leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят законопроект первого чтения о допуске студентов к образовательной деятельности

Принят законопроект первого чтения о допуске студентов к образовательной деятельности
57. 701078-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона «Об образовании в РФ» (в части обеспечения допуска студентов к осуществлению образовательной деятельности)
Документ внесен правительством 30.04.19.
Представила замминистра просвещения Татьяна Синюгина.
Зампред комитета по образованию и науке Любовь Духанина.
Законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 14.11.2018 г. № 41-П, которым часть 1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» признана не соответствующей Конституции РФ, в той мере, в какой она – по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, – используется в качестве обоснования прекращения трудового договора с воспитателями дошкольных образовательных организаций, не имеющими среднего профессионального или высшего образования, принятыми на работу до вступления в силу ФЗ «Об образовании в РФ», успешно осуществляющими профессиональную педагогическую деятельность и признанными аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности.
В связи с этим предлагается:
- исключить требование о наличии среднего профессионального или высшего образования для педагогических работников, замещающих должности воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, принятых на работу до дня вступления в силу ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», эффективно осуществляющих профессиональную педагогическую деятельность и признанных аттестационной комиссией соответствующими занимаемой должности;
- предусмотреть возможность допуска лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в течение периода прохождения ими обучения к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам в порядке и на условиях, установленных Минпросвещения России совместно с Минобрнауки России, по согласованию с Минтрудом России.
Первое чтение 400 0 0 15:35

Стенограмма обсуждения
Пункт 57. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Доклад официального представителя правительства замминистра просвещения Татьяны Юрьевны Синюгиной. Пожалуйста.
Синюгина Т. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра просвещения Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года и перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 июля 2017 года в части обеспечения допуска студентов к осуществлению образовательной деятельности.
Предлагаемые законопроектом изменения предусматривают допуск студентов, обучающихся по образовательным программам среднего, профессионального и высшего образования к осуществлению в течение периода прохождения ими обучения и образовательной деятельности в образовательных организациях, которые реализуют основные и дополнительные общеобразовательные программы.
Установление Минпросвещения России и Минобрнауки России по согласованию с Минтрудом порядка и условий допуска указанных студентов к осуществлению образовательной деятельности во избежание рисков допуска в образовательные организации лиц, которые не имеют достаточной профессиональной подготовки для реализации образовательных программ.
Также законопроект содержит положения, которые исключают возможность применения требований о наличии соответствующего образования к педагогическим работникам, замещающим должности воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, отвечающей следующим условиям.
Педагогические работники, которые были приняты на указанные должности до вступления в силу федерального закона об образовании и эффективно осуществляющие профессиональную педагогическую деятельность, и признанные аттестованными комиссиями соответствующими занимаемой должности.
Принятие и реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов.
Прошу законопроект поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Любови Николаевны Духаниной, пожалуйста.
Духанина Л. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Наталья Юрьевна достаточно подробно изложила проект федерального закона, он фактически состоит из двух частей.
Первая часть устанавливает положение, согласно которому требование к наличию педагогического образования среднего профессионального или высшего профессионального образования к воспитателям дошкольных образовательных организаций снимается.
Законопроект предлагает фактически в качестве характеристики исполнения трудовой функции два основания использовать.
Первое - это эффективное осуществление профессиональной педагогической деятельности.
И второе основание - это признание аттестационной комиссией данной образовательной организации человека, соответствующим занимаемой должности.
Комитет считает первое требование избыточным, потому что аттестационные комиссии принимают положение решение только в случае наличия эффективной, фактически профессиональной работы.
Комитет полагает, что законопроектом сужена группа лиц, на которую следует распространить действие закона.
В законопроекте предусматриваются только должности воспитателей дошкольных образовательных организаций.
По мнению комитета, ситуация, когда воспитатель детского дошкольного учреждения оказывается законодательно защищен, а воспитатель учреждения для детей-сирот, находящийся в такой же ситуации, не наделяется соответствующими правами, противоречит принципам равенства и справедливости.
Поэтому, по мнению комитета, действие законопроекта следовало бы распространить на всех педагогических работников, которые подлежат периодической аттестации и принимались на работу до вступления в силу Федерального закона "Об образовании".
Вторая часть законопроекта, она вносит изменения, которые меняют порядок и условия допуска студентов, обучающихся по специальностям и направлениям подготовки профессионального образования, в том числе в области педагогики, а также специалистов и практиков, не имеющих профессионального педагогического образования, к осуществлению образовательной деятельности в образовательных организациях. Порядок и условия допуска таких людей к педагогической деятельности планируется установить федеральным законом исполнительной власти.
В пояснительной записке к законопроекту предусматривается, что изменения будут внесены только в соответствующий приказ Министерства просвещения. Комитет считает, что необходимо будет внести ещё нормы в другие нормативные правовые акты, например, такой, как Федеральный профессиональный стандарт учителя, воспитателя.
Комитет поддерживает концепцию данного законопроекта. Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных возражений правового характера не имеет. На представленный законопроект поступили отзывы из 35 законодательных органов государственной власти субъектов, 39 высших исполнительных органов государственной власти субъектов, все отзывы положительные.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует принять в первом чтении при условии учета высказанных замечаний и предложений во втором чтении. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.
Осадчий Н. И. Спасибо.
Вопрос к представителю правительства.
Уважаемая Татьяна Юрьевна, вопрос по той части законопроекта, где речь идет о возможности привлечения студентов к педагогической деятельности, то есть мы хотим увеличить количество педагогов. Но если предполагается вознаграждение за труд, то почему в финансово-экономическом обосновании говорится, что дополнительных средств из бюджетов бюджетной системы РФ не потребуется? А за счет каких средств тогда будет осуществляться привлечение студентов? Спасибо.
Синюгина Т. Ю. Николай Иванович, действительно, уважаемые депутаты, мы рассматриваем внесение изменений в статью 46 и 108 действующего Закона "Об образовании"
как один из возможных вариантов привлечения наших молодых коллег, будучи ещё студентами, для работы в школы и в систему дополнительного образования. Мы понимаем, что это позволит им не только проходить преддипломную педагогическую практику, но и действительно уже выступать в роли педагога, учителя, педагога дополнительного образования и тем самым делать свой уже выбор достаточно осознанно, правильно, ну и мы понимаем, что это даст определённые нам результаты по замещению тех вакантных должностей, которые на сегодняшний день есть.
Второе. Мы понимаем, что мы будем принимать и допускать студентов по тем правилам и условиям, которые мы будем разрабатывать совместно с Министерством науки и высшего образования по согласованию с Минтрудом, только на те часы и те должности, которые сегодня в системе образования вакантны. То есть мы понимаем, что уже на них средства заложены в бюджете образовательной организации и дополнительные средства на это не потребуются. Также мы очень рассчитываем на то, что та нагрузка, которая есть, будет благодаря этому перераспределяться.
Председательствующий. Тетерин Иван Михайлович.
Тетерин И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Татьяна Юрьевна, уточните, пожалуйста, критерии допуска студентов только будут устанавливаться ещё? Спасибо.
Синюгина Т. Ю. Мы сегодня с коллегами разрабатываем нормативные документы, и я на заседании комитета об этом докладывала, мы достаточно продвинулись для того, чтобы учесть все условия, на основании которых будут допускаться студенты к педагогической деятельности. Ко второму чтению мы готовы уже будем предложить отработанный и в какой-то части уже даже и согласованный с нашими регионами документ.
Сегодня для нас основополагающим, базовым является то, что это будут студенты старших курсов вузов и учреждений среднего профессионального образования, успешно осваивающих программы профессиональные и, безусловно, имеющие все основания быть допущенными к работе с детьми. Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В. Татьяна Юрьевна, проект-то, я думаю, к третьему чтению увидим вот те критерии, те основания, по которым студенты старших курсов будут допускаться, чтобы это не было огульной практикой?
И второй момент. Рассматривается ли подобная практика для других специальностей дефицитных, востребованных в социальной сфере, в том числе в сельской местности? Я так понимаю, что именно там стоит наиболее остро вопрос.
Синюгина Т. Ю. Мы подготовим данный проект порядка и условий приёма уже и будем готовы его представить ко второму чтению.
Я говорю о том, что мы очень серьёзно с коллегами работаем из наших министерств, но и, безусловно, мы в большей степени рассчитываем на то, что данные изменения позволят привлечь именно учителей в сельские наши школы и в учреждения дополнительного образования.
Председательствующий. Есть ли желающие выступить?
Включите запись на выступления. Спасибо.
Покажите список.
Дамдинов Алдар Валерьевич, пожалуйста. Дамдинов А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Напомню, что рассматриваемый законопроект подготовлен в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2018 года за номером 41-п и направлен на обеспечение соблюдения прав педагогических работников, в частности, воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Законопроект также наделяет правом студентов образовательных организаций среднего и высшего профессионального образования заниматься в период их обучения педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам.
Кстати, об этом мы с вами как раз и говорили на прошедших парламентских слушаниях по образованию "О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации".
По нашему мнению, непосредственная педагогическая деятельность в период обучения поможет развитию самостоятельности будущих педагогических работников, их творческой инициативе, профессиональному становлению.
Действительно законопроект вызывает острую дискуссию сегодня в профессиональном сообществе, тут дело как раз таки в деталях его применения и об этом сегодня мы с вами говорили, и Татьяна Юрьевна сказала об этом.
И в первую очередь к самому порядку и условиях допуска студентов к занятию педагогической деятельностью, который, как уже было сказано, представлен ко второму чтению и совместно с Министерством просвещения, Министерством науки и Высшей школы, и, соответственно, с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Да, сегодня к законопроекту есть ряд вопросов. И об этом уже озвучено было Любовью Николаевной, и на нашем комитете мы очень активно это обсуждали.
Вопросы такие: на какие категории студентов будет распространяться этот законопроект, студенты каких курсов будут обладать правом заниматься педагогической деятельность? Ну и, наконец, будут ли на них распространяться те льготы, которые сегодня есть у учителей? И, соответственно, ряд ещё других вопросов.
Полагаем, что проект указанного порядка будет разработан и представлен в Государственную Думу ко второму чтению, в котором мы увидим ответы на все эти вопросы.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит эту концепцию законопроекта и предлагает Государственной Думе принять её в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Власов Василий Максимович.
Власов В. М. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР тоже поддерживает данный законопроект, но я хочу обратить ваше внимание на слова моего коллеги, который выступал только что здесь.
Он сказал о тех парламентских слушаниях, которые здесь проходили. И я внимательно все три с половиной часа слушал. И как вы помните, Вячеслав Викторович Володин обращался к одному из присутствующих в зале студентов Московского педагогического государственного университета, выпускником вуза которого я являюсь, по поводу того, какую в итоге зарплату всё-таки он будет получать?
На что Ольга Юрьевна сказала, что раз проживает в Москве и будет работать в Москве, то это порядка 70-80 тысяч рублей, соответственно, если будет квалификация, если будет определённое количество часов и всё в таком духе.
Но не так давно, а точнее сегодня, Росстат опубликовал информацию о том, какие же всё-таки зарплаты в системе и в сфере образования. Зарплата каждого пятого работника сферы образования оказалась меньше 15 тысяч рублей.
Согласно данным Росстата, более 50 тысяч рублей получают лишь 15 процентов работников образования. А, соответственно, зарплату более 100 тысяч рублей получают чуть менее 3 процентов.
Вот у меня небольшая просьба, когда в следующий раз мы будем проводить такие же замечательные парламентские слушания, всё-таки на какие данные мы, депутаты Государственной Думы, должны ориентироваться?
На данные, которые нам говорят избиратели, на данные, которые нам говорят учителя, на данные, которые говорит министр или всё-таки на данные, которые даёт Росстат? Потому что, принимая данную инициативу, я понимаю прекрасно, молодые ребята и девушки, которые окончили Московский педагогический государственный университет, какая в итоге зарплата их ждет, я уверен, что явно не 70 тысяч рублей. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги! Уважаемый Александр Дмитриевич!
Конечно, этот законопроект надо поддержать, студентам надо дать возможность себя попробовать и поработать в школе и, может быть, хоть чуть-чуть снять реальный дефицит педагогических кадров, но мы хотим подчеркнуть, что это паллиативное решение и я продолжу депутата Власова.
Коллеги, данные Общероссийского народного фронта цитирую в очередной раз. 1 тысячу 300 педагогов опросили, 44 процента заявили, что в школах не хватает математиков, 39, что учителей иностранного языка, 30, что учителей русского и литературы, 26, что учителей начальной школы. Почему?
Другие данные Общероссийского народного фронта. Рабочая неделя перегружена у учителя 68-70 часов и при этом в 53 регионах Российской Федерации из 85 каждый третий учитель получает меньше 15 тысяч рублей.
Коллеги, если мы не поменяем статус учителя, сколько бы мы не привлекали студентов, в школе все равно работать будет некому.
Законопроект прошу поддержать, но помнить об этих данных Общероссийского народного фронта, повторю, когда мы принимаем бюджеты и другие законы.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Заключительное слово - нет. Содокладчик? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 46 и 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 35 мин. 17 сек.) Проголосовало за 400 чел 88,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 400 чел.
Не голосовало.
.50 чел 11,1 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments