Август-месяц собрал на себе множество печально знаменательных дат. Текущий август-19 стал скрещеньем исторических судеб народов. Очевидно спусковым крючком, адреналином истории сыграла новая попытка под видом справедливости и демократии сотворить практически то же самое, что в прошлом определяло неизбежность каждой из мировых войн.
На фоне попыток срыва избирательной кампании и уличных протестов не прошли незамеченными 28 лет хилой попытке реанимации советского строя в форме ГКЧП, 80 лет сражению под Халкин-Голом и Пакту Молотова-Риббентропа.
В МИА «Россия сегодня» прошли дискуссии в форме пресс-конференций вокруг событий восьмидесятилетней давности. Основное впечатление от них в том, что современные российские историки стали более советскими, чем самые упертые теоретики марксизма-ленинизма. Те клеймили формально американский империализм и на деле поклонялись ему.
Фактически развернулась война историй. Представители СМИ с польской стороны пытались формулировать вопросы в традиционном ключе и им это было непросто. Завсегдатай мероприятий МИА РС из газеты «Советник президента», любитель мудрых мыслей предупредил: «Внедряясь в прошлое, рискуешь изменить будущее». Он так и не понял, что правда.
Если до этого момента спикеры пресс-конференции спорили, то мудрая мысль менторским тоном их примирила. Оба и Михаил Мягков и Юрий Никифоров из Российского военно-исторического общества. Историки против того, чтобы в историю лезли политики на ток-шоу в телевизоре.
Никифоров категорически не хотел сводить разговор к известной картине 41-го года с неверием Сталина в нападение Гитлера и тем более принимать всерьез версию «Ледокола» Суворова о намерении Сталина напасть на Гитлера первым. Пинг-понг «Сталин-Гитлер, Гитлер-Сталин» историк считает элементом распада СССР, который должен остаться там. СМИ продолжают его до сих пор.
Мягков терпеливо объяснял, что между фашизмом и коммунизмом нет ничего общего. В одном случае дружба народов, в другом нацизм с превосходством одной расы.
Оба спорщика сошлись на том, что нельзя рассматривать Пакт Молотова-Риббентропа без предшествующих событий. Прежде всего Мюнхенского сговора, где Англия, Франция, Италия и Германия в отсутствие Чехословакии обязали ее в десять дней очистить Судетскую область для Германии. То есть отдать треть территории страны с половиной промышленности.
Мифологизация зловещего Пакта Молотова-Риббентропа с секретным протоколом считается ножом в спину для Польши. Никифоров и Мягков полагают, такие мемы нужны для сокрытия смысла Договора о ненападении, который дал СССР двухлетнюю передышку для реконструкции армии.
Договор с СССР историки считают дипломатическим достижением. Он стал последним и числа заключенных Германией со странами Европы. Однако без его демонизации пропадает идеологическая база советской оккупации и статуса неграждан для русских. Демонизируется по силе равный богу супермонстр Сталин, но не Гитлер, который не оставил бы возможностей жизни для русских, прибалтов, поляков.
Невозможно отмыть участие в Холокосте на стороне германского фашизма.
Вышло так, что после отказа Англии и Франции заключить военный договор с СССР защитить Польшу было некому, да она и сама не желала защиты Красной Армии. Как ни крути текст Договора, в нем невозможно найти сговор против кого-то.
Получилось немного по-детски и в целом не очень убедительно. Тем более, что польские СМИ независимо от прозвучавшего на пресс-конференции напишут то, что им предписано. Русофобией болеют далеко не все поляки поголовно, но она стала государственной политикой.
Кстати, как и антисемитизм, о чем на пресс-конференции умолчали.
Я все-таки давно живу и помню, что подхваченные Польшей мифы о Пакте Молотова-Риббентропа тиражировались из московской кухни. Я впервые узнал о разделе Европы между Сталиным и Гитлером в 1963 году, когда вышел на работу учеником вечерней школы. Научные сотрудники нашего Института биофизики меня тут же просветили. Там было много всего про запрещенные моменты истории, науки, искусства, литературы. Кто ж мог подумать, что Пакт Молотова-Риббентропа вылезет на первый план? Также сопутствующие обстоятельства про равенство фашизма с коммунизмом как тоталитарных режимов и что последний поезд с углем в Германию прошел уже когда гитлеровский войска вошли в СССР.
Впервые опубликовал документы Юрий Щекочихин. Откуда стало известно их содержание на тридцать лет раньше? Разумеется, была утечка задолго до ельцинского рассекречивания документов, по сути фальсификации.
В последние годы вдумчивый и непредвзятый читатель в России имел все возможности пересмотреть историю в сторону верификации. Среди прочего мы узнали и то, о чем сегодня говорят представители Российского военно-исторического общества. Также то, о чем они до сих пор сказать не могут включая обвинения Германа Геринга в адрес фашизма США, изъятые из протоколов Нюрнбергского процесса.
Московская кухня приучила нас жить с кукишем в кармане и считать главным то, что скрывается. Возбужденное сознание тут же удовлетворялось по неформальным каналам версиями в форме анекдотов и самиздата. Распространители иногда шли на посадку для пущей достоверности, источники берегли и скрывали.
С распадом СССР ушло в небытие Пятое управление КГБ Филиппа Бобкова по работе с диссидентами. Но дело его живет, по-прежнему главное в том, что скрывают официальные источники.
Между эпохами Путина и Сталина много общего. И это вовсе не репрессии, как принято считать. Невозможно рассматривать решения и того и другого вне текущего исторического контекста. Именно в нем превалирующее сходство острых моментов разных эпох. Руководство стран, претендующих на мировое господство, от бессилия решить внутренние проблемы накручивают интриги и сговоры, устраивают провокации и теракты, влезают во внутреннюю политику любых склонных к зависимости стран. Так было перед каждой многосторонней войной
Россия на этом фоне всегда выступала миротворцем и продолжает свою роль. Это никогда не скрывалось, просто мы не хотели слышать. А что скрывалось и почему? Ответ общий на оба вопроса: Россия всегда решала проблемы за счет собственного народа. Дело правда не в тех репрессиях, о которых рассказывают анархисты – лидеры протеста. Репрессии и голодоморы прокатываются по земному шару циркумполярно и не являются отличительной особенностью какой-то одной страны.
Дело в том, что живем мы тяжело и трудно, будто тащим на себе весь воз глобальных проблем. По существу так оно и есть. Кремль опять и опять независимо от того, кто в нем, принимает решение терпеть в секторе внутренней политики.
Любой диктатор боится своего народа, – говорила Валерия Новодворская. А Леонид Гайдай в шутку показал технологию: надо отправить армию чего-нибудь взять.
Удивительно то, что мы ухитряемся радоваться жизни больше тех, кто нас угнетает и живет за наш счет.
Лично я давно вынул интеллигентский кукиш из дырявого кармана. А вы?