leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Участки под инфраструктуру для аквакультуры – первое чтение

Участки под инфраструктуру для аквакультуры – первое чтение
14. 724640-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)»
Документ внесен правительством 05.06.19.
Представил замминистра сельского хозяйства РФ – руководителя Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков.
Председатель комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин.
Законопроектом предлагается:
- наделить лицо, осуществляющее товарную аквакультуру (товарное рыбоводство) на основании договора пользования рыбоводным участком, правом получать в аренду без проведения торгов земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления аквакультуры (рыбоводства);
- дополнить перечень случаев использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешения уполномоченного органа без предоставления земельных участков и установления сервитута (публичного сервитута), включив в этот перечень новый случай – строительство некапитальных строений и сооружений, предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) (в связи с тем, что производство (выращивание) объектов аквакультуры (рыбоводства) носит сезонный характер и рыбоводному хозяйству необходимо возводить временные сооружения, предназначенные для осуществления аквакультуры (рыбоводства));
- предусмотреть возможность использования для целей аквакультуры (рыбоводства) земель сельскохозяйственного назначения, занятых водными объектами (обводненными карьерами и прудами, в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), расположенными в границах земельного участка, в целях осуществления прудовой аквакультуры, а также использования земельного участка для осуществления деятельности, предусмотренной договором пользования рыбоводным участком;
- наделить субъекты РФ правом своими законами устанавливать предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых юр. лицам, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Первое чтение 349 0 0 14:14

Стенограмма обсуждения
Пункт 14. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)".
Доклад официального представителя Правительства заместителя Министра сельского хозяйства Ильи Васильевича Шестакова, пожалуйста.
Шестиков И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации - руководитель Федерального агентства по рыболовству.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации, а также в целях повышения эффективности аквакультуры Минсельхозом разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры".
Для осуществления аквакультуры на акватории водных объектов рыбоводные хозяйства по результатам торгов заключают договоры пользования рыбоводным участком, при производстве или выращивании объектов аквакультуры рыбоводному хозяйству необходимо создать и использовать соответствующую рыбоводную инфраструктуру, включая сооружения для подготовки рыбопосадочного материала, склады для хранения рыбоводного оборудования и другого инвентаря.
В этой связи законопроектом предлагается наделить рыбоводные хозяйства правом получать в аренду, без проведения дополнительных торгов земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для выполнения обязательств по договору пользования рыбоводным участком. Аналогичная норма для рыбопромысловых участков уже предусмотрена в Земельном кодексе.
Также законопроектом предлагается разрешить использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка на основании разрешения на использование таких земель для создания некапитальных строений, сооружений, предназначенных для товарной аквакультуры.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об аквакультуре" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьёй 5.1 "Особенности использования земель и земельных участков для целей аквакультуры". В данную статью включены нормы, содержащиеся в земельном и лесном законодательстве, что сделает более целостным и комплексным отраслевой закон "Об аквакультуре".
Прошу поддержать законопроект.
Председательствующий. Содоклад Владимира Ивановича Кашина, пожалуйста. Владимир Иванович, мы уже испугались, что вас нет в зале.
Кашин В. И., председатель Комитета ГД по аграрным вопросам, фракция КПРФ.
Спасибо. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые товарищи!
Данная законодательная инициатива подготовлена комитетом к первому чтению. Мы внимательно рассмотрели эту законодательную инициативу, поддержали её. Илья Васильевич подробно рассказал о сути, а суть и концепция сводится к тому, чтобы поддержать наших аквакультурщиков и наделить их теми же правами, которые имеет сегодня обычный промысел рыбы промышленного такого направления.
Говорить о значимости аквакультуры не приходится, это очень серьёзное направление в работе, она поднимает непосредственно наши сёла, посёлки, деревни, помогает, создаёт рабочие места, ну, и хорошую качественную продукцию поставляет на стол нашим жителям.
Поэтому всё, что связано с поддержкой и комитета Совета Федерации, и правительства, нашего управления юридического, Думы, и ГПУ, все комитет эти поддержки имеет.
И предлагаем поддержать и проголосовать в первом чтении, устранив те диспропорции, которые существуют сегодня в законодательстве в отношении аквакультуры.
Спасибо. Прошу поддержать. Председательствующий. Спасибо. Есть ли вопросы? Включите запись на вопросы.
Покажите список. Смолин Олег Николаевич. Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемый Илья Васильевич, в средствах массовой информации были бурные дискуссии по поводу устричных ферм в Крыму. Говорят, выкатывают такую арендную плату, что проще закрыть, чем продолжать работать. Скажите, пожалуйста, этот законопроект как-то скажется на ситуации? И вообще прокомментируйте её, если можно. Спасибо.
Шестаков И. В. Ну с точки зрения арендной платы, у нас арендная плата по аквакультурным хозяйствам, она предусмотрена в рамках договора. И она является незначительной. А то, что есть проблема действительно у рыбоводных хозяйств с точки зрения выделения земельных участков для создания рыбоводной инфраструктуры, прилегающей к рыбоводным участкам, то это действительно большая проблема. И в том числе этот законопроект позволит эту ситуацию решить путем предоставления именно без торгов таких земельных участков в случае согласия муниципалитета либо государственного органа.
Председательствующий. Пашин Виталий Львович.
Пашин В. Л., фракция ЛДПР.
Спасибо.
Уважаемый Илья Васильевич, не получится ли так, что с принятием такого закона все озера будут на законном основании перекрыты заборами, раз земля будет в аренде?
Уже сейчас мы видим, такое происходит у нас в Челябинской области, где насчитывается более 3 тысяч 748 озер. Коммерсанты перегораживают заборами озера и не пускают, либо взымают плату с наших граждан. И мы только через прокуратуру или через суд добиваемся демонтажа этих ограждений. Вы, по сути, предлагаете легализовать такие нарушения. Не получится ли так?
Спасибо.
Шестаков И. В. Ну на самом деле с точки зрения законодательства, безусловно, перекрытие доступа граждан к этим водным объектам запрещено.
Поэтому действительно могут и должны устанавливать сервитута. Поэтому в этой части мы считаем, что законодательство урегулировано, но, безусловно, правоприменительная практика на различных территориях разная. И, конечно, привлечение органов прокуратуры в том числе для решения этих вопросов, возможно, будет необходимо, там, где есть перегибы на местах и где есть нарушения законодательства, так же, как и в другом любом виде, направлении деятельности экономической.
Председательствующий. Ламейкин Дмитрий Викторович.
Ламейкин Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Александр Дмитриевич.
Илья Васильевич, какие конкретно строения подразумеваются под некапитальными строениями, предназначенными для осуществления товарной аквакультуры? И можно ли в законопроекте прописать перечень или уточнить его как-то в целях исключения злоупотреблений лицами и возведения некапитальных строений?
Шестаков И. В. У нас четко прописано в Гражданском кодексе, это некапитальные строения, то есть это рыбоводная инфраструктура либо для выращивания и подращивания рыбопосадочного материала, либо для подработки уже изъятой товарной продукции, либо для хранения инвентаря. И тут в целом я могу сказать, что аналогичные нормы действуют для рыбопромысловых участков и работают эффективно. Мы здесь не видим никаких нарушений.
Мы обсуждали этот вопрос, чтобы действительно на этих участках не появились какие-то капитальные строения в виде домов, гостиниц и прочее. И четко здесь есть понимание, что это законом запрещено, потому что именно этот участок земельный будет наделяться в целях работы по аквакультуре. То есть все те строения, которые не будут соответствовать этим целям, именно, рыбоводству, они будут исключены.
Председательствующий. Синяговский Владимир Ильич.
Синяговский В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемый Илья Васильевич, коренное население станиц, хуторов Краснодарского края, расположенных в "Приазовские плавни", занимались рыболовством еще в 30-е годы, были созданы колхозы, занимались выловом, воспроизводством, и, как вы сказали, и тогда выращивалась сеголетка. Но выращивание все это давало хозяйству до 500 тонн, получали рыбы согласно квотам.
В 1958 году на данной территории образован государственный заказник "Приазовский".
В 2010 году приказом 201 Минприроды была полностью запрещена рыбная ловля, в том числе спортивная. Местные жители лишились рабочих мест, лиманы зарастают, хутора, где имеются дороги, газ, школы, покидаются жителями.
Просьба, Илья Васильевич, вмешаться, с нашей помощью решить эту проблему.
Шестаков И. В. Мы с удовольствием готовы рассмотреть вместе с Минприроды как основным федеральным органом власти, которое... исполнительной власти, которое регулирует этот вопрос, вмешаться и посмотреть, что можно в этой части делать, потому что действительно в отношении некоторых особо охраняемых природных территорий принимается решение в том числе о возможности осуществления там либо рыболовства, либо аквакультуры. Поэтому мы готовы рассмотреть и вместе с вами решить, постараться решить этот вопрос.
Председательствующий. Гладких Борис Михайлович.
Гладких Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Александр Дмитриевич.
Илья Васильевич, первое, будет ли учитываться наличие уже существующих предприятий при выдаче земельных участков? И как, соответственно, будут изыматься эти земельные участки, на основании чего? То есть речь идет, опять же, о критериях к деятельности тех предприятий, которые будут осуществлять подобную деятельность.
А также, соответственно, при осуществлении аквакультуры будет ли возможность уже у данных предприятий заявляться на получение квот в приоритетном порядке? И, соответственно, тот исторический принцип, который сегодня существует, распределения квот, будет ли как-то учитываться в случае отмены его возможность предоставления дополнительных квот тем предприятиям, которые занимаются аквакультурами?
Шестаков И. В. Мы с точки зрения аквакультуры никаких квот не выделяем, потому что квоты у нас выделяются для рыболовства. Для аквакультуры, значит, они... Это выращивание за счет собственного посадочного материала идет.
А то, что касательно изъятия каких-то участков, то никакое изъятие земельных участков не предполагается, то есть это из свободного земельного фонда предполагается выделение данных участков, и вы, предполагая... и законом предусмотрено, что такие участки будут выдаваться в рамках регионального законодательства, которое каждый регион примет, только тем предприятиям, которые имеют договор на использование его в целях рыбоводства.
Председательствующий. Центральная трибуна.
Кашин В. И. Уважаемые товарищи, все эти вопросы мы обсуждали на комитете и все, что касается, что такое "некапитальное временное сооружение" и все, что связано с тем забором, который перекрывает доступ к реке, и все остальные вопросы. Значит, и хочу вас заверить, что ничего, что мы думаем, может случиться такого, чтобы повредило людям, не несет эта законодательная инициатива, даже участок этот дается тем людям, тем структурам, которые уже прошли те отборы, те конкурсы и занимаются этой работой. А этот участок выделяется из муниципальной, государственной собственности для того, чтобы совершить инфраструктурные те работы, которые бы позволяли в большей степени заниматься этой аквакультурой.
Вот здесь правильно говорили, что мы пока еще не достигли тех объемов, которые в 1990 году имели по аквакультуре. Наша задача уйти от этих пресловутых 230-240 тысяч тонн, а двигаться в этом направлении активно. Надо снимать барьеры в большей степени, которые сегодня есть и ограничивают аквакультуру, в том числе, безусловно, мы, ко второму чтению отрабатывая, будем еще и двигаться на направлениях и лесной аквакультуры.
Поэтому сомнений не должно быть, но охота действительно это не крабы, тут, сколько вырастишь, будем приветствовать.
Председательствующий. Харитонов Николай Михайлович.
Харитонов Н. М., Председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.
Илья Васильевич, принятие этого законодательного акта, как повлияет на производство в тоннаже, в валовке и на количество рабочих мест, кто-то просчитывал это?
Шестаков И. В. С точки зрения количества рабочих мест мы, безусловно, не просчитывали, но, безусловно, у нас где-то порядка 30 процентов рыбоводных участков сейчас находятся без возможности осуществления деятельности, поскольку нет прилегающих земельных участков и, конечно, это создает серьезные трудности для этих предприятий.
Поэтому мы считаем, что эффективность от принятия этого закона будет достаточно серьезной.
Председательствующий. Центральная трибуна.
Кашин В. И. Могу привести десятки примеров, когда за счет одного пруда, где работают 30-40 человек, в течение трех-четырех лет поднимались поля, которые не обрабатывались десятками лет, и тысячи, и более гектаров, и совместно создавался хороший коллектив для того, чтобы в процессе вот этих быстрых достаточно оборотных денег возрождать в целом рабочие места в деревнях и осваивать земельные брошенные угодья.
Председательствующий. Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Благодарю.
У меня также вопрос к представителю правительства. Уважаемый Илья Васильевич, скажите, пожалуйста, говоря о важности данной законодательной инициативы, хотелось бы всё-таки уточнить, какие имеются ожидания по развитию предпринимательства в целом в сфере аквакультуры, например, на ближайшие три-пять лет? И насколько они могут быть оправданы в случае принятия данного проекта федерального закона и его реализации?
Спасибо.
Шестаков И. В. С точки зрения показателей деятельности на предприятиях рыбоводства и аквакультуры, то у нас в среднем за последние четыре года после принятия базового закона об аквакультуре динамика положительная - по 10 процентов прирост ежегодно. Мы ожидаем, что и в дальнейшем прирост составит не менее 10 процентов. Безусловно, этот закон он напрямую, конечно, не влияет на производство продукции, но он создаёт условия для предприятий более эффективно заниматься этой деятельностью.
И я думаю, что здесь мы уже в этом году видим вообще очень сильную положительную динамику, связанную с тем, что большое количество рыбоводных участков было выдано для осуществления этой деятельности. И, конечно, создание дополнительных условий для развития аквакультуры этот закон, безусловно, даст.
А вообще у нас запланировано, и цель у нас стоит, к 2030 году производство 700 тысяч тонн продукции аквакультуры. Пока мы видим, что графики у нас по динамике развития достаточно положительные. Председательствующий. Центральная трибуна.
Кашин В. И. Россия - самая водная страна после Бразилии, это хорошо всем известно депутатам.
И я должен сказать, 30 лет назад по аквакультуре и Китай, и Россия шагали рядышком. Сегодня 47 миллионов тонн производит Китай аквакультуры. Вот какая у нас с вами на этом направлении может открываться большая светлая дорога к производству, если изучать и действовать более активно, системно, как, допустим, делают наши соседи.
Председательствующий. Спасибо.
Будут ли желающие выступить? Нет?
Представитель президента? Докладчик? Заключительное слово? Нет. Содокладчик?
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)". Пункт 14.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 14 мин. 46 сек.)
Проголосовало за
349 чел.
77,6 %
Проголосовало против
0 чел.
0,0%
Воздержалось
0 чел.
0,0%
Голосовало
349 чел.
Не голосовало 101 чел 22,4 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments