leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

1. Открытие осенней (2019 года) сессии Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

1. Открытие осенней (2019 года) сессии Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Вячеслава Викторовича Володина
Стенограмма
СТЕНОГРАММА двести тридцать второго заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Здание Государственной Думы. Большой зал.
10 сентября 2019 г. 12 часов.
Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин
Председательствующий. Добрый день, уважаемые коллеги!
Просьба зарегистрироваться. Включите, пожалуйста, режим регистрации. Коллеги, идёт регистрация. Фракция ЛДПР прибыла в зал в полном составе во главе с лидером фракции.
Владимир Вольфович, приветствуем вас. Геннадий Андреевич до начала ещё заседания вместе с коллегами заняли места, так же как и коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ".
Сергей Михайлович, добрый день.
Покажите, пожалуйста, результаты регистрации.
Результаты регистрации (12 час. 01 мин. 20 сек.)
Присутствует.
.425 чел 94,4 %
Отсутствует 25 чел.
.5,6 %
Всего депутатов 450 чел.
Не зарегистрировано 25 чел 5,6 %
Результат: кворум есть В зале присутствует 425 депутатов. Кворум есть. Пожалуйста, Ольга Викторовна Савастьянова.
Савастьянова О. В., председатель Комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
На сегодняшнем пленарном заседании по уважительной причине отсутствует 19 депутатов, соответственно, присутствовать в течение дня должно 431.
Спасибо.
Председательствующий. 431 должны быть.
Ну вот у нас наш коллега только что в зал подошёл. Наверное, даже два (подсказывают). Поэтому в течение заседания наверняка подойдут и оставшиеся.
Коллеги, у нас кворум есть.
Пожалуйста, Иван Иванович.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Уважаемые коллеги, слово для выступления предоставляется Председателю Государственной Думы Вячеславу Викторовичу Володину. (Аплодисменты.)
Володин В. В., Председатель Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, поздравляю всех с началом осенней сессии, она длится всего четыре месяца, но ожидает быть напряжённой. Задач у нас с вами много.
Учитывая, что в ходе осенней сессии мы должны рассмотреть еще бюджет, а также бюджетообразующие законы понятно, что расслабляться нельзя и следует всего себя отдать работе вот в эти ближайшие четыре месяца.
У нас с вами на сегодняшний день в законотворческом портфеле 1311 законопроектов, из которых 244 - приняты в первом чтении, 4 - прошли второе чтение, и есть чем заняться, и есть та основа, на которой строится работа законодателя.
Приоритеты на осеннюю сессию - это законодательное обеспечение Послания Президента Федеральному Собранию, реализация национальных проектов. Работа у нас с вами в этом направлении носит системный характер. Мы создали комиссию во главе с Первым заместителем Председателя Государственной Думы Жуковым Александром Дмитриевичем и в составе комиссии принимают активное участие, как представители всех политических фракций, так и профильных комитетов.
Многое за прошедшее время сделано. Из 85-ти пунктов нашего плана по реализации Послания Президента Федеральному Собранию выполнено 55, по девяти пунктам законопроекты приняты в первом чтении, по семи пунктам находятся на рассмотрении в Государственной Думе, внесение 14-ти ожидаем от правительства.
План рассмотрения первоочередных законодательных инициатив необходимых для реализации национальных проектов включает 24 пункта, из них 9 законов принято в прошлую сессию, по восьми пунктам плана законопроекты сейчас находятся на рассмотрении в Государственной Думе, еще семь также ожидаем от правительства.
От эффективного решения задач, поставленных в Послании Президентом Федеральному Собранию, а также реализации национальных проектов зависит повышение качества жизни наших граждан, социально-экономическое развитие нашей страны и, конечно, нам необходимо все сделать для того, чтобы до конца осенней сессии все необходимые законопроекты были приняты.
Поэтому хочется ещё раз подчеркнуть важность этой работы с тем, чтобы мы сосредоточились на реализации вот этих приоритетов. Для нашей страны они являются, но сути, судьбоносные, если мы эффективно сможем их реализовать.
В этой связи обращаюсь к полномочному представителю правительства Синенко Александру Юрьевичу. Александр Юрьевич, мы убедительно просим вас сделать всё возможное, для того чтобы правительство ускорило внесение законопроектов, связанных с реализацией Послания Президента и национальных проектов. Сегодня многое зависит от того, когда будут внесены законопроекты, и сможем ли мы их рассмотреть до конца осенней сессии. Нам очень этого хотелось бы, поэтому осознайте ответственность, и мы будем ждать этих законопроектов как можно быстрее. Хотелось бы, чтобы активизировали работу наши коллеги из профильных министерств, которые закреплены как раз за этими участками, и сделали также со своей стороны все для внесения законопроектов в Государственную Думу.
Уважаемые коллеги, мы говорили, что для нас главная задача -повышение качества законотворчества. Это серьезная работа, которая идет и в рамках комитетов, в рамках фракций. У нас проводятся слушания при подготовке и принятии законов, обсуждения с экспертным сообществом, диалог ведем постоянный с нашими коллегами из регионов, и, как вы знаете, результат этот дает свои плоды: мы видим, что качество хотя и медленно, но всё-таки повышается.
Вместе с этим, приняв в начале работы решение, что будем рассматривать законы в соответствии с процедурой в первом чтении, во втором чтении, в третьем чтении, не будем скатываться на принятие в первом и в целом, не будем объединять второе с третьим. Мы, кстати, несмотря на разные ситуации и желание как можно быстрее выйти на принятие законов, руководствовались этим решением и выдержали договоренности. За прошедшие три года у нас с вами был единственный случай в самом начале, когда мы пошли по этому пути, но он был единичным. Это также серьёзным является фактором, который влияет на качество принимаемых законов. Мы с вами, с одной стороны, обсуждаем в каждом случае законопроект отдельно, проходим всю процедуру, а это значит - уходим от ошибок, это значит - все предложения, которые звучат, имеем возможность обсудить и рассмотреть. По этому пути нам следует идти дальше.
Сейчас мы начали заниматься анализом законотворческой деятельности нашего созыва, предыдущих для того, чтобы посмотреть, насколько работают законы, насколько они эффективны, с тем чтобы оперативно взять и внести изменения в тот или другой закон, если мы видим, что он недостаточно эффективен.
Но, как вы понимаете, в этом нет пределов совершенства, и в этой связи хочется обратить внимание на ещё один фактор, который было бы правильно нам не только учесть, но и постараться реализовать. Речь идёт о том, что, принимая законопроекты, мы с вами зачастую идём по пути самому простому, принимая законопроекты с отсылочными нормами. За весеннюю сессию мы приняли 325 законов, из них 109 законов с отсылочными нормами. Практически каждый третий законопроект, принятый Государственной Думой, это законопроект с отсылочными нормами. Это неправильно. Неправильно, потому что мы уходим от принятия законов прямого действия. Закон прямого действия, он нас, безусловно, ко многому обязывает, потому что мы ответственность берём полностью на себя. Законопроекты с отсылочными нормами - это законопроекты, когда мы поручаем правительству, министерствам принимать нормативные акты, формировать нормативную базу. Да, в каких-то случаях это необходимо, да, какие-то решения действительно требуют именно таких законов, но нам необходимо с вами уменьшать их количество и выходить на принятие прямых норм законов прямого действия. Есть поддержка президента в этом вопросе, Председателя Правительства. Многое зависит от нас.
Да, эта работа сложнее, да, эта работа требует уже другого диалога, уровня подготовки законопроектов. Наверное, не каждое министерство обрадуется такому подходу, потому что мы заранее с вами в законе определяем процедуру, мы заранее в законе определяем порядок его реализации. Но, коллеги, с одной стороны, при обсуждении этого закона наши граждане могут участвовать и заранее видеть, какая норма обсуждается, какое решение принимается.
Что касается законов с отсылочными нормами, то здесь намного всё сложнее, потому что правительство уже самостоятельно принимает эти решения, базируясь на закон, но при этом в рамках своего видения решения проблемы. Это одна сторона.
Другая сторона, о которой мы должны знать и говорить на примерах, которые у нас есть, как в случае с законом о карантине растений, принятом в 2014 году: после вступления закона в силу более 20 раз переносились сроки принятия к нему подзаконных актов. Вдумайтесь!
При этом в рамках подзаконных актов должны были установлены быть ограничения в порядке на ввоз в страну подкарантинной продукции, то есть закон-то важный. И вот последний перенос состоялся 21 июня текущего года.
Понятно, что этот пример говорит о том, что нам в данном случае либо нужно идти на прямые нормы - это значит закон прямого действия, либо мы должны обязывать принимать подзаконные акты в определённые сроки и чтобы действие более эффективное было регламентных норм, которые сегодня приняты нами вместе с правительством синхронно, когда, в том числе, и по такого рода вопросам должны предоставляться проекты подзаконных актов. Получается, закон принят, а он не работает. Более того, двадцать раз переносили нормативные акты, которые откладывали, откладывали и получается, фактически, ситуация такая, что мы с вами работу сделали, Совет Федерации одобрил, президент закон подписал, он вступил в силу, но нормативной базы нет до сих пор.
Ещё один пример с Лесным кодексом, причём нормы, которые были внесены в Лесной кодекс, касаются предупреждения и тушения лесных пожаров. Закон был принят в середине 2016 года, десять раз переносились сроки издания к нему подзаконных актов. А речь идёт о нормативах по обеспечению регионов всем необходимым для тушения пожаров.
Вот, уважаемые коллеги, что такое принятие прямых норм, законов прямого действия, и законопроекты, где есть право издания подзаконных актов и, соответственно, к чему это может привести. Поэтому, давайте, сосредоточим работу на принятии законов прямого действия. Если вы поддержите такое предложение, комитеты постараются реализовать этот подход.
С другой стороны возьмём под контроль издание нормативных актов и будем возвращаться к этому, отрабатывая уже это направление вместе с аппаратом правительства, потому что для нас крайне важно знать, как работают законы нами принятые. Для нас важно, чтобы они решали те задачи, которые мы планировали с вами, обсуждая этот закон. Ну и, конечно, всё это будет влиять на эффективность и на качество власти.
И ещё об одном, коллеги, приоритете. Ежегодно мы в каждую осеннюю сессию рассматриваем закон "О федеральном бюджете на будущий год и последующие два года". Бюджет - главный финансовый закон страны, от качества его рассмотрения многое зависит. Было бы правильно, чтобы обсуждение закона мы не сводили, коллеги, к объемам финансирования, статьям бюджета, к стройкам, к объектам, потому что есть вопросы, которые очень важные, но мы, как правило, им придаем второстепенное значение, углубляясь как раз в обсуждение тех объектов, которые правильно, наверное, обсуждать в силу того, что они находятся в наших регионах и, более того, от строительства или финансирования статей многое зависит. Но, наверное, правильно было бы поговорить и, во-первых, о создании условий для реализации в регионах программ государственно-частного партнерства, а это вопрос очень важный, в регионах есть много предложений по реализации инвестиционных проектов, но в связи с тем, что нет возможности подвести дорогу, нет возможности подвести газ, электричество, бизнес, как правило, не участвует в строительстве предприятий, не участвует в развитии экономики регионов.
Мы могли бы этому вопросу уделить внимание для того, чтобы такие условия создать и в этой связи есть хороший пример - Калужская область, которая пошла по этому пути, создавая условия для развития бизнеса. Понятно, что эта инициатива была исключительно региона и те риски, с которыми регион столкнулся, наверное, многие другие территории как-то отпугивает от такого пути, мы с вами видим, что не каждая территория берет на себя такую большую ответственность, тем более особенно вот в ситуации с кризисом, который разразился, Калуге помогала федеральная власть, президент, правительство, для того чтобы они смогли рассчитаться и с долговыми обязательствами. Но результат сам за себя говорит: Калужская область сегодня регион-донор, и они вышли на этот показатель.
Мы, коллеги, должны создать условия для других регионов, чтобы регионы более эффективно занимались реализацией инвестиционных проектов. Ещё раз подчеркну, у многих регионов эти проекты на десятки миллиардов есть в своём портфеле инвестиционных предложений, но при этом повторю, что бизнес не может эффективно развиваться, если мы не обеспечим инфраструктуру, если мы не подведём необходимые энергоносители к их предприятиям. Поэтому было бы нам правильно к этому вопросу вернуться при обсуждении бюджета, в силу того что у нас всего только 13 регионов-доноров, остальные - реципиенты. И так как есть соглашения между регионами и правительством, Министерством финансов, это не позволяет им направлять средства на реализацию таких инвестиционных проектов.
Ещё один вопрос, который можно было бы при принятии бюджета рассмотреть, у нас звучит ежегодно, мы о нём говорим, речь идёт о бюджетной обеспеченности регионов. И в силу того, что все регионы разные, у нас бюджетная обеспеченность разная, а так как количество доноров небольшое, понятно, что бюджетная обеспеченность серьёзно отличается.
По данным Министерства финансов, бюджетная обеспеченность между десятью самыми обеспеченными и малообеспеченными регионами составила в прошлом году семь раз. За счёт работы, которую проводит правительство, Министерство финансов, она сокращена до трёх раз, но эта цифра средняя, и необходимо также обсуждать этот вопрос всесторонне. Но даже если мы говорим о том, что в три раза отличается бюджетная обеспеченность регионов, насколько будут отличаться в плане качества и медицинские услуги, и образовательные услуги в тех территориях, которые менее бюджетно обеспечены.
Поэтому если вы не будете возражать, уважаемые коллеги, мы также могли бы после поступления проекта бюджета в Государственную Думу посвятить этому вопросу специальные слушания, где вместе с Министерством финансов могли бы обсудить вопросы, связанные с бюджетной обеспеченностью регионов, обсудить вопросы создания условий для реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства с тем, чтобы мы могли при принятии закона "О бюджете" решить и эти задачи. Причем они во многом являются стратегическими, так как однозначно могут увеличить количество регионов-доноров, улучшат сбалансированность бюджетов, а это значит, улучшат качество жизни. Если вы поддержите, мы могли бы этот вопрос также взять и рассмотреть с вами уже в октябре текущего года.
Коллеги, ну и о международной деятельности Государственной Думы. Нам предстоит работа в ПАСЕ. Вы знаете, мы вернулись по просьбе большинства стран Совета Европы в эту старейшую парламентскую организацию. Но хочется подчеркнуть, что вернуться мы вернулись, но было бы правильно работу строить в ПАСЕ на равноправной основе. И хотелось бы, чтобы наши коллеги по парламентской структуре это знали. Было бы правильно строить работу без двойных стандартов.
И когда мы говорим о ПАСЕ, это парламентская организация, а не политическая. И в этой связи ПАСЕ необходимо уйти от тех атавизмов, которые она унаследовала, желая как раз стать политической структурой. Речь идёт о мониторингах, о вмешательствах в суверенные дела других государств.
Вот когда мы говорим о равных правах в Совете Европы, мы должны для себя определить: вмешательство в суверенные дела государств недопустимо — и это должно быть нормой, это должно быть правилом. (Аплодисменты.)
Дальше, уважаемые коллеги, когда речь идёт об институтах Совета Европы, они должны быть доступны для всех стран - участниц Парламентской Ассамблеи, они должны работать в интересах всех государств. И ПАСЕ в принципе должна пересмотреть стратегию своей работы, исходя не из точечных вот этих решений и заявлений политических, тем более в угоду некоторым странам, а из подходов, которые могли бы объединить все страны Совета Европы. У нас есть общие вызовы: борьба с терроризмом, глобальная безопасность, миграционная политика, и в этой связи правильно было бы заниматься гармонизацией законодательства, принимать модельные законы. И это все сплотило бы нас и, более того, работу сделало бы более полезной, она стала бы для всех необходимой. А когда начинают заниматься политиканством, тем более по таким вопросам, где нельзя принимать решения односторонние, понятно, что это приводит к разбалансировке, это приводит и к тому, что сама по себе организация утрачивает свою значимость.
Было бы правильно, чтобы парламентская структура, старейшая европейская парламентская структура сделала все для того, чтобы защитить историю. Мы с вами видим, что происходит, когда ряд стран, та же Польша, Украина принимают политические решения, перечеркивая свою историю. Это недопустимо. Поэтому парламентская организация должна как раз в этом вопросе сделать все для того, чтобы не было таких ситуаций. И мы со своей стороны планируем работу строить именно в этом ключе.
Коллеги, у нас большая повестка, в том числе участие в мероприятиях, связанных с вопросами межрегионального взаимодействия с другими странами в рамках совещания спикеров стран Евразии. Уже вот буквально через две недели пройдет совещание в Нурсултане, в Казахстане, где примет участие большое количество делегаций. Формат оказался эффективным, и каждый год все больше и больше вызывает интерес, и мы имеем возможность на этой площадке обсуждать самые разные вопросы, кстати, в отличие от той же Парламентской ассамблеи Совета Европы.
Затем в октябре в Стамбуле состоится конференция по вопросам межрегионального взаимодействия и безопасности. Это также новый формат, но он растущий, он интересен и всё более количество стран объединяет. Тем более как раз рассматривается повестка актуальная, она крайне важна и для нас, и для тех стран, которые участвуют в её обсуждении, Ирана, Турции, Афганистана, Пакистана, Китая, а сейчас присоединится ещё ряд стран к обсуждению этой повестки. Поэтому мы видим, что в рамках парламентского измерения можно многое сделать, вынося на обсуждение эти вопросы.
В ноябре в Ереване пройдёт Парламентская Ассамблея ОДКБ. А в декабре состоится очередная сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
В международной деятельности Государственная Дума, как и прежде, будет руководствоваться интересами наших граждан, страны, отстаивать принципы невмешательства в суверенные дела других государств, верховенства международного права и ведущей роли Организации Объединённых Наций.
Уважаемые коллеги, нас ждёт интересная, напряжённая работа в течение ближайших четырёх месяцев. Желаю вам удачи.
Спасибо за внимание.
(Аплодисменты.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments