leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Отклонен законопроект эсеров об ограничении прибыли кредитной организации от кредитов

Отклонен законопроект эсеров об ограничении прибыли кредитной организации от кредитов
12. 51808-7 Госдума в итоге обсуждения отклонила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в части ограничения размера прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики, а также при кредитовании физических лиц»
Документ внесли 12.12.16 Депутаты ГД С.М.Миронов, О.Н.Епифанова, М.В.Емельянов, Ф.С.Тумусов, О.А.Нилов и др. (СР); А.Л.Бурков (в период исполнения им полномочий депутата ГД).
Представил депутат Олег Николаев.
Зампред комитета по финансовому рынку Юрий Олейников.
Законопроектом предлагается установить, что при определении величины процентной ставки по кредитам, выдаваемым кредитной организацией индивидуальным предпринимателям и юрлицам, осуществляющим свою деятельность в реальном секторе экономики на соответствующие виду их экономической деятельности цели, а также физическим лицам по кредитным договорам, срок которых не превышает 5 лет, прибыль кредитной организации, определяемая как разница между суммой итоговой процентной ставки, установленной кредитной организацией по кредитному договору и суммой всех закладываемых в процентную ставку со стороны кредитной организации расходов, не может превышать 1,5 % годовых.
Предлагаемое законопроектом ограничение процентной ставки может стать фактором риска, способствующим заметному сокращению предложения на российском рынке кредитных услуг.
Первое чтение 56 0 0 15:44

Стенограмма обсуждения
12-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части ограничения размера прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики, а также при кредитовании физических лиц". Докладывает Олег Алексеевич Николаев.
Николаев О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию представляется один из законопроектов из пакета законопроектов, которые предлагала, предлагает, ещё и дальше будет предлагать фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", направленных на то, чтобы банковская система нашей страны работала на развитие экономики. Это очевидно. То есть ввиду того, что банковская система - это, можно сказать, как кровеносная система для человека, соответственно, банковская система, финансовая система такие же функции выполняет для экономики. Очень важно, чтобы она приносила пользу.
То есть данным законопроектом мы предлагаем ограничить норму прибыльности или размер прибыли кредитных организаций при осуществлении кредитования прежде всего реального сектора экономики.
Вы знаете, мы предлагали законопроект, в соответствии с которым мы предлагали возложить на Центральный банк ответственность за экономическое развитие, усилить контроль за деятельностью Центрального банка. И, соответственно, это продолжение вот этой линии. Линии, скажем так, того, чтобы стимулировать банки, чтобы они реально вкладывали и, скажем так, делились, если так можно сказать, прибыльностью с остальными участниками экономического процесса.
Почему актуален данный вопрос? Данный вопрос актуален еще тем, что, если мы с вами посмотрим статистику и информационные потоки, мы видим, что прибыльность кредитных организаций за последние годы из года в год растет. В то же самое время доля убыточных предприятий в экономике тоже растет. То есть прибыльность, общая прибыльность реального сектора снижается. Соответственно, как следствие, реальные доходы населения тоже из года в год, уже шестой год подряд снижаются. Все это, конечно же, делает невозможным достижение целевых показателей по экономическому росту.
Вот в то же самое время мы видим, что банковский сектор у нас живет, достаточно комфортно себя чувствуя. При этом когда в стране происходят кризисные явления, именно в банковский сектор направляются денежные средства для поддержки вроде бы как экономики. И мы слышали из выступлений, в том числе первых лиц государства о том, что зачастую эти направленные для поддержки экономики деньги в кредитную систему страны, не возвращались в реальный сектор в виде ожидаемых кредитных ресурсов, которые должны были бы поддержать и производство, и потребительский спрос.
Поэтому, на наш взгляд, если мы установим ограничение по прибыльности для банков, мы сможем сделать так, чтобы, прежде всего, субъекты малого и среднего предпринимательства, которые на сегодняшний день очень часто сетуют на то, что, несмотря на те декларируемые, существующие меры поддержки, которые направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, для большого количества этого сегмента предпринимателей кредиты недоступны. Недоступны по разным причинам. Это и дороговизна, прежде всего, потому что норма рентабельности у предприятий реального сектора существенно ниже тех предлагаемых процентных ставок, которые они получают в качестве предложения.
В то же самое время другой, более, скажем так, может быть, прибыльный сегмент предпринимательской деятельности получает средства для финансирования своей хозяйственной деятельности через потребительское кредитование.
Мы очень часто в последнее время слышим о том, что катастрофическими методами, вернее, темпами растёт потребительское кредитование, и были даже споры между органами государственной власти Российской Федерации по этому поводу.
Но если мы посмотрим другую статистику, саму структуру этого потребительского кредитования, то там есть такое мнение экспертов, что до 50 процентов кредитов, потребительских кредитов, особенно предприниматели-женщины берут для того, чтобы обеспечивать свою предпринимательскую деятельность, то есть для того... это, как правило, конечно же, сегмент торговой деятельности.
И вот эти все факты говорят о том, что кредитные ресурсы, их недоступность для предпринимателей делает, скажем, как раз... вернее, приводит к тому, что мы имеем достаточно низкие темпы экономического роста, ну и, соответственно, снижающиеся реальные доходы.
Поэтому ещё раз, завершая свой доклад, к сути законопроекта.
Концепцией законопроекта предлагается ограничить размер прибыли кредитных организаций при кредитовании реального сектора экономики.
То есть в первом чтении, если мы с вами примем концепцию, здесь сказано о полутора процентах, конечно же, размер самих процентов и иные подходы ограничения прибыльности можно обсудить и утвердить уже в ходе второго и третьего чтения.
Поэтому наше предложение — законопроект принять сегодня в первом чтении, а дальше над ним поработать таким образом, чтобы он был полезен для всех участников экономических отношений нашей страны. Спасибо.
Председательствует Заместитель Председателя Государственной Думы И. В. Лебедев
Председательствующий. Содоклад - Юрий Павлович Олейников, заместитель председателя Комитета по финансовому рынку.
Пожалуйста, Юрий Павлович.
Олейников Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги, как всегда в разговорах о деньгах, а особенно о больших деньгах, много эмоций и порой не очень чёткая логика.
Наш комитет внимательно рассмотрел предлагаемый законопроект и должен вам сказать, особых дискуссий на этот счет у нас не было. Единое мнение, которое я попытаюсь сейчас изложить.
Ну, прежде всего, напоминаю, что законопроект предлагает изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в части ограничения прибыли кредитных организаций при кредитовании хозяйствующих субъектов реального сектора экономики и граждан сроком на 5 лет, это почти цитата из законопроекта. Предлагается ограничить прибыль кредитора по каждому такому кредиту точными цифрами и прямо в законе.
По нашему мнению такая концепция противоречит, прежде всего, Налоговому кодексу, в котором сказано, что прибыль организации определяется по итогам периода, а не по итогам каждой сделки.
Кроме того, такой подход противоречит базовым принципам банковского дела, которые мы с вами очень часто обсуждаем, утверждаем и способствуем его развитию, ведь банк, как вы знаете, выдает не только кредиты. Не хочу вас утомлять большим перечислением, но скажу хотя бы о том, что есть еще лизинг и факторинг, есть траст и инвестиции, есть ценные бумаги и залоги, есть обмен валюты и переводы средств, инкассация, депозитарии, Интернет-банкинг, работа с долгами и с проблемными кредитными активами и так далее, много других операций. По каждой из них с нарастающим итогом может образовываться прибыль, ну, а может образовываться и убыток. Если мы зафиксируем законом норму прибыли по отдельному виду операции, то легко разбалансируем, по нашему мнению, всю систему банковских услуг. Мы вынудим, это очевидно совершенно для нас, мы вынудим банки повышать маржинальность в других сегментах своего бизнеса и получим валом негативный эффект на всем финансовом рынке.
Предлагаемые авторами термины "итоговая процентная ставка" и "сумма итоговой процентной ставки" находим избыточными, поскольку существующие термины "процентная ставка" и "полная стоимость кредита" вполне устоялись в практике и семантике, достаточно ясны нам в потреблении.
По нашему мнению, из положений законопроекта невозможно точно определить круг лиц, который будет наделен правом на получение кредита по ограниченной процентной ставке. Понятие "реальный сектор экономики", которое предлагают авторы законопроекта, в действующем законодательстве не определено, а попытка введения его в правовой оборот также представляется избыточной.
Вопрос о принадлежности хозяйствующего субъекта к сфере промышленного производства уже урегулирован в Федеральном законе номер 488 в 2014 году "О промышленной политике в Российской Федерации". Критерием для идентификации в качестве субъекта промышленного производства является осуществление экономической деятельности, внесенной в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, который был утвержден приказом Росстандарта.
Считаем, что авторами законопроекта не предоставлено убедительных экономических обоснований роста кредитования субъектов промышленного производства в результате применения предлагаемых проектируемых мер. Напротив, полагаем, что практика ограничения процентных ставок федеральным законом станет серьезным фактором риска и вызовет заметное сокращение предложений на российском рынке кредитования.
И есть проблема, не имеющая простых решений, мы об этом говорим много раз: не учитывая очевидные специфики финансового рынка, можно, скажем так, сильно наломать дров.
Комитет рекомендует данный законопроект отклонить. Правительство Российской Федерации и Банк России также не поддерживают данный законопроект.
Прошу поддержать мнение комитета. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо, Юрий Павлович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. У меня к представителю комитета вопрос.
Уважаемый Юрий Павлович, внимательно слушал, что, дескать, нельзя ограничить стоимость кредитов. Ну а как мы это делаем, когда уже федеральным законом мы максимальную стоимость кредитов в потребительском кредитовании уже установили, то есть эта норма действует? Вот поясните.
Второй вопрос. Вы сказали, что невозможно определить, нет такого понятия как "реальный сектор экономики", в то же время говорите, что в законе "О промышленной политике..." есть понятие. Но во втором чтении, мне кажется, можно просто сослаться на закон "О промышленной политике..." или, например, перечислить по классификатору виды экономической деятельности, которые попадают, это процедура второго чтения.
Скажите, пожалуйста, вот какие-то непреодолимые препятствия при принятии в первом чтении этого закона есть, кроме того, что вот сейчас вы обозначили? Спасибо.
Председательствующий. Центральную трибуну.
Олейников Ю. П. Любая попытка жёсткого регулирования банковской деятельности приведёт к банковскому разбалансированию, об этом я сказал. И ещё раз я говорю о том, что банковская деятельность - это многовекторная и сложная деятельность, предполагающая целый набор предполагающих прибыль действий и услуг. И поэтому, по моему глубокому убеждению, законопроект сам крайне короткий, и попытка в 1,5 процента уложить всю возможную прибыль и доходность банков - это совершенно не приемлемое в данном случае предложение. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Павлович. Присаживайтесь.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступление.
Покажите список.
Гартунг Валерий Карлович.
От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Гартунг В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наша фракция, безусловно, поддержит этот законопроект, мало того, мы призываем вас его поддержать.
Возражения против принятия этого закона явно несостоятельные, ну, я по ним пройдусь. Первое, нельзя законом ограничить как бы предельный размер прибыли организации. Коллеги, мы это уже сделали, у нас уже есть норма закона, которая ограничивает максимальную процентную ставку по потребительским кредитам, есть, эта норма действует. Ничего нового авторы не предлагают. Авторы просто предлагают расширить применение этой нормы и установить конкретную предельную ставку.
Да, вызывает сомнение ставка в 1,5 процента, давайте установим её 3 процента. Какие проблемы?
Мало того, говорят: нельзя ограничить, скажем так, прибыль только по одной операции, а не по всем остальным. Правильно, согласен, надо по всем остальным тоже ограничить.
Посмотрите, сколько заработал финансовый сектор за прошлый год прибыли? За триллион рублей. Сколько заработали, не буду говорить, вы говорите, реальные сектора экономики, машиностроение, автопром заработал за прошлый год, посмотрите.
Посмотрите, сколько, какая доля прибыли, зарабатываемая в машиностроении? Я приведу машиностроение, потому что это отрасль, которая создаёт наибольшую добавленную стоимость и наиболее количество занятых людей в этой отрасли. Какая часть прибыли, маржи, которые зарабатывают предприятия, отдаётся финансовым структурам? Практически вся отдаётся.
То есть фактически реальные сектора экономики, которые создают экономику страны, обеспечивают пополнение Пенсионного фонда, обеспечивают пополнение бюджета, выплачивают самый тяжёлый налог НДС, перекачивают эту прибыль в финансовый сектор, который не платит НДС на самом деле. Понимаете?
То есть получается, что у нас вся экономика работает на два сектора: на финансовый и сырьевой. Всё. С какой нефтяной иглы мы собираемся слезть?
Никогда не слезем, потому что у нас ресурсы перекачиваются за рубеж и есть финансовая структура, финансовая система, которая обеспечивает функционирование этой перекачки, все остальные являются рабами этих двух отраслей.
Мы предлагаем навести порядок в этом деле, да? Смотрите, что ведь получается, нам говорят: свобода договора, свобода предпринимательства, нельзя ограничивать прибыль. К чему это привело? Посмотрите, отработало там хозяйственное общество, заплатило дивиденды акционерам, чтобы получить дивиденды, акционеры платят 13 процентов подоходный налог, а ещё потом 4 процента отдают за транзакцию, за то, чтобы дивиденды перевести физическим лицам, банкам.
С какого перепугу, с чего вдруг-то? То есть фактически получается не 13, а 17 процентов платят, 4 процента банки забирают. Ну, хорошо, вы хотите увеличить налогообложение? Забирайте в бюджет, почему банкам-то отдавать, частным банкам?
У нас, посмотрите, несколько сотен банков уже прекратили существование. То есть у нас идёт консолидация банковской системы, фактически, концентрация. То есть у нас естественно монополия создана уже. И с учётом того, как у нас сейчас работает налоговая, какие законы мы здесь принимаем, мы всё больше и больше расчёты переводим в безналичные платежи. То есть, фактически, мы всю экономику загоняем в то, чтобы всё больше и больше процент денег, которые зарабатывают реальные сектора экономики, отдавались банкам. Вот, что мы делаем.
То есть, если мы создаём монопольную ситуацию или олигополию, как сейчас у нас есть, несколько банков контролируют всю финансовую систему страны, мы должны вводить механизмы регулирования. Это же очевидная вещь. Это делается с энергоносителями, это в области естественных монополий у нас это есть, почему в финансовом секторе это не делаем?
Если мы не вводим регулирование, то у нас и получается перекос: из реальных секторов экономики вся прибыль уходит в финансовый сектор, сырьевикам, потому что там монополия, и финансистам. И никогда у нас никакого роста ВВП выше мировых темпов не будет. Не будет его, потому что у нас, ещё раз подчёркиваю, у нас либо сырьё мы продаём, либо у нас финансовый сектор развивается, два доминирующих сектора. Причём и в одном, и в другом случае у нас монополия создаётся.
Дальше что происходит, давайте посмотрим. Вот такие сверх льготные условия мы создали для финансового сектора. Давайте посмотрим на участников этого сектора. Вкладчики, вкладчики у нас счастливы, довольны? Нет, стоят с плакатами: "Верните наши деньги". Заёмщики довольны? Нет. Стоят с плакатами: "Не отнимайте у нас последние квартиры".
То есть получается, промышленность получает у нас кредиты? Нет. Получает под бешеные проценты, недовольны этим. Государство. Государство выплачивает огромные деньги. Сначала выделяет деньги на то, чтобы ипотечных заёмщиков всех не выгнали из жилья, выделяя деньги, потом ещё вкладчикам помогает, а потом ещё триллионы денег в банковскую систему вкачивает и при этом мы не ограничиваем никак прибыли финансового сектора.
Ну коллеги, куда мы катимся? Что мы строим, какую мы страну, какую экономику строим?
Поэтому, конечно, спорный вопрос: где отсечку сделать 1,5 процента, 3 процента? Это процедура второго чтения, никаких проблем.
Дальше следующее. Вы говорите, что, дескать, только... нельзя ограничивать прибыль только по кредитным операциям, да, по кредитованию.
Да, согласен, нужно ограничить моржу при инкассации, например, при предоставлении, при перечислении платежей от юридических физическим лицам, сейчас это вообще катастрофа, посмотрите, может быть, к вам не обращались представители малого бизнеса, но ко мне они обращались, они говорят: с какой стати нас банки просто грабят, с любого платежа берут несколько процентов, причем это уже не сотые, не десятые проценты, как во всем мире, сотые проценты, сотые доли процента, это уже несколько процентов от каждой транзакции, поймите. То есть, надо в этом наводить порядок и это первый шаг, который мы предлагаем предпринять в этом направлении.
Если вы говорите, что нельзя только одну часть финансовых услуг ограничивать при рентабельности, мы согласны, давайте все ограничим, это будет правильно.
Поэтому, коллеги, предлагаем поддержать наш законопроект.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Валерий Карлович. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Изотов Алексей Николаевич.
Изотов А. Н. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Ну действительно, начиная с 2014 года Государственная Дума совместно с Центральным банком Российской Федерации проводит активную политику ужесточения деятельности кредитных и микрофинансовых организаций в части ограничения начисления процентов, штрафов и пеней. Речь идет не о полуторапроцентном ограничении, а о тридцатипроцентном ограничении, исходя из среднерыночных условий и то это по отношению к потребительским кредитам.
Авторы законопроекта предлагают абсолютно революционное решение, абсолютно забывая о том, что финансовый рынок это достаточно чувствительный сектор на любые изменения, особенно на ограничения.
Профильный комитет в своем заключении отметил, что при столь значительном ограничении прибыльности деятельности кредитных организаций, мы, несомненно, столкнемся с ограничением кредитных ресурсов на кредитном рынке. И действительно банкам тогда будет проще просто работать на фондовых рынках, перемещать свои денежные ресурсы на валютный рынок, но не работать на столь рискованном кредитном рынке еще с такими же ограничениями.
Полтора процента. Вот вы говорите, навести порядок. Но на самом деле вы толкаете на то, что кредитные организации должны будут составлять свою финансовую модель, рассчитывать на пять лет вперёд, сколько они кредитов предоставят, на какую сумму они предоставят, потом распределить это по процентам и начислить туда уже полтора процента. Я вам могу сказать, что такая финансовая модель в принципе не может работать, и любой экономист скажет, что при системе... при ценообразовании очень важными факторами являются постоянные и переменные расходы.
Данный законопроект будет говорить о том, что кредитные организации будут специально повышать, увеличивать свои постоянные расходы, увеличивать заработную плату, раздувать штаты, увеличивать представительские расходы. А представьте себе такой пример, когда банк в течение недели выдаст всего один кредит или в течение месяца выдаст всего один кредит, в данном случае они будут вынуждены на одного заёмщика распределить все свои расходы, и тогда уже процентная ставка будет не 15, не 20 процентов, а будет и 10 тысяч, и 20 тысяч.
Поэтому данный законопроект не стимулирует в управлении и снижение расходов в оптимизации... расходов кредитных организаций, противоречит российским правилам бухгалтерского учёта, международной системе финансовой отчётности и принципам Налогового кодекса. Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Николаевич. Заключительное слово. Олег Алексеевич Николаев, пожалуйста.
Николаев О. А. Спасибо, Иван Иванович.
Спасибо, уважаемые коллеги, за обсуждение, но я еще раз напомню, что данный законопроект, он был внесён в пакете законопроектов по регулированию в целом и контролю банковской системы страны, в целях стимулирования экономического роста.
Поэтому, конечно, если взять вот отдельно этот законопроект, отдельно предложения, возможно, там какая-то оторванность и чувствуется. Но при этом те аргументы комитета, которые были приведены, я согласен с коллегой Гартунгом, они вполне исправимы в ходе второго чтения и соответствующим образом через обсуждение могут быть приведены, скажем, в соответствие с другими действующими законами, так, чтобы они были полезны для всех.
Но главная цель законопроекта, я еще раз говорю, это, учитывая те специальные инструменты кредитования отдельных сегментов экономики, которые до сих пор действовали, и отдельные еще действуют, расширить этот опыт на максимальное количество предприятий реального сектора экономики, с тем чтобы у нас реально чувствовался экономический рост, и чтобы мы поступательно шли к решению задач развития страны и, соответственно, решению социальных задач.
Поэтому всё-таки просьба поддержать законопроект в первом чтении и доработать его в последующих чтениях.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Алексеевич. Заключительное слово содокладчика. Юрий Павлович Олейников. Олейников IO. П. Спасибо.
Слушая выступление коллег, с уважением относясь к их мнению, даже испытывая такую эмоциональную приподнятость, я могу признательно сказать Валерию Карловичу, что он скоро завоюет звание, равное Марату - друг народа. Так искренне он заботится о вкладчиках, хотя они составляют сегодня менее одного процента от тех вкладчиков, которых мы имеем в нашей Российской Федерации.
И с каких это пор мы не принимаем прибыльность в деятельности хозяйствующих субъектов? Почему мы так старательно стремимся сократить эту прибыльность и доходность? Тем более мы с вами становимся соучастниками и видим, что в последние три года особенно при нашем участии Центральный банк принял огромное количество шагов и действий, которые выводят банковский бизнес, все больше выводят его в легальную сферу, делают их доходность контролируемой и поэтому налогооблагаемой. У нас сегодня нет проблемы с деньгами, да. И это хорошо. Но у нас есть проблема с промышленными проектами, с проектным финансированием. И здесь нужно искать тот выход, который мы все хотим. Это обеспечит и занятость, и доходность, и благополучие нашей Федерации. Председательствующий. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 44 мин. 10 сек.)
Проголосовало за 56 чел 12,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 56 чел.
Не голосовало.
.394 чел 87,6 %
Результат: не принято Отклоняется законопроект.
Subscribe

  • Мои твиты

    Вс, 17:15: Андрей Исаев: Избиратели ждут, что депутаты зафиксируют обязательства, взятые перед выборами https://t.co/OKzdR9rqhL Пн,…

  • Мои твиты

    Сб, 15:10: Кино по выходным Сказка о потерянном времени Посмотрели Конек-горбунок. Очень шумно https://t.co/24D9HuaRQA

  • Мои твиты

    Пт, 12:10: Федерация Терпение лопнуло: назначено Closing Russian Federation https://t.co/3qxCCOUwSS Пт, 12:12: Калиновский – Навальный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments