leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:
9. Правительственный час 463-го заседания СФ «О долгосрочной стратегии развития рыбохозяйственного комплекса
Докладчик Министр сельского хозяйства Дмитрий Николаевич Патрушев

продолжение стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/6587716.html

Из стенограммы пленарного заседания СФ 23.07.19
Сергей Федорович Лисовский, пожалуйста.
С.Ф. Лисовский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курганской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Дмитрий Николаевич, прежде всего хотел бы Вас поблагодарить за поддержку Курганской сельскохозяйственной академии имени Терентия Семеновича Мальцева. Для нас это очень важно. Спасибо Вам большое.
Вопрос у меня такой. Одной из основных проблем волго-каспийского рыбного хозяйства является снижение рыбопродуктивности Нижней Волги. Хотелось бы узнать, какие меры принимаются для решения этой проблемы в рамках федеральной программы.
Д.Н. Патрушев. Тема понятная. В рамках национального проекта Минприроды, по-моему, проводится соответствующая работа совместно с Росрыболовством. Будет очищено, если мне не изменяет память, 180 километров водных территорий именно в рамках Волги. И, соответственно, будут проведены дноуглубительные работы, которые позволят возобновить там промысел в том объеме, который мы все с вами желаем видеть.
Соответственно, Росрыболовство принимает активное участие в реализации нацпроекта Минприроды, который называется, по-моему, "Экология".
Председательствующий. Спасибо.
Юрий Викторович Фёдоров, пожалуйста.
Ю.В. Фёдоров. Спасибо, Валентина Ивановна.
Дмитрий Николаевич, я представляю Удмуртскую Республику, нас нередко называют "Родниковый край", потому что у нас более 7 тысяч рек, более 600 прудов.
В этой связи вопрос: какие первоочередные меры принимает министерство для охраны водных биоресурсов именно во внутренних водах? Спасибо.
Д.Н. Патрушев. Вы имеете в виду борьбу с браконьерством?
Ю.В. Фёдоров. Совершенно верно.
Д.Н. Патрушев. Знаете, действительно, эта тема крайне важна. Соответствующие изменения и наделение соответствующими правами и, если мне память не изменяет, инспекторов лесной охраны, и инспекторов охотнадзора в рамках подготовленного законопроекта будут осуществлены.
Также увеличена такса для исчисления размера ущерба, который нанесли те или иные нехорошие люди в рамках своей не очень правильной деятельности.
Соответственно, проводится работа по улучшению материально-технической базы тех людей, которые борются с браконьерами.
Ну и также это у нас на контроле. Спасибо за вопрос.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Юрьевич Пронюшкин, пожалуйста.
А.Ю. Пронюшкин, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Владимирской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Дмитрий Николаевич! В 2007 году на промысле сайры работало 60 российских судов, и они поймали около 120 тыс. тонн рыбы. С этого времени количество специализированного флота России упало до пяти единиц. За прошлый год российские компании добыли всего около 7,5 тыс. тонн сайры, в то время как японские, китайские и тайваньские рыбаки взяли от 90 до 175 тыс. тонн на страну. Мы даже не приблизились к освоению половины рекомендованного объема добычи этой рыбы в исключительной экономической зоне России, который составлял 130 тыс. тонн.
Сейчас большинство российских заводов для выпуска консервов покупает сайру в Китае и Японии, а переработчики европейской части страны целиком живут на этом импортном сырье.
При этом все мы знаем, что сайра – это доступный продукт для наименее социально защищенных слоев населения. Притом это дикая океаническая рыба, богатая белками и важными аминокислотами.
Вопрос: какие меры государственной поддержки планирует принять Минсельхоз России для поддержки этого социально значимого вида рыбного промысла? Спасибо.
Д.Н. Патрушев. Спасибо за вопрос.
Валентина Ивановна, можно Илью Васильевича попросить прокомментировать по сайре?
Председательствующий. Да-да, конечно.
Илья Васильевич, Вы не ждите приглашения, проявляйте инициативу. Когда вопрос Ваш – отвечайте. Пожалуйста.
И.В. Шестаков. Спасибо, Валентина Ивановна. Без указания министра не могу, субординация есть.
Председательствующий. У вас, по-моему, не Министерство обороны, а все-таки Министерство сельского хозяйства. Отвечайте за свой участок. Давайте.
И.В. Шестаков. Спасибо.
Что касается сайры, действительно этот объект когда-то добывался в бо?льших объемах, чем сейчас. Но, к сожалению, у нас есть биология: сайра смещается в японскую зону, и поэтому добыча ее сокращается. Но взамен этого приходят другие ресурсы в нашу зону – это скумбрия и сардина иваси. И здесь как раз объем добычи мы увеличиваем из года в год. В прошлом году выловили порядка 60 тыс. тонн. В этом году мы надеемся еще больше нарастить объемы добычи этих важных биоресурсов.
А с точки зрения поддержки – безусловно, все равно флота нам не хватает. Мы видим, что там ближайшая перспектива по этим пелагическим видам рыб составляет порядка 200–250 тыс. тонн. Поэтому в этой связи ввод в эксплуатацию новых судов, которые будут работать в том числе и на этих водных объектах, водных биологических ресурсах… мы считаем, что это в том числе позволит как раз нарастить действительно добычу и увеличить промысел.
Ну и плюс, конечно, нельзя забывать, что мы ограничены здесь необходимостью скорейшей переработки, потому что ресурс очень ценный и нежный. И здесь, конечно, строительство более 18 рыбоперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке позволит принимать этот ценный ресурс. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Светлана Петровна Горячева, пожалуйста.
С.П. Горячева. Большое спасибо.
Уважаемый Дмитрий Николаевич, действительно нужно поблагодарить Вас за Ваш доклад. Видно, что он серьезный и перспективный. Но в нем не нашла отражения одна вещь, которая интересует каждого жителя России, – это цена на рыбу на самом деле. Она достаточно высокая. На Дальнем Востоке, который я представляю, в частности, живя в Приморском крае, сейчас кальмар стоит в пределах 600 рублей за килограмм, морской гребешок – около 2 тыс. рублей за килограмм, хотя там это выращивается и все. А мясо там – 400–500 рублей за килограмм. Понимаете? И купить невозможно такую рыбу.
Если посмотреть, что происходит в Москве в супермаркетах, – там дешевая гнилая замороженная рыба из Китая, из Вьетнама и так далее.
Вот как вы собираетесь все же стабилизировать цену на рыбу и сделать ее приемлемой для того, чтобы большинство граждан России могли потреблять нашу, отечественную рыбу? Спасибо.
Д.Н. Патрушев. Спасибо большое за вопрос.
Абсолютно понятно, что мы с этим будем работать. Что важно отметить, отвечая на Ваш вопрос? Что все-таки цена формируется у нас с учетом рыночных механизмов. Но тем не менее все те наши усилия, которые я озвучил в своем докладе, позволят, скажем так, снизить себестоимость вылова водных биологических ресурсов. С учетом компенсации прямых затрат при строительстве судов, с учетом компенсации при строительстве рыбоперерабатывающих заводов это даст возможность нашим производителям рыбы снизить стоимость. И я очень надеюсь на то, что это отразиться и на цене конечного продукта. Я имею в виду, снизить себестоимость вылова и переработки рыбы. При этом, конечно же, на цену будут влиять мировые цены на наши водные биоресурсы. Но тем не менее будем регулировать внутренние цены с учетом того, что мы очень серьезно и в рамках госпрограммы, и стратегии развития предоставляем преференции нашим производителям рыбной продукции. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, к сожалению, нам надо оставить время на выступление. Если позволите, слово возьмет Валерий Андреевич Пономарёв, и на этом вопросы завершим. Нет возражений? Договорились.
Нет-нет, еще не всё. Два вопроса Вам будет.
Валерий Андреевич Пономарёв, пожалуйста.
В.А. Пономарёв, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Камчатского края.
Спасибо, Валентина Ивановна.
У меня два вопроса. Один вопрос будет, наверное, к министру, а второй – к Илье Васильевичу.
Первый вопрос. В постановлении вчера в комитете отразили переименование рыбопромысловых участков в рыболовные. Но там размазано сказано: до конца года. А участков у нас по стране 12 500. Поэтому хотелось бы от министра услышать, когда будет приказ, в каком месяце конкретно – в августе, в сентябре? Потому что людей очень много. И это должно быть в уведомительном порядке без каких-либо дополнительных документов. Это первый вопрос.
И второй вопрос. Когда принимали закон по второй части краба, 50 процентам, Илья Васильевич на вопрос Валентины Ивановны подтвердил, что они останутся по историческому принципу на срок действия договора, который есть, на 15 лет. Хотелось бы еще раз услышать это четко, ясно и понятно. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Дмитрий Николаевич, а потом Илья Васильевич. Или Илья Васильевич сначала?
Д.Н. Патрушев. Вот мы с Ильей Васильевичем переглянулись. Приказ в сентябре или в августе?
Председательствующий. Илья Васильевич, пожалуйста.
И.В. Шестаков. Если позволите, приказ уже в высокой степени готовности. Он будет направлен в Минюст на этой…
Председательствующий. Илья Васильевич, стоп! Подготовлен, направлен… Вам задали конкретный вопрос. Речь идет о приказе о порядке переоформления договора о пользовании рыбопромысловым участком, об этом. К нам обратилась всероссийская ассоциация рыбопромышленников – сказали, что задержка приведет к остановке промысла, участия предприятий. Ситуация ставит под угрозу добычу более 700 тыс. тонн продукции стоимостью до 80 миллиардов, как пишет ассоциация. Какая проблема приказ издать? Назовите дату, когда приказ будет издан и, как правильно сказали, в уведомительном порядке.
И.В. Шестаков. Приказ будет издан в течение трех дней, зарегистрирован в течение месяца в Минюсте. И мы всё прекрасно успеваем, переоформить участки, потому что срок подачи заявлений на переоформление там установлен 15 октября. Вся работа в территориальных управлениях…
Председательствующий. Придется все-таки в Минобороны Вас отправить. Четкий ответ, дата: когда приказ вступит в силу? Назовите дату.
И.В. Шестаков. 25 августа.
Председательствующий. Вступит в силу?
И.В. Шестаков. Да.
Председательствующий. А Вы говорите, еще месяц регистрация. А, с учетом регистрации.
И.В. Шестаков. С учетом регистрации.
Председательствующий. 25 августа. Зафиксировали.
Попрошу председателя комитета ответить руководителю ассоциации рыбопромышленников, который нам прислал письмо, что до 25 августа приказ будет издан и вступит в силу. Принимается. На контроль комитету.
Дальше. Следующий вопрос.
Д.Н. Патрушев. По крабам, Илья Васильевич, прокомментируйте.
И.В. Шестаков. Что касается крабов, здесь действительно обсуждение шло, и 50 процентов, как я и заявлял (сейчас все нормативно-правовые акты готовятся), 50 процентов долей крабов будет выставлено на аукцион. Остальные 50 процентов сейчас не рассматриваются.
Председательствующий. Уже более аккуратный ответ.
Д.Н. Патрушев. Там задавали вопрос по поводу 15 лет. Я так полагаю, что 15 лет, которые были закреплены ранее, они так и останутся. Правильно?
И.В. Шестаков. То, что было закреплено ранее на 15 лет, и останется. Единственное, за исключением тех видов крабов, которые были проданы на аукционах в 2016–2017 годах и не попадут сейчас вот в это распределение на аукционах.
Председательствующий. Спасибо.
И у меня один вопрос к Вам, один к министру.
Путина прошлого года. Мы рады тому, что в том числе благодаря закону, который так настойчиво продвигал Совет Федерации, о запрете дрифтерного лова, другим причинам объемы прибрежного вылова рыбы существенно растут (и в прошлом году выросли). Какие проблемы – Вы знаете не хуже меня. Ошиблись ученые, прогноз дали неправильный, в итоге могли выловить гораздо больше рыбы, так скажем, потому что не были готовы к таким объемам вылова рыбы рыбаки и рыбодобывающие предприятия.
В Советском Союзе был хороший опыт. Накануне путины министерством создавался штаб, куда входили ученые, руководители регионов, специалисты. И этот штаб управлял процессом, предвидел, готовил, помогал поддерживать. Я не призываю, у нас не плановая экономика, конечно, а рыночная, но это не означает, что вы должны быть вне процесса. В итоге очень много замечаний было высказано рыбаками.
Вы скажите, пожалуйста, когда Вы в последний раз лично встречались с рыбаками или с представителями рыбодобывающих предприятий? Вот лично Вы, когда Вы их собирали?
И.В. Шестаков. Штаб лососевой путины есть, мы проводили его открытие две с половиной недели назад, я лично его открывал. Так у нас еженедельно работает штаб лососевой путины, проводит мой заместитель со всеми регионами Дальнего Востока.
Председательствующий. То есть вы в этом году создали? В прошлом году такого штаба не было?
И.В. Шестаков. Этот штаб существует у нас уже пять лет. В этом году мы создали федеральный штаб…
Председательствующий. Ну, тогда его не заметили в регионах в прошлом году на путине. Может, он и существует, как Вы сказали, но почему-то в регионах его работу не заметили. Поэтому просьба к Вам на будущее, чтобы все-таки такого рода организационные форматы по подготовке к путине, по организации путины работали.
Тогда ответьте еще на один вопрос, я хотела задать. Светлана Петровна его задала, я тогда сформулирую короче. Такой вылов рыбы – а цена такая же, потому что рыбу не довозят до центральных регионов России, потому что у нас не хватает рефрижераторов, потому что у нас железная дорога, а точнее, частные компании от железной дороги, на время путины, этого активного периода, завышают так тарифы, что цена на рыбу становится золотой. Вот за это кто-нибудь отвечает в стране? Или это будет такая же стихия?
Ведь много сказано, и министром сказано, и многое делается. Но люди должны ощущать результаты этой работы, понимаете? Люди должны ощущать результаты государственной поддержки в виде ассортимента рыбы на полках и снижения цены. Путина большая, рыбы много выловили – цена должна сразу упасть, а она не падает. Где здесь слабые звенья? И что надо сделать Вам, как руководителю всей рыбохозяйственной отрасли страны, для того чтобы все-таки на людей эти меры работали?
И.В. Шестаков. Валентина Ивановна, если позволите… Три составляющих здесь есть. Первая – это инфраструктура, над которой мы сейчас активно работаем. И я могу сказать, что два года уже существуют у нас маршрутные поезда, которые достаточно быстро привозят рыбу в центральные регионы России. Не хватает, действительно, есть проблема с холодильными мощностями на Дальнем Востоке, портовыми именно, над этим мы активно работаем.
Вторая составляющая – это, конечно же, то, что для рыбаков гораздо более выгодно вывезти рыбу на экспорт. В этой связи мы подготовили поправки в Налоговый кодекс, которые будут давать преференции по уплате ставки сбора за пользование ВБР тем предприятиям, которые будут поставлять рыбную продукцию в том числе на внутренний рынок, а мы будем это отслеживать за счет системы электронной ветеринарной сертификации.
Ну а третий вопрос, который, к сожалению, нам не удается решить никак… Рыба на Дальнем Востоке, если даже брать сегодня… Минтай, например, стоит 85 рублей. Транспортные расходы там даже с учетом сезонности все равно достигают не более 10–15 процентов, а, к сожалению, реализация здесь идет уже с наценкой в 200–220 процентов. И, к сожалению, действительно, с торговыми сетями нам не удается до конца решить этот вопрос.
Председательствующий. Коллеги, командными методами цену не установить. Надо разложить состав цены на составляющие и понять, где нужно регулирование – не командами, а экономическими, мотивационными, финансовыми и иными мерами. Действительно, Дмитрий Николаевич сказал о большой государственной поддержке.
Но если государство оказывает такую поддержку рыбохозяйственной отрасли, то оно вправе определять какие-то правила. Вы говорите – выгодно за рубеж... Ну, давайте мы сначала свой рынок закроем в достаточном объеме и подумаем, как это сделать, как мотивировать эти предприятия, а не так – к нам из Вьетнама, Китая выгодно везти такую уже совсем перемороженную, замороженную рыбу, а свою рыбу мы будем отправлять куда-то. Люди не видят рыбы нормальной.
Коллеги, иначе… Оценка эффективности вашей работы будет зависеть от того, доступна ли рыба нашим гражданам, есть ли полный ассортимент на полках и какова ее цена. Если этого не будет, все ваши усилия ничего не стоят. Поэтому проанализируйте всю эту ситуацию.
Еще раз… Я не призываю к командным методам, я не призываю… но влиять государство на это должно. Продумайте, за счет каких мер и как людей накормить хорошей, вкусной рыбой, которой так много вылавливается у нас в стране. (Аплодисменты.)
Спасибо, Илья Васильевич.
К Вам, Дмитрий Николаевич, вопрос. Вы говорили об инвестиционных квотах. Очень хорошая история, правильно. Но мы лет 15 слышим: у нас инвестиционные квоты, у нас будут строиться суда на наших верфях, рыболовецкие, перерабатывающие заводы. Вы сказали, что 43 судна в ближайшем будущем появятся, и 24, по-моему, если я не ошибаюсь, завода. Вы сами верите в эти цифры? Если Вы верите в эти цифры, скажите, где уже заложены эти суда, на каких верфях? Сколько их заложено? Или это опять "обещалки" под получение инвестиционных квот, отсутствие должного контроля и, соответственно, свои суда не производим?
Д.Н. Патрушев. Валентина Ивановна, действительно свои суда производятся. Буквально недавно…
Председательствующий. Ну, два судна. Или сколько?
Д.Н. Патрушев. Нет-нет, больше.
Председательствующий. Ну, сколько?
Д.Н. Патрушев. Сколько сейчас заложено, Илья Васильевич?
И.В. Шестаков. Заложено уже более 20 судов, и на все есть финансовая гарантия: в случае если их не построят, будет компенсация из федерального бюджета.
Д.Н. Патрушев. Мы буквально две недели назад были на спуске судна "Скорпион"...
Председательствующий. Да я знаю, но это единичный случай. Нам надо обновить флот. Коллеги, изношенность нашего рыболовецкого флота колоссальная! И 20 судов, которые, Вы сказали, заложены (если можно, дайте мне справку, на каких верфях, где заложены), – это капля в море. Должен быть системный план обновления всего нашего рыболовецкого флота. Покажите, сколько судов, каких судов должно быть, кто будет вкладывать эти инвестиции, на каких заводах? Ну, рывок нужен, понимаете?! Президент поставил задачу: везде должен быть рывок. А мы вот такими маленькими, маленькими шажками для галочки… Ну, сделайте рывок!
Скажите, пожалуйста, через сколько лет все суда будут обновлены и старые списаны? Вот как Вы это видите, Илья Васильевич?
И.В. Шестаков. Валентина Ивановна, задачи у нас такой – полностью весь флот списать и построить новый – не стоит, потому что все-таки у нас есть действующий флот.
Председательствующий. Да весь не надо – вышедший, изношенный флот. Сколько процентов на сегодня изношенного флота?
И.В. Шестаков. Валентина Ивановна, по тем соглашениям, которые у нас уже твердо с рыбаками подписаны на строительство, мы обновим флот по мощности (потому что это совершенно новый тип судов) на 65 процентов на Северном бассейне и на 25 процентов на Дальневосточном бассейне только за счет механизма инвестиционных квот. Мы сейчас не берем вторую программу, связанную с компенсацией 30 процентов затрат для строительства крупнотоннажных…
Председательствующий. Хорошо. Давайте мы так договоримся. Я попрошу комитет по аграрно-продовольственной политике.
Алексей Петрович Майоров, отдельно просьба: подготовьте этот вопрос, расскажите нам подробно, сколько у нас отечественного рыболовецкого флота, какой процент износа, где, в каком объеме, и представьте график ваших действий, мер, которые позволят, условно, через пять – максимум через 10 лет обновить вышедший из строя, уже полностью отработанный отечественный флот. Покажите… Вот по Минобороны у нас есть полная ясность – что в таких-то войсках заменено полностью на новое вооружение на 70 процентов, через два года будет 85, суда, самолеты и так далее. Вот сделайте такой план и покажите, что вы управляете этим делом, что вы сотрудничаете с бизнесом, что вы раздаете квоты не направо, налево, не пойми как, а под развитие отрасли. Алексей Петрович, пожалуйста, проведите отдельное расширенное заседание комитета осенью с рассмотрением этого вопроса и доложите потом на пленарном заседании. Спасибо.
И, Дмитрий Николаевич, Вас прошу тоже взять на контроль эту тему, связанную с обновлением нашего флота. Такие "корыта" ходят по морям и океанам, что я не знаю, как они вообще… А условия работы рыбаков посмотрите.
Что мешает?! Деньжищ заработали за это время рыболовецкие компании много! Пусть инвестируют, пусть не ситуативно "снимают сливки", а смотрят в будущее. А вы им создайте условия, чтобы они понимали, что условия будут стабильными, что они вложат инвестиции и никто у них завтра ничего не отнимет, не пересмотрит правила.
Коллеги, давайте поглубже (ладно?) рыбу ловить и поглубже проблемы решать. Спасибо.
Дмитрий Николаевич, спасибо Вам большое на самом деле за очень хороший доклад и за те меры, которые предполагается принять. Благодарю Вас.
Теперь давайте послушаем аудитора Счетной палаты Сергея Анатольевича Агапцова.
Пожалуйста, Сергей Анатольевич, Вам слово.
С.А. Агапцов, аудитор Счетной палаты Российской Федерации.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые сенаторы, уважаемый Дмитрий Николаевич, уважаемые коллеги! Вопросы анализа результативности мер господдержки рыбохозяйственного комплекса являются предметом пристального внимания Счетной палаты.
Проверки осуществлялись в рамках формирования и исполнения федерального бюджета, аудита госпрограммы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" и ряда тематических мероприятий. В установленном порядке все материалы были направлены в Совет Федерации, а представления и письма – прежнему руководству министерства.
Дмитрий Николаевич в своем выступлении отметил положительные моменты, связанные с развитием отрасли. Это увеличение добычи водных биоресурсов, увеличение объемов производства рыбной продукции и другие позитивные моменты. Для нас в Счетной плате особо отрадно, что прибыль предприятий отрасли (а это ключевой показатель жизнеспособности отрасли) в 2018 году выросла почти на 23 процента. Идет рост инвестиций в отрасль. Все это свидетельствует о попытках выхода на траекторию устойчивого роста. Однако стратегическую цель, обозначенную в прежней стратегии еще в 2009 году, а именно осуществить переход от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития рыбохозяйственного комплекса, реализовать пока не удалось. Мы надеемся, что новая стратегия, предлагаемая сегодня министром, как раз и направлена на ее окончательное решение.
Наши проверки выявили ряд факторов, сдерживающих динамичное развитие отрасли, на которые министерству, на наш взгляд, необходимо обратить особое внимание.
Первое (об этом уже здесь говорилось, но я повторю) – это высокая степень износа основных фондов. По данным Росрыболовства, средний возраст рыбопромысловых судов составляет более 30 лет. За девять лет за счет федерального бюджета было построено и модернизировано всего шесть судов. Как мы понимаем, частный бизнес здесь также не проявляет активного интереса.
В 2009–2018 годах на указанные цели было предусмотрено из бюджета 1,2 млрд рублей (небольшие, казалось бы, средства), однако использовано их всего на сумму более 500 млн рублей. Данная мера господдержки не была востребована в том числе и в силу высоких процентных ставок по кредитам.
Второе – проверками выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств. Так, Росрыболовством не решен вопрос о дальнейшем использовании шести судов морского класса. Их строительство было начато в 2002–2010 годах. Техническая готовность на сегодняшний день составляет от 50 до 90 процентов. Из-за отсутствия надлежащей консервации суда и оборудование пришли в негодность и утратили свою рыночную стоимость. В результате неэффективные расходы федерального бюджета на строительство этих судов составили более 500 млн рублей.
Третье – критическое состояние портовой инфраструктуры. В большинстве случаев гидротехнические сооружения не используются для обслуживания судов рыбопромыслового флота, а используются для перевалки непрофильных грузов, таких как уголь, лес, металлолом, удобрения. В результате текущее состояние гидросооружений не позволяет обеспечить их безопасную и эффективную эксплуатацию, поэтому судовладельцы стремятся получить эти услуги в иностранных портах.
И последнее – это сокращение научно-исследовательских и поисковых работ по оценке состояния сырьевой базы. Количество научных экспедиций сокращается, объемы финансирования из бюджета мизерные. Происходит старение научно-исследовательских судов. Суда больше ремонтируются и стоят в порту, чем используются по назначению.
Несмотря на предусмотренные в 2016, 2017 годах в федеральном бюджете средства, Росрыболовством на эти средства реконструкция проведена не была, деньги были перераспределены на иные цели (завершаю).
Мы надеемся, что новая стратегия развития отрасли до 2030 года позволит минимизировать негативное влияние озвученных факторов и будет способствовать выпуску качественной, экономически обоснованной по цене, конкурентоспособной продукции, что, в свою очередь, обеспечит насыщение внутреннего рынка и усилит позиции России на мировых рынках рыбной продукции. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Анатольевич. Благодарю Вас за конкретное выступление.
Коллеги, просьба к выступающим: по минуте. Давайте попробуем оперативно. Основные моменты называйте.
Игорь Николаевич Каграманян, пожалуйста.
И.Н. Каграманян, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ярославской области.
Спасибо большое, Валентина Ивановна.
Уважаемый Дмитрий Николаевич! Развитие товарного рыбоводства имеет важнейшее значение для регионов Центральной России – в частности, для моей родной Ярославской области.
Я хотел бы поблагодарить Вас и коллектив Росрыболовства за то, что при подготовке "правительственного часа" и проекта постановления нашли отражение и сформулированные нашим регионом и закрепленные в постановлении Совета Федерации "О государственной поддержке социально-экономического развития Ярославской области" меры господдержки товарного рыбоводства и товарной аквакультуры – в частности, рассмотрение возможности субсидирования части прямых затрат. И хотелось бы выразить надежду и уверенность, что эти конкретные меры могут быть реализованы уже в ближайшем плановом бюджетном цикле. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Николаевич. Четко, конкретно.
Виктор Мельхиорович Кресс, пожалуйста.
В.М. Кресс, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Томской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Те вопросы, которые я хотел в своем выступлении поднять, уже здесь были подняты.
Первое. Для нас, для многих регионов, расположенных вдали от океанов и морей, актуальным является развитие рыболовства на внутренних водоемах. И здесь, мне кажется, в стратегии шире надо этот вопрос прописать, с тем чтобы было понятно, что нам, регионам, вместе с федеральным центром делать, в том числе и по разведению рыбы.
И вторая часть – по ценам. Я просто приведу…
Валентина Ивановна, Вы уже поднимали этот вопрос, и Светлана Петровна. Это действительно главный вопрос. И, наверное, в нашем постановлении именно на это должен быть сделан упор.
Я приведу пример. В Томске цена на простую морскую рыбу, ледяную, составляет 900–1000 рублей за 1 килограмм. На пакетике иероглифы написаны. Когда чистишь эту рыбу, то поедаемая часть становится в два раза меньше. Таким образом, цена – около 2 тыс. рублей за 1 килограмм.
Скажите, какой пенсионер или человек с низкими доходами может купить такую рыбу?
Мы можем красивые стратегии, все, что угодно здесь рассказывать, но вот… И такой порядок цифр на всю остальную морскую рыбу в нашем регионе. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Виктор Мельхиорович. Поддерживаю полностью.
Николай Васильевич Фёдоров, пожалуйста.
Н.В. Фёдоров, первый заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики.
Спасибо.
Уважаемая Валентина Ивановна, у меня, скорее всего, просто пожелания такие, я надеюсь, добрые Дмитрию Николаевичу в адрес моего родного Минсельхоза.
Расчеты Минсельхоза показывают, что среднедушевое потребление рыбы и рыбной продукции населением в 2017 году составляло 19,6 килограмма на человека в год, в 2018 году – 19,8 килограмма. Но все это, как говорят наши эксперты, все эти показатели рассчитываются в сырце. Эксперты оценивают уровень потребления населением рыбы и рыбной продукции с учетом разъяснений Минздрава о том, что в потреблении учитывается только рыба потрошеная и обезглавленная, в размере 15 килограммов на человека. Рекомендуемая Минздравом минимальная норма потребления для здорового человека – 22 килограмма. Поэтому сейчас, разрабатывая и окончательно принимая стратегию до 2030 года, я бы, очень переживая за эту тему, просил бы еще раз уточнить все параметры по объективной оценке того, какими темпам мы двигаемся к достижению порогового значения медицинской безопасности для здоровья населения.
И второй момент, Дмитрий Николаевич, по поводу развития товарной аквакультуры. Они слишком скромные. Вы сказали, к 2030 году по проекту стратегии, который вы внесли в правительство, предполагается увеличение существенное (почти в два раза) – 618 тыс. тонн продукции аквакультуры. Вы хорошо знаете, в Китае более 40 млн тонн производят, во Вьетнаме порядка 4 млн тонн в год продукции аквакультуры.
Мы претендуем к 2030 году на 618 тыс. тонн. Это очень скромно, и я думаю, что надо в рамках возможной корректировки госпрограммы развития сельского хозяйства все-таки прибавить дополнительные меры господдержки, для того чтобы… Ну, на 1 млн тонн мы можем выйти в нашей огромной стране с такими водными ресурсами? Конечно, можем, надо просто более амбициозные задачи ставить, мне кажется.
И по поводу любительского рыболовства. Ничего об этом не было сказано. С 1 января 2020 года этот многострадальный закон начинает действовать. Должно быть принято семь подзаконных актов.
Валентина Ивановна, пока один подзаконный акт принят (до 1 января остается несколько месяцев), а когда будут приняты шесть подзаконных актов – нам, комитету по аграрно-продовольственной политике пока неизвестно. Если они не будут приняты, закон не заработает должным образом снова. Поэтому просьба обратить внимание на эти обстоятельства.
И последнее. Пользуясь случаем, Валентина Ивановна, поскольку есть Ваше поручение нам отработать завтра на парламентских слушаниях тему "О комплексе первоочередных мер, направленных на обеспечение ускоренного развития отечественных селекции и семеноводства" в связи с неудовлетворительным, по Вашей оценке, состоянием дел по выполнению поручения председателя правительства по итогам встречи членов Совета палаты с премьер-министром, мы вынуждены констатировать, что надо принять, Дмитрий Николаевич, дополнительные меры. Мы к Вашим услугам.
Дело в том, Валентина Ивановна, что дело селекции и семеноводства при мне еще было в ведении Россельхозакадемии, потом это было передано в ФАНО, сейчас институт селекции и семеноводства находится не в ведении Минсельхоза, а в ведении министерства науки. Кураторы там – Котюков, Голикова, а Алексей Васильевич Гордеев формально не имеет отношения к институту селекции и семеноводства. То есть там очень много вопросов.
В том числе сокращение численности агрономов, Дмитрий Николаевич, в аграрных вузах. Вот у меня есть цифры по подготовке агрономов. В 2017 году в аграрных вузах училось 16 тысяч студентов-агрономов, а в 2018 – уже 13 600. Идет сокращение бюджетных мест на подготовку агрономов. Селекционеров у нас осталось… В растениеводстве в 2014 году было 1,5 тысячи, в 2018 году 1,2 тысячи осталось. В животноводстве в 2014 году было 300 специалистов по селекции, а в 2018 году – 240. В общем, очень плохие показатели. Кадры решают все, особенно в этом деле.
Поэтому, Дмитрий Николаевич, просьба завтра максимально нам навалиться на эту проблему с Вашими заместителями, курирующими эту тему.
И, может быть, нам придется, Валентина Ивановна, по моему убеждению, вносить предложения в правительство, поскольку (я привел примеры) в министерстве науки – селекция и семеноводство, а Минсельхоз как бы в стороне от этого дела. Это не здорово. Все-таки от Министерства сельского хозяйства ожидают достижений в общественном мнении. И это требует обстоятельного обсуждения и принятия соответствующих рекомендаций от Совета Федерации. Спасибо.
Председательствующий. Задача парламентских слушаний и состоит в том, чтобы вместе с министерством, со специалистами, экспертами выработать предложения, которые затем должны реализовываться под нашим контролем. Так что готовьте. Тема действительно очень важная.
Алексей Петрович Майоров, председатель комитета. Пожалуйста.
А.П. Майоров, председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Калмыкия.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Во-первых, мне хотелось бы поблагодарить министра Дмитрия Николаевича Патрушева, его команду, наших коллег-сенаторов за активную работу по подготовке сегодняшнего "правительственного часа".
Наш комитет подготовил проект постановления палаты по обсуждаемому сегодня вопросу. Мы постарались максимально учесть все замечания и предложения, которые были высказаны при подготовке сегодняшнего мероприятия. Также мы обязательно учтем все те…
Валентина Ивановна, и все Ваши поручения мы обязательно учтем в итоговом документе, и предложения наших коллег-сенаторов, высказанные в ходе сегодняшнего заседания. От тех, кто не успел, мы до конца сегодняшнего дня ждем еще предложения в итоговый проект документа, который мы будем сегодня предлагать принять за основу, а 26 июля на заключительном заседании будем предлагать принять в целом.
Комитет предлагает принять сегодняшнее постановление за основу. Спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6613387.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments