leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Законопроект первого чтения о праве силовиков уничтожать дроны

Законопроект первого чтения о праве силовиков уничтожать дроны – Хинштейн Количество беспилотников в России удвоилось В прошлом году продано 160 тыс 16 пролетов над стратегическими объектами Техника позволяет перенести с помощью большого количества взрывчатки – Сергей Иванов Как живут слуги народа беспилотники надо сбивать
8. 636681-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных целях)
Документ внесли 31.01.19 Депутаты ГД В.И.Пискарев, А.Е.Хинштейн, Э.А.Валеев, А.Л.Шхагошев, А.Б.Выборный, Г.А.Карлов, А.А.Гетта, В.Б.Кидяев, И.В.Сапко и др. (ЕР); новая редакция от 27.06.19.
Представил зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.
Законопроектом предлагается наделить ФСБ России, ФСО России, МВД России, СВР России и Росгвардию полномочиями по пресечению нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве в установленных законом целях, в т.ч. посредством, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, а также повреждения или уничтожения таких судов.
Первое чтение 391 1 1 15:24

Стенограмма обсуждения
Пункт 8. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Доклад Александра Евсесвича Хинштейна, пожалуйста. Хинштейн А. Е., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ". Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный группой депутатов (преимущественно членов Комитета по безопасности и противодействию коррупции) во главе с его председателем Василием Ивановичем Пискаревым, который крайне важен, актуален и более чем злободневен.
Этот законопроект дает полномочия правоохранительным и силовым органам на пресечение полетов беспилотных летательных аппаратов в целях защиты жизни и здоровья граждан. На сегодняшний день мировая практика свидетельствует о том, что возрастает число использования так называемых беспилотников для совершения террористических преступлений и преступлений иной направленности, в частности, для доставки оружия, боеприпасов, отравляющих веществ.
В этой связи необходимо установить и разработать четкие механизмы, защищающие жизнь и здоровье и безопасность наших граждан от подобных преступных посягательств. При этом статистика говорит нам о том, что количество беспилотников в России резко возрастает. В прошлом году, по официальным данным, было продано 160 тысяч беспилотников, и их количество практически удвоилось.
В то же время правоохрани тельные силовые органы фиксируют увеличившееся количество попыток пролетов беспилотников над охраняемыми объектами, над объектами инфраструктуры, в том числе и транспортной. В 2018 году, в частности, по официальным данным, было зафиксировано 16 попыток пролета беспилотников над важными государственными объектами, охраняемыми войсками национальной гвардии. Напомню, что важные государственные объекты - это объекты ядерного комплекса, атомной промышленности, закрытые города.
В этой связи вносится законопроект, который наделяет правоохранительные и силовые органы полномочиями по пресечению полётов беспилотников в конкретных ситуациях и совершенно конкретно описанных случаях. Это пролёты беспилотников в местах проведения массовых мероприятий с массовым участием граждан, для обеспечения безопасности важных государственных, критически важных объектов и объектов транспортной инфраструктуры, а также над местами проведения контртеррористических операций, мест проведения следственных мероприятий и оперативно-розыскных действий.
Следует отметить, что сегодня уже существует практика, прописанная законами, дающая право силовиками пресекать движение, скажем, транспортных средств, которые угрожают жизни и здоровью граждан. Но с точки зрения совершения преступлений и последствий, разница между транспортным средством и беспилотником, мы полагаем, что её нет, более того, беспилотник представляет гораздо большую угрозу.
Законопроект наделяет полномочиями пять ведомств, каждое в части своей компетенции. Это МВД России, Росгвардия, ФСБ России, ФСО России и Служба внешней разведки.
Законопроект Правительством Российской Федерации поддержан, со всеми субъектами данного законопроекта предварительно он проработанный, каждый в части себя касающейся также его поддержал. Замечаний Правового управления Государственной Думы нет.
Профильный комитет рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении.
Коллеги, вновь повторяю, речь идёт об обеспечении безопасности наших граждан. И слава богу, что на сегодняшний день никаких страшных ситуаций, трагедий, не дай бог, с человеческими жертвами пока не произошло. Но я подчёркиваю это слово "пока". Если мы не наделим наших правоохранителей мощным инструментарием, к сожалению, слово "пока" может перестать быть актуальным.
В части технического исполнения - законопроект наделяет полномочиями по пресечению полётов таких беспилотников в указанных мной ситуациях путём подавления сигналов, принуждения к посадке, повреждения дронов или в крайнем случае их физического уничтожения.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
Гартунг В. К. Уважаемый Александр Евсеевич, ну понятна логика законопроекта, а мы все за то, чтобы у нас безопасность особых объектов была обеспечена в полном объёме, но настораживают некоторые вещи, например, возможность трактования, скажем так, этого закона как право сбивать летальные аппараты там над частными территориями. Это первое замечание.
И второе. Уже сейчас, например, организаторы акций, массовых акций, когда подают заявки для того, чтобы показать картинку сверху, сколько? Ну вы знаете, часто очень у нас расходятся данные о том, сколько людей присутствовало и с беспилотника, сверху посчитать, чёткую можно картинку дать. Так вот получить разрешение на эту картинку со своего беспилотника организаторам акции не удаётся, теперь мы ещё вводим запрет и право ещё их избивать.
Вот как вы это прокомментируете? Меня вот эта только сторона беспокоит. Если мы убираем это опасение, то тогда вообще как бы даже ни минуты сомнения нет, что надо такой закон принимать. Спасибо.
Хинштейн А. Е. Спасибо, Валерий Карлович, за вопрос, точнее, за два.
Первое. Пролёт над частной территорией. Частные территории не относятся ни к одной из той ситуации, которая мной была упомянута, потому что на частной территории не может быть ни важного государственного объекта, ни мест проведения массовых мероприятий.
Что касается второго вашего вопроса. Есть, на мой взгляд, некое даже противоречие в том, о чём вы говорите, что сегодня у организаторов тех или иных акций уже не получается эти дроны запускать и, собственно, тогда смысл их запускать?
Ну я также отмечу, что мы не запрещаем ничего дополнительного, речь идёт об упорядочивании существующей сегодня практики, потому что мы не вводим дополнительных запретов для пролётов и везде, где правоохранители получают право пресекать полёт, эти полёты и так запрещены.
Ну и последнее, я скажу от себя. Когда речь идёт о безопасности, а тем более о безопасности большого числа людей, то любые иные доводы, они отходят на второй план, а на первый план встаёт всё-таки безопасность. Сегодня техника позволяет при помощи дрона перенести большое количество взрывчатки.
Я могу вам привести конкретный пример, когда, скажем, в прошлом году с территории сопредельного государства, в районе города Севастополя потерпел крушение дрон, который по своим техническим возможностям был способен переносить до 5 килограммов груза.
А теперь представьте ситуацию, когда дрон, переносящий 5 килограмм тротила, застывает над толпой, где собралось 2 тысячи^ 5 тысяч, 10 тысяч человек. Должна быть возможность у силовых и правоохранительных органов не допустить дальнейшей трагедии? И, если встает дилемма, что лучше зафиксировать на видео или не допустить гибели людей, полагаю, что любой нормальный человек на этот вопрос ответить однозначно. Спасибо.
Председательствующий. Тетерин Иван Михайлович. Тетерин И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Александр Евсеевич, уточните, пожалуйста, сейчас имеется или нет какой-то или определен порядок приобретения, учета, использования беспилотных летательных аппаратов? Прошу уточнить.
Хинштейн А. Е. Да, Иван Михайлович, сегодня такой порядок определен, но это не является предметом нашего законопроекта. Я вновь повторяю и подчеркиваю, что мы законопроектом не запрещаем никаким образом дополнительно каких-либо пролетов, не запрещаем использование беспилотников, мы лишь регламентируем деятельность уполномоченных на то правоохранительных органов и специальных служб, как следует действовать в случае пролета беспилотникам в зоны их ответственности.
Спасибо.
Председательствующий. Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В., фракция ЛДПР.
Спасибо.
Как-то в этом зале принимали закон, который позволяет нашим военным сбивать самолеты, которые заходят на территорию города, как раз это случилось после событий в Америке, когда в небоскребы все это попало.
Данным законопроектом вы разрешаете точно также уничтожать беспилотники, которые будут в тех территориях, которые кто-то посчитает, что они являются объектом спецопераций и так далее. И в прошлый раз, и в этот раз я задаю вопрос один и тот же: вы подумали о том, что будет с людьми, если на них упадет этот сбитый беспилотник, как вы сказали с пятью килограммами тротила?
Хинштейн А. Е. Сергей Владимирович, отвечаю на ваш вопрос.
Задача, во-первых, в том, чтобы этот беспилотник с 5 килограммами тротила просто не долетел до места массового пребывания граждан. Во-вторых, формулировка "кто-то посчитает" в данном случае неуместна, потому что любое проведение тех или иных мероприятий, упомянутых в данном законопроекте, четко регламентировано. Скажем, проведение контртеррористической операции, это не желание кого-то с утра сказать, что здесь проводилась контртеррористическая операция, это целый набор документов определенных как законом, так и подзаконными актами, которыми чётко прописываются зоны проведения КТО, порядок его проведения, ответственность тех или иных должностных лиц. То же самое касается и ответственности должностных лиц, которые будут принимать решение.
Дальше. Проводить аналогии между правом сбивать самолёты и беспилотники абсолютно неуместно, потому что в данном случае речь идёт именно о беспилотных летательных аппаратах, то есть, аппаратах, где нет человека, и это не должно повлечь за собой никаких негативных последствий для человеческих жизней.
Относительно граждан, которые теоретически, исходя из вашего вопроса, могут пострадать (мы очень рассчитываем, что таких ситуаций не произойдёт), и в каждом конкретном случае руководители будут принимать решения, исходя из ситуации. Но я сильно сомневаюсь, что кто-то в трезвом уме и в здравом рассудке будет принимать решение сбивать беспилотник, который упадёт затем на толпу.
Вновь подчёркиваю, коллеги, мы не запрещаем ничего, законопроект лишь регламентирует право и обязанность правоохранительных органов действовать в острых ситуациях, но такое право, по нашему убеждению, у них должно быть.
Председательствующий. Альшевских Андрей Геннадьевич. Альшевских А. Г. Спасибо.
В финансово-экономическом обосновании говорится, что не потребуется дополнительных средств.
Александр Евсеевич, подскажите, когда эта готовилась инициатива, вы изучали, с силовыми структурами общались же, насколько они на сегодняшний момент оснащены специальными техническими средствами вот именно для реализации данного закона: подавление, уничтожение, блокировки и так далее?
Либо всё-таки нам при подготовке проекта бюджета на 2020 год федерального всё-таки надо будет, если необходимо, предусмотреть дополнительные средства для приобретения вот этих специальных средств?
Хинштейн А. Е. Спасибо, Андрей Геннадьевич.
Из вашего вопроса я понял, что законопроект вы поддерживаете и за это вам большое спасибо.
Относительно дополнительных средств. Они не потребуются, поскольку все эти расходы будут предусмотрены в рамках текущего финансирования в правоохранительных органах и специальных служб.
Отмечу также, что законопроектом по ряду субъектов его деятельности, в частности, МВД и Росгвардии, прописывают среди перечня тех специальных и технических устройств, которые они используют, в том числе и технические устройства по пресечению полёта беспилотников. По другим ведомствам такой перечень закрыт и определяется президентом. Спасибо.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В. Спасибо. Александр Евсеевич, у дронов есть разные классы. Есть совершенно легкие, которые ничего не переносят, там 250 грамм, летают, соответственно один уровень опасности. Есть тяжёлые, за которыми, конечно, надо следить иногда даже лучше, чем за самолётами. Как вот в рамках вашего законопроекта предполагается их разграничить или не разграничить?
Второе. Чёткие критерии, когда сбивать, когда не сбивать, когда полицейские разрешат взлёт на массовом мероприятии, а когда запретят взлёт. Они тоже в законе не прописаны, тоже на усмотрение фактически правоохранительных органов. Предполагается ли создание какого-то нормативного акта, по которому можно было бы чётко определить, эти критерии? Ну, и соответственно, конечно, вызывает ещё опасение вот сама процедура, как их будут сбивать. Право дадут и, к сожалению, эксцесс исполнителя, кто будет стрелять, как стрелять, кто команды отдавать, вот тоже не совсем понятно, и ответственность нести.
Хинштейн А. Е. Спасибо за вопрос.
Я вновь обращаю ваше внимание о том, что законопроект не касается регулирования полётов дронов, не вмешивается в юрисдикцию воздушного кодекса. И в этой связи, первое, мы, конечно же, данным законопроектом не прописываем никакой дифференциации между беспилотниками различной категорийности или различного веса.
И второе, относительно разрешать, не разрешать пролёты. Закон, повторюсь, не об этом. Речь идёт о праве пресекать полёт в тех местах, где он и так уже запрещён. Запрет есть, но механизма реализации этого запрета на сегодняшний день не прописан. Мы этот пробел устраняем.
Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Александр Евсеевич, вы знаете, что большая часть дронов специальных, они как раз все относятся к службам специальным. И есть ли инструмент идентификации и контроля за этим процессом? Потому что, вы понимаете, но мы то право дадим, а сегодня зачастую просто технических возможностей нет у подразделений, которые отвечают за безопасность, контролировать этот процесс. Вот не потребует ли это значительных материальных ресурсов для перевооружения как раз вот тех самых служб, которые прописаны в законе?
Спасибо.
Хинштейн А. Е. Николай Василевич, ну, мне в отличие от вас, к сожалению, неизвестно о том, что основное число дронов стоит на вооружении правоохранительных специальных или военных организаций. Поэтому могу лишь вам поверить здесь на слово. Но полагаю, что ни о каких дополнительных финансовых средствах разговора не идет.
Кроме того, я в очередной раз повторяю, что речь идёт о механизме, который позволит реализовывать уже существующие в законе нормы. И речь идет о закрытых для пролета зонах. Поэтому если там летит беспилотник, который, как вы считаете, может принадлежать силовому ведомству, если он летит там законно, его не собьют. Николай Васильевич, я вам отвечаю. Если он летит законно, его не собьют. Ну а о незаконном пролете дрона, принадлежащего какому-либо силовому ведомству, я, честно говоря, допустить такую ситуацию не могу. Спасибо.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Александр Дмитриевич.
Александр Евсеевич, скажите, пожалуйста, какие разрешения нужны сельхозпредприятиям, для того чтобы они работали, допустим, с квадрокоптером? Не помешает ли это сельхозпредприятиям в их работе?
Мы говорим сегодня: цифровизация. А не зарегулируем ли мы этот процесс? Спасибо.
Хинштейн А. Е. Наталья Дмитриевна, честно сказать, готовя этот законопроект, мы не думали о том, что сельхозпредприятия как-то сопряжены в своей деятельности с важными государственными объектами или объектами транспортной инфраструктуры, но спасибо вам за то, что подсказали необходимость двигаться и в этом направлении.
Повторяю вновь, что законопроект никаким образом не влияет и не меняет порядок использования беспилотных летательных аппаратов, и весь механизм, существующий сегодня, остается, как он был. Речь идет лишь о полномочиях правоохранительных органов и специальных служб на пресечение этих пролетов в запрещенных зонах. Надеюсь, что сельхозпроизводители такие дроны запускать в запрещенных для пролета зонах не будут.
Председательствующий. Скруг Валерий Степанович.
Скруг В. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Александр Дмитриевич.
Александр Евсеевич, безусловно, надо упорядочить использование дронов. И, наверняка, депутаты поддержат и ваш законопроект.
Но один момент. В пояснительной записке вы не указали Министерство обороны. Как вы считаете, может быть, добавить?
Хинштейн А. Е. Спасибо за вопрос. Хочу заметить, что Министерство обороны не является правоохранительным органом. Министерство обороны является субъектом оперативно-розыскной деятельности только в части обеспечения деятельности органа внешней разведки. Поэтому в данном случае мы полагаем, что такими полномочиями было бы наделять нецелесообразно.
Тем не менее готовы обсудить этот вопрос ко второму чтению, если Министерству обороны это нужно посчитать. Но пока такой актуальности вопроса не поднималось. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите запись. Покажите список.
Валеев Эрнест Абдулович, пожалуйста.
Валеев Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, ну вопрос достаточно подробно обсудили, Александр Евсеевич подробно доложил суть законопроекта, я что хотел бы сказать, собственно беспилотники вторглись в нашу жизнь, и стали повседневно их использовать, и как любое техническое средство может использоваться в противоправных целях.
И поэтому мы даем правоохранительным органам правовые средства воспрепятствования и использования беспилотных аппаратов в противоправных целях. То есть мы даем правовые средства правоохранительным органам и спецслужбам.
Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, будет поддерживать законопроект. Мы считаем, что он будет способствовать защите граждан, государственных объектов, критичных и особо потенциально опасных, и считаем, что будет способствовать утверждению режим правопорядка в стране.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента?
А, прошу прощения, Иванов Сергей Владимирович. Иванов С. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Летал бы здесь дрон, Вы бы может быть и заметили.
Уважаемые коллеги, это, конечно, замечательно, когда нам каждую инициативу обосновывают заботой о безопасности граждан.
Но я на своей памяти помню только один вот такой эксперимент, когда средней, так скажем, паршивости дрон, который способен поднять хоть мало-мальски какой-то весь, и его использовали для доставки почтовых отправлений, поскольку они сейчас летают по данным GPS, в них координаты забивают, и они там доставляют свои посылки, он благополучно провалился, "Почта России" проводила, наверняка помните эти кадры, врезался в стену, дорогой, кстати, был очень дрон, вот.
Я уже оставляю, как говорится, без комментариев тот факт, что правоохранительные органы позволяют где-то покупать 5 килограммов тротила и потом направлять всё это на толпу.
Что касается безопасности объектов инфраструктуры, правительственных и так далее, то вы прекрасно знаете, что сейчас вся земля сфотографирована со спутников, и разрешение камер этих спутников такое, что можно хоть, извините, десять рублей, монетку зафиксировать. Это ни для кого не секрет.
А вот секретом является то, как живут отдельные наши, так скажем, слуги народа. И очень много беспилотников летают по закрытым таким вот населённым пунктам и снимают: у кого, где дача, где конюшня, где дом для прислуги, для гостей и так далее. И вот для этого такие беспилотники, конечно, нужно сбивать, потому что это же действительно безопасность о душевном здоровье народа, кому будет приятно поглядеть, что человек, который декларирует одно, на самом деле владеет другим. Я вам приведу другой пример.
Как-то в Ираке американцы летели не на беспилотнике, а на вертолёте, и посчитали, что там внизу террористы, ну и 20 человек (свадебная процессия) взяли и расстреляли. Потом WikiLeaks опубликовал данные кадры.
Вот чтобы этого не было, наши правоохранители, может быть, и говорят: а давайте-ка лучше мы их собьём. Поэтому других каких-то возражений и аргументов я, честно говоря, из данного доклада не увидел и не услышал. Потому что всё уже известно, всё видно, а вот то, что может действительно потом всплыть, и когда расстреливают невинных детишек, которые у отца из сейфа оружие, значит, стырили, а потом, значит, ведут репортаж, вот эти кадры надо уничтожить, и для этого не нужны абсолютно никакие беспилотники, которые будут сверху показывать, как всё это происходит, потом это объявят антитеррористической операцией и всё, и умоют руки. Вот я против этого.
Председательствующий. Представитель президента? Правительство? Докладчик?
Пожалуйста.
Хинштейн А. Е. Уважаемые коллеги, я заранее хочу поблагодарить всех и сказать, что ко второму чтению мы, конечно же, готовы для совместной работы, законопроект готовы дорабатывать. Но вновь обращаю ваше внимание, что речь идёт о безопасности людей и о необходимости заранее выстроить механизм, защищающий наших граждан от любых преступных посягательств, учитывая рост количества дронов.
И несколько слов по поводу прозвучавших здесь выступлений о том, что кроме случая с "Почтой России" больше вот один из коллег ничего не знает.
Я назвал в своём докладе конкретную цифру - 16 попыток незаконного пересечения беспилотниками границ охраняемых важных государственных объектов.
Я подчеркиваю, что важные государственные объекты - это не дачи руководителей думских фракций, а это ядерные объекты, это атомные энергостанции, это закрытые города.
Вот конкретные данные, конкретные примеры нам дает Росавиация. 9 мая 2017 года в городе Хабаровске был запущен беспилотник, который несанкционированно приблизился к группе самолетов, выполнявший демонстрационный полет в рамках торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы. 5 мая над центром города Красноярска зафиксирован несанкционированный полет на высоте 70 метров группой беспилотников, около 20 квадрокоптеров. 24 марта над Пермским пороховым заводом зафиксирован несанкционированный полет беспилотника на высоте 500 метров. 29 ноября 2016 года столкновение квадрокоптера, выполнявшего несанкционированный полет в охранной зоне ЛЭП с проводами высоковольтный ЛЭП.
Поэтому речь идет об исключительной актуальности данного законопроекта.
И кроме того, проводить аналогии между беспилотником, то есть техническим средством, в котором нет людей с вертолетами, в которых есть люди, ну, разница между ними такая же, как, когда у человека есть голова на плечах или когда ее просто нет.
Поэтому в этом случае, повторяю вновь, у правоохранителей право на уничтожение, как крайнюю мерю или на посадку принудительную, путем преобразования сигналов о возможности, технически это позволяет, такое право, безусловно, у них должно быть. Благодарю за поддержку. Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункт 8-й. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 24 мин. 55 сек.)
Проголосовало за 391 чел 86,9 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 1 чел. 0,2%
Голосовало 393 чел.
Не голосовало 57 чел 12,7 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments