leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Минфин добился сокращения срока внесения бюджетообразующих законов

Минфин добился сокращения срока внесения бюджетообразующих законов – Валентин Шурчанов Даем правительству индульгенцию не успевать – Александр Ремезков Провести налоговые новации которые не учтены бюджетом Отрицательно сказывается на прогнозах Если налоговая поправка ухудшает должна вступать в силу через год Закон должен работать и не надо искать причины для приостановления – Андрей Макаров С приостановлением нормы Бюджетного кодекса после принятия этого закона в Думу приходить не следует – первое чтение
9. 733124-7 Госдума в итоге мучительного обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 53 Бюджетного кодекса РФ» (в части сроков принятия федеральных законов о внесении изменений в законодательство РФ о налогах и сборах)
Документ внесен правительством 26.06.19.
Представил замминистра финансов Илья Трунин.
Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
Законопроектом предусматривается, что федеральные законы о внесении изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, федеральные законы, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы РФ и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (в настоящее время – не позднее одного месяца до дня внесения в ГД указанного законопроекта).
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Счетная палата РФ замечаний и предложений по законопроекту не имеет.
Первое чтение 366 0 1 14:39

Стенограмма обсуждения
Пункт 9. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Российской Федерации Трунина Ильи Вячеславовича.
Трунин И. В. Спасибо большое.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Вашему вниманию предлагается изменение в Бюджетный кодекс, которое сейчас устанавливает в статье 53, что законы, которые приводят к изменению доходов бюджетов в очередном году в части федерального бюджета, должны быть приняты не позднее, чем за месяц до внесения закона о федеральном бюджете. Напомню, что если у нас срок внесения закона - это 1 октября, то, соответственно, все законы должны быть приняты до 1 сентября.
Вместе с тем, с одной стороны, соответствующая норма для бюджетов субъектов и муниципальных бюджетов такой месяц не предусматривает, то есть законы, приводящие к изменению доходов, должны быть приняты непосредственно до внесения соответствующих проектов бюджетов. А с другой стороны, вот эта норма про то, что за месяц необходимо вносить, принимать соответствующие законы, она на протяжении ряда лет, начиная с 2010 года, ежегодно приостанавливалась.
Учитывая такие обстоятельства, в целях унификации всех норм Бюджетного кодекса о порядке принятия законов, приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы правительство предлагает установить, что подобные законы, которые приводят к изменению доходов, должны быть приняты не позднее даты внесения проекта федерального бюджета в Государственную Думу в части федеральных доходов, таким образом, сохранив ту цель, которую преследовал законодатель, устанавливая эту норму, то есть принятие и рассмотрение проекта закона о бюджете в условиях действующего налогового в том числе законодательства, законодательства о налогах и сборах, и с другой стороны, дав возможность в период последнего месяца работы над бюджетом в том числе и вносить последние изменения в те законы, которые принимаются в части налоговой системы. Просьба поддержать. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Андрея Михайловича Макарова. Андрей Михайлович, ваш содоклад, да.
Ничего, мы потерпим. 9-й.
Макаров А. М. Спасибо.
Уважаемые коллеги, я надеюсь, что я последний раз на трибуне сегодня, поэтому потерпите ещё чуть-чуть. Из зала. (Не слышно.) Макаров А. М. Хорошо.
Коллеги, на самом деле по этому закону вот все мы хорошо с вами помним, ну, ведь у нас менялись там сроки внесения бюджета, был когда-то там до 26 августа, потом появился срок до 1 октября, а налоги, соответственно, сроки принятия налоговых законов, они колебались. И поскольку правительство, как всегда, не успевало перед бюджетом принять законы, что мы делали? Перед каждым бюджетом, если посмотрите, каждый год мы приостанавливаем норму о том, что законы должны быть приняты, как сегодня регулируется, не позднее, чем за месяц до внесения бюджета, то есть до 1 сентября. На самом деле до 1 сентября, можно точно так же сказать до 1 августа, мы в августе с вами не работаем. Вот в данном случае это предложение связано с тем, что у нас 1 октября это дата внесения бюджета. Правительство говорит: все налоговые законы должны быть приняты. Сразу хочу сказать, обратить внимание - здесь очень тонкое пересечение, когда должны быть приняты законы и когда они вступают в действие, потому что налоговые законы вступают в действие не в соответствии с Бюджетным кодексом, в который мы сегодня вносим поправки, они вступают в действие в соответствии со статьёй 5 Налогового кодекса. И вот мы с вами заинтересованы, и бизнес говорит о том, что ему нужна предсказуемость. То есть наша задача, и мы обозначали это в Основных направлениях, мы считаем, что когда мы принимаем, неважно в какие сроки налоговые законы, если они приняты не в весеннюю сессию, мы должны стремиться к тому, чтобы со следующего года они уже не вступали в действие. Но это, я повторяю, предмет не этого закона.
В данном же случае речь идёт об устранении вот этой вот технической проблемы, она реально существует с тем, чтобы налоги могли приниматься до внесения бюджета. И эту идею следует поддержать. Кстати, это и Счётная палата неоднократно озвучивала, чтобы не выглядеть вот так вот, что мы просто постоянно приостанавливаем. А вот при принятии этих законов уже нам придётся с вами очень внимательно смотреть, с какого срока они вступают в действие. Почему тогда вот нужно а если они не вступят с 1 января?
Но не забывайте, что бюджет мы принимаем с вами на три года, и поэтому налоговую политику мы тоже с вами должны планировать на три года.
В этой связи комитет поддерживает данное предложение, потому что оно вот устраняет вот эту диспропорцию, в общем, никому не нужную, и позволяет как бы уже все вопросы, связанные с расчётом к бюджету, погрузить в налоговое законодательство. Но, безусловно, мы по-прежнему настаиваем на позиции, что если закон не принят в весеннюю сессию, то сроком вступления 1 января следующего года он быть не может. Это наша позиция и мы будем продолжать её отстаивать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список. Осадчий Николай Иванович. Пожалуйста. Осадчий Н. И., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемый Илья Вячеславович, поясните, пожалуйста, окажут ли предлагаемые изменения, в случае принятия законопроекта, какое-то влияние на сроки рассмотрения бюджетов в субъектах Федерации и на сроки рассмотрения бюджетов муниципальных образований? Спасибо.
Трунин И. В. Уважаемый Николай Иванович, сроки рассмотрения и порядок бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы урегулированы Бюджетным кодексом. В эти статьи никаких изменений правительство внести не предлагает, соответственно, ничего не поменяется. Спасибо.
Председательствующий. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.
Катасонов С. М. Илья Вячеславович, ну понятно, что у нас специалист Алексей Михайлович, хотелось бы его мнение услышать, но тем не менее вот такой вопрос в отношении бюджетного регулирования.
У нас достаточно большие цифры сегодня нацпроектом выделяются на дорожное строительство и готовность регионов очень разная. Скажите, какое ваше отношение к тому, чтобы рассмотреть возможность вывести из бюджетной системы субъектов дорожные фонды, сделать их внебюджетными для того, чтобы правительство могло эффективнее регулировать вот эти финансовые потоки и нивелировать те замечания, которые мы слышим и от президента, и от председателя правительства? Мнение Алексея Михайловича, может, правительства.
Трунин И. В. Спасибо большое.
Но если позволите, я отвечу всё-таки, несмотря на то, что вы адресуете вопрос Алексею Михайловичу. Я, честно говоря, не очень понял связь, как превращение бюджетных средств во внебюджетные повысит эффективность их расходования. Я не говорю, что это однозначно понизит эффективность, но прямой связи между этими двумя процессами я не усматриваю, поэтому...
ну и кроме того, это не имеет отношения к рассматриваемому законопроекту, поэтому он нуждается в дополнительном обсуждении. Спасибо.
Председательствующий. Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Илья Вячеславович!
Вот перенастройка налоговой системы, потом нацпроекты требуют корректировки нормативной базы, а бюджеты регионов, как и наш бюджет федеральный принимается на 3 года. Вот как вы считаете, какие риски в связи со всеми вот этими изменениями могут появиться для доходной части бюджетов регионов? И ведь вот эти изменения сроков, то есть тот законопроект, который мы сейчас принимаем, они вряд ли минимизируют эти риски.
Спасибо.
Трунин И. В. Вера Анатольевна, это по отношению к бюджету регионов те изменения, которые рассматривают риски, конечно же, не минимизируют, но не потому, что они плохие эти изменения, а потому что эта норма, о которой мы сейчас говорим и которую предлагаем зафиксировать на месяц вперед, перенести предельный срок, она, начиная с 2010 приостанавливалась. Соответственно законы, которые принимались Государственной Думой, потом одобрялись Советом Федерации, вступали в силу, они принимались после 1 октября. Были такие случаи, когда законы, которые оказывают непосредственное влияние на бюджет, на доходы бюджетов субъектов, там в 2014 году, я помню, был ряд таких законов, в 2015 году мы принимали и по консолидированным группам, и по даже целым новым сборам они принимались вообще в ноябре. Поэтому с этой точки зрения установление даты 1 октября и соблюдение этой даты, конечно же, приведет к снижению рисков для бюджетов субъектов, если этот срок будет соблюдаться. Спасибо.
Председательствующий. Центральную трибуну включите.
Макаров А. М. Вот Вера Анатольевна и коллеги, я бы хотел обратить внимание на одну очень важную вещь. Вот с точки зрения предсказуемости, а это очень важно для бюджетов, как для федерального, так и для региональных, и местных этот налог принесет безусловную пользу по одной простой причине. Ограничение 1 октября оно позволяет вместить все расчеты дохода бюджета в бюджетную часть и соответственно понижает необходимость рисков изменений в дальнейшем федерального бюджета, в первую очередь, а федеральный бюджет.., а регионы зависят от трансфертов из федерального бюджета, то, что мы делаем сегодня практически мы правим в любом случае там осенью и правим весной.
Почему? Потому что на самом деле изменяется очень часто доходная база.
Вот в данном случае принятие данного закона повышает бюджетную предсказуемость, и в этом плане это, безусловно, польза. Повторяю, с точки зрения налогов, когда он будет вводиться, здесь не меняется ничего, оно определяется в налоговом законодательстве, а вот с точки зрения бюджетного процесса, я думаю, что это неплохое изменение. Спасибо.
Председательствующий. Есть ли желающие выступить?
Включите запись.
Покажите список. Список покажите. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. Шурчанов В. С. С места. Спасибо.
Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Вот у фракции такое отношение двоякое. С одной стороны, мы, безусловно, понимаем, что этот закон существенно не меняет механику и сам процесс принятия бюджета. С другой стороны, никак фракция не может согласиться с тем, что мы тем самым, вот принимая сейчас этот закон, правительству даём, по сути дела, индульгенцию, что оно должно не успевать к началу бюджетного процесса.
И притом это очень важно и имеет принципиальное значение, потому что только что мы сегодня рассматривали проект закона, который о драгоценных металлах, начали и заканчиваем, по сути дела, ценой и регулированием, в общем-то, цены на нефть и нефтепродукты.
Ведь, смотрите, я вернусь вот к этому положению, наша фракция КПРФ ещё в ноябре, когда мы акцизы меняли, вынуждены были на второе полугодие прошлого года менять, говорили о том, что акцизы почти в 4 раза увеличиваются и, в конечном итоге, процесс, он усложнится во многом уже с началом 2019 года.
Правительство слушало и никаких мер не приняло. Приняли решение, что будут ручным управлением руководить во главе с вице-премьером и доруководились, в конечном итоге, пришли к такому моменту, когда уже дальше просто по соглашению невозможно было убедить и держать в рамках ручного управления сами нефтяные компании, нужно было закрепить это законодательным положением. Но ведь правительство действительно это могло сделать уже в январе месяце.
И, соответственно, вот сейчас, принимая все эти возможности, мы тем самым правительству опять даем возможность не успевать, не успевать, не успевать, а Государственная Дума, представитель народа, всегда понимает, что народ нужно поддерживать, в том числе и в доходах, расходах. И мы всегда, в общем-то, найдем встречный шаг к правительству, чтобы народу было или стране было хорошо.
Поэтому в первом чтении с учетом всего этого фракция КПРФ за данный законопроект голосовать не будет. Ну а дальше будем обсуждать, посмотрим, какие, собственно, вещи здесь возможны. И как правительство отнесется к тем самым критическим замечаниям, которые сегодня действительно здесь на палате правильно говорили по отношению к нефти, нефтепродуктам и ценам на них.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Ремезков Александр Александрович.
Ремезков А. А. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемый Илья Вячеславович! Коллеги!
Я согласен с высказыванием Андрея Михайловича Макарова о том, что это действительно технический закон. Всего лишь вроде как бы на месяц переставляются даты. Но на самом деле здесь очень глубокий смысл и вот почему.
Напомню, что он был принят в 2007 году. К сожалению, продействовал в этой норме и редакции до 2010 года, а с 2010 года по сей день. Были системные переносы сроков его действия. Как бы действие этой нормы приостанавливалось до 1 января. Что это значит? А это значит, что она по сути и не действовала. Это фактически, что правительство могло до 1 января, несмотря на сроки по бюджетному процессу, внести и провести любые налоговые новации, которые не были учтены в рассматриваемом или даже принятом федеральном законе о бюджете очередного года.
Цель-то этого закона была установить четкие правила, дать всем участникам бюджета понимание их, особенно в части налогового законодательства, по которым им предстояло работать. В результате того, что такие происходили так называемые переносы, приостановки, создавались определенные трудности для регионов. Они могли своевременно и качественно формировать свои бюджеты, и вынуждены были их периодически корректировать. Создавалась неопределенность для налогоплательщиков и для бизнеса.
И наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" ежегодно выступала за четкие и открытые правила для всех участников бюджетного процесса. Ну, и, конечно, мы всегда выступали против таких приостановлений.
И что мы видим в итоге? Все это ежегодно отрицательно сказывалось на прогнозах, не создавало условий для нормального инвестиционного климата, выстраивания четких планов на перспективу. Такое приостановление вошло, к сожалению, в постоянную практику работы правительства. Несмотря на то, что ежегодно всеми нами оно критиковалось, но по тем или иным причинам все равно принималось. И наша фракция ежегодно критиковала такую практику. Мы многократно призывали правительство повысить качество бюджетного, налогового планирования и исполнительской дисциплины.
Хочу напомнить, что ровно год назад в этом зале на парламентских слушаниях "Об основных направлениях налоговой, бюджетной и таможенной политики" активно обсуждался этот вопрос...
Председательствующий. Добавьте время.
Ремезков А. А. ...и было высказано хорошее предложение Андреем Михайловичем Макаровым о кардинальном изменении этой ситуации. То есть внести изменение в статью 5 Налогового кодекса, что, если поправка ухудшает положение, увеличивает налоговую нагрузку, изменяет существенно налоговые условия, она должна быть принята в весеннюю сессию. Если ее не приняли, она должна вступить в силу только через год. Эта норма могла бы работать на инвестиционный климат, убедить бизнес, что условия устойчивые. И у нашей фракции возникает вопрос: почему за целый год эта норма так и не нашла своего отражения в налоговом законодательстве, и даже не сделано никакой попытки внесения ее и рассмотрения? Хотя, насколько мне известно, это обсуждалось в правительстве. Нам же сейчас взамен предлагают условия приостановления ее не до 1 января следующего года, а до 1 октября текущего.
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" готова поддержать этот законопроект, хотя правительство не меняет подхода, опять переносы, но, по крайней мере, наметился некий позитив, который создаст определенность для всех участников бюджетного процесса и всех налогоплательщиков.
При этом необходимо все-таки обратить серьезное внимание правительства на предложения и замечания, которые высказывались депутатами в ходе парламентских слушаний. Закон должен работать и не надо искать причины приостановления отдельных норм законов, которые правительство порой само и вносит.
Ещё раз хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" обращает внимание, что правительство должно больше уделять внимание качеству, бюджетному и налоговому планированию, исполнительской дисциплине и работе в целом соответствующих ведомств, а не искать различные лазейки и обоснования для внесения аналогичных законопроектов.
Наша фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, но надеемся, что новых причин для таких приостановлений не будет. Спасибо.
Председательствующий. Катасонов Сергей Михайлович. Катасонов С. М. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Мы считаем и говорили на протяжении последних пяти лет о том, что реалии, к сожалению, таковы, что мы не успеваем и каждый год, каждый год мы вносили и рассматривали закон о переносе этого срока с 1 сентября на 1 октября.
Я вот застал последние пять лет, а как докладчик сказал, что это 10 лет это продолжается. Ну надо быть реалистами, то есть тот процесс согласования, который мы видим как идут наши законопроекты по правительству и даже как правительственные законы двигаются внутри, к сожалению, они занимают даже не один месяц. Иногда мы вынуждены вносить какие-то концепции, которые правительство, скажем так, концептуально поддерживает, но, чтобы ... запустить этот круг внутри правительства, депутатов просят представители министерств запустить, чтобы ускорить этот процесс.
Поэтому давайте мы уж так будем. Мы находимся в тех реалиях, которые сегодня есть. Поэтому пытаться поставить заслон, там, на 1 сентября, там, или на весну ну да, это правильно, но это идеальная ситуация. Но если мы в ней не находимся, если мы находимся в реалии в ручном управлении и нам каждый раз приходится пересматривать параметры, какое может быть... о каком можно говорить, скажем так, не увеличении налоговой нагрузки. Практически всё, что мы пытаемся до 1 октября добить, это, конечно, всё связано с увеличением нагрузки и с пополнением бюджета. Поэтому надо ставить реальные цели.
Поэтому здесь мы поддержим. Давайте будем понимать, изменится ситуация, изменится ритм работы правительства, поменяется регламент, мы вернёмся к этой теме, а каждый год рассматривать нет смысла.
Ну и в отношении бюджета, то, что мы говорили, я хочу поделиться с правительством и с Ильёй Вячеславовичем, что у нас практически 40 процентов всех средств, которые выделяются на национальные проекты, это дорожное хозяйство, 40 процентов, то эта цифра там 5 триллионов.
Конечно, не все субъекты сегодня готовы. У нас есть программы субъектов, где есть нормативное состояние дорог. Есть позиция президента, что довести до 50 процентов дорог в нормативное состояние. Но вы посмотрите наши программы наших субъектов. У некоторых в планах на этот период стоит довести до 37 процентов, я уж не буду территории, области называть. Это говорит о том, что все мы разные, в разном состоянии, в разном состоянии команды, выбора и так далее.
Поэтому для того чтобы освоить, а дороги нужны, мы подойдём через пять лет к этой ситуации, к нормативу, но подойдём, наверное, по-разному, кого-то будем подталкивать, а кто-то сегодня, есть лидеры, которые сегодня готовы взять на первом этапе эти ресурсы.
Поэтому я и говорю, что дорожный фонд надо рассмотреть, и забрать их из бюджетов субъектов, чтобы мы не рассматривали поправками к бюджетам субъектов перераспределение средств внутри России.
Председательствующий. Максимова Надежда Сергеевна.
Максимова Н. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Ну вот реально давайте посмотрим.
Мы ежегодно, с 2010 года начиная, приостанавливали действие 53-й статье. Что это означало? Что практически вот эти сроки, которые были установлены за месяц до внесения закона о бюджете в Государственную Думу, сроки вообще переставали существовать. То есть, когда хотят, правительство, тогда и вносят эти поправки и изменения в налоговое законодательство. А сейчас вот эта норма, она точно...
Я от фракции. А то мне в прошлый раз не дали времени.
Сейчас эта норма, она определённая и срок устанавливает - до 1 октября все эти изменения должны быть рассмотрены и приняты.
И, действительно, помимо того, что это даёт бюджетную предсказуемость для региональных и муниципальных бюджетов, потому что понятно, какие доходы от налоговых и неналоговых поступлений они будут получать, но, кроме того, это и дисциплинирует нашу работу и дает возможность более четко, более углубленно рассмотреть проблемы, которые перед нами ставятся с поправками в налоговое законодательство.
Вот мы-то с вами только что за 8-й пункт проголосовали, внесение изменений в налоговое законодательство, большой закон по многим направлениям по всем главам Налогового кодекса. Вот если бы вот эта действующая сегодня норма продолжала действовать, оставили мы ее, мы что должны были бы сделать с этим законом?
Значит, закон совместного ведения. Мы должны были его послать, 30-дневная рассылка до первого рассылка, 30-дневная рассылка до второго чтения. У нас времени бы с вами не оставалось, мы в весеннюю сессию обязаны были бы его принять, то есть максимум, на что мы могли рассчитывать это 10 дней на поправки и уже в конце июля принять этот законопроект, но это полное нарушение наших регламентных норм.
Вот та поправка, которую мы сегодня принимаем, а я надеюсь, что ее мы примем обязательно, она дает возможность дать 30-дневный срок в рассылку этого закона совместного действия, получить поправки соответствующие, рассмотреть их уже в сентябре в спокойном режиме и принять закон, соответственно, до 1 октября, не нарушая законодательство.
Поэтому этот законопроект, который мы сегодня рассматриваем, он еще и дает возможность не нарушать закон, поскольку мы с вами законодатели и должны к этому стремиться.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", конечно, его поддерживает. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Докладчик? Содокладчик? Пожалуйста.
Макаров А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги. Я обещал не выходить, поэтому буду кратким.
Спасибо за работу. На самом деле сегодня правительству во время рассмотрения этого закона не был задан всего один вопрос. Вот то, что этот закон надо принимать, он хороший, всем понятно. А что будет, когда после принятия этого закона уже до 1 октября правительство не успеет внести, а мы, соответственно, принять все эти законы?
Вот мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшнее рассмотрение и сегодняшняя позиция всех фракций в Государственной Думе по существу было заявлением о том, что с предложением о приостановлении соответствующей нормы Бюджетного кодекса после принятия этого закона в Думу приходить не следует. Именно поэтому я очень благодарен всем фракциям за работу, и я надеюсь, что на этом мы сможем настоять. Спасибо. Комитет поддерживает. Председательствующий. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации", пункт 9. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 39 мин. 56 сек.)
Проголосовало за 366 чел 81,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 367 чел.
Не голосовало.
.83 чел 18,4%
Результат: принято Принят в первом чтении.
По ведению Иванов Николай Николаевич. Ошибка.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments