leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 10.09.19 правительственный час Михаил Котюков Михаил Мень часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 10.09.19 правительственный час Михаил Котюков Михаил Мень Ольга Савастьянова Геннадий Онищенко - часть 1
Уважаемые коллеги, у нас сегодня в рамках "правительственного часа" рассматривается вопрос "О ходе реализации национального проекта "Наука" и о совершенствовании законодательного обеспечения научной и научно-технологической деятельности". С информацией выступит Министр науки и высшего образования Российской Федерации Михаил Михайлович Котюков. Также планируются выступления аудитора Счётной палаты Михаила Александровича Меня, председателя Комитета по контролю и Регламенту Ольги Викторовны Савастьяновой и первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке Геннадия Григорьевича Онищенко.
Уважаемые коллеги, приступим к работе в рамках "правительственного часа".
Слово предоставляется Михаилу Михайловичу Котюкову.
Пожалуйста, Михаил Михайлович. Вместе с министром в зале присутствуют заместители министра науки и высшего образования. Давайте поприветствуем. (Аплодисменты.)
Котюков М. М., Министр науки и высшего образования Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, уважаемые коллеги!
Прежде всего, хочу поблагодарить вас за неподдельное внимание к вопросам развития науки. В рамках подготовки к "правительственному часу" мы получили от фракций более ста вопросов. На вопросы подготовлены письменные ответы и направлены уже в Государственную Думу.
В новейшей истории наука впервые отнесена к национальным целям. Приоритеты и задачи науки определены Президентом Российской Федерации в стратегии научно-технологического развития России до 2035 года. Это переход к передовым цифровым технологиям, ресурсосберегающая энергетика, персонализированная медицина, высокопроизводительные агро- и аквахозяйства, противодействие техногенным угрозам, связанность территорий, развитие социальных и гуманитарных отношений - это приоритетные направления научно-технологического развития России на перспективу.
Национальный проект "Наука" - важнейший инструмент реализации стратегии. В центре внимания национального проекта находится ученый. Мы должны сделать работу исследователя в России комфортной и привлекательной. Сегодня молодые исследователи хотят работать на самом современном оборудовании, решать самые серьезные научные задачи, создавать новые российские технологии в университетах, объединяя науку, производство и знание. Именно такие задачи являются ключевыми в национальном проекте "Наука".
Один из важнейших показателей - обеспечение глобального лидерства Российской Федерации в сфере исследований и разработок. Наша цель - войти в пятерку наиболее развитых стран мира. Сегодня мы от этих показателей немного отстаем, но план и мероприятия национального проекта четко сбалансированы и должны обеспечить кратное увеличение научных результатов, получаемых российскими исследователями, как в виде научных публикаций, обеспечивающих задел, так и в виде, соответственно, новых технологических решений и патентов. Эта амбициозная задача требует существенного увеличения количества исследователей, работающих в Российской Федерации. В ближайшие годы нам необходимо подготовить и привлечь в науку дополнительно 35 тысяч человек, в последние годы такая задача ни разу не ставилась.
Хочу отметить, что реализация национального проекта "Наука" тесно связана с задачами развития российской экономики, увеличением её наукоемкости и повышением темпов экономического роста. Валовые затраты на исследования и разработки ежегодно должны расти темпами, превышающими общий темп роста экономики, и в номинальном выражении вырасти к 2024 году практически в 2 раза.
Для этого национальным проектом предусмотрено существенное привлечение индустриальных партнеров к реализации ключевых задач. Нам необходимо совместно разработать в университетах, в научных центрах вместе с компаниями более 140 передовых технологий: технологии для обеспечения улучшения качества жизни граждан, для обеспечения безопасности, развитие высокотехнологичного российского экспорта, повышение стандартов медицинской помощи и качества продуктов питания, обеспечение связанности территории страны, рациональное природопользование и энергетика, развитие цифровых технологий, развитие гуманитарных связей.
По многим из этих направлений в России накоплен серьёзный научно-технический задел благодаря нашим научным школам, которые создавались ещё в Российской империи, поддерживались в Советском Союзе и получают развитие в новейшей российской истории. В решение задач уже сейчас вовлечены все необходимые инструменты государственной поддержи сферы исследования и разработок. Здесь и фонды поддержки науки, и совместные инструменты, которые мы развиваем вместе с нашими коллегами из Министерства промышленности и торговли, Министерства сельского хозяйства, Министерства здравоохранения и с других ведомств, инжиниринговые центы, агробиотехнопарки, государственные корпорации и институты развития сегодня являются участниками национального проекта.
На основании президентских инициатив разработаны первые научно-технические программы по вопросам развития агропромышленного комплекса и развития генетических технологий. Эти программы включают в себя все этапы научно-технического творчества, от фундаментальных заделов, проработок до практического масштабирования и государственного регулирования.
Важным инструментом интеграции ведущих научных организаций, университетов, индустриальных компаний - национальным проектом предусмотрены научно-образовательные центры.
К 2024 году в стране должны быть созданы не менее 15 таких центров, работающих по самым современным международным стандартам. На сегодняшний день правительством определены пять первых регионов, субъектами Российской Федерации определены приоритетные направления развития этих центров. Для Тюменской области, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов это вопросы развития Арктики, для Пермского края - рациональное природопользование, для Нижегородской области -вопросы экологии, развития ядерных и лазерных технологий. Безусловно, уголь и углехимия, ремедиация территорий - это приоритет развития Научно-образовательного центра "Кузбасс". И агробиотехнологии в Белгородской области в последние годы показали хорошие результаты. Есть все предпосылки для того, чтобы обеспечить следующий качественный шаг в развитии этого направления.
Эти центры уже сейчас становятся драйверами развития субъектов Российской Федерации, создают в регионах точки роста и совершенно новую интеллектуальную среду.
Министерство науки и высшего образования активно взаимодействует с субъектами Российской Федерации. По предложению губернаторов правительство предложило формировать такие научно-образовательные центры на уровне регионов и в последующем уже этим центрам участвовать в федеральном конкурсе для соответствующего развития.
26 субъектов сегодня активно с нами взаимодействуют и я не сомневаюсь, что конкурс будет серьёзный и самое главное будут получены необходимые результаты.
Уважаемые коллеги, Россия и наука российская вписана в мировую историю легендарными научными школами, великими именами: Ломоносов, Менделеев, Лобачевский, Павлов, Королёв, Вавилов, Сахаров, Лихачёв и другие. Физика, математика, химия, биология - это основы наших научных школ.
Национальный проект ставит задачу поддержать и придать новый импульс развитию этих достижений, для этого предусмотрено создание не менее 16 научных центров мирового уровня, которые будут проводить исследования по самым передовым международным стандартам, а во многих областях задавать эти стандарты.
Центры должны объединить исследовательский потенциал по стратегическим и важным направлениям для развития России, вовлечь в свою работу ведущих учёных и воспитать новые поколения исследователей. На сегодняшний день уже отобраны по итогам конкурса четыре центра в области математики, на этой неделе завершится конкурс по отбору организаций для создания центров исследований в области геномных генетических технологий.
Кроме того, предусмотрено национальным проектом формирование 14 центров компетенций национальной технологической инициативы для того, чтобы развивать перспективные сквозные технологии и во многом задавать профили будущих рынков. Сегодня в фокусе нашего внимания квантовые технологии, технологии вычисления распределенного реестра, Интернет-вещей, биосенсоры и биороботы, искусственный интеллект и многое другое.
Хочу отметить, что все 14 центров на сегодня по итогам конкурса уже определены, необходимые средства доведены, индустриальные партнёры вовлечены в работу этих организаций.
Важнейший блок - сельское хозяйство и это также является составной частью национального проекта "Наука". За шесть лет нам необходимо сформировать 35 селекционно-семеноводческих центров для обеспечения России своим посевным материалом.
15 организаций мы планируем вместе с Министерством сельского хозяйства определить уже в 2019 году и пять агробиотехнопарков создать в 2020-м.
Безусловно, ключевая роль в такого рода интеграции отводится регионам и лично главам субъектов Российской Федерации, которые сегодня занимают очень активную позицию и участвуют с нами в обсуждении программ, проектов развития таких центров.
Уважаемые коллеги! Создание комфортных условий для работы исследователей требует серьезного развития научной инфраструктуры. Национальным проектом предусмотрены системные меры и значительные ресурсы для развития приборной базы ведущих научных институтов, 87 миллиардов до 2024 года. Первые организации - 111 ведущих научных институтов уже в этом году получили 4,4 миллиарда рублей и приступили к программам обновления научного оборудования. Нам необходимо не только обновить имеющиеся приборы, но и также придать импульс для развития отечественного научного приборостроения — это оборудование для проведения исследований, которым Россия по праву сможет гордиться в перспективе. У нас на сегодняшний день уже есть наработки прототипа квантового компьютера, специальных носителей для цифровой архивной памяти фактически с неограниченным сроком хранения и устойчивости к внешним воздействиям.
Разрабатываются специализированные процессоры для развития технологии искусственного интеллекта.
Еще одним инструментом развития исследовательского потенциала являются установки мегасайенс, таких установок в мире немного, практически 70, во многих из них присутствуют российские технологии и российские идеи, и Россия уже на сегодняшний день является одним из лидеров в мире по созданию таких установок. Уникальные научно-исследовательские комплексы обладают не только фундаментальным, но и большим прикладным значением для развития исследований и разработок. Национальным проектом предусмотрено создание таких установок на острове Русский в Приморском крае, в Новосибирском академгородке, в Московской области и Санкт-Петербурге, на эту программу до конца 2024 года предусмотрено 80 миллиардов рублей.
Часть уникальных установок создаются уже в настоящее время. Это крупнейший в северном полушарии и второй в мире нейтринный телескоп на Байкале, уникальный исследовательский ядерный реактор в Гатчине, мегапроекты "NICA" и "Фабрика сверхтяжелых элементов" в Дубне, фабрика, которая уже сейчас активно работает над созданием новых элементов и развитием периодической таблицы Дмитрия Менделеева, которая в этом году отмечает 150-летие.
Благодаря поддержке Государственной Думы, мы на сегодняшний день приступили к созданию уникального гелиогеофизического комплекса в Иркутской области и Республике Бурятия. Таких комплексов в мире практически не существует.
Эксперимент мирового уровня в настоящее время проводится в Баксанском ущелье.
В ближайшее время мы будем подводить итоги и оценивать его результаты.
Уникальная научная инфраструктура, безусловно, должна способствовать привлечению в науку молодых перспективных исследователей, должна повышать уровень и значимость качества международных научных проектов, которые инициируются российскими исследователями и проводятся здесь у нас в стране.
Важно, чтобы эта инфраструктура работала не только на решение теоретических задач в области ядерной физики, но также с использованием этой инфраструктуры должны создаваться технологии в области биологии, материаловедения, медицины, сельского хозяйства и в других направлениях.
Впервые в новейшей истории России мы приступили к проектированию двух научно-исследовательских судов. Последние такие корабли российская наука получала на рубеже 70-80-х годов, и тот флот, который сегодня удалось сохранить и развивать, обеспечивает нам серьёзные международные преимущества.
Создаются два новых корабля. Мы планируем, что они будут созданы на российских вервях. Такого не делалось достаточно давно.
Научно-исследовательский флот в ближайшие годы должен выполнить 238 научных экспедиций, 30 запланированы на этот год, 22 уже завершены.
Мы смогли аккумулировать флот на базе специализированной организации - крупнейший научный институт, который является одним из лидеров мировой науки в этом направлении. Задача - развивать этот потенциал, задача - привлекать молодых исследователей-специалистов. И могу с удовлетворением отметить, что уже сейчас в экспедициях более половины состава - это молодые учёные, возраст которых не превышает 39 лет.
Важнейшим направлением реализации национального проекта является развитие человеческого потенциала.
Для расширения числа исследователей в России, наращивания количества молодых учёных создаётся комплексная система развития и обновления научных кадров, вовлечения молодёжи в исследовательскую деятельность.
Уже на сегодняшний день мы выстроили мероприятия, в которые вовлечены школьники старших классов. Проект "Академический класс в Москве", проект "Малая академия наук на Урале, в Сибири". Эта работа организована достаточно серьёзным образом. В неё вовлечены ведущие научные центры, наши лучшие университеты и школы во многих субъектах Российской Федерации.
На базе ведущих университетов предполагается развитие системы специализированных учебно-научных центров, так называемых СУНЦ. На сегодня поддержаны такие центры в Новосибирске, в Екатеринбурге, в Санкт-Петербурге и в Москве. Задача национального проекта - сформировать ещё не меньше, чем четыре таких центра в различных регионах Российской Федерации. Могу сказать, что благодаря поддержке мероприятий национального проекта уже с нового учебного года отменена родительская плата за содержание детей в этих специализированных учебно-научных центрах. Это практически результат национального проекта, который сегодня уже достигнут.
Безусловно, мы считаем, что эти мероприятия будут способствовать расширению доступа и качественному образованию. И самое важное, формировать будущий кадровый задел для пополнения российского исследовательского сектора. На эти мероприятия предусмотрено 7,6 миллиарда рублей до 2024 года включительно.
Кроме этого, безусловно, потребуется серьёзная модернизация системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Я сейчас говорю, конечно, о программах аспирантуры. Много критики в последние годы звучало в адрес этого института. На сегодняшний день мы подготовили законопроект, целью которого является существенное повышение научной составляющей подготовки аспиранта. Повышается и требовательность по подготовке и представлению к защите кандидатской диссертации.
С 2019 года в дополнение к этим решениям запущена новая программа Российского фонда фундаментальных исследований по поддержке исследовательских проектов, которые ведутся аспирантами под руководством своих научных руководителей. Полторы тысячи грантов уже в сентябре будут предоставлены исследователям. Цель — также подготовить качественную работу, представить диссертацию.
Всего за предстоящие годы мы ставим целью не менее 7 тысяч таких работ поддержать и соответствующим образом 17 миллиардов рублей направить на решение этой важнейшей задачи. Отмечу, что правительством принято решение об увеличении в два раза премий молодым учёным. И это решение будет реализовано в самое ближайшее время.
С целью поддержки талантливых молодых исследователей Российским научным фондом запущены новые конкурсные программы по поддержке проектов по самым актуальным направлениям научно-технологического развития. По результатам прошедших уже процедур поддержано порядка 500 инициативных проектов молодых учёных и ещё 340 молодёжных научных групп с финансированием от полутора до 5 миллионов рублей на каждый проект.
В дополнение к этому в 2019 году в ведущих научных организациях создано 280 новых лабораторий. Это лаборатории, которые рассчитаны на привлечение новых специалистов в науку. Я могу отметить, что 2019 год становится переломным, период оптимизации количества научных сотрудников завершен, и мы начинаем наращивать научный потенциал. 280 лабораторий -это практически 3 тысячи новых научных сотрудников, большинство из которых - это молодые специалисты, молодые исследователи.
Кроме того, мы понимаем важность развития науки во многих регионах Российской Федерации. Для этого запущен проект академической мобильности, который предполагает предоставление грантов для проведения исследований в различных регионах, гранты, которые будут на два-три года обеспечивать работу научных центров не только в Москве, Петербурге, на Урале и в Новосибирске, во многих городах для молодых перспективных исследователей.
С 2019 года расширен доступ для научных и образовательных организаций к международным базам научных публикаций. Для того чтобы вести исследования на самом передовом уровне нужно понимать, что происходит в мире, какие работы являются самыми передовыми, какие исследователи работают на самом современном уровне.
Мы для большинства ведущих научных центров, университетов уже в этом году смогли обеспечить бесплатный доступ к таким базам данных. Это
означает, что сотрудники университетов, научных институтов могут знакомиться с этой информацией в своих институтах совершенно бесплатно. Задача нацпроекта расширять эти мероприятия и довести подписку до формата "национальный", когда практически все научные организации смогут иметь свободный доступ к этим материалам.
Кроме того, стартовал конкурс на подготовку кадрового резерва руководителей научных и образовательных организаций. Наша задача уже в ближайшие годы подготовить не менее 150 перспективных руководителей. И мы вместе с Российской академией наук формировали резерв развития науки. За последний год вместе с ректорским сообществом сформировали первый этап ректорского резерва. Сейчас ребята вместе будут обучаться в единых группах по самым передовым образовательным программам и впоследствии смогут усилить руководящий состав ведущих научных и образовательных организаций.
Уважаемые коллеги, бюджет национального проекта "Наука" составляет 635 миллиардов рублей до 2024 года. Из них 404 миллиарда рублей – это средства федерального бюджета.
На 2019 год предусмотрены 37 миллиардов.
Я могу сказать, что на сегодняшний день уже две трети этих средств направлены в организации, и идет процесс выполнения мероприятий национального проекта.
Я могу с удовлетворением отметить, что национальный проект "Наука" является предметом нашей совместной разработки и реализации вместе с Российской Академией наук. Практически все мероприятия разрабатывались вместе и реализуются вместе. Я рад сегодня приветствовать здесь Александра Михайловича, думаю, что мы вместе и дальше будем развивать это важнейшее направление.
Безусловно, комплексная реализация национального проекта может потребовать изменения нормативно-правового регулирования в сфере науки.
Приоритетной для министерства задачей является работа над проектом нового федерального закона о научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации.
Я уверен, что многие из вас знают, этот законопроект давно обсуждается.
Запуск национального проекта потребовал очередной волны консультаций с научным сообществом.
Мы эти консультации на сегодняшний день проводим, включая в том числе и различные краудсорсинговые платформы.
Будем продолжать эти консультации, чтобы законопроект стал действительно отражающим нужды и потребности развития научного потенциала России и использования самых современных передовых средств государственного регулирования для достижения самых амбициозных научных задач.
Хотел бы еще раз поблагодарить всех депутатов Государственной Думы, Аппарат Государственной Думы за возможность совместно работать над совершенствованием законодательства, регулирования в сфере науки, в сфере высшего образования.
Я не сомневаюсь, что это общение в рамках подготовки и проведения "правительственного часа" позволит создать необходимые условия для расширения нашего сотрудничества, более глубокого понимания механизмов реализации общих задач и более тесной системной реализации этих вопросов.
Благодарю за внимание. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Михайлович.
Уважаемые коллеги, необходимо отметить, что прежде чем сегодня министр выступил перед депутатами, на протяжении предыдущих дней он провел встречи во всех фракциях, диалог министерства и Государственной Думы идет эффективно, вот эта открытость и заинтересованность разобраться в проблемах подкупает, и для нас многое значит с позиции того, что мы можем участвовать в обсуждении многих вопросов, которые перед нами граждане ставят.
Михаил Михайлович, спасибо вам большое. Надеемся, что этот диалог будет развиваться. И хорошо то, что он идёт и по линии ваших заместителей.
Спасибо.
Коллеги, слово для выступления предоставляется аудитору Счётной палаты Михаилу Александровичу Меню.
Подготовиться Ольге Викторовне Савастьяновой.
Мень М. А., аудитор Счетной палаты Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый президиум, уважаемые депутаты Государственной Думы!
Счётная палата осуществляет мониторинг реализации всех национальных проектов, в том числе и нацпроекта по науке.
Первые промежуточные результаты анализа будут заслушаны на коллегии Счётной палаты уже на следующей неделе, поэтому я остановлюсь сегодня лишь на некоторых проблемах, которые мы выявили в результате экспертно-аналитических и контрольных мероприятий.
Основной вызов этого национального проекта заключается именно в том, что он должен стать драйвером нынешней экономики.
Обозначу, что удельный вес затрат на исследования и разработки в объёме ВВП страны, к сожалению, практически не растёт.
Напомню, что по данным ОЭСР по итогам 2017 года доля расходов на НИОКР в ВВП составляет 1,1 процента против 1,05 в 2000 году. По этому показателю мы входим в третью десятку стран, то есть занимаем пока 28 место.
Следует отметить, что доля достижения национальной цели по ускорению технологического развития Российской Федерации — необходимы значительные, большие бюджетные вложения.
Отмечу, что расходы на науку растут в абсолютном выражении. Так в рамках программы "Научно-техническое развитие Российской Федерации на 2019-2020 годы" ассигнования федерального бюджета на реализацию мероприятия составляют 453 миллиарда. То есть рост бюджетных ассигнований на 2019-2020 годы составил 101,9 миллиарда рублей. Это 29 процентов. Неплохо.
Из указанной суммы обеспечение национального проекта составит в 2019 и в 2020 годах 80 миллиардов рублей. Финансовое обеспечение в целом нацпроекта составляет почти 635,9 миллиарда рублей. Доля средств федерального бюджета в общем объеме нацпроекта - это 64 процента.
По состоянию на 1 сентября 2019 года исполнено 19,3 миллиарда рублей, это чуть больше 52 процентов. Расходы на реализацию нацпроекта по данным Минфина составляют 14,9 процента от объема расходов консолидированного бюджета.
Несмотря на такое внимание государства к сфере науки и развитию технологий, остро встает вопрос о повышении активности предпринимательского сектора. Объем внутренних затрат, выполненных за счет средств предпринимательского сектора в 2016 году, составлял 265,3 миллиарда рублей или 28,1 процента от общих затрат на науку. Несмотря на рост абсолютной величины, это в 1,7 раз в период с 2000 по 2016 год. Итак невысокая доля бизнеса, как источника финансирования науки, к сожалению, сократилась с 32,9 до 28,1 процента. Это данные Росстата.
Для стран лидеров в сфере исследований и разработок в среднем характерна как раз обратная пропорция. Следует отметить, что ряд мероприятий в национальном проекте требует дальнейшей проработки, например, мероприятий по созданию научно-образовательных центров мирового уровня требует разработки нормативно-правовой базы, в том числе в части определения критериев отнесения центров к центрам мирового уровня.
Россия участвует менее чем в 5 процентах из тех научных направлений, которые наиболее активно развиваются на глобальном рынке исследований и новаций. Это в три, четыре раза меньше в сравнимых по ВВП странах и недостаточно до достижения целевого показателя, указанного в указе 204 президента страны. Там задача стоит по обеспечению присутствия Российской Федерации в числе пяти ведущих стран мира, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определенных приоритетными научно-технического развития.
Нацпроектом также запланировано привлечение значительных внебюджетных средств - треть от общего объема финансового обеспечения нацпроекта. Так, их объем в 2004 году... в 2024 году планируется к увеличению в 7 раз по сравнению с 2019 годом, хорошая цифра. При этом в нацпроекте не отражены механизмы и инструменты привлечения внебюджетных средств, что требует пристального внимания и некоей дальнейшей доработки.
Ряд целевых показателей нацпроекта не отражают качественных изменений сферы науки. Например, место России по удельному весу в общем числе научных статей в международных базах данных не отражает реальный уровень развития научных исследований и разработок, а именно внедрение результатов интеллектуальной деятельности, что подтверждают многолетние дискуссии российского научного сообщества.
Вместе с тем нельзя не отметить, что число публикаций российских ученых в западных журналах за последние 10 лет увеличилось в 2 раза, что является безусловным положительным моментом, и, соответственно, это привело к повышению места России по индексу инновационной активности в ВОИС. Россия по итогам 2017 года заняла 46 место в мире, и то, что касается динамики, это неплохой результат. Вместе с тем в нацпроекте отсутствуют показатели, характеризующие внедрение инноваций, что является важным фактором развития экономики.
Хочу обратить внимание, что требует отдельного обсуждения вопрос привлечения в науку высококвалифицированных специалистов. Некоторые меры, нацеленные на привлечение и закрепление ведущих ученых и молодежи в науку, нацпроектом предусмотрены, однако не предусмотрены мероприятия по развитию жилищной инфраструктуры, что крайне важно. Так, до сих пор не утверждена пока программа строительства инновационной жилищной и социальной инфраструктуры, что предусмотрено Стратегией научно-технического развития на 2017-2019 годы.
На наш взгляд, нацпроектом уделено недостаточное внимание повышению престижа профессии ученого, хотя международный опыт показывает важность этой меры развития науки.
Следует отметить, что до настоящего времени для научного сообщества остается острой проблемой обеспечение закупки реактивов, которые не имеют аналогов в Российской Федерации.
Действующий механизм закупки затягивает срок приобретения расходных материалов, тем самым увеличивая период реализации научных проектов и тем самым достижение результата тоже отсрочивается.
Проводимый нами мониторинг хода реализации национального проекта также показал: Минобрнауки России предусмотрено 1,6 миллиарда рублей на предоставление доступа научных организаций к международным базам данных научных публикаций, которые обеспечиваются через Российский фонд фундаментальных исследований. Анализ закупок выявил, что отдельные научные организации также заключают договоры на предоставление аналогичных услуг. Так подведомственное Росатому предприятие заключило договор на использование ресурсов издательства, доступ к базам данных, который осуществляет РФФИ. То есть отсутствие межведомственной координации создаёт риски двойной оплаты одних и тех же услуг (я имею в виду здесь доступ к международным базам данных) разными организациями и ведомствами.
Также следует отметить, что целевые показатели нацпроекта не в полной мере согласуются с показателями, по которым осуществляется мониторинг документов стратегического планирования. Как 15 августа 2019 года правительством утверждён перечень показателей реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, из 11 показателей, динамика которых подлежит мониторингу, пять показателей отсутствуют в национальном проекте, что, скорее всего, потребует внесения изменений и в паспорт нацпроекта, и мы просим на это обратить внимание.
Счётная палата продолжает мониторинг реализации национального
проекта, предложения и рекомендации, выработанные в ходе работы, будут направлены в Государственную Думу. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Александрович.
Пожалуйста, Ольга Викторовна Савастьянова председатель Комитета по контролю и Регламенту Государственной Думы.
Подготовиться Геннадию Григорьевичу Онищенко.
Савастьянова О. В., председатель Комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, приглашённые! Позвольте представить вам позицию комитета по обсуждаемой теме.
Данная позиция представлена на основании анализа стратегических документов, информационно-аналитических материалов и практики проводимой работы.
Мы проанализировали четыре основных направления. По постановлениям, поручениям Государственной Думы неисполненных со стороны министерства на сегодняшний день нет, по восьми нормативно-правовым актам, четыре из которых министерство является соисполнителем, все перенесены на 2019 год.
И более подробно мы хотели бы остановиться на национальном проекте "Наука". Национальный проект "Наука", мы считаем, это один из фундаментальных проектов, от результатов которого, по сути, зависят успехи всех остальных 12 проектов, поэтому не случайно из девяти национальных целей, обозначенных Президентом Российской Федерации, четыре напрямую связаны с содержанием данного документа.
Более того, в данном проекте не просто обозначены конкретные цели и задачи, они носят очень амбициозный характер, достаточно посмотреть на результирующую патентную деятельность, где мы должны не просто принять определённые меры, а совершить очень важный скачок в развитии этой деятельности.
В своём выступлении мне бы хотелось прежде всего остановиться на вопросах управления ресурсами и оценки проводимой работы, поэтому прежде всего хотелось сориентироваться на тот результат, который мы планируем.
Итак, по системе показателей, как вы видите, у меня нет времени остановиться на всех, я просто на отдельных, постараюсь сказать об основных тенденциях. Мы видим, что по основным стратегическим документам данные показатели расходятся, более того в национальном проекте "Наука" этот показатель занижен, чего не должно быть.
Далее. Конечно, основным и базовым условием здесь является работа с кадрами. Министерством запланирована достаточно большая работа в этом направлении, но как мы видим, на ближайшие годы запланировано понижение этого показателя, а к 2024 году мы, по сути, возвращаемся на уровень 2017 года. Возникает закономерный вопрос, в чём результат?
Конечно, стратегическим потенциалом в этом вопросе является работа с кадрами молодыми. И как вы видите, здесь тоже обозначена тенденция, которая сегодня расходится, с одной стороны, с данными Росстата, с другой стороны, перечень тех мероприятий, который на сегодняшний день представлен, мы считаем, недостаточный и он не позволят достигнуть того показателя, который обозначен 50 процентами к 2024 году.
Очень важный момент - это финансовые ресурсы.
Здесь, во-первых, данные расходятся опять-таки с Росстатом и получаются те показатели, которые в проекте представлены, они занижены по сравнению с тем, что на сегодняшний день имеется, ну и самое главное для нас это необеспеченность финансовых ресурсов под те задачи, которые представлены в национальном проекте.
Конечно, очень важная для нас профессионализация кадров и здесь, зная, насколько серьезная работа с новыми подходами сегодня запланирована и формируется министерством, мы хотели бы обратить внимание на запросы и требования общества в этих вопросах, которые выявляет и сегодня ставит достаточно серьезные проблемы.
И второе, что мы не можем ориентироваться исключительно на прогнозность рынка труда, который, как правило, по результатам не соответствует изначально запланированным по объективным причинам целям и понимать, что сфера образования всегда выполняла и будет выполнять очень важную функцию гуманитарную, и это тоже должно присутствовать в тех мерах, которые определяются профильным министерством.
Таким образом, на основании данного анализа комитет предлагает четыре основных инициативы.
Первая. Это, что касается работы системы показателей в части их достижимости, в части оценки конкретной эффективности, возможности оценки этих показателей и согласованности между всеми документами.
Второе. Работа с молодыми кадрами на системной основе, прежде всего, по их выявлению, мотивации, сохранению, развитию, продвижению и здесь мы тоже предлагаем ряд комплексных мер.
Третье. Приведение в соответствие основных задач их финансовым затратам.
И четвертое. Конечно же, правовой основой для решения вопроса научно-технологического развития является федеральный проект "О науке и научно-технологическом развитии". Вячеслав Викторович нас сориентировал на необходимость принятия закона прямого действия, мы считаем, что вот такой закон должен быть подготовлен, но он должен пройти обязательно большое общественное обсуждение.
И в заключение последний слайд, я хотела бы обратить ваше внимание, он не имеет прямого отношения к нашему министерству профильному, это результаты запросов в субъект Российской Федерации за 8 месяцев только по национальным проектам. Возможно, министерство вместе с научным сообществом может подключиться к решению задачи...
Председательствующий. Добавьте 30 секунд.
Савастьянова О. В.... как нам избавиться от такого отчетного тайфуна. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Викторовна, за содержательное выступление.
Слово предоставляется первому заместителю председателя Комитета по образованию и науке Геннадию Григорьевичу Онищенко.
Геннадий Григорьевич в комитете ведёт вопросы, связанные с наукой (его выступление не случайно), является академиком Российской академии наук. Пожалуйста.
Онищенко Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые депутаты, участники нашего совещания!
Прежде всего я хотел бы отметить солидность и обстоятельность доклада министра, и тот дополнительный анализ, который провела Счётная палата, анализируя наш национальный проект по науке, даёт основания для очень такого серьёзного и конструктивного обсуждения данного животрепещущего вопроса.
Неподдельный интерес, который вы отметили, Михаил Михайлович, со стороны депутатов, он, прежде всего, продиктован тем, что депутатский корпус, как никто, понимает значение приоритетного национального проекта "Наука" в решении той проблемы, которая называется "Вхождение России в шестой технологический уклад". Об этом наш президент говорит достаточно часто, и это вызывает беспокойство, и это та задача, которая поставлена политическим руководством нашей страны.
Главное, что мы должны достигнуть, это войти в пятёрку пяти крупнейших экономик. И, безусловно, все 12 национальных проектов прошивают наш главный национальный проект "Наука".
Subscribe

  • Мои твиты

    Сб, 15:10: Кино по выходным Сказка о потерянном времени Посмотрели Конек-горбунок. Очень шумно https://t.co/24D9HuaRQA

  • Мои твиты

    Пт, 12:10: Федерация Терпение лопнуло: назначено Closing Russian Federation https://t.co/3qxCCOUwSS Пт, 12:12: Калиновский – Навальный…

  • Мои твиты

    Чт, 12:19: Растет число хрупких государств не говоря уже о несостоявшихся – Громыко https://t.co/Av3M4KEUFZ Чт, 12:45: Мониторинг…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments