leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Резолюция заседания круглого стола "О законодательном обеспечении прав граждан ...

Резолюция заседания круглого стола "О законодательном обеспечении прав граждан при утверждении и реализации градостроительной политики в субъектах РФ"
Вопросы сохранения сложившейся инфраструктуры при ведении строительных работ без создания дополнительной чрезмерной нагрузки на имеющиеся и работающие коммуникации являются первостепенными. Любые разрабатываемые строительные проекты должны быть максимально публичными, проходить обсуждение с жителями, объединять весь цикл экспертиз, включая экологические.
Локальность массового строительства в Москве и в субъектах Российской Федерации зашкаливает. Глобальные строительные объекты превращаются в "горячие точки", при этом, как правило, власти дают ход проектам, имеющим инвестиционную привлекательность и приоритетность с позиции прибыли, но не факторов нужности и важности для жителей. Поэтому возникают неминуемые конфликты. Можно предположить, что все якобы публичные обсуждения строительных проектов сводятся к профанации через Интернет проекты типа "Активный гражданин", пропагандируемые властями в Москве.
Публичные слушания по строительным проектам либо проводятся сознательно в маленьких залах, которые не могут вместить всех желающих жителей, или же на практике имеют место фальсификации итогов публичных слушаний. Такой подход не может иметь успеха и однозначно направлен против интересов жителей.
Публичные слушания имеют только рекомендательный характер, что даёт их организаторам возможности для любого рода манипуляций, без учёта мнения граждан. Необходимо изменять законодательство, как федеральное, так и региональное: Решения Публичных Слушаний обязаны иметь правовой статус, и эти решения должны являться основанием для внесения согласно ним изменений в нормативно-правовые акты органов власти. Не всем, например, известно, что обязательным и немаловажным элементом слушаний является заключение/решение местного Совета Депутатов муниципального округа, на подготовку и принятие которого можно и нужно влиять жителям. Прецеденты есть. Например, в Москве. В публичных слушаниях имеют право участвовать депутаты - муниципальные и Московской городской Думы (п.2 ст.68 ГрК Москвы), но их туда даже не зовут.
По всей стране обращают внимание на имеющиеся обстоятельства фальсификаций при проведении ряда публичных слушаний: отсутствие необходимых контактных данных граждан, "участие" в слушаниях ушедших из жизни людей.
Нарушения прав граждан при реализации градостроительной политики массовые, затрагивают наиболее распространённые явления, характерные для всей территории Российской Федерации. Одним из наиболее популярных явлений, при которых имеет место нарушение в сфере имущественных прав, является снос гаражей с конфискацией земельных участков. При этом властями нарушается основной правовой принцип, связанный с владением и пользованием участками, на которых располагаются те же гаражные объекты. Земли изымаются с целью реализации новых инвестиционных проектов, зачастую строительства торгово-развлекательных центров, транспортно-пересадочных узлов (ТГТУ), гаражных коммерческих паркингов.
Систематизируем реальные угрозы для граждан, характерные для большинства субъектов страны, возникающие при изъятии земельных участков:
• точечная застройка (высотным) жильем, торгово-развлекательными и офисными площадями в сложившейся инфраструктуре районов (под предлогом/соусом «ТПУ») -вопреки правам и интересам жителей.
• возможный отъем (с выплатой денежных компенсаций или без) парковочных мест/сооружений без последующего предоставления каких-либо мест парковки, с ухудшением парковочной ситуации для жителей до катастрофической; перевод придомовых территорий в территории общего пользования.
• строительство новых линий метрополитена (для Москвы) в существующей жилой застройке без проведения необходимых экспертиз геоподосновы, "подошвы" зданий.
Особое беспокойство вызывает то, что при изъятии земельных участков с целями дальнейшей застройки, помимо основных функций, связанных с решением социальных или транспортных задач, выявляется строительство апартаментов и коммерческого жилья. При этом новое жильё, главным образом, даже не обеспечивает интересы уже пострадавших граждан - дольщиков и очередников.
Одна из основных и главных концепций при реализации на уровне субъекта РФ градостроительной политики должна иметь, прежде всего, социальную направленность: жилье для очередников, создание социально важной и необходимой для жителей инфраструктуры в кварталах застройки/проживания (бесплатные/государственные общеобразовательные и медицинские учреждения, физкультурно-оздоровительные комплексы, бассейны, доступные парковочные места).
В этом же аспекте важно упомянуть и про бюджет и его особенности в каждом отдельно взятом регионе Российской Федерации, необходимостью проработки генерального плана развития в прямой зависимости от бюджетных составляющих, с учётом основных направлений социального развития.
Второй важнейший аспект, связанный с реализацией градостроительной политики, это защита экологических норм, проработка в полном объёме любых последствий, как положительных, так н негативных.
Эти вопросы являются ключевыми для всей страны. Одна из самых массовых проблем, напрямую бьющих по экологии, связана со строительством мусоросжигательных заводов, вызывая массовые протесты. Тут и несовершенство российских технологий (многие экологические предприятия законсервированы), и реальные опасения жителей про выхлопы диоксинов, представляющих собой группу химически связанных соединений и являющихся устойчивыми загрязнителями окружающей среды. Однако, именно эти технологии инвестиционно привлекательны, более прибыльны, поэтому власти их так настойчиво массово внедряют и лоббируют, Экологически безопасные для здоровья мусороперерабатывающие заводы находят мало популярности у чиновников, и от их строительства власти часто отказываются, проекты игнорируются сознательно. |
Немало опасений вызывают вопросы вывоза строительного мусора при реализации программы реновации в Москве и огромного количества бытовых отходов, которыми город полнится ежедневно. Из сообщений СМИ следует, что столичные власти планируют вывозить мусор в семь регионов России. Больше 6,6 миллиона тонн отходов будут ежегодно отправляться в Архангельскую, Владимирскую, Смоленскую, Калужскую, Костромскую, Тульскую и Ярославскую области.
• С 2013 года в Подмосковье закрыты несколько десятков мусорных полигонов. Часть из них - после уличных протестов. Строительство нового полигона в Новой Москве (присоединенной к городу территории области) заморожено из-за недовольства жителей. Теперь мусор будут вывозить в другие регионы.
• Без учета мусора, оставшегося в пределах Москвы после сортировки, каждый год за МКАД приходится вывозить больше 6,6 миллиона тонн твердых бытовых отходов.
• В Архангельской области мусор повезут в строящийся экотехнопарк "Шиес". Правительство региона планирует сделать объект приоритетным для инвестиций. Еще один полигон собираются строить в поселке Нименга в 10 километрах от берега Белого моря. В Костромской области мусорный полигон может быть построен на месте резервной ставки штаба сухопутных войск.
• Для вывоза мусора из Москвы в городе строятся упаковочные станции в районе Некрасовки, Волгоградского проспекта, Чертанова и Таганки.
На Волгоградском проспекте от станции до жилых домов - меньше 500 метров.
Проблемы экологии обширны и напрямую затрагивают также строительство на территории природоохранных зон, парков. Поэтому сохранение особо охранных природных зон является приоритетным направлением.
Третий важный аспект, определяющий нарушения при реализации градостроительной политики, связан с безответственными, часто имеющими коммерческую заинтересованность проектными предложениями, не основанными на необходимых исследованиях, требуемых для указанной территории в целях возможности и экономической целесообразности многоэтажного жилого строительства или иного коммерческого объекта. Реализация данных строительных планов может представлять потенциальную опасность, в том числе, для здоровья и жизни людей.
Кроме этого, изымаемые территории под планируемое строительство могут иметь законных землепользователей, права которых распространяются не только на построенные на законных основаниях объекты капитального строительства, но и на земельные участки.
Право пользования этими отведенными земельными участками для различных целей, например для хранения личного автотранспорта или под парки или скверы, должно было быть переучтено властями в ходе сплошного переучета (инвентаризации) земельных участков и правообладателей, начиная с 1991 года.
Это является общим для всей страны. Так в Москве, Департамент городского имущества города Москвы является правопреемником Московского земельного комитета (преобразованного сначала в Департамент земельных ресурсов г.Москвы, а затем в ДГИ), который за ежегодно отпускаемые бюджетные средства должен был переучесть имеющихся в Москве землепользователей (правообладателей) и существующие землепользования (земельные участки) и внести сведения о них в кадастр, в том числе о земельных участках из земель общего пользования и земель, занятых гаражами и другими объектами.
То обстоятельство, что ни права лиц, ни сами участки в абсолютном большинстве не были, должным образом, переучтены (как объекты права постоянного бессрочного пользования), вследствие халатности или умысла, не может служить основанием прекращения (умаления) прав граждан, не дает основание представителям городской администрации воспользоваться результатами халатности для освобождения земельных участков под коммерческую застройку с продажей прав на земельный участок на торгах.
Кроме того, земельные участки, отведенные в советское время для различных нужд, являются частями действующих проектов планировки жилых кварталов, расположенных в районах проектов планировки, утвержденных органами государственной власти, согласно действующему в то время законодательству.
Поскольку начавшиеся в советский период правоотношения и землепользование продолжаются, то эти документы (проекты планировок) незаконно пересматривать и, таким образом, прекращать признаваемые действующим законодательством ранее возникшие правоотношения.
Например, нормам градостроительного проектирования, действовавшим в советское время на момент разработки и принятия проекта планировки территории для постройки жилых домов в данных кварталах, на каждую тысячу жителей предусматривалось 150-180 машиномест для постоянного хранения личного автотранспорта вне жилой зоны в специально отведенных местах. Нормами проектирования устанавливались и озелененные земельные участки
Обязанность применения этих норм следовала из получения права на реализацию градостроительного проекта (получение разрешения на строительство) после предоставления органу государственной власти (Исполнительному Комитету Московского Совета депутатов трудящихся) проекта, полностью и целиком выполненного на основании исключительно правил и норм застройки городов.
Созданная в советский период и эксплуатируемая до настоящего дня инфраструктура района, микрорайона, квартала - линейные и другие объекты -обеспечивающие согласно нормативам жилые кварталы водо-, тепло-, энерго- и др. ресурсами, имеет стоимостное выражение, как сумма денежных средств, требуемая на создание этих материальных объектов.
Всё в совокупности с самими жилыми зданиями выражается в сверхвысоких бюджетных вложениях, которые нынешняя администрация региона/города не в состоянии произвести, исходя из финансовых возможностей.
Между тем, не производя никаких расчётов, не приведя никаких обоснований, Проектами планировок зачастую предложено построить отели, апартаменты, коммерческие жилые комплексы и другие коммерческие постройки на территориях, где требуемые для этих объектов коммуникации проведены к другим потребителям от ресурсоподающих предприятий.
Таким образом, планируются действия по перераспределению в прилегающих жилых кварталах технически ограниченных ресурсов ( водо-, тепло-, энерго- и др. ресурсов), а также ресурсов технической инфраструктуры на большее количество потребителей, что означает повсеместное снижение уровня обеспеченности указанными ресурсами, имеющего материальное выражение, как собственников недвижимости, так и других правообладателей и законно проживающих, в жилых кварталах, смежных с местом предполагаемой застройки. Будет значительно увеличено количество потребителей водо-, тепло-, энерго- и др. ресурсов, возможно до критического уровня, после которого станет невозможно безаварийное функционирование городских инженерных систем (снижение ресурса инженерных систем).
В случае снижения необходимых параметров инженерной инфраструктуры, объекты жилой недвижимости теряют признаки, в связи с которыми правообладатели вступили во владение данными объектами.
Всё выше сказанное может привести к негативным социально значимым последствиям: нарушению имущественных и иных прав значительного круга лиц, к ограничению подачи необходимых ресурсов к большому количеству жилых домов в нескольких московских районах, а также к аварийным ситуациям, вызванным сверхнормативной нагрузкой на существующие коммуникации.
Также хотим подчеркнуть, что участники заседания "круглого стола" категорически против любых имитационных действий, которые под видом обоснования строительства или реконструкции, разрушают спланированную градостроительную среду, снижают надежность функционирования систем жизнеобеспечения регионов, не рассчитанных на произвольное подключение любых объемов нового строительства, и направлены на обогащение частных лиц и компаний.
Требования н рекомендации к Мэру Москвы:
1. Немедленно прекратить абсолютно незаконные действия по подготовке к захвату собственности граждан. Прекратить любые посягательства на имущественные и социальные права москвичей.
2. Ввести мораторий на распоряжение землями Москвы, водные объекты, городские леса, земельные участки многоквартирных домов, гаражей, объектов культурного наследия, до завершения процесса полной инвентаризации земельных участков
3. Срочно восстановить работу Межведомственной Комиссии при Правительстве Москвы по выявлению объектов "точечной застройки", по аналогии, с той, которая работала при Мэре Москвы Ю. М. Лужкове. (Постановление Правительства Москвы от 21 августа 2007 г. N 714-ПП "О мерах по упорядочению размещения отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Москве"). В 2007 - 2009 г.г. более 180 объектов были признаны "точечными".
4. Ликвидировать «второе Правительство Москвы» - Градостроительно-Земельную Комиссию, которая присвоила себе все функции по градостроительной политике в Москве, работает в закрытом режиме без учета мнения рядовых жителей.
5. Внести изменения в Градостроительный Кодекс Москвы, в части обязательности результатов публичных слушаний при принятии фадостроительньгх решений. Изменения в Генеральный План развития Москвы вносить только по итогам согласования этих изменений на местном референдуме.
6. Сделать публичным и открытым контроль для всех москвичей за реализацией принятия решений по всем градостроительным проектам во избежание обострения любых социальных конфликтов.
Требования и рекомендации к руководителям регионов РФ:
1. Обеспечить сохранение сложившейся инфраструктуры данного региона с учётом повышенной нагрузки на коммуникации при строительстве новых объектов.
2. Не допускать приоритета в строительстве объектов, имеющих инвестиционную привлекательность в ущерб социальному строительству.
3. Обеспечить доступность публичных слушаний для жителей и не допускать последующей фальсификации их решений, дальнейших манипуляций без учёта мнения граждан.
4. Обеспечить жёсткий контроль за соблюдением норм экологического законодательства с целью предупреждения негативных последствий от градостроительной политики в регионе.
5. Ввести жёсткие ограничения на строительство экологически опасных объектов, в том числе, мусоросжигательных заводов, проработать на уровне регионов технологии мусоропереработки, строительства полигонов. Не допускать застройки особо охраняемых природных территорий.
6. Обеспечить участие общественности в принятии градостроительных решений и сбалансировать влияние различных групп интересов.
7. Размещение объектов регионального значения проводить по установленной законодательством процедуре.
8. Региональным властям выдавать технические задания на разработку документации по планировке территории, а не отдавать всё на откуп застройщикам, которые в данный момент и занимаются градостроительством, а не муниципалитет.
9. Не допускать нарушений принятых и действующих с советского периода времени правоотношений в сфере землепользования. Например, с целью изъятия собственности граждан (со сносом гаражей, и.т.д).
10. Не допускать нарушений норм градостроительной политики региона РФ, связанной с нецелесообразностью коммерческого строительства при нарушении прав граждан не только на владение объектами, но и на земельные участки. Необходимо произвести переучёт/инвентаризацию земельных участков.
11. При планировании строительства новых объектов необходимо просчитывать количество имеющихся в наличии ресурсов: водо-тепло-энерго и других с целью недопущения повсеместного снижения уровня обеспеченностью указанными ресурсами в конкретном районе субъекта РФ, так как выше указанное может привести к негативным последствиям:
1. нарушению имущественных и иных прав значительного круга лиц, к ограничению подачи необходимых ресурсов, к аварийным ситуациям, вызванным сверх нормативной нагрузкой на существующие коммуникации.
Требования и рекомендации к органам Прокуратуры:
1. В целях защиты общественных отношений, связанных с охраной земли, ее использованием и распоряжением при реализации нормативно-правовых актов органов исполнительной власти/администраций субъектов РФ органам прокуратуры в полном объёме обеспечить надзор за соблюдением не только градостроительного законодательства, но и земельного законодательства, начиная с момента выпуска распорядительных документов органов власти и получения документов по итогам Публичных Слушаний. Надзор за исполнением законов в сфере землепользования и градостроительства — одни из наиболее сложных направлений деятельности городских и районных прокуроров. В настоящее время на практике органы прокуратуры часто не принимают меры реагирования и проверки по вопросам градостроительства и перенаправляют обращения в региональные администрации, что является профанацией и создаёт лишние отписки.
2. В своей деятельности прокурор субъекта РФ обязан содействовать исполнению установленной действующим законодательством обязанности прокурорского надзора за исполнением законодательства о градостроительной деятельности по сохранению качества земель, недопущению сокращения площадей сельскохозяйственных угодий, избеганию создания угрозы загрязнения, захламления и деградации земель, последствиями чего является негативное изменение состояния окружающей среды.
3. Неукоснительно принимать меры прокурорского реагирования и не допускать нарушений принятых и действующих с советского периода времени правоотношений в сфере землепользования
4. Сроки рассмотрения конкретного вопроса не должны превышать срок, установленный законодательством.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments