leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

СФ принял закон о платных дорогах на Крайнем Севере без бесплатной альтернативы

СФ принял закон о платных дорогах на Крайнем Севере без бесплатной альтернативы - Людмила Нарусова Конституция запрещает ухудшать положение граждан – Олег Мельниченко Фактически эти дороги станут государственными – Николай Рыжков Я категорически против Конечно не против инвесторов но это не спасение регионов а частичное решение Дорог не было на гусеничных тракторах ездили но деньги давали туда Западная Сибирь сегодня кормит нас Обязаны строить дороги тот же Норильский Никель
45. 557735-7 СФ в итоге споров принял закон «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (о возможности строительства в районах Крайнего Севера платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда)
Зампред комитета СФ по экономической политике Валерий Николаевич Васильев
Завершить дискуссию Андрей Климов 132 3 4
138 6 1

Из стенограммы пленарное заседание СФ 26.07.19
Коллеги, сорок пятый вопрос – о Федеральном законе «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».
Пожалуйста, Валерий Николаевич.
В.Н. Васильев. Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемые коллеги! Федеральный закон создает правовые условия для развития транспортной инфраструктуры в труднодоступных районах Крайнего Севера, привлечения частных инвестиций в дорожную сферу, предоставляя возможность строительства на данной территории платных автомобильных дорог без обеспечения альтернативного бесплатного проезда.
Учитывая географические условия Крайнего Севера и низкую плотность населения, строительство двух автомобильных дорог – платной и альтернативной бесплатной – нецелесообразно – да, видимо, и невозможно.
С целью защиты права граждан на свободное и бесплатное перемещение федеральным законом вводятся следующие ограничения.
Проезд по таким дорогам для владельцев легковых автомобилей и мототранспортных средств будет бесплатным. В отношении платных дорог на Крайнем Севере распространяется действующее сейчас правило о бесплатном проезде общественного транспорта, транспортных средств служб пожарной безопасности, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции и почты. Кроме этого, правительством может быть утвержден дополнительный список транспортных средств, которые получат право на бесплатный проезд.
Платной не может стать дорога, расположенная в границах населенного пункта, а также построенная до вступления в силу рассматриваемого федерального закона.
На платной основе может использоваться только та дорога, которую построили или реконструировали с привлечением частных инвестиций в рамках государственно-частного партнерства.
По мнению комитета, в федеральном законе соблюден баланс интересов государства, бизнеса и населения, его реализация позволит удовлетворить интересы всех заинтересованных сторон.
Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает данный федеральный закон. Комитет по экономической политике рекомендует Совету Федерации также одобрить данный федеральный закон. Спасибо.
Председательствует первый заместитель Председателя Совета Федерации Н.В. ФЁДОРОВ
Председательствующий. Спасибо большое, Валерий Николаевич.
По сути, на выступление коллеги Людмилы Борисовны постарался, судя по всему, ответить Валерий Николаевич.
Больше вопросов нет. Есть желающие выступить.
Олег Владимирович Мельниченко, пожалуйста.
О.В. Мельниченко, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Пензенской области.
Уважаемые коллеги! Вчера на заседании комитета мы также обсуждали данный федеральный закон, и были высказаны разные точки зрения. Комитет не был един при принятии решения о поддержке данного закона, но хотел бы остановиться на нескольких принципиальных моментах, которые, в общем-то, привели к тому, что большинством голосов комитет принял решение этот закон поддержать.
Во-первых, в законе четко прописывается, что он касается строительства и реконструкции дорог на основе концессионных соглашений, и это очень важно. При этом использование данных дорог на платной основе завершается одновременно с завершением данных соглашений. То есть фактически эти дороги по прошествии определенного времени станут государственными.
Второе. Важный момент: в законе прямо устанавливается, что плата с населения за проезд по данным автомобильным дорогам на легковых автомобилях и мотоциклах взиматься не будет. Это закреплено непосредственно как норма закона.
Кроме того, регионы вправе по согласованию с концессионером либо частным партнером устанавливать дополнительно отдельные категории пользователей, с которых не будет взиматься плата за проезд. То есть дается право субъекту Федерации в том числе регулировать порядок эксплуатации этих дорог. И также правительство наделяется правом определять перечень категорий пользователей, которые будут пользоваться этими платными дорогами без взимания платы.
Кроме этого, я хочу обратить внимание на то, что комитетом было принято решение о том, что целесообразно реализацию этого закона оставить на мониторинге Совета Федерации, потому что важно соблюсти баланс интересов для северных регионов – с одной стороны, не допустить удорожания завоза жизненно важных, необходимых товаров, а с другой стороны, дать возможность частному бизнесу участвовать в развитии инфраструктуры Арктической зоны.
Поэтому от имени комитета я прошу принять соответствующее решение и поставить реализацию закона на мониторинг Совета Федерации. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Я думаю, что против мониторинга никто не будет возражать, это наша миссия в том числе.
Желающие выступить есть у нас еще.
Николай Иванович Рыжков, пожалуйста.
Н.И. Рыжков, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Белгородской области.
Спасибо.
Уважаемые друзья! Сейчас председатель комитета доложил, что у нас не так-то просто вчера проходило заседание комитета при рассмотрении данного вопроса. Я был одним из тех, кто выступал против, хотя большинством голосов было принято решение поддержать этот закон. Кстати сказать, нас было всего двое против, когда голосовали, – я и Акимов, а остальные северяне все дружно подняли руки, проголосовали и считали, что это спасение их регионов.
Я хотел бы высказаться по существу вопроса. В принципиальном плане я не категорически против того, чтобы не пускать туда частных инвесторов. Пожалуйста, пусть они приходят, пусть строят дороги, пусть зарабатывают на этом деньги, пусть решают социальные вопросы. Здесь нет вопроса. И обвинять нас в том, что мы против того, чтобы частники строили дороги, – ну, это по крайней мере несерьезно.
Почему я выступаю против и прошу прислушаться к этому?
Север – это уникальное явление нашей страны. У нас есть три севера – это Скандинавия, Россия и Канада. Посмотрите, как развивалась и развивается Канада и как развивается Скандинавия. Конечно, мы отстали со своим севером, хотя очень многое сделано, за прошедшие десятилетия очень многое сделано.
Поэтому, конечно, дороги – определяющие. И я считал и считаю, что можно принимать этот закон только в том случае, если мы четко скажем, что это не спасение регионов, частные дороги, это частичное решение. А спасение в основном – когда государство будет вкладывать деньги, как в свое время в Советском Союзе вкладывали деньги в Западную Сибирь. Многие из здесь присутствующих – из Западной Сибири. Я думаю, они помнят: миллиарды рублей мы отрывали от других регионов, где не было никаких дорог, на тракторах гусеничных ездили, и отдавали туда. Но Западная Сибирь сегодня кормит нас. Представьте на минуту: если бы не было сегодня Западной Сибири, что бы мы с вами делали? Поэтому здесь мы должны так же подойти к этому вопросу: государство должно капитально входить туда с дорогами, капитально. Это первое.
Второе. Почему бы нам не использовать старый опыт, когда крупнейшие предприятия обязаны были строить дороги? Тот же «Норильский никель», та же Дудинка и прочие… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Николай Иванович, время истекло. Заканчивайте, пожалуйста.
Н.И. Рыжков. Заканчиваю.
Поэтому, не отрицая того, что нужно строить частные дороги, я считаю, должна быть комплексная проработка (комплексная!), чтобы мы видели, что делать с севером. А хвататься за какое-то одно звено и считать, что это спасение для нашей страны, – я считаю, это глубочайшая ошибка. Поэтому вот с этих позиций я вчера выступал. Я считаю, что именно такой подход нужен.
И последнее. Вот здесь говорили: льготы одни, льготы вторые... Мы вчера тоже слышали, но никто не ответил… Что, у нас альтруисты сегодня те частные компании? Что, они построят дорогу, для того чтобы бесплатно там возить? И в то же время делается заявление: а цены на продукты не будут подниматься. Так как понимать? Тогда, выходит, дотации?.. Будут предоставлять дотации, чтобы люди бесплатно ездили, – значит, кто-то должен профинансировать.
Вот такие вопросы есть. Поэтому принимайте решение, но только, ради бога, давайте не будем обманывать себя: частные дороги нужны, но они не спасут север.
Председательствующий. Спасибо, Николай Иванович.
Егор Афанасьевич Борисов, пожалуйста.
Е.А. Борисов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
Спасибо, Николай Васильевич.
Уважаемые коллеги! Мы с этой проблемой уже сегодня встречаемся, сегодня уже испытываем на примере Республики Саха (Якутия) сложности. Промышленники на основе закона о промышленной безопасности уже ограничили проезд местному населению по тем или иным дорогам (скажем, через месторождения), по которым мы постоянно ездили. Они запретили, и они уже стали платными. А теперь на севере, когда уже начинается полномасштабное освоение этих территорий, возникают проблемы.
Во-первых, на севере нет легковых машин. И летом, и зимой ездят на высокопроходимых машинах, которые не относятся к легковым машинам. Как быть с этим населением? Люди постоянно будут платить. С другой стороны, есть проблема малочисленных народов, у которых доходы никогда не поднимались до среднероссийского показателя.
И, в-третьих, у нас есть такое понятие, как «зимники», которые строятся и частниками, и с участием государственно-частного партнерства. Что с ними делать? Они относятся к дорогам или нет? Ответа на этот вопрос в законе нет. Поэтому я уже в принципе поддерживаю то, что такие дороги должны появляться, но при этом мы понимаем, что на территории Якутии это будут только промышленные дороги. Там дороги общего пользования, для населенных пунктов, не строятся за счет государственно-частного партнерства, они останутся без дорог.
Исходя из этого, я очень прошу ту группу, которая будет создаваться по мониторингу, обращать на эти вопросы, проблемы свое внимание и, насколько возможно, откорректировать закон. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Павел Владимирович Тараканов.
П.В. Тараканов, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Тюменской области.
Спасибо.
Да, действительно, вчера у нас на заседании комитета была жесткая дискуссия, но при этом, хотел бы обратить внимание, всего два человека голосовало против. И почему? Потому что доводы понятны. То есть нам необходимо привлечь частные инвестиции для реализации проектов строительства таких дорог там, где на сегодня бюджетных ресурсов не хватает. И речь идет об освоении, собственно, территории, где строятся, реализуются промышленные проекты.
И основной поток денежных средств идет откуда? Он идет с грузового транспорта. В законе все это урегулировано, написано, для транспорта граждан, для транспорта специальных служб и так далее (то, о чем уже сегодня говорили докладчики) это будет все бесплатно. Это все в законе отрегулировано. Спрашивают: почему это нужно делать? Потому что ресурсов на все не хватает. И если сегодня наши коллеги говорят: «Хорошо, давайте мы будем строить дороги, включая это все в стоимость инвестиционного проекта». Но это же удорожание соответственно финансовой модели значительное, существенное.
Есть другая схема, когда привлекается инвестор, он строит за свой счет эти мосты, дороги и так далее, а возврат средств обеспечивается за счет оплаты проезда грузового транспорта, транспортировки грузов. Это совершенно нормальная история, это позволяет реализовать проекты. Если считать без этого, то есть на сегодняшний день повесить на инвестпроект еще и стоимость строительства инфраструктуры, он просто не будет реализован. Это будет препятствовать освоению ресурсов, в том числе Арктики.
Поэтому этот закон необходимо принимать. И там все эти вопросы и риски урегулированы. И вчера как раз обсуждали, что это надо ставить на контроль. Да, на контроль, но обязательно нужно поддерживать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
По ведению – Андрей Аркадьевич Климов.
По ведению у Вас?
А.А. Климов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Пермского края.
Да-да, большое спасибо.
Уважаемые коллеги, есть предложение. Все-таки, вы знаете, есть мнение комитета, есть высказывания за, есть высказывания против. Стоит ли нам развернутую дискуссию устраивать? (Оживление в зале.) Мне кажется, не очень нужно. Спасибо большое.
Председательствующий. Коллеги, есть предложение проголосовать. Аргументы и сторонников, и противников понятны. (Оживление в зале.)
Ну, Людмила Борисовна настаивает и в принципе имеет право. (Оживление в зале.)
Так, по ведению еще Семёнов.
Пожалуйста, Валерий Владимирович.
В.В. Семёнов. Николай Васильевич, я по ведению нажал, но в принципе это вопрос. Сегодня на Севере есть зимники, которые содержат субъекты… (Оживление в зале.)
Из зала. Прошу прервать выступление, это не… (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Понятно, да, это не по ведению, коллеги.
Давайте мы проголосуем: мы завершаем дискуссию по этому закону? (Оживление в зале.) Кто за то, чтобы завершить? Прошу проголосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 43 мин. 21 сек.)
За 132 чел. 95,0%
Против 3 чел. 2,2%
Воздержалось 4 чел. 2,9%
Голосовало 139 чел.
Не голосовало 0 чел.
Решение: принято
Решение принято. Завершаем дискуссию.
Коллеги, на правах председательствующего, не комментарий даже. На чаше весов у нас в реальности что? При всем уважении и поддержке подходов Николая Ивановича Рыжкова (с уважением и к персоне, и к аргументации), какой выбор для нас в реальности? Либо дорога будет (да, платная), либо дороги не будет вообще, так ведь? Поэтому всего-навсего такой выбор для нас.
Я прошу с учетом того, что мы решение приняли, проголосовать за одобрение представленного Федерального закона – «О внесении изменений в статью 37 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 44 мин. 06 сек.)
За 138 чел. 81,2%
Против 6 чел. 3,5%
Воздержалось 1 чел. 0,6%
Голосовало 145 чел.
Не голосовало 25 чел.
Решение: принято
Решение принято. Против – шесть, воздержалось – один голос всего-навсего. Спасибо.
Мониторинг, и следить за тем, как будет развиваться ситуация в этой сфере (это первый опыт, он в некотором смысле экспериментальный), мы обязаны, да? Мы все солидарны в этом.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments