leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Стенограмма пленарное заседание ГД 10.09.19 правительственный час Михаил Котюков - часть 2

Стенограмма пленарное заседание ГД 10.09.19 правительственный час Михаил Котюков Ольга Савастьянова Геннадий Онищенко - часть 2
По мнению комитета, национальный проект "Наука" сегодня представляет все три федеральных проекта, который составляет приоритетный проект "Наука", они работают, прежде всего, на материальную базу, на кадровый потенциал и на вопросы, связанные с созданием инструментов, инструментов для привлечения в науку бизнеса, о котором сегодня говорил наш представитель Счётной палаты.
Безусловно, как позитивное, мы отмечаем, что сегодня принят закон по инициативе президента об Академии наук, и сегодня Академия наук получила достаточно чёткий контур своего значения в нашей российской науке, но эту работу нужно продолжать.
Вместе с тем мы отмечаем, выражаем тревогу по поводу того, что тот национальный проект, который сегодня запланирован, как ведущий из национальных проектов, может иметь некоторую угрозу быть невыполненным. Таких тревог, которые мы сформулировали шесть. Прежде всего создание экономических механизмов государственно-частного партнёрства в направлении исследований и разработок. Внедрение производства и активизация использования объектов интеллектуальной собственности. Да, мы сегодня создали две долины "Воробьёвы горы" и "Сириус", но линейка, она должна быть продолжена, потому что тот закон, который приняла Государственная Дума, сегодня пока ещё не вошёл, как один из решающих инструментов в решение этой проблемы.
Второе. Разработка и реализация стратегии пространственного научно-технологического развития Российской Федерации. В вашем докладе она прозвучала, но она не имеет системного характера, и такое территориальное распределение нашей науки мы должны с вами вместе создать.
Немаловажную роль играют инструменты оценки результатов научно-технологической деятельности и, конечно, публикационная активность возросла. И так называемая наукометрия, которая сегодня используется, как ведущий инструмент, она имеет значение, но она лишь является скринингом и не отвечает на все вопросы. Поэтому здесь нужно работать более интенсивно.
Следующее. Нужно увеличение объёмов финансирования нашей науки и, наверное, прежде всего за счёт бизнеса. А как мы услышали только что из доклада Счётной палаты, наоборот, удельный вес бизнеса финансирования науки у нас только уменьшился.
Повышение эффективности подготовки научных кадров, аспирантура, о которой вы сказали. Сегодня Совет по науке и образованию при президенте имеет в повестке дня обсуждение этого вопроса. И я думаю, после того, как он пройдёт, мы с вами вместе найдём то решение, которое сегодня требует от нас общество. И, конечно же, оплата труда и не только научных сотрудников, но и инженерно-технических, потому что энергооснащённость науки сегодня возрастает. И поэтому от инженерно-технических работников зависит очень многое в эффективности нашей работы.
Мы с вами подготовили современный проект о науке. Он сегодня находится в проработке.
Председательствующий. Добавьте минуту.
Онищенко Г. Г. И мы с вами должны прежде всего вынести его на обсуждение. Наверное, тот срок, который сегодня определен, он не совсем реальный, потому что прошел трехлетний срок, и мы должны оценить, как работает стратегия научно-технического развития, которая определена в 2016 году. И, исходя из этих решений и выводов, которые будут сделаны, нам придется с вами тогда принять и отработать тот закон о науке, который сегодня у нас есть.
Что касается финансирования. Сделано много. В 12 раз возросло финансирование науки, начиная с 2000 года. Но при этом сегодня те темпы финансирования науки и, прежде всего, фундаментальной, они не дают нам основания более оптимистично смотреть в будущее, и особенно достижение тех целей, которые определены до 2024 года.
Спасибо за внимание! И я надеюсь, что мы с Министерством науки решим ту задачу, которая поставлена нашим президентом.
Председательствующий. Спасибо, Геннадий Григорьевич.
Уважаемые коллеги, переходим к вопросам от фракций.
Нет возражений? Нет.
Фракция КПРФ. Смолин Олег Николаевич.
Подготовиться фракции ЛДПР, Дегтяреву.
Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Михаил Михайлович, как известно, согласно указу президента № 204 должны быть созданы условия для привлечения в науку молодых ученых. Между тем, по данным Мирового банка за послесоветское время около одного миллиона научных работников ушли в иные сферы или за рубеж. Причем по оценкам Германа Грефа наши потери от утечки умов превышают экономические потери от вывоза капитала, которые превысили в свою очередь 2 триллиона рублей.
По данным экспертов Российской академии наук в 2013 году за рубеж уехали 20 тысяч российских ученых, в 2016 году - 44 тысячи. В прежние годы бывало, что российский профессор за час лекции получал 700 рублей, а зарубежный 700 долларов. Вопрос: изменилась ли ситуация в последние годы? Остановлена ли утечка научных умов, и что для этого делается? Спасибо.
Котюков М. М. Олег Николаевич, спасибо большое вам за этот действительно важнейший вопрос развития науки. Я могу отметить, что на сегодняшний день, по нашим данным, ситуация меняется.
Количество людей, которые приехали работать в Россию, работать в науке, превышает количество тех, кто по каким-то причинам уезжает. Мы этот вопрос вместе с Академией наук не первый раз и не первый год обсуждаем.
На сегодняшний день готовится комплекс решений, первые из них уже приняты, я об этом говорил в докладе, мы ставим задачей выявлять талантливых ребят еще в школе, обеспечивать им возможность знакомства с работой научных коллективов как можно раньше, проводить ту самую раннюю профессиональную ориентацию школьников.
Для этого есть различные программы, проекты, будет развиваться сеть специализированных учебно-научных центров в различных регионах Российской Федерации, формируются профильные классы в школах, университеты активно предоставляют свои площадки, преподавателей и образовательные программы, для того чтобы подготовка шла самым интенсивным способом.
Дополнительная поддержка и дополнительное внимание к программам аспирантуры. Это и правовое регулирование и финансовая поддержка аспирантов, которые проводят эти исследования.
В ведущих научных институтах сформировалась система, когда аспирант уже фактически является участником научного коллектива. Он выполняет работы, которые важны для института, и на базе этого материала собственно готовит свою квалификационную работу.
Поэтому такая практика будет дальше развиваться, это и совершенствование правового регулирования, и кооперация более серьезная.
И я хочу отметить еще один важнейший вопрос и поблагодарить депутатов Государственной Думы за принятые изменения в законодательство об образовании, за развитие инструментов целевого обучения. Вот для аспирантуры эти инструменты мы также можем активно использовать и заранее собственно готовить будущие рабочие места для будущих перспективных исследователей.
Кроме этого, создание инфраструктуры, мегасайенсов новых, позволит в России формировать очень конкурентную приборную базу, и не нужно ехать в другие государства, чтобы проводить серьезные исследования, мы это можем делать здесь.
Более того, считаем, что эти установки будут работать и для привлечения в Россию перспективных исследователей для решения наших научно-технологических задач и проектов.
Спасибо большое.
По заработной плате я могу отметить, что достижение показателя в 200 процентов в среднем по регионам в прошлом году зафиксировано, и в дальнейшей перспективе средства у нас предусмотрены, мы эту динамику и это соотношение будем обязательно обеспечивать.
Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Михайлович. Вот, исходя из того, что прозвучала тема заработной платы, мы вчера этот вопрос поднимали в части врачей и учителей, возможно ли, чтобы вы проанализировали ситуацию в высшей школе, где заработная плата в соответствии с поручением президента должна быть не ниже двукратной по региону, проанализировать: какая заработная плата преподавателей без учёта заработной платы ректоров вузов, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедр?
У нас сейчас средняя зарплата по вузу, а как вы знаете, в некоторых высших учебных заведениях ректор получает очень высокую заработную плату, в десятки раз выше, чем заработная плата кандидата наук, доцента. И если мы с вами проанализируем и увидим, что действительно заработная плата преподавательского состава, тех, кто непосредственно участвует в проведении занятий, меньше, необходимо будет принять решение.
Котюков М. М. Такую информацию подготовим и соответствующий анализ представим, чтобы можно было актуализировать эти данные. Сделаем.
Председательствующий. Ну и в разрезе каждого вуза можно посмотреть...
Котюков М. М. Конечно.
Председательствующий. ...заработная плата с учётом управленческого звена и без учёта управленческого звена. Это, в общем-то, сигналы ректорам.
Котюков М. М. У нас сегодня совершенствуется система оплаты ректорского корпуса. Мы обновляем ту нормативную базу, которая существует, и, в общем-то, устанавливаем те ограничения, которые давно были, то есть не более чем в среднем в восемь раз зарплата ректора должна превышать среднюю в коллективе.
Но мы сделаем детальный анализ, я имею в виду профессорско-преподавательский состав по всем уровням, ректорский, проректорский, и представим соответствующую информацию.
Председательствующий. Михаил Михайлович, понятно, что вот не более чем в восемь раз. Но это иногда бывает в разы больше, чем заработная плата министра. Это бывает настолько много, что если здесь сейчас вот эти цифры будут звучать, мы знаем, какая будет реакция.
Котюков М. М. Отработаем дополнительно этот вопрос.
Председательствующий. Да, если можно, потому что вы человек в этом плане ответственный и вместе с этим, такой корректный, но здесь, думаю, что депутаты вас все поддержат. Потому что не может быть такого разрыва. Все обсуждают заработные платы министров, депутатов, но у наших коллег из Высшей школы, у многих это в десятки раз выше. Если они так много делают для страны, конечно, это обоснованно. Кто-то, если из них изобрел то, что продвигает страну и прогресс, тоже обоснованно. Но отрываться от коллектива нельзя.
(Аплодисменты.)
Коллеги, ну, так ведь? Когда доцент получает менее 20 тысяч, а такие примеры есть, ставка, так Иван Иванович? Мельников И. И. Конечно.
Председательствующий. Вот Иван Иванович у нас профессор Московского государственного университета. А ректор получает миллионы, миллионы. А есть проректора, которые получают больше, чем ректора.
Пожалуйста, Дегтярев Михаил Владимирович, фракция ЛДПР. Подготовиться Кудрявцеву.
Дегтярев М. В., председатель Комитета ГД по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, фракция ЛДПР.
Уважаемый Михаил Михайлович, Россия уже пять лет живет в условиях внешнего воздействия, внешних ограничений. Вероломные санкции Евросоюза, Британского Содружества, Соединенных Штатов Америки и Японии к нам применяются.
Вопрос. Как они влияют на привлекательность России для иностранных исследователей, есть ли какая-то статистика? Нет ли проблем по научным обменам и международным программам?
Ну, и вопрос импортозамещения и вопрос оснащения лабораторий и научных центров, в том числе иностранным оборудованием и расходными материалами нас и избирателей тоже очень волнует.
Котюков М. М. Спасибо большое, Михаил Владимирович. Вы действительно такие чувствительные вопросы задаете.
Я могу сказать, что отдельные примеры, к сожалению, начинают проявляться ограничительного характера. Но в целом мы на сегодняшний день констатируем расширение международного научно-технического сотрудничества. Вот рядом со мной Александр Михайлович, он не так давно подписал соглашение между академией наук российской и американской о сотрудничестве и расширении контактов.
У нас в прошлом году были подготовлены, подписаны "дорожные карты" развития научно-технического сотрудничества и образовательных программ с Францией и Германией. Они предполагают и развитие инфраструктуры, и подготовку молодых специалистов, и проведение совместных исследований, совместных проектов.
И я могу отметить, что, наверное, из последних примеров, мы объявили очередной этап конкурса так называемых проектов мегагранта, когда в российских университетах и в научных организациях создаются новые лаборатории под руководством ученых, имеющих уже общемировое признание. Я могу сказать, что конкурс составил примерно 11 заявок на 1 грант. Такого, как мне говорят, вот в прошлой истории... были хорошие результаты, но такого интереса не было. Поэтому в целом мы констатируем повышение международного интереса и интереса ведущих исследователей к работе в России.
И я могу сказать, что в эти дни, буквально на этой неделе в Санкт-Петербурге проходит XXI Международный Менделеевский съезд. Он посвящен вопросам развития химии - и фундаментальной, теоретической, как говорится, и прикладных направлений. Ьолее 3 тысяч участников из 52 стран мира делегировали своих представителей, участвуют нобелевские лауреаты в работе этого мероприятия, более половины участников - это молодежь, это те, кто завтра будут создавать наш новый научно-технологический задел в этих важнейших элементах.
И я могу ещё один факт отметить. 2019 год Организацией Объединенных Наций объявлен Годом Периодической таблицы химических элементов. Мы все с вами эту таблицу знаем из школьной программы как таблицу Менделеева. И именно этому мероприятию 150 лет назад Дмитрий Иванович представил научному сообществу свой периодический закон, по этому закону развивается химия последние 150 лет.
И мы сегодня в России, я говорил об этом в докладе, создаем научную инфраструктуру, которая позволяет создавать новые, открывать новые химические элементы. Поэтому в целом уверен, что перспективы нашего международного сотрудничества, конечно, есть, и работа в России по-настоящему будет привлекательной и для российских ребят, и для приезда сюда ведущих международных ученых.
Спасибо вам большое.
Председательствующий. Пожалуйста, Кудрявцев Максим Георгиевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Подготовиться Тумусову Федоту Семёновичу. Кудрявцев М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Михаил Михайлович!
Президентом Российской Федерации поставлена задача войти в пятерку высокотехнологичных стран. При этом по уровню финансирования науки Российская Федерация находится на 10 месте.
По количеству научных статей и публикаций, которые размещаются в международных изданиях, мы находимся на 11-м месте, по количеству патентов - на 8-м. В этой связи, Михаил Михайлович, хотелось бы услышать, реально ли при таких показателях войти в пятёрку? Спасибо.
Котюков М. М. Спасибо, Максим Георгиевич.
Вы действительно вопрос задаёте, он отчасти прозвучал в выступлении Михаила Александровича Меня, отчасти Геннадий Григорьевич об этом говорил.
Мы действительно должны совершить, в общем, серьёзный прорыв. Стандартными методами, стандартными инструментами это сделать, скорее всего, не удастся. Но понимая это, мы отчётливо эти показатели включили в национальный проект. Те мероприятия, которые являются составными частями нацпроекта, должны обеспечить это улучшение наших показателей.
Я напомню, что количество научных публикаций, в которых мы создаём научно-технический задел, должно вырасти примерно вдвое. Патентные заявки были представлены в соответствующем докладе, там такая же амбициозная задача. Но тем не менее мы считаем, что те инструменты, которые сегодня есть, те программы, партнёрские проекты, которые мы разрабатываем вместе с ведущими нашими высокотехнологичными компаниями, с регионами, точно должны дать соответствующий импульс и в привлечении внебюджетных
средств, и в повышении качества научных результатов, и в развитии кадров. Поэтому считаем, что задачи вполне могут быть выполнены, и, по крайней мере, мы для этого максимум делаем сегодня и будем делать дальше ещё больше.
Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Тумусов Федот Семёнович.
Подготовиться Коломейцеву Николаю Васильевичу. Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Уважаемый Михаил Михайлович, несмотря на наличие гениальных учёных и на великие научные открытия, которые делали россияне, наша Россия за последние 250 лет постоянно запаздывала в технологическом развитии, и в результате мы имеем в стране низкую производительность труда, низкий уровень жизни россиян. Но сейчас человечество начало переходить на так называемый шестой технологический уклад, который будет определяться искусственным интеллектом, развитием биотехнологий, нанотехнологий.
И очень важно, вы в докладе сказали, нам не отстать от всего мира, да? И при этом вот централизацию управления наукой, укрупнение научных организаций — это, наверное, оправдано в какой-то степени, но абсолютное игнорирование региональных проблем, регионального фактора, я считаю, очень вредно.
И как вы, министерство, собираетесь скоординировать региональную тематику научных исследований? Спасибо. Котюков М. М. Спасибо большое.
Уважаемый Федот Семёнович, мы к вопросу развития настоящей серьёзной науки в регионах уделяем самое пристальное внимание и делаем это на системной основе. Мы понимаем, что без развития научных направлений во многих регионах вопросы социально-экономического развития могут отставать от тех желаемых темпов, которые нам всем хотелось бы получить.
На сегодняшний день мы поддерживаем не только ведущие центры и развиваем инфраструктуру в столицах, мы активное внимание уделяем развитию и университетов, и научных центров в регионах Российской Федерации. Вот мы вместе с Александром Михайловичем много раз вместе выезжали в регионы и проводили обсуждение важнейших задач развития науки и профессионального образования в технологической составляющей.
Отмечу интерес и деятельное участие глав многих субъектов в решении этих задач. Безусловно, специалисты должны решать самые амбициозные научные задачи, но многие эти задачи могут быть реализованы на примере вот того уникального потенциала, который есть в каждом субъекте Российской Федерации.
И в этом смысле у нас многие территории могут стать очень привлекательными для развития науки, с одной стороны, а, с другой стороны, потенциал, которым обладают научные школы, может позволить повысить соответствующие темпы роста.
Научно-образовательные центры, о которых я говорил, они базируются все в регионах Российской Федерации. Я назвал сегодня пять первых и повторю ещё раз: Тюмень, Пермь, Кемерово, Белгород, Нижний Новгород.
Эти центры сконцентрированы на решении в первую очередь тех задач, которые являются практически важными для этих субъектов Российской Федерации и для того, чтобы дать необходимые технологические решения мы сегодня имеем формы взаимодействия институтов, университетов, работающих в разных регионах, но обладающих необходимым потенциалом для того, чтобы как можно быстрее создавать новые технологические решения и готовить ответы на технологические запросы наших ведущих компаний и развития общества.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция КПРФ, Коломейцев Николай Васильевич.
Подготовиться Власову Василию Максимовичу.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Михаил Михайлович! Я постараюсь конкретизировать трех предыдущих коллег вопрос в части финансирования.
Вы вероятно знаете, был указ 599 от 7 мая 2012 года, который ставил задачу к 2015 году финансирование науки не менее 1,77 от ВВП. Был второй указ от 2016 года, который рекомендовал нам с вами углубить совершенствование научно-технологического управления наукой и технологиями и усилить координацию с Академией наук и так далее. Но, что у нас в действительности, как всегда бывает? С 2013 по 2018 год у нас на 21 процент уменьшилось финансирование науки. Если посмотреть дальше, то у нас ведь поймите хорошие слова неподкрепленные финансами, вам это лучше меня известно, учитывая, что вы профессиональный финансист, ну они останутся словами.
Скажите, что должна сделать Государственная Дума и какие предложения вы должны внести в правительство, чтобы выполнять два указа? Польше ничего не надо... (Микрофон отключён.)
Котюков М. М. Николай Васильевич, спасибо вам за этот вопрос, он действительно обсуждается у нас ежегодно и при защите формирования бюджета, и при подготовке государственных программ, что я вам могу сказать на сегодняшний день.
Общий объем, в том числе, бюджетных расходов на поддержку исследований ежегодно, конечно, увеличивается, вы знаете эти показатели не хуже меня и по этим показателям Россия на сегодня, в общем, соответствует тому уровню, который есть в ведущих государствах по бюджетному финансированию. Ключевая задача, чтобы сфера исследований разработок рассматривалась нашими индустриальными компаниями, как сфера перспективных инвестиций и в этом смысле мы выстраиваем партнерские взаимоотношения с корпорациями, с институтами развития, чтобы именно на принципах прозрачных, открытых экономических инструментов вместе формулировать и вместе работать над достижением новых решений, и создавать те технологии, которые действительно нужны нашим компаниям, чтобы обеспечивать конкурентные преимущества на мировых рынках и обеспечить все внутренние потребности России.
Задача стратегии научно-технологического развития к 2035 году — обеспечить паритет государственного и частного финансирования исследований и разработок.
Я напомню, за время реализации национального проекта нам необходимо примерно в два раза в номинальном выражении увеличить объём валовых затрат российской экономики на исследования и разработку. Собственно, для этого формируются научно-образовательные центры, для этого мы создаём инжиниринговые центры в наших университетах, для этого мы создаём совместные лаборатории, и правительство отдельную программу имеет поддержки таких лабораторий, которые создаются индустриальными компаниями в стенах университетов и приводит к развитию новых технологий.
Собственно, для этих же целей был разработан и принят Государственной Думой закон "Об инновационных научно-технологических центрах", который существенно упрощает вопросы по различным направлениям государственного регулирования, вопросы, связанные с развитием той инфраструктуры, на базе которой будут проводиться опытно-конструкторские работы и создаваться новые технологии. Вот весь этот арсенал инструментов мы сейчас отрабатываем, чтобы ещё раз оценить динамику этих показателей.
Могу отметить, что на сегодняшний день существенно повышается координирующая роль в проведении гражданских исследований. Мы смогли сконцентрировать в единой государственной программе научно-технологического развития все средства, которые направляет федеральный бюджет на поддержку и фундаментальных, и прикладных направлений. И я хочу отметить, что эта программа впервые год назад была представлена в профильных комитетах Государственной Думы при защите проекта федерального бюджета, поэтому эти направления будем дальше совершенствовать и развивать. Спасибо большое за вопрос.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция ЛДПР, Власов Василий Максимович. Подготовиться Загребину Алексею Егоровичу.
Фракция ЛДПР, Власов.
Власов В. М., фракция ЛДПР.
Уважаемый Михаил Михайлович, у меня такой вопрос. Какие принимаются меры в целях прекращения оттока научного и преподавательского состава из отдалённых субъектов Российской Федерации, в том числе с территории Дальнего Востока, например, Хабаровского края, а также из малых городов и населённых пунктов в города Центрального федерального округа, например, город Владимир? Спасибо. Котюков М. М. Спасибо, Василий Максимович.
Я ещё раз отмечу важность и понимание министерством принципиальности этой задачи по развитию научных школ в российских регионах.
На сегодняшний день мы активно задействуем те возможности, которые есть в субъектах Российской Федерации. Мы понимаем, что исследователь, особенно молодой и перспективный исследователь, он в общем хочет решать серьёзные задачи. Он хочет видеть результаты своего труда, будь то теоретические открытия, выраженные в публикациях, будь то практически созданные и важные технологические решения для развития того региона, где он находится. Это комплексная задача. Нам нужно, чтобы было с одной стороны рабочее место, необходимое оборудование, а с другой стороны, чтобы был действительно тот предметный вопрос, к которому он приложит свои усилия.
Со своей стороны мы поддерживаем новые молодёжные лаборатории, о которых я сегодня уже говорил. И они действительно во всех федеральных округах и во многих субъектах, в том числе на Дальнем Востоке сегодня уже начали работать. Российский фонд фундаментальных исследований запустил грантовую программу, которая предполагает возможности переезда работы на три года в другой регион для проведения гам исследований. А за три года уже, что называется, может и сформироваться научная школа новая, и открыться новая программа, и человек может остаться в этих условиях.
Важнейшее замечание, которое сегодня прозвучало в зале, это жилищная программа. Дмитрий Анатольевич Медведев был изначально инициатором появления специальной подпрограммы "Жилище для обеспечения молодых учёных". И в этом году он дал поручение сделать вторую версию этой программы и расширить возможности участия в ней молодых исследователей. Эта программа будет ориентирована и на предоставление сертификатов, на создание фонда служебного арендного жилья и на развитие жилищно-строительных кооперативов для уже непосредственно закрепления специалистов на местах.
Поэтому комплекс этих мер реализуется на сегодняшний день. Я уверен, что мы с вами все будем видеть новых молодых исследователей не только в Москве, Петербурге и Новосибирске, а во многих российских регионах людей, которые решают практически важные наукоёмкие задачи в своих регионах и городах. Спасибо большое за вопрос.
Председательствующий. Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" -Загребин Алексей Егорович.
Подготовиться "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Николаев Олег Алексеевич.
Загребин А. Е., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Михаил Михайлович, как известно, национальный проект "Наука" не предполагает межбюджетных трансфертов в регионы. А в целом, вот по вашему мнению, какова роль регионов в реализации национального проекта "Наука"? Спасибо.
Котюков М. М. Спасибо, Алексей Егорович.
Я продолжу, наверное, ответ предыдущий. Мы считаем, что роль региона является основополагающей. Если в регионе не уделяется внимание этому вопросу, если не привлекается внимание тех компаний, которые работают в регионе, если не создается соответствующая среда, то, в общем-то, мало, кто захочет остаться и работать в этом субъекте Российской Федерации.
Пример научно-образовательных центров я могу привести как отдельный, он, наверное, один из самых ярких. Вот в соответствии с теми правилами, которые утвердило правительство по отбору таких программ, инициатором этой программы является лично губернатор. Он же возглавляет совет научно-образовательного центра и осуществляет практическое оперативное управление теми программами, которые должны быть разработаны, теми исследованиями, которые должны быть проведены.
Действительно, у нас в нацпроекте не предусмотрены межбюджетные трансферты, с одной стороны.
А с другой стороны, объем внебюджетных средств, которые должны стать частью научно-образовательных центров, составляет примерно 20 рублей на один рубль бюджетного финансирования программ поддержки тех организаций, которые входят в научно-образовательный центр.
Без участия лично губернатора сделать это практически невозможно, поэтому мы сегодня обсуждаем в практическом плане, практически в ежедневном режиме с нашими коллегами подготовку таких программ, формируем лучшие практики вовлечения и инженерных кадров из индустриальных компаний, и лучших специалистов университетов, научных центров, чтобы они вместе начинали обсуждать научно-технологическую повестку, чтобы они формулировали те задания, которые нужны для разработки новых российских технологий в этих регионах. И я абсолютно не сомневаюсь, что те результаты, которые могут быть получены, позволят и инфраструктуру развивать, и воспитывать новых молодых специалистов и для исследований, и для индустриальных компаний, и в целом обеспечить необходимый импульс, динамику развития наших ключевых городов и субъектов Российской Федерации. Поэтому роль регионов здесь является абсолютно определяющей.
Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Николаев Олег Алексеевич.
Подготовиться - Алексей Владимирович Куринный.
Николаев О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Уважаемый Михаил Михайлович, вот те национальные проекты и законодательные решения, которые принимало государство в последние годы, несомненно, направлены на активизацию инновационной и научно-технологической деятельности. Вот сама активизация очень важна, конечно же, для решения национальных задач, то есть это социально-экономического роста, достижение задач улучшения жизни и качества населения, ну и тех целей и национальных задач.
Вот в частности, законами предусмотрена возможность создания специальных территорий с особым правовым режимом, Вы их называли, это центры, лаборатории и так далее, ну и Российская Академия наук наделена задачами прогнозирования научно-технологического развития и социально-экономического развития Российской Федерации.
Вот в связи с этим у меня вопрос. Вот насколько вот уже созданные, о которых Вы говорите, центры и планируемые центры уже имеют, ну так называем мы сейчас, лучшие практики такого прикладного применения, их разработок, уже в хозяйственной жизни вот как отдельных территорий, хозяйственных обществ и так далее?
Ну и насколько Академия наук, научные объединения, высшее образование вовлечены в разработку стратегии социально-экономического развития как всей страны, так и отдельных территорий? Спасибо.
Котюков М. М. Олег Алексеевич, спасибо Вам за вопрос. Я постараюсь ответить на все составляющие, которые Вы сформулировали.
Первое. Научно-образовательные центры, о которых Вы сказали, они формируются, конечно же, не на пустом месте. В основе этих инициатив лежат уже практически реализованные, пусть может быть не очень масштабные, но практически реализованные проекты сотрудничества исследователей и индустриальных партнеров наших компаний.
Какие-то общие разработки уже есть в положительном багаже. И дальше задача стоит, чтобы масштабировать эти проекты и привлекать как можно больше и больше партнеров, участников этой программы, и в рамках реализации этих проектов обеспечивать подготовку квалифицированных специалистов и кадров. Вот по этой модели строятся научно-образовательные центры.
Если говорить об участии научных коллективов в подготовках программ социально-экономического развития, то здесь, конечно, в разных регионах разная ситуация. Где-то связи выстроены достаточно неплохо, и научный потенциал серьёзным образом задействован в подготовке планов социально-экономического развития, где-то эта работа сегодня проходит период что называется переосмысления, перезапуска.
Я в последнее время бываю в регионах, всегда с губернатором обсуждаю один вопрос: есть ли при нём совет по развитию науки и образования в регионе. Где-то эти советы были созданы, но в последние годы не собирались по какой-то причине, где-то они действительно являются важной площадкой обсуждения системных вопросов развития территории. И потенциал, который накоплен в институтах, в университетах используется в подготовке планов социально-экономического развития своих территорий.
Но тем не менее мы считаем, что здесь есть еще потенциал для совершенствования, и это позволит, в том числе, повысить и мотивацию молодых ребят оставаться в регионе и принимать своё настоящее деятельное участие в развитии будущего своих территорий.
Поэтому эту практику мы точно включаем в проекты развития наших центров, и в практическом плане ежедневно фактически этим занимаемся.
Спасибо вам большое. Вопрос важный.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция КПРФ - Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Михаил Михайлович, согласно последним данным за последние четыре года количество государственных вузов сократилось на 17 процентов, а их филиалов в 2,2 раза. Сейчас нам ещё, практически в два с половиной раза их количество сократилось. Намерено ли министерство продолжить принудительную ликвидацию, реорганизацию либо мы всё-таки будем сохранять существующую сеть вузов?
И второе, то, что касается системы оценки научно-преподавательской деятельности по публикациям в Scopus и Web Science. Это приводит к тому, что сегодня они практически превратились в бизнес-структуры. То есть преподаватели вынуждены публиковать для того, чтобы соответствовать уровню свои статьи, средняя цена порядка 25 тысяч рублей. По данным экспертов, после введения этой системы оценки потрачено более 80 миллиардов рублей сегодня на оплату вот этих статей. Будут ли публикации в отечественных изданиях приравнены к публикациям в иностранных? И не разрабатываются ли более объективные критерии научной деятельности, чем по сути вот такая вот своеобразная прикрытая халтура?
Котюков М. М. Алексей Владимирович, спасибо.
Я не могу согласиться с последним вашим тезисом абсолютно, но тем не менее.
По поводу университетов.
Действительно, проводилась системная работа по повышению качества высшего профессионального образования в стране.
И цифры вы действительно приводите корректные. Проведена серьезная оптимизация тех организаций, которые не давали качественного образования.
Нужно ли дальше эту работу продолжать? Такую работу нужно продолжать всегда. В центре внимания нашего, конечно, должен находиться в науке - ученый, в университете - студент. И ключевая задача, чтобы студент получал необходимый уровень профессиональной подготовки, чтобы он получал самую серьезную образовательную программу и работал в той организации, которая может эту программу разработать и реализовать.
Поэтому системная работа по повышению требовательности, по повышению качества образования будет проводиться в постоянном режиме. И, если какие-то организации этим задачам не соответствуют, тогда, конечно, нужно принимать, в том числе и организационные решения.
Вот мы вместе с Российской академией наук проводили и проводим серьезную программу по реорганизации академических организаций. Более трехсот институтов прошли через эту процедуру, и мы сегодня получили 80 крупных научных центров, работающих по нескольким направлениям одновременно, тем самым они могут давать более комплексные ответы и, в том числе на запросы индустриальных компаний, создавая новые технологические продукты, как правило, на смежных рынках технологий.
Этот проект проходил с глубоким обсуждением, с предварительным обсуждением каждого такого проекта. Но на сегодня мы не имеем ни одного негативного результата. Все, что было сделано, привело к тому, что качество научной работы только повысилось. Инфраструктура работает, как центр коллективного пользования, ушла бюрократия по многим направлениям, значительно оптимизирован управленческий аппарат, а качество работы научной только выросло.
Поэтому и для университетов мы такие же вопросы будем предлагать там, где есть для этого соответствующая целесообразность. Мы сегодня говорим о науке, вы вопрос задаете про университеты, я не хотел бы сейчас отдельную дискуссию открывать, может быть, это нужно будет сделать отдельным обсуждением. Мы готовы всегда представить соображения, планы и так далее.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments