leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Новая миссия СП - продолжение стенограммы

Новая миссия СП - Алексей Кудрин отчитался в Думе по работе Счетной палаты в 2018 году – принято постановление
продолжение стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/6501180.html
Кудрин А. Л. Спасибо за вопрос.
Я обратил внимание в своём докладе, что, по сути, каждый регион должен заключить от 40 до 50 соглашений о выполнении национальных проектов на своей территории и утвердить региональный проекты в составе государственных программ субъектов Российской Федерации. Сейчас эта работа только-только завершена, но мы даже ещё не видим... не полностью в системах мониторинга, в электронном бюджете всех этих соглашений и всех показателей, которые на себя взяли субъекты Российской Федерации.
Вместе с тем, вот эта программа, точнее, кампания по заключению соглашений, завершена. Это, конечно, оттянуло начало работы, особенно по тем проектам и объектам, которые требуют тендера, тендера и госзакупок, инвестиционных проектов. Мы видим заторможение или замедление на периоде начала этих проектов, но, повторяю, ещё раз повторюсь, я надеюсь, что к концу года ситуация выправится.
Поэтому скорее она по другим годам меня не так беспокоит, я думаю, здесь правительство всё это видит, соответствующие поручения и президентом, и правительством даны, но, конечно, достаточность средств, сопоставимость целей федерального и субъектового уровня, достаточность ресурсов субъектов - вот это пока больше меня беспокоит, чем сроки доведения, выполнения федеральных ресурсов. Вот над этим придётся ещё, видимо, работать, и мы не видим полную картину. Спасибо.
Председательствующий. Гетта Антон Александрович, пожалуйста.
Гетта А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Алексей Леонидович, вы отмечаете значительные нарушения, количество нарушений в системе государственных и муниципальных закупок.
Мы в Государственной Думе тоже по поручению Председателя создали рабочую группу, которая уже приняла соответствующий закон 71, и с 1 июля там много норм вступило в силу, которые высоко сейчас уже оценены как упрощение и сокращение сроков в регионах. Мы вернулись с региональной недели, и об этом слышали.
Как вы считаете, как вы оцениваете, как Счётная палата оценивает нормы 44 и 223 федеральных законов, и что вы предлагаете, чтобы повысить эффективность закупок и сократить значительно уровень коррупции, который в них присутствует? Спасибо.
Кудрин А. Л. Спасибо. Действительно, вопрос закупок и качества процедур, качества отобранных подрядчиков и исполнителей очень важен. И мы как раз обращаем на это в наших материалах, обращаем внимание на то, что в федеральный закон изменения только с 2013 года по закупкам вносились 58 раз. Конечно, это не всегда способствует стабильности - осуществление всех этих процедур.
В 2018 году Счётная палата выявила более 2260 нарушений и 75 процентов нарушений связаны с обоснованием заказчиками цены контрактов. Именно по вопросам завышения цены контрактов или необоснованной цены, по нашим представлениям, в Генеральную прокуратуру и открывается большинство дел. Ну, в том числе это и "Автодор", и другие такие известные, на слуху, случаи.
Таким образом, совершенствование ценообразования при определении результатов тендеров, мне кажется, сегодня это должен быть фокус внимания, и соответственно, здесь есть несколько подходов, как усовершенствовать. Кстати, Министерство финансов, которое сегодня, по сути, является регулятором, тоже видит эту проблему, и тоже сейчас готовит собственные предложения. Прежде всего об этом я и хотел сказать.
Есть, конечно, противоречия в нормах закона после такого большого количества изменений. Издержки участников закупок контрактную систему делают иногда нерентабельной. У нас высокие издержки на содержание этой контрактной системы и на проведение самих закупок, и в том числе затраты тех, кто участвует в закупках.
Мне кажется, вот здесь тоже нужно снижать, упрощать эту систему. Сегодня век цифровизации, поэтому я думаю, эти возможности тоже сегодня есть.
Требуется также доработка законодательства с целью более строго выявления и определения ответственности за коррупцию. Здесь, конечно, я тоже вижу определенный резерв.
Вот основные направления, на которых нужно сосредоточиться.
Председательствующий. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста.
Нилов О. А. Алексей Леонидович, вопрос сбора многомиллиардных... Я здесь, Алексей Леонидович.
Сбора многомиллиардных сумм из карманов водителей, не просто многомиллиардных, по нашим оценкам, это под 100 миллиардов такие суммы сегодня в виде штрафов и других сборов по административным решениям собираются, но поступают не в казну, а в карманы частных фирм, которые этим смогли как-то вот заняться, да? Этот вопрос уже вышел на президентский уровень.
Поддерживаете ли вы нашу инициативу "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" в том, чтобы провести вот такую проверку комплексную, да, определить, действительно ли, как утверждают эксперты, только 10-15 процентов поступает в казну, а всё остальное остается в частных карманах от этих сумм?
И как ваше отношение, может быть вообще эту порочную практику прекратить, и эти...
(Микрофон отключен.)
Председательствующий. Добавьте время.
Нилов О. А. Да, и прекратить эту порочную практику, с тем чтобы эти как раз десятки-сотни миллиардов направить в бюджет, в казну, а не предоставлять вот такой, ну относительно легкий заработок частным компаниям, которые ну как-то вот особым образом связаны в том числе и с муниципалитетами, и городскими, и региональными властями, как показывает практика.
Спасибо.
Кудрин А. Л. Ну первое, я хочу сказать, что мы ведем анализ ситуации с неналоговыми платежами. Сегодня неналоговые платежи и сборы являются самой острой проблемой для бизнеса, то есть острее, чем налоговые платежи, потому что их количество не определено, их, ну скажем, само количество или ограничение не так жёстки, и плюс пересмотр самих платежей этих ставок проходит опять же неконтролируемо зачастую для федеральных органов власти. Точнее, они, в том числе, и присутствуют на субъектовом уровне.
Я бы сказал, нужно разделять те платежи, которые осуществляются в рамках администрирования государственных распределителей бюджетных средств, и те, которые отдаются на администрирование частным структурам. Я допускаю применение таких методов, но всегда тогда требуются соответствующие меры контроля.
Пример, когда вы говорите, что 15 только процентов доходит до бюджета, требует особого изучения. Может, мне такие примеры неизвестны. Может, вы имеете в виду концессионные соглашения, где тоже устанавливаются соответствующие платежи, но большая часть средств идёт на окупание или на содержание самой инфраструктуры. Это нужно посмотреть. Но, как правило, такого рода государством установлены, федеральным или субъектовым уровнем, соответствующие платежи неналогового характера, как правило, поступают в соответствующие бюджеты за исключением определённых комиссионных и прочее.
Так что мы анализируем и в ближайшее время первый отчёт уже, который у нас на рассмотрении находится, отправим в ваш адрес.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемый Алексей Леонидович, реализация национальных целей в виде снижения смертности, увеличения продолжительности жизни упирается сегодня в вопрос недофинансирования здравоохранения. Вы говорили уже об этом сегодня. Но даже с учётом национальных проектов общее финансирование из тех государственных источников составит 3,9 процента ВВП при минимально необходимых 6. Это и дефицит программ территориальных наших, это порядка 50 процентов субъектов. Результатом является отсутствие доступности, рост платных услуг, отсутствие лекарства, оборудования, инфраструктуры, ну и все вытекающие отсюда последствия, вопиющие случаи сбора денег уже на центральных каналах для лечения детей.
Позиция Счётной палаты вот именно по этому факту, как системной организации, и для принятия необходимых мер Правительством Российской Федерации, потому что нас сегодня правительство не слышит.
Кудрин А. Л. Уважаемые коллеги, конечно, мы ведём мониторинг выполнения национальных целей национальных проектов.
Мы выскажемся по этому вопросу, но более обоснованно подготовив соответствующее заключение.
Со своей стороны, как эксперт, который работал над такими системными проблемами, могу сказать, да, нам нужно больше вкладывать в человеческий капитал, в том числе в качество здоровья и обеспечения жизни. В этом смысле, действительно, сокращение смертности или борьба с какими-то самыми массовыми такими заболеваниями, конечно, требует дополнительных ресурсов, в том числе в оборудовании и в современных медикаментах, ну и требует ещё ряд программ, которые бы поддержали население.
В этом смысле я согласен и уже сказал, что на это направление в перспективе требуется увеличение расходов в процентах к ВВП даже, да, это требуется существенно больше. Но, конечно, я исхожу из реальности, и поэтому такие шаги могли бы быть постепенными. Частично национальный проект решает эту задачу, но только частично. Спасибо.
Председательствующий. Чернышов Борис Александрович.
Чернышев Б. А., фракция ЛДПР.
Уважаемый Алексей Леонидович, в отчете Счётной палаты отмечается то, что контрольные цифры приема в вузы студентов не соответствуют реальным потребностям для регионов и для экономики в целом. При этом есть ещё и тренд на снижение количества бюджетных мест. Отмечается также, что и для негосударственных вузов есть такая большая проблема, что контрольные цифры приема распределяются откровенно несправедливо, и методика подсчета вызывает вопросы, в частности, университет такой, как РосНОУ.
Огромное количество вопросов по образованию. Мне интересно ваше персональное, личное мнение по поводу того, как именно должны формироваться методики назначения контрольных цифр приема. Здесь только чиновники должны решать, или всё-таки обратимся к бизнесу, обратимся к региональным потребностям и обратимся непосредственно к интересам студентов, которые учатся по тем или иным специальностям? Спасибо.
Кудрин А. Л. Я, конечно, не могу сейчас официальное мнение Счётной палаты по порядку распределения бюджетных мест высказать, мы такое экспертное аналитическое мероприятие не проводили, соответствующие меры не вырабатывали. Я считаю, что действительно нам требуется больше расходовать на образование, это я высказывался.
Число бюджетных мест, конечно, должно зависеть и варьироваться как от демографической ситуации, так и от потребностей регионов в тех или иных специальностях. Влияние регионов должно обязательно быть. Влияние работодателя тоже должно быть.
Но, кстати, сейчас Министерство образования и науки проводит работу по увеличению влияния работодателей на образовательные программы и на принятие соответствующих решений по распределению внутри самих вузов, ну, меж вузами они пока не могут повлиять. Ну, например, в моём университете Санкт-Петербургском, государственном университете, в ключевых советах по образовательным программам и при приёмке госэкзаменов у нас сейчас как минимум 50 процентов это представители работодателей, то есть их влияние на оценку качества образования, на выбор соответствующих курсов и моделей образования, работодатели увеличивают влияние.
Я согласен с вами, что нужна обратная связь от работодателей и регионов, в том числе по перераспределению между регионами или между вузами соответствующих специализаций. Я думаю, здесь можно увеличить роль вот этих наших ассоциаций предпринимателей, у них там есть соответствующие профили, они занимаются этим, они оценивают эту потребность. Вот эту обратную связь можно увеличить, я согласен. Председательствующий. Кармазина Раиса Васильевна. Раиса Васильевна, вам уже микрофон включён.
Кармазина Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Алексей Леонидович, я из года в год задаю один и тот же вопрос при всех отчётах, но поводу незавершенки. Понятное дело, что это попусту затраченные деньги, во-первых, и мы обнадёжили наших граждан, это невведённые в строй больницы, детские сады, школы.
Что вы можете сказать о проведённой инвентаризации таких объектов? Какая сейчас динамика по регионам России? И что, по вашему мнению, необходимо сделать, чтобы решить эту насущную проблему? Ну, 4 триллиона -эта сумма очень большая.
Кудрин А. Л. Спасибо за вопрос.
Мы тоже... Вы определили вот это направление, о котором вы говорите, как одно из приоритетных для работы Счётной палаты. Мы проанализировали все нормативные документы и поручения президента, которые в этой сфере существуют.
Мы зафиксировали невыполнение поручений президента по инвентаризации незавершённого строительства и определение судьбы этих объектов как на региональном уровне, так и на уровне министерств и ведомств.
Соответственно, мы объявили об этих результатах, мы сейчас объявили, вывесили информационную панель, мы дойдём до пообъектного списка и он станет известен общественности. Уже сейчас к этой информационной панели большое внимание, у нас запрашивают материалы, уточняют цифры и ряд регионов уже вот прямо в эти дни принимает решение о судьбе этих объектов.
Кстати, я должен напомнить, что даже вчера руководитель Республики Дагестан сказал, что 60 объектов было сейчас определено для дальнейшего строительства, для продолжения. Это вот как раз положительная практика, когда не новые начинаем строить, а завершаем сначала старые — это более рациональное отношение к ресурсам.
Ну и скажу, что как вы уже сказали, 62 тысячи объектов, больше 4 триллионов рублей. К сожалению, значительная часть, наверное, большинство или половина, или большинство - это объекты, которые не подлежат завершению строительства.
Тогда требуется соответствующая инвентаризация, соответствующее решение органов власти о судьбе и о снятии с балансов или продажа каким-то может быть инвесторам, которые будут дальше работать с этой недвижимостью, с незавершёнными объектами и тем самым вот эту работу должны провести. Она сейчас активизировалась, но, в общем, ещё пока не соответствует тем целям, которых бы мы хотели.
Но в октябре мы представим вам полную картину с учётом вот нашего анализа по субъектам, которую мы ведём вместе с контрольно-счётными органами регионов.
Председательствующий. Николаев Олег Алексеевич.
Николаев О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Да, спасибо.
Уважаемый Алексей Леонидович, вот Счётная палата достаточно критично оценивает меры поддержки малого и среднего предпринимательства, в то же самое время президент говорит о том, что именно предпринимательская активность и деловой климат являются очень важными факторами ускоренного экономического роста.
В то время, в июне зафиксировано снижение индекса деловой активности ниже критических 50 пунктов. Опросы показывают, что молодые люди рассматривают возможность заниматься предпринимательской деятельностью лишь 2 процента молодых людей. И вот эти два индикатора показывают яркое вообще состояние делового климата в нашей стране.
Вот как ваша оценка, вот национальный проект развития предпринимательства, ну малое и среднее предпринимательство и предпринимательской активности способно поменять вот этот тренд и что надо сделать для того, чтобы все-таки деловой климат пошел в положительную сторону и у нас предпринимательство развивалось активно? Спасибо.
Кудрин А. Л. Уважаемые депутаты!
Ну я считаю, национальный проект, в принципе, несет очень серьезную рациональную нагрузку и задачи, которые в этой сфере будут решаться. Я полностью поддерживаю цели национального проекта, конечно, список вопросов, которые требуется решить для улучшения инвестиционного климата, не ограничивается этим национальным проектом. И целый ряд вопросов, в том числе, вопросов взаимодействия, ну так называемая контрольно-надзорная нагрузка, она лежит в других направлениях, например, проведение так называемой "административной гильотины" или "регуляторной гильотиной" ее называют. То есть это выходит за рамки этого национального проекта.
Я бы обратил внимание на целый ряд вопросов, связанных с работой правоохранительных органов, у нас больше половины предпринимателей считают работу в бизнесе опасной, работу в соответствующих правоохранительных органах тоже недостаточно справедливой и прозрачной. Вот эти вопросы они должны решаться вне проекта, национального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства и только такое общее улучшение инвестиционного климата увеличит доверие населения и предпринимателей, и молодежи к этому виду деятельности.
Соглашусь с вами, что где-то только около 6 процентов по нашим вот другим опросам молодых людей хотят, готовы или желают начать бизнес, ну только 2 процента, как вы сказали, открывают его и это недостаточно для страны, желающей прорыва, в том числе, в области частной инициативы, частных инвестиций, на основе которых и будет обеспечиваться экономический рост.
В странах, которые бурно развиваются, желающих открыть свой бизнес доходит до 40-50, а в Индонезии, которая нам дышит в затылок по темпам экономического роста, это больше 50 процентов, а у нас желающих открыть бизнес там меньше 10 процентов. Вот это как раз является плохим индикатором, и нам нужно улучшить отношение к предпринимательству, но и к безопасности предпринимательства, к упрощению процедур, к уменьшению административной нагрузки на бизнес. Спасибо.
Председательствующий. Щапов Михаил Викторович.
Щапов М. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Алексей Леонидович!
Согласно представленного Счётной палатой отчёта, система государственных и корпоративных закупок последние 5 лет функционирует с низкой эффективностью. В частности, более 50 процентов от общей суммы государственных и муниципальных закупок приходится на закупки у единственного поставщика, и около 94-х процентов объёма корпоративных закупок осуществляется неконкурентными способами. Вместе с тем, 5 лет ничего не меняется.
Да, Счётная палата даёт статистику по предостережениям и административным делам. Но триллионы рублей тратятся с очевидными признаками коррупции, а мы не видим ни конкретных фамилий, ни названий компаний, ни ответственных на скамье подсудимых.
Почему, по вашему мнению, ситуация не меняется? В чём причина? Слишком мягкое законодательство, недоработки вашего ведомства или недостаточно эффективная работа правоохранительных органов?
Хотелось бы услышать от вас оценку и набор конкретных системных мер по изменению ситуации. Спасибо.
Кудрин А. Л. Спасибо.
Но само увеличение закупок у единственного поставщика, на мой взгляд, скорее, беспокоящая тенденция, в некоторых случаях это обосновано.
И само увеличение, это, конечно, ещё не говорит о том, что коррупция выросла.
Вместе с тем, вот я, допустим, считаю, что и в конкурентных закупках, и у единого поставщика величина коррупционных рисков, она близка. Я не могу сейчас сказать, что она фактически выше только у тех, кто закупает у одного поставщика. Но там ценообразование менее качественное, когда закупаются у единого поставщика. Не во всех случаях мы это можем констатировать, как коррупционную историю.
По закупкам (мы сегодня, я в своём докладе говорил в ответах на вопросы) мы видим целый ряд мер, которые нужно принять для улучшения качества закупок и снижению коррупцеёмкости и повышения эффективности.
Я назвал эти примерные меры.
По нашим материалам целый ряд уголовных дел возбуждено. И, таким образом, мы эти фамилии можем вам назвать. Они, кстати, содержатся в приложении к нашему отчету, который размещён и находится в наличии в Государственной Думе, там все эти дела, которые были направлены в прокуратуру и в следственные органы, мы обозначили.
Таким образом, фамилии тоже имеются. Но я согласен, что вопрос по закупке у единого поставщика, как я сказал, меня беспокоит, и требует дополнительной, более глубокой работы. Мы такие предложения по работе вот в этом направлении представим.
Председательствующий. Шилков Данил Евгеньевич.
Шилков Д. Е., фракция ЛДПР.
Да, спасибо большое. У меня вопрос следующий. Минэкономразвития утверждает, что неконтролируемый рост потребительского кредитования в России угрожает развитию экономики страны. Однако же, Центробанк говорит, что темпы роста кредитования не являются критическими и не несут риски.
Алексей Леонидович, у меня вопрос следующий. Можете ли вы озвучить свою точку зрения по данному вопросу в качестве выполнения функций Счетной палаты как стратегического партнера по развитию экономики нашей страны? Спасибо.
Кудрин А. Л. Спасибо.
Коллеги, потребительское кредитование, конечно, имеет свои границы, они связаны с объективными обстоятельствами - ростом реальных доходов населения, но и финансовой грамотностью. Например, в прошлом году рост потребительского кредитования вырос больше, чем на 20 процентов, это вообще очень большая цифры, и она требует, может, дополнительного анализа.
Но, к примеру, она связана не только с тем, что многие рефинансировали свои ранее взятые кредиты или увеличили закредитованность. Она, кстати, свидетельствует и о расширении числа участников. То есть кредиты взяли и те, кто раньше не брал кредиты. Здесь есть две стороны: во-первых, повторяю, финансовая грамотность, готовность более качественно работать с финансовыми инструментами, это для семьи и для гражданина зачастую положительная тенденция.
С другой стороны, ухудшение жизни и, может быть, положения некоторых групп граждан приводит их к необходимости брать взаймы, что не всегда имеет достаточно хорошую перспективу по возврату. Здесь нужно быть очень аккуратным.
Я думаю, что вот тот спор, который сейчас идёт, он, в общем, скорее приведёт нас к истине, потому что пока, может быть, критическая ещё черта не перейдена, но вот она требует постоянного анализа, постоянного. Если у нас ещё в этом и следующем году будет расти потребительское кредитование под 20 процентов, вот тут мы подойдём, скорее всего, к серьёзной критической черте. Поэтому я сегодня вижу этот спор скорее как инициирование анализа дополнительного причин вот этих зон, где это скорее положительно, а где это несёт дополнительные риски, но мы пока не можем сказать, что это вот однозначно плохо или вот мы уже надули "пузырь". Пока, вот я думаю, что "пузыря" ещё нет, но, повторяю, нужно быть... семь раз нужно отмерять, прежде чем взять кредит.
Председательствующий. Когогина Альфия Гумаровна, пожалуйста.
Когогина А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Вопрос о реализации национальных проектов в моногородах. С 1 января этого года был досрочно завершён приоритетный проект правительства "Комплексное развитие моногородов". Счётная палата Российской Федерации дала своё заключение, за что спасибо большое, нам это очень пригодилось в работе. Мы согласны с вами, что задача комплексного развития монопрофильных муниципальных образований не решена, однако считаем, что фрагментарные улучшения, безусловно, есть, и говорить, что всё, что сделало государство, неэффективно, нельзя.
Вы знаете, что Государственная Дума последовательно отстаивает интересы жителей моногородов и добивалась того, чтобы новая программа носила не ведомственный, а межведомственный государственный характер.
На масштабных парламентских слушаниях, прошедших в конце марта этого года, были даны рекомендации Счётной палате, предусмотреть в рамках контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых в 2019-2021 годах осуществление мониторинга и контроля реализации в моногородах национальных проектов...
Председательствующий. Добавьте время.
Когогина А. Г. Алексей Леонидович, вопрос. Будет ли такой мониторинг осуществляться Счётной палатой Российской Федерации?
Имеются ли у вас для этого необходимые методологии, ресурсы и компетенции? Спасибо.
Кудрин А. Л. Спасибо. Коллеги, вообще судьба моногородов всегда в последние годы всех нас волновала, потому что это большое число населения, которое проживает в этих городах. Конечно, оттуда сейчас уезжают зачастую. Соответствующая программа была завершена 1 января 2019 года. Вместе с тем поддержка продолжается в рамках государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", и на 2019-2021 годы на эти цели предусмотрено 13,9 миллиарда рублей.
Мы в своих заключениях на выполнение предыдущего варианта программы писали о невыполнении многих показателей этой программы. В этом мы видим в свою очередь неэффективность. Целый ряд объектов, которые вводились, не имели дальнейшего, может быть, эффекта на развитие этих территорий. Вот главный вывод, который мы выносили, что эти программы не изменили существенно динамику развития этих регионов, в этом мы видим проблему. Вот чему требуется уделить внимание.
Конечно, помощь этим субъектам, этим моногородам нужна, но эффективность расходования должна быть повышена. Мы, не назову слово "мониторинг", но то, что мы в ближайшие два года проведём ещё одно экспертно-аналитическое мероприятие, и таким образом ещё раз снимем срез и увидим состояние и качество такой поддержки, это мы можем пообещать.
Председательствующий. Шеин Олег Васильевич. Шеин О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ".
Уважаемый Алексей Леонидович, тоже возвращаясь к ранее обсуждавшимся вопросам, после нашей встречи во фракции я направил в ваш адрес аналитический доклад специалистов Конфедерации труда России по поводу предоставляемых в стране налоговых преференций для бизнеса, для крупного капитала. Мы уже говорили о том, что у нас общий объём налоговых преференций достигает отметки 13 процентов ВВП, конечно, это в том числе и льготные ставки НДС по лекарствам, по продуктам питания. Но мы говорили о том, что нет объективных критериев эффективности предоставляемых льгот, и Минфин в прошлом году это подтверждал.
Всё-таки хотелось бы вернуться к вопросу о том, когда мы сможем выйти на эти критерии эффективности, и соответственно на пересмотр тех огромных объемов, которые ежегодно мы предоставляем в виде налоговых преимуществ.
Спасибо.
Кудрин А. Л. Ну мне кажется, обращение к эффективности налоговых льгот абсолютно обосновано, и действительно, у нас большие ресурсы предоставляются в виде налоговых льгот. По сути сегодня мы их называем "налоговые расходы", и именно эта терминология позволяет перейти к анализу их эффективности.
Министерство финансов сейчас целую политику проводит, ну политику проводит, и разработало ряд методических документов по анализу таких расходов, они сейчас обсуждаются.
Я думаю, что, я сейчас могу ошибиться, там, какие из них уже приняты, но этому будет уделено достаточное внимание, и мы как Счётная палата тоже будем участвовать в этой работе, и со своей стороны независимо проведем такую оценку вот эффективности этих налоговых льгот.
Но это работа большая, она очень методологически затратная и трудозатратная, поэтому думаю, что в этом году уже будут первые выводы со стороны Минфина, может быть Счётной палаты, но точно в ближайшие два года Счётная палата подробно на этот счет системно выскажется.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Переходим к выступлениям председателей фракций. Фракция КПРФ. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. Шурчанов В. С, фракция КПРФ.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Алексей Леонидович, уважаемые коллеги!
Счётная палата выступила, мы внимательно прочитали ранее отчет Счётной палаты нам представленный, выслушали здесь в ходе вот рассмотрения данного вопроса, и фракция отмечает, что Счётная палата, руководство ее, аудиторы и инспекции проделали большую работу объемную, которая безусловно дает положительный эффект, для того чтобы наши бюджетная налоговая система лучше работала, чтобы обеспечивалась определенная финансовая дисциплина, которая так необходима для дальнейшего роста нашей экономики и развития социальной сферы.
Нам понравилось особо высказывание Председателя Счётной палаты насчет того, что связанная поддержка субъектов увеличивается, но в то же самое время свобода самих субъектов с точки зрения обеспечения дотациями уменьшается.
Мне представляется, здесь палата должна и дальше работать с тем, чтобы создать нормальные условия для развития субъектов и их всей бюджетной системы.
Вот с учётом всего этого фракция КПРФ предлагает принять к сведению отчёт Счётной платы, те самые предложения и выводы, которые содержатся в заключении комитету по бюджету по этому вопросу, и которые включены в проект постановления. Мы их поддерживаем.
Но вместе с тем мы хотели бы обратить некоторое внимание на то, что в выступлении Председателя Счётной палаты большей частью прозвучали те самые положения, тот самый отчёт, который касается, прежде всего, недостатков и нарушений использования бюджетных денег. Нам представляется, что это, безусловно, общая задача, но одновременно, в общем-то, это не просто задача внешнего аудита, это, прежде всего, задача внутреннего контроля, ведомственного контроля и самих правоохранительных органов. Потому что госзакупки, безусловно, это ФАС у нас должен отвечать и держать ответ в правительстве и перед нашей палатой, казначейство также должно регулярно эти вопросы рассматривать и двигать дальше.
При исполнении федерального бюджета за 2017 год выявлены недостоверные данные по 50 фактам, как я прочитал в отчёте, 12 из них ГРБС.
Действительно, шума было много, но вместе с тем, в общем-то, много шума может быть и из ничего, потому что это все те самые нарушения, все самые недостоверные данные по статьям расходов, по бюджетной классификации, и опять это дело, собственно, внутреннее дело самого правительства там наводить у себя порядок.
С учётом того, что в Счётной палате исключительно высокие профессиональные данные, как аудиторов и инспекторов, и всего состава, нам представляется, фракции КПРФ, что Счётная палата призвана решать многие другие задачи, которые в ходе отчёта не прозвучали.
Прежде всего, давайте вот возьмём такой инструмент, как проведение "правительственных часов".
Министр выступает, аудитор выступает, в конечном итоге мы принимаем постановление палаты. Но одновременно всё-таки Счётная палата в ходе этого отчета не дает, насколько эффективно работает правительство, насколько правительство и министерства отдельный министр достигает тех самых целевых показателей, и насколько это влияет на общее настроение народа в нашей стране.
Вот ничего личного, но, Минздрав, давайте, когда Скворцова здесь выступает, действительно у министерства всё хорошо. Но мы сейчас только что вернулись с региональной недели, мы знаем, насколько там велики очереди на запись даже к врачам, отдельным специалистам. Кровь чтобы сдать, нужно две недели, раньше записываться, но через две недели уже и кровь совершенно другая. МРТ — там и говорить, в общем-то, не приходится. Кроме этого, растут все данные транспортных услуг, потому что все дальше, дальше нужно до больниц добираться.
И стиль работы министерств и предложения, которые в этой связи поступают, они не обеспечивают выполнение тех самых задач, которые поставлены в наших проблемах развития. И в этой связи, мне кажется, надо серьезно подумать о повышении эффективных вот мер по отчетам правительства. И Счётная палата должна выносить, может быть, и те самые персональные решения, которые раньше, в советское время были, собственно, присущи Рабоче-крестьянской инспекции (Рабкрину), потом народному контролю, ну и в конечном итоге партийный контроль, он должен быть. Если сегодня у партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" нет партийного контроля, тогда давайте, пускай это, собственно, замечает Счётная палата.
Другое предложение. Счётная палата вносит много предложений, но каков эффект рассмотрения правительством? Правительство может рассмотреть эти предложения, правительство может их не рассмотреть, и в конечном итоге никто это не заметит, и Счётная палата, получается, в общем-то, работает без должного эффекта. Поэтому, может быть, нам нужно принять, вот Ольга Викторовна здесь правильно выступала, нам нужно принять меры, чтобы каждое предложение Счётной палаты правительство рассматривало и давало бы публичный официальный ответ, потому что это официальные действительно предложения, которые направлены на совершенствование всей нашей работы.
Ну и наконец, вот складывается у нас мнение, Счётная палата ближе к народу, чем правительство, это очевидно.
Но одновременно хотел бы сказать, что Счётная палата либо боится, по сути дела, острых вопросов или старается обойти эти острые вопросы, без которых движение вперёд невозможно, потому что, тем более, сейчас Ольга Викторовна сказал о том, что стратегическое планирование требует внесения Счётной палатой тех самых предложений, как разрешать проблемы, которые годами перед нами стоят. Вот Счётная палата, нам представляется, активно должна участвовать. Почему у нас нет экономического роста? Почему мы сегодня не можем выйти на 4 процента, как, собственно, нам было поручено? Почему затраты на образование и здравоохранение всё-таки у нас не выходят на мировой уровень, хотя у нас есть бюджетное правило, есть у нас налоговый манёвр в рамках тех самых поручений МВФ? Послушно это выполнили, тем самым отрезали пути развития нашей страны.
И пенсионный возраст, очевидно Счётной палате, что он никчёмный, потому что повышение его не даёт эффекта, нам некуда просто девать вот эту массу людей.
И сельская территория сегодня требует подхода. Мы асфальтируем громадные улицы здесь, в Москве, а в деревне ещё посмотрите. В конечном итоге надо это всё рассмотреть.
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста. Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Алексей Леонидович, коллеги! Фракция ЛДПР предлагает принять к сведению отчёт Счётной палаты.
Фракция внимательно ознакомилась с отчётом, посмотрела те новеллы, которые в этом году есть, и считает, есть очень много интересных моментов, на которые мы будем сегодня обращать внимание. Вместе с тем есть предложения, которые уже не раз фракция ЛДПР выдвигала, и я думаю, что сегодня мы ещё раз попытаемся озвучить, что бы мы хотели улучшить.
Если говорить о результатах, Алексей Леонидович сказал, что, да, по количественному показателю, по количеству нарушений идёт снижение практически в два раза. Но мы считаем, что то, что в стадии проверки те нарушения, которые были связаны с неэффективностью, но ни в коем случае там не с целевым использованием средств и могут быть устранены - это правильно. Потому что, мы считаем, что задача не посадить людей, нет такой задачи ни у парламента, ни у Счётной палаты, да и у правоохранительных органов, а иметь такое законодательство, иметь такой постконтроль, который бы не давал возможности людям совершать эти правонарушения несознательно. Те, кто хочет своровать, он, конечно, всегда сворует.
Поэтому в этом направлении, мы считаем, что работа ведётся качественно и те цифры, о которых мы сегодня услышали, что в рамках проверяемых, скажем так, мероприятий, количество объектов возросло с 20 до 38 - это говорит о более глубоком, качественном контроле, более 10 тысяч объектов проверено - это, конечно, цифра достойная.
Вместе с тем надо сказать, что из 436 предписаний, которые выписала Счётная палата, выполнено чуть больше половины. Часть, конечно, большая из них находится в стадии представления, но Счётная палата, мы считаем, это предложение нашей фракции, мы его озвучивали, должна иметь более жёсткий статус таких предписаний, довести их как в ряде европейских стран, до судебного уровня, об обязательном исполнении предписаний Счётной палаты.
Но вместе с тем надо сказать, что впервые в этом году, вот в 2018-м, по заключениям и предписаниям Счётной палаты, 21 должностное лицо было уволено. Это, конечно, важно.
Хочется сказать, что Счётная палата приняла новую стратегию на 2018-2024 годы и то, что в качестве лейтмотива этой стратегии является повышение уровня государственного аудита с целью достижения национальных целей — это очень важно, потому что всё-таки население судит о нас по достижению конкретных показателей и, мы считаем, что если аудит будет на это направлен и мы будем этого добиваться - это, конечно, очень важно.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6505617.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments