leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Каспийское море поделили – ратификация – Антон Морозов Очень важно закрытый характер

Каспийское море поделили – ратификация – Антон Морозов Очень важно закрытый характер Противостояние США и Ирана имеет долгосрочный характер
13. 765779-7 Госдума в итоге обсуждения приняла закон «О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря»
Документ внес президент 30.07.19.
Представил спецпредставитель президента по делимитации и демаркации государственной границы РФ с сопредельными государствами – Участниками СНГ, посла по особым поручениям МИД Игорь Братчиков.
Председатель комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.
Конвенция подписана в г. Актау 12 августа 2018 года. Участниками Конвенции являются государства, расположенные на побережье Каспийского моря: Азербайджанская Республика, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Российская Федерация и Туркменистан.
Конвенцией определяются и регулируются права и обязательства прибрежных государств в отношении использования Каспийского моря, включая его воды, дно, недра, природные ресурсы и воздушное пространство над морем.
Деятельность Сторон на Каспийском море будет осуществляться, в том числе, на основе принципов уважения суверенитета, территориальной целостности, независимости, суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, взаимного уважения, сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга; использования Каспийского моря в мирных целях, превращения его в зону мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества, решения всех вопросов, связанных с Каспийским морем, мирными средствами; обеспечения безопасности и стабильности в Каспийском регионе; неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих Сторонам.
Акватория Каспийского моря разграничивается на внутренние воды, территориальные воды, рыболовные зоны и общее водное пространство.
Суверенитет каждой Стороны распространяется за пределы ее сухопутной территории и внутренних вод на примыкающий морской пояс, называемый территориальными водами, равно как на его дно и недра, а также на воздушное пространство над ним. Каждая Сторона устанавливает территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с Конвенцией, а также рыболовную зону шириной 10 морских миль, прилегающую к территориальным водам. Разграничение дна и недр Каспийского моря на секторы осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
Стороны имеют право на свободный доступ из Каспийского моря к другим морям, Мировому океану и от них. С этой целью Стороны пользуются свободой транзита через территории Сторон транзита всеми транспортными средствами.
Процесс ратификации Конвенции в настоящее время уже завершен Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном.
Ратификация 375 0 0 14:37

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к блоку ратификаций.
13-й вопрос. Проект федерального закона "О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря".
Докладывает официальный представитель Президента Российской Федерации специальный представитель Президента Российской Федерации по делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами - участниками Содружества Независимых Государств, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Игорь Борисович Братчиков.
Пожалуйста, Игорь Борисович.
Братчиков И. Б., официальный представитель Президента Российской Федерации специальный представитель Президента Российской Федерации по делимитации и демаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами - участниками Содружества Независимых Государств, посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Спасибо.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты!
Подписанная в прошлом году Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, отвечает стратегическим целям нашей страны на каспийском направлении, фиксируя современную политико-правовую ситуацию в этом, во многом ключевом для нас макрорегионе.
Конвенция содержит детальный и объёмный свод правил и обязательств по использованию этого уникального водоёма, закрепляет исключительную компетенцию пяти прибрежных государств в решении вопросов, касающихся Каспийского моря. Весь документ выдержан в духе сохранения закрытого статуса моря.
Данный договор устанавливает основополагающие военно-политические принципы взаимодействия пяти стран, а именно: использование Каспийского моря в мирных целях и решение всех вопросов мирными средствами, обеспечение стабильного баланса вооружений и не нанесения ущерба безопасности друг друга, соблюдение согласованных мер доверия, не присутствие на Каспии вооружённых сил, не принадлежащих сторонам, не предоставление прибрежными государствами своей территории для совершения агрессии и других военных действий против любой из сторон.
Закрывается вопрос о суверенитете прибрежных государств в акватории Каспийского моря. Он распространяется на территориальные воды шириной 15 морских миль: равно как на дно, недра, и воздушное пространство в этих пределах, внешние границы территориальных вод становятся Государственной границей, за ней суда под флагами сторон конвенции пользуются свободой мореплавания.
Судам, осуществляющим перевозку грузов, пассажиров и багажа, буксировку, а также спасательные операции, предоставляется национальный режим в отношении доступа в порты, погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров, уплаты корабельных и других портовых сборов и использование соответствующих услуг.
Порядок и условия прохода военных кораблей через территориальные воды сторон определяются на основе соглашений между государством флага и прибрежным государством, а в случае отсутствия таких соглашений, на основе законодательства прибрежного государства.
Закрепляется методика разграничения дна и недр Каспия для целей недропользования и другой хозяйственно-экономической деятельности, которая должна осуществляться на основе договорённостей сопредельных и противолежащих государств, то есть, в двух- и трёхстороннем формате. Россией данная методика использования уже была при заключении соответствующих соглашений с Казахстаном и Азербайджаном в 1998-ом, в 2003 годах.
Конвенция устанавливает рыболовную зону шириной десять морских миль, которая примыкает к территориальным водам. В ней прибрежные государства обладают исключительным правом на осуществление промысла водных биоресурсов.
Отдельная статья посвящена праву прикаскийских государств прокладывать в море подводные кабели и трубопроводы. Особо оговаривается, что проекты магистральных трубопроводов по дну Каспия должны соответствовать экологическим требованиям и стандартам, закреплённым в пятисторонних международных договорах, в частности, в рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря 2003 года и протоколах к ней. Ключевое значение в этом контексте, хотел бы обратить на это ваше внимание, имеет подписанный в 2018 году протокол по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, который предусматривает участие любого из прикаспийских государств в процедуре оценки воздействия на окружающую среду уже на этапе планирования масштабных трубопроводных проектов.
Уважаемые депутаты, подготовка проекта конвенции, создающей для Каспия уникальный международно-правовой режим и соответствующие переговоры велись российской делегацией, состоявшей из представителей МИДа, Минобороны, ФСБ, Министерства транспорта, других заинтересованных ведомств на основе директив, утверждённых президентом с регулярными отчётами главе государства о ходе этой работы. Слаженное межведомственное взаимодействие в решающей степени способствовало решению поставленных перед нами задач.
В завершении этого краткого обзора хотел бы отметить, что уточнение пределов распространения суверенитета, суверенных прав, а также юрисдикции прибрежных государств на Каспии будет способствовать укреплению стабильности и предсказуемости в отношениях России с партнёрами по Каспию, создаст благоприятные условия для расширения взаимовыгодного сотрудничества пяти прибрежных стран.
Каспийское урегулирование особенно важно сейчас в условиях усиления глобальной турбулентности в международных отношениях, близости к Каспию кризисных очагов и зон нестабильности.
Как важно и то, что пять прикаспийских государств продемонстрировали свою способность решать сложные международные вопросы без навязанных из вне рецептов и вопреки давлению на них внерегиональных сил. В связи с перечисленными аргументами прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать этот документ. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Борисович. Присаживайтесь.
С содокладом выступает председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Иванович Калашников.
Калашников Л. И., председатель Комитета ГД по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция КПРФ.
Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, комитет рассмотрел долгожданное, в общем-то, Соглашение по Каспию. Оно действительно было очень долго и терпеливо регулировано пятью странами, у каждой из которых или у большинства из которых были иногда взаимоисключающие предложения. Однако, как сказал сейчас здесь Игорь Борисович Братчиков, по нему мы достигли тех положений для нашей страны, которые отвечают нашим стратегическим интересам, и в нужном ключе все эти положения были согласованы. Во всех сферах, в военно-политической сфере, что для нас является основным, и здесь я прямо скажу, не устраивало, в том числе и некоторых наших партнеров в кавычках, вы, наверное, помните о так называемом логистическом центре, афганском транзите, который они там пытались и пытаются до сих пор урегулировать с Казахстаном, это Соглашение поглощает, в том числе, и те возможные создания вот такого рода центров. Свобода в судоходстве, рыболовстве, доступе к другим биоресурсам, по трубам, по магистральным трубопроводам, то, о чем сказал Игорь Борисович, мы достигли тоже максимума, что только можно было там достигнуть.
Дно и недра — тоже предельно ясно. Госграница по морю — тоже предельно ясно. Чтобы вы понимали, раньше госграница была почти по кромке берега. И все эти вопросы были не урегулированы.
Комитет считает, мы согласовали это, в том числе с Комитетом по международным делам и Комитетом по международным делам Совета Федерации, комитет считает, что данное Соглашение отвечает всем стратегическим интересам. И мы предлагаем его ратифицировать. Кстати, только одна страна пока его не ратифицировала. Это Иран. Но там, скорее всего, это будет сделано в начале следующего года. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Леонид Иванович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Алльшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо. Игорь Борисович, в своё время бывший зам главы МИДа Григорий Карасин как-то заявлял, что Каспий не будет считаться ни морем, ни озером, у водоёма будет отдельный правовой статус.
Правильно ли я понимаю, что тем самым наше государство создаёт прецедент в мировом праве? И не потребуется ли в таком случае разрабатывать специально для Каспия нормы применения права?
Братчиков И. Б. Я бы сказал, что мы не создаём прецедент именно потому, что это уникальный случай. То есть применительно для Каспия создаётся действительно уникальный правовой режим, который будет действовать только на Каспийском море.
Определённые изменения в законодательство, в том числе... Вернее, не в том числе, а в законодательство Российской Федерации мы вынуждены будем внести. Но они в основном будут носить технический характер с точки зрения того, чтобы привести в соответствие с той терминологией, которая используется в данном случае в Конвенции.
Председательствующий. Спасибо.
Осадчий Николай Иванович. Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Благодарю. Уважаемый Игорь Борисович, разработка и подписание пятисторонней Конвенции безусловно важный политический, геополитический шаг. В то же время мы понимаем, что Конвенция решает из большого круга вопросов по Каспию некоторые. Ну, в частности, есть такая важная для России тема как, скажем, Транскаспийский газопровод. Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, участие России в Конвенции по Каспию укрепляет или осложняет нашу позицию по данному вопросу? Спасибо.
Братчиков И. Б. Отвечаю конкретно - укрепляет, потому что до сегодняшнего дня никаких правовых положений, которые касались бы строительства подводных трубопроводов на Каспии, не существовало. Сейчас существует конвенция, прямая отсылка к действующей Конвенции, Тегеранской конвенции о морской среде Каспийского моря. И соответствующий Протокол, который я упомянул в своем выступлении, подписанный в прошлом году в прямой увязке с Конвенцией, Протокол об оценке воздействия на окружающую среду.
Все необходимые рычаги у всех пяти стран для воздействия, для влияния на планирование такого рода проектов, создаются.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Борисович.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Морозов Антон Юрьевич, пожалуйста. Антон Юрьевич, от фракции выступаете? Не слышит вопроса. Вы от фракции, Антон Юрьевич? Выступление от фракции ЛДПР.
Морозов А. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, действительно, Каспийское море является для нас важным стратегическим объектом, и мы в этом смысле очень благодарны Министерству иностранных дел за то, что они завершили работу по установлению адекватного правового режима в этом регионе, который важен не только в свете развития сотрудничества со странами СНГ, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, но и с Ираном.
Иран сейчас для нас является важным партнером на внешнеполитической арене, наши контакты и взаимодействие развиваются в позитивном ключе, как на межправительственном уровне, так и на межпарламентском, мы ведем активную работу.
При этом мы исходим из того, что, к сожалению, противостояние США и Ирана будет носить долгосрочный характер, и здесь, конечно, Иран будет вынужден развивать сотрудничество с Российской Федерацией, в том числе в части транзита энергоресурсов и развития сотрудничества в энергетической сфере.
Как известно, сейчас Иран испытывает санкционное давление со стороны США, иранские танкеры блокируются, которые идут по традиционным путям поставки нефти через Персидский залив, а на побережье Каспия у Ирана пока нет достаточной инфраструктуры, для того чтобы осуществлять поставки нефти через Каспийское море.
Я предполагаю, что ратификация данной конвенции будет способствовать решению данных проблем, и в перспективе с учетом долгосрочного характера противостояния Ирана и США приведет к тому, что Иран будет ориентироваться на Россию, на Казахстан, на Азербайджан в части транзита своих энергоресурсов. Для нас это, очевидно, станет важным экономическим проектом.
Ну и, конечно, очень важно то, что Каспий получает статус закрытого моря, там не будет никаких военных кораблей иностранных государств, которые принадлежат к тем странам, которые... не являющимся участниками данной конвенции, соответственно, не присутствующими в регионе.
Я предполагаю, что, несмотря на то, что это является, как вы сказали, уникальным случаем, подобную практику в перспективе следует распространить и на Черное море. Понятно, что сейчас государства, которые присутствуют в Черноморском регионе, в частности, Украина, не факт, что согласятся вести подобные переговоры, но работу на международном уровне, зондирование хотя бы почвы, как представляется, начинать необходимо, поскольку в Черном море присутствуют часто корабли стран, которые не представлены в регионе, и напрямую угрожают безопасности Российской Федерации и других стран.
Поэтому с учетом позитивного развития наших отношений с Турцией, другими государствами, которые находятся в этом регионе, предполагается, что можно начать эту работу. И необходимо также учитывать, развивать экономические интересы России в Черноморском регионе. Я думаю, что необходимо исключить давление извне на страны Черноморского региона, в частности, исключить такие варианты, когда Болгарию, по сути, принудили к тому, чтобы отказаться от строительства газопровода и так далее. Поэтому фракция ЛДПР поддерживает ратификацию данной Конвенции и считает, что это можно использовать, как результативную практику для других регионов, где Россия имеет свои стратегические интересы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Антон Юрьевич.
Мищеряков Юрий Николаевич.
Выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Мищеряков Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Суть Конвенции о правовом статусе Каспийского моря здесь довольно подробно была изложена и Игорем Борисовичем, и Леонидом Ивановичем, поэтому не хотел бы повторяться.
Конвенция была подписана президентами России, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана в августе 2018 года, которая определяет и регулирует права всех участников в отношении использования Каспийского моря, включая его воды, дно, недра, природные ресурсы, воздушное пространство над морем.
Стороны условились о последующей ратификации, она содержит иные правила, чем предусмотрены законодательством Российской Федерации.
В настоящее время Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном процесс ратификации уже завершён.
В целях эффективного выполнения Конвенции и обзора сотрудничества на Каспийском море создаётся механизм пятисторонних ежегодных консультаций высокого уровня под эгидой министерств иностранных дел всех сторон.
В Государственной Думе проведена необходимая экспертная работа. Имеется положительное заключение Правительства Российской Федерации, Комитета Государственной Думы по международным делам, о чём здесь тоже было сказано, как соисполнителя в работе над проектом федерального закона. Правовое управление Государственной Думы принципиальных замечаний по законопроекту не имеет.
Исходя из вышеизложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" рекомендует Государственной Думе ратифицировать Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Николаевич. Игорь Борисович, у вас есть возможность выступить с заключительным словом.
Братчиков И. Б. Уважаемые депутаты, я хотел бы сердечно поблагодарить вас за оценку, которая была дана в выступлениях и за рекомендацию, которую я услышал, поддержать данный документ. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Леонид Иванович? Нет. Леонид Иванович не будет выступать. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Конвенции о правовом статусе Каспийского моря". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 37 мин. 34 сек.)
Проголосовало за 375 чел 83,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 375 чел.
Не голосовало.
.75 чел 16,7 %
Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо. Спасибо большое.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments