leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Ответственность за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита и иных полудрагоценных

Ответственность за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита и иных полудрагоценных камней – первое чтение – Юрий Синельщиков Мы всегда против административной преюдиции в уголовном процессе 2,5 млн человек не будут привлекаться за повторные нарушения – Евгений Киселёв Вас не пустят вежливые люди с автоматами в руках
60. 657608-7 Госдума в итоге короткого обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней»
Документ внесен правительством 02.03.19.
Представил замминистра природных ресурсов и экологии РФ – руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Киселев.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Николай Брыкин.
Законопроектом предлагается:
- установить уголовную ответственность за совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытым янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозку или пересылку в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию по статье 7.5 КоАП РФ «Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней»;
- установить уголовную ответственность за совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытым янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозку или пересылку в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере (т.е. более 2 млн. 250 тыс. руб.). При этом лицо, впервые совершившее данное преступление, подлежит освобождению от уголовной ответственности, если оно возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы этого ущерба. Указанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, будут наказываться строже;
- установить уголовную ответственность за самовольную добычу янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней лицом, подвергнутым административному наказанию по статье 7.5 КоАП РФ «Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней», а также ответственность за самовольную добычу указанных полудрагоценных камней, совершенную в крупном размере (т.е. более 1 млн. руб.)
- наделить следователей органов внутренних дел полномочиями по расследованию вышеуказанных преступлений.
Первое чтение 390 0 0 15:50

Стенограмма обсуждения
60-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за самовольную добычу и незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней".
Докладывает официальный представитель Правительства заместитель Министра природных ресурсов и экологии - руководитель Федерального агентства по недропользованию Евгений Аркадьевич Киселев.
Киселев Е. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по недропользованию.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты!
Законопроект направлен на декриминализацию в сфере добычи янтаря и нефрита или других полудрагоценных камней, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации.
Я напомню, мы с вами принимали 2 года назад почти что закон, вносящий изменения в Кодекс об административных правонарушениях, он имел положительную динамику. И та цифра, которую вам назову - 16 миллиардов нелегального оборота в ходе добычи янтаря, нефрита, она сейчас значительно демпфирована.
Вместе с тем, имеют факты рецессии по данным правоохранительных органов, КоАП не в полной мере регулирует названную сферу, поэтому мы посчитали необходимым реализовать в полном объеме поручение президента и разработать поправки в Уголовный кодекс и Уголовно-процессуальный кодекс и конкретно статьи 191, 255 с тем, чтобы ввести уголовную ответственность за самовольную добычу и оборот незаконно добытых янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, но касается только лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за такую деятельность, то есть соблюдена преюдициальная часть законопроекта.
Законопроектом предусматривается уголовное наказание, если лицо ранее совершало административное правонарушение.
Отягчающими обстоятельствами является извлечение дохода в крупном, особо крупном размере или совершение такого преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Перечень полудрагоценных камней для целей настоящего законопроекта планируется за счет расширения действия постановления Правительства Российской Федерации от августа 2018 года. Прошу поддержать законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Евгений Аркадьевич. С содокладом выступает Николай Гаврилович Брыкин от Комитета по государственному строительству и законодательству.
Брыкин Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, рассматриваемый проект федерального закона направлен на повышение ответственности за незаконную добычу, оборот янтаря, нефрита и иных полудрагоценных камней путем криминализации данных деяний.
В указанных целях предлагается в части 1 191-й статьи установить ответственность за совершение сделки с самовольно добытыми полудрагоценными камнями и их оборот. А в части 225-й статьи ответственность за самовольную добычу камней.
Я хотел бы обратить ваше внимание, что проектируемые составы относятся к составам преступления с административной преюдицией - это часть 1 статьи 191, часть 2 статьи 255 Уголовного кодекса, и рассмотрение дел будет отнесено к подсудности мирового судьи.
С учетом данного обстоятельства ко второму чтению комитет отмечает, что необходимо будет внести соответствующее изменение в статью 31 Уголовно-процессуального кодекса по вопросу отнесения подсудности уголовных дел данной категории к компетенции районного суда для исключения возможности рассмотрения дел и привлечения лица к административной ответственности и к уголовной ответственности одним и тем же судьей в случае совершения лицом, допустим, деяния на территории, отнесенной к подсудности одного судьи. Ну, это как бы для информации.
В основном Евгений Аркадьевич достаточно подробно изложил концепцию и суть предлагаемых изменений, поэтому я повторяться не буду. Комитет по государственному строительству и законодательству отмечает, что представленные в пояснительной записке данные свидетельствуют о необходимости криминализации рассматриваемых деяний.
Поэтому предлагаю поддержать данный законопроект с учетом вот тех предложений, замечаний от Комитета по государственному строительству и законодательству ко второму чтению. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов. Желающие... Есть вопрос, да? Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. Включите микрофон Синельщиков Ю. П. Спасибо.
У меня вопрос к Евгению Аркадьевичу. Скажите, пожалуйста, Евгений Аркадьевич, по статье 191, части первой, где предусмотрена повторность, не будут привлекаться к уголовной ответственности в соответствии с законом военнослужащие, сотрудники Следственного комитета, сотрудники органов внутренних дел, национальной гвардии, и так далее. Всего, получается, 2,5 миллиона человек не будут привлекаться к уголовной ответственности за повторные правонарушения. И это является грубым, я считаю, попранием Конституции, которая говорит о том, что все равны. Что вы можете на этот счёт сказать?
Киселев Е. А. Спасибо.
Ну, что я могу сказать? Во-первых, замечание, наверное, следует принять и при разработке, доработке законопроекта во втором чтении, его обсудить, учесть, но вместе с тем хотел бы сказать, что мы имеем статистику, насчитывающую сотни случаев задержания. Ни разу никто, кроме работников МВД, которые участвовали в схемах, из названных вами категорий не был замечен в нарушении законодательства. Это специально организованные группы людей, которые добывают нефрит в Кяхтинском районе, в Республике Бурятия, и на берегах Витима или рядом с городом Ленинградом, город Зеленогорск.
Вы можете приехать и туда, и туда, и посмотреть, скорее всего, вас туда не пустят, потому что будут встречать очень вежливые люди с автоматами в руках, как встречают мои геологические партии. Я считаю, что совершенно необходимо здесь наводить порядок. Ничем вот для меня криминализация в этой сфере и сфере добычи золота не отличается. Малый вес добываемого полезного ископаемого, большая цена и соответственно огромные желания воспользоваться этой возможностью. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступление. Спасибо, Николай Гаврилович.
Покажите список.
Синельщиков Юрий Петрович.
Поставьте от фракции, а там, сколько понадобится. Синельщиков Ю. П. Да, от фракции.
Уважаемые коллеги, я вынужден уже третий раз выступать с этой трибуны по проблемам преюдиции, административной преюдиции в уголовном процессе. И мы всегда были против се существования, потому что это просто ненормальное явление в цивилизованном судопроизводстве. Принято уже 13 законов, которые предусматривают уголовную ответственность за совершение правонарушения после того, как лицо было привлечено к административной ответственности. Более года было затишье, я думал, что мы были услышаны, что теперь этого уже нет в наших законах, но оказывается, все это продолжается.
Ну, почему неприемлем этот законопроект? Прежде всего, он направлен не на гуманизацию уголовного законодательств, о которой в последнее время много говорят наши руководители государства, а на усиление его репрессивности. Самовольная добыча янтаря, других металлов, камней в незначительных размерах сейчас это административная ответственность по статье 77.5 Кодекса об административных правонарушениях, сколько бы раз это ни случалось. А как только второй раз случится после привлечения к ответственности административной, то наступит ответственность уголовная.
Во-вторых, лицо будет привлекаться к уголовной ответственности за первое деяние по правилам не Уголовно-процессуального кодекса, а по правилам Кодекса об административных правонарушениях. То есть первое деяние в упрощенном порядке будет расследоваться, даже не расследоваться, а проверяться. И в ходе предварительного следствия оно расследоваться не может, не расследуется на практике и расследоваться не может по теории, по закону, так как существует положение о преюдиции.
Да, Верховный Суд и Конституционный Суд вслед за ним объявили, что, якобы, это нужно расследовать, проверять в суде.
Но эти заявления, эти постулаты Конституционного Суда и Верховного Суда, они совершенно противоречат позиции 90-й статьи Уголовно-процессуального кодекса и они совершенно здесь несостоятельны. Ничего не может ни следователь, ни суд сделать, проверяя, сколько бы он раз не установил, что это не так, он сделать ничего не можем, потому что уже установлен состав правонарушения, и иного установлено быть не может.
В-третьих, нарушение принципа равенства всех граждан перед законом и судом, который предусмотрен статьёй 19 Конституции, мы видим здесь, что называется, налицо, на сто процентов.
Статья 2.5 Кодекса об административных правонарушениях говорит, что за совершение административного правонарушения несут дисциплинарную ответственность военнослужащие, сотрудники Следственного комитета, органов внутренних дел, нацгвардия, ФСИН, пожарники, таможня, прокуратура даже. Всего 2,5 миллиона взрослых людей по стране. Люди, которые в погонах, они не несут административную ответственность за административные проступки, они несут дисциплинарную ответственность, и их невозможно привлечь за повторное правонарушение. И что это вообще за вещь, на что это похоже? Да это похоже просто на беспринципность нашего законодателя.
Ну и четвёртое - это коррупционная составляющая.
Наличие у лица состояния административной наказанности, как признака состава преступления, правоохранитель легко может не заметить.
И я не очень представляю, вот прокуроры надзирают, проверяют законность принятия решений правоохранительных органов по сообщению о преступлении, законность решения об отказе в возбуждении уголовных дел, вот как он, прокурор, в данном случае будет выявлять все эти безобразия, все эти нарушения. Правоохранитель, полицейский и ещё кто-то запросто может спрятать эту повторность, не говорить о ней, и всё останется укрытым, и за это можно будет получать мзду, на этом деле можно будет зарабатывать.
Надо ли усиливать ответственность за повторные правонарушения? Конечно, надо. И есть для этого способы. Пожалуйста. И мы очень часто пользуемся этими способами. Пожалуйста, в части 1 этой статьи можно предусмотреть просто повторный административный проступок, и расследовать первый проступок. Вот тогда это будет ещё на что-то похоже.
Ну и уж если и вводить, да, и правильнее всего было бы, конечно, вводить, повторяю, в Административный кодекс такую повторность, но можно вводить и в Уголовный кодекс и тогда этот проступок расследовать, но ни в коем случае не прибегать к институту административной преюдиции. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Петрович.
Марданшин Рафаэль Мирхатимович, тоже от фракции выступление.
Марданшин Р. М., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект, который направлен на установление уголовной ответственности за совершение, за добычу, а также за совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытым янтарем, нефритом и иными полудрагоценными камнями.
Дело в том, что действующая редакция КоАП у нас позволяет многократно совершать противозаконные действия без надлежащего наказания, и мы считаем, что принятие данного законопроекта позволит более эффективно осуществлять противодействие самовольной добычи, незаконному обороту янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней.
И фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович.
Евгений Аркадьевич, заключительное слово? Не будете. Николай Гаврилович? Тоже нет.
Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 49 мин. 50 сек.)
Проголосовало за 390 чел 86,7 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 390 чел.
Не голосовало 60 чел 13,3 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.
Коллеги, давайте поступим таким образом, еще рассмотрим 61-й вопрос и потом перейдем к законопроектам по сокращенной процедуре и проектам постановлений. Нет возражений? Нет. Договорились.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments