leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят закон об ответственности для муниципальных депутатов за коррупционные правонарушения

Принят закон об ответственности для муниципальных депутатов за коррупционные правонарушения
2. 680572-7 Госдума в итоге выступлений по мотивам голосования приняла закон «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и статью 131 Федерального закона «О противодействии коррупции» (в части установления мер ответственности для депутатов представительных органов муниципальных образований, назначаемых за коррупционные правонарушения)
Документ внесли Члены СФ А.А.Турчак, В.В.Рязанский, О.В.Мельниченко, А.А.Шевченко, В.С.Тимченко, А.А.Клишас; Депутаты ГД Р.В.Кармазина, В.Б.Кидяев, О.Ю.Баталина, В.В.Бахметьев, И.В.Осипов и др. (ЕР), М.В.Емельянов (СР); Н.Д.Ковалев (в период исполнения им полномочий депутата ГД)
Он принят во втором чтении 09.07.19.
Представил председатель Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко.
Законопроектом предусматривается, что в случае предоставления депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, если искажение этих сведений является несущественным, к нему могут быть применены следующие меры ответственности:
- предупреждение;
- освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
- освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
- запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
- запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Порядок принятия решения о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления указанных мер ответственности, определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта РФ.
Третье чтение 409 0 0 12:18

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к обсуждению 2-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13 Федерального закона "О противодействии коррупции" (в части установления мер ответственности для депутатов представительных органов муниципальных образований, назначаемых за коррупционные правонарушения).
Доклад Алексея Николаевича Диденко. Пожалуйста, Алексей Николаевич.
Диденко А. Н., Председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется проект закона к третьему чтению, мы вчера его принимали с вами во втором чтении.
В ходе работы над проектом закона мы выработали очень важный и нужный механизм, наверное, несколько запоздалые меры, которые позволяют в отношении самого массового звена местного самоуправления, депутатов представительных органов сельских поселений, предусмотреть иные, кроме лишения полномочий досрочных, виды юридической ответственности.
До этого по результатам декларационных компаний часто получалось, что депутат, допустивший небольшие ошибки, описки и предоставлял в своей декларации сведения, которые расходились незначительно с реальностью и эти искажения не носили существенного характера, его могли только лишить полномочий, был установлен только один вид ответственности.
И мы нашим законом предлагаем дополнить меры ответственности и за незначительные правонарушения предусматривать предупреждения, возможность снимать депутата с должности в представительном органе, например, заместителя председателя и председателя комитета или временной комиссии, а также устанавливать запрет на занятие депутатом оплачиваемой должности в представительном органе местного самоуправления. На наш взгляд, подобный подход является справедливым и позволяет обеспечить соразмерность общественной опасности деяния и налагаемой за него ответственности.
Считаем, что подобные механизмы будут применены в рамках единой политики по борьбе с коррупцией и в том числе в муниципальных образованиях. Проект закона прошел правовую и лингвистическую экспертизы, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. У нашего Правового управления замечаний не имеется. Комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. Прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие? Есть.
Включите запись, пожалуйста.
Покажите, пожалуйста, список.
Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР. Пожалуйста, Владимир Вольфович. Жириновский В. В., руководитель фракции ЛДПР.
Мы уже поднимали этот вопрос пять раз в Государственной Думе. Первый раз в 1997 году, это уже прошлый век ещё, в 2002-м, в 2007-м, в 2012-м, в 2013-м и сейчас шестой раз.
Я бы предложил всё-таки, мы голосовать будем за, более кардинальное решение: отменить вообще все декларации и восстановить полную неприкосновенность депутата по всем позициям, и также в отношении информации об его имуществе, счетах и так далее, и установить в полном объеме банковскую тайну. Иначе нашими законами мы отпугиваем всех, абсолютно всех граждан, все выводят деньги за рубеж, имущество за рубеж, здесь прячут под чужими именами и так далее.
Мы вводим ссоры в семью, а если муж не хочет, чтобы жена знала, сколько у него имущества? А если он получил или она наследство и тоже не хочет его декларировать на весь мир, где он, что там, новая квартира у него, там, ещё одна машина? То есть мы проблемы создаем.
И этот инструмент, когда можно лишить полномочий, используется в основном в политических целях. Вот у нас в 2017 году 21 депутата лишили полномочий, в 2018-м - 21 депутат, в 2019-м - 12. Но это расправа политическая, что-то человек не так указал.
Я помню, один депутат подарил квартиру двухкомнатную, я её отдал кому-то из активистов. Прошло несколько лет, и я вообще не помню, где эта квартира. Меня чуть не сняли с выборов президента. Да что это такое вообще? Я что, украл что-то? Нам подарил человек, но я её в глаза не видел, я тут же отдал активисту какому-то бесквартирному, бездомному, а нас лишают права участвовать в выборах.
Это недопустимо, участие в выборах или сохранение полномочий — это нам дают граждане Российской Федерации. Они нам дают полномочия, ни один чиновник не вправе сокращать полномочия, досрочно. Что это, досрочное прекращение полномочий? С какой стати? Это мы должны убрать из законов всё подобное. Выбрали депутата на пять лет, на весь срок он неприкосновенен.
Должна быть полная, это русское слово, неприкосновенность. Не должны касаться ничего: ни кровати, на которой он спит, ни кошелёк его и так далее.
У нас сколько преступников сажают постоянно и хорошо за коррупцию? Вот введение декларации уменьшило количество подозреваемых и задержанных? Нет, только увеличивается, никакие декларации не помогают, но мы мешаем нормальным гражданам, нормальному процессу депутатской деятельности. Мы используем это как пугало. Поэтому я предлагаю, чтобы комитет, и мы сами внесём поправку, восстановить в полном объёме неприкосновенность, убрать все декларации, они ни к чему не приводят. Мы даём адреса квартир, имущества, дач, даём банки, счета, мы криминал наводим на то, чтобы кто-то занимался вымогательством, рэкетом и так далее. Поэтому не надо идти по пути там, где в западных странах что-то такое делают, мы сохраним больше денег в нашей стране... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция КПРФ, Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, принятие сегодняшнего законопроекта - шаг, безусловно, правильный, и фракция поддержит его, но крайне недостаточный.
Если ранее, я напомню, любого депутата муниципального можно было лишить полномочий за абсолютно там минимальные нарушения - неправильно он указал свои доходы, ошибся на тысячу рублей, забыл там о каком-то своём имуществе незначительном, то сегодня вроде как мы предполагаем, что если искажение является несущественным (я прошу обратить вас особое внимание на формулировку), тогда могут применяться другие меры, кроме, скажем так, лишения полномочий. Это там предупреждение, лишение права занимать должность соответствующую, лишение права работать на постоянной основе.
Но я еще раз обращаю ваше внимание на формулировку - искажение является несущественным. Кто будет определять несущественное или существенное искажение? В соответствии с законопроектом это будет делать областной закон и муниципальный правовой акт. Соответственно, мы получаем сегодня совершенно разных депутатов.
Первое. Областные законы будут по-разному трактовать, я так понимаю, 85 субъектов, 85 законов, 85 разных подходов к тому, когда лишать, а когда выносить предупреждение. И депутаты у нас в разных субъектах, одни и те же депутаты, окажутся в разных условиях.
Второй момент. Для депутатов Законодательного Собрания, например, или для депутатов Государственной Думы нет такой меры ответственности, как лишение полномочий. А если у нас депутаты все одинаковые, если депутатская вертикаль выстраивается сверху донизу, если представительство это единый такой социальный институт, то, соответственно, и полномочия, и права, и обязанности, и санкции должны быть для всех депутатов одинаковые. Мы об этом говорили. А сегодня депутата муниципального можно лишить, потому что кто будет выступать, вот этим... кто наделён тем правом, чтобы инициировать проверку и в последующем лишения полномочий? Губернатор. Соответственно, губернатор будет определять, кто будет лишён полномочий, а кто, в соответствии с законом, кому будет объявлено предупреждение.
Естественно, возможны варианты политической расправы. Классическая ситуация, город Димитровград Ульяновской области, где "ЕДИНАЯ РОССИЯ" с треском проиграла выборы. Из 30 депутатов 26 представляют КПРФ. Как вы думаете, кого в первую очередь стал проверять губернатор особо чётко? Естественно, представителей городской Думы города Димитровграда. Из шести выставленных сегодня предупреждений пять - это депутаты от КПРФ с абсолютно незначительными нарушениями (кто-то забыл компенсацию указать, кто-то ещё что-то). И я абсолютно убеждён, что если бы этого закона не было, да даже если он и есть, но губернатор выберет меру ответственности в виде лишения полномочий и выйдет в суд с этим требованием, то будет применяться исключительно избирательно данная мера.
Я уже не говорю про то, что, благодаря этой позиции, сегодня в городе Дими гровграде девять месяцев депутаты городской Думы не могут избрать главу и 129-тысячный город с атомными реакторами, с семью атомными реакторами, развитой промышленностью находится в таком полуразрушенном состоянии. Потому что представители губернатора просто не являются на конкурс, бойкотируют его, пользуясь, кстати, прорехами в нашем 131-м законе.
Мы поддержим этот законопроект, но рассчитываем на то, что он будет откорректирован и права всех депутатов единой депутатской вертикали будут одинаковы, так же, как и меры ответственности и подход к ним. Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сухарев Игорь Николаевич.
Сухарев И. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает данный проект федерального закона, так как он разработан с целью содействия развитию местного самоуправления путём введения альтернативных мер ответственности муниципальных депутатов за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и несовершеннолетних детей.
Правоприменительная практика действующего закона показала, что большинство депутатов сталкивается с серьёзными затруднениями при подаче декларационных документов и нередко допускают ошибки и неточности. Подтверждение тому большое количество примеров, когда по итоговой проверке деклараций органы прокуратуры инициируют массовые сложения полномочий муниципальных депутатов, по сути, парализуя работу органов местного самоуправления. С этой проблемой сталкиваются все регионы Российской Федерации.
В рассматриваемый в третьем чтении законопроект вводятся альтернативные меры ответственности — это предупреждение и освобождение от должности в представительном органе муниципального образования, прекращение осуществления полномочий на постоянной основе без прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования.
Предлагаемые альтернативные меры позволяют применять к нарушителям дифференцированный подход, а при отсутствии умысла позволит гражданам, имеющим значительный опыт, высокую квалификацию продолжить осуществлять депутатские полномочия в муниципальном образовании.
Прописанная в законе необходимость обнародования информации о лицах, допустивших нарушения и о принятых к таким лицам мерам, позволит избежать злоупотреблений при применении альтернативных мер ответственности.
Принятие законопроекта позволит не применять к муниципальным депутатам чрезмерных санкций и сохранить в составе депутатского корпуса опытные и квалифицированные кадры, что в свою очередь, будет содействовать развитию местного самоуправления, позитивно отразится на качестве муниципальной власти, а, значит, и на качестве жизни граждан.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает проголосовать за принятие законопроекта в третьем чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование номер 2 нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции".
Третье чтение.
Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 18 мин. 56 сек.)
Проголосовало за 409 чел 90,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 409 чел.
Не голосовало 41 чел.
.9,1 %
Результат: принято
Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments