leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Младшие братья и сестры пойдут в те же школы – первое чтение – первое чтение

Младшие братья и сестры пойдут в те же школы – первое чтение – Ольга Епифанова Детей в школу не принимают – Гимназия 57 первое место в стране конкурс 20 человек на место обеспечить на основании того что кто- то там учился Не распространять на школы для одаренных детей – Тамара Плетнева Это не касается платных элитных школ
54. 707755-7 Госдума в итоге затянувшегося без обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса РФ» (в части предоставления права детям, проживающим в одной семье, преимущественного приема на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры)
Документ внесли 13.05.19 Депутаты ГД П.В.Крашенинников, И.А.Яровая, А.К.Исаев, О.Ю.Баталина, Н.Д.Боева, А.А.Гетта, Е.А.Вторыгина, Д.В.Ламейкин, И.М.Гусева, П.О.Толстой и др. (ЕР), Т.В.Плетнева (КПРФ).
Представил депутат Павел Крашенинников.
Председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева.
Законопроектом предлагается закрепить право детей, проживающих в одной семье и имеющих общее место жительства, на преимущественный прием на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры.
Первое чтение 405 0 1 15:01

Стенограмма обсуждения
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. Пункт 54. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации".
Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста.
Крашенинников П. В. Спасибо большое, Александр Дмитриевич.
Уважаемые коллеги, данный законопроект, который мы вам предлагаем к первому чтению, содержит поправку в статью 54 Семейного кодекса и эта статья расположена в главе, посвященной правам несовершеннолетних детей, Семейного кодекса.
Ну и проблема, которая существует у нас в России, особенно в крупных городах - это проблема называется в том, что не всегда так бывает, что дети из одной семьи учатся в одной школе. И, на самом деле, я ещё раз хочу сказать, что это в основном касается крупных городов.
И к этой теме неоднократно подбирались наши коллеги из субъекта права законодательной инициативы, но, как правило, эта проблема решалась через законодательство об образовании.
Мы всё-таки, как я в начале сказал, решили подойти с точки зрения семьи, с точки зрения семейного права. И, соответственно, мы понимаем, что когда дети учатся не в одной школе - это большое неудобство для семьи, это довольно затратно, сложно, неудобно, часто противоречит каким-то графикам, которые существуют.
Ну и, на самом деле, конечно, это ограничивается право и родителей, и детей на образование.
Мы в предлагаемой редакции говорим о том, что всё-таки такое право должно быть обеспечено законом. И хочу сразу обратить внимание, что вот такое обучение детей из одной семьи в одной школе должно быть с обеспечением трёх факторов.
Во-первых, чтобы один из детей уже учился в этой школе.
Во-вторых, чтобы проживание этих детей было в одной семье, вот на это я обращаю внимание. И также на то, чтобы эта семья и эти дети, соответственно, имели общее место жительства.
Ну вот в Екатеринбурге каждый год эта тема очень актуальная. В крупных городах, в Красноярске, насколько я знаю, и в других городах это, когда идёт запись в школе, это, конечно, огромная проблема.
И когда иногда спрашивают, а что такое первоочередное? Первоочередное - это то, когда без вот этих очередей, без этих записей просто это право существует, и оно должно быть обеспечено в законе. И, соответственно, исполнительная власть также должна это делать.
Я хочу сказать, что в некоторых регионах эта проблема решается на местах, например, в Твери, например, в Санкт-Петербурге. Но мы также знаем, что некоторые субъекты или органы местного самоуправления пытаются эту тему решить, но и также знаем, что эти акты опротестовываются, потому что прокуратура говорит, что это должно быть решение на федеральном уровне, что мы, собственно говоря, вам и предлагаем.
Просьба поддержать данную инициативу. Спасибо.
Председательствующий. Содоклад Тамары Васильевны Плетневой, пожалуйста.
Плетнева Т. В. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Этот законопроект, когда мы его готовили, подписали 43 депутата. И я думаю, что и все понимают, что вот такую просьбу, обращение такое родителей к депутатам очень часто и не только в крупных городах, но даже и в крупных поселках городского типа, где есть несколько школ.
Сейчас особенно эта проблема обострилась постольку-поскольку школы разные, одни школы платные, другие школы такие общеобразовательные которые бесплатные, но там очень не хотелось бы многим родителям, имеющим деньги, чтобы там учились дети и так далее. Приходится многим помогать даже в том плане, чтобы устроить ребенка в ту школу, в которую он хочет.
А вот эта тема, она тема касается каждой семьи, если есть там не один ребенок, а хотя бы два или три, то это просто горящая тема. Мама должна утром, она работает к тому же или папа, отвести ребенка в эту школу, а другого ребенка в другую школу, вы сами представляете, что это такое.
Поэтому я считаю, что мы правильно поступили, что приняли вот это решение. Конечно, правительство не очень-то поддерживало в этом, считает, что это надо было в другой закон, не в Семейный кодекс, а в закон "Об образовании...", но здесь речь идет совершенно не об обучении, здесь речь идет о том, что дети проживают, Павел Владимирович все сказал четко, в одной семье, это одни родители там и должны обучаться в одной школе естественно для того, чтобы удобно было родителям осуществлять свои родительские права в этом плане.
Поэтому я думаю, что вы поддержите это решение и думаю, что, когда мы разговаривали потом и с ГПУ, и разговаривали с правительством, с Министерством просвещения, они уже не очень протестовали, говорили, что это все можно, так сказать, обустроить.
Вообще нас поддержали, когда мы рассылку делали, комитет, 26 регионов прислали (законодательные) за, 35 исполнительные за и только несколько регионов, некоторые говорят, это всё у нас обустроено, всё уже решено. А некоторые просто категорически говорят, что нет, надо в другой закон это было внести. Не о теме говорят, которая важна, а в каком это должно быть законопроекте. Мне кажется, что Семейный кодекс, который мы пополним (статью 54) вот ещё этим, будет только правильнее. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите запись на вопросы.
Покажите список. Шилков Данил Евгеньевич, пожалуйста. Шилков Д. Е., фракция ЛДПР.
Да, спасибо большое. У меня вопрос к Павлу Владимировичу. Павел Владимирович, безусловно, вопрос приоритета зачисления детей определенных категорий граждан в текущих условиях является актуальным. И вы знаете, наверное, об этом, что в Екатеринбурге мы это обсуждали на одной из городских дум. После этого фракция ЛДПР внесла в Государственную Думу законопроект (это было 20 марта), но он, в том числе, плюсом к вашему законопроекту ещё предлагал предоставить детям педагогических работников первоочередное право быть принятыми на обучение по образовательным программам начального и общего образования.
Вот что вы думаете по этому дополнению? И возможно ли это внести в поправках в данный законопроект ко второму чтению? Спасибо. Крашенинников П. В. Да, Данил Евгеньевич, спасибо.
Я, конечно знаком с вашим законопроектом. Мы обсуждали и в городской думе, и в областном законодательном собрании, я имею в виду Екатеринбурга и Свердловской области. Конечно, мы смотрели и другие законопроекты, которые были и есть, и предложения. Но, понимаете, мы здесь пошли именно с точки зрения семьи. Как раз вот мы считаем, что в данном случае мы защищаем права и детей, и, соответственно, родителей.
И у нас есть достаточно большое количество... руководству нашей страны по поводу демографической ситуации, по поводу защиты несовершеннолетних детей, по поводу того, чтобы семья у нас развилась, и мы пошли вот с этой точки зрения.
На мой взгляд, здесь вся логика достаточно четкая, понятная. Другие законопроекты давайте тоже будем рассматривать, но давайте хотя бы вот здесь сдвинемся в этой точки и решим эту проблему. Мне кажется, это было бы правильно.
Спасибо.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Павел Владимирович, три года назад был отклонен законопроект подобного же содержания, который касался более узкой категории — многодетных. Тогда почему-то это правительство не поддержало, и Государственная Дума тоже не поддержала.
И все-таки потребуется ли изменение в закон об образовании, вот в данном случае вместе с вашими изменениями?
И второй момент, касающийся факта проживания в одном месте. У нас бывает так, что в принципе семья живет в одном месте, но внуки могут быть прописаны по бабушкам, дедушкам. Как будет подтверждаться механизм вот этого совместного проживания предположительно?
Председательствующий. Павел Владимирович Крашенинников, пожалуйста.
Крашенинников П. В. Спасибо большое.
Я хочу сказать, что у нас, кроме регистрации по месту жительства, которую до сих пор мы продолжаем по старинке называть пропиской, у нас есть в Гражданском кодексе норма, посвященная месту жительства. И там прямо написано, что место жительства это там, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, и там увязки с регистрацией нет.
Что касается детей, и эта тоже норма касается, дети проживают совместно с родителями. И вот, если этот юридический факт существует, что они проживают вместе, конечно, вот это и будет являться подтверждением того, что дальше того, что уже один из детей учится, и дальше, что это все-таки единая семья.
И ещё, наверное, я сразу не обратил внимания на то, что здесь речь идет только о государственных и муниципальных школах, это я тоже так на всякий случай, потому что нам иногда говорят: а как вот там есть школы такие-то, такие-то. Нет, здесь речь идет о таких государственных и муниципальных учреждениях. Поэтому я бы тоже на это обратил внимание.
Я думаю, что в какие-то акты, связанные с законодательством об образовании, наверное, надо будет вносить поправки.
Мы эти темы обсуждали и в администрации президента, и с правительством. Ко второму чтению мы готовы, у нас сейчас будет время, мы готовы эту тему обсуждать и вносить соответствующие поправки, подключайтесь. Спасибо.
Председательствующий. Центральную трибуну включите.
Плетнева Т. В. Вы знаете, ведь речь идёт не об обучении. Наш закон "Об образовании", там идёт речь об обучении, о правах детей, учителей, о стандартах обучения и так далее.
Здесь мы узкую тему ставим. Здесь мы ставим тему "семья" на первое место, чтобы только в одной школе они могли учиться, и чтобы родителям было, как уже мы говорили, легче было - отвести утром сразу троих или двоих, чем водить их в разные. Вот о чём идёт речь.
Председательствующий. Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н. Уважаемый Павел Владимирович, мы, разумеется, поддержим законопроект, хотя я тоже считаю, что логичнее было вносить эти изменения в закон "Об образовании", поскольку именно там, в этом законе, будут искать соответствующие нормы и родители, и педагоги соответственно.
Но как есть, так есть.
Мой вопрос вот какой. Скажите, пожалуйста, а на каком основании, если вы знаете, прокуратура опротестовывала региональные решения или решения органов местного самоуправления такого же содержания? Насколько я понимаю, действительно целый ряд регионов эту проблему решили в рамках собственной нормативной базы? Спасибо.
Крашенинников П. В. Как раз в рамках противоречия законодательству об образовании. Поэтому я Тамару Васильевну полностью поддерживаю. Мы здесь подошли всё-таки с точки зрения семьи в первую очередь. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Есть ли желающие выступить? Я спрашиваю, есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Епифанова. С места.
Епифанова О. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Да, с места.
Уважаемые коллеги, я понимаю, что все всё понимают, но я хочу вам привести буквально пример, который происходит сейчас как раз с этой ситуацией.
Дело в том, что я думаю, что очень многие родители обращаются к вам, как и ко мне, как депутатам, когда ни сестер, ни братьев не берут, особенно в хорошие школы и гимназии.
И буквально две недели назад на 3-ем форуме социальных инноваций региона, ну в июне, не две недели назад, ко мне подошли родители, которые рассказали, что в 57-ой школе Москвы, которая считается гимназией, очень долгое время, кто год, кто два, обучал своих младших детей, для того чтобы они вместе с братьями и сестрами пошли в школу. В результате всем абсолютно было отказано, были проведены какие-то тесты ... присутствия родительского комитета, ни с чем никто не был ознакомлен, и ни один ребенок не был зачислен в школу, в которой уже обучаются их старшие братья и сестры.
Я сделала соответствующий депутатский запрос мэру Москвы Сергею Семёновичу Собянину, и согласитесь, уважаемые коллеги, что это неправильно, так как никоим образом не способствует образовательно-воспитательному процессу и не соответствует ожиданиям родителей о помощи государства в этом важном деле. И вы прекрасно знаете, что Москва не всегда хорошо относится к депутатским запросам региональных депутатов.
И вот вам в качестве подтверждения на обсуждаемый сегодня вопрос пришел ответ из Правительства Москвы по поводу зачисления детей в 57-ую школу.
В начале ответа идет пассаж о том, что согласно пункту 2-му Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав.
Я от фракции.
Председательствующий. Добавьте время...
Епифанова О. Н. Затем мне рассказывают о том, что порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования Семейным кодексом Российской Федерации не регламентируется.
А регламентируется он, как следует из полученного ответа, приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 года, приказ номер 32, согласно которому прием в образовательную организацию обеспечивается всем Образования гражданам, имеющим право на получение общего соответствующего уровня и проживающим на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
И вот заключительный абзац - "Таким образом, право преимущественного приема детей в образовательные организации, где уже обучаются их старшие братья и сестры, в том случае, если семья проживает на территории, за которой закреплена образовательная организация, установлено действующими в сфере образования нормативно-правовыми актами".
Вы поняли? Всё уже решено и установлено.
А у нас очень часто, кстати, и родители, и дети прописаны в разных домах и в разных районах. Но тем не менее детей в школу не принимают, родители негодуют от несправедливости, мучаются от безысходности, обращаются за депутатским содействием.
Вы знаете, это как такой небольшой, но очень болезненный камушек, который попал в обувь, и он способен растереть ногу в кровь и не дать движения в будущее.
И этим примером я просто хотела обратить ваше внимание, что как бы мы ни обсуждали, что бы мы ни говорили, но тем не менее эта проблема существует, и желания у муниципальных властей в любых регионах, когда это касается хороших школ, особенно гимназий, нет.
Поэтому мой пример говорит о том, что нам, конечно, с вами надо принимать этот законопроект. Будь моя воля, я бы его приняла даже в течение этих двух дней, пока ещё не наступило 1 сентября. Спасибо за внимание. Председательствующий. Спасибо. Никонов Вячеслав Алексеевич, пожалуйста.
Никонов В. А., председатель Комитета ГД по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое.
На самом деле законопроект не очень простой. Подобного рода законопроекты неоднократно рассматривались в комитете по образованию. Вот здесь прозвучал пример с гимназией № 57.
Гимназия № 57 в Москве занимает первое место в рейтинге школ нашей страны. Там конкурс на поступление порядка 20 человек на место. Обеспечить как бы приём по принципу того, что уже когда-то, кто-то там учился в школе или сейчас учится, это достаточно проблематично с точки зрения действительно вот таких школ.
У нас есть школы специально для одарённых, где есть отбор конкурсный. Мы не должны распространять нормы этого закона на подобного рода школы, безусловно.
И, кроме того, я должен обратить внимание, что у нас учатся в школах и представители не граждан Российской Федерации, люди, которые иммигрировали из других государств, люди, которые работают здесь, их дети и так далее. И здесь тоже возникают очень серьёзные вопросы.
Поэтому надо будет очень хорошо поработать перед вторым чтением как минимум.
Председательствующий. Мы договорились, что по одному человеку от фракции выступает.
По ведению Окунева Ольга Владимировна. Окунева О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.
Председательствующий. Вообще на будущее: у нас по одному человеку от фракции выступает. Пожалуйста.
Окунева О. В. А у меня согласованная с фракцией позиция.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Наша фракция поддерживает принятие данного законопроекта, потому что он принимается в интересах семьи. Мы с вами много говорим о воспитании детей, о том, какое количество времени родители находятся вместе с детьми, и, наверное, это не должно быть время в пути из образовательной организации или наоборот, возвращаясь домой, когда два разных ребенка доставляются в разные концы города родителями.
Поэтому, принимая этот закон, который действует для граждан Российской Федерации в государственных образовательных организациях, и поддерживая от фракции, мы считаем его важным для семей, где много детей, зная, что школы у нас есть и двухсменного, и трехсменного режима, и это очень сложно семье. Поэтому наша фракция просит поддержать этот законопроект.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Павел Владимирович, нет? Содокладчик?
Плетневой включите микрофон.
Плетнева Т. В. Во-первых, мы просим, вот как раз время у нас есть ещё подумать, придем, у нас осенью будет второе, третье чтение. Мы просто не успели этот законопроект, хотя правильно говорят депутаты, что надо было его принимать, чтобы уже в этом году действовал.
Но мне бы хотелось вот зачитать вам, тот, кто не читал. Не просто проживающие в семье, посмотрите, а "имеют право на обучение по программам начального общего образования в государственные, муниципальные образовательные организации, в которых обучаются братья и сестры". Это не касается платных школ, элитных школ, это понятно же. Поэтому проголосуйте, пожалуйста, все за. Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации". Пункт 54.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 01 мин. 30 сек.)
Проголосовало за 405 чел 90,0 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 406 чел.
Не голосовало 44 чел 9,8 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments