leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Единый федеральный информационный ресурс сведений о населении в ведении ФНС – 1-е чтение – окончание

Единый федеральный информационный ресурс сведений о населении в ведении ФНС – первое чтение
7. 759897-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект первого чтения «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении РФ»

окончание стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/6764427.html

Второе. Ресурс не собирает все данные, ресурс конвертирует данные, которые уже есть в актах записи гражданского состояния относительно первичных данных: человек, и место рождения, и дата рождения, и все записи относительно этого человека, которые существуют в ЗАГСе, они существуют.
Дальше, для того, чтобы обеспечить надёжность хранения и простоту управления информации, к этим записям базовым добавляются только идентификаторы: ID, номер, который относит необходимость в случае поиска данных к другим информационным ресурсам. Невозможно получить в реестре запись об этом человеке в рамках социальной защиты. Нужно через СНИЛС войти в систему социальной защиты, и только тем органом, которые это могут делать, сам человек не может.
Таким образом, все данные хранятся в ресурсах, а номера, связи этих данных связываются только с базовым ресурсом о населении, которые есть в ЗАГСе и уже существуют. Вот этот главный принцип, который и технологически, и методологически, и, как я уже сказала, в части импортозамещения, технически гарантирует безопасность наших данных.
Председательствующий. Спасибо.
Центральную трибуну включите. Пожалуйста, Леонид Леонидович. Левин Л. Л. Мне кажется, Татьяна Геннадьевна достаточно подробно ответила на ваш вопрос, Николай Иванович.
Я единственное, что хочу сказать со своей стороны, что у нас достаточно большой профессиональный экспертный совет, куда входят в том числе и айтишники, и люди, которые занимаются информационной безопасностью и так далее. И мы как раз строили своё заключение, в котором тоже выразили свою обеспокоенность в том числе на тех высказываниях, которые были. Но это вопрос, который нам надо будет дополнительно обсудить с Минфином, с Федеральной налоговой службой ещё раз, чтобы они нам представили дополнительные доказательства того, что достаточно ли тех на сегодняшний день решений в том числе в области информационных технологий, которые позволяют быть уверенными, что информационный реестр населения, информационный ресурс будет дополнительно защищен или же всё-таки нужны те поправки, о которых мы говорили в своём заключении.
Председательствующий. Спасибо.
Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Спасибо.
У меня к Михаилу Владимировичу вопрос. Видимо, ну, как человек самый информированный в области сбора данных о гражданах, у меня вопрос следующий. Какой правовой статус будет у этой системы? Дело в том, что в эту систему будут стекаться все данные. И вдруг возникает, например, противоречие между данными в этой системе и там в первичных данных. Либо в данных, которые находятся в документах на руках у гражданина. Вот каким образом гражданин может на это повлиять?
Дальше. Тут написано, что порядок, скажем так, будет установлен Правительством Российской Федерации. Вот хотелось как бы более подробно посмотреть, какие цели преследует правительство. Понятно, что сбор всех данных в одном месте это удобно, да. Но это и много возможностей, как по злоупотреблению, так и во благо можно, да. Вот хотелось бы увидеть какой-то проект может быть, как правительство планирует использовать эти данные? Это второй вопрос.
Спасибо.
Мишустин М. В. Да, уважаемый Валерий Карлович, ну, в первую очередь я хочу сказать, что, значит, человек может как-то на это повлиять? В этом смысле, не формируя новой сущности данных, ну, конечно же, очень важно, чтобы не было ошибок в идентификации человека. Потому что когда вы каким-то образом утеряли, например, документ о СНИЛС или ОМС, вы как его восстанавливаете? Вы обращаетесь в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. В этом смысле единый государственный ресурс населения позволит вам сделать это очень быстро и качественно через портал госуслуг. То есть это облегчит большое количество тех проблем, которые есть у людей, идентифицируя в одном месте. Но это не физический какой-то новый сбор новых данных.
Как я уже говорил, налоговая служба в этом смысле в соответствии с 85-й статьей Налогового кодекса все данные, которые поименованы практически, почти все данные, там по военному билету, по-моему, нет, значит, в базовом составе ресурсов идентификаторов уже имеет. Мы собираем эти данные, для того чтобы соответствующие уведомления делать по имущественным налогам, по налогу на землю, по транспортному налогу и так далее. Это первое.
И второе. По поводу, значит, вторая часть, то, что связано, каким образом, да, мы собираем данные и гармонизируем. Очень важно, как мы делали единый соответствующий государственный ресурс, ЗАГС. Очень важно, что фактически во все органы ЗАГС была поставлена соответствующая система с криптозащитой, сертифицированная, которая не позволяет внести соответствующую запись без получения ответной информации из налоговой службы. Это означает, что фактически без подтверждения того, что запись внесена, изменения данных в любом из органов ЗАГС невозможны. Органов ЗАГС было до этой реформы 6 тысяч 500. Сейчас их около 4 тысяч 200. Это большое количество, где в принципе большие были ошибки, которые никто не мог контролировать, поскольку полномочия ЗАГС передавались как на региональный, так и на муниципальный уровень. Очень сложно было контролировать такое количество.
Сейчас невозможно там изменить информацию, о чем Татьяна Геннадьевна говорила. Сейчас все это практически сразу же в "облаке" информационным ресурсом раздается федеральным органам исполнительной власти, соответствующим государственным органам и муниципалитетам. И крайний, завершая, это статус Государственной информационной системы. И мы, наверное, специально пошли, мы думали долго о том, чтобы опубличить этот закон, чтобы все понимали, каким образом совокупность идентификаторов, я сам интересовался, как данные обо мне будут использоваться. Мы понимаем, что ничего нового не происходит, это просто будет более гармонизировано. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Иванов Николай Николаевич.
Иванов Н. Н., фракция КПРФ.
Спасибо, Иван Иванович. Татьяна Геннадьевна, можете ли вы сказать, сколько человек, кто и по какой процедуре будет получать доступ к этой информации?
И ещё один вопрос. Будут ли в этом ресурсе размещаться сведения о доходах членов правительства, министров, военноначальников, руководителей корпораций, или это инструмент опять дальнейшего расслоения нашего общества? Спасибо.
Нестеренко Т. Г. В соответствии с законом, взаимодействие с реестром населения имеют не физические лица и не должностные лица, а информационные системы. Соответственно информационные системы органов. И кто ведет, кто допущен к этим информационным системам органов, тот через взаимодействие может получать эти данные. А физические лица через ЕГГГУ свои только данные, потому что они не в систему входят, это система будет им туда в кабинеты грузить эти данные. Они могут пользоваться только своей частью.
Председательствующий. Спасибо. Толстой Петр Олегович.
Толстой П. О., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемая Татьяна Геннадьевна, в развитие этого вопроса хочу спросить вас. Может ли гражданин вносить изменения в том случае, если система предоставляет о нем ошибочные сведения или это удел только информационных этих отделов соответствующих служб?
И вторая часть вопроса, она связана вот с чем. У нас существует закон по использованию персональных данных, и в нем прямо говорится о недопустимости объединения баз данных с несовместимыми между собой целями. В том законопроекте, который вы сегодня предлагаете, речь идет о том, что он становится модельным и, таким образом, все остальные будут под него уже переписаны. Так ли это? Правильно ли? И насколько такая перспектива вам видится безопасной для персональных данных граждан Российской Федерации? Спасибо.
Нестеренко Т. Г. Петр Олегович, мы попытались ответить. Конечно, гражданин не может войти в систему и внести в нее запись. Это было бы как раз свидетельство того, что система не защищена. Если гражданин через свой портал в своем кабинете увидел запись, которая не соответствует или, по его мнению, ошибочна, он должен обратиться к тот орган, кто сформировал эту запись, в МВД, если это там какое-то водительское удостоверение или в ЗАГС, если неправильно указано и, собственно говоря, сформировать там через должностных лиц соответствующие изменения. Это первое.
Что касается в законе персональных данных, это действительно является всегда важнейшим вопросом, я говорила, что в том числе важнейшим вопросом информационной политики государства, защиты персональных данных.
Поэтому закон, вернее реестр, не аккумулирует все данные. Он соотносит, он создает цепочки, по которым в отношении этого человека, он говорит, вот данные о его, например, социальном положении можно найти вот в этой системе. Мы не объединяем, мы тропинку туда прокладываем. Вот и всё.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, благодаря лаконичным, но полным ответам, все желающие свои вопросы задать смогли. Спасибо.
Будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления.
Спасибо, Леонид Леонидович.
Покажите список.
Чиндяскин Сергей Викторович от фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Чиндяскин С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит концепцию законопроекта.
Полагаем, что принятие проекта федерального закона повысит эффективность механизмов государственного управления как при осуществлении государственных функций, так и при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в связи с возможность оперативной актуализации данных о гражданах Российской Федерации, упростит систему государственной статистической отчетности.
Вместе с тем, как уже подчеркивалось, отдельные положения законопроекта нуждаются в согласовании с нормами действующего законодательства, а также в юридико-технической правке.
Однако эти замечания могут быть исправлены при подготовке ко второму чтению.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Викторович.
Коллеги, когда выступают представители фракций, докладчики должны слушать. Вы меня даже сейчас не слышите.
Коллеги, я прошу к ложе правительства никого из депутатов не подходить. Докладчики должны слушать выступающих. Спасибо.
Выступает Гартунг Валерий Карлович. От фракции выступление, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Гартунг В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, наша фракция также поддерживает этот законопроект.
Дело в том, что этот законопроект дает большие возможности для, скажем так, использования информации о гражданах, но и в то же время даёт... создаёт большие риски, потому что такой объём информации аккумулируется в одном месте. И, честно говоря, учитывая, что сегодня технологии современные настолько далеко вперёд ушли, что надо в этой области нам ещё поработать.
Я не сомневаюсь, что в Госналогслужбе самые лучшие специалисты по защите информации собрались, у меня в этом сомнений нет, но здесь гораздо больше информации будет собираться, чем только экономическая информация о гражданах, это большие риски.
Это первое замечание.
Второе замечание.
Я высказываю вопросы, которые, может быть, ко второму чтению вы на них найдёте ответы и дадите нам их.
Второе замечание, вот оно тут было высказано о том, что: а, вдруг, вот возникает ситуация, когда гражданин узнает о себе из этой системы, что там данные неверные. Каков механизм внесения изменений? Не получит так, что человек будет доказывать, что он не верблюд, вот система ему выдаёт одни данные, и он никак не сможет на это повлиять, чтобы в этой ситуации гражданин не оказался?
И третье замечание. Возможности этой системы.
У нас очень много, скажем так, информации сегодня о доходах граждан, в том числе находящихся на государственной службе, и по этой информации можно сделать выводы о том, доходы гражданина соответствуют тому имуществу, которым он обладает, или нет. На мой взгляд, это серьёзная информация, и она должна быть использована, чтобы снимать вопросы, которые у нас сегодня гуляют в Интернете.
И вот, мне кажется, нужно дальше пойти, когда будет создаваться эта система, и она будет аккумулироваться, я думаю, что у Госналогслужбы уже достаточно сегодня данных. Но если ещё там система будет иметь данные не только о доходах и имуществе, но и плюс, скажем так, о трудовой деятельности гражданина, то будет понятно, мог он заработать это имущество или нет, и, соответственно, делать выводы.
20-я статья конвенции ООН, которую мы не ратифицировали, о незаконном обогащении, она должна применяться в стране. И вот эта система даст нам такие возможности.
Дальше, следующее. Я уже озвучиваю темы, на которых мы можем, имея эту информационную систему, сэкономить государственные средства, да. Например, у нас сегодня целый Пенсионный фонд работает, да. Но, по большому счету, прозрачный... вот у нас законодательство пенсионное, оно прозрачное. Можно этот процесс начисления пенсий автоматизировать, да, при том, что полноценные данные в эту систему входят, и Госналогслужба вполне могла бы с этим справиться, с обработкой этой информации, и вообще целую структуру, как Пенсионный фонд вообще исключить из расходной части бюджета. Ну а что? Но это так ведь и есть. Что, у Госналогслужбы сегодня недостаточно информации для того, чтобы начислить пенсию? Достаточно. Вот сейчас закон этот примем - пожалуйста.
Я бы хотел, чтобы дальше мы какие-то шаги делали в дальнейшем, потому что любое решение, которое мы здесь принимаем, должно какие-то экономические последствия для государства иметь, и прежде всего положительные, я думаю, и для граждан тоже. Поэтому это как замечание к дальнейшему использованию этой информационной системы, которая будет создана при принятии этого законопроекта.
Я рассказал о тех возможностях, которые мы получим дополнительно, и хотелось бы, чтобы они нашей исполнительной властью были услышаны и использованы. Но, ещё раз повторю, фракция, естественно, поддержит этот законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович.
Веремеенко Сергей Алексеевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", три минуты на выступление.
Веремеенко С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, Татьяна Геннадьевна, Михаил Владимирович!
Вопросов много было очень таких частных по возможности системы, но на самом деле вообще то, что предложила налоговая, — это гигантская работа. И просто я сидел, слушал, все мы спрашивали о том, о том, о том, у меня просто всё время возникал вопрос: как они её могут сделать, собрать? Но с учетом того, что в начале 2000-х годов вот Михаил Владимирович лично принимал участие, тогда всё начиналось, это ИНН, вы помните, сколько было вопросов, скандалов, тут и номер уже исключается, то, конечно, есть уверенность в том, что они это сделают.
Вот я, выступая, просто хотел им пожелать, чтобы они смогли завершить эту работу. Раз уж Валерий Карлович поддерживает это, все понимают, что это очень нужно и очень сложно. Так что, ну, уже сказали, наша фракция будет поддерживать этот законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Алексеевич.
Щапов Михаил Викторович, от фракции КПРФ.
Щапов М. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект предполагает создание единого централизованного информационного ресурса, который будет содержать базовые сведения о гражданах Российской Федерации. В целом идея создания такого ресурса выглядит правильной. Во-первых, мы входим в эру цифровой трансформации и оптимизации базы государственных органов, это важный процесс цифровизации государственного управления. Во-вторых, сейчас данные граждан разбросаны по почти двум
сотням различных реестров и баз данных, что делает их использование крайне сложной задачей и для органов власти, и для самих граждан. Появление единого ресурса для хранения базовых сведений о гражданах действительно может достичь целого ряда благих целей и для общества, и для граждан.
Теоретически должна повыситься оперативность и качество принимаемых решений в сфере государственного и муниципального управления, может быть обеспечена достоверность и актуальность информации о гражданах, могут сократиться сроки оказания государственных, муниципальных услуг, исполнение государственных и муниципальных функций.
Однако на пути к этим вполне правильным целям в представленном законопроекте заложены две принципиальные проблемы. Первая — это сохранность персональных данных. В самом законопроекте нет никаких механизмов и гарантий сохранности данных, собранных в реестры. Я хочу напомнить, что достаточно чувствительная для граждан информация будет храниться в этих реестрах, это не только фамилия, имя, отчество и дата рождения, но и, например, паспортные данные, идентификаторы номеров СНИЛС, ИНН, медстраховки и другие.
Законопроект ссылается на действующее законодательство РФ "О персональных данных", как на гарантию сохранности этих данных. Но мы все прекрасно знаем, как у нас сейчас это работает, какой уровень защиты граждан оно обеспечивает.
Буквально пара примеров. В 2017 году из Пенсионного фонда России в открытый доступ утекли личные данные более 17 тысяч человек, в том числе даты их рождения, адреса регистрации и номера СНИЛС. В апреле этого года из-за проблем в защите электронных площадок в общий доступ попали данные больше двух миллионов россиян с паспортными данными, номерами СНИЛС и сведениями о трудоустройстве.
Буквально за пару недель до этого, в начале апреля в Интернете оказалась база данных пациентов скорой помощи нескольких подмосковных городов, из неё можно узнать имена, адреса, телефоны, а также состояние здоровья обратившихся к врачам.
Вопрос о сохранности данных всё больше задают и наши избиратели. Граждане постоянно сталкиваются, например, с такими ситуациями: поступают рекламные звонки из банков, из страховых организаций, хотя гражданин не давал им свои контактные данные. Часто звонки из банков поступают сразу после оформления кредита, то есть банки получают доступ к персональным данным кредитора буквально в течение нескольких часов после оформления кредитного договора.
Предпринимателям, зарегистрировавшимся в ФНС, буквально в течение часа на личные телефоны от банков начинают поступать звонки с предложениями об открытии счетов компанией. То есть указанные для связи телефоны оказываются в распоряжении банков практически сразу после регистрации компаний.
Вес эти примеры говорят о несовершенстве законодательства в сфере хранения персональных данных, как о недостаточном контроле за базами данных.
И сегодня мы принимаем решение о создании единого реестра данных обо всех гражданах страны, не предусматривая никакой дополнительной защиты этих данных. Считаю, что в законопроекте необходимо предусмотреть более жёсткие гарантии и механизмы сохранности персональных данных, входящих в реестр.
Вместе с тем отмечу вторую принципиальную проблему представленного законопроекта, он не является законом прямого действия, основные параметры сбора и хранения данных отнесены к полномочиям правительства, в том числе такие важные, как утверждение порядка предоставления сведений, содержащихся в едином федеральном ресурсе о населении.
Установление порядка формирования, внесение изменений в установлении записи федерального ресурса о населении, утверждение порядка формирования номера записи федерального ресурса о населении, утверждение порядка направления сведений для формирования и введения федерального ресурса о населении, включая перечень указанных сведений и сроки их направления, установление порядка функционирования федеральной информационной системы.
Законопроект не даёт, например, ответа на вопрос, как может гражданин исправить в едином реестре неверные сведения о самом себе? Предполагается, что Федеральная налоговая служба будет делать это посредством направления запросов в соответствующие органы, но правовая процедура запроса на внесение изменения от гражданина в законопроекте не определена. На мой взгляд, с таким подходом нельзя согласиться.
Буквально недавно мы говорили о том, что нам необходимо принимать больше законов прямого действия. Как раз в данном случае будет вполне оправданно не относить к полномочиям правительства определение ключевых параметров функционирования реестра.
Считаю, что законопроект необходимо серьезно доработать, как минимум, внести в сам законопроект порядок формирования внесения изменения и восстановление записи федерального ресурса о населении, порядок предоставления сведений из реестра, порядка внесения и исправления в реестр. Эти процедуры прямо касаются защиты персональных данных прав их 1раждан. Поэтому гарантии этих прав и сохранности данных должны быть зафиксированы в самом законопроекте в виде четко прописанных процедур.
В связи с этим наша фракция не будет поддерживать данный законопроект в такой редакции.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Викторович. (Аплодисменты.)
Свинцов Андрей Николаевич от фракции ЛДПР. Свинцов А. Н. Уважаемые коллеги!
Фракция ЛДПР, безусловно, поддержит этот законопроект. Мы считаем, что цифровая экономика это одно из ярких проявлений создания мощных информационных ресурсов, это благо, не надо этого бояться, не надо пугаться. Действительно в прессе регулярно печатают статьи о том, что где-то там в глубинке есть люди, которые боятся присвоения цифровых номеров вместо паспортов, вместо еще каких-то документов, но это единичные случаи, не стоит из-за таких людей, которые чего-то либо боятся, останавливать прогресс.
И та база, которая сегодня будет создаваться, она действительно, на наш взгляд, будет крайне эффективной, мы бы хотели, чтобы налоговая служба активно все-таки применяла ее для поиска и выявления и предупреждения, может быть, каких-то вот таких грандиозных коррупционных вариантов, я уже в своем вопросе задал.
То есть полковник Захарченко это такой собирательный образ, я думаю, таких полковников по всей стране и чиновников, мэров, заместителей мэров, и так далее полным-полно и мы бы хотели все-таки, чтобы эти базы, эти информационные системы работали не только постфактум, когда ФСБ, Следственный комитет уже арестовал того или иного чиновника, того или иного представителя силовых структур и активно ищут всех родственников, все имущество, это арестовывается, часть имущества, часть средств уже выведено за границу, и эти денежные средства с трудом через десятки судебных тяжб возвращаются на территорию Российской Федерации, и не всегда возвращаются. То здесь всё-таки мы бы хотели, чтобы налоговая служба стала таким хорошим фильтром совместно с финмониторингом, который иногда блокирует, может быть, чрезмерно блокирует какие-то переводы денежные, но тем не менее мы все знаем, что количество "серых" схем, "чёрных" схем снижается с каждым годом. Поэтому те меры, которые мы принимаем здесь, в этом зале, и те меры, которые принимает правительство, это положительные меры. Но мы ещё раз говорим: хотим, чтобы эти меры были более быстрые и направлены на защиту наших граждан.
Ведь те деньги, которые похищаются из разного рода бюджетов: федеральных, региональных, муниципальных, это деньги наших граждан, которые не попадают на строительство больниц, которые не попадают на увеличение пенсий, которые не попадают на капитальный ремонт зданий, на строительство и замену ветхого жилья.
Поэтому здесь, принимая закон об очередной базе, информационном ресурсе, о каком-то инструменте, который мы даём правительству, мы хотим от правительства чётких конкретных мер эффективности. Вы возьмёте эту базу, да, вы синхронизируете данные, данные МВД, данные Росреестра, данные ЗАГСа, но мы хотим, чтобы эта эффективность исчислялась ещё и рублём. Мы хотим, чтобы вы регулярно делали какие-то сверки, направляли эти данные в уполномоченные органы: ФСБ, Следственный комитет, Прокуратуру, и чтобы не допускали, что на квартире полковников 9 миллиардов, и десятки квартир, десятки домов, гостиницы по всему миру. Этого надо не допускать, это надо предупреждать.
Но если вы сами в своём ответе на мой вопрос сказали, что, в общем-то, у вас и сейчас есть эти инструменты для анализа, для выявления, но а почему мы тогда видим каждый день скандалы, когда очередного губернатора, министра, там силовика арестовывают, и опять миллиарды, миллиарды, миллиарды, и сотни, сотни объектов недвижимости. Ну вот этот вопрос, он и у нас, депутатов фракции ЛДПР, и у наших граждан, наших избирателей, он, наверное, сегодня приоритетный. И те провальные выборы в Мосгордуму, это, в общем-то, следствие этой политики, когда люди недовольны состоянием коррупции в стране, а коррупция - это, в общем-то, большие данные, которые мы сегодня и с ваших слов, мы ими обладаем.
Но где же анализ этих данных? Да, верификация, это очень хорошо. Хорошо, если паспортные данные в ГЛИ, паспортные данные в Росреестре и в ЗАГСе одинаковые. И действительно "е" с "ё" не перепутали, "о", "а" там в фамилии и так далее, мягкий знак в отчестве, это всё очень важно. Но намного важнее борьба с коррупцией, намного важнее, как эти деньги расходуются. И мы надеемся, что эта база данных позволит более эффективно бороться именно с этим главным бичом сегодня в нашей стране, это ключевое. И этого мы в ваших ответах не услышали. А мы хотим это именно услышать и, надеюсь, в заключительном слове представители правительства об этом ещё раз скажут, что да, действительно эта база данных ещё на один шаг приблизит нашу страну к более эффективному механизму борьбы с коррупцией. Это для нас важно. Это для нас сегодня ключевое.
Поэтому если мы с вами, коллеги, не хотим, чтобы повторялись такие же результаты выборов, как они были в Мосгордуме, когда кто-то там потыкал пальцем в Интернете и из-за того, что плохо сработала система, выиграли не пойми кто. И некоторых депутатов Мосгордумы найти не могут. То есть там кто-то зарегистрировал какой-то паспорт какого-то человека, и этот человек выиграл, и его не могут найти несколько дней, чтобы просто сказать ему о том, что он депутат. Это недопустимо. Это не политическая система. Это чёрт знает, что.
И вот эти базы данных, которые мы сегодня с вами помогаем вместе создавать путём принятия правильных законов, они должны работать на эффективность нашего с вами госуправления. Это ключевое.
Поэтому мы желаем вам успеха, ЛДПР поддержит этот законопроект. Но ещё раз подчеркнём, хотим в заключительном слове услышать, какие конкретные последовательные шаги, и представители "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" об этом сказали, последовательные шаги, чтобы через год, через два там, насколько я помню в законопроекте, постепенное внедрение, там 2020-й, 2021 год и так далее, чтобы здесь мы чётко с вами, раз в год услышали, что да, эффективность вот такая, столько выявили, столько вернули в бюджет, столько предотвратили. Такой-то вот эффект. Это для нас сегодня ключевое.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Николаевич.
Татьяна Геннадьевна, есть возможность с заключительным словом выступить. Пожалуйста.
Нестеренко Т. Г. Спасибо большое за очень заинтересованное обсуждение. Абсолютно очевидна заинтересованность и озабоченность парламента необходимостью гарантии защиты персональных данных. Абсолютно понятная и очевидна заинтересованность парламента использовать эти данные для улучшения качества государственного управления.
Я, единственное, ещё хотела бы сказать, что, конечно, ресурс, любая систематизация и правильное формирование ресурсов сокращают так называемые транзакционные издержки, издержки, которые существуют между участниками рынка, когда можно используя, манипулируя неточностью данных, вводит в заблуждение и налоговую службу, и органы правоохраны и так далее. В этом смысле, несомненно, этот ресурс позволит, например, получать полные сведения о доходах семьи. Это естественно, потому что связь семейная через ЗАГС, она точно показывает, папа, мама, родственники, то есть выстраивание этого дерева семейного, это тоже тут же выстраивает.
И в целом все, что делает сейчас правительство вместе с парламентом по созданию точности, формулированию и формированию правильности информационных ресурсов, нацеленных на создание вот этой так называемой более эффективной экономики, в которой должны быть точные данные по юридическим лицам, это ИНН, должны быть точные данные по имуществу, в отношении чего происходят сделки, это реестр имущества, должны быть точные данные об адресах, где это находится, потому что сейчас это тоже абсолютная проблема для юридических лиц, потому что везде адреса по-разному, даже в закупках. Некоторые не могут пробиться в эти закупки, потому что чуть-чуть не там поставишь "п" или "пос", или село и все, они выпадают из системы закупок. Это чрезвычайно важно. И один из таких ресурсов, вот я их три назвала.
И четвертый важнейший, столб, ресурс цифровой экономики наряду с ИНН, с реестром адресом, с реестром имущества, это реестр физических лиц. Это действительно основа для цифровой экономики, снижение транзакционных издержек, убытков и улучшение качества государственного управления.
Спасибо за интересный разговор. Я думаю, что мы продолжим и в комитетах, и в парламенте, и вот на пленарном заседании обсуждать это уже в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. Благодарим.
Председательствующий. Спасибо, Татьяна Геннадьевна.
Коллеги, нет возражений, если Михаил Владимирович хочет выступить с заключительным словом, предоставить ему такую возможность?
Михаил Владимирович, если есть желание, пожалуйста.
Мишустин М. В. Спасибо.
Я бы хотел также всех поблагодарить за соответственно все вопросы и высказанные пожелания, в том числе к реализации этого законопроекта.
В первую очередь хочу заверить, что вопросы информационной безопасности являются для нас приоритетом. И, да, сегодня были приведены какие-то примеры утечки информации из, в том числе ФОИВов, но в этом плане в налоговой службе мы пока не фиксируем таких утечек информации и очень надеемся, что и не будем фиксировать.
Второе. Это гармонизация данных, конечно, приведет, Татьяна Геннадьевна привела примеры, к меньшим транзакциям, к меньшим издержкам, в том числе при трансфертах федерального бюджета. Если вы посмотрите на указ президента, который в принципе был базой для создания этого ресурса, то он как раз в этих целях и делался.
Я просто напомню, что, когда мы из разных источников берем информацию о неработающем населении, формируем соответствующие трансферты, то мы не можем эти данные гармонизировать. Это точно абсолютно приведет к тому, что мы более эффективно будем администрировать, в том числе страховые взносы в ОМС, в Пенсионный фонд и так далее.
И, наконец, в заключение. Надеемся, что в новой цифровой экономике такая идентификация поможет простым людям. То есть, в этом смысле человеку, в случае утери какого-то документа или идентификатора, не нужно будет обращаться в большое количество инстанций, он просто по первичному источнику сделает это, либо через ЕГТГУ, либо через федеральный орган исполнительной власти, и мгновенно получит эту информацию из соответствующего единого ресурса о населении. Большое спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Владимирович.
Леонид Леонидович Левин, содокладчик. Заключительное слово.
Левин Л. Л. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, спасибо за интересную и конструктивную дискуссию. Вместе с тем как бы по итогам хотел бы еще раз остановиться для всех вас и для тех, кто нас сегодня смотрит онлайн, еще раз на нескольких важных аспектах данного закона.
Еще раз хочу подчеркнуть, потому что сегодня такой вопрос возникал о том, что многие против, чтобы их данные собирали. Никаких новых данных этот информационный ресурс не собирает, он весь лишь агрегирует уже существующие базы информационных систем. Это крайне важно понимать.
Преимущество этой информационной системы как раз будет заключаться в борьбе с двойниками, о которых сегодня говорилось и ошибками в записях системы. Если система будет видеть, что в разных информационных реестрах и ресурсах идут так или иначе фамилии когда, имена или отчества, с разной буквой или с той или иной датой рождения, а все остальные данные совпадают, она будет в том числе автоматически запрашивать дополнительную информацию в тех ресурсах, где эти данные разнятся. Это крайне важно для всех нас, и получении дополнительной информации максимально точной о каждом жителе нашей страны.
Тема, которая поднималась на комитете, сегодня она в меньшей степени раскрыта, но об этом писалось много в средствах массовой информации, и письма приходили в наш комитет, может быть в том числе и к вам, как депутатам, якобы, что эта информационная система закрепит за каждым гражданином нашей страны свой уникальный идентификационный номер.
Это не так. Это не соответствует действительности. Никаких единых номеров в рамках этой информационной системы не будет. Так как были все в рамках своих информационных систем разных, которые всего лишь эта система агрегирует, свои номера СНИЛС и ИНН, также они будут оставаться и здесь. Никакого единого номера эта система не предусматривает.
И говоря о проблемах с базами данных персональных данных, здесь об этом много говорилось, но коллеги некоторые путают, у нас еще предстоит работа, совершенствование закона о персональных данных, о пользовательских данных.
Здесь же речь идет о защите и хранении уже существующих систем. И здесь те примеры, которые приводились, они, безусловно, корректны, но все-таки речь шла о сбоях в системах других информационных ресурсов.
Ни одного примера, к счастью, постучу, с вашего разрешения, в налоговой службе не было инцидентов, и в этой связи у них более высокая степень защищенности данных, и как раз то, что Министерством финансов принято решение, что этот информационный единый ресурс будет на площадке Федеральной налоговой службы, с нашей точки зрения как раз обосновано. Другой вопрос, что мы по-прежнему, в том числе и слышим вас, и в своем заключении еще раз указали на повышение безопасности, и этот вопрос будем дорабатывать вместе с коллегами.
Не говоря уже о том, что, хочу обратить внимание, что говорилось о том, не может быть утечек возможности доступа, все заходы в систему, мы обсуждали это с коллегами из Федеральной налоговой службы, с представителями Министерства финансов, все заходы с различных реестров в систему фиксируются, в этот информационный ресурс.
Ничего, ни одного случайного захода быть не может, который не будет зафиксирован. И все ведомства и министерства могут запрашивать информацию в этом информационном ресурсе, в этой системе исключительно только в рамках своей компетенции. Это ещё одно подтверждение того, что это даёт всем нам дополнительные гарантии, что никаких дополнительных утечек через доступ к этой системе даже тех или иных представителей ведомств не будет.
Но, коллеги, хотел бы в связи с тем, что этот закон крайне важный, не политизировать дискуссию о нём, обсуждать именно максимально предметно с точки зрения совершенствования его ко второму чтению.
Хочу попросить все фракции и всех депутатов, кто разбирается в этом вопросе или у кого есть компетентные специалисты в качестве помощников или экспертов также высказать нам свои пожелания, предложения или в виде замечаний, экспертных заключений, либо в качестве поправок ко второму чтению.
Спасибо за конструктивный диалог.
Председательствующий. Спасибо, Леонид Леонидович.
Коллеги, обсуждение завершено.
Ставлю на голосование проект федерального закона "О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации".
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 32 мин. 36 сек.)
Проголосовало за 368 чел 81,8 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 370 чел.
Не голосовало 80 чел 17,8 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments