leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

МФО запретили выдавать займы под залог жилья – принят закон – Аксаков появился целый бизнес

МФО запретили выдавать займы под залог жилья – принят закон – Аксаков появился целый бизнес по отъему жилья – Жириновский Сколько загубленных жизней Мы предлагали исключить жилье одинокого пожилого человека из всех договоров – Алексей Куринный Рубим хвост собаке по чуть-чуть Запретить МФО как таковые Ограничить 30% – Игорь Дивинский Откровенные бандиты ЕР считает запретами не решим
2. 684667-7 Госдума в итоге выступлений по мотивам голосования приняла закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части предотвращения неправомерных действий при осуществлении микрофинансовой деятельности)
Документ внесли Депутаты ГД В.В.Володин (ЕР), А.Г.Аксаков (СР), В.В.Жириновский (ЛДПР), И.И.Мельников (КПРФ), Члены СФ В.И.Матвиенко, Е.В.Бушмин, С.Н.Рябухин, Н.А.Журавлев
Он принят во втором чтении 23.07.19.
Представил председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Законопроектом вносятся изменения в ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О потребительском кредите (займе)», «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Предлагается, в частности:
- наделить Совет директоров Банка России полномочиями по определению максимального размера процентной ставки по займам, предоставляемым кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой. Решение об определении указанной ставки подлежит обязательному официальному опубликованию в течение 10 дней со дня его принятия;
- расширить регулятивные функции Банка России в отношении микрофинансовых организаций;
- предоставить микрокредитным компаниям (наравне с микрофинансовыми компаниями) возможность поручать проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента – физического лица, идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца кредитным организациям;
- ужесточить требования к микрокредитным компаниям, в т.ч. в отношении органов управления, их учредителей (участников), раскрытия информации (по аналогии с требованиями в отношении микрофинансовых компаний);
- установить минимальный размер собственных средств (капитала) микрокредитной компании (1 млн руб. с 01.07.2020 г.; с ежегодным увеличением до 5 млн. руб. на 01.07.2024 г. (по 1 млн руб. в год));
- запретить микрофинансовым организациям (за исключением случаев, когда учредителем (акционером, участником) такой организации является государство или муниципалитет) выдавать займы физическим лицам, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, под залог жилого помещения, принадлежащего заемщику или иному физлицу, под залог доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика или иного физ. лица, а также под залог права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физ. лица – залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве;
- предусмотреть возможность для микрокредитной компании поручать кредитной организации на основании договора проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента – физического лица;
- уточнить, что ипотечные кредиты (займы) вправе выдавать кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, учреждение, созданное по решению Правительства РФ для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Минобороны России функций уполномоченного ФОИВа, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы военнослужащих, единый институт развития в жилищной сфере (АО «ДОМ.РФ»), а также организации, осуществляющие деятельность по предоставлению ипотечных займов в соответствии с требованиями, установленными единым институтом развития в жилищной сфере, и включенными в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов. Указанный перечень подлежит опубликованию на интернет-сайте единого института развития в жилищной сфере. Порядок его формирования, а также требования, предъявляемые к включаемым в него организациям, устанавливаются Правительством РФ.
ФЗ вступает в силу с 1 октября 2019 г. за исключением отдельных положений.
Третье чтение 419 0 1 12:35

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к рассмотрению 2-го вопроса нашей повестки. Из блока "Законопроекты третьего чтения". О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич.
Аксаков А. Г., председатель Комитета ГД по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Законопроект внесен представителями всех фракций во главе с руководителями обеих палат парламента, и он направлен на предотвращение неправомерных действий в отношении граждан при осуществлении микрофинансовыми организациями микрофинансовой деятельности. Он запрещает микрофинансовым организациям выдавать займы под залог жилья. У нас, к сожалению, сложилась такая ситуация, что появился целый бизнес — выдавать займы под залог жилья, под высокие проценты, и потом, когда граждане не могут обслуживать такие займы, у них забиралось последнее жильё. Вот для того чтобы таких случаев больше не было, соответствующая норма в этом законопроекте прописана.
Одновременно ужесточаются требования к микрокредитным организациям, в том числе репутационные требования. Руководителями, собственниками, учредителями микрокредитных организаций не могут быть люди с уголовным прошлым, судимостью, те, кто ранее довёл до банкротства иные финансовые организации.
Ну и предусмотрено существенное увеличение требований по капиталу микрокредитных организаций. Сейчас для того чтобы такую организацию открыть, необходимо 10 тысяч рублей. Предлагается увеличить до 5 миллионов рублей. Естественно, это поэтапно.
Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поддержать.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, по мотивам от фракций, пожалуйста, включите запись.
Это очень важный законопроект, коллеги, поэтому, возможно, захотите высказаться.
Покажите список.
Жириновский Владимир Вольфович. Подготовиться Куринный.
Жириновский В. В., руководитель фракции ЛДПР.
У нас 28 законов в третьем чтении, можно было бы по каждому выступить, но это полтора часа нужно только одному. Чтобы никого не утомлять, я только но одному этому (2-й пункт).
Наконец мы ввели ограничение. У нас, сколько загубленных душ и жизней? Почему всегда законы принимаем, которые потом нужно обязательно дополнять, и именно в интересах физической безопасности наших граждан?
А ведь мы от фракции ЛДПР давно предлагали вообще исключить жилую площадь одинокого человека из любых договоров, вообще не подлежит, и все нотариусы должны об этом знать и органы опеки. Пусть пожилой человек живет в этой квартире, и никто никогда к нему в дверь не постучит.
Вот мы тут... Нам отказали принять закон по коллекторам, вот по всей стране и продолжаются издевательства, тот принятый закон, он малоэффективен. Здесь тоже мы идем, шаг вперед, мы ограничили, 365 процентов, конечно, не всякий пожилой пенсионер поймет, что это значит, 365. Это значит, что в 3,6 раза он вернет больше, занял 10 тысяч, а вернет 36 тысяч.
Это тоже нужно додуматься, что это такое. В Казахстане проще, там 100 процентов они вернут, то есть занял 10 тысяч, вернешь 20 тысяч. Ну, наверное, это вот как бы максимальная процентная ставка.
Но большая вина всё-таки этих микрофинансовых организаций, их должно быть меньше, как и банков, они должны всё проверять, ну и рекомендовать гражданам всё-таки не брать эти кредиты. Ну в советское время был нормальный процесс, процедура - касса взаимопомощи: в каждом трудовом коллективе сами граждане собирали сумму определенную, давали местному своему заемщику, и так в течение года каждый мог эту ссуду получить. Вот даже фильм "Зигзаг удачи", там эта показана ссудная касса.
А мы привязали как и жилье к банкам, и вот мы получили очень много отрицательного, поэтому тут мы вводим это правило, но это, надо надеяться, будет промежуточный он, чтобы всё-таки Центральный банк усилил контроль в сфере установки максимальной ставки на кредит, кто-то будет злоупотреблять, не поймет, что это вот... С какого числа мы это вводим? Даже я не очень пойму. И кто-то будет обманывать, скажет, с нового года или через два года. Чтобы четко все знали, что мы больше не позволим ни одной микрофинансовой организации давать такие грабительские проценты, которые гражданин вернуть не может, и вообще дать им возможность в другом месте занимать. Это вполне можно организовать, чтобы не было трагедий, как и с коллекторами, как с обманутыми дольщиками и так далее, то есть надо защитить наших граждан.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Вольфович. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, предлагаемый законопроект, безусловно, шаг вперёд, но создаётся такое ощущение, что мы рубим хвост собаке по чуть-чуть: раз ограничили, два ограничили, три ограничили, не решая в принципе самый главный и принципиальный вопрос, о котором в принципе Владимир Вольфович говорил, - неподъёмные ставки кредитов.
Да, может быть, там будет 300 процентов в следующем году, потом 150 процентов, потом, может быть, 100 процентов, но это не решение проблемы. Большинство стран мира цивилизованных прошло по этому пути. И я напомню, что Китайская Народная Республика четыре года назад или пять лет назад ограничила максимальный процент по всем кредитам 30 процентами, потому что почувствовала эту опасность, и эту же опасность, об этой же опасности говорят сегодня и наши руководители правительства. Господин Орешкин озвучивал сегодня вот этот мыльный пузырь, который надувается в виде кредитов, которые берёт население, доходы которого падают, с другой стороны.
К 16 триллионам сегодня приближается эта сумма, и пускай доля микрофинансовых организаций в структуре этого долга, может быть, и не большая, но всё-таки это самая острая проблема.
Шесть миллионов наших граждан сегодня уже просрочили выплату по кредитам, два миллиона не отдадут их никогда. Два миллиона человек, вы вдумайтесь, и эта цифра растёт. Это колоссальная цифра, это колоссальная масса людей, которым нечего терять, по большому счёту будет завтра, у которых отнимают жильё, у которых накладывают, скажем так, на имущество или там на основные доходы ограничения, которые выплачивают сегодня по 50 процентов своей небольшой пенсии или небольшой зарплаты, минимальной зарплаты, которые живут впроголодь, и завтра они будут готовы, ещё раз повторяю, на всё для того, чтобы избавиться от этой удавки.
Поэтому фракция предлагает на сегодня и предлагала неоднократно, первое, запретить, микрофинансовые организации как таковые и второй вариант - это ограничить максимальную ставку по кредитам 30 процентами, хотя бы как в Китае. После этого можно будет о чём-то говорить.
Все прочие доводы о том, что вроде как люди наши пойдут к каким-то там частным инвесторам, частным банкирам, частным лицам и будут у них брать эти самые кредиты, а потом бандитским методом у них будут их изымать
или добиваться их возвращения, ну, абсолютная глупость. Законодательство
сегодня уже настроено таким образом, что частное лицо, тем более физическое, не может давать никаких кредитов, более того, не может требовать их возврата, не может требовать никаких процентов. И, слава богу, сегодня мы живём уже не в 90-х годах, когда паяльник и утюг были основными средствами выбивания долгов.
Сегодня мы живём в относительно правовом государстве и подобные методы уже недопустимы и поэтому надо сделать нормальный и решительный шаг, запретить микрофинансовые организации в принципе как таковые.
Второе. Ограничить процентную ставку. И после этого уже говорить о том, что мы действительно наводим порядок в этой схеме. В противном случае надувание мыльного этого пузыря будет продолжаться и дальше и чем это закончится - это ещё очень большой вопрос, и для страны в целом, и для нашего общества.
Фракция поддержит данный законопроект, но считает, что это лишь небольшой шаг в улучшении ситуации. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Слово предоставляется Дивинскому Игорю Борисовичу, "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Дивинский И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как вы уже ранее слышали, президент поручил нам принять меры в целях предотвращения неправомерных действий в отношении граждан при осуществлении микрофинансовой деятельности и деятельности по возврату просроченной задолженности.
Так вот принятие этого законопроекта позволит подчистить рынок от недобросовестных участников. Не секрет, под видом микрокредитных организаций часто действуют откровенные бандиты и мошенники, они работают вне правового поля и их единственной целью является завладение жильём граждан, имевших несчастье обратиться за небольшой суммой займа в такие микрокредитные организации.
Мы часто слышим призывы к запрету такой деятельности, а как быть тем 15,5 миллионам наших граждан, которые пользуются такой услугой?
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что запретами мы не добьёмся ожидаемого результата, нужно грамотное регулирование и умение находить консенсус.
Этот закон призван защитить простых людей, давая возможность получать небольшие кредиты на короткий срок в соблюдающих закон микрокредитных организациях и избавить рынок от большой части недобросовестных и откровенно преступных образований.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие этого законопроекта в третьем чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, ставится на голосование 2-й вопрос повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пожалуйста, включите режим голосования.
Коллега Москвичев, вы не перепутали рабочее место?
Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 35 мин. 39 сек.)
Проголосовало за
419 чел.
93,1 %
Проголосовало против
0 чел.
0,0%
Воздержалось
1 чел.
0,2 %
Голосовало
420 чел.
Не голосовало
30 чел.
6,7 %
Результат: принято
Федеральный закон принят. 419 — за, против — нет, воздержался - 1.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments