leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Культура в законе, а закон без культуры

Культура в законе, а закон без культуры
Вернуть книгу читателю – Елена Ямпольская отчиталась по работе культурного комитета
До конца напряженной весенней сессии осталось пять заседаний Госдумы и чтобы не задерживаться в этой Москве, Елена Ямпольская первой стартовала в череде сессионных комитетских отчетов пресс-конференцией в МИА «Россия сегодня». Вместе с ней на отчет пришли зампреды комитета Александр Шолохов и Ольга Казакова, члены комитета Ольга Германова и Наталия Пилюс.
Отчет по работе культурного комитета Думы второй под руководством Елены Ямпольской. Она сменила на посту главы комитета легендарного Станислава Говорухина. По словам Владимира Жириновского, Говорухин ушел в мир иной, как и Геннадий Селезнев, от рака легкого.
Формат работы комитета по культуре опять круто изменился. Говорухин особого пиетета перед деятелями культуры не испытывал, сам того же высокого разлива. Да и депутатов комитета не особо жаловал, порицая за отсутствие интереса к культуре и в частности к кино. Он не замахивался на невозможное, зато имел прямой выход на президента Путина. Благодаря этому ему при поддержке Владимира Бортко удалось сорвать планы Михаила Федотова по созданию общественного телевидения в формате «Эхо Вашингтона».
Наверное, это наиболее существенное, чего удалось реально добиться думскому комитету по культуре.
Предшественник Говорухина Григорий Ивлиев возглавлял комитет с высокой миссией провести закон о культуре. Перед самым окончанием каденции принятие закона сорвали простым приемом из администрации президента, представив альтернативный вариант. Ивлиев был настолько раздосадован, что не смог скрыть от журналистов, кто это сделал. Ведь как говорят в Думе, у каждой проблемы есть ФИО.
При Говорухине закон о культуре прочно завяз в проволочках, а Ямпольская старается его и вовсе не вспоминать. Первый год ее председательства ушел на выстраивание отношений с капризным театральным сообществом и агрессивной киноиндустрией.
От неопытности первые законодательные блины вышли немного несуразные – о фестивальном прокате и против билетной мафии. Исправляя одно, создали проблемы в другом. Ямпольская честно признала ошибки и продолжила работу. Теперь уже ей ясно, что поправки против билетной мафии надо было вносить в закон о правах потребителей.
На отчетной пресс-конференции пришлось признать, что борьба с перекупщиками билетов не закончилась. Проблема в серых личностях за колоннами Большого театра. Штрафы за торговлю в неположенном месте смешные и столичная полиция ими заниматься не будет. Театру они недоступны, потому что его колонны уже территория города.
Еще одна проблема в том, что запрет на продажу не уполномоченными театром лицами приняли, а ответственности в Административном кодексе нет. законопроект застрял в другом комитете.
Для сравнения: в США 60% театральных билетов контролируется перекупщиками. В России они умные и даже платят налоги.
Елена Ямпольская вела пресс-конференцию с блеском и свободно отвечала на любые вопросы, среди которых два оказались политически скользкими.
Удивительно, но вопрос о том, как отразятся события в Грузии, Ямпольскую скорее вдохновил, чем напугал. То ли сказался недостаток парламентского опыта политического выживания, то ли хмель высокого парламентского поста подействовал вроде крема Азазелло на Маргариту.
Ямпольская поведала, что события в Грузии вызвали у нее разочарование. Мы, русские чувствительны к красоте и сентиментальны. Грузины талантливы. Для русской оптики очень обаятельно. Мы потеряем все, что мы любим, от грузинских короткометражек до Данелия и Товстоногова. Это все наше и больше имеет отношения к России, чем к современной Грузии. У них нет нового Данелия, Товстоногова, Бубы Кикабидзе. У них и старого-то Бубы нет.
Ямпольская считает, что все лучшее, что есть в грузинской культуре принадлежит нам так же, как в американской или британской. Американцам она не нужна, они ее не понимают.
То, что происходит в Грузии, депутат квалифицировала как «полный инфантилизм». Преждевременная самостоятельность. Значит, надо жить со взрослыми, если не можешь в доме навести порядок. Нужно сделать томограмму. Мозг формируется к 25 годам. Есть дедовский метод покрепче. Наш президент современный человек, он относится бережно.
Ямпольская считает своей первой большой победой, которая была бы невозможна без поддержки председателя ГД Вячеслава Володина, поправки в 44-ФЗ о федеральной контрактной системе. Дальше пошли глобальные изменения закона, но первой была культура.
Осенью пойдет законопроект о возрастной маркировке печатной продукции. Ямпольская хочет убрать запреты, считая их глупостью. Нам нужны люди с опережающим развитием. В советское время заставляли читать, сейчас наоборот. Законопроект внесли и очевидно его судьба будет такая же трудная, как изменений 44-ФЗ. Законопроект написал Владимир Бортко. Это будет главное.
Шолохов добавил: библиотеки штрафуют за то, что 18+ не хранится за сто метров от остальной литературы.
Осенью планируется ревизия законодательного портфеля комитета. Например, от Станислава Говорухина остался законопроект по запрету быстрой перемотки титров в конце демонстрации фильмов на телевидении. Там еще запрет на всплывающие анонсы. Ямпольская посмотрела и поняла, что в таком виде законопроект непроходной. Телеканалы против, для них каждая секунда дорога. Однако бешеная перемотка титров это неуважение к создателям фильмов.
Сказав о законопроектах, Ямпольская эффектно погрузилась в пучину патриотизма. Ее смутила книга по социальной поведенческой психологии, написанная блогером из США. Все хорошо и интересно. Но вдруг автор поведал, что у него есть друг в Польше, он пожилой человек и у него в памяти осталось насилие немецкой армии, затем советской. Как бритвой по коже. Эта книга лежит у нас на полках. Замазываем свастику, а потом нам предложат еще и звезды замазать. Нельзя позволять плевать себе в лицо.
Плевком в лицо Ямпольская считает один из множества вбросов в московскую кухню эпохи Брежнева с предложением приравнять коммунизм к фашизму. Очаровательно то, что генерирует такие идеи не сама интеллигенция, а ее кумир в США в лице современного неофашизма, которая ненавидит коммунизм и боится его не меньше германского фашизма.
Может быть и надо такими вещами заниматься, однако депутаты самого культурного комитета склонны их не замечать. Пучок вбросов советского времени в комплекте с новыми информационными уколами щедро украшает специфический культурный слой, пронизывающий все сегменты спектра культуры – кино, литературу, телевидение, вернисажи и выставки. Попытки негодования никак не мешают показывать в Парламентском киноклубе им. Говорухина контейнерные фильмы ни о чем с подобными вбросами: «Прошла зима, настало лето, спасибо партии за это».
Минкульт Владимир Мединский старается отлавливать фильмы с откровенной русофобией, нацеленные на рознь и очернение страны. Однако оношения с министром у думского комитета традиционно не складываются ни при какой председателе с любым министром. Сказать, что они работают в одной упряжке, было бы неестественным преувеличением.
Поэтому вторым политически скользким вопросом стала тема выдачи прокатного удостоверения.
Вопросы идеологические для депутатов достаточно болезненные. Ямпольская сообщила, что касается прокатного удостоверения, собирались у нее представители индустрии без прессы поговорить. Шумные истории вышли с фильмами «Матильда» и «Братство». «Смерть Сталина» и другие шедевры западной пропаганды глава комитета не назвала. Представители отрасли заверили ее, что пойдут по пути самоорганизации.
Ямпольская категорически против того, чтобы прерывалось заседание Думы во время работы над законопроектом, когда депутат оппозиционной фракции начинает рассказывать: какой раздражительный фильм, всем депутатам смотреть и не выдавать прокатное удостоверение. И в Совете Федерации так было.
По мнению главы комитета, когда на фильм потрачено 160 млн, уже поздно говорить о прокатном удостоверении. В Фонде кино три совета, чтобы фильтровать. В Законе должно быть записано: содержание фильма не может быть причиной невыдачи или отзыва прокатного удостоверения, а дальше исключения вследствие противоречий.
На фронте культуры с Россией ведется война наиболее упорная. Среди прочего прошла локальная война в связи с попыткой закрыть бесплатное детское музыкальное образование. Якобы, зачем мучить детей сольфеджио, если по специальности работать не идут?
На самом деле не брали из-за установки, что в ДМШ можно работать только с высшим музыкальным образованием. Училища Шнитке оказалось недостаточно.
По словам Ямпольской, детское музыкальное образование спасло вмешательство Путина.
Первый вопрос на пресс-конференции достался мне и поднятая тема стала сквозной для пресс-конференции.
По поручению редакции МП я посетил мероприятия книгоиздателей в программе книжного фестиваля «Красная площадь». Выявились новые тормозные чудеса с проектом по библиотекам и старые проблемы разрыва между книгоиздателем и книгочитателем. В топ попадают переиздания русской и советской классики, тут лидер Чуковский. Будто новых поэтов нет, хотя они были на Фестивале книги отнюдь не хуже и куда более современные. Также переводная макулатура типа Мариши Пессл якобы про теорию катастроф. И чернуха в жанре супер популярной Гузель Яхиной. Чудеса происходят на фазе дистрибуции и мерчандайзинга. Книгоиздатели говорили, что нет системы навигации по новой литературе. Во времена Говорухина то же говорили и про кино, но тут адекватно заветам Ильича Мединский немного навел порядок в голливудском хаосе. Книги ему не отдали. Новую русскую литературу в магазине не найти, библиотеки не берут.
Ямпольская назвала вопрос актуальным. Комитет собирает свой легендарный Общественный совет. Первая тема осенней сессии: может ли Россия снова стать самой читающей нацией? Включается все от организации писательского труда, книготорговли и конечно библиотек. В программе мероприятий Московского дома книги запланирована конференция, где ученые из США расскажут о влиянии книги на интеллект.
Ольга Казакова не была на мероприятиях книгоиздателей, но в тему библиотек погружена не меньше. У нас должно появиться 660 новых модельных библиотек. Действительно, в ряде случаев есть торможение. Не все понимают, как представить документы на конкурс, какой должна быть модельная библиотека. Конкурс в этом году прошел. 110 определено победителями, но заявок было больше 500. Многие не поняли, почему не прошли.
Наталья Пилюс посетовала на то, что библиотекам на закупку книг не хватает финансирования.
Насколько я понимаю, проблема не только и не столько в финансировании, на библиотеки распространяют искусственные проблемы книготорговли. Проект по библиотекам содержит все про стены и зонирование, кроме книжного наполнения.
Как только пресс-конференция закончилась и телекамеры ушли, с Ямпольской произошла метаморфоза подобно эпизоду фильма «Джинджер и Фред» с ведущим шоу. Когда пропал свет, лучезарность отлетела.
Итак, вопрос про несостоявшийся закон о культуре остался за кадром. Естественно, не говорили и о варварском антиэстетизме, направленном на рознь, русофобию и подавление инстинкта размножения. Косвенно в данной теме можно видеть раздвоение позиции Елены Ямпольской: в декларативной части ее выступления высоко патриотичны, метафоричны и выверены, что по делам не очень подтверждается. Однако она в отличие от коллег по палате по крайней мере понимает, о чем речь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments