leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Освобождение от НДС ввоза самолетов и двигателей – первое чтение

Освобождение от НДС ввоза самолетов и двигателей – первое чтение
41. 733024-7 Госдума в итоге затянувшегося злого обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ» (в части налогового стимулирования развития гражданской авиации)
Документ внесен правительством 18.06.19.
Представил замминистра финансов Илья Трунин.
Член комитета по бюджету и налогам Айрат Фаррахов.
Законопроектом предлагается:
1) Освободить от обложения НДС ввоз на территорию РФ:
- судов, подлежащих регистрации в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника специального административного района в соответствии с ФЗ «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» (далее – лица, получившие статус участника САР);
- гражданских воздушных судов при условии представления в таможенный орган копии свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ;
- гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, при условии представления в таможенный орган копии свидетельства (сертификата) о регистрации гражданского воздушного судна в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства, которому в соответствии с международным договором РФ переданы полностью или частично функции и обязанности государства регистрации (положение утрачивает силу с 1 января 2023 г.)
- авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории РФ гражданских воздушных судов;
- печатных изданий, опытных образцов и (или) их составных частей, необходимых для разработки, создания и (или) испытания гражданских воздушных судов и (или) авиационных двигателей (при условии представления в таможенный орган документа, подтверждающего целевое назначение ввозимого товара, выданного Министерством Промышленности и торговли РФ по установленной форме);
Установить «нулевую» ставку НДС в отношении:
- операций по реализации воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, а также работ (услуг) по строительству гражданских воздушных судов (при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных положениями НК РФ);
- операций по реализации авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории РФ гражданских воздушных судов, (при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных положениями НК РФ);
- операций по реализации услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, по договорам аренды (лизинга) (при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных положениями НК РФ);
3) Не учитывать в целях налога на прибыль организаций доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов лицами, получившими статус участника САР;
4) Исключить из объектов обложения транспортным налогом и налогом на имущество организаций водные и воздушные суда, зарегистрированные соответственно в Российском открытом реестре судов и Государственном реестре гражданских воздушных судов лицами, получившими статус участника САР;
5) Для плательщиков страховых взносов, получивших статус участника САР, которым принадлежат суда, зарегистрированные в Российском открытом реестре судов, – установить на период до 2027 года включительно тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование в размере 0% в отношении выплат и иных вознаграждений членам экипажей указанных судов за исполнение трудовых обязанностей члена экипажа судна.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Первое чтение 325 58 0 15:18

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении 41-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства заместитель Министра финансов Илья Вячеславович Трунин.
Пожалуйста, Илья Вячеславович.
Трунин И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Добрый день! Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты!
Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс" в целом направлен на развитие и поддержку гражданской авиации в Российской Федерации.
Законопроект содержит два взаимосвязанных блока. Первый блок связан с тем, что на уровне Евразийской экономической комиссии Евразийского экономического союза в конце этого года, 31 декабря этого года, утрачивает силу норма о полном освобождении ввозимых воздушных судов при их временном ввозе.
Наши партнёры по ЕврАзЭС и мы вместе с ними договорились о том, что мы на уровне временного ввоза воздушных судов льготу больше предоставлять не будем. Договорились о том, что льгота по пошлине будет действовать до 2023 года, а льготу по НДС каждое из государств предоставит на своём уровне самостоятельно.
Соответственно, Правительство Российской Федерации предлагает освободить от НДС ввоз на территорию России гражданских воздушных судов, подлежащих государственной регистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов.
Речь идет как о самолетах, так и о вертолетах, для простоты в дальнейшем буду говорить только о самолетах, хотя вертолеты сюда тоже попадают. Это освобождение аналогично уже действующему освобождению от НДС ввоза в Россию морских судов, которые регистрируются в Российском международном реестре судов.
Кроме того, для создания российских перспективных гражданских самолетов, законопроектом предлагается освободить от НДС ввоз авиационных двигателей и запчастей, используемых для ремонта и модернизации гражданских самолетов, а также ввоз технической документации.
Понятно и совершенно очевидно, что мы не можем дискриминировать собственное производство самолетов, поэтому законопроектом одновременно предлагается облагать по нулевой налоговой ставке налога на добавленную стоимость реализацию гражданских самолетов, зарегистрированных в Российском реестре воздушных судов, услуги по строительству таких самолетов, передачу по договорам лизинга этих самолетов, а также как и при ввозе, реализацию авиационных двигателей и запчастей, используемых для строительства и ремонта, и модернизации таких самолетов.
На временной основе, на период до 1 января 2023 года освобождение ввоза в Российскую Федерацию самолета будет осуществляться, в случае одобрения законопроекта, без обязательного условия о регистрации этих самолетов в российском реестре. Это обусловлено тем обстоятельством, что у крупнейших российских авиакомпаний сейчас самолеты в основном находятся в иностранных реестрах, они принимают меры для их перерегистрации, но это в связи с заключенными договорами финансирования и лизинга займет не один год. Мы предлагаем до 1 января 2023 года.
Второй блок составлен, направлен на создание налоговых стимулов для развития специальных административных районов на территории Калининградской области, остров Октябрьский и Приморского края, остров Русский.
В частности, предлагается также освободить от НДС ввоз вводных судов, подлежащих регистрации в Российском открытом реестре участниками специальных административных районов, не облагать налогом на прибыль от дохода судовладельцев указанных водных судов, зарегистрированных в таком реестре, освободить их от налога на имущество и транспортного налога, причем это будет касаться, в случае одобрения, как водных судов, так и воздушных. На временный период до 2027 установить для участников специальных административных районов в части эксплуатации этих судов ставку страховых взносов ноль процентов, а также снять имеющиеся препятствия для перерегистрации иностранных компаний в специальные административные районы.
Полагаем, что принятие представляемого сегодня законопроекта послужит развитию и модернизации гражданской авиации в России, перерегистрации самолетов в российские реестры и в целом снижению стоимости авиаперевозок. Просим поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Илья Вячеславович, присаживайтесь. С содокладом вступает Айрат Закиевич Фаррахов от Комитета по бюджету и налогам.
Фаррахов А. 3., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, правительство внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", концепция которого направлена на решение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации по стимулированию отечественного гражданского самолетостроения и отечественных гражданских авиаперевозок.
Илья Вячеславович очень подробно изложил основные налоговые предложения - предложения, направленные на налоговое стимулирование. И в этой связи от комитета хотелось бы дополнить буквально несколько моментов. Первое, в условиях завершения действия соглашения на уровне стран -участниц Евразийского союза по временному ввозу воздушных судов, комплектующих. Принятие решения об освобождении от налога на добавленную стоимость и продолжение ввоза данных воздушных судов обеспечит неизменность стоимости на авиабилеты, поскольку именно они являются продуктом конечного потребления.
И второе, проектом федерального закона устанавливаются правовые основания в части налогового регулирования, создания реестра воздушных судов, открытого реестра водных судов. Это последовательное продолжение законов, которые были рассмотрены Государственной Думой в прошлую весеннюю сессию и подписаны Президентом Российской Федерации в августе 2018 года, и которые определяют развитие специальных административных районов на территории Калининградской области и Приморского края.
В целом определяя развитие этих специальных районов, они решают ещё и..., данные новеллы решают очень важные задачи. 95 процентов воздушных иностранных судов Российской Федерации и сегодня не зарегистрированы в нашей юрисдикции, и в основном зарегистрированы на Бермудских островах и в Ирландии. И, в этой связи, это и вопросы безопасности, это и вопросы уплаты пошлин. И последовательное решение вопросов, создание условий для регистрации воздушных судов, в том числе, налоговое стимулирование позволит решать не только вопросы безопасности, но и создать новые высокотехнологичные рабочие места, изменить подходы к деловой активности.
К данному проекту федерального закона поступило 9 положительных отзывов представительных органов, 19 положительных отзывов высших исполнительных органов и один исполнительный орган дал отрицательный отзыв.
Комитет по бюджету и налогам отмечает, что при доработке ко второму чтению потребуется уточнение объёма предоставляемых льгот, в первую очередь в части страховых взносов и их влияния на бюджеты бюджетной системы, а также в целом уточнение финансово-экономического обоснования.
Комитет по бюджету и налогам, исходя из вышеизложенного, и, учитывая то, что данный проект федерального закона решает задачу, поставленную Президентом Российской Федерации по поддержке отечественных воздушных перевозок, предлагает поддержать его в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Айрат Закиевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Емельянов Михаил Васильевич.
Емельянов М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Илья Вячеславович!
Финансовые возможности российских производителей и иностранных производителей несоизмеримы между собой, иностранцы имеют гораздо большие финансовые возможности, поэтому они предоставляют воздушные суда в лизинг на неизмеримо более выгодных условиях, нежели российские компании. Поэтому выравнивание налогообложения и других льгот между российскими и иностранными компаниями, по сути, означает дискриминацию российских компаний. По-моему, этот закон ставит под угрозу реализацию программы МС-21.
И ссылки на то, что принятие этого закона как-то сможет сдержать цены на авиабилеты, тоже несостоятельны, поскольку эти льготы действуют много лет, но цены не сдерживаются.
Как вы объясните, почему правительство лоббирует, по сути, интересы иностранных производителей?
Трунин И. В. Михаил Васильевич, не соглашусь с вами. Если мы посмотрим на то, какой режим сейчас у нас применяется и будет применяться до конца этого года, он следующий. При временном ввозе, а фактически постоянной эксплуатации с 90-х годов самолетов российскими авиакомпании при ввозе предоставляется освобождение как от НДС, так и от ввозной таможенной пошлины. При выпуске российских самолетов и вертолетов никакого освобождения от НДС не применяется. Соответственно, законопроект исправляет эту ситуацию и говорит, что мы будем продолжать освобождать от НДС. Пошлин мы не касаемся. Это не наша компетенция, не Российской Федерации. Но в дополнение к этому, чтобы создать равные условия, мы также будем освобождать от НДС и реализацию российских самолетов. То есть что ещё больше можно сделать в этой связи, мы не очень представляем. Поэтому мы эту задачу полностью решаем.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А. Уважаемый Илья Вячеславович, в продолжение вопроса. Дело в том, что из одной офшорной компании они будут перерегистрированы в другую офшорную компанию. Неважно, в нашу они офшорную компанию перерегистрированы... Но что, собственно говоря, от этого изменится?
Мне бы хотелось знать, какие налоги они будут платить. Это, во-первых.
А, во-вторых, хотелось бы знать, для нашей малой авиации, гражданской малой авиации вот этот законопроект что-то, какие-то преференции может дать или нет?
Спасибо.
Трунин И. В. Вера Анатольевна, перерегистрация из одного офшора в другой даст нам хотя бы то преимущество, что это будут российские воздушные суда, российские самолеты. Не российского производства, естественно, а зарегистрированные в российском реестре. Которые будут иметь возможность без 01раничения совершать перевозки по территории Российской Федерации.
Что касается налогов, то да, они не будут платить ни налог на прибыль, не будут платить до 2027 года в случае одобрения законопроекта страховые взносы и налоги на имущество. Но они будут платить регистрационные взносы в специальные административные районы. А именно такая концепция была одобрена Государственной Думой при введении специальных административных районов. Там будет уплачиваться налог на доходы физических лиц. Там будет развиваться бизнес, мы надеемся, в том числе и по обслуживанию этих самолетов.
Что касается авиации непосредственно, то хочу обратить внимание, что законопроект не касается авиаперевозок. Он касается налогообложения воздушных судов. И в этой связи вне зависимости от того, какого размера, если можно так сказать, какой грузоподъемности или массы пустого снаряженного аппарата самолеты выпускаются или ввозятся, им всем будут предоставляться одинаковые преференции вне зависимости от их использования, для какой дальности перевозок. Спасибо.
Председательствующий. Центральную трибуну включите, пожалуйста.
Фаррахов А. 3. Уважаемая Вера Анатольевна, я также в дополнение к тому, что сказал Илья Вячеславович, хотел сказать о том, что, и я уже отметил это, все-таки регистрация здесь и изменение деловой активности — это новые высокотехнологичные рабочие места на территории Российской Федерации, развитие инфраструктуры, развитие деловых контактов.
Председательствующий. Спасибо.
Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Уважаемый Илья Вячеславович, ответьте, пожалуйста, на такой вопрос. Законопроект у нас касается воздушных судов. И вы сказали, что как бы принятие этого закона приведет к снижению цен на билеты. Скажите, пожалуйста, освобождение от налога на НДС, на прибыль, на имущество, транспортного налога, от уплаты процентов страховых взносов на владельцев морских судов, каким образом это на стоимость авиабилетов повлияет?
И второй вопрос. Если мы такие льготы даем владельцам судов, зарегистрированных в специальных административных районах, то почему у нас владельцы судов, зарегистрированные в других районах, на общем налоговом режиме находятся? Спасибо.
Трунин И. В. Спасибо большое.
Естественно, я, говоря о том, что законопроект послужит тому, что цены хотя бы не будут расти, не будут стимулировать рост по сравнению с действующей ситуацией, когда с 1 января в отсутствии этого закона будет уплачиваться НДС при ввозе, я говорил о первом и основном блоке, который касается воздушных судов. Естественно, специальных административных районов в той части законопроекта, что касается водных судов, эта часть не имеет отношения к авиаперевозкам.
Что касается вопроса о том, почему в одних районах один налоговый режим, в других районах другой налоговый режим. Напомню, что законодательство о специальных административных районах, которое Примерно так же, как и сегодня принималось под завершение прошлой весенней сессии 2018 года, подразумевает, что в этих специальных административных районах в основном регистрируются компании по критерию так называемой редомициляции, то есть перерегистрация из иностранных юрисдикции.
Для таких компаний установлены и налоговые льготы в специальных административных районах, а что самое главное, законодательство уже действующее предусматривает, что для таких компаний сохраняют своё действие элементы иностранного права, по которым они функционировали до перерегистрации в специальные административные районы.
Таким образом (Айрат Закиевич об этом говорил в своём выступлении), большая часть воздушных судов сейчас, и водных на самом деле тоже, которые эксплуатируются фактически российскими судовладельцами, бенефициарами которых являются российские лица, и которые во многом даже осуществляют перевозки в Российской Федерации, они зарегистрированы в иностранных реестрах, где примерно такой же налоговый режим, который сейчас описан в... предусмотрен рассматриваемым законопроектом.
Поэтому мы предполагаем, что вот в этой части законопроекта послужит, особенно для тех, кто это хочет сделать, а для многих российских бенефициаров воздушных судов, в общем, не самые сейчас лёгкие времена в юрисдикции их регистрации, это позволим им без больших финансовых издержек перерегистрировать свои самолёты в российский реестр.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевскях А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Здесь содокладчик сказал, чхо порядка 95 процентов всех судов зарегистрировано не на территории Российской Федерации. Большая часть — это самолёты, которые находятся в лизинге. Насколько я понимаю, регистрацию производит не перевозчик, а собственник.
Может быть, проблема не в налоговых льготах? Может быть, проблема возникает, в частности, много вопросов возникает к Росавиации, которая не в состоянии, предположим, даже банально из-за штата своего проконтролировать, как используются авиакомпаниями суда здесь? Потому, может быть, и лизинговые компании иностранные не спешат и не хотят регистрировать на территории Российской Федерации? Можете сказать что-нибудь?
Трунин И. В. Андрей Геннадьевич, вы абсолютно правы в том, что налоговые фискальные ограничения не единственное препятствие для того, чтобы самолёты регистрировались в российских реестрах.
Мы проводили большое обсуждение в правительстве на эту тему. Есть проблемы и вопросы с выдачей сертификатов лётной годности и к ремонтам, и так далее, и к регулированию отрасли авиационных перевозок в том числе.
И у Министерства транспорта, насколько нам представители этого министерства рассказывали, в правительстве есть определенный план, который как раз за ближайшие три года должен выравнять условия нахождения, так скажем, воздушных судов в российских реестрах, в российском реестре воздушных судов и в наиболее привлекательных иностранных реестрах.
Но фискальные препятствия, налоги, которые взимаются как с эксплуатантов воздушных судов, так и с собственников воздушных судов, то есть самолетов, они также являются определенным препятствием, потому что в тех юрисдикциях, где сейчас воздушные суда зарегистрированы, самолеты, это Айрат Закиевич тоже говорил, это и Бермудские острова, это остров Мэн, это Ирландия, таких налогов нет.
Поскольку мы... Основной концепцией этого закона является поддержка гражданской авиации, как массовых перевозок, так и бизнес-авиации, правительство предлагает начать решать эти вопросы уже сейчас, тем более для этого есть основания в виде определенного изменения регулирования на уровне Евразийской экономической комиссии. Мы предлагаем это сделать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Илья Вячеславович, но вы хотя бы не говорили о том, что вы гражданской авиации помогаете. Вы помогаете конкретным собственникам и в ущерб нашим авиастроительным заводам, потому что кроме регистрационного сбора... Кстати, не могли бы вы подсказать, сколько же на острове Русском и на острове Октябрьском в зонах зарегистрировано за время существования новых компаний? И сколько получили мы от этого вот, скажем, в этих административных районах? И тогда будет все понятно.
Трунин И. В. Николай Васильевич, во-первых, я с вами не соглашусь, поскольку законопроект о том, что мы освобождаем реализацию самолетов, в том числе и российских, от НДС. Сейчас они не освобождаются. С 1 января в случае реализации... Это не имеет отношения ни к специальным административным районам, ни к бизнес-авиации, любые российские самолеты и их реализация и вертолеты с нового года будут облагаться по нулевой ставке. Как это может помочь иностранному самолетостроению, я не знаю, но, видимо, с вашей точки зрения, может, но мы этого не имели в виду.
Специальные административные районы на острове Русский в Приморском крае и острове Октябрьском в Калининграде. Напомню, что законодательство и законодательное оформление функционирования этих специальных административных районов (САРов), оно осуществлялось в два этапа. Первый пакет законов был принят летом, потом практика началась перерегистрации, был второй пакет законов, который был принят уже по окончании в осенней сессии прошлого года. И, собственно, тот режим, который сейчас сформировался там, он действует с начала этого года. За это время чуть меньше двух десятков компаний редомицилировалось, идёт процесс. Собственно говоря, мы полагаем, что установление специальных условий, в том числе для судовладельцев, оно позволит этот процесс стимулировать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Арефьев Николай Васильевич.
Коллеги, из "ЕДТШОЙ РОССИИ" прошу определиться, кто будет выступать. Кто не будет, лучше снять выступление, чтобы... Арефьев Н. В., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, у нас в советское время был такой слоган: "Мы говорим партия, подразумеваем - Ленин, мы говорим Ленин, подразумеваем -партия". Вот когда закон говорит о развитии гражданской авиации, надо подразумевать - это развал авиапрома и не более того. Ну, что означает "мы освобождаем от НДС ввозимые на территорию Российской Федерации самолёты"? Это значит, они становятся дешевле наших. Но закон говорит: а мы наш тоже освобождаем. А что мы освобождаем? Мы же не производим никаких самолётов. У нас один "Суперджет" 74 самолёта в "Аэрофлоте", всё, больше ничего нет. И МС-21 тоже не выпускается. И когда мы освобождаем иностранные самолёты от НДС, а сами ничего не выпускаем, они заполнят наш внутренний рынок чужими самолётами, а свои выпускаться уже не будут. Мы погубим свой авиапром, и это аксиома.
Освобождаются от НДС не только воздушные суда, но и двигатели, и запасные части, технологическое оборудование и даже документация. Нам говорят, что это делается для того, чтобы ввести под юрисдикцию иностранные суда якобы для контроля, потому что так нам контроль осуществлять невозможно. Да ради бога, но ведь этот вопрос делается совсем с другой целью. Вот смотрите, срок определяется аж четыре года, неужели надо четыре года для того, чтобы перерегистрировать самолёты? Да нет, там хватит месяца. А это делается срок совсем для другой цели.
И смотрите, нулевая... вернее, этот срок объясняет вот вторая часть этого закона, а она говорит о том, что в офшорных зонах освобождаются не только авиационные суда, но и морские суда, и водные суда, весь транспорт, да причём освобождаются не только от НДС, но и от всех остальных налогов и на имущество, и транспортный налог, и социальные эти отчисления, всё. Для чего это делается? Это опять вот этот закон, сегодня второй такой закон мы принимаем - это для граждан из списка "Форбса" для того, чтобы они вольготно себя чувствовали.
Почему мы Государственную Думу превращаем в служанку каких-то олигархов? Я считаю, что мы не имеем права даже поддерживать данный законопроект, несмотря ни на что, он убивает наш авиапром и создаёт льготы людям, которые этого не заслуживают. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Гартунг Валерий Карлович. От фракции поставьте, пожалуйста. Гартунг В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну этот законопроект заслуживает отдельного внимания.
Начну я с такой фразы, что бутерброд не лезет в рот, сразу мысль: а как народ? Вот мне вот эта сразу фраза приходит на ум, когда с заботой о народе принимают такие законопроекты. Вот вдумайтесь, о каком народе идёт речь? Ну вот коллега уже только что сказал, что граждане, о которых мы здесь печёмся, фамилии их можно найти в списке "Форбс", ну это настолько очевидно, что мне даже непонятно, почему мы на это столько времени тратим? Надо взять и отклонить этот закон без обсуждения.
Вдумайтесь только, о чём идёт речь. Здесь предлагается под предлогом, что, дескать, надо же для граждан создать условия для снижения цен на авиабилеты, давайте-ка мы освободим от НДС ввоз иностранных самолётов, комплектующих, все услуги, которые оказываются по содержанию этих самолётов. Но, коллеги, а у нас что своего авиапрома нет? Если мы хотим снизить издержки для авиакомпаний, давайте мы освободим от НДС производителей нашей авиации здесь, в России. Малого того, освободим не только производителей самолётов, но и всех, кто их обслуживает, все запчасти в полном объёме освободим. Вот вам, пожалуйста. Это на предмет того, как поддержать российского авиастроителя. Как ещё улучшить? Да вот, пожалуйста, российскую авиацию поддержать. Поддержите российского авиастроителя. Всё.
Только что мы сегодня снижали НДС для плодоовощной продукции. Снижали? Снижали. Ну что мешает? Пожалуйста, в сельском хозяйстве рост, скажем так, сельского хозяйства, развития сельского хозяйства показал, что эта система работает. Почему мы на авиапром эти меры не распространим? Пожалуйста.
Следующее. Законопроект-то называется, даже вдумайтесь, мне так интересно, законопроект называется "О поддержке о внесении изменений в..." да, он просто... "О внесении изменений в Налоговый кодекс" и преподносит о том, что, дескать, надо же гражданскую авиацию поддержать. Спрашивается. А зачем мы тогда от всех налогов освобождаем владельцев морских судов, которые зарегистрированы в специальных налоговых зонах наших? НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог и проценты по страховым взносам. У нас что, в Пенсионном фонде деньги появились? В социальных фондах деньги появились? У нас нет дефицита финансирования на здравоохранение, на образование.
Но если у нас так всё хорошо с деньгами, так давайте, коллеги, у меня сразу предложение: давайте поправками в этот же закон внесём... У меня предложение. А давайте-ка мы вернём индексацию пенсий работающим пенсионерам. Ну раз деньги появились, раз нам не нужны взносы в Пенсионный фонд, давайте вернём, тем более 5 триллионов рублей же есть уже, будет к концу года. За два года только сэкономили.
Следующее. НДС, налог на имущество, транспортный налог, то есть мы олигархов списка "Форбс" от этого освобождаем.
Да, дескать, забота же о гражданах, они же под санкциями там, они не могут пользоваться своими судами воздушными и морскими, этими яхтами тридцати, пятидесяти метровыми, давайте ка мы им специальные налоговые режимы создадим, пусть они бедные здесь денег сэкономят у нас в стране. У меня просто слов нет.
Следующее. Что же на самом деле нужно? Ну про гражданскую авиацию, про производителей наших самолетов, про авиастроителей я уже сказал. Если у нас так все хорошо с налогами, что мы специальные налоговые гавани создаем для специальных граждан, которые у нас в списке ФОРБС, то давайте тогда мы примем предложение, не только возьмем и проиндексируем пенсии работающим пенсионерам, давайте начнем долги раздавать. Давайте мы разморозим норму закону, по которой мы приостановили выплату внутреннего государственного долга по вкладам в Сбербанке, по советским вкладам. Мы уже, мы практически, сколько мы, 15 раз уже это делали, до 2022 года продлили, с 2003 по 2022 год, практически почти 20 лет, мы не выполняем норму закона, принятого в этом зале, по которому признано внутренним государственным долгом обязательство Сбербанка СССР перед гражданами, мы не выполняем, нет денег.
Значит, налоговые льготы для олигархов у нас деньги есть, а для вкладчиков Сбербанка СССР, для пенсионеров у нас денег нет. Ну вообще странно, у нас по всей стране проводится оптимизация системы здравоохранения, закрываются больницы, дозакрывались, что люди у нас, не дожидаясь медицинской помощи, умирают либо в поликлиниках или прямо дома. Сначала они в поликлиниках умирали, а теперь их даже не везут в больницы, говорят, вот в пятницу вызывают врача, он говорит: подождите до понедельника, мы вас там заберем, госпитализируем, место у нас освободится в субботу, пациент умирает. То есть они просто даже до больницы не доходят. Ну что это такое!
Коллеги, ну при такой ситуации в стране голосовать за такого рода законы, мягко говоря, недальновидно. Коллеги, подумайте об этом. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович. Гутенев Владимир Владимирович.
Гутенев В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, данный законопроект чрезвычайно важен - важен в первую очередь для граждан, для пассажиров. Но он также важен для национальной экономики и национальной безопасности, поскольку действительно в особый период, так называемый, период "ч", те самолеты, которые находятся вне российской юрисдикции, невозможно будет отмобилизовать.
Но для того, чтобы понять закон, нужно оттолкнуться от того, в какие условия попал наш авиапром в предыдущие годы, и какие обязательства приняли мы на себя, вступив во Всемирную торговую организацию. Таможенная защита составляла 20 процентов на таможенные пошлины при ввозе зарубежного самолета. В соответствии с нашими обязательствами мы должны были снизить таможенную пошлину на различные виды самолетов от 7,5 процентов до 12,5.
И мы, с учетом мнения наших партнеров по ЕС, которые не имеют на своей территории мощностей по производству самолетов, но очень значительные потребности по мобильности населения, пошли навстречу и обнулили таможенные пошлины на целый ряд самолетов, в том числе и на наиболее широко представленные. Это Airbus 319, 320, 321, Boing серии 737, широкофюзеляжные двухпроходные самолеты. Это было необходимое решение, потому что наш авиапром, к сожалению, в то время не мог выпускать конкурентно способные машины в надлежащем количестве.
К чему мы подошли? Мы подошли к тому, что 753 зарубежных самолета летают на наших внутренних авиалиниях, из которых 750 (за исключением трех машин) находятся вне российской юрисдикции. Должен отметить серьезный рост объемов авиаперевозок. В позапрошлом году мы впервые за постсоветское время вышли на 100 миллионов пассажиров. В прошлом году это было 116. Наши авиапроизводители делают очень серьёзные успехи, я уже не говорю о том, что "Сухой Суперджет" начинает выпускаться в новых модификациях, серийное производство начинается МС-21. Разработан сверхконкурентоспособный двигатель пермяками ПД-14 и семейство двигателей на его базе. И поэтому пришло время не помогать отечественному авиапрому субсидиями, а отечественный авиапром получал значительные субсидии от государства, а государство проявляло очень серьёзную заботу о нём, а выровнять условия, которые позволили бы в ближайшей перспективе перевести в российскую юрисдикцию, в российский регистр самолёты, выпущенные зарубежными компаниями, но летающие на российских авиалиниях. И это решение, на мой взгляд, единственно правильное.
Буквально на днях руководитель Госкорпорации "Ростехнологии" Сергей Викторович Чемезов докладывал президенту планы по модернизации отрасли, по её оздоровлению, и президент эту инициативу поддержал.
Более того, есть прямое поручение президента, и, коллеги, у нас вполне достаточно времени для того, чтобы ко второму чтению дать поправки, если возникают какие-то иные идеи.
И, конечно же, справедливости ради надо сказать, что это не преференция отечественным производителям, это устранение той дискриминации, в которой, к сожалению, наш авиапром находился.
Но мне хотелось бы, пользуясь тем, что есть несколько минут, привлечь ваше внимание к другой дискриминации, о которой, коллеги, мы совершенно, к сожалению, сегодня не говорим, дискриминации информационной, которая возникает неслучайно. Когда из-за мелких погрешностей у "Сухого Суперджета" мы видим вал критики синхронной во многих СМИ.
Когда подобное случается с зарубежными самолетами, мы на это не обращаем внимание.
Я приведу просто пример.
19 июля. "Боинг-737" авиакомпании "Северный ветер", выполняющий регулярный рейс "Москва - Ереван", снят.
21- е. "Боинг-737" после вылета в Прагу, вернулся в Москву. 22 июля. "735", "Тюмень — Минеральные Воды".
22- го. "Шереметьево" — Анталья.
23- го снова Анталья-Москва.
24- го Боинг, Анталья-Москва. Я не вижу буйства прессы.
Коллеги, мне кажется, что существует если не заговор, мы не говорим о конспирологии, но весьма и весьма предвзятое отношение со стороны ряда средств массовой информации. И, к сожалению, многие из наших коллег, до конца не разобравшись в том, что мы сейчас пошли по очень выверенному четкому пути, благодаря тому, что правительство внесло данный законопроект, который необходимо поддержать, для того чтобы, с одной стороны, обеспечить отечественным авиапроизводителям комфортные условия для конкуренции. С другой стороны, вернуть в российскую юрисдикцию те самолеты, приобретенные российскими авиакомпаниями, и которые находятся в операционном или финансовом лизинге, в российскую юрисдикцию.
Коллеги, за этот законопроект обязательно нужно голосовать за.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6628843.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments