leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Экономию изъяли из собственных средств медицинских страховщиков – первое чтение

Экономию изъяли из собственных средств медицинских страховщиков – первое чтение – Тамара Фролова Это не штрафы с медиков а экономия когда меньше болеют – Николай Осадчий Исключения страховщиков требует все сообщество – Федот Тумусов Посредники мешают На Дальнем Востоке Сибири никакой экономии быть не может Немедленно переходить на сметное финансирование – Алексей Куринный На содержание ненужной структуры тратят столько же как на федеральных льготников
8. 638980-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 28 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (в части формирования средств страховой медицинской организации)
Документ внесли 05.02.19 Депутаты ГД О.А.Бондарь, В.Н.Пивненко, В.А.Пушкарев, Т.С.Гоголева, И.Н.Игошин, С.Н.Коткин, В.М.Новиков, В.В.Рудченко, А.Ф.Тихомиров, И.И.Фирюлин, Л.Н.Тутова и др. (ЕР), Н.М.Харитонов, А.В.Корниенко (КПРФ), С.Г.Каргинов, А.А.Кузьмин (ЛДПР).
Представил депутат Оксана Бондарь.
Член комитета по охране здоровья Тамара Фролова.
Законопроектом предлагается признать утратившим силу положение, относящее к составу собственных средств страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования 10% средств, образовавшихся в результате экономии рассчитанного для страховой медицинской организации годового объема средств, определяемого исходя из количества застрахованных лиц в данной страховой медицинской организации и дифференцированных подушевых нормативов.
Первое чтение 410 1 0 15:04

Стенограмма обсуждения
Пункт 8-й. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Доклад Оксаны Андреевны Бондарь. Пожалуйста.
Бондарь О. А., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Законопроектом предусматривается возможность сохранения в территориальном органе обязательного медицинского страхования неизрасходованных по итогам календарного года средств ОМС. В настоящее время все эти указанные средства - собственность страховых медицинских организаций. Причём сэкономлены они вследствие периодического снижения уровня заболеваемости застрахованных граждан и неполного выполнения медицинскими организациями объёмов медицинской помощи. Страховые организации совсем не влияют на размер экономии целевых средств, однако сэкономленные 10 процентов средств становятся их дополнительным доходом.
По информации Федерального фонда обязательного медицинского страхования за последние шесть лет в 55 субъектах Российской Федерации такая экономия составила больше 2 миллиардов рублей. При принятии законопроекта, неизрасходованные по итогам календарного года средства обязательного медицинского страхования, будут возвращены в территориальные фонды ОМС и могут использоваться на совершенствование региональной медицины, могут пойти непосредственно на оплату медицинской помощи гражданам, на прохождение обязательных медицинских осмотров, на дополнительное финансовое обеспечение и реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования, а также на осуществление расчётов на медицинскую помощь, оказанную за пределами территории субъекта Российской Федерации, в которой выдан полис ОМС. Прошу поддержать данный законопроект.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад члена Комитета по охране здоровья Тамары Ивановны Фроловой. Пожалуйста.
Фролова Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
В своём выступлении Оксана Андреевна концепцию представляемого законопроекта подробно осветила, но мне хотелось бы сказать, уважаемые коллеги, что многие, слушая, присутствуя на комитетах Государственной Думы, не совсем все допонимают, что речь, о чем идет, что якобы это штрафные санкции те, которые лечебным учреждениям за некачественно оказанную медицинскую помощь или по экспертизе счетов-фактур, медико-экономической экспертизе счетов предъявляют страховые компании к медицинским организациям, имеет место быть. Это совсем другие средства 10 процентов и никакое отношение к штрафным санкциям, применяемым страховыми компаниями к медицинским организациям, не имеет отношение.
Законопроект рассмотрен на Комитете по охране здоровья и он, конечно, концептуально полностью поддержан. Но обращаю внимание, уважаемые коллеги, что собственными средствами страховых медицинских организаций являются средства, которые получают ежемесячно страховые компании от территориальных фондов, это не менее 1 процента и не более 2 процентов от стоимости месячной территориальной программы обязательного медицинского страхования в зависимости от численности застрахованного населения и подушевых дифференцированных нормативов финансовых затрат, и независимо ни от чего ежемесячно страховая компания эти финансовые средства по представленным соответственно документам получает от фондов медицинского страхования.
Второй источник собственных средств это как раз средства, являющиеся, так называемые, полученные от штрафных санкций с лечебных учреждений, это за медико-экономический контроль и за некачественно оказанную медицинскую помощь, 10 процентов это дополнительный источник. Если в регионе, в субъекте Российской Федерации заболеваемость снижается, объем медицинской помощи медицинскими организациями не выполняется и тогда в так называемой в программе госгарантий в части обязательного медицинского страхования появляется экономия, но из опыта предыдущего года 2018 года, уважаемые коллеги, справедливости ради и за 2017 год ни один субъект Российской Федерации никакой этой экономии в своих территориальных программах ОМС не имел, и никакие премиальные так называемые фонды страховым компаниям не выплачивал.
Но законопроект хороший, Комитет по охране здоровья поддерживает и, в общем-то, регионы будут работать, зная о том, что даже если экономия когда-нибудь появится в субъектах от того, о чём я сейчас сказала, никакие страховые компании этих дополнительных источников финансирования не получат.
Но справедливости ради хочу сказать, что ранее аналогичные законопроекты вносились в Государственную Думу субъектами Российской Федерации, но, к сожалению, они были отклонены с отрицательными отзывами правительства. На сегодняшний день отзыв правительства положительный, все соответствующие структуры замечаний не предоставили. С учётом вышеизложенного Комитет по охране здоровья поддерживает законопроект и предлагает принять его в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы, коллеги?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Миронова... Осадчий Николай Иванович, пожалуйста.
Осадчий Н. П., фракция КПРФ.
Благодарю.
У меня вопрос к докладчику. Уважаемая Оксана Андреевна, можно только приветствовать, что наконец-то рассматривается с положительными заключениями и отзывами законопроект, который несколько, ну, как бы на перспективу возможности упорядочивает, а можно даже сказать, оптимизирует деятельность страховых медицинских организаций в части их финансов.
Скажите, можно ли рассматривать этот законопроект как первый шаг в направлении главного - полного исключения страховых медицинских компаний из системы обязательного медицинского страхования, с чем согласно абсолютное большинство коллективов районных и городских больниц и чего требует всё врачебное сообщество по существу? Спасибо.
Председательствующий. Бондарь включите микрофон.
Бондарь О. А., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Николай Иванович! В первую очередь этот законопроект надо рассматривать как шаг к тому, чтобы найти дополнительные пути совершенствования региональной медицины, в первую очередь.
Что касается вашего мнения, я думаю, что оно должно широко обсуждаться общественностью и приходить к единому такому решению, уже исходя из этого обсуждения.
Председательствующий. Тумусов Федот Семенович.
Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
У меня вопрос к автору. Уважаемая Оксана Андреевна, примерно какая сумма дополнительно в связи с принятием данного законопроекта пойдет на финансирование медицинских организаций, есть ли такие расчеты?
И, второе, мы с вами представляем Дальний Восток. Вот для дальневосточных населенных, малонаселенных пунктов какая-нибудь экономия может быть или вообще это исключено? Спасибо.
Председательствующий. Бондарь включите микрофон.
Бондарь О. А. Уважаемый Федот Семенович, конечно, расчеты есть. К примеру, в Магаданской области экономия по 2018 году составила больше 5 миллионов рублей по информации территориального фонда. Ну и можно посмотреть статистику других дальневосточных регионов.
Но, естественно, по действующему законодательству эта экономия она осталась у страховых компаний, а если мы примем закон, то тогда экономия, которая может быть, в таком размере пойдет на совершенствование региональной медицины. Но вот для наших дальневосточников у меня, например, было обращение о том, что школьники в 18-летнем возрасте не могут пройти бесплатный медицинский осмотр. И, когда я обратилась к Скворцовой на эту тему, она сказала, что это на себя должны взять территориальные фонды медицинского страхования. Так вот эта экономия как раз может пойти и на эти цели, в том числе.
Председательствующий. Центральная трибуна.
Фролова Т. И. Уважаемый Федот Семенович, я позволю дополнить по этому вопросу. Как можно прогнозировать, какая будет заболеваемость в каждом субъекте Российской Федерации, потому что этот дополнительный источник он формируется только за счет экономии по снижению заболеваемости и невыполнению объемов медицинской помощи. Все абсолютно мы, заседая на комитетах по охране здоровья, бесконечно с вами говорим о дефицитах в программе госгарантий, что там не хватает средств.
А что медицинским организациям не в полном объеме оплачиваются согласованные объемы медицинской помощи. Если мы говорим, что тех средств в программе не хватает, то как же тогда мы деньги сэкономим и будем отдавать страховым компаниям.
Не было никаких сэкономленных средств по данным федерального фонда в 2018 году. Все в полном объеме средства по всем субъектам Российской Федерации ушли на тарифы, на увеличение тарифов по программе государственных гарантий.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть. Включите запись. Покажите список.
Тумусов Федот Семенович, пожалуйста.
Тумусов Ф. С. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты Государственной Думы! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект только по той простой причине, что гипотетически появляются дополнительные источники для финансирования медицинских организаций. Но мы выступаем за то, чтобы страховые медицинские организации были ликвидированы по той простой причине, что они не являются классическими страховыми компаниями, там даже не делается актуарных расчетов, которые являются обязательными для страховых компаний. Это просто медицинские страховые компании, это просто посредники между Фондом медицинского страхования и медицинскими организациями. Они просто мешают работе медицинских организаций, мы так считаем.
Второе. Для районов Дальнего Востока, для Арктики, для северных территорий никаких экономии быть не может. Там просто катастрофически не хватает средств для финансирования медицинских организаций по той простой причине, что там малонаселенные пункты, и нормативное финансирование, оно никак не подходит. И об этом говорилось на Президиуме Госсовета, который проходил во время Восточного экономического форума в городе Владивостоке. Глава Республики Саха (Якутия), он прямо предложил для районов Арктики и для северных территорий, для всего Дальнего Востока:
надо переходить на сметное финансирование медицинских организаций. Там получается противоречие. С одной стороны специалистов в полном комплекте не хватает, но их нельзя набрать, потому что и денег не хватает, значит, по нормативам не может быть такое количество врачей. Поэтому немедленно надо переходить на сметное финансирование.
Поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" от своей позиции никак не отступает, и тем не менее как бы меленькое дополнение к тому, чтобы гипотетически могут появиться дополнительные ресурсы для медицинских организаций.
Спасибо.
Председательствующий. Цыбизова Татьяна Игоревна, пожалуйста.
Цыбизова Т. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Я, как и некоторые предыдущие ораторы, не разделяю оптимизма по поводу появления дополнительных средств. Я считаю, что данный закон больше лежит в плоскости логики.
Поскольку мы сегодня рассуждаем о средствах страховой медицинской организации, то отношение к экономии от недополученных медицинских услуг или от разницы между планируемым объёмом медицинской помощи и реальным страховая медицинская организация не имеет вообще. Да? То есть логика в том, что если от экономии кто-то должен получать дивиденды, то это, безусловно, не страховая медицинская организация, а лечебные учреждения, те, которые занимаются профилактикой, те, которые реализуют этот непосредственный объём медицинских услуг.
И лишь отчасти соглашусь с Федотом Семёновичем, в том, что действительно сам по себе законопроект, он привлекает внимание к необходимости совершенствования правового регулирования деятельности страховых медицинских организаций. Но это уже предмет совершенно другого обсуждения.
И очень хорошо, что спустя несколько лет от начала обсуждения этого вопроса сегодня достигнут консенсус между депутатским сообществом, Правительством Российской Федерации, которое прислало положительный отзыв.
В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать данный законопроект.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, я вам просто напомню про роль страховых компаний, которую они занимают в современной системе организации медицинской помощи, кто забыл.
Естественно, страховое исключительно название, потому что никаких страховых рисков, как правильно сказал Федот Семенович, они не несут, ни за какие, собственно, заболевания не отвечают. Единственная их функция -получить по подушевому нормативу деньги от государства, то есть от территориального фонда и потом их по соответствующим счетам раздать больницам.
Источники финансирования - это вот этот жесткий поступающий 1-2 процента в зависимости от того какое решение принято на уровне региона, штрафы, которые "очень" любят сегодня все наши медицинские работники, ну и третье, вот потенциальный источник, который был, это экономия. Причем, если, скажем так, эта экономия может быть или не быть, то существуют ситуации, когда медицинские учреждения выполняют не только спущенный им объем, но еще и сверхобъёмы, причем это делают не по своей вине, я говорю про экстренные медицинские организации, больницы.
Никуда не денешь больного, который поступает с аварии или который поступает с желудочным кровотечением, ему оказывается помощь, и вот когда медицинские организации пытаются предъявить страховой компании эти дополнительные объемы, естественно, что получают они в итоге дырку от бублика, что им говорят: вас никто не просил, вас никто не спрашивал.
Есть отдельные судебные прецеденты, когда удается получить их в последующем через арбитражный суд эти деньги, но в основном административным путем главного врача убеждают, что не надо этого делать и разбалансировать систему. Это понятно, потому что денег в ней действительно не хватает.
В этих условиях, в принципе, существование страховых организаций не имеет под собой никакого, скажем так, смысла, кроме вот подкормки или кроме финансирования вот этих структур, причем абсолютно автоматического. Цифры называются разные, но с учетом штрафов, с учетом вот этих выплат говорят от 25 до 40 миллиардов и Министерство здравоохранения периодически нам цифры приводит, но они немножечко разные. Это приблизительно ровно столько же, сколько тратится Российской Федерацией на льготное обеспечение всех федеральных льготников на год, вам для понимания, на содержание этой бестолковой ненужной структуры.
В части общественного мнения и дискуссий я вам скажу, что защитниками страховых компаний сегодня являются исключительно сами представители страховых компаний в части их существования и чиновники различных уровней, потому что функций у них сегодня, кроме сервисных, нет никаких.
Передача всех их функций по контролю сегодня подразделениям территориальных фондов обязательного медицинского страхования полностью решит все вопросы, сделает этот механизм более прозрачным, экономичным и самое главное — единым по всей стране.
Поэтому фракция КПРФ точно так же требует, выступает, пытается убедить наше правительство, которое, видите, то против, то за, причем непонятно, почему в течение нескольких лет сменилась на противоположную позиция его в отношении этой 10-процентной "прибыли", скажем так, в кавычках. Надеемся, что и позиция по страховым организациям как прокладкам, посредникам, организациям, не несущим на себе никакой ответственности и никакой нагрузки по страхованию рисков, я прошу немножко добавить, тоже в конечном итоге будет пересмотрена...
Председательствующий. Добавьте время.
Куринный А. В. ...и мы вернемся к более дешёвому, эффективному, принятому в большинстве стран, цивилизованных стран и развитых стран, сохраняющих систему вот такой вот государственной медицины, механизму оказания медицинской помощи нашим гражданам. Сегодняшний законопроект о виртуальных доходах страховых компаний мы, безусловно, поддержим, проголосуем за, но повторяем, это не полумера, даже не полумера, это так вот, просто закон ради закона.
И одновременно обращаемся к Министерству здравоохранения и просим рассмотреть вопрос по проблеме сверхнормативов, по сверхнормативным расходам, по сверхнормативным объемам, которые по объективным причинам в медицинских учреждениях образуются, которые не покрываются сегодня из бюджета и которые в итоге оставляют их один на один со своими проблемами.
Тратя или, скажем так, вынужденно тратя дополнительные средства на лекарственные препараты, на оказание медицинской помощи и всё, что с этим связано, в последующем лечебные учреждения оказываются в таких условиях, когда растет кредиторская задолженность, и в последних данных мы не наблюдаем, но по сути ситуация за год не изменилась, когда не на что покупать расходные материалы, когда не на что, точнее, нечем закрывать коммунальные расходы и даже в отдельных лечебных учреждениях районного уровня оплачивать налоги, я говорю о страховых взносах. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик?
Бондарь включите микрофон.
Бондарь О. А. Уважаемые коллеги, благодарю за заинтересованное обсуждение законопроекта.
Он родился при моём взаимодействии с региональным министерством здравоохранения, и, по их мнению, он действительно бы поспособствовал тому, что дополнительные доходы приходили бы в наши региональные... территориальные органы и поспособствовали бы повышению качества медицины.
Что касается Дальнего Востока в целом, то, Федот Семёнович, конечно, я согласна, и президент об этом сказал на ВЭФ о том, что необходимо пересматривать финансирование здравоохранения в целом на Дальнем Востоке, и одно другому не мешает.
Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Содокладчик? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 28 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 04 мин. 18 сек.)
Проголосовало за
410 чел.
91,1 %
Проголосовало против
1 чел.
0,2%
Воздержалось
0 чел.
0,0%
Голосовало
411 чел.
Не голосовало
39 чел.
8,7%
Результат: принято Принимается в первом чтении. По ведению, Ламейкин Дмитрий Викторович. Ошибочно? Хорошо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments