leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законодатель решил навести порядок с практикой студентов – первое чтение

Законодатель решил навести порядок с практикой студентов – первое чтение – Олег Смолин Закон имеет отсылочные нормы, как и все, результат бюрократизации образования
16. 607448-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части совершенствования практической подготовки обучающихся»
Документ внесли 13.12.18 Депутаты ГД В.А.Никонов, Г.Г.Онищенко, Г.К.Сафаралиев, Л.Н.Духанина, Г.А.Балыхин, Е.А.Митина, Л.Н.Тутова, Т.В.Касаева, В.В.Суббот, З.Я.Рахматуллина, В.Н.Плотников, В.М.Кононов, С.В.Чижов и др. (ЕР).
Представила депутат Любовь Духанина.
Председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Законопроектом предусматривается следующее:
- вводится понятие «практическая подготовка», под которой понимается форма организации учебной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы;
- в целях обеспечения правового регулирования учета результатов освоения образовательной программы, реализуемой посредством сетевой формы, закрепляется возможность зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, предусмотренных образовательными программами, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- основные профессиональные образовательные программы должны обеспечивать проведение практической подготовки обучающихся при реализации отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных соответствующими образовательными программами; иные образовательные программы могут обеспечивать проведение практической подготовки обучающихся при реализации образовательной программы или отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов;
- реализация образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами, при применении практической подготовки может быть организована посредством использования сетевой формы реализации образовательной программы;
- порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ различных уровня или направленности либо по соответствующему виду образования, а также примерные формы договоров о сетевой форме реализации образовательных программ устанавливаются Министерством науки и высшего образования РФ по согласованию с Министерством просвещения РФ;
- возможность организации практической подготовки:
непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в т.ч. в ее структурном подразделении, предназначенном для обеспечения практической подготовки;
в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в т.ч. в ее структурном подразделении, предназначенном для обеспечения практической подготовки;
- наделение:
Министерства просвещения РФ – полномочием по утверждению Положения о практической подготовке обучающихся, осваивающих основные и дополнительные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения;
Министерства науки и высшего образования РФ – полномочием по утверждению положения о практической подготовке обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования;
- лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым при осуществлении практической подготовки обучающихся.
ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2019 г.
Первое чтение 405 0 0 16:03

Стенограмма обсуждения
15- й вопрос... 16-й, извините, оговорился, коллеги.
16- й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования практической подготовки обучающихся".
Доклад — Любовь Николаевна Духанина, пожалуйста. Духанина Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представлен проект федерального закона в части внесения изменений в Закон "Об образовании" в части совершенствования практической подготовки обучающихся.
Современные требования рынка труда демонстрируют нам с вами необходимость совершенствования практической подготовки обучающихся. Рассматриваемый законопроект направлен на расширение возможностей практической подготовки обучающихся при освоении ими образовательных профессиональных программ.
Основные концептуальные позиции законопроекта следующие. Во-первых, законодательно закрепляется понятие "практическая подготовка", оно в обиходе системы образования используется, но законодательно не было уточнено, используется в области подготовки специалистов медицинской и фармацевтической отрасли, транспортной и гражданской авиации.
В законопроекте практическая подготовка определяется как часть образовательной программы. Законопроект также предусматривает возможность реализации практической подготовки как в образовательных организациях, так и в организациях, на базе которых они могут проходить... части образовательных программ на базе организаций, которые осуществляют профессиональную деятельность по профилю реализуемых образовательных программ.
Фактически две части новелл в данном законопроекте. Первая - это новеллы общего характера. Вводится норма об утверждении положения о проведении практической подготовки, определяются министерства, которые должны издавать такие положения, - это Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования в зависимости от реализуемых программ.
Предлагается в положении о лицензировании учесть особенности реализации практической подготовки, особенности программ, помещений, в которых подготовка осуществляется. Предлагается пересмотреть норму, касающуюся исполнения должностных обязанностей по совместительству руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций. Мы, таким образом, открываем возможность для руководителей предприятий быть руководителями практической подготовки студентов.
Второй блок касается организации сетевой формы обучения. Законопроект предусматривает возможность реализации образовательных программ в сетевой форме. Законопроект определяет то, что федеральный орган определяет положение, по которому организуются сетевые формы, сетевые программы, это Министерство науки и высшего образования совместно с Министерством просвещения.
Вводится норма об использовании имущества государственными, муниципальными организациями площадей предприятий, организаций. Это очень важный пункт. Для образовательных организаций государственных, муниципальных закрепляется норма о бесплатном использовании.
Вводится норма о необходимости и указании мест осуществления практик в системе "Интернет" и определяется возможность учёта модуля практической подготовки в общем объёме реализуемой программы.
Уважаемые коллеги, данный законопроект готовился вместе с работодателем. Уже в рамках подготовки к первому чтению прошло большое количество дискуссий. Есть ряд замечаний и предложений. Мы на осень спланировали большое тематическое мероприятие по этому поводу и планируем учесть поступившие предложения. А в настоящий момент предлагаю поддержать принятие законопроекта в первом чтении.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Любовь Николаевна.
С содокладом выступает Вячеслав Алексеевич Никонов председатель Комитета по образованию и науке.
Никонов В. А., председатель Комитета ГД по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! Один из главных принципов, которому я неукоснительно следую в своей жизни, заключается в том, чтобы никогда не выступать после завершения времени мероприятия, поэтому доклад мой будет очень коротким.
Комитет по образованию и науке поддерживает принятие законопроекта о практическом обучении. Прошу поддержать. Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Спасибо.
Коллеги, будут ли вопросы? Нет. Желающие выступить? Олег Николаевич Смолин. Я вижу, я вижу. Ещё есть, да, желающие? Тогда запись проведём.
Включите запись на выступление.
Покажите список.
Панина Елена Владимировна. Пожалуйста, от фракции.
Панина Е. В. Уважаемые коллеги, законопроект, который мы сейчас рассматриваем, многострадальный. Мы много лет говорили о необходимости дуальной системы образования, когда учебный процесс мог бы проводиться не только в аудиториях, но и на рабочих, будущих рабочих местах.
Мы сегодня имеем большой процент незанятости среди молодёжи, потому что, в том числе, они не имеют практического опыта, практического навыка. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, призывает всех проголосовать за него. Конечно, там нужно дорабатывать ко второму чтению целый ряд моментов и, я думаю, делать это надо с крупнейшими нашими работодателями и с объединениями работодателей.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" за и призывает всех поддержать данный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Елена Владимировна.
Смолин Олег Николаевич с места.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, я тоже постараюсь быть кратким и тем не менее я вижу две причины, почему необходимо этот законопроект принимать. Одна отмечена в пояснительной записке — это снижение уровня практической подготовки.
Уважаемые коллеги, вы, наверное, помните, что недавно в качестве одной из причин крушения SuperJet называлась, видимо, не без некоторых оснований назывался тот факт, что пилотов готовили преимущественно на тренажёрах, а не в практическом смысле. Я знаю, что похожая ситуация в специальных училищах, где готовят вертолётчиков.
Вторая причина - это бюрократические препоны, которые мешают практической подготовке. Коллеги, вы будете смеяться или удивляться, но перед прохождением аккредитации сплошь и рядом закрывают базовые кафедры, потому что доказать, что они точно соответствуют документам, которые предъявляют надзоры, достаточно сложно.
Поэтому законопроект нужно поддерживать. Что касается замечаний, то, к сожалению, должен сказать одно, как минимум, законопроект имеет рамочно-отсылочный характер, как и большинство наших законопроектов последнего времени и это прямо связано с бюрократизацией образования. Под каждую отсылочную норму принимаются подзаконные акты, на подзаконные акты подзаконные акты следующего уровня и, таким образом, потом нам председатель правительства говорит о необходимости той самой "регуляторной гильотины".
Хотелось бы, чтобы ко второму чтению в законопроекте появилось больше конкретных норм и меньше норм отсылочных.
Прошу поддержать. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич.
Полномочный представитель президента? Правительства? Докладчик, Любовь Николаевна будете выступать еще? Депутату Духаниной включите микрофон.
Пожалуйста.
Духанина Л. Н. Всем спасибо большое за лаконичное, но очень профессиональное обсуждение. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Вячеслав Алексеевич? Нет. Спасибо.
Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 03 мин. 24 сек.)
Проголосовало за 405 чел 90,0 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 405 чел.
Не голосовало.
.45 чел 10,0%
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments