leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Получив управление госимуществом, Минэк пошел по пути США все зарегулировать - окончание материалов

Получив управление госимуществом, Минэк пошел по пути США все зарегулировать по модели романа Стейнбека К востоку от Эдема
Парламентские слушания «Приоритетные направления развития законодательства об управлении государственным и муниципальным имуществом» провел в Малом зале Госдумы председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

окончание материалов, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/6774954.html

Часть Ш. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ, СКЛАДЫВАЮЩИХСЯ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
В соответствии с п. 1. ст. 1 Договора о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. в ред. от 15 марта 2018 г.) в качестве основной цели учреждения Евразийского экономического союза указывается на обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором и международными договорами в рамках Союза. При этом данный Договор исходит из необходимости «унификации законодательства» членов ЕАЭС, то есть сближения законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, определенных данным Договором.
В этой связи, в первую очередь, необходимо проведение работы по унификации законодательства о государственном и муниципальном имуществе с законодательством Республики Беларусь и Республики Казахстан с целью дальнейшего развития единого таможенно-тарифного регулирования, лицензирования в сфере внешней торговли, согласованной валютной политики и транспортной политики, промышленного сотрудничества.
Правовое регулирование создания, приобретения, отчуждения и иных правовых режимов государственного и муниципального имущества регулируют многочисленные законодательные акты РФ, а также принятые в их развитие нормативные акты Правительства РФ и уполномоченных органов государственной власти.
Указанные отношения достаточно детально в целом регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в отдельных областях правового регулирования создания, приобретения и отчуждения государственного и муниципального имущества также Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в Отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и целым рядом других.
Вместе с тем, в данных законодательных актах отсутствует правовое регулирование отношений, которые складываются между органами государственной и муниципальной власти, связанные с перераспределением государственного и муниципального имущества между органами исполнительной власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований.
Единственным комплексным документом, предусматривающим основные принципы разграничения публичной собственности между публично-правовыми образованиями в Российской Федерации, является Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Учитывая то, что оно было принято тридцать лет назад и в иных экономико-правовых условиях необходим существенный пересмотр положений, данного нормативного акта с учетом современных реалий.
Кроме того, вопросам принадлежности государственного и муниципального имущества, его перераспределения между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями посвящен п. 11,11-1 и 11-2 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ряд положений п. 11 ст. 154 указанного закона стал предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с запросом Правительства Москвы». Правовое регулирование таких принципиальных вопросов в законе о внесении изменений и дополнений в различные федеральные законы 15-летней давности не может быть признано приемлемым.
В настоящее время отсутствует единообразие в части ведения соответствующих реестров, что приводит к несопоставимости данных учетов разного уровня государственной и муниципальной власти. Устранение указанных пробелов и является принципиальной предметной задачей разрабатываемого Проекта.
Важнейшей составляющей государственного и муниципального имущества являются природные ресурсы. В настоящее время отдельные аспекты разграничения прав на природные ресурсы, нашли отражение в различных отраслевых законодательных актах (Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах» и т.п.). В данных кодифицированных актах содержатся основополагающие, востребованные современной правоприменительной практикой положения о правовом режиме соответствующих природных ресурсов, находящихся в публичной собственности. В этой связи необходимо избежать дублирования в Проекте норм, содержащихся в отраслевых кодексах.
В связи с этим в Проекте должен быть определен перечень объектов, принадлежащих государству и муниципальным образованиям, на которые данный законопроект не распространяется. В частности, надо включить нормы о том, что закон не регулирует отношения по поводу возникновения и оборота земельных участков, лесных и водных объектов, а также недр. Отношения, складывающиеся по поводу перечисленных природных ресурсов, регулируются соответственно земельным, водным, лесным законодательством и законодательством о недрах, если иное специально не предусмотрено Проектом.
Особого внимания заслуживает правовой статус государственных и муниципальных предприятий и государственных и муниципальных учреждений в связи с необходимостью определения современных правовых основ осуществления ими права хозяйственного ведения и права оперативного управления. В настоящее время правовой статус государственных и муниципальных предприятий урегулирован ст. 113, 114, 294, 295, 299, 300 ГК РФ, а также Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (ред. от 28 ноября 2018 г.) «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Формирование данной организационно-правовой формы еще в начале 90-х годов прошлого столетия явилось вынужденным шагом в условиях перехода к рыночным отношениям. Развитие современного рынка показало неэффективность управления публичной собственностью в данных организационно-правовых формах.
Аналогичная ситуация характерна для государственных и муниципальных учреждений, правовой статус и право на закрепленное за ними обособленное имущество содержится в ст. 123-21, 123-22, 296, 297, 298, 299, 300 ГК РФ и ст. 9-1 и 9-2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 г.) «О некоммерческих организациях».
Современное российское законодательство содержит пять различных правовых режимов имущества, закрепленного за государственными и муниципальными юридическими лицами на праве оперативного управления, что не может быть признано приемлемым. Вместе с тем, в Проекте не предполагается новаций в правовом регулировании этих отношений, поскольку для их реформирования требуется детально продуманный и экспериментально проверенный поэтапный отказ от таких организационно-правовых форм юридических лиц, а также соответственно и от права хозяйственного ведения и права оперативного управления.
Международный опыт регулирования отдельных вопросов управления государственным и муниципальным имуществом указывает на необходимость специализированных законов, позволяющих повысить эффективность управления и пользования государственным и муниципальным имуществом для целей развития государства в целом. Зачастую, лучшие практики регулирования государственным имуществом становятся примерами для последующей реализации рыночных моделей.
В настоящее время специальные законы о регулировании государственного имущества есть в Португалии, Хорватии, Латвии и других странах.2 Как правило, соответствующие законы об управлении государственным имуществом отдельных стран устанавливают в том числе порядок работы государственных и других органов, ответственных за управление государственным имуществом.
В 2011 г. был принят закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 г. № 413-1V ЗРК «О государственном имуществе»3. До принятия данного закона компетенция государственных органов в сфере управления государственным имуществом была закреплена в нормативных правовых актах разного уровня несистемно, что создавало определённые сложности при управлении и контроле над эффективностью управления государственным имуществом.
Поэтому в законе Республики Казахстан дан подробный перечень и перечислены полномочия государственных органов, осуществляющих управление государственным имуществом, их компетенция й механизм взаимодействия.
В законе Республики Казахстан акционерные общества с участием государства классифицированы на контролируемые и неконтролируемые государством в зависимости от количества голосующих акций (долей), принадлежащих государству. Управление акционерными обществами должно осуществляться в соответствии с принципами корпоративного управления, в частности установлен механизм оценки результатов деятельности контролируемых акционерных обществ. Важной особенностью закона Республики Казахстан стало сформирование Единого реестра государственного имущества, при ведении которого раздельному учету подлежат объекты республиканского и коммунального имущества.
Вопросы управления государственным имуществом активно прорабатываются и международными организациями. Так, в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) разработаны документы по эффективному управлению государственным имуществом, включая Руководящие принципы ОЭСР по корпоративному управлению для предприятий с государственным участием 2015 г.1, Руководство по управлению рисками на государственных предприятиях 2016 г.2, Компендиум по лучшим национальным практикам управления государственным имуществом 2018 г.3 и другие рекомендации по управлению государственным имуществом.4 Рекомендации ОЭСР включают в себя предложения по обоснованию наличия государственной собственности, определению четкой структуры участия государства в предприятиях, внедрению стандартов корпоративного управления на государственных предприятиях.
Часть IV. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ И ИНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКОНОПРОЕКТА
1. Социально-экономические последствия реализации законопроекта
Государственное и муниципальное имущество является основой рыночной экономики страны, а также социального развития всего российского общества. Управление этим имуществом основывается на нормативной правовой базе, созданной в значительной степени в конце прошлого начале нынешнего века и не отвечает в полной мере тем целям и задачам, которые стоят перед экономикой в настоящее время.
Принятие законопроекта позволит:
- создать комплексную систему правового регулирования отношений по управлению государственным и муниципальным имуществом;
- определить место государственных органов в системе управления государственным и муниципальным имуществом;
повысить эффективность использования государственного и муниципального имущества;
- создать единую систему учета государственного и муниципального имущества на основе единой электронной платформы;
обеспечить прозрачность отношений по использованию государственного и муниципального имущества;
- повысить доходность государственного и муниципального имущества;
- обеспечить контроль за всеми сделками с государственным и муниципальным имуществом.
Реализация перечисленных выше положений позволит также решать и вопросы совершенствования налогообложения государственного и муниципального имущества за счет более эффективного его учета.
Следует также учитывать, что социально-экономические последствия реализации проекта федерального закона заключаются в совершенствовании механизма правового регулирования управления и оборота государственного и муниципального имущества без дополнительной нагрузки на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
2. Политические последствия реализации законопроекта
Принятие законопроекта позволит решить многие вопросы имущественного взаимодействия между федерацией и субъектами федерации, а также вопросы, возникающие в деятельности муниципальных органов власти. Четкий порядок разграничения полномочий федерации и субъектов федерации, порядок передачи имущества, основания передачи имущества, порядок учета и контроля за использованием имущества и другие вопросы имущественного характера положительно отразятся на совершенствовании внутриполитических отношений в Российской Федерации.
3. Юридические и иные последствия реализации законопроекта
Проект должен стать системообразующим законом в сфере правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере государственной и муниципальной собственности.
Важнейшими правовыми последствиями его принятия должны стать: Во-первых, обеспечение единообразия в установлении правовых механизмов, определяющих принципиальные правила, касающиеся принадлежности, а также управления и контроля как в отношении нераспределенного (казенного), так и в отношении распределенного (находящегося на праве хозяйственного ведения у государственных и муниципальных предприятий и на праве оперативного управления у государственных и муниципальных учреждений) государственного и муниципального имущества.
Во-вторых, использование единообразных правовых механизмов, определяющих принципиальные правила, касающиеся управления и контроля деятельности корпораций с государственным участием, государственных корпораций и государственных компаний.
В-третьих, определение общих правил, касающихся принадлежности, управления и контроля за использованием и распоряжением обязательственными, исключительными и иными интеллектуальными правами, на которые распространяется действие Проект.
В-четвертых, сосредоточение соответствующих функций в компетенции соответствующего уполномоченного Правительством Российской Федерации органа власти.
В-пятых, разработка и консолидация правовых норм о Едином федеральном государственном реестре имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на праве собственности или на ином праве, его структуре и правилах ведения, а также правовых норм о структуре и правилах ведения федеральных, «субъектных» и муниципальных государственных реестров распределенного государственного и муниципального имущества федеральными министерствами и ведомствами, «субъектными» и муниципальными органами управления и их обязанностях по предоставлению уполномоченному Правительством Российской Федерации органу власти сведений из государственных реестров распределенного государственного имущества.
В-шестых, включение в Проект правовых норм, регулирующих правила осуществления мониторинга и оценки эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.
В-седьмых, разработка и консолидация правовых норм, касающихся Единой государственной информационной системы управления, учета, хранения и контроля за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом (ЕГИС), в том числе требований к единому государственному порталу для взаимодействия субъектов отношений по управлению, учету, хранению и контролю за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом.
В-восьмых, включение в Проект правовых норм, определяющих особенности управления и контроля за использованием и распоряжением государственным и муниципальным имуществом, находящимся за рубежом.
Все это обеспечит кардинальную «расчистку» многочисленных наслоений, созданных в течение длительного периода времени актами различного иерархического уровня (от правовых норм, содержащихся в различных актах кодифицированного российского законодательства, до многочисленных правил, нашедших отражение в ведомственных нормативных актах) путем включения необходимого правового материала в Проект и внесения изменений и дополнений, а также отмены указанных правовых норм в соответствующих актах российского законодательства.
Создание системообразующего закона в сфере правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере государственной и муниципальной собственности, позволит обеспечить на законодательном уровне четкую, ясную и непротиворечивую правовую регламентацию, что, в свою очередь, будет способствовать приведению российского законодательства в полное соответствие с Конституцией Российской Федерации и кодифицированным российским законодательством.
Часть V. ИНФОРМАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ ЗАКОНОПРОЕКТА ПОЛОЖЕНИЯМ ДОГОВОРА О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ, А ТАКЖЕ ПОЛОЖЕНИЯМ ИНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проект, исходя из предмета правового регулирования, непосредственно не затрагивает сферу действия Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и между народных договоров в рамках Евразийского экономического союза, поскольку не регулирует оборот товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
Однако, как отмечалось ранее, поскольку данный Договор исходит из необходимости унификации законодательства членов ЕАЭС, то есть сближения законодательства государств-членов, направленное на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, определенных данным Договором, Проект безусловно находится в русле таких унификационных процессов.
Законопроект не предусматривает регулирование, связанное с формированием соответствующих рынков (внешнеторговое регулирование, тарифное и техническое регулирование, налогообложение, валютная политика и др.), а также регулирование трансграничных рынков и отраслей экономики, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе (энергетика, транспорт, естественные монополии и др.).
Законопроект соответствует положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Ссылки
1 А в определенной мере также Бюджетным кодексом Российской Федерации Налоговым кодексом Российской Федерации и т.д.
2 https://ec.europa.cu/info/sitcs/info/fiIcs/file import/ipQ31 en 2.pdf
3 httDs://online.zakon.kz/Document/?doc id=30947363#pos=319:-14
4 https://www.occd-ilibrarY.org/docserver/97 89264244160-en.pdf?expires=l 556449561 &id^id&accname=guest&checksunvB330AD63D51 DC 1F061FF5 E686158BF7B
5 https://www.oecd.org/daf/(^n^k-man^ ownership-9789264262249-en.htm
6 https://www.occd.or^conx)rate/ca/Ownership-and-Govemanc^ Enteфгiscs-A-Compendium-of^NatiQPaI^Practices?pdf
7 https://www.oecd.org/dafy(^co
Tags: #pos
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments