leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Порядок информирования граждан о мерах социальной защиты – первое чтение

Порядок информирования граждан о мерах социальной защиты – первое чтение – Олег Шеин Идея навигатора правильная, проблема в адресности настолько что льготу получить не может почти никто Люди в 6 утра занимают очереди в расчетных центрах чтобы доказать что ничего не должны
42. 682012-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи» (в части порядка информирования граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах и иных социальных гарантиях)
Документ внесли 05.04.19 Депутаты ГД И.А.Яровая, И.Х.Зиннуров, И.В.Станкевич, А.В.Чернышев, Показать еще 18 И.М.Гусева, Н.В.Панков, П.И.Пимашков, С.В.Чижов и др. (ЕР); В.Н.Карамышев (в период исполнения им полномочий депутата ГД).
Представила депутат Ирина Яровая.
Член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Татьяна Сапрыкина.
Законопроектом предусматривается, что в целях обеспечения информирования граждан о гарантированных им в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах в единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется формирование персонифицированной информации о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, на которые у гражданина возникают права получения в связи с наступлением жизненного события, а также о порядке обращения за их получением и, в случае необходимости, предоставления документов для подтверждения права.
Граждане вправе получать указанную информацию (в порядке, определяемом Правительством РФ):
- с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг посредством направления с его согласия уведомлений (положение вступает в силу с 01.12.2020 г.);
- на основании бесплатного голосового обращения по выделенному телефонному номеру (положение вступает в силу с 01.07.2021 г.);
- путем посещения органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, иные социальные гарантии и выплаты, учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (положение вступает в силу с 01.01.2022 г.).
В порядке, определяемом законодательством субъекта РФ, гражданам может предоставляться информация о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах, иных социальных гарантиях и выплатах, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ.
ФЗ вступает в силу с 1 июня 2019 г., за исключением отдельных положений.
Первое чтение 410 0 1 15:35

Стенограмма обсуждения
Коллеги, нам нужно определиться по программе минимум. Значит, предложение такое, что мы сегодня должны рассмотреть законопроекты до 44-го включительно.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Александр Дмитриевич, Ирина Анатольевна говорит, еще 48-й нужен.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Коллеги, давайте мы сейчас еще с Александром Дмитриевичем посоветуемся. 44-й, это точно, какие еще дополнительно, мы посмотрим, что надо сегодня обязательно рассмотреть.
42-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая. Я прошу всех, кто докладывает, содокладчиков и выступающих иметь в виду нашу программу напряженную.
Яровая И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, в Российской Федерации в настоящее время реализуется 3 тысячи форм и мер социальной поддержки, которые касаются 600 категорий граждан, 12 форм налоговой поддержки. Одним словом, 54 миллиона граждан Российской Федерации сегодня являются получателями различных форм поддержки государства. Это современная социальная политика России. И для нас чрезвычайно важно, чтобы люди знали об этих мерах, чтобы могли быстро и легко ими воспользоваться.
Законопроект именно об этом. Мы устанавливаем впервые процедуру, по которой гражданин будет получать персонифицированную информацию о предназначенных именно ему, по его жизненной ситуации социальных льготах и мерах поддержки государства.
При этом мы предлагаем альтернативные варианты для удобства обращения гражданина. Это может быть портал единый услуг. Это может быть единая телефонная линия. Это органы территориальные исполнительной власти. И человек, выбирая формат, который ему наиболее удобен, может обратиться и мгновенно получить обратную связь.
В Российской Федерации создана система ЕГИССО — это единая государственная система мер социальной поддержки. Мы её модифицируем и переводим в формат предоставления персонифицированных услуг.
Условно говоря, если женщина вводит в эту систему свои данные: фамилию, имя, отчество, данные СНИЛС, автоматически система будет обрабатывать всю имеющуюся информацию в отношении неё по количеству имеющихся детей, по периоду их рождения, по уровню заработной платы, и выдавать сразу персонифицированный набор мер, которые могут быть адресованы лично ей, и указывать, каким образом этими мерами воспользоваться, то есть сразу давать социальный навигатор.
Хотела бы поблагодарить Министерство труда, потому что мы вместе с ними работали над этой инициативой. Это позиция, которая обеспечивает исполнение Послания Президента. Мы впервые выходим на формат оказания государственных услуг от имени государства, до обращения гражданина формируем такую возможность.
Поэтому, уважаемые коллеги, полагаю, что закон очевиден, и прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Ирина Анатольевна. С содокладом выступает Татьяна Васильевна Сапрыкина. Сапрыкина Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты!
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов очень внимательно изучил указанный законопроект, поддержал концепцию законопроекта, и в ходе работы над проектом закона комитет отметил, что все полученные замечания и отзывы имеют не концептуальный характер и могут быть устранены при подготовке ко второму чтению.
Так в отзыве Правительства Российской Федерации указывается на необходимость предусмотреть в законопроекте порядок идентификации личности при обращении гражданина за получением персонифицированной информации по телефону. А Правовое управление Аппарата Государственной Думы обращает внимание на дублирование положения проекта федерального закона с действующим федеральным законом, в который вносятся изменения.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона его реализация не потребует новых, дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Вместе с тем Комитет по вопросам семьи, женщин и детей как комитет-соисполнитель, Комитет по социальной политике Совета Федерации поддержали концепцию законопроекта.
Также поступили отзывы из 33 законодательных органов государственной власти, все поддерживают законопроект. От высших исполнительных органов государственной власти поступили 47 отзывов, 46 из них поддерживают. В связи с этим комитет просит поддержать в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Татьяна Васильевна.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Терентьев Михаил Борисович.
Терентьев М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемая Ирина Анатольевна, одной из мер социальной поддержки инвалидов является обеспечение TCP. Будет ли порядок информирования граждан распространяться на ситуацию, когда в связи с истечением срока использования TCP гражданину будет предлагаться обратиться в Фонд социального страхования за приобретением нового TCP? Спасибо.
Яровая И. А. Спасибо за вопрос.
Закон несколько о другом. Закон о том, чтобы гражданин имел возможность при наличии такого желания обратиться по навигатору, который был мной обозначен, - телефонная связь, портал госуслуг, территориальные органы - и получить информацию, которая его интересует по мерам социальной поддержки. Он про информирование и указание пути, по которому пойти, в короткие сроки получить эти меры социальной поддержки.
Председательствующий. Спасибо.
Маринин Сергей Владимирович.
Маринин С. В., фракция ЛДПР.
Ирина Анатольевна, очень полезно, если граждане смогут через систему ЕГИССО получить информацию об услугах. А дает ли эта система возможность гражданам самим загружать актуальные документы о своем статусе, разные справки, чтобы в итоге получить наиболее полный список всех услуг?
Яровая И. А. Система ЕГИССО в формате неперсонифицированной выдачи обратной информации, но в формате сбора сведений о социальных мерах поддержки и обработки данных СНИЛС, она уже скомпонована, и она с 2015 года существует.
Мы её донастраиваем на задачу, которая связана с обработкой уже имеющейся информации и выдача её гражданиную. То есть здесь не стоит вопрос "почему" и о дополнительных затратах. Потому что государство уже потратило серьёзные средства на создание этой системы. Мы эту делаем систему адаптивной к запросу человека.
Председательствующий. Спасибо.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемая Ирина Анатольевна, не находите ли вы, что сегодня люди пока не знают, что имеют право, а ознакомившись по вашему закону с возможностями, они такое право получат, и это побудит дополнительные расходы, к тем 54 миллионам может добавиться ещё, с моей точки зрения, до 10. И тогда как?
Председательствующий. Ирине Анатольевне включите микрофон.
Яровая И. А. Спасибо, уважаемый Николай Васильевич, за этот вопрос.
Вы знаете, в чём принципиальное отличие вот современной социальной политики и, вообще, политики государства? В том, что все формы социальной поддержки гарантированы финансовым обеспечением, что бюджет Российской Федерации сегодня принимается даже с запасом на то, что в условиях и преступных санкций в отношении нашей страны, и в условиях международных экономических кризисов мы способны не просто продекларировать, а гарантировать исполнение взятых на себя социальных обязательств. И это качественное отличие современной России.
И наше решение с вами сегодня это шаг к тому, чтобы как раз граждане обязательно востребовали эти услуги, чтобы они обязательно обратились, чтобы они обязательно узнали о том, что именно ему, конкретному человеку, в его жизненной ситуации государство реально готово помочь и будет помогать.
Председательствующий. Спасибо.
Будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступление.
Покажите список. Шеин Олег Васильевич.
Олег Васильевич, 3 или 7? Хорошо.
Поставьте пока 3 минуты. Если не хватит, мы добавим.
Шеин О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Очень важно, чтобы не было ложного целеположения. Есть распространённая точка зрения, что в стране у нас с избытком хватает и льгот, и социальных выплат, но вот граждане не в курсе, какие у них есть возможности, и поэтому никуда не обращаются.
Сама по себе идея некого навигатора, которая людям позволила бы лучше разобраться, она правильная и, естественно, мы её поддержим. Но проблема заключается не в этом, проблема заключается в адресности, которая у нас теперь настолько адресная, что получить эти льготы не в состоянии почти никто.
Самый яркий пример — история с выплатами по ЖКХ. 18 миллионов человек, по официальным данным, имеют доходы ниже прожиточного и, казалось бы, уже эти люди точно, все без исключения имеют право на коммунальные субсидии, по факту правом обладают 2,5 миллиона.
Посмотрим, почему это происходит? Пример, что с субсидиями по ЖКХ, что с льготами по 10 миллионам ветеранов труда. И очень яркий пример связан с историей оформления этих льгот и выплат, потому что, по нашим правилам, эти льготы может иметь лишь человек, у которого нет долгов по ЖКХ, будет логично.
Но при этом ничто не мешает коммунальным компаниям, управляющим фирмам, водоканалам, теплосетям говорить: уважаемый гражданин, в рамках трёхлетних сроков исковой давности вы вроде нам ничего не должны, ну вот мы здесь посмотрели нашу базу за 2010 год или за 1910-й, когда электроэнергия впервые появилась в городе Москве, и мы увидели, что ваших платёжек нет, идите, разбирайтесь, а если вы не разберётесь, мы напишем в соцзащиту, что вы должник. И вот именно эта система отсекает людей от социальных льгот и выплат.
Мы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", предложили изменить это правило, изменение прошло, только оно вступает в силу лишь с 2021 года. И, получается, люди сегодня в моей родной Астрахани в 6 утра занимают очереди в расчётных центрах, чтобы доказать, что они ничего не должны, а многие и не могут, поскольку справки и квитанции в оплате за коммунальные услуги, за Бог весть, какие прежние нулевые годы, естественно, никто не сохраняет.
Следующий пример — многодетные семьи. В моей родной Астраханской области и не только в ней, есть правила, о том, что многодетной считается лишь семья, где все прописаны вместе.
Ну вот в этом зале поднимите руки, пожалуйста, у кого в составе семьи, вы с вашими супругами и с детьми вместе прописаны? Ну вот я рук не вижу, видимо, есть такие люди, но немного, потому что мы все к прописке относимся как к полицейской функции, мы все к ней относимся спокойно, прописка нужна, чтобы нас найти где-то. Но огромная масса людей, где одни прописаны по одним адресам, другие по другим - это многодетные люди.
Но бюрократические правила выстроены так, что никаких льгот, субсидий, земельных участков, ничего получить они не могут. И вот в этой вот всей адресности и вся проблема в Российской Федерации, а не в том, что люди не знают своих прав. Они очень хотят знать свои права...
Председательствующий. Добавьте время.
Шеин О. В. Немного добавьте, пожалуйста.
Все эти возможности для того, чтобы получить информацию через Интернет у огромной массы людей есть, дополнительные навигаторы вещь полезная, но проблема заключается абсолютно не в этом. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Вострецов Сергей Алексеевич.
Сергей Алексеевич, тоже поставлю три, а если не хватит, добавим. Три минуты.
Вострецов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Да. Яровая Ирина Анатольевна в целом уже всё сказала о важности данного законопроекта, при этом трудно не согласиться мне с коллегой Шейным Олегом Васильевичем. Действительно, уму непостижимо три тысячи различных льгот и форм государственной поддержки, более 54 миллионов граждан, не берусь судить, насколько они все эффективны. Мы все помним про 50 рублей с полутора до трёх лет, сейчас, слава богу, принято другое решение президентом. Но то, что гражданин в случае наступления юридического события, (это инвалидность, получение, я не знаю, потеря кормильца) сам разобраться не сможет, какие льготы, на какую помощь ему рассчитывать - это правда.
И в этот законопроект при этом государство закладывает огромные средства поддержки, но из-за несвоевременного обращения они не всегда до конца используются и возвращаются в бюджет. Это, конечно, недопустимо. Именно на это и направлен законопроект. Он, действительно, позволяет сегодня получить эту информацию через портал "Госуслуг", через Интернет. У нас огромное количество сегодня продвинутых пользователей, но много граждан и не умеет пользоваться Интернетом. Для этого есть, отдельно выделенная будет линия телефона. По телефону можно позвонить, спросить. А у кого нет телефона, такие тоже граждане есть, можно приехать в центр единый получения информации, написать заявление, тоже обязательно дадут.
Более того, ещё дальше пошли, разрешили регионам информировать граждан. Но я вот здесь думаю, что, может быть, стоит подумать не о разрешении, а об обязанности органов государственной власти, в зависимости от того, какие льготы: федеральные, региональные, муниципальные в случае наступления юридического события информировать граждан. Потому что, ещё раз говорю, в трудной жизненной ситуации пока человек сориентируется, пока разберется, а если он один, сирота там и так далее. Поэтому здесь, наверное, ко второму чтению можно будет об этом подумать, Ирине Анатольевне виднее, не изменит ли это сущность законопроекта.
Но, тем не менее я еще раз говорю, законопроект очень важный, очень необходимый и то, что Николай Васильевич сказал, что, может быть, появится больше льготников, да ничего страшного, именно для этого, ведь задача, на самом деле, чтобы у нас была адресная помощь. Избавиться от ненужных, может быть, льгот, как мы вот уходит от этих 50 рублей и найти те формы, которые необходимы для наших граждан.
Поэтому уверен, что данный законопроект очень востребован и будет очень необходимым нашим гражданам. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" обращается ко всем фракциям, несмотря, может быть, на несовершенство, но то, что он улучшит во многом ситуацию, это правда.
Поэтому, коллеги, давайте его поддержим и поработаем ко второму чтению над поправками.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Алексеевич. С заключительным словом Ирина Анатольевна Яровая. Яровая И. А. Да, уважаемые коллеги!
Я хотела бы сразу обозначить, что мы все меры региональной поддержки также включаем в возможность получения в автоматическом режиме. Поэтому фактически мы впервые создаем унифицированный формат взаимодействия с государством по всему перечню социальных гарантий.
Всем большое спасибо за поддержку.
Председательствующий. Спасибо.
Татьяна Васильевна? Нет.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 34 мин. 58 сек.)
Проголосовало за 410 чел 91,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 411 чел.
8,7 %
Не голосовало 39 чел
Результат: принято
Принимается в первом чтении. Спасибо. Включите микрофон Александру Дмитриевичу Жукову. Жуков А. Д. Уважаемые коллеги! Предлагается сегодня программа минимум до 44-го включительно и 48-й.
Председательствующий. То есть 3 законопроекта - 43, 44 и 48-й, коллеги, и проект поручения.
Ну если время останется, то, конечно, продолжим работу, это понятно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments