leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Дума приняла рекомендации парламентских слушаний «О мерах по повышению качества образования в РФ»

Дума приняла рекомендации парламентских слушаний «О мерах по повышению качества образования в РФ»
75. 757947-7 Госдума одобрила постановление «О рекомендациях парламентских слушаний на тему «О мерах по повышению качества образования в РФ»
Документ внес 19.07.19 Комитет по образованию и науке.
Представил председатель комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Проектом постановления предлагается утвердить рекомендации парламентских слушаний на тему «О мерах по повышению качества образования в РФ», в которых, в частности, отмечается следующее:
В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» поставлены задачи по вхождению РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности, созданию условий для развития системы российского образования.
Участники парламентских слушаний отмечают позитивные сдвиги в развитии российской системы образования и инструментов оценки качества общего образования, достигнутые за последние годы Правительством РФ, органами государственного управления и органами муниципального управления в сфере образования. Одновременно участники парламентских слушаний обращают внимание на сохранение в течение многих лет системных недостатков, ограничений и нерешенных проблем в сфере управления образованием, непосредственно влияющих на качество образования и эффективность использования выделяемых бюджетных средств.
Участники парламентских слушаний отмечают серьезное недофинансирование российской системы образования и полностью поддерживают предложение Министра просвещения РФ О.Ю.Васильевой о минимальной гарантированной базе оплаты труда молодого педагога, которая должна составлять не менее 70% от средней заработной платы в субъекте РФ при условии работы за одну ставку заработной платы (18 часов) и должна быть зафиксирована в трудовом договоре с каждым педагогическим работником.
Отмечается, что программой «Содействие созданию в субъектах РФ (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016 – 2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 23.10.2015 г. № 2145-р, обозначена задача по обеспечению к 2025 году односменного режима обучения в общеобразовательных организациях, переводу обучающихся в новые здания общеобразовательных организаций из зданий с износом более 50%. В то же время федеральным проектом «Современная школа» национального проекта «Образование» ликвидация третьей смены предусмотрена только к 2024 году, а дата перехода к односменному режиму работы общеобразовательных организаций с возможностью реализации во второй половине дня развивающих занятий для обучающихся вообще не определена.
Участники парламентских слушаний обеспокоены состоянием и развитием общего образования в сельской местности, в т.ч. состоянием сельских малокомплектных школ, и считают целесообразным разработку концепций функционирования малокомплектных школ в субъектах РФ, учитывающих в т.ч. особенности организации и функционирования малокомплектных школ для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, и подготовку на их основе нормативных правовых актов, регламентирующих расчеты нормативов финансирования малокомплектных школ независимо от количества обучающихся.
Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста и школьников должны стать базой для обеспечения здоровья всего населения РФ. При этом остаются неурегулированными проблемы с правами и обязанностями педагогов в отношении оказания ими первой помощи воспитанникам и обучающимся. Кроме того, необходимо установить особый порядок допуска несовершеннолетних обучающихся к занятиям физической культурой и спортом, в соответствии с которым до уроков физической культуры дети будут допускаться строго с учетом состояния их здоровья. По мнению участников парламентских слушаний, для решения накопившихся в системе образования проблем с сохранением здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций и обучающихся общеобразовательных организаций необходимо сформировать отдельный федеральный проект по сохранению и укреплению здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций и обучающихся общеобразовательных организаций в рамках национального проекта «Здравоохранение».
Участники парламентских слушаний считают, что организация сбалансированного, качественного полноценного, в т.ч. горячего, питания, в первую очередь в системе дошкольного образования и в начальной школе, является одним из важнейших условий обеспечения сохранения здоровья обучающихся. Депутатами ГД подготовлен проект федерального закона об основных гарантиях прав ребенка на качественное, безопасное и здоровое питание и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ. Участники парламентских слушаний настаивают на скорейшем согласовании и принятии законодательных норм, гарантирующих воспитанникам дошкольных образовательных организаций и обучающимся общеобразовательных организаций получение сбалансированного, качественного полноценного, в т.ч. горячего, питания.
Также отмечается, что снижение бюрократической нагрузки, сокращение избыточного контроля за деятельностью педагогических работников и руководителей образовательных организаций, отчетности образовательных организаций по-прежнему остаются актуальными задачами и являются значительным резервом повышения качества образования. Необходимо отказаться от практики запроса той информации, которая в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования официально представляется на сайтах образовательных организаций, установить исчерпывающий перечень сведений, в представлении которых участвуют педагогические работники.
В целях повышения качества общего образования участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Правительству РФ:
- разработать и утвердить стратегию развития образования в РФ, структурированную по видам образования;
- разработать комплекс мероприятий и сформировать совместно с субъектами РФ «дорожные карты», гарантирующие минимальную заработную плату при условии работы за одну ставку заработной платы (18 часов) в размере не менее 70% от средней заработной платы в субъекте РФ и ее фиксацию в трудовых договорах с каждым педагогическим работником, проработав одновременно механизмы оказания субъектам РФ финансовой поддержки в случае недостаточности у них собственных средств;
- комплексно рассмотреть вопрос снижения административной нагрузки на педагогических работников, в т.ч. путем внесения изменений в Трудовой кодекс РФ, в части уменьшения отчетной документации, заполняемой учителями;
- проработать возможные механизмы обеспечения роста заработной платы отдельных категорий педагогических работников начиная с 2020 года исходя из общего либо дифференцированного повышения уровня средней заработной платы для соответствующих референтных групп и (или) корректировки в соответствии с темпом роста реальной заработной платы работников образовательных организаций;
- выработать эффективную модель оказания воспитанникам дошкольных образовательных организаций и обучающимся образовательных организаций медицинской помощи с учетом разнообразия условий деятельности образовательных организаций, подготовить и внести необходимые изменения в нормативные правовые акты;
- ускорить согласование базовых принципов законодательного обеспечения основных гарантий прав ребенка на качественное, безопасное и здоровое питание и принятие обеспечивающих их реализацию предложений по внесению изменений в законодательные акты РФ;
- при подготовке проекта федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре предусмотреть снижение административной нагрузки на образовательные организации, ограничить количество плановых проверок до одной проверки в год, совместив ее с завершением подготовки образовательной организации к новому учебному году, ввести запрет на запрос информации, которая в соответствии с законодательством об образовании должна размещаться на сайтах образовательных организаций;
- нормативно определить понятие категории «малокомплектная общеобразовательная организация» и установить критерии отнесения образовательных организаций к данной категории с учетом территориальных и иных особенностей, проработать вопросы расширения применения нормативов финансирования малокомплектных общеобразовательных организаций, не зависящих от количества обучающихся;
- дополнить национальный проект «Образование» показателями, характеризующими реализацию мер, направленных на снижение образовательного неравенства как между образовательными организациями, так и между воспитанниками и обучающимися;
- внести изменения в федеральный проект «Современная школа» национального проекта «Образование», обеспечивающие исполнение поручений Президента РФ, касающихся ликвидации второй и третьей смен и перехода к односменному режиму работы общеобразовательных организаций с возможностью реализации во второй половине дня развивающих занятий для обучающихся;
- инициировать разработку федерального проекта в составе национального проекта «Здравоохранение», направленного на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников дошкольных образовательных организаций.
2. Министерству просвещения РФ:
- проводить мониторинг состояния образовательной инфраструктуры региональных образовательных систем, принимать меры по недопущению снижения качества условий получения общего образования всех уровней;
- внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования, определить механизмы обновления содержания общего образования на постоянной основе и закрепить их нормативно, при обновлении указанных образовательных стандартов особое внимание уделить сокращению излишней учебной нагрузки обучающихся, избыточных требований к ним;
- совместно с государственными органами субъектов РФ организовать на постоянной основе мониторинг кадрового обеспечения системы общего образования в субъектах РФ, подготовить на среднесрочную перспективу прогноз потребности в педагогических кадрах с учетом потребности в городах и сельской местности.
3. Органам государственной власти субъектов РФ:
- разработать концепции функционирования малокомплектных школ с учетом имеющихся в субъектах РФ планов и особенностей социально-экономического развития;
- внедрять в деятельность своих систем образования лучшие региональные и муниципальные практики повышения качества общего образования.
4. Комитету Государственной Думы по образованию и науке – организовать парламентские слушания по вопросу повышения качества профессионального образования в период весенней сессии 2020 года.
Постановление 415 0 0 16:05

Стенограмма обсуждения
Пункт 75. О проекте постановления Государственной Думы "О рекомендациях парламентских слушаний на тему "О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации". Вячеслав Алексеевич Никонов, пожалуйста.
Никонов В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, дорогие друзья, уважаемые коллеги, прошли большие парламентские слушания в этом зале. Очень многие из вас здесь присутствовали. Мы подготовили рекомендации парламентских слушаний, которые включили в себя всё то, о чем было сказано во время слушаний. Вопросы, связанные с отсутствием стратегии образования, недофинансирования. Отражены главные проблемы, которые волнуют учителей, о которых говорили сегодня — заработная плата, чрезмерная отчетность, новые кадры в системе образования.
Мы обратили внимание на вопросы медицинской помощи в образовательных организациях, на вопросы питания, проблемы малокомплектных школ, решение проблемы второй, третьей смены.
И перехода от контроля качества современного образования к управлению этим качеством.
Все ценные мысли отражены в решениях, которые предлагается принять Государственной Думе.
Спасибо.
Председательствующий. Есть ли вопросы? Нет вопросов? Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. Выступить? Хорошо. Вопросов нет.
Есть ли желающие выступить? Смолин Олег Николаевич, пожалуйста.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич, я понимаю, что уже за пределами рабочего дня. Во-первых, прошу поддержать проект постановления. И, во-вторых, хочу обратить ваше внимание за что, уважаемые коллеги, вы будете голосовать.
Вы будете голосовать, в частности за то, чтобы мы потом увеличивали расходы на образование. 98 место, которое занимает России по данным Мирового банка, мягко говоря, не достойно великой державы.
Но в подновлении в частности содержится позиция, которую озвучил Вячеслав Викторович Володин и Ольга Юрьевна Васильева, а именно, что базовый оклад учителя, собственно, как и работника дошкольного образования, должен составлять 70 процентов от средней заработной платы по региону.
Коллеги, это реальное увеличение заработной платы для многих в разы, чтобы вы понимали.
Поэтому, когда будем обсуждать бюджет на следующую 3-летку, другие законы, связанные со статусом педагогических работников, я прошу вас иметь в виду, что вы сейчас проголосуете, я надеюсь, за этот проект постановления, и быть последовательными.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы "О рекомендациях парламентских слушаний на тему "О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 05 мин. 27 сек.)
Проголосовало за 415 чел 92,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 415 чел.
Не голосовало 35 чел 7,8 %
Результат: принято
Принимается единогласно.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments