leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Новая миссия СП - Алексей Кудрин отчитался в Думе по работе Счетной палаты в 2018 году – окончание

Новая миссия СП - Алексей Кудрин отчитался в Думе по работе Счетной палаты в 2018 году – принято постановление
окончание продолжение стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/6501180.html
продолжение см. https://leo-mosk.livejournal.com/6501475.html

Мы видим, что сегодня Алексей Леонидович сказал, у нас запущена новая информационная панель, которая пользуется популярностью и это правда, если будет то, о чём мы говорим, там видны эти объекты — это позитивно.
Вместе с тем, мы считаем, можно в качестве одного из индикаторов на этой панели отражать риски невыполнения тех индикаторов, которые существуют в наших госпрограммах.
Это тоже будет подстегивать тех губернаторов, которые будут видеть, могут они добиться этих результатов но своим направлениям или нет, это очень важно.
Потому что, к сожалению, когда мы принимали вот сейчас бюджет и мы об этом говорили, мы увеличиваем финансирование, но при этом индикаторы госпрограмм, мы не меняем. Вот взять пример по космической деятельности — на 13 миллиардов мы уменьшили, например, финансирование, но как индикатор у них был, например, расстояние определения объекта там с ноль шести в 2015 году к 2024 поднять до ноль шести, с одного четырех до ноль шести. Каким образом это может быть достигнуто? Ну естественно это не может быть достигнуто, потому что финансирование как раз было заложено на группировку этих спутников.
Мы хотим также посмотреть те ключевые экономические показатели, которые вводит сегодня правительство. Например, один из показателей соотношение инвестиций к денежному потоку. Значит, это речь идет о государственных корпорациях, насколько это будет эффективно? Все-таки мы считаем, что при 70 процентах сегодня государственной экономики задача, в том числе, госкорпораций и с госучастием это наполнение бюджета. Поэтому обращаемся к Счётной палате, надо посмотреть, может быть, соотношение брать инвестиций все-таки не к потоку, а к прибыли, потому что иначе мы можем в этих инвестиционных программах потерять доходную бюджета.
Ну то, что касается инвестиционных программ, кстати, это одна из задач, которая декларируется в Счётной палате — повышение эффективности. Обращаюсь тоже к вам от нашей фракции ЛДПР, мы говорим, что наша фракция вносили законопроект, который обязывает совет директоров государственных компаний защищать свои инвестиции, сегодня этого нет, такой законопроект у нас есть, поэтому мы на нем настаиваем. А в качестве вот Счётной палате, как инструмента, мы считаем также необходимо проводить экспертизу и обязательную оценку эффективности инвестиционных программ наших госкорпораций, с госучастием, всех тех, которые сегодня колоссальные средства направляют на эти цели и мы должны понимать, насколько они будут эффективные.
То, что касается федерального бюджета, это тоже предмет контроля и аудита Счётной палаты.
Отмечается, что огромные льготы. Сегодня они уже имеют, но цифру половина доходной части или расходной, неважно там, части бюджета, порядка 10 триллионов. И наша фракция на каждом отчёте говорит, что необходимо поменять подходы, необходимо всё-таки все средства направлять в бюджет, а потом те компании, которые действительно инвестируют в развитие субъектов, экономики, пусть защищают. У нас, к сожалению, автоматически сегодня даются эти льготы. В основном это крупные компании: нефтегазодобывающие и другие сырьевые, и они потом просто бумагами отчитываются, что они направили их на инвестиции.
Не надо путать инвестиции с производственной программой предприятий.
Дорожное хозяйство. Мы считаем, тоже Счётной палате надо посмотреть, и, может быть, поддержать нашу инициативу. На период, когда сегодня многие субъекты не готовы, вывести фонды дорожные, вывести за пределы бюджета для того, чтобы могли спокойно в рамках национального проекта, менять в зависимости от готовности территорий, перераспределять эти средства. Будет субъект готов, вернут потом в другом.
В целом мы оцениваем положительно, поддерживаем Счётную палату.
Спасибо.
Председательствующий. Макаров Андрей Михайлович, пожалуйста. Макаров А. М., председатель Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Так и хочется присоединиться к этому благостному, принять к сведению.
Кстати, а есть какие-то другие предложения? Может, не будем принимать к сведению?
Ну, поскольку первый главный вопрос — принять к сведению, я думаю, мы решим единогласно, давайте я попробую о хорошем.
На самом деле действительно отличный анализ ситуации с незавершенным строительством, реально хочется вот сказать спасибо огромное. |
Просто хочется напомнить. Вот сейчас в своём выступлении, а точнее, не выступлении, а отвечая на вопрос, Алексей Леонидович сказал: теперь будет задача провести инвентаризацию незавершенки, потому что что-то уже достроить нельзя. Абсолютно справедливо. Только эту задачу президент поставил в августе 2015 года. Сегодня у нас скоро август 2019-го.
Кстати, первые данные по незавершенке Счётная палата дала в 2016-ом, в 2017, году. Может быть, что-то за эти 4 года изменилось? Да, изменилось. Количество незавершенки выросло почти в 2 раза. Вот это и, наверное, то, что необходимо иметь в виду.
Понимаете, в чем всё дело, для нас с вами Счетная палата в первую очередь при всём многообразии её функций — это орган парламентского контроля. И заключение Счетной палаты анализа, это тот фундамент, на котором должна строиться законодательная работа и работа по парламентскому контролю. То есть иными словами, кстати, все эти полномочия не случайно даны Счетной палате, сегодня, по-моему, Счетная палата не может пожаловаться на отсутствие каких бы то ни было полномочий — да они могут делать всё.
Но вот дальше возникает один вопрос. Вот я хорошо помню, как на отчетах Счетной палаты в этом зале яблоку было негде упасть. А сегодня мы спрашиваем о том, как развивать малый бизнес. Наверное, это тоже важно, но, может, всё-таки вернемся к отчёту о работе Счетной палаты? Я почему об этом говорю? Потому что в заключениях целого ряда профильных комитетов сказано, в представленных материалах отмечается недостаточная информативность. Вот это то, что для нас принципиально и важно.
Почему как бы я сейчас об этом говорю? Наверное, остановлюсь, может быть, только на двух примерах. Первый, это национальные проекты, об этом сегодня говорили. И я напомню, решение Совета законодателей 24 апреля этого года, где было поставлено в первую очередь вот то, что мы видим, как то, что нам необходимо получать от Счетной палаты, это контроль за достаточностью бюджетных средств, предусмотренных на реализацию национальных проектов, и эффективность не только на федеральном, но и на региональном уровне.
И наконец достаточность мониторинга показателей национальных целей в разрезе субъектов. Почему это важно? Да просто потому, что у нас регионы все разные. У нас с вами объем ВРП на душу населения, разрыв между максимальным и минимальным - 55 раз. Объем инвестиций в основной капитал, разрыв между максимальным и минимальным регионом — 122 раза.
Почему я сейчас говорю, чтобы поплакаться? Да нет, конечно. Просто потому что те показатели эффективности, которые "спустили" как оценку результатов губернаторов, а эти показатели эффективности по экономике, они как раз и должны обеспечить экономический прорыв, экономический рост. А они как раз доведены до регионов Министерством экономического развития без учета вот этой специфики. Ощущение такое, что просто перекладывается ответственность за то, что показатели экономического роста не будут достигнуты.
Кстати, о том, что они не будут достигнуты, говорил Алексей Леонидович неоднократно, и я с ним согласен, кстати. Вот, на мой взгляд, он в данном случае абсолютно прав.
Другой вопрос, вот завтра мы будем здесь, в Думе, обсуждать предложения правительства по тому, что необходимо сделать по соглашению с нефтяными компаниями, то есть заменяем на законодательное регулирование для того, чтобы удержать цены на бензин. Вот, что хотелось бы, на самом деле? На самом деле, хотелось бы, может быть, давайте завтра посмотрим и поставим, примем постановление Государственной Думы, в котором поручим Счётной палате осуществлять мониторинг, причём мониторинг как эффективности того механизма, который предложило правительство, так и мониторинг того, как используют это нефтяные компании, ведь нефтяные компании получают в результате бюджетные средства, средства ФНБ, но если это так - это предмет для проверки Счётной палатой.
Да, это, безусловно, может быть более сложно и более трудоёмко, чем анализ, что надо сделать, чтобы развивался малый бизнес. Но, тем не менее, для населения это не менее важно. Я думаю, что мы могли бы вполне поставить такую задачу, и я думаю, что Счётная палата могла бы эту работу, безусловно, выполнить.
Другой вопрос, на котором бы тоже хотелось остановиться, и, мне кажется, это тоже очень важно. Вот очень важно, вот Алексей Леонидович сказал о новой миссии Счётной палаты. Вот я даже слова вот - новая миссия. Новая миссия - это же здорово, на самом деле, новые задачи, новые горизонты, новые проблемы, которые, действительно... и новые вызовы, потому что национальный проект - это новый вызов, вызов для всей страны, естественный для Счётной палаты.
Но очень бы не хотелось, чтобы вот при несении, у нас же миссию обычно несут, вот чтобы при несении этой новой миссии, не утрачивалось то, что было наработано Счётной палатой за все предыдущие годы, когда на отчёте Счётной палаты в зале было яблоку негде упасть, а это объективность, это информативность, это тщательность в анализе, а, главное, отсутствие какой бы то ни было политизированности.
И, наконец, хотел бы обратить внимание, что, на самом деле, для нас очень важны результаты, причем, мне кажется, что Счётная палата должна подключаться к своей работе, к своей работе гораздо раньше, чем оценивать вот то, что уже произошло. Ведь мы дали возможность участвовать и в обсуждении законопроектов, давать свои заключения по тому, что мы предлагаем. Вот этот предварительный анализ, так же как и наш предварительный контроль, они очень важны для принимаемых решений. На самом деле хотелось бы их получать до того, как эти решения принимаются. Может быть, это проблема организационная, но она очень важна.
А главное, что вот этот предварительный, текущий и последующий контроль Счётной палаты, мне кажется, должны существовать в первую очередь для того, чтобы Счётная палата не превращалась в научно-исследовательский институт, причём в научно-исследовательский институт, в котором главная задача — доказать правильность мнения своего руководителя. Кстати, хочу сказать, что я лично гораздо чаще согласен с Алексеем Леонидовичем, чем С Сергеем Юрьевичем Глазьевым. Но это не относится к отчёту Счётной палаты.
Мне кажется, перед Счётной палатой в сфере парламентского контроля стоят гораздо более серьёзные задачи, которые мы как депутаты вправе от Счётной палаты ожидать. Спасибо. (Аплодисменты.) Председательствующий. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, уважаемые коллеги из Счётной палаты!
Ну, я напомню, тут много слов было сказано в статью 2 закона "О Счётной палате": "Счётная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного контроля, подотчётным Федеральному Собранию". Вот точка.
Ну, теперь о том, о теме, что мы сегодня обсуждаем. Мы сегодня обсуждаем отчёт Счётной палаты. Но вот люди, которые смотрят нашу трансляцию, задаются себе вопросом: Государственная Дума вроде принимает правильные законы, правительство у нас хорошо работает, смотрите, профицит бюджета вот уже за два года 5 триллионов рублей. Счётная палата, отчёт которой мы принимаем к сведению, абсолютно справедливо заметила, что цели, поставленные президентом и в Послании Федеральному Собранию, и в своём указе президента, они не будут достигнуты.
Что же дальше-то? Экономика не растёт, доходы граждан падают. В итоге-то что? Что от нас ждут избиратели, что ждут? Избиратели ждут, что экономика будет расти, доходы граждан будут расти, жизнь будет улучшаться.
Происходит это? Нет. В чем тогда проблема? Может быть мы на этот вопрос ответим здесь?
И я как раз, Алексей Леонидович, хотел бы сказать Вам, что выводы, которые Вы делаете, они абсолютно правильные, вы абсолютно точно обозначаете, что цели, поставленные президентом, при тех действиях правительства, которые сегодня оно осуществляет, не будут достигнуты, абсолютно точно, Вы еще привели данные о том, что регионы об этом же говорят, что регионы тоже не видят возможности для выполнения целей, поставленных указами президента, и они не справятся с этой задачей, и они об этом говорят.
Мы с трибуны Государственной Думы практически все фракции, за исключением одной, говорим, что не будут достигнуты цели, что не туда правительство идет, но всё идет, как идет, ничего не меняется.
Может быть, пора уже какие-то другие меры принимать, Алексей Леонидович, может быть Вам дополнительные какие-то полномочия нужно?
Действительно, с этой трибуны уже было сказано, что проверки Счётной палаты, выводы, которые она делает, они должны не просто завершаться принятием к сведению, а они должны завершаться какими-то мероприятиями, которые мы с вами как парламент должны реализовать.
Может быть, для правительства какие-то обязательные к исполнению указания, может быть, нам в нашем постановлении, я уже к комитету по Регламенту обращаюсь, может быть, нам в своем проекте постановления, основываясь на выводах, которые нам предоставила Счётная палата, может какие-то рекомендации правительству выдать?
Но мы же очевидно видим, мы должны что-то сделать, потому что несколько лет подряд доходы граждан падают. Когда не было денег у государства, мы это понимали, можно было как-то объяснить, но сейчас, когда уже второй год с триллионными профицитами мы заканчиваем бюджет, и за два года 5 триллионов, как гражданам объяснить, почему они становятся всё беднее и беднее? Как объяснить гражданам, почему не растет экономика? И я не понимаю, как объяснить президенту, почему не выполняются его указы, хотя деньги есть.
Вроде экономика есть, природные ресурсы у нас есть, всё есть в стране, нет только доходов граждан и нет роста экономики.
Поэтому я сейчас вернусь дальше к закону о Счётной палате.
Алексей Леонидович, у меня теперь будут конкретные предложения.
Первое. Закон "О Счётной палате", статья 13, пункт 13. Это вот как раз ваша тема. Проведение аудита в области госзакупок. Но не только госзакупок, но и всех, скажем так, компаний, которые попадают в сферу деятельности Счётной палаты, и являются, скажем так, предметами для вашей проверки.
Мы, кстати, недавно расширили эту сферу до госкомпаний, их дочерних компаний и всех других компаний, где участвует государство. Пожалуйста, сфера применения очень широкая.
Напоминаю, для этого у нас существует 223-й федеральный закон, по которому закупки осуществляются госкомпаниями, госкорпорациями и естественными монополиями на 30 триллионов рублей в год. (
Недавно по предложению правительства была включена в этот закон лазейка, по которой закупки осуществляются у взаимозависимых лиц, минуя процедуры, установленные этим законом.
Сейчас вам только что и от КПРФ говорили коллеги, и данные Минфина говорят о том, что 97 процентов всех закупок производится неконкурентными способами. Алексей Леонидович, подчёркиваю. Не только закупки у единственного поставщика, но и все остальные закупки неконкурентными способами, то есть они не у единственного поставщика, но всё равно неконкурентными способами.
А ведь мы же прекрасно понимаем, если закупка производится неконкурентным способом, цена вырастает? Вырастает. Вопрос: насколько? Был этот анализ? Не был проведён. Правительству задаём вопрос - не отвечает.
Алексей Леонидович, вам вопрос - проведите, пожалуйста, анализ, как эта поправка, к чему она привела. Ведь это речь идёт о триллионах рублей, которые выкачиваются из карманов граждан и, в том числе, из бюджетов госкомпаний, а в конечном итоге и через налоги опять же из карманов граждан. Это очень важный вопрос.
Следующее. Прошу вас обязательно обратить внимание и что-то предложите. Вы высший орган государственного контроля. Пожалуйста, проведите эту инвентаризацию.
Председателю правительства задавал вопрос, два года подряд отвечает мне: "Мы проведём анализ. Мы проверим". Всё. Точка. Ничего не происходит.
Два года уже из карманов граждан и из бюджета утекают триллионы рублей. Кто-то должен положить этому конец, в конечном итоге поставить точку.
Когда стоял вопрос о вашем назначении я вам этот вопрос обозначил одним из приоритетных.
Дальше. Ещё одно предложение.
Пункт 23 этой же статьи 13 закона "О Счётной палате", он говорит о том, что ваши функции - это внесение предложений о совершенствовании законодательства. Это я в продолжение первой темы.
То есть, если вы проанализируете действующее законодательство в области госзакупок, я сейчас только об этом говорю, потому что это самая большая дыра, через которую утекают деньги из карманов граждан и из государственного кармана. Несмотря на то, что у нас 5 триллионов рублей дополнительных доходов саккумулировано непотраченных, у нас ещё большие суммы утекают просто из карманов граждан. Вот вам ещё одна дыра, которую надо перекрыть.
Поэтому я ожидаю, что по итогам проверки Счётной палаты применения действующего законодательства о госзакупках вы дадите нам законодательные предложения, как у вас в Законе "О Счётной палате" пункт 23 статьи 13. Ждем от вас этих предложений, потому что предложения, которые "СГГРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" дает, другие оппозиционные партии, здесь как бы у нас конкуренция, понимаете, четыре партии, у всех четыре мнения, а вы независимый орган. Ждем от вас объективных предложений, которые бы могли перекрыть эти лазейки, и тогда в карманах граждан будет менее пусто. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Все выступления прозвучали.
Алексей Леонидович, завершающее слово, пожалуйста.
Кудрин А. Л. Уважаемые коллеги, я хочу поблагодарить за обсуждение. Я хочу особенно поблагодарить председателя Комитета по контролю и Регламенту Савастьянову Ольгу Викторовну, потому что большую работу мы провели совместную по анализу ситуации и по подготовке тех предложений, над которыми Счётной палате надо будет работать в будущем.
В её выступлении уже прозвучало пожелание сосредоточиться на системных мерах, которые повторяются из года в год и по которым исполнительная власть не принимает соответствующих исчерпывающих решений, а особенно, может быть, сейчас два-три таких момента обращу внимание.
Постоянная ситуация с незавершенным контролем, здесь правильно депутат Макаров говорил, с незавершенным строительством. Но мы надеемся в этом году ситуацию изменить. Мы впервые применили такой широкий спектр инструментов и мер информационного характера, анализа, взаимодействия с ГРБСами и с субъектами, обратную связь, нам все они сейчас отвечают, они дают нам новые графики, по которым, в общем, они должны были раньше двигаться, безусловно.
Но, надеюсь, изменение произойдёт в конце этого, в начале следующего года в существенном уменьшении незавершённого строительства.
Ну а в конце скажу, что мы, уделяя ключевое внимание анализу целей и выполнению национальных проектов, столкнулись с необходимостью освоения новых подходов и методов анализа. Допустим, в формировании национальных целей: Счётная палата раньше не анализировала достижимость национальных целей. Это требует непрерывного анализа и декомпозиции целей, всех факторов, которые комплексно раньше в таком объёме не анализировались Счётной палатой. Это требует у нас и повышения квалификации, и обучения, стратегических сессий, на которых мы вырабатываем эти решения. Соответствующий отчёт о достижении национальных целей мы представим вам осенью.
И последнее. Я чётко разделяю решение и позицию Счётной палаты со своим собственным, моим экспертным мнением. Я в своих выступлениях и сегодня это говорил. Мы опираться будем и всегда, прежде всего, представляем позицию Счётной палаты, которая выработана коллективно, соответствующим образом рассмотрена на коллеги. Ну а я как эксперт определённый в некоторых отраслях, я буду позволять себе говорить и о своей позиции зачастую, если такие вопросы не рассматривались на заседаниях коллегий или они отличаются. Поэтому в данном случае это мой ответ Андрею Макарову, что Счётная палата — это коллективный орган, который работает на, соответственно, строгих процедурах. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. По проекту постановления "Об отчёте о работе Счётной палаты..." Ольга Викторовна Савастьянова. Пожалуйста.
Савастьянова О. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В проекте постановления мы как раз вот на основании того анализа и материалов, которые были представлены профильными комитетами, предложения, которые сегодня были высказаны, в том числе и представителями фракций, они учтены. Это касается вопросов и законодательного регулирования, и дополнительных системных мер, и анализа причин. И более того, с тем чтобы содержательно... перечень весь этих вопросов ... мы предусмотрели отдельный пункт, совместно со Счётной палатой и с комитетом проработать вопросы в части и практики законодательства по более эффективному расходованию бюджетных средств. Поэтому, я думаю, что тот проект, который есть, он по сути сегодня и замечания высказанные, и предложения учитывает, и предлагаю его поддержать.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2018 году". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 39 мин. 1 1 сек.)
Проголосовало за 396 чел 88,0 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 396 чел.
Не голосовало.
.54 чел 12,0%
Результат: принято Постановление принимается единогласно.
Алексей Леонидович, уважаемые коллеги, аудиторы Счётной палаты, спасибо. Вопрос завершён.
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов в третьем чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments