leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Получив управление госимуществом, Минэк пошел по пути США все зарегулировать

Получив управление госимуществом, Минэк пошел по пути США все зарегулировать по модели романа Стейнбека К востоку от Эдема
Парламентский слушания «Приоритетные направления развития законодательства об управлении государственным и муниципальным имуществом» провел в Малом зале Госдумы председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Оксана Тарасенко, замминистра экономического развития, представила законопроект. Договор о передаче имущества включает его использование. Недопустимость 13423 за ними закреплено полтора млн объектов. Такой большой объем имущества требует контроля и изъятие используемого имущества и используемого не по назначению. Отсюда недостроенные объекты и неотремонтированные здания. Нет четких критериев качества управления имуществом. В области корпоративных прав. Для менеджмента мотивация. Каждый проводит свою политику выдвижения и зачастую это кулуарный закрытый процесс. Закрепить два понятия директивы и рекомендации. Будут сами определять что использовать. Установление порядка отчетности в области управления госимуществом, внесен законопроект. О культурном наследии. Ждем законопроект о госкорпорациях. Большая работа над законопроектом об обращении с конфискованным и арестованным имуществом.
Николай Николаев. Концепция предусматривает несколько моментов. Создание единого реестра туда будет внесено все имущество государства. У нас есть реестр госимущества. Коммунальное имущество колоссальное и многое не учтено. Нужно ли это делать. Военное имущество. Есть имущество которое составляет государственную тайну. Тоже будет учитываться? Вопрос безопасности.
Тарасенко. Каждый регион муниципалитет где-то ведется учет где-то нет. мы предоставляем платформу. Когда нам приходят за перераспределением, я спрашиваю есть ли позиция Минфина, как вы собираетесь управлять? Что касается военного, готовы самостоятельно управлять. Законопроект не распространяется на военное имущество.
Евгений Губин, завкафедрой управления имуществом МГУ, разработчик законопроекта. Будет отдельная закрытая часть реестра. Национальная безопасность будет обеспечена. Например, у нас есть унитарные предприятия у них огромное имущество. Не регистрировать каждый болт. Лично мне понравилась нормативная база Московской области позволяющая учитывать все имущество.
Похоже на ребрендинг. Зачем нам новый закон если можно отрегулировать постановлениями правительства? Зачем Госдума, правительство решает.
Тарасенко. На самом деле это все темный лес. Создать такую юбку и распространить туда вниз. Создать систему управления. Сейчас она очень разношерстная.
Николаев. Если мы создаем системный закон, вся нормативная база должна быть пересмотрена. Вероятность недоработок появления белых пятен увеличивается в разы.
Губин. Почему не постановлением правительства? Потому что к сожалению определяется законом. Проблема в том что регулировать государственное имущество не частная проблема и даже не проблема гражданско-правовых отношений. Решить постановлениями правительства здесь ничего не выйдет. Решить проблемы которые накопились с 90-го года. Создание кодифицированного акта. Вы зададите огромное количество вопросов: а где приватизация?
Николаев. Будут вопросы, ответим. Пересмотр всех документов от муниципалитетов через регионы до федерации. Может наступить коллапс. 12 лет назад приняли Лесной кодекс до сих пор
Передали 250 полномочий, Минэк пронормировал только 110.
Разветвленная система включая туалетные принадлежности.
Роман Артюхин, руководитель федерального казначейства. Почему мы поддержали законопроект? 340 приходится на федерацию. Можно сделать прозрачной систему закупок. Минус 10 лет назад черный ящик кто-то что-то закупал. Сайт госзакупок заработал общественный контроль эффективнее государственного. Зарубежный опыт. В Германии интересный опыт. Отчет управления имуществом не в рублях-евро, а земля в гектарах. Состояние госимущества одно потом другое что произошло. Создание прозрачной системы новый уровень качества.
Михаил Кузьмин. В 90-х Ельцин сказал муниципалитетам берите полномочий сколько хотите. Взяли без обеспечения. Минэку важно спрогнозировать. Вытащить эту изюминку что мы хотим получить. А Минэк дает подкладку. Извините за беспокойство.
Николаев. Что такое эффективность управления? Говорят неэффективное.
Тарасенко. Не должны жить на арендных платежах. Социальные учреждения должны избавляться от избыточного имущества. Бюджетирования не получает стены не покрашены и при этом сдает в арендую нужно выставлять на торги.
Николаев. Сдав в аренду, красит стены школы. Поэтому не все так однозначно.
Николай Арефьев, зампред комитета по экономической политике КПРФ. Я понимаю законопроект исходит из того что правительство считает государство неэффективным. Давайте уничтожим остатки государства. Если не хочет уничтожить, передадут послушному губернатору. Цель не управление, а распродать. В законопроекте эффективности нет, только оценка и продажа. Закон о госзакупках нам дали за 15 минут и палата приняла. Теперь поправки и поправки. Купить нельзя. Оказалось секретный есть. Этот законопроект будет такой же. Лучше отрегулировать подзаконными актами.
Андрей Андрейченко ЛДПР. Вся земля военных известна. Муниципалитетам нужна земля. Военные не передают. Передают с обременением использовать нельзя. Проверяющие не понимают. Росавиалесоохрана не авиа и не охрана, имущество. Овощебаза собирает деньги и показывает минус. Автобусники даже в Пенсионный фонд не платили, только МУПу где директор предприятия. Надо разбираться.
Николаев. Все проблемы на поверхности.
Нона Каграманян, руководитель исполнительного комитета Деловая Россия. Мы надеемся закон будет принят и окажет положительное значение.

КОНЦЕПЦИЯ
проекта Федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе»
Подготовлена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2001 г. №576 (в ред. от 13 марта 2015 г. № 222) «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов»
Часть I. ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 1. Основная идея законопроекта
Государственное и муниципальное имущество должно эффективно использоваться - это бесспорный факт. Действующее в настоящее время законодательство, к сожалению, необходимой эффективности использования государственной и муниципальной собственности не обеспечивает, да и вряд ли можно утверждать, что такое законодательство в полной мере сформировалось. В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13 ставится задача повышения эффективности использования государственных активов. С этой целью должны будут использоваться механизмы целевого перераспределения объектов государственного или муниципального имущества между публичными собственниками, предусматривающие, в том числе возможность передачи имущества на Иной уровень собственности. В связи с этим в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г. предусматривается разработка и принятие федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе».
Проект Федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе» (далее - Проект) призван обеспечивать единообразное правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственной и муниципальной собственности.
В первую очередь в Проекте должны содержаться правовые нормы, регулирующие принадлежность любого имущества Российской Федерации на праве собственности или на ином праве, в том числе, о праве исключительной собственности Российской Федерации на имущество, изъятое из оборота. В отличие от этого применительно к имуществу, принадлежащему субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, право собственности должно носить целевой характер в соответствии с осуществляемыми ими полномочиями. Необходимо отразить деление имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, на распределенное и нераспределенное (казенное). В Проекте должны найти отражение правила, касающиеся распределения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. В предмет регулирования следует также включить правовые нормы, определяющие основания и порядок перехода государственного имущества и муниципального имущества от Российской Федерации к субъектам Российской Федерации или муниципальными образованиям, а также от субъектов Российской Федерации или муниципальных образований к Российской Федерации и наоборот.
Действие правовых норм, включаемых в Проект, должно быть направлено на установление единообразных правовых механизмов, определяющих принципиальные правила, касающиеся принадлежности, управления и контроля как в отношении нераспределенного (казенного), так и распределенного (находящегося на праве хозяйственного ведения у государственных и муниципальных предприятий и на праве оперативного управления у государственных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений) государственного и муниципального имущества, а также управления и контроля в отношении деятельности государственных корпораций и государственных компаний, корпоративного управления и контроля в отношении деятельности хозяйственных обществ с государственным участием. В связи с этим в Проекте должны также быть сосредоточены правовые нормы, регулирующие единообразные инструменты управления и контроля за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом в корпоративных отношениях.
В Проект необходимо включить правовые нормы, определяющие общие правила, касающиеся принадлежности, управления и контроля за использованием и распоряжением обязательственными, исключительными и иными интеллектуальными правами, на которые распространяется его действие.
Проект должен содержать правовые нормы, определяющие особенности управления и контроля за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом, находящимся за рубежом.
Необходимость обеспечения соблюдения единообразия применения правил, касающихся правовых механизмов, определяющих принадлежность, а также управление н контроль в отношении всех видов государственного и муниципального имущества, служит основанием для включение в Проект правовых норм, устанавливающих компетенцию уполномоченного федерального органа власти в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом, компетенцию уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции в сфере управления И распоряжением имуществом субъекта Российской Федерации (далее - специальные государственные органы) и полномочия в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом уполномоченного Правительством Российской Федерации органа власти).
Включение в Проект правовых норм, устанавливающих компетенцию уполномоченного Правительством Российской Федерации органа и полномочия муниципальных образований в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом, требуют включения в Проект корреспондирующих норм, определяющих их взаимодействие с федеральными министерствами и ведомствами, «субъектными» и муниципальными органами управления и определении роли последних в управлении государственным и муниципальным имуществом.
Этим определяется также необходимость включения в Проект правовых норм, регулирующих единообразные правила учета, оценки и контроля за использованием и распоряжением имущественными правами, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. В связи с этим в Проекте должны содержаться правовые нормы о Едином федеральном государственном реестре имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на праве собственности или на ином праве (далее - Единый реестр), его структуре и правилах ведения, включающих порядок предоставления сведений из Единого реестра.
Необходимость ведения Единого реестра требует определения в правовых нормах, включаемых в Проект, особенностей взаимодействия уполномоченного Правительством Российской Федерации органа власти, уполномоченных органов местного самоуправления с органами, уполномоченными на осуществление государственной регистрации прав, возникновения, перехода и прекращения прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с органами и организациями.
В Проекте предполагается наличие правовых норм, регулирующих правила осуществления мониторинга и оценки эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
Наконец, в Проекте должны быть сосредоточены правовые нормы, касающиеся Единой государственной информационной системы управления, учета и контроля за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом (ЕГИС), включая требования к единому государственному порталу для взаимодействия субъектов отношений по управлению, учету и контролю за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом.
В Проекте предполагается отразить функции субъекта, организующего и осуществляющего информационное обеспечение деятельности в области управления имуществом и обеспечение функционирования ЕГИС уполномоченный Правительством Российской Федерации орган власти, права и обязанности субъектов отношений по управлению, учету и контролю за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом по информационному обеспечению в ЕГИС, а также контроль за соблюдением правил информационного обеспечения в ЕГИС и ответственность за нарушение правил по информационному обеспечению в ЕГИС.
2. Цели законопроекта
Основными целями Проекта является установление на уровне федерального закона единых правил, включающих:
управление, учет, мониторинг, оценка и контроль за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом;
- особенности управления, учета, мониторинга, оценки и контроля за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом в корпоративных отношениях;
- особенности управления, учета, мониторинга, оценки и контроля за использованием и распоряжением имущественными правами, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской федерации муниципальным образованиям;
особенности управления, учета, и контроля за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом, находящимся за рубежом;
- планирование деятельности по управлению общественными отношениями, складывающимися в сфере государственной и муниципальной собственности;
- контроль за распоряжением государственным и муниципальным имуществом;
- сосредоточение указанных функций в компетенции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
- сосредоточение учета государственного и муниципального имущества в Едином реестре, его структура и правила ведения;
- автоматизация учета государственного и муниципального имущества с использованием ЕГИС.
3. Предмет правового регулирования
Предметом правового регулирования Проекта являются общественные отношения, складывающиеся в сфере государственной и муниципальной собственности. Конституционно-правовыми формами регулирования этих отношений является определение предметов ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере управления, учета, мониторинга, оценки и контроля за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом. К такого рода формам регулирования также относится установление полномочий органов власти в сфере управления, учета, мониторинга, оценки и контроля за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом на федеральном, уровне субъектов и муниципальном уровне.
Контроль за распоряжением имуществом, представляет собой очень важную обособленную часть процесса управления государственным и муниципальным имуществом. Функция контроля за распоряжением имуществом реализуется специально созданными органами государства (например, Счетной палатой РФ), а также иными органами исполнительной власти на федеральном уровне, уровнях субъектов и муниципальных образований. Применительно к предмету правового регулирования настоящего законопроекта, функция контроля за распоряжением государственным и муниципальным имуществом должна быть закреплена соответствующими государственными органами. Кроме того, следует закрепить в проекте необходимые полномочия по реализации этой функции.
Предметной особенностью Проекта применительно к нормам административного права, подлежащим включению в него, является необходимость сосредоточения указанных функций в компетенции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа власти, органов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований по учету государственного и муниципального имущества в Едином реестре. Кроме того, для осуществления автоматизации учета государственного и муниципального имущества с использованием ЕГИС, предполагается включение в Проект норм, определяющих компетенцию соответствующих органов исполнительной власти и обеспечивающих их взаимодействие с иными субъектами отношений по управлению, учету, хранению и контролю за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом.
Гражданско-правовыми формами реализации экономических отношений государственной и муниципальной собственности выступают имущественные отношения принадлежности объектов имущества Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на праве соответственно государственной и муниципальной собственности или государственным и муниципальным предприятиям, а также государственным и муниципальным учреждениям на ином ограниченном вещном праве (право хозяйственного ведения и право оперативного управления), а также имущественные отношения, связанные с переходом прав на объекты имущества от одних лиц к другим как внутри государственной и муниципальной собственности, так и при взаимодействии субъектов государственной и муниципальной собственности и субъектов права хозяйственного ведения и права оперативного управления с иными участниками гражданского оборота.
Предметной особенностью Проекта является то, что он предназначен для правового регулирования имущественных отношений принадлежности объектов имущества Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям только в связи с определением таких объектов, как находящихся в собственности соответствующих публично-правовых образования Российской Федерации (в том числе исключительно в государственной собственности Российской Федерации применительно к объектам, изъятым из оборота), и установлении целевого характера государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также целевого характера муниципальной собственности.
Важной особенностью предмета правового регулирования проекта закона должно стать регулирование отношений по предоставлению имущества на праве аренды или безвозмездного пользования. Критерии предоставления такого имущества в аренду или в безвозмездное пользование, пределы и ограничения такого предоставления должны быть закреплены в законе. Основой для выработки таких критериев, установления пределов и ограничений служат положения Конституции Российской Федерации о целях деятельности государства: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, Проект предполагает использование метода комплексного правового регулирования и требует включения в него как минимум специальных правовых норм конституционного, административного и гражданского права.
Для уточнения предмета и определения состава специальных правовых норм конституционного, административного и гражданского права, подлежащих включению в Проект, важным является определение общественных отношений, на которые его действие не распространяется.
Во-первых, регулирование отношений по приобретению и прекращению прав (вещных, обязательственных, интеллектуальных) на государственное и муниципальное имущество, по общим правилам определено Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ)1. Вместе с тем, учитывая необходимость отражения в Проекте порядка и условий осуществления контроля за распоряжением государственным и муниципальным имуществом, в нем должны содержаться правовые нормы, регулирующие мероприятия (порядок и условия), предшествующие совершению сделок по приобретению и прекращению прав (вещных, обязательственных, интеллектуальных) на государственное и муниципальное имущество, например, обязательно используемые при аренде, безвозмездном пользовании и др.
Кроме того, в предмет Проекта не должны входить правовые нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, поскольку консолидация этих норм в нем не вызывается ни теоретическими разработками, ни практическими потребностями ввиду наличия специального законодательства о приватизации.
Во-вторых, действие Проекта не должно распространяться на все виды закупок государственного и муниципального имущества. Эти отношения получили достаточно подробное и современное правовое регулирование в нормах ГК РФ, в том числе о торгах, а также специального законодательства о закупках государственного и муниципального имущества. В то же время в Проекте должен найти отражение общий принцип о том, что если иное прямо не указано в федеральном законе, то все государственное и муниципальное имущество должно продаваться на конкурентных торгах.
Наконец, действие Проекта не распространяется на земельные отношения, отношения по использованию недр и природных ресурсов, поскольку в настоящее время они урегулированы нормами природоресурсных кодексов и законодательством о недрах.
4. Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта
Действие Проекта распространяется на отношения с участием: - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования как собственников;
- органов исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований как лиц, выступающих от имени указанных ранее собственников в пределах предоставленной им компетенции;
корпораций с государственным участием, государственных корпораций и государственных компаний;
- государственных и муниципальных предприятий и учреждений.
5. Новые права и обязанности лиц, на которых распространяется действие законопроекта, в том числе с учетом ранее имевшихся
В Проекте будут предусмотрены новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся, всех указанных ранее субъектов отношений, входящих в предмет регулирования, поскольку Проект призван обеспечивать единообразное правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере государственной и муниципальной собственности в целом.
Особенностями Проекта в плане создания новых прав и обязанностей являются:
определение уполномоченного Правительством Российской Федерации органа власти, уполномоченных органов местного самоуправления;
- создание для учета государственного и муниципального имущества Единого реестра, определение его структуры и правил ведения;
- создание для учета государственного и муниципального имущества ЕГИС.
Новые права и обязанности в связи с этим должны предусматриваться для уполномоченного Правительством Российской Федерации органа власти, уполномоченных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Прежде всего, это права и обязанности, связанные с определением компетенции указанных органов по управлению, учету и контролю за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом. Далее, это права и обязанности, связанные с организацией взаимоотношений между уполномоченным Правительством Российской Федерации органом власти специальными государственными органами, уполномоченными органами местного самоуправления по управлению, учету и контролю за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом, а также взаимодействие между иными органами власти.
Новые права и обязанности должны появиться в связи с созданием и ведением Единого реестра. Это права и обязанности, касающиеся всех вопросов его ведения, включая права и обязанности по предоставлению информации в отношении федерального, «субъектного» и муниципального имущества, внесению соответствующих изменений и ее исключению из реестра.
Новые права и обязанности должны возникнуть в связи с созданием ЕГИС. Это права и обязанности, связанные с взаимодействием всех субъектов отношений по управлению, учету, хранению и контролю за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом по реализации требований, предъявляемых к работе единого государственного портала ЕГИС.
Часть II. МЕСТО ЗАКОНОПРОЕКТА В СИСТЕМЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1. Отрасли законодательства, к которым относится законопроект
Проект будет являться комплексным межотраслевым нормативным актом, содержащим нормы публичного права - при регулировании организационно-управленческих отношений и нормы частного права, гражданского права - при регулировании имущественных отношений.
Проект содержит нормы конституционного и административного права в части, касающейся вопросов управления и эффективного использования государственной и муниципальной собственности.
Нормы Проекта наиболее тесно связаны с нормами гражданского права, регулирующего, прежде всего, имущественные отношения. Проект не предполагает дублирования или прекращения действия отдельных норм ГК РФ, он лишь дополняет его, в части регулирования имущественных отношений.
2. Положения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и системообразующих законов Российской Федерации, ня реализацию которых направлен законопроект
Проект направлен на реализацию положений Конституции Российской Федерации, в частности, статьи 7 Конституции РФ, устанавливающей, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Очевидно, что использование государственного имущества является необходимым элементом рыночной экономики (п. 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации). Использование унитарными государственными и муниципальными предприятиями имущества дает возможность государству осуществлять свои базовые функции и обеспечивать публичные интересы.
Законопроект направлен также на реализацию положений статьи 8, статьи 9, статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующих свободу экономической деятельности, охрану государственной собственности, а также судебную защиту нарушенных прав государства.
Для реализации приведенных выше положений Конституции РФ требуется эффективное использование государственной собственности -основы функционирования всей современной рыночной экономики.
3. Значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы
Проект не противоречит федеральным конституционным законам и в случае его принятия станет системообразующим законом Российской Федерации в полной мере объединяющим в единый комплекс нормы права, регулирующие отношения по управлению и эффективному распоряжения и использованию государственного и муниципального имущества.
Учитывая наличие в системе права сформировавшихся массивов нормативных актов о земле, природных ресурсах, государственном и муниципальном жилищном фонде, приватизации государственного имущества, рассматриваемый законопроект не затрагивает правовое регулирование соответствующих отношений, однако органично сочетается с соответствующими нормами.
Нормативные акты, в настоящее время регулирующие отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, например, постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», должны быть признаны утратившими силу.

окончание материалов см. https://leo-mosk.livejournal.com/6776033.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments