leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

В связи с недружественными действиями ограничиваются имущественные права за рубежом – первое чтение

В связи с недружественными действиями ограничиваются имущественные права за рубежом – первое чтение
44. 754380-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях защиты прав отдельных категорий физических и юридических лиц в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств»
Документ внесли 16.07.19 Депутаты ГД А.К.Луговой (ЛДПР), М.В.Емельянов (СР), В.В.Пинский, Д.Ф.Вяткин, М.Е.Старшинов, Р.М.Марданшин, П.М.Федяев, П.И.Пимашков, А.С.Прокопьев, М.С.Гаджиев, А.Г.Эмиргамзаев (ЕР); Член СФ О.Ф.Ковитиди.
Представил депутат Дмитрий Вяткин.
Зампред комитета по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.
Законопроектом предлагается, в частности:
1) Определить, что понимается под мерами ограничительного характера, введенными в отношении отдельных категорий граждан РФ и российских юр. лиц недружественными иностранными государствами, – это меры, которые ограничивают:
- права гражданина РФ и российского юрлица (структуры без образования юрлица):
на владение, пользование или распоряжение имуществом, которое находится на территории иностранного государства или союза иностранных государств либо номинировано в валюте таких государств;
на использование имущественных прав или распоряжение ими на территории иностранного государства или союза иностранных государств либо номинированных в валюте таких государств;
на осуществление операций с денежными средствами в валюте иностранного государства или союза иностранных государств;
- возможность физического или юридического лица вступать в сделки, осуществлять или принимать исполнение по сделкам с участием гражданина РФ и (или) российского юр. лица (структуры без образования юр. лица), в отношении которых введены меры ограничительного характера, в т.ч. с привлечением имущества (имущественных прав) гражданина РФ и (или) российского юридического лица (структуры без образования юридического лица), в отношении которых введены меры ограничительного характера, или ценных бумаг, выпущенных гражданином РФ или российским юр. лицом (структурой без образования юр. лица), в отношении которых введены меры ограничительного характера.
2) Предусмотреть гарантии обеспечения прав и законных интересов отдельных категорий граждан РФ и российских юр. лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера:
- в случае введения в отношении указанных лиц мер ограничительного характера, препятствующих представлению их интересов в судах иностранных государств, международных организаций или третейских судах, находящихся за пределами территории РФ, они вправе в одностороннем порядке внести в действующие соглашения, в соответствии с которыми рассмотрение споров с участием граждан РФ и российских юр. лиц отнесено к компетенции таких судов и организаций, изменения, предусматривающие включение в такие соглашения следующих условий:
рассмотрение спора судом РФ в соответствии с его компетенцией и правом РФ;
передача спора на рассмотрение третейского суда с местом арбитража на территории РФ;
- в случае нарушения указанных выше условий граждане РФ и российские юр. лица, в отношении которых введены меры ограничительного характера, вправе требовать уплаты неустойки, равной размеру исковых требований, предъявленных им в порядке производства по делам, рассматриваемым судами иностранных государств, международными организациями или третейскими судами, находящимися за пределами территории РФ. Указанное требование предъявляется заинтересованной стороной в суд в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством РФ, а решение суда об уплате неустойки подлежит немедленному исполнению;
- в случае введения в отношении граждан РФ и российских юр. лиц мер ограничительного характера, препятствующих представлению их интересов в судах иностранных государств, международных организаций или третейских судах, находящихся за пределами территории РФ, они имеют право на рассмотрение спора с их участием судом РФ в соответствии с его компетенцией и правом РФ при условии отсутствия между сторонами спора действующего соглашения, в соответствии с которым рассмотрение споров с участием граждан РФ и российских юр. лиц отнесено к компетенции таких судов и организаций;
- граждане РФ и российские юр. лица, в отношении которых введены меры ограничительного характера и к которым предъявлены требования в суде иностранного государства, международной организации или третейском суде, находящихся за пределами территории РФ, вправе обратиться в суд РФ c иском о прекращении судебного разбирательства в таких судах и организациях. За неисполнение решения суда РФ о прекращении судебного разбирательства в зарубежном суде российским судом может быть наложен судебный штраф в размере заявленных другой стороной спора исковых требований и понесенных ответчиком фактических судебных расходов
- установить подведомственность судам судебной системы РФ, а также подсудность дел по спорам, вытекающим из деятельности граждан РФ и российских юр. лиц, в отношении которых введены меры ограничительного характера, – иск к указанным лицам предъявляется в арбитражный суд или суд общей юрисдикции по месту их нахождения в РФ либо по месту нахождения на территории РФ их имущества.
Первое чтение 348 0 2 15:53

Стенограмма обсуждения
44-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты прав отдельных категорий физических и юридических лиц в связи с недружественными действиями Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств".
Докладывает Дмитрий Фёдорович Вяткин. Вяткин Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Год назад мы приняли с вами закон № 127-ФЗ, которым устанавливались возможные меры воздействия, противодействия на недружественные действия Соединённых Штатов Америки и иных иностранных государств, которые вводились и вводятся под видом санкций в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации.
Законопроектом, который внесли представители трёх фракций, предлагается расширить возможности юридической и правовой защиты определённых правовых гарантий, в первую очередь процессуальных, для физических лиц, для граждан и для юридических лиц Российской Федерации в части установления исключительной подсудности российских судов и арбитражных судов в тех случаях, когда нет соглашения между иностранными контрагентами и нашими лицами российскими.
Второе. Предлагается установить возможность обращения в наши российские суды и арбитражные суды с требованием о прекращении судебного разбирательства в иностранных организациях, иностранных судах и третейских судах.
А также устанавливается ответственность в тех случаях, когда решения наших судов по подобного рода делам не будут выполнены.
Для установления подобных дополнительных процессуальных юридических гарантий предлагается внести изменения в соответствующие нормы Арбитражного процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, а также дополнить федеральный закон 127-ФЗ, о котором я говорил, о мерах воздействия и противодействия на недружественные действия разъяснительными нормами, которые уточняют понятие ограничительных мер, которые в случае применения их к нашим физическим и юридическим лицам могут стать основанием для реализации вот этих процессуальных гарантий, о которых я говорил. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Федорович.
С содокладом выступает Михаил Васильевич Емельянов, первый заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству.
Емельянов М. В. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Комитет понимает актуальность и важность данного законопроекта. К сожалению, санкционное давление на нашу страну не ослабевает, поэтому нам надо находить меры противодействия этому давлению, в том числе в правовом поле. И вот как одна из мер такого противодействия - родилась та юридическая конструкция, которая предложена вашему вниманию. Комитет ее внимательно рассмотрел. Да, она оригинальная. Она, может быть, и нетривиальная. Но это объясняется тем, что и прецедента в мире не было, чтобы такая большая экономика как наша подвергалась таким массированным санкциям. Поэтому приходится быть первопроходцами.
Сделали вот такую конструкцию, комитет её, повторю, внимательно рассмотрел. Особых замечаний к этой конструкции пет. Если у кого-то будут идеи ко второму чтению, будут внесены поправки, будем только благодарны.
А пока комитет предлагает поддержать законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Васильевич.
Вопросы есть. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Дмитрий Федорович, а не считаете ли вы правильным первый шаг - убрать примат международного права над российским? Первым шагом.
Второе. Вы искренне верите в то, что решение Басманного суда отменит действие Лондонского или Нью-Йоркского?
Председательствующий. Дмитрию Федоровичу Вяткину включите микрофон.
Вяткин Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, во-первых, положения действующей российской Конституции устанавливают приоритет, в первую очередь, самой Конституции, в том числе над нормами международного права. Это вам прекрасно, надеюсь, известно. И в данном случае, вы знаете прекрасно, что у нас есть положения закона, которые позволяют задействовать механизм через Конституционный Суд, не исполнять решения международных судов и организаций в тех случаях, когда они нарушают российскую Конституцию. Это первое.
Второе. Все, что касается взаимного исполнения решений судов между странами, то это решается на основании двухсторонних и многосторонних международных соглашений, которых у нас в Российской Федерации заключено с сотнями стран, ровно 100. И в большинстве случаев подавляющем, за исключением Белоруссии, исполнение иностранных судов взаимно, что зарубежных у нас, что наших за рубежом, требует дополнительного подтверждения в судах национальных.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Дмитрий Федорович, первое. Хотелось бы узнать все-таки, что за такие меры ограничительного характера, которые препятствуют представлению интересов в судах иностранных государств, и лиц... адвокатов, представителей? Я понимаю, там, может быть, лицо физическое будет не допущено, но его представители могут участвовать?
И второе. Как вы представляете исполнение решений российских судов, в частности, наложение штрафа за неисполнение, компенсаций взыскание? Как можно будет взыскать с другой стороны иностранной, если ее представительства нет на территории Российской Федерации, вот, скажем так, эти штрафы или эти компенсации соответствующие?
Председательствующий. Дмитрию Федоровичу Вяткину включите микрофон.
Вяткин Д. Ф. Я уже еще раз повторюсь, взаимное исполнение решений судов, если это требуется за рубежом, в иностранном государстве, что иностранных судов у нас, что наших судов за рубежом, требует дополнительного подтверждения и, соответственно, международного соглашения. Со 100 странами у нас заключены подобные соглашения. Если речь идет об исполнении решений наших судов, на нашей территории, то, поверьте, никаких ограничений здесь нет и быть не может.
Если есть соответствующие счета, если есть имущество, то соответствующие меры будут приняты по принудительному, в том числе, взысканию тех сумм штрафов, которые мы предлагаем предусмотреть в нашем законопроекте.
Теперь, что касается ограничительных мер, то, вы знаете, они могут быть очень-очень разнообразны. В том числе, недопуск представителей. В том числе, запрет на операции по счетам, которые будут просто препятствовать, в том числе, оплачивать услуги адвокатов, например. И многое-многое другое, что просто закроет и закрывает допуск наших граждан, а также компаний, которые попали под недружественные ограничительные меры, которые там, за рубежом, называются санкциями, а это на самом деле произвол.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.
Михаил Васильевич, спасибо, присаживайтесь.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович.
Алексей Владимирович, семь или три?
Поставьте три, а мы по ходу сориентируемся.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, на самом деле очень оригинальный законопроект.
И Дмитрий Фёдорович пытался нам говорить, что в Конституции написано, что нет примата международного права, на самом деле там всё чётко написано: если действует договора (а здесь речь касается как раз коммерческой деятельности и предпринимательской деятельности), то в случае противоречий в законодательстве действует международное право.
Но вопрос даже не в этом, это просто третий закон, который сегодня защищает определённую категорию граждан. Граждане эти тоже известны: кто попал под санкции, кто страдает, граждане из списка Forbes, граждане небедные, мягко говоря, если мы будем анализировать.
И что предлагается законом? Но вообще очень оригинально.
Гражданин, попавший, физическое лицо, попавшее под санкции западные, может в одностороннем порядке изменить соответствующий договор. Вот у него договор был коммерческий с какой-то иностранной организацией, и он пишет... где было предусмотрено, что, например, суд Лондона рассматривает все споры, возникшие в связи с вот этой коммерческой деятельностью.
Теперь он может, пользуясь вот такой вот невнятной формулировкой... Я её, кстати, так и не понял, "препятствующих представлению их интересов в судах иностранного государства". Не совсем понятно, почему представитель не может представить, почему не может адвокат туда съездить его и представить эти интересы. Вот он, пользуясь этой формулировкой, может сказать, всё, я вношу в одностороннем порядке изменения в договор, и теперь мы будем рассматривать наш спор на территории Российской Федерации, в арбитражном суде, например, Алтайского края. Это написано в законе напрямую.
Второй момент. В случае если всё-таки иностранный суд стал рассматривать и вынес соответствующее решение, как может поступить наше физическое лицо, попавшее под санкции?
Первое. Он может выйти в суд и потребовать прекращения судебного разбирательства (в Англии, например), но достаточно смешно звучит, несмотря на наличие международных договоров.
Второе. Он может потребовать компенсации за причиненные ему убытки. Например, там в результате решения суда он понес убытки, и он может эти убытки через наш суд взыскать. Совсем не понятно, конечно, как это можно будет выполнить на практике, если эта компания не представлена в Российской Федерации. Скорее всего - никак. Так же, как сейчас мы проводим расследование уголовных дел, есть такая практика, на запредельных товарищей, проводим, расследуем, потом кладем, вот, у нас есть уголовное дело, но оно никогда, естественно, не будет пущено в ход, никакой ответственности никогда не наступит.
И здесь такая же самая история: вынесли, пригрозили, показали. И на самом деле документ-то, по большому счету, имеет исключительно политическое значение. Я думаю, вы это прекрасно понимаете. Никакой практической сути он под собой не несет.
В этой связи, учитывая и круг лиц, которые попадают под действие или которые будут пользоваться действием этого закона, фракция КПРФ воздержится от поддержки данного законопроекта. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Владимирович.
Марданшин Рафаэль Мирхатимович.
Так же поступим: поставьте 3 минуты, а если не хватит, добавим.
Марданшин Р. М. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Но вот наш коллега Алексей Владимирович назвал закон оригинальным, но мы считаем, что этот закон, он необходимый, он своевременный, и фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект, который направлен на обеспечение прав и законных интересов отдельных категорий граждан Российской Федерации, а также российских юридических лиц, в отношении которых недружественными странами введены, вводятся меры ограничительного характера. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"
рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо, Рафаэль Мирхатимович.
Дмитрию Федоровичу Вяткину включите микрофон.
Заключительное слово докладчика. Вяткин Д. Ф. Два слова буквально.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот те, кто сейчас критиковал этот закон, на мой взгляд, есть определённое противоречие в ваших словах. Вы, с одной стороны, утверждаете, что необходим примат нашего законодательства, с другой стороны вы не верите в то, что мы можем и вправе устанавливать собственные правила на нашей территории. На самом деле мы обязаны принять все меры законодательного характера для того, чтобы дать гарантии осуществления и защиты прав наших граждан и наших компаний, на нашей территории уж точно, а также стараться не допускать реализации вот тех самых ограничительных мер на нашей территории со стороны иностранных государств.
Что касается вашего недоумения о возможности или невозможности защищать свои права в суде. Как вам известно, ограничительные меры, которые касаются наших граждан и наших компаний, автоматически распространяются на всех тех, кто пытается установить определённые договорные отношения. И представим себе, что некая юридическая фирма попытается защищать интересы нашей компании, которая попала под санкции, следовательно, эта юридическая фирма автоматически попадёт под те санкции, которые установлены иностранными государствами, и всё. Вот вам простейший пример на самом деле.
А всё, что касается утверждений о том, что это распространяется только на лиц из списка Forbes, посмотрите, пожалуйста, на так называемый Список Магнитского, который был установлен Соединёнными Штатами. Вы знаете, подавляющая часть там это государственные служащие, которые к списку Forbes никакого отношения не имеют, которые честно и профессионально исполняли свои обязанности, но тем не менее на них распространяются определённые ограничения. Поэтому, на мой взгляд, надо этот закон принимать и в случае необходимости дорабатывать. И никогда не надо стесняться защищать свои компании и своих граждан. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо.
Михаил Васильевич, будете выступать? Нет.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставлю законопроект на голосование. | Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 53 мин. 11 сек.)
Проголосовало за
348 чел.
77,3 %
Проголосовало против
0 чел.
0,0 %
Воздержалось
2 чел.
0,4 %
Голосовало
350 чел.
Не голосовало
100 чел.
22,2 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении законопроект.
По ведению Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.
Куринный А. В. Иван Иванович, небольшое уточнение для Дмитрия Федоровича. Речь идёт о лицах, занимающихся коммерческой и предпринимательской деятельностью. Я надеюсь, наши чиновники ей не занимаются, которые попали в список и честно выполняют свой долг.
Председательствующий. Спасибо.
Дмитрий Федорович, это по поводу вот вашего одного из высказываний в заключительном слове. Хорошо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments