leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Организация медицинского обеспечение обучающихся не адекватна – Анна Седова на круглом столе

Организация медицинского обеспечение обучающихся не адекватна – Анна Седова на круглом столе Геннадия Онищенко по здоровью детей
Зампред комитета Государственной Думы по образованию и науке Геннадий Онищенко провел в пятницу в зале 830 круглый стол «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих условия для сохранения здоровья школьников».
В числе основных докладчиков запланированы но не пришли: зампред Думы Ольга Епифанова, председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов.
Участники совещания предложено обсудить пути решения следующих вопросов:
- проблемы организация медицинского сопровождения детей в образовательных организациях (статус школьного медицинского работника, обучение педагогов навыкам первичной помощи и их реализация, особенности медицинского обеспечения в малокомплектных и удаленных образовательных организациях);
- воспитание грамотного отношения к иммунизации и вакцинопрофилактике (просвещение родителей и обучающихся, целесообразность и необходимость ограничений в получении образования для детей не прошедших вакцинацию);
- санитарное и эпидемиологическое состояния условий обучения в школах РФ (современные санитарные требования и их реализация в старых зданиях);
- обеспечение образовательных организаций всеми видами благоустройства; особенности санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда;
- проблемы безопасности продуктов питания, совершенствование контроля над организацией детского питания и качеством питания в образовательных организациях, возможность использования для питания детей продуктов и блюд домашнего приготовления;
- отражение задач формирования здорового образа жизни в рамках обновления федеральных государственных образовательных стандартах общего образования.
Конспект 11:00
Геннадий Онищенко. Поблагодарить вас за то что в самый пик отпускного периода нашли время. Еще один ограничитель пятница. Немножко оптимистическое название сохранять здоровье школьников. На низком старте вышли на укреплять здоровье. В отдаленной перспективе выйти на 80 лет активного долголетии. Задача политического цикла который у нас проходит. Разговор о здоровье школьников это о будущем. 16,1 млн школьников только, а от ноля до 17 26-30 млн. Спор медиков и педагогов хрестоматийный. Программы должны быть соотнесены с возможности. Вредные привычки алкоголизация нашего общества тоже должны нас волновать. И что нужно сделать в законодательстве. На отчете правительства всеми фракциями поднят вопрос школьного питания. Детей мы должны кормить на 46% суточного бюджета и даже в благополучных регионах не исполняется. Решаем вопрос о теплых туалетов в сельских школах. Валентина Матвиенко поставила вопрос о смартфонах. Руки чешутся запретит. Конечно же вопросы связанные с информационным воздействием. Мы остро переживали явления связанные с суицидальным воздействием. Анна Сергеевна задаст тон нашей сегодняшней дискуссии.
11:10
Анна Седова, замдиректора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Школы должны не только справляться с образовательными задачами но и способствовать улучшению здоровья обучающихся. На протяжении 30 лет ухудшается, хроническая заболеваемость выросла в полтора раза. Начало обучение 4,3% первой группе здоровья, по окончании не выявляем. Вторая группа здоровья 56,2%, третья 13,8%, дети-инвалиды 1,2%. Сердечные желудочные заболевания органов дыхания. 48,9% отнесены к группе риска для здоровья. Не обладаем данными о влиянии факторов. Идет решительный пересмотр санитарных нормативов и это не может не волновать так как обычно снижаются требования. Влияние педагогических технологий. Инновации должны проходить экспертизу. Цифровая среда прежде чем внедрять оценивать риски. Мы должны признать наши дети другие. Гиподинамия характерна для современного человека. Для детей двигательная активность является естественной потребностью обеспечивающей развитие. Ввели третий урок физкультуры но не обеспечили возможности. В одном зале занимались по два-три класса. Необоснованный допуск. Активная рекреация скиппинг. Флешмобы. Питание. Предполагается разработка рекомендаций по единому рациону. Повеление детей опасное для собственного здоровья. К сожалению поручение президента не выполнено. ВОЗ выделяет 60 факторов влияющих на здоровье. В опросе участвовали 46 стран. Российские школьники к сожалению имеют худшие показатели. Организация медицинского обеспечение обучающихся не адекватна. Низкий уровень компетенции педагогических кадров. Здоровьесберегающие технологии не проходят экспертизы. Три месяца дети отдыхают летом и месяц в межсезонье. Мы должны обеспечить безопасность отдыха. Организованный отдых более безопасен. Школы содействующие укреплению здоровье было 13 тыс но впоследствии статус был снят. Около трехсот зарегистрированы. Школы хотят содействовать укреплению здоровья но не знают как. Мы должны быть в одной лодке и руководствоваться понятными законодательными
11:26
Онищенко. Вы не привели рекомендации.
Жанна Садовникова, замдиректора департамента государственной политики в области общего образования Минпросвет. Мы начинаем с дошкольного. Элементарное соблюдение режима дня. Окружающий мир, религиозная культура, биология ОБЖ. В рамках навигатора программ идет закрепление того что заложено в дошкольный период. Совместно с Минздравом ведем мониторинг медицинского обеспечении. Школы имеют медицинские кабинеты или договора. Также проводим исследование со стороны родителей по организации питания. Уделяем внимание оборудованию спортивных залов. Есть у нас переполненность школ. С Минздравом подписан план-проект здоровьесберегающих технологий. 10 блоков например школа территория здоровья. Доля обучающихся допущенных к сдаче ГТО. Доля педагогов прошедших повышение квалификации по охране здоровья. Школьник получает из семьи школы Интернета. показатели не всем удовлетворяют есть над чем работать к чему стремиться. Магистратура Оздоровительные технологии в школьном образовании. Проведение конкурсов. Наша задача сформировать у ребенка понимание здорового образа жизни. Фестивали ГТО. Все в комплексе влияет на здоровье. Школа становится территорией здоровья.
11:44
Онищенко. Есть и трехсменки. Деньги? Медицинские кабинеты, а медики там есть? Вакцинация которую мы проводим. Вопрос финансирования детского питания. Переформатировать бюджет на 2020. чтоб выявили инфраструктуру в которой происходит.
Фарис Харисов, председатель Общероссийской организации содействия укреплению здоровья. Динамика здоровья детей вызывает особую тревогу. Целый ряд проблем остаются нерешенными. Обучение педагогов навыкам первичной помощи. Исполнение санитарных норм в старых школах. В семейных детских садах. Подготовить предложения по внесению изменения в части государственных стандартов. Провести научные исследования влияния цифровых технологий на развитие личности. Электромагнитного излучения 4G. Оценки рисков использования в рамках цифровой среды. Биологическое влияние мобильного Интернета.
Онищенко. Спасибо за конкретный развернутый материал. У вас есть анализ регионального законодательства. Могли бы как пилотные использованы и даже вынесены на федеральный уровень. Доклад показал широкую линейку от наличия туалетов до современных технологий. Определиться хотя бы на ближайшую перспективу с регулированием этой деятельности.
Наталья Санина, зампред комитета ГД по охране здоровья. Мы не дорабатываем. Соблюдая преемственность между поликлиникой и школой в передаче информации о перенесенном заболевании. Физическая нагрузка должна быть особой. Право педагогического работника на первичную медицинскую помощью. Я начинала в школе с преподавания медицинского дела то что теперь называется ОБЖ.
12:05
Онищенко. Определенные программой докладчики выступили.
Мария Мясникова, замдиректора правового департамента МЗ. Нас трое.
Горелова. О пилотном проекте. Определены ответственные лица. Информационное взаимодействие. Подготовка по программе сестринское дело бакалавриат. МЗ совместно с регионами проводит подведение итогов. Изменение в приказ определяющий штатное расписание в школах по оказанию медпомощи.
Мясникова. Приказ устарел какие медицинские работники находятся в школах. Это будут бакалавры что-то среднее между фельдшером и врачом. Второй приказ урегулированы условия по состоянию здоровья. Впервые палаточные лагеря. Какая там должна быть медицинская помощь. Укладки.
Валерий Бузин, советник министра. По вакцинопрофилактике. Медицинское сообщество негативно относится, нам приходится вести борьбу как в обществе так и среди собственных рядов. Проводим круглые столы для журналистов чтобы они правильно писали о вакционопрофилактике да и о медицине вообще. На Журфаке МГУ школа медицинского журналиста. Выявление барьеров. Дети не вакцинированные от кори не допускаются к занятиям в школе. Родители бегут вакцинировать. Ответственность родителей за вакцинацию. 20% положительно относятся, неопределившихся и избирательно настроенным, негативно относящихся.
Онищенко. Сколько у нас медицинских кабинетов лицензировано, так будут там медики хотя бы парамедики?
Садовникова. Стараемся сохранить баланс медицинских кадров. Совместными усилиями стремимся чтобы в каждом был медик.
Онищенко. Вот это уже лирика. Кадров у нас позволю не согласиться достаточно. Молодежь не идет. Какая концепция у МЗ? Бакалавры это наш внутренний вопрос. Профилактика своевременная изоляция заболевшего ребенка. Работа над ошибками. Погорячились мы убирая медиков. Я же помню вы все педагоги были по военно-учетной специальности медицинскими работниками нашими коллегами. Нам не доверяли
Галина Яновская, начальник отдела Роспотребнадзора. Согласны с тем новые технологии должны проходить экспертизу. Начата работа по оценке влияния гаджетов. С запретом телефонов не согласны. К сожалению практически ни в одно школе рекомендации не используются. Роль родителей в формировании здорового образа жизни должна быть решающей. Можно построить школу блок питания спортивный зал но проблему не решить. Идет формирование школ. Следить чтобы не было переуплотнения классов детских садов.
Онищенко. Мы от вас ждали оценки. Я не удовлетворен вашим выступлением. Надо не хотеть а делать.
Владимир Самуилович Собкин, социология здоровья. Ситуация деления 15 лет делает нас слепыми котятам. Заболевание гонореей дебют 13 лет не видим. Дума должна инициировать постановление. Своя динамика вредные привычки, преступность. Практически по всем заболеваниям рост включая травмы, которые в целом отстают. Кроме болезней нервной системы пик 1995 затем резкий спад. Факторный анализ заболеваний показывает большой разброс по регионам. Влияние институциональных факторов. Динамика курения стремительный рост 7 класс юноши 7,1, девушки 8,7, 11 класс 35,1 и 17,8. зависимость от курения какой там урок выйти бы покурить. Терпимость родителей к курению детей возрастает с возрастом. На территории школы курят 79,8 из курящих юношей и 54,5 девушек 11 класс. Чаще идут по административному пути количество проведенных мероприятий. Это не затрагивает сути дела. Знают ли учителя что вы курите? 16% говорят их вообще не интересует. Структура факторов девиаций. Удовольствие. Протестное поведение. Социальная ориентация. Исследования 2002 и 2017 ценности здоровья остается лидером но стремительно упала от 72,1 до 57,5. Связано с социальной стратификацией. Когда приходит социальная ориентация, здоровье уходит на второй план. Мы работаем вхолостую.
Онищенко. Вот так походя обсуждать нельзя курение. МЗ хорошие законы я получаю удовольствие. Советский инфантилизм уходит. Пить мы реально стали меньше. Я скептически отношусь к реляциям, но меньше. Ставим вопрос о 21 годе, а затормозились на 14 годах.
Елена Викторовна Любова, Арзамас. В моей провинциальной школе небольшого городка. Только здоровый учитель может обеспечить. Нагрузка 28 часов, у меня 25. в одном зале одной раздевалке. Ребеночек с ожирением. О строительстве модульных спортивных залов. На первом месте мотивации курения снятие стресса. Всероссийские проверочные работы 6 класс это как раз возраст риска. У шестиклассника не было ни одного дня без проверочной работы кроме субботы и понедельника. И никого не освободили. В итоговой аттестации 9 класса 4 экзамена. Будут сдавать шесть включая английский язык и историю России.
Онищенко. По поводу Арзамаса ядерный щит, а вы заштатный городок. Спасибо за восстание против загруженности программ. Кравцова пригласить. Они по велению сердца?
Любова. Всероссийские проверочные работы проводит Рособрнадзор. Проводит До 6 класса обязательно и не обсуждается, потом решает образовательная организация.

РЕКОМЕНДАЦИИ «круглого стола» на тему «Формирование комплекса законодательных изменений, обеспечивающих условия для сохранения здоровья школьников».
19 июля 2019 г. г.Москва
Заслушав и обсудив доклады Комитета Государственной Думы по образованию и науке, Министерства просвещения РФ, Министерства здравоохранения РФ, представителей других федеральных министерств и ведомств, представителей органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, членов экспертных советов при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, представителей образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы общего образования, общественных организаций, ученых, педагогов, участники «круглого стола» отмечают следующее.
Обеспечить качество образования и сохранить здоровье детей и подрастающего поколения – важнейшая задача государства и общества.
Рассмотренные проблемы являются актуальными и важными для системы образования в РФ:
организация медицинского сопровождения детей в образовательных организациях: статус школьного медицинского работника, обучение педагогов навыкам первичной помощи и их реализация, особенности медицинского обеспечения в малокомплектных и удаленных образовательных организациях;
воспитание грамотного отношения к иммунизации и вакцинопрофилактике;
обеспечение санитарных и эпидемиологических условий обучения в школах РФ;
совершенствование контроля за организацией детского питания и его качеством в образовательных организациях;
отражение задач формирования здорового образа жизни в рамках обновления федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
создание условий для двигательной активности, развития физической культуры, повышения доступности занятий спортом.
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» (далее – Указ № 204) определил в качестве целей и целевых показателей развития образования:
обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;
воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.
Указ № 204 предусматривает решение задач формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, создания условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
С другой стороны Указом №204 определены задачи в области увеличения продолжительности жизни, формирования и укрепления здоровья, а именно к 2024 году:
- увеличение продолжительности здоровой жизни до 67 лет (к 2030 году -до 80 лет);
- увеличение доли граждан, ведущих здоровой образ жизни; – увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом до 55 процентов.
Таким образом, вопросы увеличения продолжительности жизни, формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения обозначены в числе основных приоритетов национальной политики РФ. Комплекс представленных Президентом России целей ориентирует систему образования на повышение качества образования при обязательном сохранении и укреплении здоровья обучающихся.
Условия обучения детей и подростков должны обеспечивать им гармоничный рост и развитие, должны быть обеспечены оптимальные условия для поддержания и укрепления состояния здоровья, в том числе, полноценное питание и достаточная двигательная активность.
Формирование здорового образа жизни как совокупности устойчиво сформированных привычек человека, направленных на ведение правильного образа жизни, соблюдение правильного питания – длительный и системный процесс, требующий эффективного межведомственного взаимодействия и усилий всего общества.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке направил письмо от 20.06.2019 № 3.5-12/407, запросив региональные органы государственной власти информацию о своем видении проблем в рассматриваемой области. Проблематика и предложения субъектов РФ учтены в настоящих рекомендациях
Участники круглого стола отмечают, что в последние годы в РФ сформировалась достаточно устойчивая законодательная база, обеспечивающая сохранение здоровья обучающихся и воспитанников.
Фундаментальную основу составляют признанные международные документы, определяющие права и свобода детей. Комплекс законодательных документов включает в себя более 26 федеральных законов и актов. Кроме того, около десятка СанПиНов призваны регулировать санитарно-эпидемиологические условия в деятельности различных детских образовательных и оздоровительных учреждений и организаций.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» определил, что создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся – одна из обязательных функций образовательной организации. При необходимости в школе ребенку должна быть оказана своевременная и профессиональная медицинская помощь. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) является обязанностью образовательных организаций, а организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Одним из основных принципов Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни.
Медицинское обслуживание в образовательных организациях осуществляется медицинскими организациями, в штате которых состоят медицинские работники (лица, имеющие медицинское или иное образование, работающие в медицинской организации, в трудовые обязанности которых входит осуществление медицинской деятельности) (пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».
Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержден приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н (далее – Приказ № 822н).
Приказом № 822н определены стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, штатная численность и рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения, а также установлены порядок организации деятельности медицинской сестры (фельдшера) и квалификационные требования к медицинским работникам.
В статье 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определена необходимость гигиенического воспитания и обучения граждан, направленных на повышение санитарной культуры подрастающего поколения, профилактику заболеваний и обязательное распространение знаний о здоровом образе жизни посредством обучения в образовательных организациях.
В целях повышения эффективности взаимодействия между различными организациями, оказывающими медицинскую помощь обучающимся, приказом Минздрава России от 10 августа 2017 г. № 514н утвержден Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних.
В соответствии с Приказом №822н разрешено проведение профилактических осмотров не только в медицинских организациях, но и в образовательных организациях. Кроме того, медицинская организация, проводившая осмотр ребенка, направляет информацию о результатах его профилактического осмотра в виде рекомендаций медицинским работникам медицинского блока или кабинета образовательной организации, где обучается ребенок, что способствует повышению эффективности индивидуализации образовательного маршрута обучающихся.
Участники «круглого стола» поддерживают деятельность Мингтросвещения России и Минздрава России, направленную на разработку и реализацию мер по охране здоровья обучающихся в образовательных организациях – формирование плана по реализации проекта по здоровьесбережению обучающихся образовательных организаций, (по информации Минпросвещения России утвержден 10 апреля 2019 г), со сроком реализации до 2022 года. План разработан в рамках реализации национального проекта «Демография», федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)».
По мнению Минпросвещения России, реализация указанного плана по здоровьесбережению обучающихся образовательных организаций позволит оценить его эффективность за счет следующих показателей:
доля обучающихся, занимающихся физической культурой и спортом;
доля обучающихся, допущенных к сдаче ГТО;
доля обучающихся, охваченных образовательными программами, формирующими здоровый образ жизни;
доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации в сфере здоровьесбережения.
Участники «круглого стола» считают, что приведенная система показателей не отражает задач сохранения здоровья обучающихся и нуждается в пересмотре. Система показателей и индикаторов этого плана (проекта) должна быть ориентирована на достижение таких реальных показателей здоровья, как увеличение числа детей первой группы здоровья, снижение количества учеников, имеющих хронические заболевания, снижение заболеваемости обучающихся и т.д.
Есть позитивные изменения и в некоторых показателях здоровья обучающихся. Например, по данным Национального медицинского исследовательского центра здоровья детей Минздрава России1, среди мальчиков в младших классах 31% с избыточной массой тела, среди девочек ситуация чуть лучше – избыток у 23%. В старшей школе избыточная масса тела у 22% мальчиков и у 16% девочек, то есть в школьные годы состояние здоровья детей по этому показателю не ухудшается. В 90-е годы детей с дефицитом массы тела было около 30 процентов и практически не было с избытком, сейчас пониженная масса тела наблюдается у 5% мальчиков и 10% девочек.
Вместе с тем участники «круглого стола» фиксируют и целый ряд неблагополучных тенденций.
У каждого второго ребенка обнаружена ортопедическая патология, что связано с недостаточной физической активностью и несоответствующей школьной мебелью.
Обостряется ситуация с нарушениями органов зрения, уже у 22% младших школьников мы наблюдаем миопию, в старших классах детей с нарушениями зрения уже 78%, что связано с повышением академической нагрузки и взаимодействия с компьютером.
Школьное здравоохранение должно удовлетворять потребности общества, родителей и обучающихся, использовать современные технологии, в том числе цифровой медицины, иметь адекватные ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные и др.).
По данным опроса, организованного Общероссийским народным фронтом 25 марта-20 мая 2019 года, только 52% опрошенных родителей сообщили о том, что их ребенок регулярно проходит медосмотр или диспансеризацию, 84% – о том, что в школе есть медицинский кабинет. Укомплектованность школ медицинским персоналом недостаточная: в 58% школ есть врачи, медсестры – в 77%. Количество учащихся в пересчете на одного школьного медработника превышает норматив в 1,5-6 раз по разным регионам.
По информации, Минпросвещения России в 2019 году: общее количество медицинских работников, осуществляющих медицинскую деятельность в медицинских кабинетах общеобразовательных организаций, а также сотрудников фельдшерских акушерских пунктов (далее – ФАП) и иных обособленных подразделений медицинских организаций, на базе которых организовано медицинское обслуживание обучающихся образовательных организаций, не имеющих медицинских кабинетов, составило 55 530 чел. (по состоянию на 1 ноября 2018 г. – 43 149 чел.), из них:
врачей-педиатров – 8 593 (15,47% от общего количества медицинских работников);
врачей-стоматологов – 1 820 (3,28 % от общего количества медицинских работников);
врачей по гигиене детей и подростков – 497 (0,90 % от общего количества медицинских работников);
фельдшеров – 17 140 (30,87 % от общего количества медицинских работников);
медицинских сестер – 26 135 (47,06 % от общего количества медицинских работников);
иных медицинских работников – 822 (2,42 % от общего количества медицинских работников).
Количество образовательных организаций, в которых медицинские кабинеты не соответствуют лицензионным требованиям:
дошкольные образовательные организации – 3 851 (9,34 %); общеобразовательные организации – 3 972 (9,87 %).
Количество образовательных организаций, не имеющих собственных медицинских кабинетов и заключающих договоры с иными обособленными подразделениями медицинских организаций и ФАП:
дошкольные образовательные организации – 6579 (15,95 %);
общеобразовательные организации – 13 913 (34,56 %).
Крайне остро стоит вопрос о возможности оказания работниками школ и дошкольных организациях первой помощи детям при их обращении в медицинские кабинеты в случаях, не требующих вызова бригад скорой и неотложной медицинской помощи.
Врачебный персонал в образовательных организациях часто представлен совместителями, сотрудниками работающими на часть ставки, а медицинские сестры осуществляют свою деятельность в школах и детских садах по расписанию, что приводит к срыву профилактической работы среди обучающихся.
Систему оплаты труда школьных врачей можно считать дискриминационной, особенно в сравнении с оплатой труда поликлинических врачей-педиатров, их зарплата на треть меньше.
Участники «круглого стола» отмечают, что аналогичная ситуация была и в то время, когда медицинские работники входили в штат образовательных организаций (низкая оплата труда, трудности с повышением квалификации, поддержанием уровня профессионализма и пенсионным обеспечением). В настоящее время возврат медиков в штатный состав школьных работников не решит накопившихся проблем, а только усугубит их. По мнению участников «круглого стола» необходимо сформировать современную модель медицинского обеспечения в школе, подготовив ее обоснование, проведя апробацию, и после этого принимать решения по организационным преобразованиям.
Участники «круглого стола» обращают внимание на попытки замены оказания профессиональной первичной медицинской помощи на непрофессиональную, активное привлечение педагогов к первичной скрининговой диагностике физического и психического здоровья обучающихся, попытки возложить оказание этой помощи на педагогических работников, снять ответственность медицинских работников за происходящее в школе. В последнее время российские учителя имеют чрезвычайно большую нагрузку за пределами собственно педагогической деятельности. По общей оценке отечественных учителей, полученной в рамках международного исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения (ТАЛИС) российский педагог трудится почти на 5 часов больше своих зарубежных коллег. Руководители образовательных организаций почти 40 процентов рабочего времени тратят на разработку правил и инструкций, подготовку отчетности, бюджета школы, расписания, формирование классов, предоставление ответов на запросы от официальных органов образования, а на деятельность, которая является ключевым компонентом управления образовательным процессом только 13 процентов времени. Снижение бюрократической нагрузки, сокращение исполнения несвойственных педагогам функций, сокращение контроля за деятельностью педагогических работников и руководителей образовательных организаций остается актуальной задачей и резервом повышения качества образования. Предложение о том, что первую помощь ученикам будут оказывать педагогические работники, приведет к тому, что непедагогическая нагрузка на педагогов возрастет, а качество образования снизится.
Участники «круглого стола» согласны с необходимостью формирования у педагогов навыков оказания первичной медицинской помощи и права на ее оказание. Однако для оказания педагогом такой помощи должны быть особые обстоятельства (поход, экскурсия), особые условия деятельности образовательной организации (удаленность, малокомплектность) а не повседневная практика. Наличие необходимых навыков у педагога не исключает обязательного присутствия в школе медработника, который должен находиться в образовательной организации в течение всего времени, пока там находятся дети, как в ходе уроков, так и во время занятий в кружках и секциях.
Участники «круглого стола» отмечают, что питание значительной части детей и подростков характеризуется выраженными отклонениями от современных гигиенических регламентов и рекомендаций.
Многочисленные исследования структуры питания и пищевого статуса детей и подростков2, выполненные при участии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологий» свидетельствуют о существенных недостатках в организации питания детей дошкольного и школьного возраста, в том числе избыточном потреблении насыщенных жиров, соли, добавленных Сахаров – «критически» значимых для здоровья элементов при недостаточном потреблении ряда минеральных веществ и витаминов.
Негативные тенденции в характере питания детей усугубляются неудовлетворительной организацией и неудовлетворенностью детей питанием в школе. Становится типичным явлением уклонение детей от питания в образовательных организациях, прежде всего из-за неудовлетворительного качества и ассортимента школьных столовых.
Участники «круглого стола» отмечают, что профилактическая медицина располагает надежными системами мониторинга организации и качества питания детей в образовательных организациях, современными школьно-семейными меню для организации питания школьников, использование которых коренным образом меняет ситуацию в школьном питании, отношении к нему детей. Рациональное питание обучающихся при этом становится здоровье сберегающим фактором жизнедеятельности детей и подростков. Сбалансированное, качественное полноценное горячее питание является одним из условий обеспечения качества образования и оно должно быть обеспечено всем обучающимся.
Участники «круглого стола» поддерживают усилия субъектов РФ по улучшению системы организации школьного питания, реализации соответствующих программ: в 22 субъектах РФ реализуются разработанные региональные и муниципальные программы по обеспечению питанием обучающихся, в рамках которых предусмотрены мероприятия по совершенствованию организации системы школьного питания; в 5 субъектах РФ реализуются только отдельные региональные программы, но не разработаны муниципальные программы; в 27 субъектах реализуются различные муниципальные программы, но при этом не разработаны региональные.
В Государственной Думе подготовлена законодательная инициатива «Об основных гарантиях прав ребенка на качественное, безопасное и здоровое питание и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Участники «круглого стола» считают необходимым ее скорейшее согласование и принятие.
Участники «круглого стола» отмечают, что межведомственное взаимодействие – одно из важнейших условий осуществления эффективных мероприятий в сфере охраны и укрепления здоровья обучающихся. Образовательные организации самостоятельно не в состоянии обеспечить оптимально-допустимые условиями обучения и воспитания, устранить причины, формирующие потенциально опасные и опасные для здоровья обучающихся условия обучения.

окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/6580760.html
Subscribe

  • Мои твиты

    Вт, 13:07: Ольга Любимова обиделась на Владимира Бекетова за упрек в поддержке Минкультом антироссийских фильмо https://t.co/jTnIVMNihq…

  • Мои твиты

    Пн, 14:16: ОНФ предлагает сделать техосмотр добровольным и добавить к тарифным факторам ОСАГО https://t.co/OeGGnsbymA Пн, 14:34: Сергей…

  • Мои твиты

    Вс, 17:15: Андрей Исаев: Избиратели ждут, что депутаты зафиксируют обязательства, взятые перед выборами https://t.co/OKzdR9rqhL Пн,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments