leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Возможность расчетов в рублях для нерезидентов и отмена отчета в налоговую о движении средств

Возможность расчетов в рублях для нерезидентов и отмена отчета в налоговую о движении средств по вкладу в банках за пределами РФ в ОЭСР или ФАТФ – изменения валютного регулирования в первом чтении – Коломейцев Тенденция оттока капитала в этом году уже 50 млрд А мы бесконечное множество непонятных законов и поправок принимаем Даже с Китаем расчеты в национальных валютах уменьшились на 30% Где обещанный финансовый центр? – Дивинский В США валютное регулирование доведено до предела
24. 733447-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств»
Документ внесен правительством 18.06.19.
Представил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Зампред комитета по финансовому рынку Игорь Дивинский.
Законопроектом предусматривается:
- снятие ограничений по зачислению на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, денежных средств, выплачиваемых в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ;
- возможность зачисления на счета физических лиц-резидентов, открытых в банках, расположенных на территории стран ОЭСР или ФАТФ, денежных средств в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом в доверительное управление доверительному управляющему-нерезиденту;
- расширение перечня разрешенных валютных операций между резидентами случаями перевода физическими лицами-резидентами иностранной валюты со своих счетов (вкладов), открытых в уполномоченных банках, в оплату за переданные им товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, физическими лицами-резидентами, срок пребывания которых за пределами территории РФ в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юр. лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на их счета (во вклады), открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ;
- возможность зачисления без ограничений денежных средств, получаемых от нерезидентов, на счета физических лиц-резидентов, открытые в банках, расположенных на территории иностранного государства – члена ОЭСР или ФАТФ, если такое иностранное государство осуществляет обмен информацией в соответствии с многосторонним Соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным заключенным с РФ международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией;
- распространение требования об уведомлении резидентами налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) на все счета (вклады) резидентов, открытые в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ. При этом предусматривается, что на счета (во вклады) резидентов, открытые в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, могут быть зачислены (списаны) денежные средства в случаях, установленных ЦБ РФ;
- отмена требования о представлении физическими лицами-резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету (вкладу), открытому в банках за пределами территории РФ, в государствах – членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией, при условии, что общая сумма зачисленных (списанных) денежных средств на такой счет (вклад) за отчетный год (или остаток средств на конец отчетного года) не превышает 600 тыс. руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте;
- перечень государств членов ОЭСР или ФАТФ, осуществляющих обмен информацией, а также изменения к указанному перечню размещаются ФНС России на ее официальном сайте в сети «Интернет»;
- установление требования о репатриации валютной выручки для резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, лицевые счета которым открыты в Федеральном казначействе и контроль за операциями которых осуществляется Федеральным казначейством;
- отмена с 1 января 2020 г. требования о репатриации резидентами валюты РФ в отношении несырьевого экспорта, а также поэтапная отмена требования о репатриации резидентами валюты РФ в отношении экспорта сырьевых товаров. При этом в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в валюте РФ и условиями которых предусмотрена оплата в валюте РФ, предусматривающих передачу резидентом нерезиденту товаров, относящихся к лесу и лесоматериалам, требование о репатриации резидентами валюты РФ не отменяется.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 года.
Первое чтение 310 0 0 14:43

Стенограмма обсуждения
24-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств". Докладывает официальный представитель правительства заместитель Министра финансов Российской Федерации Алексей Владимирович Моисеев. Пожалуйста, Алексей Владимирович.
Моисеев А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации. Да, уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, разработанный в рамках реализации национального проекта международной корпорации "Экспорт", который направлен на снижение избыточной административной нагрузки на российских экспортёров. В частности, законопроектом предполагается отмена с 1 января 2020 года требований о репатриации экспортной выручки в отношении всего несырьевого экспорта, в отношении сырья, если расчёт происходит в российских рублях.
В случае, если производится сырьевой экспорт, то законопроектом устанавливается график, согласно которому с 1 января 2020 года - не более 10 процентов выручки может быть не репатриировано. Дальше есть шкала по годам, каждый год эта сумма увеличивается, и к 1 января 2024 года доходит до 100 процентов.
При этом делается исключение в отношении лиц, в связи с соответствующей обстановкой с экспортом леса, о чем вы, я уверен, прекрасно знаете.
Одновременно законопроект предусматривает снятие ограничений по зачислению на зарубежные счета граждан, доходов от реализации драгоценных металлов, возврат средств на зарубежные счета граждан, которые ранее были переданы в доверительное управление доверительным управляющим нерезидентом. В случае, конечно, если такие счета открыты в странах ОЭСР или ФАТФ, а также перечислялись средства на зарубежные счета граждан, если такие счета открыты в ОЭСР и ФАТФ или иностранные государства осуществляют обмен информацией с ФНС России в рамках соглашения об обмене финансовой информацией.
Данное соглашение действует уже второй год, показало свою эффективность, и информацию, которую необходимо получить ФНС России, как органу валютного контроля, получает, поэтому дополнительные ограничения не требуются, так как вся информация у ФНС есть, в случае необходимости, к нарушителям применяется мера административного взыскания.
Таким образом, законопроект направлен на дальнейшую либерализацию данного регулирования.
Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Владимирович.
С содокладом выступает Игорь Борисович Дивинский, первый заместитель председателя Комитета по финансовому рынку.
Дивинский И. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, как вы уже слышали, законопроект разработан Правительством Российской Федерации в целях либерализации режима счетов и вкладов резидентов, открытых в банках, за пределами территории Российской Федерации, а также поэтапной отмены обязательности репатриации экспортной выручки в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами в отношении несырьевого экспорта и экспорта отдельных товаров сырьевого сектора.
В частности законопроектом предлагается дополнить статью 12 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" новой частью, закрепляющей возможность зачисления без ограничений денежных средств, получаемых от нерезидентов на счета физических лиц резидентов, открытые в банках, расположенных на территории иностранного государства, как уже сказал Алексей Владимирович, членов ОЭСР или ФАТФ, если такое иностранное государство осуществляет обмен информацией в автоматическом режиме, я это подчёркиваю.
Правительство Российской Федерации изучило практику открытия резидентами счетов не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и результатом стало предложение: распространить требования об уведомлении налоговых органов по месту своего учёта об открытии (закрытии) счетов или вкладов в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
По мнению Минфина России в настоящее время обязательность репатриации денежных средств в валюте Российской Федерации является одной из причин, препятствующих увеличению доли использования российского рубля в международных расчётах.
В перспективе предлагается расширение использования российского рубля нерезидентами не только в расчётах с резидентами Российской Федерации, но и между собой, что обеспечит возрастание роли валюты Российской Федерации в мире, развитие таких ее функций как средство международных расчётов, а также средство накопления и в дальнейшем, возможно, выполнение функций резервной валюты.
Таким образом, принятие законопроекта послужит основанием создания правовой базы для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчётах, возможность завоевания российским рублём статуса региональной валюты и средства международных расчётов.
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в целом поддерживает концепцию проекта федерального закона и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович.
Алексей Владимирович, у меня такой к вам вопрос. Вот на счетах предприятия лежит экспортная выручка. Почему с разницы, когда идёт плюсовая разница, изымаются налоги с предприятия, хотя оно не воспользовалось этой выручкой? Спасибо.
Моисеев А. В. Уважаемая Наталья Дмитриевна, не имеет отношения данный вопрос, вы уж извините, пожалуйста, к нашему законопроекту и вообще к регулированию валютной сферы, а имеет отношение к налоговой, но, конечно, я тем не менее ответ дам.
Дело в том, что когда предприятие получило валютную выручку, то зачем её" хранить в иностранной валюте, переводите в рубли, тогда проблемы такой не будет. Понимаете, предприятие зачем-то оставило в иностранной валюте. А зачем? Вот вопрос в этом, собственно говоря.
Поэтому, собственно, даже в этом законопроекте мы либерализуем, в первую очередь, расчёты в рублях. То есть мы... ответственная позиция правительства, что необходимо, в первую очередь, стимулировать экспорт ... Российской Федерации. Это наша позиция и мы последовательно будем стимулировать именно ... .
Председательствующий. Спасибо.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Алексей Владимирович и Игорь Борисович!
Скажите, пожалуйста, вот у нас тенденция оттока капитала пошла в гору. Вы знаете, что в прошлом году в шесть раз больше утекло, чем в 2017 году. В этом году за первый квартал уже 50 миллиардов долларов. А вы всё время о либерализации.
Скажите, пожалуйста, чей алгоритм и опыт вы используете? Потому что мы... Международный финансовый центр по поручению президента, насколько я помню, в Санкт-Петербурге должны были сделать в 2007 году. Но уже 2019 год, а деньги как утекали, так и утекают, а мы бесконечное множество непонятных поправок и законов принимаем.
Моисеев А. В. Я начну, если не возражаете.
Председательствующий. Да, пожалуйста.
Моисеев А. В. Уважаемый Николай Васильевич, деньги, как вы правильно сказали, как утекали, так и утекают. То, что мы делаем для добросовестного экспорта более лёгкую жизнь. У нас колоссальное количество обращений от небольших экспортёров, которые говоря: ваше валютное регулирование нас замучило, и нам очень тяжело жить. Вот это идёт именно в этом направлении.
Значит, единственное, что поможет, чтобы деньги не утекали, вот если человек, есть деньги, он хочет их вывести за границу, такое решение, с чем это связано решение, с инвестиционным климатом, с другими вещами, но это отдельный разговор, но если у него такое желание есть, он найдёт способ.
Единственное, что может его остановить - это возврат к 1991 году, а именно к монополии государства на расчёт валюты и 88-я статья, в которой, как вы помните, до расстрела там санкции доходили. Вот тогда, наверное, люди, конечно, побоятся. Иначе всё равно это бесполезно.
Вот моё первое место работы - Главное управление валютного контроля Центрального банка в 1995 году. И тогда было очень много: у нас лицензирование было, и все там эти запреты, и вообще нельзя было ничего делать. Но вы помните, что в 1995 году творилось. Не помогало ничего. Это вопрос... Вот я уверен, что работает только два варианта:
либо мы просто следим, чтобы не было никакого мошенничества, а тогда им не нужен валютный контроль, либо мы просто полностью запрещаем все валютные операции, в том числе и вклады граждан, но мы такого предлагать никогда не будем.
Председательствующий. Игорь Борисович, будете что-то добавлять?
Дивинский И. Б. Уважаемый Николай Васильевич, я что хотел бы добавить, что в законопроекте говорится о территории иностранных государств — членов ОЭСР или ФАТФ. Почему? Потому что с этими государствами у Российской Федерации есть соглашение о многостороннем... компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией.
Если мы говорим о международном опыте, то в Соединённых Штатах Америки либерализация валютного контроля доведена до предела: заплатил налоги с полученной выручки и делай с этой валютой что хочешь, то есть на территории другого государства. Поэтому те шаги, которые мы сейчас делаем, они только приводят к улучшению ситуации с валютой.
Председательствующий. Спасибо.
Желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Игорь Борисович, спасибо.
Покажите список.
Олейников Юрий Павлович.
Олейников Ю. фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Для тех, кто внимательно следит за изменением законодательства о вопросах валютного оборота, совершенно понятно, что сегодня предлагаемый закон весьма полезен, и он необходим для того, чтобы сегодня мы в концептуальном виде его приняли в первом чтении.
Безусловно, главное, хотя это слово у некоторых моих коллег вызывает легкую оторопь, но либерализация валютного законодательства очевидна предложениями, которые содержатся в сегодняшнем законопроекте правительства. И, безусловно, это связано, прежде всего, не только с предприятиями-экспортерами, но и с физическими лицами, которые... уже сотни тысяч наших граждан сегодня связаны разными узами, учебой, работой, какими-то научными исследованиями и так далее, с зарубежными странами. И у нас появляется возможность хранить свои средства и пользоваться ими за рубежом для того, чтобы помогать своим детям, членам семьи и так далее, и так далее.
Поэтому этот законопроект, он легализует возможность, правда, ограничивает суммы — свыше 600 тысяч рублей нужно обязательно уведомить наши налоговые органы в перемещении таких средств в иностранных банках или в других финансовых и кредитных организациях.
И крайне важно следующее обстоятельство, которое не могу не отметить, это ещё одна попытка создать для оборота, зарубежного оборота нашей валюты, нашего рубля с помощью экспортёров и наших резидентов, которые могут на своих счетах за рубежом оставлять энное количество, регулируемое количество, о котором сказал господин Моисеев, средств за рубежом. И нерезиденты, то есть партнёры деловые, могут использовать во взаимных расчётах, взаимных оборотах рублёвые средства, рублёвые счета.
И это сегодня соответствует определённым потребностям. Вы знаете, что деловая активность, несмотря на целый ряд препятствий сегодня активизируется, развивается. И наши партнёры готовы использовать рублёвые средства для того, чтобы вести взаиморасчёты.
Поэтому считаю, что наша фракция сегодня проголосует за. И прошу поддержать наше мнение. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Павлович. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Ну, наверняка и предыдущий оратор, и Моисеев знают, что даже с Китаем за этот год расчёты в национальных валютах уменьшились на 30 процентов.
Но меня настораживает другое. Евсей Гурвич никогда не был нашим сторонником. Сегодня является руководителем экспертного совета при Минфине, да? И вероятно как раз при господине Моисееве, может быть, а может, при самом Силуанове.
Но он в "Российской газете" рекомендует (подшивку можно в библиотеке посмотреть), на первой странице в главном столбце написал целую статью вместе с французским экспертом о том, что из Российской Федерации за последние 20 лет утекло 2 триллиона долларов, понимаете. Вы представляете суммища, да? Но по данным Центробанка написано, что 798, по-моему.
Но проблема-то в чём? Проблема опять для... Вопрос же решается не для страны. Наверняка и товарищ, господин Олейник, а я уверен, что он это знает, раньше ведь была система зарубежных банков, которая как раз и позволяла не клянчить у иностранцев в случае необходимости повышения ликвидности и валюты, а взять свои, перебросить туда, но они были под контролем.
Сегодня вы помните, что одной из первых мер, которую делал Гайдар и его команда, как раз были похороны и приватизация жёстко за три копейки, как и многого другого, как раз системой зарубежных банков. И сегодня решать частные вопросы под рассказы о том, что это как-то помогает экспортёрам, это, ну, мягко говоря, неправда, потому что экспортёрам помогают не так.
Если вы посмотрите сегодня, а я общаюсь с шестью ассоциациями производителей, то у них проблема совершенно в другом. У них проблема в том, что немцы, американцы, они жёстко лоббируют свой экспорт. Вы посмотрите, вот Ивана Ивановича спросите, он знает, что куда едет госсекретарь или Президент США? Как только к какой-то транснациональной корпорации. Местное правительство начинает чинить препятствия и чего-то там повышать, туда едет государственный секретарь и говорит: ребятки, вы давайте или приведите в порядок...
Председательствующий. Добавьте.
Коломейцев Н. В. ...или седьмой флот, или пятый тут недалеко прогуливается по морским волнам, понимаете. А у нас что происходит?
Более того, они же дают, я бы сказал, бюджетные субсидии для продвижения экспорта. Китайцы, это наиболее наглядно, они фактически захватывают через государственное вливание в собственные корпорации рынки все, понимаете.
А у нас опять валютная либерализация, вот она чему-то поможет. Да не поможет она, если мы не изменим кредитно-денежную систему и не сделаем кредитную ставку не выше половины рентабельности, как рекомендуют нобелевские лауреаты. Не поможет она нам, если мы не сделаем вообще-то ориентир на производство, понимаете?
У нас разговоров много, а самые тяжёлые условия, 30 лет строим инвестиционный климат, но любому, чем сложнее производство, тем сложнее ему работать. Почему? Потому что желающих проверить того, у кого есть что проверять, несметное количество. Понимаете?
И в данной ситуации, я, конечно, понимаю, что я шире рассматриваю вопрос, но, мне кажется, что ваша мера, она кроме узкой группы ограниченных людей, лоббирующих этот закон, никакой пользы для страны не принесёт. А не принесёт опять же по той же причине, почему не выполняется поручение и Послание президента, понимаете?
Где финансовый центр международный? Нет его. Где валюта наша? Нам же обещали, что мы сейчас сделаем конвертацию валюты. В любой занюханной стране никогда в жизни рубля не найдёте, понимаете?
Поэтому вот эти все вопросы, мне кажется, из-за того, что у нас отсутствует стратегия развития и, естественно, множество других стратегий, они в комплексе не рассматриваются. Поэтому каждый придумывает для себя за государственные деньги стратегию, потом с успехом о ней забывает и начинает придумывать новую, потому что никто не контролирует итог и промежуточный финиш. Поэтому мы не можем поддерживать законы, которые в принципе не решают проблем страны по колоссальному оттоку и вывозу капитала.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Николай Васильевич.
Николай Васильевич, для стенограммы: вы Ивана Ивановича Демченко имели в виду или какого? Демченко. Ясно. А то не все поняли. Спасибо.
Алексей Владимирович, есть возможность с заключительным словом выступить? Нет. Игорь Борисович? Тоже нет.
Коллеги обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 43 мин. 13 сек.)
Проголосовало за 310 чел 68,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 310 чел.
Не голосовало 140 чел 31,1 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:07: Ольга Любимова обиделась на Владимира Бекетова за упрек в поддержке Минкультом антироссийских фильмо https://t.co/jTnIVMNihq…

  • Мои твиты

    Пн, 14:16: ОНФ предлагает сделать техосмотр добровольным и добавить к тарифным факторам ОСАГО https://t.co/OeGGnsbymA Пн, 14:34: Сергей…

  • Мои твиты

    Вс, 17:15: Андрей Исаев: Избиратели ждут, что депутаты зафиксируют обязательства, взятые перед выборами https://t.co/OKzdR9rqhL Пн,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments