leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, СОБСТВЕННОСТИ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ

КОМИТЕТ ПО ПРИРОДНЫМ РЕСУРСАМ, СОБСТВЕННОСТИ И ЗЕМЕЛЬНЫМ ОТНОШЕНИЯМ
В период весенней сессии 2019 года проведено 34 заседания Комитета. К рассмотрению Государственной Думой подготовлены 103 законопроекта, рассмотрены 86.
Проведено 5 парламентских мероприятий:
«круглый стол» на тему «Методические и правовые подходы к разработке критериев перехода проектов долевого строительства на счета эскроу»;
парламентские слушания на тему «Повышение эффективности управления федеральным имуществом»;
«круглый стол» на тему «Законодательное регулирование раскрытия информации о задолженности граждан»;
парламентские слушания на тему «Исторический принцип» распределения водных биологических ресурсов и аукционы по предоставлению права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов -преимущества и недостатки»;
парламентские слушания на тему «Реформирование системы долевого строительства: приоритетные задачи на 2019 год».
В период осенней сессии планируется провести:
парламентские слушания по теме «Современное состояние и потенциал института землеустройства в России»;
«круглый стол» на тему «Совершенствование института арбитражных управляющих и их объединений как необходимое условие повышения эффективности процедур банкротства»;
«круглый стол» на тему «Направления совершенствования законодательства о недрах»;
парламентские слушания на тему «Направления совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в публичной собственности» (на торгах и без торгов, включая предоставление добросовестному землепользователю на новый срок; торги в электронной форме; вопрос о необходимости конкурсной процедуры торгов для земли);
парламентские слушания на тему «Законодательная реформа института саморегулирования в Российской Федерации: ключевые аспекты» (при условии внесения правительственного законопроекта);
«круглый стол» на тему «Итоги первого года применения Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
«круглый стол» на тему «Влияние бесконтрольного использования пестицидов и агрохимикатов на использование природных ресурсов».
И это НЕ закрытый перечень.
ДОЛЕВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В 2018 году принят закон о переходе с 1 июля 2019 года на проектное финансирование и использование счетов эскроу в отношении всех реализуемых застройщиками проектов строительства многоквартирных домов.
Застройщики получили возможность по всем ранее начатым проектам использовать в качестве основного способа обеспечения исполнения обязательств перед гражданами взнос в компенсационный фонд вместо механизма страхования своей гражданской ответственности.
Закон ввел нормы:
• предоставление застройщику возможности привлечения целевых займов от любых учредителей (участников);
• смягчение требований к опыту участия застройщиков в строительстве многоквартирных домов;
• приравнивание требований граждан по передаче машиномест и нежилых помещений площадью до 7 кв.м. к требованиям по передаче жилых помещений;
• Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства проблемных объектов наделили правом заключать договоры долевого участия с застройщиком-банкротом.
В 2019 году Законом введена обязанность страховщиков и банков передать часть платы по досрочно расторгаемым договорам страхования в компенсационный фонд- В результате дольщики окажутся под защитой публично-правовой компании.
Также в 2019 году приняты законодательные меры, направленные на восстановление прав пострадавших граждан - участников долевого строительства, стали:
• наделение регионов полномочиями по созданию фондов, которые смогут достраивать проблемные объекты за счет государственных средств;
• изменение порядка расчета выплаты возмещения: вместо рыночной стоимости жилого помещения на момент заключения ДДУ будет использоваться рыночная стоимость на момент выплаты возмещения;
Меры по защите интересов граждан, вступившие в силу после 1 июля 2019 года:
распространение на застройщиков апартаментов требований, аналогичных требованиям к застройщикам многоквартирных домов;
• запрет на использование любых опосредованных схем привлечения средств граждан в строительство многоквартирных домов;
• устранение ограничений для зачисления средств материнского капитала на счета эскроу.
ВБР
В конце 2018 года принят закон «О любительском рыболовстве». Закрепляет право граждан свободно и бесплатно осуществлять любительское рыболовство на водных объектах общего пользования, за исключением водных объектов, предоставленных для аквакультуры. Запрещается оборот жаберных сетей между гражданами и электроудочки, запрещена подводная охота с использованием аквалангов или индивидуальных электронных средств обнаружения рыбы под водой. Введено понятие суточной нормы вылова.
В начале 2019 года внесены изменения в закон «Об аквакультуре». Ранее на территории Республики Крым и г. Севастополя документом, подтверждающим право пользования водным объектом в целях осуществления аквакультуры являлся режим рыбохозяйственной эксплуатации водных участков, а не договор пользования рыбоводным участком, как на территории РФ.
Это приводило к невозможности добросовестным рыбоводным хозяйствам, переоформить свои документы на осуществление аквакультуры. Теперь закон определяет, что добросовестные рыбоводные хозяйства, осуществляющие аквакультуру на территории Республики Крым, наделяются правом на заключение договора пользования рыбоводным участком без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В мае 2019 внесены изменения в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в части крабовых аукционов.
Закон определяет, что 50% объема квот добычи (вылова) крабов, ранее распределявшихся по «историческому принципу», будут распределяться путем проведения аукциона в электронной форме.
На победителя аукциона возлагается обязательство по реализации проектов по строительству объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Дополнительные сведения. За 2017 год оборот 93 организаций, осуществляющих добычу (вылов) крабов, составил 60 млрд рублей. Уплата данными организациями сборов в 2017 году за пользование крабами составила около 388 млн рублей (т.е. менее 1% от оборота). Только по 50 компаниям, добывающим краба, чистая прибыль в 2017 году составила 32 млрд рублей в год.
В 2019 году внесены изменения в закон «О рыболовстве» в части совершенствования порядка возмещения вреда, причиненного водным биологическим ресурсам (в СФ на рассмотрении).
Установлены полномочия Правительства РФ по утверждению такс для исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда и полномочия федерального органа исполнительной власти в области рыболовства по утверждению методик исчисления размера, причиненного водным биоресурсам вреда.
Дополнительные сведения. По данным Генеральной прокуратуры РФ, ущерб от преступных посягательств на водные биоресурсы в 2018 году превысил 1,1
млрд руб., из которого органами расследования обеспечивается возмещение менее половины.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ОТКРЫТОСТЬ ВЛАСТИ
В 2019 внесены изменения закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части проведения торгов исключительно в электронной форме.
Закон направлен на обеспечение открытости и прозрачности процедуры торгов. Законом устанавливается обязательность проведения продажи приватизируемого имущества в электронной форме. При этом в отношении муниципального имущества установлены такие же требования к продаже в электронной форме, что и для государственного имущества.
Дальневосточный гектар. Действие закона о дальневосточном гектаре распространено на территории Республики Бурятия и Забайкальского края. Закон охватывает территорию, на которой расположено озеро Байкал - уникальный природный объект всемирного значения. Для принятия решений, связанных с установлением или изменением границ Байкальской природной территории, и в целях осуществления общественного контроля при принятии таких решений будет использоваться механизм общественного обсуждения в формате оценки регулирующего воздействия.
Закон «О Долевом строительстве» предусматривает документооборот в электронной форме, например:
- ДДУ может быть заключен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;
- соглашение (договор) об уступке прав требований по ДДУ также может быть заключено в форме электронного документа;
- заключение о соответствии застройщика и проектной декларации установленным требованиям, или отказ в выдаче такого заключения выдается с использованием единой информационной системы жилищного строительства в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью;
- единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов формируются в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства.
ГЧП в IT (о предоставлении частному партнеру исключительных прав на объекты информационных технологий) (на рассмотрении в СФ)
Закон предусматривает возможность передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности частным партнерам, привлекаемым государством в проекты ГЧП для создания объектов ИТ-инфраструктуры.
Приобретение прав на интеллектуальную собственность и возможность их последующей монетизации делают такие ГЧП-проекты привлекательными прежде всего для малых и средних ИТ-компаний, являющихся на сегодняшний день драйверами прогресса в этом направлении.
Законопроект о «реестровой модели» предоставления государственных услуг) (принят в 2019 в 1 чтении)
Переход на реестровый принцип оказания государственных услуг является одним из базовых постулатов реализации федерального проекта «Цифровое госуправление» в рамках национального проекта «Цифровая экономика РФ».
Основная цель - создание сквозной системы электронного межведомственного взаимодействия всех уровней публичной власти. При этом продолжится работа по типизации государственных услуг и внедрению подхода предоставлению услуги не по заявлению, а по факту произошедших изменений, результатом чего станет сокращение перечня документов личного хранения и отказ от предоставления отдельных видов обязательных справок.
Для справки. В настоящее время реестровая модель оказания государственных услуг успешно внедрена в ряде ведомств - ФНС, Росреестре и Росаккредитации.
На этой неделе внесен законопроект, который определяет порядок проведения аукционов на право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка в электронной форме. Такой порядок будет единообразно применяться для проведения торгов на право аренды государственного и муниципального имущества, право заключения договора купли продажи или аренды земельного участка. В настоящее время Земельным кодексом предусмотрена возможность проведения таких аукционов в электронной форме в порядке, предусмотренном федеральным законом, однако электронные аукционы не проводились, так как сам порядок не был законодательно определен.
ЛЕС
«Национальный лесной форум» проходит под эгидой Государственной Думы, при поддержке Федерального агентства лесного хозяйства РФ и Министерства сельского хозяйства РФ. Форум проходит 2-ой год подряд, в нем уже приняли участие более 4 тыс. человек.
В 2018 году этапы Форума проходили в 5 округах РФ. Итоги форума были подведены на парламентских слушаниях в Государственной Думе. Результатом слушаний стали Рекомендации, в основу которых вошли предложения участников Форума. Рекомендации парламентских слушаний легли в основу законотворческой деятельности Комитета:
• Законом определен упрощенный порядок сбора гражданами валежника.
• Внесены изменения в ЛК - уточнены переданные органам государственной власти субъектов РФ полномочия, касающиеся использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков; дополнено полномочие по проектированию лесных участков.
• Принят закон о совершенствовании правового статуса и режима защитных лесов и особо защитных участков лесов, который вступил в силу с 1.07.2019 г. Также ЛК дополнен главой, устанавливающей правовой режим лесов, расположенных на землях иных категорий кроме земель лесного фонда.
• Усовершенствован порядок предоставления лесных участков в безвозмездное пользование. Договор безвозмездного пользования лесным участком заключается на срок от 1 года до 5 лет, без проведения торгов на основании заявления заинтересованного лица в случае отсутствия сведений о заявителе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателе лесных насаждений. Типовой договор, предусматривает осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждается для каждого вида использования лесов.
• Принят закон о компенсационном лесовосстановлении на площадях, равных вырубленным.
• В «федеральном бюджете на 2019 г. и плановый период 2020 - 2021 гг.» предусмотрено выделение субсидий бюджетам субъектов РФ на обновление материально-технической базы лесного хозяйства, на закупку техники, оборудования для обеспечения мероприятий по сохранению, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.
• В настоящее время на рассмотрении ГД Законопроект о дикоросах. Законопроект призван заложить необходимые правовые основы для развития и реализации потенциала отрасли заготовки и переработки недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, а также решения социальных проблем, способствуя развитию занятости населения и созданию дополнительных рабочих мест для сельских жителей.
В Красноярске в 2019 году пройдёт шестой этап Форума. Итоги будут подведены в Москве осенью. Участниками Форума-2019 в ходе дискуссий были выработаны следующие предложения к рассмотрению:
• повышение уровня социальной защиты лесничих и лесных инспекторов;
• внедрение механизмов подтверждения законности происхождения сырья;
• уточнение распределения полномочий в сфере лесных отношений между региональными и федеральными уровнями власти.
• создание центров подготовки и переподготовки работников лесной отрасли и внедрение квалификационных требований для сотрудников компаний лесной промышленности;
• создание единой независимой отечественной системы сертификации продукции лесного комплекса.
ПАРЛАМЕНТСКИЙ КОНТРОЛЬ
В 2018 году Комитетом был проведен парламентский контроль в отношении 9 федеральных законов, был сформирован отчет, в котором дан детальный анализ практики правоприменения и представлены предложения по совершенствованию исследуемых законов.
На совместном заседании с Комитетом Госдумы по контролю и регламенту были рассмотрены результаты контроля по законам «О публично-правовой компании» «Лесная амнистия», «О недрах» в части упрощения порядка предоставления участков недр для выполнения работ по строительству автомобильных дорог общего пользования.
Резолюция совместного заседания была учтена в работе органов федеральной исполнительной власти, в регионы направлены разъяснения по применению норм законов и НПА.
В январе - июле 2019 г. проведены мероприятия парламентского контроля в отношении 13 федеральных законов. Работа будет продолжена, также в конце года мы направим свои рекомендации в ответственные органы власти для учета в работе или внесения изменений в законодательство.
ПРОБЛЕМАТИКА 1. НЕДРА
Планируется Законопроект по введению нового вида пользования недрами -
размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных природных и магниевых солей.
Планируется Законопроект, который дополняет перечень лицензируемых видов деятельности такими видами деятельности как обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов и скупка у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома таких изделий. Необходимость вызвана тем, что при переработке накопленных лома и отходов драгоценных металлов, зачастую не соблюдаются требования по экологической безопасности и по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы находятся законопроекты, касающиеся недр:
Законопроект о предоставлении права пользования участками недр
федерального значения, расположенными во внутренних морских водах и
территориальном море Российской Федерации, в целях геологического изучения на основании заявки заинтересованных пользователей недр, при условии наличия заключений Минобороны России и ФСБ России об отсутствии угрозы интересам обороны страны и безопасности государства.
Законопроект об отмене необходимости проведения государственной экспертизы запасов подземных вод, добываемых на землях обороны и безопасности для целей питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой объектов промышленности или объектов сельскохозяйственного назначения, и объем добычи, которых составляет не более 100 кубических метров в сутки.
Законопроект по единой терминологии и устранению неточностей юридико-технического характера и дублирующих положений.
Законопроект по конкретизации условий пользования недрами, содержащихся в лицензии на пользование недрами в зависимости от вида пользования недрами с учетом накопленной правоприменительной практики.
Законопроект, направленный на стимулирования использования отходов недропользования предполагает:
• предоставление достоверных данных в органы государственной статистики о полезных ископаемых и полезных компонентах, содержащихся в отходах недропользования;
• обязанность недропользователя по приведению участка недр, предоставленного в пользование, в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения и предотвращающее их негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду по истечении срока действия лицензии.
Законопроект, направленный на вовлечение в освоение трудноизвлекаемых полезных ископаемых. Вводит отдельный вид пользования недрами - разработка технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых.
Кроме того, в настоящее время Государственной Думой совместно с Минприродой России ведется работа по внесению изменений в Закон о недрах в части регулирования сбора и реализации ископаемой мамонтовой кости.
Создана рабочая группа.
2. ЗЕМЛЯ
Законопроект «земельная доля». Законопроект направлен на устранение правовой неопределенности, связанной с использованием как в законодательстве, так и в имущественном обороте такого объекта, как «земельная доля», который был введен в 90-х годах прошлого века как средство приватизации земель сельскохозяйственного назначения. В настоящее время данный термин утратил свое фактическое значение, но продолжает активно использоваться.
Законопроект о совершенствовании определения видов разрешенного использования земельных участков. Законопроектом предлагается дополнить Земельный кодекс главой, предусматривающей регулирование на системной и комплексной основе вопросов, связанных с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков.
3. ОХОТА
В феврале 2018 года сформирована Рабочая группа Государственной Думы и Совета Федерации по совершенствованию законодательства в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Рабочей группой обсуждены основные проблемы в сфере охоты и соответствующие законодательные инициативы разрабатываются или уже внесены в Государственную Думу:
• наделение перекрестными полномочиями лиц, осуществляющих федеральный государственный охотничий контроль, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану);
• определение нормативов по соотношению количества производственных инспекторов и площади охотугодий;
• ужесточение уголовного законодательства в области пресечения незаконной охоты и незаконного оборота продукции охоты;
• концепция государственного мониторинга охотничьих ресурсов, включая проведение работ по учету численности охотничьих ресурсов на новых принципах (которые позволят более точно определить квоту и рассчитать лимит изъятия);
• введение нового вида охоты - вольерная охота;
• пересмотр содержания и механизма действия охотхозяйственного соглашения;
• льготные условия доступа к охотничьим ресурсам социально незащищенных слоев населения;
• совершенствование механизмов сохранения объектов животного мира и охраны охотничьих угодий;
• совершенствование механизма применения охотничьего минимума.
ЗАЛОГ СЕЛЬХОЗЗЕМЕЛЬ
До принятия закона широкому применению института залога земель сельскохозяйственного назначения препятствовала низкая ликвидность и длительность срока обращения взыскания на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Законом урегулированы три основных вопроса:
• исключена отсрочка, которую суд может предоставить залогодателю при обращении взыскания на заложенный земельный участок;
• установлена норма, что при обращении взыскания на заложенный земельный участок должны учитываться сезонность сельскохозяйственного производства, а также возможность получения доходов производителем сельскохозяйственной продукции, использующим такой земельный участок, по окончании периода сельскохозяйственных работ.
• залогодателю и залогодержателю предоставлена возможность определять залоговую стоимость земельного участка исходя из его кадастровой стоимости без проведения оценки рыночной стоимости.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments