leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принудительное взыскание с работодателя заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику

Принудительное взыскание с работодателя заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику – первое чтение – Всеволод Вуколов Законопроект синхронизируется с исполнительным производством Не увеличивает расходов работодателя, он подтвердил – Михаил Тарасенко Работодатели не поддерживают – Геннадий Онищенко Согласуется с гильотинизации о которой где надо и не надо говорим – Анатолий выборный Требования работника не всегда обоснованы – Вера Ганзя Не перекладываем ли мы на работодателя ответственность за несостоятельность экономической политики
17. 755304-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику»
Документ внесен правительством 17.07.19.
Представил замминистра труда и социальной защиты Всеволод Вуколов.
Зампред комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко.
Законопроектом предусматривается наделение государственных инспекторов труда полномочием принимать решение о принудительном исполнении работодателем обязанности по выплате начисленных, но не выплаченных работнику заработной платы и (или) других выплат, если работодатель не выполнил в срок ранее выданное инспектором предписание об устранении нарушений – такое решение будет являться исполнительным документом и будет направляться работодателю, который имеет право в течение 10-ти дней со дня его получения обжаловать данное решение в суде.
По истечении срока для обжалования решения государственного инспектора труда и в случае отсутствия судебного акта о его отмене оно направляется в установленном порядке для исполнения в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.
С учетом особенностей деятельности кредитных организаций взыскание денежных средств в виде заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, начисленных, но не выплаченных лицам, занимающим должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, руководителя, его заместителей и главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, контролирующим банк лицам, определяемым в соответствии с законодательством о банкротстве, в предлагаемом порядке осуществляться не будет.
Первое чтение 370 0 0 15:07

Стенограмма обсуждения
17-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику".
Докладывает официальный представитель правительства заместитель Министра груда и социальной защиты Всеволод Львович Вуколов.
Вуколов В. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается законопроект, данная мера будет применена инспектором труда к работодателю только в случае неисполнения работодателем в срок ранее выданного предписания об устранении нарушений, при этом взысканию подлежат только неоспариваемые работодателем суммы начислений, но невыплаченные в срок работнику заработные платы. То есть на основании данных, представляемых самим работодателем в Государственную инспекцию труда.
Законопроект позволяет в досудебном порядке по вопросам, где нет спора, то есть на основании данных, предоставляемых в Роструд работодателем по начисленной заработной плате, решить вопросы по обеспечению конституционного права работником на оплату труда.
Поправки предусматривают упрощенную процедуру взыскания судебными приставами, это будет еще в одном законопроекте, который сейчас находится на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции.
В целом эта мера будет направлена на существенное погашение объема задолженностей по заработной плате. Прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Всеволод Львович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Михаил Васильевич Тарасенко. Тарасенко М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, законопроект предполагает наделение государственного инспектора труда полномочием по принятию мер по принудительному исполнению работодателем обязанностей по выплате начисленных, но невыплаченных работнику заработной платы и других выплат, осуществляемы в рамках трудовых отношений.
Законопроект также предполагает порядок принудительного исполнения обязанностей работодателя по выполнению этой функции.
Предусмотренные законопроектом изменения учитывают практику применения норм трудового законодательства в части реализации работниками права на обращение в Государственную инспекцию труда в целях защиты своих трудовых прав и развивают механизмы такой защиты, а также создают дополнительные внесудебные возможности погашения перед работниками долгов.
Следует отметить, и об этом уже говорил Всеволод Львович, что законопроект внесен в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон "Об исполнительном производстве", которым синхронизируются предлагаемые новеллы.
Результат рассмотрения законопроекта можно представить следующим образом: 5 субъектов Российской Федерации дали положительные отзывы, мнение остальных можно считать невыраженным. Стороны Российской комиссии трехсторонней по регулированию социально-трудовых отношений: Общероссийское объединение работодателей поддерживает указанный законопроект... профсоюзов, простите, а стороны РТК, представляющие Общероссийское объединение работодателей, законопроект не поддерживают, полагая, что законодательством уже предусмотрено ускоренное взыскание невыплаченной заработной платы через приказное судебное производство. Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию предлагаемого законопроекта.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов указанный законопроект поддерживает и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Васильевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Онищенко Геннадий Григорьевич.
Онищенко Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Глубокоуважаемый Иван Иванович, Всеволод Львович!
Данный законопроект усиливает надзорную функцию. Как это сообразуется с "гильотинизацией", которую мы сегодня провозгласили и там, где надо и не надо, о ней постоянно говорим?
Вуколов В. Л. Спасибо большое за вопрос.
На сегодняшний день та процедура, которая предлагается, она распространяется, как я уже сказал, только на ту часть заработной платы, которая уже начислена работодателем и им подтверждается.
Таким образом, данное решение не налагает дополнительные издержки на работодателя. Работодатель априори подтверждает сумму, которую он должен выплатить работнику, в связи с чем нам кажется, что данное решение вот вполне в рамках того процесса, который сейчас идет, в рамках "гильотины регуляторной".
Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Благодарю.
У меня так же вопрос к представителю Правительства России.
Уважаемый Всеволод Львович, что касается прав работников, предельно ясно. А вот что касается работодателя, скажите, в случае принятия проекта федерального закона, каким образом гарантируются права работодателя по отстаиванию своих интересов, ну, например, как это гарантировано в рамках гражданского судопроизводства, ведь известно, что бывали случаи, когда явно спорные и требования работника на этот счёт не всегда и законны, и не всегда обоснованы?
Спасибо.
Вуколов В. Л. Спасибо большое.
Значит, порядок, который сегодня изложен в данном законопроекте предусматривает, что инспектор труда, когда выходит на проверку, например, по жалобе гражданина, проводит проверку, смотрит законные основания начисления заработной платы, для этого он в рамках законодательства запрашивает те документы, которые предусмотрены, и далее выдаёт предписание погасить заработную плату. Значит, если работодатель в соответствии с предписанием гасит заработную плату, то вопрос считается исчерпанным, и те санкции, которые на сегодня накладываются на работодателя, они соответствуют законодательству, и здесь мы процедуру в рамках санкций не меняли.
Если же это предписание не выполнено, то, таким образом, государственный инспектор труда, он на основании тех документов, которые представлены работодателем, ими заверены, он передаёт соответствующие документы в службу судебных приставов в электронном виде. Соответственно, значит, служба судебных приставов в установленном порядке рассматривает этот вопрос и осуществляет те действия, которые предусмотрены законодательством.
Естественно, на каждом этапе этой процедуры работодатель может отстаивать свои интересы в суде. И, соответственно, мы думаем, что... Ну, достаточно долго прорабатывали эти вопросы, мне кажется, что вот в данном законопроекте споры работодателя и работника, они сведены к минимуму.
Председательствующий. Центральную трибуну включите, пожалуйста.
Тарасенко М. В. Я хотел бы добавить, что трудовые отношения регулируются трудовым законодательством. Если такая форма отношений как гражданско-правовые отношения, там действительно регулируется гражданским законодательством, но по трудовому законодательству если заработная плата начислена, работодатель обязан её выплатить.
Председательствующий. Спасибо.
Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н. Уважаемый Всеволод Львович, отчасти на мой вопрос вы уже ответили, но я хочу его ещё раз конкретизировать. Если вы говорите, что на любом этапе работодатель может обратиться в суд, в какой мере вы ожидаете ускорения процессов выплаты заработной платы и за счёт чего? Спасибо.
Вуколов В. Л. Исходя из того алгоритма, который предлагается, процедура идёт, исполняется Федеральной службой судебных приставов. Но вот о чём мы сейчас только что говорили, что ни гражданское законодательство, ни законодательство трудовое здесь изменению не подлежит, поэтому в тех рамках, в которых работодатель имеет право обратиться в суд, он может обратиться в суд.
Председательствующий. Спасибо.
Скруг Валерий Степанович.
Скруг В. С, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ'
Уважаемый Всеволод Львович, Михаил Васильевич, а вот представьте себе ситуацию, ведь у нас всегда понятно, что работодатель не выплачивает зарплату тогда, когда у него нет возможности, то есть он в предбанкротном состоянии, он, может быть, на какое-то время даже прекратил работу. Как в такой ситуации быть?
Вуколов В. Л. Ситуация очень простая: работодатель обязан исполнять законодательство, в первую очередь трудовое и его обязанность на сегодняшний день гасить заработную плату, записана и определена законом. Поэтому вот этот вопрос мы как бы не подвергали сомнению, работодатель обязан рассчитаться с работником.
Председательствующий. Центральную трибуну включите, пожалуйста.
Тарасенко М. В. Международная организация труда в своей Конвенции, одной из основополагающих конвенций, подчёркивает специальную защиту заработной платы перед всеми другими обязательными платежами работодателя.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, ну мы так не можем дискуссию продолжать, вы потом встретитесь и дополнительно пояснение получите. Савельев Дмитрий Иванович, пожалуйста. Савельев Д. И., фракция ЛДПР. Спасибо.
Уважаемый Всеволод Львович, действующее законодательство уже предусматривает административную и уголовную ответственность работодателя за невыплату зарплат. Так вот, как вы считаете, почему эти меры работают в недостаточной степени, раз вы вносите дополнительные нормы? Это первое.
И второе - в продолжение того, что спрашивал коллега Смолин. Ведь суды достаточно оперативно сейчас рассматривают дела о невыплате зарплаты и, как правило, решают их в пользу работников, после чего истец уже может обратиться с исполнительным листом в Службу судебных приставов. А предполагаемый ныне судебный порядок взыскания долга с помощью Гострудинспекции может увеличить взыскание задолженности до полутора и четырёх месяцев в случае обжалования работодателем действий трудового инспектора. Так вот, в чём же более выгодна для работника подобная мера, более затянутая, возможно, по времени реализации?
Вуколов В. Л. Спасибо большое.
Мы специально проводили исследование и смотрели, насколько возможности судов зависят, в том числе, от квалификации юристов работодателя. В отдельных случаях до года затягиваются решения судов по выплате заработной платы. Если это касается банкротных предприятий или предприятий, которые в достаточно тяжёлом положении, то они за год успевают провести и ввести процедуру наблюдения, ввести процедуру банкротства, и, таким образом, работнику не на что рассчитывать. Наша процедура предусматривает ускоренный режим.
Ещё раз хотел бы отметить по той части, которая не оспаривается работодателем. Потому что если зарплата начислена в соответствующих документах, значит, её надо выплатить. Соответственно эта процедура, она существенно ускоряется. Мы говорим о том, что месяц... если в течение месяца не исполняется предписание, то соответствующее предписание направляется в Службу судебных приставов. И дальше уже работает механизм, который сегодня определён. Он ничем не отличается от обычного порядка, по которому сегодня работает Федеральная служба судебных приставов.
Таким образом, практика показала, что предлагаемый механизм существенно ускоряет принятые решения, а главное - эти решения принимаются в то время, когда у работодателей ещё есть возможность заплатить соответствующие средства работнику.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Всеволод Львович!
По официальным данным на сегодняшний день где-то порядка 2,5 миллиарда рублей задолженность по заработной плате: 52 процента -обрабатывающая промышленность, 17 — строительство, 7 — сельское хозяйство и так далее. Вот рост экономики за полгода составил 0,9 процента.
Скажите, пожалуйста, не перекладываем ли мы с вами сейчас ответственность на работодателей за несостоятельность нашей экономической политики?
Спасибо.
Вуколов В. Л. Я бы хотел еще раз поддержать предыдущих выступающих и сказать, что ответственность работодателя выплачивать зарплату никоим образом не связана, так сказать, с какими-то макроэкономическими показателями. Задача работодателя в соответствии с законодательством платить за труд и выплачивать заработную плату.
Поэтому наша сегодняшняя задача сделать так, чтобы долгов по заработной плате не было.
Председательствующий. Спасибо. Михаил Васильевич, спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить.
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанностей работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 08 мин. 30 сек.)
Проголосовало за 370 чел 82,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 370 чел.
Не голосовало 80 чел 17,8 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно.
Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments