leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 10.09.19 правительственный час Михаил Котюков - часть 3

Стенограмма пленарное заседание ГД 10.09.19 правительственный час Михаил Котюков - часть 3
Есть задачи по развитию опорных университетов в регионах, есть задачи по развитию наших ведущих глобальных университетов, которые работают по самым современным мировым стандартам. И в центре внимания этих проектов, конечно, качество образовательных программ и качество исследовательских проектов, которые они реализуют.
Если говорить по наукометрическим вопросам, по публикациям, то не соглашусь с тем, что мы учитываем только иностранные журналы. Мы говорим о тех публикациях, которые принимаются мировым научным сообществом.
У нас сегодня есть российские журналы, и их немало, которые в этих международных базах научного цитирования публикуются, поэтому наши специалисты могут публиковать свои материалы и в российских журналах, и это будет также учитываться. А система оценки не только на публикациях основана. Более 40 показателей сегодня анализируются министерством, Российской академией наук и экспертным сообществом.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция ЛДПР, Андрейченко Андрей Валерьевич. Подготовиться - фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Бессараб Светлана Викторовна.
Андрейченко А. В., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович.
Уважаемый Михаил Михайлович, у меня вот вопрос в продолжение вопроса коллеги из КПРФ.
Скажите, но всё-таки ведь основным критерием при научных исследованиях стал индекс цитируемости в иностранных журналах, получается. Например, министерство на 2019 год директорам институтов Российской академии наук поставило задачу, чтобы увеличилась не менее чем на 30 процентов цитируемость, соответственно, в Web of Science системе. То есть вот всё-таки представляется, что иностранные журналы, они... и цитируемость в иностранных вещах, она приоритетнее. Поэтому вопрос-то всё-таки в том, почему для российских ученых приоритетным сделали иностранные, а не отечественные журналы? Спасибо.
Котюков М. М. Андрей Валерьевич, мы не говорим про иностранные журналы, мы говорим про те журналы, которые имеют соответствующую репутацию в научном мире. И у нас на сегодняшний день уже есть 250 примерно российских журналов, которые цитируются в базе данных Web of Science. Ещё больше таких журналов в базе данных Scopus.
Национальный проект ставит нам задачу существенно увеличить количество российских журналов, представленных в этих базах научного цитирования, там даже есть специальное подразделение, такая "российская полка" в этой базе данных. Вот мы предпринимаем усилия, чтобы присутствие российских журналов в этих базах расширялось, а тем самым и возможность для публикации научных статей в этих наших журналах нашими же учеными также будет существенным образом расширена.
И ещё раз отмечу, что в тех показателях, по которым происходит оценка результативности деятельности научных организаций, там далеко не только одни научные публикации, там порядка 40 различных показателей по всем аспектам соответствующей деятельности университета.
Кроме того, учитываются экспертные заключения, которые готовятся в отделениях Российской академии наук, и экспертные заключения, которые готовят независимые эксперты, анализируя сильные и слабые стороны той или иной организации. Эту систему мы и дальше будем совершенствовать. В этом году эту оценку будут проходить университеты с тем, чтобы мы могли определить полный перечень ведущих научных организаций страны. Спасибо.
Председательствующий. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Бессараб Светлана Викторовна.
Подготовится Драпеко Елена Григорьевна, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Бессараб С. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Михаил Михайлович, национальный проект "Наука" включает в себя федеральный проект "Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок".
В плановых документах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации достижение к 2024 году показателя "доля молодых исследователей в возрасте до 39 лет"... показатель должен составить 50,1 процента.
Скажите, учитывая, что на сегодняшний день доля работников научных в возрасте от 40 до 65 лет составляет, ну, порядка 57 процентов, не приведёт ли стремление к достижению показателя к сокращению возрастных работников? Первый вопрос.
И вы уже чуть-чуть коснулись, вот скажите ещё, пожалуйста, какие меры принимаются сегодня для достижения показателя и каковы успехи в промежуточных результатах?
Спасибо.
Котюков М. М. Светлана Викторовна, спасибо за вопрос, он действительно постоянно у нас находится в поле зрения.
Я напомню цифры, нам за ближайшие шесть лет необходимо 35 тысяч дополнительно специалистов привлечь в сектор исследования, разработок, поэтому работы точно хватит всем — и возрастным, и молодым специалистам.
Я, с вашего позволения, не буду повторяться в тех мерах, которые сегодня реализуются, могу сказать, что по показателям у нас в различных научных областях сегодня разные структуры и разные пропорции. Но те направления, которые действительно являются приоритетными, мы об этом говорили, вот там уже сегодня доля молодёжи приближается к 50 процентам. Это микроэлектроника, это такие важные области для развития наших перспективных научных технологий. Есть классические, фундаментальные подразделения, где, конечно, сегодня доля молодых пока ещё не является определяющей, но она уже превышает 40 процентов.
Поэтому динамика по этому показателю очень позитивная, будет увеличиваться общее количество исследователей и будет увеличиваться, соответственно, доля молодых специалистов, мы сегодня видим настоящий интерес молодых ребят работать в науке.
Меня очень потрясли работы школьников в рамках проекта "Академический класс". Школьники подготовили свои работы под руководством ведущих учёных и у ребят горят глаза, они действительно видят, как работает большая настоящая наука.
А сотрудники наших институтов с огромным воодушевлением восприняли эти результаты и активно продолжают эту работу, поэтому мы эти проекты всячески расширяем, я не сомневаюсь, что интерес молодёжи будет повышаться. Наша задача этот интерес подкрепить реальными предложениями рабочих мест, интересных проектов современной передовой инфраструктурой.
Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция ТПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", Драпеко Елена Григорьевна. Подготовиться Шайхутдинову Рифату Габдулхаковичу. Драпеко Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ". Спасибо.
Уважаемый Михаил Михайлович, я хотела бы обратить ваше внимание и внимание моих коллег на гуманитарную сферу и, прежде всего, на сферу литературы и искусства.
На слушаниях в Государственной Думе и на заседании Комиссии по государственной культурной политике наши ведущие деятели культуры были озабочены уровнем подготовки специалистов в области литературы и искусства.
Речь шла о том, что катастрофически снижается уровень осмысления процессов, происходящих в мире и в России средствами литературы и искусства и связано это с системой приёма студентов в высшие учебные заведения. Приём на специальности творческие и по ЕГЭ, даже суммируя туда творческие экзамены, приводит к тому, что попадают не самые одарённые, а те, у кого выше ЕГЭ. Об этом говорят ректоры наших вузов.
Вторая проблема - это невозможность принять на второе высшее образование на целый ряд специальностей, которые требуют не просто знаний и таланта, а ещё и жизненного человеческого опыта - это режиссёры, писатели, дирижёры, сценаристы, это архитекторы, балетмейстеры, живописцы... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте, пожалуйста, время. Драпеко Е. Г. Спасибо.
Чтобы заниматься этой специальностью, нужно уже иметь опыт в этой области и жизнь показывает, что люди взрослые, приходящие учиться, дают более высокий результат.
У нас есть идея, как, не увеличивая финансирование, решить эту проблему. Сегодня пытаются ее решить за счет президентских грантов, так вот это ни метод этих грантов, которые вручаются, ни количество проблему не решило, есть целые города и вузы, которые вообще ни одного гранта не получили либо получают не те, кому они требуются, это отдельный разговор.
Наше предложение отменить вот этот конкурс, то есть уравнять в творческом конкурсе тех, кто уже имеет высшее образование с теми, кто его не имеет, перед искусством они должны быть равны... (Микрофон отключён.) Председательствующий. Пожалуйста, Михаил Михайлович. Котюков М. М. Елена Григорьевна, вопрос больше, конечно, относится к сфере высшего образования, но я постараюсь очень коротко, может быть, если нужно, мы готовы отдельно по этому поводу и встретиться, и предметно поговорить.
Мы сегодня с Министерством культуры вместе обсуждаем вопрос повышения качества подготовки специалистов. Министерство науки и высшего образования предполагает серьезно повысить роль центров ответственности, которыми выступают базовые министерства, за планирование и набора, и реализацию образовательных программ по соответствующим специальностям.
Я думаю, что мы можем на площадке этого совета дополнительно к этому вопросу вернуться и обсудить, но совсем мы не можем с вами... все, конечно, должны быть в рамках образования, но и все равны перед Конституцией. Поэтому у нас есть конституционные гарантии, конкурсный прием, высшее образование, единократное его получение за счет средств федерального бюджета. Но тем не менее давайте мы предметные вопросы дополнительно пообсуждаем, как можно в эти задачи интегрировать вопросы целевой подготовки, целевого обучения и так далее, и так далее.
Председательствующий. Пожалуйста, Шайхутдинов Рифат Габдулхакович, партия "Гражданская платформа", независимый депутат.
Шайхутдинов Р. Г. Спасибо.
Уважаемый Михаил Михайлович, вопрос и про прикладную науку, и про высшее образование.
Вот сложилась тенденция, что сейчас идёт сокращение высших учебных заведений. Действительно многие из них не соответствуют качеству и стандартам.
Не считаете ли вы, что нужно для целого ряда там вузов, может быть,
поменять критерии, но конкретно вузов, которые находятся в моногородах в ТОСЭРах?
Вот, например, есть в Нефтекамске филиал Башкирского государственного университета, там, кстати, сейчас идёт комиссия по аккредитации, филиал, который готовит инженеров для автомобильной промышленности, в том числе для НЕФАЗа, который является флагманом в создании автобусов, электробусов, на которых сейчас будет ездить Москва. Отличная технологическая база, но стоит вопрос, что он может попасть под сокращение.
Ну вот просьба всё-таки поддержать, чтобы этот вуз сохранился. И я, и глава республики Хабиров, писали вам эти письма. Ну и действительно, может быть, поменять как-то критерии по отношению к моногородам и к ТОСЭРам? Спасибо.
Котюков М. М. Спасибо, Рифат Габдулхакович.
Вы подняли ключевой вопрос практической связи образования и производства той индустрии, для которой она работает.
Я хочу в этой связи поблагодарить Государственную Думу за поправки, которые подготовлены (я знаю, что сегодня они прошли уже первое чтение). Они серьёзным образом позволят решать такого рода проблемы, когда мы говорим о практической составляющей программы высшего образования.
Мы очень ждём, что эти поправки скорейшим образом будут окончательно приняты, и они позволят нам, в том числе, и поработать с системой тех критериев и требований, которые выставляются при прохождении лицензирования и аккредитации соответствующих образовательных программ для такого рода организаций и специализированной подготовки.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, вопросы прозвучали. Есть предложение перейти к выступлениям от политических фракций.
И, если вы возражать не будете, давайте предоставим слово Сергееву Александру Михайловичу, президенту Российской академии наук, он у нас здесь присутствует, вот рядом с министром находится в ложе. Не так часто встретишь президента Академии наук в Государственной Думе, ну и тем более мы с вами обсуждаем вопрос науки.
Возможно, у Александра Михайловича есть и видения, и предложения, которые для нас будут полезными. И если мы их услышим, может быть и что-то возьмём на реализацию. Если вы не будете возражать, после выступлений представителей фракций мы попросим Александра Михайловича выступить, а затем заключительное слово министра, в рамках которого вы можете ответить на вопросы, которые будут звучать или постановочно будут озвучены в ходе выступлений. Нет, коллеги, возражений? Нет возражений. Принимается такой порядок.
Слово предоставляется Смолину Олегу Николаевичу, фракция КПРФ. Подготовиться Чернышову Борису Александровичу. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Панина Елена Владимировна, а фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Епифанова Ольга Николаевна. Затем, как уже говорил, Сергеев Александр Михайлович. И заключительное слово министра. Пожалуйста.
Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Михаил Михайлович и Александр Михайлович!
"Правительственный час" посвящен проблемам науки, но я не могу обойти и проблемы высшего образования, которые с ними связаны, и которыми ведают министерства. Начну с того, что в любой области существуют проблемы частные и системные, без решения которых успешное управление невозможно. Системные отличаются двумя признаками, они охватывают все или большинство элементов системы и имеют межведомственный характер.
Вот некоторые системные проблемы науки и высшего образования. Мы понимаем, эти проблемы возникли до нового министерства, но решать их придётся новому руководству, и мы готовы принимать в этом участие.
Начнём с финансирования. По сравнению с советскими временами доля государственных расходов на образование сократилась практически вдвое с 7 до 3,5 процента.
Что касается международных позиций, то по данным мирового банка по суммарным расходам на образование мы занимаем 98 место в мире. Бюджет одного только Гарварда в долларовом исчислении сопоставим со всем федеральным бюджетом российского высшего образования. Ситуация с финансированием науки тоже выглядит драматической.
Уважаемые коллеги, по данным комитета Госдумы, подчеркиваю, не я считал, в части науки указ президента недофинансируется в 4,5 раза. Невольно возникает вопрос: как можно игнорировать указ президента, когда бюджет буквально ломится от профицита?
При международных измерениях по данным Высшей школы экономики, среди 62 стран Россия по финансированию науки занимала 35-е место. Если бы стран было больше, наше место оказалось бы ниже.
Мы понимаем, Михаил Михайлович, что это вопрос не к вам, а к финансовому блоку в правительстве, однако не можем его не озвучить.
В последнее время острейшей проблемой стала проблема дебюрократизации. Согласно сравнительным международным исследованиям российский учитель является мировым рекордсменом по количеству времени, которое тратит на бюрократические процедуры.
Аналогичные данные по преподавателям нам неизвестны, однако по личным впечатлениям бюрократизация возмущает их не меньше, чем учителей. По оценкам председателя комитета по науке Государственной Думы шестого созыва академика Черешнева после реорганизации Российской академии наук бумагооборот в научных организациях также увеличился на два порядка.
Частый пример бюрократизации и науки - это система оценки научных публикаций. В апреле в Государственной Думе проходил специальный "круглый стол". Вот мои предложения по части публикаций. Добавлю к этому, что по оценкам экспертов затраты российских вузов и научных организаций на публикации в ... уже превысили 80 миллиардов рублей. Неужели у нас нет другого способа потратить эти деньги?
Комитет Государственной Думы шестого созыва выработал рекомендации в части дебюрократизации образования. Предлагаю к ним добавить ещё одну. При лицензировании аккредитации вузов отказаться от оценки качества оформления документов и перейти к реальному качеству оценки условий и уровня знаний студентов.
Во времена Никиты Хрущева появилась популярная шутка: какое слово на "р" начинается и никогда не кончается? Ответ: реорганизация. В последнее десятилетие эта беда посетила российское высшее образование, ну и в какой-то степени науку.
В стране действует единственная в мире федеральная целевая программа, которая предполагает свертывание половины систему, уважаемые коллеги. Предполагается за пять лет сократить количество вузов на 40 процентов, а количество филиалов вузов на 80 процентов. Напомню, министерство когда-то призывало открывать филиалы. Теперь оно их закрывает.
Однако программа исполняется по формуле: пятилетку в четыре года. Вот официальные данные Рособрнадзора о динамике числа вузов и их филиалов в России.
Уважаемые коллеги, вы видите, что за четыре года число госвузов сократилось на 17 процентов, филиалов - более чем вдвое, число частных вузов - вдвое, а число филиалов частных вузов - в пять раз. Частные вузы и филиалы в основном закрывают, а госвузы преимущественно укрупняют.
Между тем нет никаких доказательств и быть не может странного тезиса "чем крупнее вуз, тем умнее студенты" ни за рубежом, ни в России.
По данным Российской Академии наук количество научных институтов перед началом реорганизации составляло 901, в настоящее время 460. Здесь процесс был мягче.
Кадры.
Очевидно, что деньги решают не всё, всё решают кадры, однако, состояние кадров во многом зависит от денег, от статуса работника.
Если верить официальной статистике, со статусом работников высшей школы и научных сотрудников у нас всё хорошо.
Уважаемые коллеги, по официальным данным средняя зарплата научных сотрудников за полгода 2019-го составляет более 94 тысяч рублей, превысила плановые показатели из указа президента. Однако я постоянно слушал от научных работников - покажите, кто столько получает?
Вячеслав Викторович, я поддерживаю Вашу идею посчитать реальную среднюю заработную плату не только доцентов и профессоров, но и научных сотрудников.
Аналогичная ситуация в вузах, уважаемые коллеги, причем если верить статистике средняя зарплата вузовских преподавателей составляет 84 тысячи рублей, однако, хочется сказать "не верю".
Сошлюсь на данные опроса Народного фронта, подчеркиваю,
опубликованные в ноябре 2017 года.
Если верить этим данным, при среднем доходе в стране, тогда за 2016 год 32 с небольшим тысячи рублей, вузовские преподаватели получали 26,5. То есть в 2,5 раза ниже того что предусмотрено указом президента.
Я верю людям, а не статистике.
В июле Госдума приняла рекомендации парламентских слушаний, где правительству и регионам рекомендовано установить базовые оклады учителей на уровне 70 процентов от средней заработной платы по региону.
Думаю, нечто подобное нужно было бы сделать и в отношении научных сотрудников и вузовских преподавателей - базовые оклады надо повышать до 60-70 процентов.
Не могу не заметить, что проект федерального закона "О научной и научно-технической деятельности" имеет рамочный характер, такой паровоз для машиниста, где государственные чиновники расписывают собственные полномочия.
Если мы хотим обеспечить прорыв в науке, законопроект необходимо наполнять конкретным содержанием. Кстати, к этому нас призывал и Председатель Государственной Думы.
И в заключение позволю себе цитату из классика российской словесности Виктора Черномырдина. Собрав своё молодое правительство, убедившись, что все они имеют учёные степени, он спросил: "За что же вы так не любите науку -Мать Вашу!!!".
Давайте же будем любить науку и высшее образование и не только 25 января и 8 февраля, и не только платонической любовью, но и при принятии бюджета.
Уважаемые коллеги, иначе не состоится новая индустриализация, а значит модернизация страны и экономический прорыв. Спасибо за внимание.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич. От фракции ЛДПР выступает Чернышов Борис Александрович Чернышов Б. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Прежде всего, хотелось бы отметить беспрецедентную открытость министра и министерства по тем вопросам, которые ставит фракция ЛДПР, мы получаем своевременные ответы, и это очень хорошо.
Теперь хочется поговорить и о проблемах в науке, в образовании, действительно, они велики.
Прежде всего, одна из главных проблем — это вопрос, связанный с информационной политикой в образовании и науке.
Итак, уже говорил об этом Владимир Вольфович Жириновский и многие коллеги, недавно было 100-летие Курчатова. Но о Курчатове мы практически ничего не слышали. По всей Москве билборды о другом 100-летии - 100-летии Микояна, производство колбасы отмечали мы так. А о великом учёном ничего.
И это большая проблема.
Сегодня на многих телеканалах, на радио, в Интернете практически не найдёшь интересной передачи о наших учёных. Только фракция ЛДПР создала зал славы советской, царской науки. И это очень важно. Сегодня, к сожалению, об этом никто, кроме фракции ЛДПР, не говорит, и это большая проблема.
В частности, недавно силами фракции ЛДПР, силами Министерства высшего образования и науки в радиопередачах на одной из крупных молодёжных радиостанций был цикл передач "Лучший вуз страны", в котором мы, кстати, и говорили о проблемах в высшем образовании и науке. Это очень важно.
Сегодня же мы сталкиваемся с теми проблемами, о которых говорили мои коллеги в ходе обмена мнениями, вопросами, и это, конечно же, вопросы, связанные с научными публикациями.
Да, действительно, то, что вы говорите, имеет место быть. Но страшнее для гуманитарной науки и то, что для того, чтобы русский ученый опубликовал свою статью по гуманитарным наукам, он обязательно должен хвалить, либо ельцинский период в России, либо западные стандарты в демократии и в политике, и всячески не оправдывать и хулить то, что происходит сегодня в России. Об этом мы говорим на встрече фракции ЛДПР с министром, когда приводили в пример работы тех научных сотрудников, которые работают в институте мировых цивилизаций, в одном из крупнейших сегодня негосударственных вузов. Говоря о негосударственных вузах, тоже большая проблема. Многие негосударственные вузы ведут большую научную работу. Но, к сожалению, те ресурсы, которые есть, ну, если сравнить РосНОУ тот же МГУ или ФизТех, они просто не соотносятся. Контрольные цифры приема очень сильно различаются. И молодых ученых, которые хотят учиться, но у них нет денег, к сожалению, не могут удержать наши негосударственные вузы. Это большая проблема сегодня и с этой проблемой мы сталкиваемся.
Инжиниринговые центры. То есть те центры, где практически молодой ученый может реализовать те научные разработки, предложить конкретный продукт, сегодня находятся в таком положении между Минпромторгом и Министерством высшего образования и науки. Конечно, инжиниринговые центры должны подчиняться исключительно Министерству высшего образования и науки. К примеру, Владимир, Владимирский государственный университет, там есть крупный инжиниринговый центр, технологиями которого сегодня пользуется, в том числе и Boeing. Это очень важный вопрос.
Вопросы, связанные с коммуникацией вуза и студентов, когда студент имеет возможность свои разработки применять в ежедневной жизни вуза. Воронежский государственный технический университет, это опорный университет. Этот вуз действительно при расширении, при строительстве использует те технологии в строительстве, которые предлагают студенты. Это действительно научный хороший формат, где студент видит, как его предложения реализуются. Это очень хорошо.
Инфраструктура науки и образования. Сегодня огромная бюрократическая машина не позволяет или очень долго приходится выписывать всякие реагенты, другие вещества для проведения опытов, экспериментов. Всё это - бумажки, бумажки, бумажки, а России нужны открытия. Новые исследования — вот, что нужно, бюрократия здесь стопорит.
И здесь очень важный пример Южно-Уральского федерального университета. Действительно, огромные деньги вкладываются, создается инфраструктура, для аспирантов создается современное качественное жилье, в котором во время обучения, во время своих исследований, проведения исследования эти молодые ученые могут жить, и это очень хорошо.
Аспирантура сегодня, к большому сожалению, становится лишь инструментом для получения ещё одной отсрочки от армии. Нужно установить стандарты, при которых молодой человек приходит и занимается исследованиями, и он должен впоследствии при получении диплома отработать, заниматься реализацией своих исследований в практическом поле, это крайне важно сегодня.
Актуальные направления в образовании мы должны развивать. В советский период мы запрещали кибернетику, генетику, отставание по всем пунктам у нас есть. Сегодня же мы, опять же, не обращаем внимания на такие замечательные и интересные и для рынка труда, и для в принципе студентов направления, как киберспорт, другие вещи. Фракция ЛДПР первая начала говорить о том, что нужно создавать факультеты киберспорта.
Практика и стажировка должна быть повсеместна и, по сути, перекликаться со всеми ступенями в образовании, и это очень важно. Это очень важно, чтобы свои исследования на практике поддержал... подтверждал обучающийся. Об этом нужно говорить, и фракция ЛДПР об этом говорит.
Кооперация вузов внутри страны, об этом мы часто забываем, программы двойных дипломов. Сегодня мы видим, как экспорт российского образования действительно показывает свою эффективность. Об этом, я думаю, скажет ещё и президент Российской академии наук.
Сегодня мы видим, как наши приграничные вузы действительно востребованы для студентов как внутри страны, так и для иностранных студентов. Тюменский государственный университет - студенты из более 74 стран. Все присутствуют там, это прекрасный формат, где идет взаимодействие науки и образования внутри нашей страны и других государств.
Уважаемый Михаил Михайлович, был при Александре II министр просвещения Путятин, вот он с молодёжью, со студентами не знался, образованием до этого не занимался, кругосветки совершал. И вместо того чтобы допускать студентов к научной деятельности к образовательному процессу, он льготы убрал. Вышли на улицы столицы студенты тогда и...
Добавьте... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. 30 секунд добавьте.
Чернышев Б. А. И французские парикмахеры, которые в салонах работали в Петербурге, вышли на улицы и кричали: revolution, revolution. Тогда это были зарницы того процесса, который случился позднее.
Я уверен и убеждён, что сегодня российской науке нужны новые, молодые специалисты. Конечно, должен быть присмотр опытных товарищей. И я уверен, что те начинания, которые у вас есть, продолжатся и будут иметь колоссальный успех.
Фракция ЛДПР желает вам удачи. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Борис Александрович. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Панина Елена Владимировна.
Панина Е. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, действительно сегодня национальный проект, который мы обсуждаем, он настолько важен, что трудно это переоценить, потому что он... все нацпроекты, которые сегодня реализовываются в стране, требуют мощной научной политики.
И, конечно, сегодня прозвучало много критических замечаний, проблем в этой сфере много, но давайте будем объективными. Разгром, которому подверглась российская наука в 90-е годы, сравним только со Средневековьем: резко свёрнутое в разы финансирование, началось массовое бегство как заслуженных, так и наиболее способных молодых учёных за рубеж. Этот процесс шёл настолько быстрыми темпами, что он привёл к катастрофическим последствиям: практически были уничтожены целые научные школы, деградация и падение рейтингов российских академических журналов, а мы сегодня с вами говорим о публикациях в иностранных журналах. Правильно делает министерство, возрождая собственные журналы.
Конечно, внесла в этот разгром ещё и постоянная реорганизация в управлении отраслью: за 10 лет четыре реорганизации сливали, разливали,
делили и так далее. Вот, наконец, год назад у науки появился свой штаб и у высшего образования министерство, которое сегодня... доклад министра мы сегодня заслушиваем.
Я хочу сказать, что, конечно, в сентябре прошлого года принят был и нацпроект "Наука". Конечно, год по временным меркам это очень немного, но мы уже сегодня видим и положительные результаты, и главное — положительные тенденции при всех тех трудностях, которые имеются.
Михаил Михайлович подробно об этом рассказывал, я не буду повторяться, но я хочу один штрих только, обратить ваше внимание на один штрих. Вот посмотрите, в 2019 году запланировано 30 морских научных экспедиций, 22 - уже они реализованы.
Слушайте, да мы в последние годы вообще забыли об этом, а ведь Россия с XVII века славилась своими экспедициями, в советское время это вообще были грандиозные события мирового масштаба, вот мы вернулись к этой деятельности. Скажите, а кто об этом знает, наша молодёжь об этом знает? Что вообще страна знает о наших научных достижениях?
Я хочу сказать, что в целом и в нацпроекте "Наука", Михаил Михайлович, вам обязательно надо усиливать информационную составляющую, потому что ничего не знают ни о том и какие новые лекарства изобретены, и какие новые открытия сделаны. Всё, что не называется своими именами, у нас почему-то считается рекламой, за которую надо платить бешеные деньги.
Мы, фракция, подготовили соответствующий проект, законопроект, поправки в закон "О рекламе", чтобы исключить вот такое неравноправное положение нашей российской науки.
Ну, конечно, мы понимаем вместе с тем, что предстоит ещё огромная работа. Мы изучили во фракции целевые показатели. Конечно, надо менять ситуацию с получением патентов на изобретение. И Российский институт интеллектуальной собственности, который сформирован был в ходе переговоров с ВТО, он сегодня представляет больше максимальной возможности иностранным компаниями и это препятствует развитию отечественной инновационной экономики.
Ну про бюрократизм здесь уже говорили, просто нельзя не вспомнить Маяковского: "Я волком бы выгрыз бюрократизм".
Сейчас Минпросвещения подготовило поправки в закон "Об образовании...", где снижается эта бюрократическая нагрузка на школы, я думаю, что Миннауки нужно будет тоже распространить эти поправки и на высшую школу, на ученых.
Сегодня вообще-то сказать нужно, что министерство довольно тесно взаимодействует с Государственной Думой в части законопроектной работы. Мы недавно приняли в первом чтении законопроект, который направлен на то, чтобы ликвидировать ситуацию, когда выпускники наших вузов не могут найти работу, потому что теория оторвана от практики, закон о практическом образовании. Но нам, конечно, ко второму чтению надо серьезно его дорабатывать, Михаил Михайлович, серьезно в части того, чтобы у предприятий, организаций, у работодателей была законодательно закрепленная возможность организации учебного процесса, а также для создания кафедр ведущих наших вузов, научных центров, на крупнейших наших предприятиях страны.
Не буду повторяться, здесь много говорилось сегодня о разработке нового закона о науке. Затянулся этот процесс, с 2016 года мы его разрабатываем. Правильно министерство сегодня вынесло этот законопроект для обсуждения на экспертные оценки, но уже все экспертные оценки сделаны, обсуждения массово прошли. Предлагаем с учетом состоявшейся дискуссии окончательное обсуждение законопроекта провести на площадке Государственной Думы и, не откладывая это в долгий ящик.
Но главное в законе должно быть написано и красной нитью проходить через весь текст - наука это базовый стратегический приоритет страны. Потому что реализация нацпроекта "Наука" она еще должна сказаться и на росте реальных доходов граждан и снижения бедности. Мы сегодня говорили о заработной плате в науке и, конечно, огромный разрыв между... и в вузах, огромный разрыв между руководящим звеном и рядовыми сотрудниками, но это не только, к сожалению, в науке и здесь тоже наше законодательное упущение, мы должны эти параметры законодательно закрепить и это мировая практика.
И важнейшая, конечно, цель - недооценка национального проекта в решении такой важнейшей задачи - повышение производительности жизни.
Ведь для решения этой задачи необходимы научные разработки в сфере охраны здоровья, новые медицинские технологии, новые лекарственные средства, и вот достижения этой цели, вообще, трудно переоценить.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет продолжать тесную работу с министерством, с Академией наук, с другими необходимыми структурами по реализации нацпроекта "Наука". Без его реализации мы действительно не решим главную проблему страны — превращение её в высокотехнологичную, экономически развитую державу. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Елена Владимировна.
От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Ольга Николаевна Епифанова.
Епифанова О. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Задачи модернизации и дифференциации экономики, которые стоят перед нашей страной, проблемы замедления экономического роста, растущая цифровизация, глобализация, требуют разумных и масштабных инвестиций в нашу структуру, инновации образования и науки, и именно этого мы ждём от национального проекта "Наука".
Уважаемые коллеги, проблемы инновационного развития сегодня стоят перед всеми странами, поэтому я позволю себе процитировать стратегию промышленного развития Великобритании, чтобы было понятно, каких усилий потребует от нас опережающее развитие.
"Главная проблема Великобритании (начало цитаты) заключается в том, что ни правительство, ни частный сектор не инвестируют достаточно средств в исследования и разработки. Это означает, что страна рискует проиграть гонки технологии и новации, которые будут формировать бизнес и рынки будущего.
Мы вкладываем в НИОКР меньше, чем большинство наших конкурентов, всего 1,7 процента ВВП, по сравнению с 2,8 процента в Соединённых Штатах и почти тремя процентами в Германии.
Чтобы Великобритания стала самой инновационной в мире, нужно увеличить масштабы государственных и частных инвестиций в НИОКР. Правительством поставлена задача (внимание, коллеги) достичь 2,5 процента ВВП инвестиций в НИОКР к 2027 году, и уже трёх процентов в долгосрочной перспективе". (Конец цитаты.)
Коллеги, англичане уверены, что сохранение текущих валовых затрат на НИОКР на уровне 1,7 процента ВВП приведёт к технологическому отставанию Великобритании. Отметим это у себя.
Теперь, что мы видим в нашей стране. В текущем году внутренние затраты на исследования и разработки составляют 1,1 процента ВВП. Разработчики национального проекта "Наука" планируют, что в течение 5 лет рост расходов на науку будет ежегодно обгонять рост ВВП на 102 процента. В результате к 2024 году в науку будет инвестироваться менее 1,3 ВВП. Это при том, что сейчас доля России в мировых расходах на науку составляет лишь 2 процента в то время, как доля США - 26, в Китае -21, Европейского союза -20, а Японии - 9 процентов.
Уважаемые коллеги, считаю, что предложенная национальным проектом "Наука" динамика расходов на отечественные исследования не позволит нам приблизиться к мировым лидерам, с которыми России предстоит конкурировать за глобальные рынки и, надо смотреть правде в глаза, не позволит России соответствовать вызовам современности.
Теперь по структуре расходов на российскую науку. О соотношении бюджетного и частного финансирования. В нашей стране две трети внутренних затрат на исследования и разработки идёт за счёт средств государственного бюджета, и только треть за счёт бизнеса. То есть на два рубля бюджетных средств приходится только один рубль частных инвестиций, и такая инновационная модель абсолютно нетипична для экономически развитых стран. В той же Великобритании каждый фунт государственных вложений в исследования и разработки привлекает около полутора фунтов частных инвестиций.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments