leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законопроект первого чтения о системе казначейских платежей

Законопроект первого чтения о системе казначейских платежей
7. 750959-7 Госдума приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей»
Документ внесен правительством 11.07.19.
Представил замминистра финансов Алексей Лавров.
Зампред комитета по бюджету и налогам Надежда Максимова.
Законопроект предусматривает закрепление в Бюджетном кодексе РФ новых положений о системе казначейских платежей, едином казначейском счете, прогнозировании движения средств на едином казначейском счете, казначейском обслуживании, казначейском учете.
Вводятся новые термины: «единый казначейский счет», «казначейский счет», «единый счет бюджета», «казначейское обслуживание», «временно свободные средства».
Определяются основы организации и функционирования системы казначейских платежей, взаимодействия между оператором системы казначейских платежей и ее участниками, между системой казначейских платежей, Банком России и кредитными организациями, другими платежными системами при осуществлении казначейских платежей с использованием единого казначейского счета, открытого в Банке России.
Федеральное казначейство с использованием единого казначейского счета будет обеспечивать расчеты публично-правовых образований и юр. лиц, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, с контрагентами, находящимися на обслуживании в Банке России и кредитных организациях.
Единый казначейский счет представляет собой аналог корреспондентского счета, аналитический учет по которому ведется в разрезе казначейских счетов. На едином казначейском счете будут аккумулироваться как средства федерального бюджета, так и средства иных бюджетов бюджетной системы РФ, средства бюджетных, автономных учреждений и получателей средств из бюджета при их обособленном учете на казначейских счетах.
Предусматривается создание инструментов по управлению остатками средств на едином казначейском счете, в т.ч. развитие прогнозирования движения денежных средств, а также зачисление доходов, полученных от размещения временно свободных средств на соответствующие казначейские счета.
Целью прогнозирования движения средств на едином казначейском счете является организация работы по оперативной подготовке информации о движении ликвидности на едином казначейском счете, то есть информации о поступлениях и переводах денежных средств по единому казначейскому счету.
Под казначейским обслуживанием понимается проведение операций в системе казначейских платежей с денежными средствами с их отражением на соответствующих казначейских счетах. Казначейские счета представляют собой счета, открытые в Федеральном казначействе для осуществления и отражения операций с денежными средствами (по сути, являются аналогом банковских расчетных счетов).
Для проведения операций со средствами участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений и получателей средств из бюджета казначейские счета открываются органам Федерального казначейства, финансовым органам субъектов РФ (муниципальных образований) и органам управления государственными внебюджетными фондами. При этом сохраняется система лицевых счетов.
Операции между участниками системы казначейских платежей будут осуществляться через казначейские счета, открытые в Федеральном казначействе, без движения денежных средств по единому казначейскому счету.
Закрепляется понятие казначейский учет, который является подвидом бюджетного учета и представляет собой сбор, регистрацию и обобщение информации об операциях, осуществляемых в системе казначейских платежей, в структуре бюджетов бюджетной системы РФ и (или) участников системы казначейских платежей, а также о результатах указанных операций. Субъектом казначейского учета является Федеральное казначейство, а к его объекту относятся операции с денежными средствами, осуществляемые в системе казначейских платежей, и результаты указанных операций.
С целью регламентации основ ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности Федеральным казначейством в условиях функционирования бюджетных платежей предусматриваются нормы об основах казначейской отчетности по операциям в системе казначейских платежей. Казначейская отчетность будет формироваться на основании данных казначейского учета о формировании и движении денежных средств на едином казначейском счете, об осуществлении операций по управлению остатками на этом счете. Формирование казначейской отчетности будет осуществляться Федеральным казначейством в порядке, установленном Минфином России, который определит процедуру и сроки составления, представления и утверждения казначейской отчетности.
Предусматривается совершенствование механизма взаимодействия между территориальным органом Федерального казначейства и высшим органом исполнительной власти субъекта РФ (местной администрации) в целях закрепления за территориальным органом Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов по исполнению бюджетов бюджетной системы РФ в условиях казначейского обслуживания исполнения бюджетов. В этих целях заключение соглашения между территориальными органами Федерального казначейства и высшими органами исполнительной власти (местными администрациями) предлагается заменить обращением соответствующего финансового органа. При этом порядок направления обращений и принятие решения по нему предлагается осуществлять в порядке, установленном Минфином России.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2021 г.
Первое чтение 397 0 0 15:00

Стенограмма обсуждения
7-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей". Докладывает официальный представитель правительства, заместитель Министра финансов Алексей Михайлович Лавров.
Лавров А. М., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, законопроект состоит из двух частей, как следует из его названия. И первая часть действительно посвящена регулированию вопросов казначейского обслуживания исполнения бюджетов. В настоящее время в Бюджетном кодексе содержится всего лишь одна статья, непосредственно посвященная этому вопросу. В то же время есть соответствующее положение, разбросано по ряду других нормативно-правовых актов, в том числе приказов Минфина и Федерального Казначейства, но развитие практики привело к тому, что назрела необходимость более четкого системного кодифицированного описания всех этих отношений, и поэтому предлагается новая глава и целый ряд сопутствующих ей поправок в другие части Бюджетного кодекса, которые регулируют все эти вопросы, в принципе закрепляют в части казначейского обслуживания все те нормы, которые уже действуют, доказали свою эффективность, только они становятся более систематизированными, более удобными в правоприменении. И, таким образом, мы, по сути, делаем шаг к кодификации этой большой и очень важной сферы регулирования. Здесь принципиальных новаций нет. Здесь фиксирование того, что есть.
Есть в то же время вторая часть, посвященная созданию системы казначейских платежей. Это новый для нас институт, основанный на концепции, ещё утвержденной совместно правительством и Центральным банком несколько лет назад о том, что мы поэтапно должны перейти к такой системе. И, соответственно, появляется новая глава и плюс ещё также ряд сопутствующих поправок в другие статьи Бюджетного кодекса.
Если совсем кратко суммировать, что же всё-таки предлагается, то если сейчас Федеральному Казначейству открыто около 50 тысяч счетов в Центральном банке для осуществления тех самых операций, о которых я уже говорил, в том числе операции, эти счета открыты публично-правовым образованиям, субъектам Федерации, то есть муниципальным образованиям, юридическим лицам, которые обязаны открывать эти счета в Федеральном казначействе, то с введением, переходом к новому порядку, Федеральному казначейству будет открыт один казначейский счет в Центральном банке, а всем остальным участникам этой системы будут открываться казначейские счета.
И таким образом, вместо длительных трудоемких и сложных процедур перевода средств между этими счетами, всё это будет делаться в рамках и внутри одного казначейского счета, то, безусловно, приведет, во-первых, к ускорению расчетов, во-вторых, повышению их прозрачности.
По сути любой контрольный орган в режиме онлайн сможет следить за этими транзакциями, и самое главное, это будет генерировать дополнительные доходы бюджетной системы.
О чем идет речь? У нас за последнее время уже отлажены технологии размещения временно свободных средств федерального бюджета Федеральным казначейством на депозиты и другие операции, которые приносят вполне ощутимый доход. Вот по прошлому году это 86 миллиардов рублей. Еще раз, речь идет о размещении исключительно свободных остатков, которые не востребованы в данный конкретный момент, и в любой момент могут быть переведены в режим расходов.
Но для субъектов Федерации и муниципалитетов таких возможностей нет. Есть только право недотационных субъектов Федерации размещать свободные остатки на депозитах. Но это небольшое количество субъектов Федерации.
В то же время остатки у любого бюджета временно свободные, безусловно, имеются. И предлагаемая система позволит сконцентрировать эти остатки, видеть их на едином казначейском счете, и управлять ими, распределяя доходы пропорционально этим остаткам между соответствующими субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Если даже исходить из того, что этот размер может удвоиться, то речь идет о вполне ощутимых суммах, которые реально будут получать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, причем делать это, это не потребует от них никаких дополнительных затрат, делать это будут как бы в едином формате, в единых технологиях Федеральное казначейство.
Вот исходя из этого правительство, преследуя именно и такие цели: повышение оперативности, прозрачности, ликвидности и увеличение доходов бюджета, бюджетной системы, правительство просит поддержать законопроект в первом чтении.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Надежды Сергеевны Максимовой.
Максимова Н. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Докладчик очень подробно рассказать суть этого законопроекта, который внесло правительство. Надо сказать, что этому внесению предваряла большая работа, которую Министерство финансов, Федеральное казначейство проводило и со Счётной палатой, и с Центральным банком, с нашими комитетами по бюджету Государственной Думы и Совета Федерации, с финансистами субъектов и муниципальных образований в рамках Союза финансистов России. То есть, в принципе, очень согласованный, такой выверенный документ.
И, по мнению комитета, мы в заключении это отразили, что внедрение вот этих предложений правительства, оно, конечно, будет совершенствовать систему саму казначейского исполнения бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
И ещё раз хочу повториться просто, какие среди многих плюсов.
Это, прежде всего, то, что ускоряется размещение средств, поступление средств на счета бюджетополучателей.
Это то, что у нас дотационные регионы получают возможность получать дополнительные доходы от размещения их временно свободных средств казначейством. Сегодня у них такого права нет - размещать средства и получать дополнительные доходы.
Это, конечно, улучшение отчётности, качество её и прозрачности, а это, естественно, приводит к тому, что усиливается возможность контроля за правильностью, своевременностью использования этих средств.
Поэтому мы считаем, что в целом этот законопроект, его реализация, она будет совершенствовать и улучшать управление финансами государства.
Но вместе с тем, конечно, мы отмечаем и недостатки, над которыми надо будет работать, над законом, ко второму чтению.
Прежде всего, это касается того, что не все статьи законопроекта учитывают те изменения, которые мы с вами приняли в Бюджетный кодекс в период весенней сессии. И нужно сейчас привести эти статьи в соответствие с главами, которые касаются межбюджетных отношений, государственного долга внутреннего и внешнего, финансового контроля, валютного контроля и так далее.
То есть все, что мы принимали законы в течение вот весенней сессии, надо привести в соответствие.
Надо обязательно будет внести изменения в федеральный закон 184-ФЗ, это уточнить полномочия исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации с точки зрения казначейского обслуживания.
Но вот наиболее существенные замечания, по мнению комитета по бюджету. Это то, что в представленном законопроекте отсутствует норма, которая регулирует казначейское сопровождение использования бюджетных средств, которые получают юридические лица. А это суммы немалые и нас, конечно, интересует, насколько правильно и эффективно они используются?
Поэтому мы считаем, что и в заключение комитета мы предлагаем правительству обязательно эти нормы ко второму чтению законопроекта внести. Вот в какой форме они будут внесены, это мы еще обсудим, подумаем, но тем не менее на постоянной основе, сейчас они регулируются законом о бюджете федеральном, а мы считаем, что они на постоянной основе должны быть закреплены в Бюджетном кодексе. Поэтому вот такое предложение.
И второе. Это то, что субъекты, когда рассматривали законопроекты, обратили внимание, в пояснительной записке к законопроекту правительство пишет, что дополнительные средства на расходы федерального бюджета не потребуются из федерального бюджета, но нет информации, а что будет с региональными бюджетами, потребуется или пет? И вот субъекты нам говорят, что у них, возможно, возникнут такие дополнительные материальные затраты, это на внедрение программного обеспечения, это на обеспечение тоже как бы информатизации дополнительной и на подготовку кадров для того, чтобы работать уже в новой системе казначейских платежей.
Поэтому мы считаем, что этот вопрос тоже надо будет дополнительно рассмотреть. И в случае, если вдруг окажется, что такие дополнительные расходы возникнут у региональных бюджетов, то, конечно, правительство должно взять на себя функции и обязательства возместить, компенсировать эти дополнительные расходы. Вот такие предложения комитет предлагает в своем заключении.
Надо сказать, что и Счётная палата, и 67 регионов, которые представили заключение на этот законопроект, поддержали его, ну, с учетом замечаний, конечно.
Поэтому комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Есть ли вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Представитель президента, правительства? Докладчик? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 00 мин. 59 сек.)
Проголосовало за 397 чел 88,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 397 чел.
Не голосовало 53 чел 11,8 %
Результат: принято Принимается единогласно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments