leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Единый федеральный информационный ресурс сведений о населении в ведении ФНС – первое чтение

Единый федеральный информационный ресурс сведений о населении в ведении ФНС – первое чтение – Татьяна Нестеренко Предстоит оцифровать более пятисот млн записей с 1926 года Исключительно на отечественном оборудовании – Михаил Мишустин Не создаём новое, гармонизируем аккумулируем Утечек не видим – Наталья Боева Утечки все равно будут – Леонид Левин Никаких новых данных не собирает Никаких единых номеров не будет
7. 759897-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект первого чтения «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении РФ»
Документ внесен правительством 23.07.17.
Представила замминистра финансов Татьяна Нестеренко.
Председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
Законопроектом предлагается создать единый федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о населении РФ (далее – федеральный ресурс о населении), – такой ресурс будет создан на основе сведений о гражданах РФ, содержащихся в иных государственных и муниципальных информационных ресурсах, путем предоставления соответствующими органами и организациями (МВД России, Минобороны России, Минобрнауки России, государственные внебюджетные фонды и т.д.) сведений в электронной форме уполномоченному на это органу (Федеральная налоговая служба).
В федеральный ресурс о населении включаются базовые (Ф.И.О. (при наличии), дата и место рождения и смерти, пол, реквизиты записи акта гражданского состояния о рождении и смерти, СНИЛС, ИНН и иные) и дополнительные (семейное положение, родственные связи и иные) сведения о физическом лице.
Сведения, содержащиеся в федеральном ресурсе о населении, будут предоставляться только государственным и муниципальным органам.
Сведения об одном физическом лице, включаемые в федеральный ресурс о населении, образуют одну запись федерального ресурса о населении, которая подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного органа.
Оператор федеральной информационной системы (ФНС России) обеспечивает защиту сведений, содержащихся в федеральной информационной системе, в соответствии с требованиями законодательства РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации и законодательства РФ в области персональных данных.
Предусматриваются полномочия Правительства РФ по:
- утверждению порядка гармонизации сведений о физических лицах в государственных и муниципальных информационных ресурсах, информационных ресурсах органов управления государственными внебюджетными фондами;
- утверждению порядка формирования номера записи федерального ресурса о населении;
- установлению порядка формирования, внесения изменений и восстановления записи федерального ресурса о населении;
- утверждению особенностей обособленного формирования и ведения сведений федерального ресурса о населении, а также определение перечня информации, составляющей указанные сведения;
- установлению порядка внесения сведений о населении в единый федеральный ресурс о населении, а также гармонизации указанных сведений с иными государственными и муниципальными информационными ресурсами, информационными ресурсами органов управления государственными внебюджетными фондами;
- утверждению порядка направления сведений для формирования и ведения федерального ресурса о населении, включая перечень указанных сведений и сроки их направления;
- установлению порядка функционирования федеральной информационной системы;
- утверждению порядка предоставления сведений, содержащихся в едином федеральном ресурсе о населении.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки и порядок вступления их в силу. Со дня официального опубликования ФЗ и до 31 декабря 2025 г. устанавливается переходный период, в течение которого устанавливаются особенности создания и ведения федерального ресурса о населении, формировании и использования содержащихся в нем сведений.
Первое чтение 368 1 1 14:32

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении.
7-й вопрос. Проект федерального закона "О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации".
Докладывает официальный представитель правительства первый заместитель Министра финансов Российской Федерации Татьяна Геннадьевна Нестеренко.
Пожалуйста.
Нестеренко Т. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации первый заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представленный законопроект разработан и внесён Правительством Российской Федерации во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года номер 13 "О дополнительных мерах по укреплению платёжной дисциплины при осуществлении расчётов с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и фондом обязательного медицинского страхования...".
Данным указом правительству было поручено разработать законопроект, предусматривающий формирование и ведение единого федерального информационного ресурса, содержащем сведения о населении Российской Федерации, в том числе, на основе данных регистрации актов гражданского состояния.
В рамках реализации указа в июне 2016 года здесь, в парламенте, был принят закон "О внесении изменений в закон "Об актах гражданского состояния", которым было предусмотрено, что начиная с октября 2018 года, все записи актов гражданского состояния осуществляются в форме электронного документа в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния. При этом оператором информационной системы, построенной на принципах облачных технологий, является Федеральная налоговая служба.
Необходимо отметить, что почти за год система оправдала все возложенные законодательством функции и ожидания от этого закона. Ежедневно в режиме онлайн все сотрудники всех загсов Российской Федерации регистрируют ежедневно более 20 тысяч актов в этом едином облаке. Ежедневно мы имеем всю статистику по всем регионам страны. Мы ежедневно передаём информацию о зарегистрированных актах в Пенсионный фонд, МВД, органы социальной защиты и другие органы, которые являются потребителями данных о записях актов гражданского состояния. Ежемесячно информация по демографической ситуации уходит в Росстат.
Кроме того, этим же законом был предусмотрен перевод в электронную форму всех ранее составленных актов гражданского состояния, в законе, напоминаю, было принято решение оцифровать исторические записи об актах гражданского состояния, начиная с 1926 года. Это более 500 миллионов записей актов гражданского состояния. Завершить эту работу нам предстоит к концу 2020 года.
И сейчас в принципе мы идём в графике, оцифровка осуществляется в соответствии с утверждённой правительством "дорожной картой".
Именно создание единого реестра записей актов гражданского состояния позволило перейти к следующему этапу, к формированию на его основе единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации.
Необходимо отметить, что ещё в 2006 году, принимая закон "О персональных данных", законодатель предусмотрел возможность создания государственного регистра населения, правовой статус должен был в соответствии с этим законом регулироваться и устанавливаться законом, федеральным законом.
Так вот целью формирования и введения ресурса является создание системы учёта сведений о населении, обеспечивающей их актуальность, достоверность, а также их гармонизацию в информационных ресурсах, государственных и муниципальных информационных систем.
Законопроектом предусмотрено, что создание единого ресурса о населении, информация, в котором формируется на основе единого реестра записей актов гражданского состояния, включает в себя базовые сведения - это фамилия, имя, отчество, пол, дата, место рождения физического лица и дополнительные сведения, его семейное положение, сведения о детях и родителях.
Кроме того, в ресурс о населении будут включаться идентификаторы иных сведений о физическом лице, содержащиеся в других информационных ресурсах, например, реквизиты документов, удостоверяющих личность, СНИЛС, ИНН и другие данные о конкретном человеке.
А сами сведения в ресурс включаться не будут, потому что они не должны дублировать данные, только идентификатор соответствующих записей. При этом идентификаторы позволят органам государственной власти получать необходимые сведения из тех ресурсов, которые обеспечивают, собственно говоря, их создание, ведение, хранение, в том числе, в целях налогового учета. Таким образом, у нас произойдет конвертация данных, основанных на хронологических записях, как ведутся акты гражданского состоянии по хронологии — сегодня тот родился, этот женился, там развелся — конвертация происходит относительно конкретного человека на основе базовых сведений — фамилии, имени, отчества и так далее, и все данные об этом человеке выстраиваются, что называется в одну цепочку, когда он родился, женился, развелся и так далее, когда он и по каким условиям менял свое гражданское состояние.
Кроме того, в этот реестр будут включаться сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно или временно проживающих или осуществляющих трудовую деятельность в России, эти сведения в ресурс будет направлять МВД России, это тоже крайне необходимо, в том числе, в целях оказания медицинской помощи, учета трудовых ресурсов и так далее.
В ресурсе будет обеспечена защита всех сведений в соответствии с требованием законодательства о защите переданных. Для создания инфраструктуры ресурса, в первую очередь, будет рассматриваться и использоваться инфраструктура ведения реестра ЗАГСа и соответственно уже сейчас он ведется исключительно на отечественном оборудовании и отечественном программном обеспечении.
Ресурс также, что очень важно, будет являться основой для систематизации и гармонизации данных о физических лицах, содержащихся в других информационных ресурсах, что, в конечном счете, создаст одинаковую идентификацию относительно конкретного лица. То есть, как сейчас происходит? В орган приходишь, даешь паспорт, тебе записывают, вот я в некоторых ресурсах Геннадиевна, в других я Геннадьевна, то есть, вот разберись потом кто, где и как, и в адресе точка стоит или нет... Одну секундочку, сейчас. Это чрезвычайно важно.
Председательствующий. Добавьте время.
Нестеренко Т. Г. В принципе, создание ресурса позволит обеспечить достоверность, актуальность информации, сократить сроки оказания услуг, повысить их качество оказания государственных услуг.
Спасибо. Просим поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Татьяна Геннадьевна. Присаживайтесь.
Уважаемые коллеги, информирую вас о том, что по решению Совета Государственной Думы мы пригласили на рассмотрение этого законопроекта руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Владимировича Мишустина. Он здесь присутствует в ложе правительства.
Для содоклада слово предоставляется председателю Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леониду Леонидовичу Левину, пожалуйста.
Левин Л. Л., председатель Комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Татьяна Геннадьевна достаточно подробно рассказала о сути законопроекта. Действительно предусмотрено создание единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации. Формирование и введение ресурса поручено Федеральной налоговой службе. Информационная система сведений о населении позволит получить быстрый и защищенный доступ к любой информации, которую государство собрало о конкретном человеке.
Цель законопроекта - максимально снизить объём бумажного документооборота между ведомствами и полностью внедрить принцип "одного окна" во всех взаимодействиях граждан и юридических лиц с государством.
Например, для получения какого-либо разрешения или лицензии не нужно будет представлять выписки, справки или их заверенные копии из различных ведомств. Всё уже будет доступно через систему информационного ресурса о населении Российской Федерации.
В результате реализации законопроекта юридически значимые электронные госреестры должны начать действовать, как суперсервисы. Система в автоматическом режиме будет обеспечивать конкретному человеку, необходимые именно ему госуслуги, в электронном виде, и посещать ведомство, чтобы получить бумажное свидетельство, больше не потребуется.
Одно из преимуществ системы — это то, что она не только хранит в структурированном виде данные о гражданах, но и анализирует содержимое различных ведомственных баз данных на предмет поиска и устранения ошибок, которые неизбежно в них присутствуют. Сейчас такие ошибки исправляются по факту обращения граждан, а система единого информационного ресурса постепенно будет делать это в частично автоматическом режиме.
Поддерживая в целом концепцию проекта федерального закона, мы обращаем внимание на ряд весьма важных вопросов. В частности, в законопроекте не прописана возможность участия физических лиц, в корректировке неточных, либо недостоверных сведений о себе в федеральном ресурсе о населении, а также отсутствует положение, регулирующее механизм запроса физическими лицами информации о себе, содержащейся в указанном ресурсе.
Полагаем, что данный вопрос нуждается в дополнительном обсуждении и выработке консолидированной позиции. Одновременно полагаем возможное рассмотрение вопроса об установлении срока периодичности проведения мероприятий по актуализации информации содержащейся информационного ресурса населения. И учитывая, что в совокупности федеральный ресурс населения является критически важным для национальной безопасности объекта, полагаем возможным рассмотреть вопрос о необходимости включения в законопроект требования к повышенной защите федерального ресурса на население от взлома, утечки, необходимости предотвращения любых форм незаконности и вмешательства в федеральный ресурс.
В связи с этим полагаем целесообразным включение в проект закона специальной статьи, регулирующей вопрос обеспечения безопасности и защиты информации, содержащейся в федеральном ресурсе о населении.
Кроме этого следует отметить, что отдельные положения рассматриваемого законопроект нуждаются в согласовании сторонами действующего законодательства, а также юридико-технической и лингвостилистической корректировке, которые могут быть устранены при доработке ко второму чтению.
Комитеты соисполнители по государственному строительству и законодательству, по труду и социальной политике, охране здоровья, бюджету и налогам, безопасности и противодействию коррупции поддерживают концепцию законопроекта.
На основании изложенного комитет по информационной политике и информационным технологиям предлагает поддержать, коллеги, этот законопроект в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Леонид Леонидович. Задержитесь, Леонид Леонидович. Вопросы, наверное, будут.
Коллеги, вопросы будут, да? Да, очевидно. Давайте проведём запись на вопросы.
Покажите список. Достаточное число. Гильмутдинов Ильдар Ирекович, пожалуйста.
Гильмутдинов И. И., председатель Комитета ГД по делам национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо большое, Иван Иванович.
Татьяна Геннадьевна, мы обсуждали, когда было поручение президента, в том числе разработать законопроект, связанный с учётом малочисленных коренных народов. Кстати, такой законопроект поступил, мы его сейчас отправляем на рассылку. Возможны ли вот какие-то моменты интеграции с тем законопроектом, который вы докладывали, и с тем законопроектом, и с тем перечнем, который мы будем делать по малочисленным коренным народам? С тем, чтобы у нас не было каких-то, ну, там общие подходы какие-то.
Нестеренко Т. Г. Первое. Если статус коренного и малочисленного народа будет подтверждаться соответствующим документом, ну, например, то есть в паспорте обычно стоит "русский", но как бы все равно есть принадлежность, идентификация, к коренному и малочисленному народу. Значит, соответственно, документ будет, наверное, то номер этого документа может находиться в ресурсе. Ну а в принципе у нас есть перечень национальностей, народов, которые могут быть отнесены... А в ЗАГСах существуют не только фамилии, имена, отчества, но и, соответственно, принадлежность к национальности по желанию гражданина. То есть здесь нужно будет посмотреть, как... То есть это возможно. Или же непосредственно на основе актов, потому что человек может указать свою национальность. Или на основе того документа, который будет ее устанавливать. Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, я просто напоминаю, что у нас на процедуру вопрос-ответ отводится максимум 35 минут. Заранее предупреждаю, что если кто-то не уложится в это время, то может остаться без возможности задать вопрос.
Торощин Игорь Андреевич, пожалуйста.
Торощин И. А., фракция ЛДПР.
Спасибо.
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, скажите, пожалуйста, планируется ли в дальнейшем распространение данного законопроекта на работу других государственных органов, например, ГИБДД, Росреестр и тому подобное для объединения информации о гражданах в одном месте с актуальными данными? Спасибо.
Нестеренко Т. Г. Да. Как раз этот законопроект преследует эту цель, чтобы те данные, которые введут непосредственно органы, ГИБДД и другие органы, были точно связаны с первичными данными, так называемым базовым ресурсом о населении.
Председательствующий. Спасибо.
Ющенко Александр Андреевич.
Ющенко А. А., фракция КПРФ.
Татьяна Геннадьевна, скажите, управляющим органом и оператором данного реестра согласно проекту является исполнительная власть. И согласно 44 закону госуслуги могут предоставляться любым коммерческим структурам на коммерческой основе. В связи с этим, есть ли риски утечки персональных данных из реестра и использования их третьими лицами? Потому что персональные данные являются очень ликвидным товаром, и они очень часто утекают, но никто за это не несет ответственности.
И второе. Есть категория граждан...
Да, да, спасибо.
Председательствующий. Михаил Владимирович, пожалуйста. Мишустин М. В. Спасибо.
'И второе", - вы сказали.
Председательствующий. Депутату Ющенко включите микрофон.
Ющенко А. А. И второе. Есть еще категория граждан, которая по тем или иным причинам не готовы получать цифровой ID вместо своих фамилии, имени, отчества.
Как будут учтены их интересы?
Мишустин М. В. В первую очередь по поводу рисков утечки всех вопросов. Дело в том, что в соответствии с Налоговым кодексом, налоговая служба уже получает много лет, в соответствии с 85 статьей Налогового кодекса, совокупность данных от 15 ведомств, которые так или иначе характеризуют, собственно говоря, информационно характеризуют любого человека (физического лица). Это данные от ГИБДД, от Росреестра и так далее. Этих утечек в течение 19 лет зафиксировано не было. Потому что эта информация надежно закрыта. У нас два центра обработки данных, которые сертифицированы по всем международным стандартам, есть институт такой ... и стандарт Tier 3. И более того, мы естественно прошли соответствующую сертификацию, как Федеральной службы безопасности, так и ФСТЭКа. Это первое.
Второе. Это то, что касается второй части вашего вопроса, про номер. Наверное, имеется в виду в ситуации с религиозными убеждениями и так далее, которые не получают. Мы специально разработали для этого анкету социальную, для того чтобы человек не получал номер, и в этом смысле реестр единый населения не предусматривает специальное какое-то еще получение номеров. Как сказала Татьяна Геннадьевна, речь идет о гармонизации идентификаторов и базовых сведений в одном ресурсе, для того чтобы это было удобно человеку. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Владимирович. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. Шеремет М. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, хотел бы уточнить. Переход на качественный уровень расчета начисления налогов на доходы физических лиц, что это означает? Хотелось бы более убедительное обоснование внедрения такой системы, так как все данные, которые вы говорите, собирать и так нет необходимости, они находятся в ведомствах и по предметам ведения.
И, конечно, самое важное. Людей вы будете спрашивать, хотят они или не хотят, чтобы их данные собирали и аккумулировали? С учетом последних тенденций, что мы видим, что все-таки сохранить (показывает практика) информацию не можем в полном объеме, она утекает у нас, к сожалению.
Нестеренко Т. Г. Ну, в части защиты информации, Михаил Владимирович сейчас дал пояснение.
Что касается записей о гражданах, реестр записей актов гражданского состояния и реестр о населении ни одной новой записи не формирует, он гармонизирует и делает связи между теми записями, которые есть, и теми записями, которые уже сформированы, соответственно, в электронном ЗАГСе, записи актов гражданского состояния. И фактически это, ну как бы создает прежде всего и для самого гражданина, и прежде, для того чтобы оказывать государственные услуги, правильный, значит, посыл, значит, точность формирования того человека, который, собственно говоря, или платит налоги, или которому оказывают услуги, и это чрезвычайно важно.
Что касается налоговой, и вообще связи с налоговой, действительно, указом президента именно по как бы, в связи с улучшением налогового администрирования была поставлена задача создания реестра записей актов гражданского состояния и ресурса, это чрезвычайно важно, в том числе в рамках страховых взносов, уплаты налогов, значит, поскольку каждый человек является у нас налогоплательщиком или плательщиком взносов.
Председательствующий. Спасибо.
Брыкин Николай Гаврилович.
Брыкин Н. Г., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович.
У меня вопрос Татьяне Геннадьевне. Татьяна Геннадьевна, я вот хочу просто получить пояснение, вот часть 17-ая статьи 8-й данного законопроекта, да, мне вот непонятно, здесь написано, какие ранее неучтенные данные могут вноситься, значит, о населении в федеральный ресурс для обеспечения безопасности, под этим термином очень широкое толкование может быть.
Ответите, что, более подробно?
Мишустин М. В. Речь идет в случае утери записи, да, о дополнительных сведениях, но в основном вот базовые идентификаторы, то есть фактически их 16 основных, и дополнительные сведения, они однозначно идентифицируют физическое лицо. Всё остальное в случае утери...
Я просто сейчас прочту эту статью еще раз, если можно.
Да, всё правильно, значит в случае утери данных.
Значит, мы не видим здесь никаких проблем, то есть фактически эти данные будут восстановлены, и обратно в реестре, я думаю, что... Ровно по тому составу, который был.
Председательствующий. Спасибо.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Благодарю.
У меня также вопрос к представителю правительства.
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, позволю себе продолжить тему обеспечения безопасности данных.
Вы предлагаете создать единый федеральный информационный ресурс, который бы содержал более развёрнутые данные о каждом жителе нашей страны.
Уточните, пожалуйста, проведён ли вами анализ, насколько надёжно обеспечивается безопасность государственных и муниципальных действующих информационных ресурсов? И как вы считаете, достаточно ли действующих правил на этот счёт, чтобы гарантированно обеспечить защиту персональных данных уже в рамках предлагаемого вами единого федерального информационного ресурса с учётом позиции комитета на этот счёт о необходимости усиления данного вопроса?
Нестеренко Т. Г. Защита персональных данных, не вызывает сомнения, является важнейшей государственной задачей, это действительно так.
Я ещё раз подчёркиваю, что в ресурсе о населении новых данных о населении не появляется. У нас уже защищается серьёзно, и у нас есть любые сертификаты и проверки органов, защищается реестр записи актов гражданского состояния, где вся эта информация уже содержится.
Что есть в ресурсе? К этим записям актов не информация, например, о нём, как о налогоплательщике, а только номер ИНН. А, собственно говоря, если нужно понять, что это за налогоплательщик, нужно через номер ИНН зайти тем, кому положено это в систему налоговой службы и там посмотреть его уже там, где формируются, содержатся и изменяются записи.
Поэтому законопроект серьезнейшим образом прошёл проверку и получил положительные заключения ото всех: Совета Безопасности, ФСТЭК, то есть все органы, которые отвечают за вопросы безопасности. И, конечно, ещё раз подчёркиваю, это одна из главных задач государства - защищать персональные данные о человеке.
Председательствующий. Спасибо.
Кузьмин Андрей Альбертович.
Кузьмин А. А., фракция ЛДПР.
Добрый день!
Татьяна Геннадьевна, здесь уже поднимался вопрос об обратной связи -получение гражданином сведений о себе из этого информационного ресурса. Я думаю, без участия гражданина корректировать его сведения будет просто невозможно.
Это первый момент.
И второй момент. Сегодня мы имеем очень много данных о наличии двойников с одинаковыми персональными данными, проживающих в разных регионах, и к ним есть судебные претензии. Будут ли исключены эти двойники из практики? Спасибо.
Нестеренко Т. Г. Первое. Начну со второго. Действительно, ресурс направлен в том числе, чтобы привести в соответствие и сгармонизировать все ресурсы, которые содержат данные о населении, поскольку там не просто фамилия, а система данных, в том числе ИНН и СНИЛС, то есть как бы длинный такой код получается о человеке, его трудно представить, что можно повторить. Да, фамилия, имя, отчество может совпасть, да, может совпасть даже место рождения, но совокупность идентификаторов об этом человеке вряд ли когда-то повторится, и поэтому, конечно, это прежде всего направлено на эту, значит... на эту задачу, о которой вы сказали.
Что касается права человека, человек физически не сможет зайти в эту систему, это запрещено. Туда заходят только органы власти, которые обозначены исключительно в законе. Они должны быть уполномочены на эти действия. Человек общается, в том числе, и получает сведения только на своем личном кабинете на Едином портале госуслуг. Там есть, туда будут загружаться эти данные, обновляться, осовремениваться, человек их будет видеть, но не в реестре. Реестр - настолько защищенная система, что нельзя допустить, чтобы туда заходило такое количество пользователей.
Председательствующий. Спасибо. Альшевских Андрей Геннадьевич. Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Татьяна Геннадьевна, насколько я понимаю, оно будет формироваться на базе федерального ресурса Единый госреестр ЗАГС, который, вы сказали, был открыт осенью 2018 года. Минувшим летом произошел технический сбой, и жители Российской Федерации несколько дней не могли получить информацию - документы, свидетельства и так далее.
Подскажите, пожалуйста, если вы знаете, в чем была причина, и где гарантия, что подобные сбои и подобная участь не постигнет данный сайт?
Председательствующий. Пожалуйста, Михаил Владимирович. Мишустин М. В. Будьте любезны, да.
Первое. Во многом эта информация была раздута средствами массовой информации и не соответствовала действительности. Что случилось? Дело в том, что единая система ЕГР ЗАГС о записи актов гражданского состояния может много часов или много дней работать в режиме офлайн, что и было в принципе сделано всеми соответствующими субъектами Федерации, органами ЗАГС, которые были этому обучены, но это было связано с постановкой новой версии. Всем были разосланы соответствующие информационные ресурсы, и новая версия должна была, собственно говоря, в промышленную эксплуатацию сдаваться в течение трех дней. Где-то около 10 органов ЗАГС не было этому соответствующим образом обучено и не перешли в офлайновую версию. Вся эта ситуация была купирована в течение суток, и никто этого не заметил, потому что соответствующие свидетельства о регистрации актов гражданского состояния, в том числе и свидетельства о замужестве или о женитьбе могли выдаваться абсолютно не в онлайновом режиме. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Езерский Николай Николаевич.
Езерский Н. Н., фракция КПРФ.
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, уточните, пожалуйста, финансирование законопроекта будет осуществляться за федеральные деньги или потребуются затраты субъектов Федерации и органов местного самоуправления? Спасибо.
Нестеренко Т. Г. Федеральный закон устанавливает федеральные полномочия, это исключительно федеральные полномочия. К законопроекту приложено финансово-экономическое обоснование, где по пунктам разложены, в том числе, объёмы расходных обязательств Российской Федерации на создание этой системы, они не такие большие - 3,7 миллиарда рублей на протяжении трёх лет. Но и ещё раз говорю, в основном это связано с тем, что 80 процентов ресурсов и информации уже создано в системе ЗАГС. Поэтому это для обновления, для уже, собственно говоря, связи этого ресурса с другими ресурсами государственными.
Председательствующий. Спасибо.
Свинцов Андрей Николаевич.
Свинцов А. Н., фракция ЛДПР.
Уважаемый Михаил Владимирович, вот мы знаем, что часто бывают такие сообщения в прессе, когда у полковника Захарченко, ну, это такой собирательный образ, на его родственников записаны десятки квартир и разного другого имущества, и его доходы официальные и доходы всех членов его семьи, ну, никак не соответствуют тому имуществу, тем деньгам, вкладам, которые на этих родственников записаны.
Позволит ли вам, учитывая что вы являетесь оператором этой системы, проводить вот такую сквозную аналитику доходов и расходов не только госчиновников, но и членов их семей, а может быть в дальнейшем и каких-то аффилированных лиц, имея в виду то, что в ваших базах содержится информация, например, об акционерных обществах, где есть учредители и вот анализировать ещё и вот такие сложные алгоритмы.
Спасибо.
Мишустин М. В. Уважаемый Андрей Николаевич, на сегодняшний день вся совокупность данных, которые получает налоговая служба в основном в соответствии с положениями Налогового кодекса, позволяет в принципе взаимно однозначное соответствие делать между участием человека (физического лица) в акционерных или в других обществах, в бизнесе, получение им доходов в течение более чем 10 лет и, собственно говоря, его близких родственников.
На самом деле, наверное, вы говорите ближе о том, что если говорить о введении контроля за расходами граждан, можно ли это сделать? В принципе с доработкой информационной системы, в том числе с использованием единого ресурса о населении это можно будет делать более качественно.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В., фракция КПРФ.
Спасибо. У меня тогда в продолжение этого вопроса. Будет ли эта база использоваться правоохранительными органами? Это раз.
И второе. Что у нас будет с теми 20 миллионами, которые сегодня нигде не работают, но, как мы понимаем, доходы получают? То есть, естественно, они вскроются. И что вы дальше намерены делать?
Мишустин М. В. Я бы ещё раз хотел подчеркнуть то, что сказала Татьяна Геннадьевна в своём докладе — это не новая информация о человеке, а гармонизация имеющихся идентификаторов и соответствующих сведений.
И, конечно же, федеральные органы исполнительной власти, которыми являются правоохранительные органы, будут иметь к ней соответствующий доступ, но странно было бы МВД, ведущее соответствующий реестр, чтобы не имело к этому доступ. Но здесь ничего страшного нет.
Точно так же, как сегодня мы имеем информацию из Единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей из соответствующих ресурсов.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Ламейкин Дмитрий Викторович.
Ламейкин Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович
У меня к докладчикам вопрос. На самом деле, из практики мы сталкиваемся, что системы иногда дают сбои и очень сложно вносить корректировки, а тем более когда человек не обладает достаточной информацией, а что же в этой базе находится? Соответственно, вопрос. Сможет ли физическое лицо запрашивать и получать вот ту информацию, которая о нём внесена в эту базу?
И, может быть, есть смысл в статью 6 законопроекта это право внести? Спасибо.
Мишустин М. В. Первое. Сможет, как уже сказала Татьяна Геннадьевна, сможет делать через Единый портал государственных услуг и, что очень важно, используя Единую систему идентификации и аутентификации, которая позволяет делать взаимнооднозначное соответствие для человека, что именно он получает эти услуги. Мне кажется, это более сохранно, в принципе, наверное, можно по-разному, так сказать, было сделать конструкцию этого законопроекта, но это более надежный способ, он будет соответствующим образом защищаться и законом "О персональных данных", и целым рядом законов, которые ограничивают возможности, в том числе, и утечки информации.
Председательствующий. Спасибо.
Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович.
У меня к Михаилу Владимировичу вопрос опять же.
Утечка все равно будет, мы от этого никуда не уйдем и сегодня она есть. Ну скажите, пожалуйста, какая ответственность за утечку этой информации, кто несет эту ответственность? Спасибо.
Мишустин М. В. Да, Наталья Дмитриевна, я с вами позволю не согласиться, почему утечка все равно будет? На сегодняшний день, я вот 6 лет работал заместителем министра по налогам и сборам, отвечал, собственно говоря, за создание информационной системы с 1999 по 2004 год в Налоговой службе. У нас зафиксировано было 3 случая таких, ну серьезной утечки данных, за которые соответствующие получили сроки, в том числе, уголовное преступление, у нас, по-моему, я не процитирую вам точный срок, но в свое время Андрей Михайлович Макаров и Государственная Дума принимали решение об ужесточении срока по утечке налоговой тайны то, что составляет 102-ю статью Налогового кодекса.
Здесь в этом смысле мы очень хорошо научены тем негативным опытом, можно сказать, утечек и в течение 7 лет мы его не фиксируем. Я вот могу уверенно сказать достаточно, что те меры, которые приняты, а в частности Единая система актов гражданского состояния сертифицирована, как я уже сказал, и ФСТЭК, и Федеральной службой безопасности и построена, наверное, впервые практически на всех импортозамещающих технологиях. В частности там используется не вот всем известная система "Oracle", а соответствующий ресурс Postgre, который не позволяет вскрыть его или туда какие-то сделать закладки.
Я надеюсь на то, что мы продолжим также защищать данные наших соотечественников соответствующим образом в соответствии с нормами и этого закона.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Осадчий Николай Иванович. Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Спасибо. У меня вопрос и к докладчице, и к содокладчику.
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, Леонид Леонидович, ещё раз но теме безопасности информации.
Законопроект предполагает собирать, концентрировать сведения обо всех гражданах из разных, независимых сегодня, баз данных в одном ресурсе, условно говоря, в одних руках. Не повысится ли тем самым степень уязвимости собранной информации? Каковы гарантии, например, от зарубежного вмешательства в эту единую базу данных, в этот единый ресурс? Разве Россия сегодня уже достигла полной независимости в программном продукте, в информационных технологиях? Спасибо.
Нестеренко Т. Г. Первое. Мы уже об этом много говорили. Да, в части создания этого ресурса и использования программных средств, технических средств Россия полностью независима, и эти ресурсы построены исключительно на отечественных решениях (это первое) в части зависимости или независимости. Хорошо, что мы это уже умеем делать.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6764677.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments