итогам проверок открыто 40 уголовных дел, это больше, чем годом раньше. По итогам рассмотрения наших представлений и предписаний принято 358 нормативно-правовых актов, точнее изменены с учетом наших рекомендаций, в том числе три федеральных закона, 34 акта правительства.
Если говорить о конкретных проверках, то я напомню, прежде всего, проверку незавершённого строительства в Северо-Кавказском федеральном округе, мы установили более 4 тысяч объектов незавершённого строительства с вложением больше 100 миллиардов рублей, которые простаивают. Причем строительство 1 тысячи 178 объектов было начато более 8 лет назад.
Я хочу обратить внимание, что теперь мы в этом году по всей стране проводим анализ ситуации с незавершённым строительством, и это станет одним из приоритетов. Вы можете на нашем сайте найти информационную панель незавершённого строительства во всех ГРБС и субъектах Российской Федерации. И вы сразу увидите, даже у соседних субъектов Российской Федерации очень большая разница в объёме незавершенного строительства.
Вообще, мы считаем, что нужно усилить ответственность за остановку объекта и, по сути, омертвление и потерю тех средств, которые на него тратились.
Наша проверка уже вызвала необходимые шаги, в том числе руководителей Северо-Кавказского региона республик.
Следующая проверка, отмечу, это проверка системы 112. На момент завершения в 73 регионах система 112 полностью не была развернута, а в 17 регионах она не позволяла передавать экстренные вызовы: 01, 02, 03 автоматически и так далее.
Мы здесь тоже вскрыли большие недостатки, правительство получило... Президент дал поручения по результатам этой проверки, правительство сейчас дорабатывает эту систему.
Или, например, такая тема как обеспечение жильём детей-сирот. Сегодня 168 тысяч совершеннолетних сирот имеют право на жильё, но не получили его. Я ещё раз назову: 168 тысяч детей не получили вовремя жильё, причём ожидание превышает 10 и больше лет. По сути это стал наш новый не финансированный мандат, за который несём ответственность все вместе, потому что не только субъекты, у субъектов не всегда хватает ресурсов на это, к сожалению, ситуация плачевная, многие решения теперь только по... можно получить жильё только по решению судов, по сути, это меняет очерёдность получения.
И сегодня нужны системные меры. Такие меры мы предложили правительству совместно разработать и уже не раз встречались.
Ещё горящая тема - это экология. Мы проводим проверки, связанные с состоянием лесов, природоохранных территорий, по проблеме твёрдых бытовых отходов. Ну, проблемы здесь известны. Мы открыли "горячую" линию в Счётной палате по анализу и состоянию экологии, по которой к нам обращаются граждане и фиксируют соответствующие проблемы. И только за неделю работы поступило больше 2 тысяч обращений. В лидерах пока обращения Московской и Челябинской области. Но мы смотрим на состав этих обращений и проблемы, и соответственно, будем готовить соответствующие предложения по проверкам и анализу тех проблем, которые существуют.
Мы за год провели 1188 заключений и экспертиз на законодательные и нормативные акты. Особо хотим обратить внимание на практику, когда при внесении законопроекта расходы оцениваются, по сути, в ноль рублей, ну, допустим, я говорю о финансово-экономических обоснованиях, где у 75 процентов законопроектов, внесённых в Думу в 2018-2019 годах, в финансово-экономическом обосновании стояло две строчки - не предусматривает дополнительных бюджетных средств. Ещё в 20 процентах случаев оно проводится в общем виде, без подробных расчётов. Только в 5 процентах финансово-экономические обоснования законопроектов имеют серьёзное обоснование.
Так вот, зачастую потом только, уже после принятия в первом чтении, выясняется, какие реальные расходы несёт законопроект, как правило, это уже второе чтение. Поэтому мы считаем, что нужно здесь усовершенствовать или совершенствовать обоснования. Также большую ответственность возлагать за некачественную подготовку законопроектов.
Отмечу, что в прошлом году мы провели 54 мероприятия по запросам Государственной Думы и комитетов Государственной Думы, 10 по запросам Совета Федерации, 15 на основании поручений и обращений президента, 4 по запросам правоохранительных органов. Мы плотно работаем с Думой, как вы видите, по этим цифрам. Мы готовы расширять сотрудничество.
Мы провели интервью с целым рядом руководителей аппаратов комитетов, отдельных депутатов, мы анализировали какие форматы документов как лучше подавать в какой подробности.
Среди тех предложений, которые мы получили, в том числе улучшить архивирование всех наших материалов за предыдущий год, создать навигатор по нашим материалам, позволить обобщать некоторые материалы схожих проверок и сопоставлять данные за несколько лет.
Мы соответственно проведем эту работу, и это даст новый инструмент в руки депутатов.
Уважаемые депутаты, ключевой задачей на ближайшие годы является работа по достижению национальных целей и выполнению нацпроектов.
Мы видим, что как непросто начинается этот процесс, мы уже отмечали сложности управления этой системы нацпроектов.
Напомню, что государственные программы, в которые включены федеральные проекты, не так пока эффективны, и нам нужно говорить также о повышении эффективности государственных программ, через которые они реализуются. Мы посвятим этому особое внимание в этом и следующем году.
И конечно, я бы особо обратил внимание на региональный аспект выполнения национальных проектов.
На совете по стратегическому развитию 8 мая Счетная палата заявила целый ряд вопросов, которые требуют внимания, в том числе и вопрос об уменьшении тех ресурсов, которыми самостоятельно субъект имеет право пользоваться в ходе реализации национальных проектов.
С одной стороны межбюджетные трансферты выросли на 14 процентов, с Другой стороны сократились дотации на сбалансированность. Прежде всего, существенное снижение на 44,9 процента дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности.
Получилось у регионов уменьшились ресурсы, которыми он сам собственно распоряжается. То есть увеличились связанные субсидии.
Ну конечно, такое уменьшение самостоятельности мешает гибкости работы субъектов, и в общем, не всегда приводит к эффективности, а даже иногда к искажению мотиваций и стимулов.
Еще обращу внимание на, помните, один процент на прибыль, соответственно, был централизован, и тогда централизация предполагала, что этот один процент будет передан всем регионам в соответствующем порядке.
Но на этот год в бюджете даже не запланировано его перераспределение в полном объёме.
Соответственно, мы обратились... мы озвучили это на совете у президента. Сейчас дано поручение. И вот уже в поправках дополнительные расходы при досчёте этого 1 процента были учтены.
Мы уже проводили пять контрольных мероприятий по анализу национальных проектов. И соответствующие материалы и справки есть у нас на сайте и направляются... сейчас по мере готовности направляются в Государственную Думу.
Ну вот в отношении некоторых проектов, конечно, выполнение регионами своих обязательств пока, на наш взгляд, проблематично.
Мы вот сегодня видим, что около 40-50 соглашений с федеральными органами исполнительной власти требуется от каждого субъекта по исполнению соответствующих национальных проектов. Это больше 4 тысяч соглашений сейчас с регионами заключают федеральные органы исполнительной власти.
Пока, кстати, в электронном бюджете нам не удаётся полностью видеть всю эту картину, мы её стараемся также вручную анализировать. И мы видим, что зачастую субъекты берут обязательства в рамках таких соглашений несколько непосильные для них. Нам требуется очень внимательно смотреть на этот региональный аспект.
Вот в рамках анализа нацпроекта "Жильё и городская среда" нами был проведён опрос реальной потребности регионов как в жилье, так и в ресурсах на их реализацию. Лишь 11 процентов регионов считает возможным достижение установленных целей, 15 процентов считает значение показателей недостижимыми, 38 - отмечают риски недостижения. Поэтому нам нужно ещё работать.
Я сразу хочу оговориться, мы не говорим, что эти цели недостижимы, мы говорим о том, что нам нужно предусмотреть те меры, которые бы обеспечили в конечном счёте достижения.
В завершение скажу об особой работе Счётной палаты с контрольно-счётными органами субъектов Российской Федерации.
Ещё по предложению предыдущего Председателя Счётной палаты Голиковой Татьяны Алексеевны мы обратились в субъекты Российской Федерации, которые в лице Законодательных Собраний дали согласие на анализ и оценку деятельности контрольно-счетных органов, включая от вопросов нормативного регулирования работы КСО на местах до конкретных результатов.
Я сегодня вкратце озвучу результаты, потому что это то, что субъектам уже требуется, и то, что им уже помогает. И я хочу сразу сказать, что по 40 субъектам мы подвели... по 45 субъектам Российской Федерации подвели итог. Как правило, на заседании коллегии были или заместитель председателя ЗакСа, или председатель. Большинство предложений уже наших реализуются.
Например, закон о стратегическом планировании относит контрольно-счетные органы к участникам стратегического планирования. При этом законодательно ни в одном из 45 регионов не предусмотрено это в местных законах. Более чем в 23 регионах из 45 контрольно-счетные органы не могут реализовать в полной мере свои полномочия по экспертизе государственных программ, то есть в половине проанализированных регионы не анализируют региональные государственные программы.
Соответственно, важным является доступ контрольно-счетных органов к информационным ресурсам регионов. Мы в том числе подготовили соответствующие предложения, в том числе в закон номер 6, который регулирует деятельность КСО. Речь идет об информационных системах по планированию, исполнению региональных бюджетов, учету имущества, планированию расходов на закупки и так далее.
На наш доклад... Наш анализ показал, что из 45 только в 19 субъектах КСО имел нормальный доступ к соответствующим информационным ресурсам. Сейчас наши рекомендации исполняются и в других субъектах. В принципе регионы готовы обеспечить соответствующими ресурсами и информационными.
И завершая, завершу, скажу, что мы целый ряд вот этих наших материалов по мониторингу национальных проектов проводим совместно с КСО. Например, малое и среднее предпринимательство, участвует 85-й КСО. Мы продолжим эту работу. Подытоживая, хочу сказать, что мы имеем неплохие результаты, но мы настраиваем нашу Счётную палату на работу с более современными методами работы и проводим цифровизацию наших методов аудита. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Председательствующий. Спасибо, Алексей Леонидович.
Содоклад Ольги Викторовны Савастьяновой, пожалуйста.
Савастьянова О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по контролю и Регламенту на основе представленного отчёта Счётной палаты Российской Федерации оценки и практики, анализа тех материалов, которые были представлены в комитет профильными комитетами Государственной Думы и расширенного заседания Комитета по контролю и Регламенту с участием представителей фракций, профильных комитетов Государственной Думы, экспертным сообществом, подготовил своё заключение, которое у нас имеется. Мне бы хотелось в своём выступлении сделать несколько комментариев.
Первое. За прошедший период Счётная палата Российской Федерации разработала новую стратегию, об этом Алексей Леонидович очень подробно в своём выступлении на этом остановился. Совершенствуются принципы и подходы, ориентированные на развитие открытости, прозрачности, развитие взаимодействия с экспертным сообществом, контрольными счётными палатами субъектов Российской Федерации, с гражданскими институтами.
Мы видим, что и активно используются современные цифровые и информационные технологии, которые позволяют информацию сделать более доступной, более эффективной для работы, потому что она системна и в соответствии с классификатором представляется. Есть отдельная информационная платформа, связана с мониторингом национальных проектов, принятых правительством.
И под данные задачи заявленные реформирована структура Счётной палаты, созданы новые департаменты: по стратегическому аудиту, развитию, информационных трансформаций, развитию человеческого капитала.
Ведётся очень большая работа по совершенствованию профессиональных компетенций кадров Счётной палаты, и как итог, мы сегодня можем сказать, что одним из приоритетов Счётной палаты ключевым и базовым является развитие стратегического аудита, ведётся большая системная работа по тому, чтобы выявлять системные проблемы и предлагать инструменты и механизмы, которые позволяли эти системные проблемы решать.
Мы видим, что значительно увеличилось количество контрольных, экспертно-аналитических мероприятии.
Практически в 2 раза увеличилось количество мероприятий, которые носят завершённый характер. В 1,6 раза увеличилось количество представлений, которые исполняются в срок, практически в 2,5 раза уменьшилось количество тех представлений, которые не исполнялись. Ну и Алексей Леонидович привёл эту цифру: 21 должностное лицо в результате проведённых мероприятий и выявленных нарушений лишились своей работы.
При этом мы видим, что уменьшилось количество правовых экспертиз и принятие и изменение нормативно-правовых актов по итогам проведённых проверок.
В 2,4 раза уменьшилась сумма выявленных нарушений, в 2,5 раза возврат в бюджет, в 2 раза уменьшилось количество представлений Генеральной прокуратуры по устранению нарушений, практически в 5 раз уменьшилось количество рассмотрения дел судами об административных правонарушениях, по итогам проведённых проверок. И, в общем-то, вот эти факты можно далее продолжать.
Ну вот здесь необходимо задать вопрос, а это хорошо или плохо, это положительный результат или это проблемный результат? К великому сожалению, ни я, ни наш комитет, мы на этот вопрос сегодня ответить не можем, потому что один из вопросов, который нам бы хотелось поднять и отметить, что на сегодняшний день и в отчёте, и в доступных нам материалах взаимосвязи между количественными и цифровыми показателями и эффективностью результатов, проведённых контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, мы на сегодняшний день, к сожалению, не видим.
В соответствии с этим мы предлагаем вернуться к стандарту и проводимых организуемых мероприятий, и подготовке к отчёту Счётной палаты с тем, чтобы такие показатели были предусмотрены и на основании их можно было бы давать объективную оценку эффективности результатов проводимых мероприятий.
Второе. И Алексей Леонидович, я и, мы уже второй раз на трибуне Государственной Думы по итогам отчёта Счётной палаты, и мне хотелось бы особое внимание обратить на такую тревожную тенденцию, небезобидную для наших граждан, что мы постоянно выявляем одни и те же непростые системные проблемы. Системные проблемы, связанные с планированием стратегическим, с разработкой и реализацией государственных программ, с разработкой и реализацией федеральных адресных инвестиционных программ, с вопросами, связанными с управлением имуществом, лесными, земельными ресурсами, вопросами, связанными с администрированием доходов и прогнозированием риска, вопросы, связанные с межбюджетными отношениями, вопросами, связанными с государственными закупками.
Вот здесь очень серьезные проблемы и в тех нарушениях, которые выявила Счётная палата, мы видим, что порядка 40 процентов этих нарушений они связаны с формированием и исполнением бюджета, порядка 28 процентов это нарушения, связанные с госзакупками и порядка 12 процентов это те нарушения, которые связаны с бухгалтерским учетом. И мы видим, что в ходе проведенных мероприятий палатой выявляются проблемы, но мы не видим причины этих проблем и, если эти причины не выявляются, не анализируются, не называются, работа по ним не ведется и соответственно мы не видим того результата, который бы мы на сегодняшний день хотели видеть.
В связи с этим мы предлагаем.
Первое. Провести такую работу по анализу этих причин и с разработкой предложений по их решению.
Второе. Мы считаем, что эту работу нужно проводить совместно с Государственной Думой, более активно использовать площадку Государственной Думы.
И третье. Предусмотреть вопросы усиления ответственности высших должных лиц, объектов контроля за нарушения бюджетного законодательства как в части расходования бюджетных средств, как в части бухгалтерского учета, как в части управления имуществом.
Поэтому на основании этой работы комитетом внесены предложения в проект постановления Государственной Думы, где мы предусмотрели те инициативы, высказанные непосредственно профильными комитетами и также предлагаем провести донастройку то, что касается и правовых положений, и практики, которые позволяли бы более эффективно выстраивать работу, связанную с теми задачами, которые поставлены перед палатой в соответствии с федеральным законом.
Пользуясь сегодняшней ситуацией, хотела бы поблагодарить весь коллектив Счётной палаты Российской Федерации за проводимую серьёзную большую и профессиональную работу, за умение быть открытыми к инициативам Государственной Думы, за умение и способность ставить достаточно большие амбициозные задачи. И постановка этих амбициозных задач, тот результат, который на сегодняшний день мы имеем, и тот потенциал, он, конечно, позволяет эти вопросы рассматривать в развитии, и рассматривать в развитии те требования, которые мы могли бы предъявлять.
И я надеюсь, что в ходе тех выступлений, которые сегодня прозвучат и в вопросах, мы доработаем этот проект, и в рамках комитета постараемся совместно со Счётной палатой эти вопросы отработать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, переходим к вопросам. Арефьев Николай Васильевич, пожалуйста.
Арефьев Н. В., фракция КПРФ. Спасибо. Вопрос Алексею Леонидовичу.
Алексей Леонидович, вот сегодня главная тема "Национальные проекты", на которые граждане возлагают большие надежды, однако их исполнение оставляет желать лучшего.
Контролирует ли Счётная палата выполнение национальных проектов, и в чём причина их неудовлетворительного выполнения?
И что означает ваше высказывание, что надо менять идеологию национальных проектов, которое прошло по средствам массовой информации? Спасибо.
Председательствующий. Алексей Леонидович, если удобно, можно пройти на центральную трибуну, наверняка, все вопросы к вам. Как удобней. Кудрин А. Л. Да мне отсюда удобно. Председательствующий. Ну, пожалуйста. Кудрин А. Л. Может, мои коллеги что-то подскажут.
Счётная палата среди своих основных задач определила мониторинг национальных целей и национальных проектов.
И я напомню, что национальные проекты начали работать какие-то с октября, какие-то с 1 января. Сейчас, конечно, ещё вносятся уточнения в некоторые составы национальных проектов, в том числе с учётом того, что они доводятся до субъектов Российской Федерации и уточняются программы их выполнения.
Поэтому сейчас некоторые расходы на старте были заторможены или задержаны, в том числе и по инвестиционным проектам, прежде всего.
Но уже к середине года мы видим, мы последние данные имеем где-то на 1 июня, по-моему, мы видим, что процент выполнения расходов по национальным проектам догоняет общий процент выполнения по всем расходам федерального бюджета. Пока ещё чуть-чуть отстаёт, но, в общем, предполагаем, что темп набирается с учетом начала их работы, и в течение года не будет больших, мне кажется, вопросов.
В части изменения идеологии, здесь известны несколько вопросов, которые я ставлю постоянно. Это дополнительная оценка обязательств субъектов Российской Федерации и большая самостоятельность субъектов Российской Федерации в их выполнении. Как я уже в своём докладе сказал, здесь идёт уменьшение пока самостоятельности в ходе формирования и доведения национальных проектов до регионов.
Среди других вопросов это больший акцент, на мой взгляд, требовался в национальных проектах на вопросы человеческого капитала и поддержки образования и здравоохранения. Доля расходов ВВП на эти цели не изменилась по сравнению с предыдущими годами - здесь хотелось бы некоторого увеличения, в том числе, задачи там более такие, требующие больших ресурсов.
Вот примерно характер тех вопросов, которые я высказывал, в том числе, и на совещаниях у президента, и публично. И я думаю, что по мере выполнения национальных проектов, некоторые из них, из этих замечаний, могут быть использованы в дальнейшей работе. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пайкин Борис Романович. Пайкин Б. Р., фракция ЛДПР.
Уважаемый Алексей Леонидович, ну я в продолжение вопроса, который коллега здесь задал. Существующая часть нацпроектов, необходимых для выполнения "майских" указов президента, должны будут в основном выполнять регионы, и на их полномочия приходится почти 5 триллионов за шесть лет из 25-и с лишним триллионов.
И в основном эти расходы должны будут быть профинансированы за счет трансфертов.
Вот отдельные руководители в регионах говорят о том, что денежные средства в большинстве своём доходят до субъектов во втором-третьем кварталах, соответственно, дальше идут установленные законом сроки на проведение тендеров и процедур, и в итоге мы получаем, что не всегда эффективно удаётся, во-первых, эти денежные средства освоить; во-вторых, получить те результаты, которые мы планируем.
Вот всё-таки не считаете ли вы, что к 2024 году при таком исполнении могут все эти нацпроекты могут быть провалены?


Продолжение стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6501475.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments