leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Единый статистический учет преступности выложат в Интернет – первое чтение

Единый статистический учет преступности выложат в Интернет – первое чтение – Иван Тетерин Все функции на прокуратуру, докладывает Минюст – Юрий Синельщиков огромный объем работы несвойственный прокуратуре Передать Минюсту ил увеличить штат прокуратуры – Валерий Гартунг Зачем закон Есть поручение президента и давно можно было выполнить
16. 745083-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре»
Документ внесен правительством 02.07.19.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции Вадим Федоров.
Зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев.
Законопроект направлен на законодательное закрепление и дальнейшее совершенствование системы государственного статистического учета данных о сообщениях о преступлениях, преступности, следственной работе, дознании, а также прокурорском надзоре путем дополнения перечня статистических данных, подлежащих учету, наделения Генеральной прокуратуры РФ соответствующими полномочиями, а также уточнения полномочий органов, представляющих первичные статистические данные. Предусматривается следующее:
- государственный единый статистический учет ведется в соответствии с ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ» с учетом положений ФЗ «О прокуратуре РФ» и положением о государственном едином статистическом учете данных о преступности, следственной работе, дознании и прокурорском надзоре;
- Генеральная прокуратура РФ определяется в качестве субъекта официального статистического учета в установленной сфере деятельности, а ФОИВы и иные федеральные государственные органы, представляющие соответствующие первичные статистические данные, – респондентами;
- Генеральная прокуратура РФ наделяется полномочиями по согласованию с заинтересованными государственными органами утверждать формы федерального статистического наблюдения, указания по их заполнению, официальную статистическую методологию, порядок и сроки представления первичных статистических данных;
- законодательно закрепляется средство сбора и анализа первичной статистической информации – государственная автоматизированная система правовой статистики, определяются принципы ее создания, функционирования и развития, ее структуры и основных функций, участников информационного взаимодействия и их полномочий, правил информационного взаимодействия с иными информационными системами, получения пользователями системы информации, непосредственно затрагивающей их права и свободы, с использованием электронных сервисов портала правовой статистики и единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- размещение в сети «Интернет» статистической информации, полученной в ходе осуществления Генеральной прокуратурой РФ функции по ведению государственного единого статистического учета, в форме открытых данных, доступных неограниченному кругу лиц, с учетом ограничений, установленных федеральными законами. Перечень размещаемых статистических данных будет утверждаться Генеральным прокурором РФ по согласованию с заинтересованными ФОИВами и иными федеральными государственными органами, представляющими такие данные.
Первое чтение 387 0 0 14:52

Стенограмма обсуждения
Пункт 16. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре".
Доклад официального представителя правительства статс-секретаря — замминистра юстиции Вадима Витальевича Федорова, пожалуйста.
Федоров В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Министерством... Правительством Российской Федерации в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учета данных о преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре.
Правоприменительная практика показывает, что значительное число нарушений прав граждан на доступ к правосудию, а также фактов сокрытия преступлений допускается при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях.
Законопроект призван сделать максимально полной, прозрачной и оперативной статистику зарегистрированных преступлений, ход их расследований, исключить возможность необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел по заявлению граждан в правоохранительные органы. Теперь такие заявления будут сразу же в момент обращения вноситься в государственную автоматизированную систему правовой статистики, в настоящий момент она уже разработана, действует в тестовом режиме.
У Генеральной прокуратуры будут все необходимые для такого учета полномочия. Это позволит всем вышестоящим органам буквально с первых минут взять на контроль любое сообщение о преступлении, совершенное даже в самом отдаленном регионе, муниципалитете, а следователям и дознавателям не надо будет тратить время на бумажную переписку по почте между правоохранительными органами различных уровней.
Прошу поддержать указанный законопроект.
Председательствующий. Содоклад Эрнеста Абдуловича Валеева, пожалуйста.
Валеев Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, как уже было отражено в докладе, предлагается внести изменения в Закон "О прокуратуре Российской Федерации" и в ряд федеральных законов, которые регламентируют деятельность правоохранительных органов, уточнив полномочия прокуратуры по осуществлению государственного единого счета преступности и о следственной работе и, кроме этого, в ряд федеральных законов внести изменения, которые предусматривают обязанность должностных лиц этих органов представлять соответствующие сведения в прокуратуру.
Также предлагается закрепить, как оператора автоматической системы правовой статистики, которая сегодня действует в правовом режиме. Генеральную прокуратуру. В целом предлагаемые изменения будут направлены на повышение эффективности деятельности государственных органов по проведению государственной политики в сфере обеспечения законности и правопорядка. Поэтому Комитет по безопасности и противодействию коррупции поддерживает законопроект и рекомендует принять его в первом чтении.
У комитета и у Правового управления Государственной Думы есть отдельные замечания, которые не носят концептуального характера и могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Будут ли вопросы?
Включите запись на вопросы. Покажите список. Тетерин Иван Михайлович. Тетерин И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Я прошу уточнить докладчика. Все функции по статучету возлагаются на Генеральную прокуратуру — докладывает Министерство юстиции. Поясните, пожалуйста.
Федоров В. В. Это вопрос, да? Спасибо большое.
Я являюсь официальным представителем Правительства Российской Федерации. Соответственно, данный законопроект представляет собой консолидированную позицию правительства. Поэтому Министерство юстиции в данной части выступает как разработчик и коммутатор позиции всех ведомств, которые будут задействованы указанной системой ГАС ПС.
Председательствующий. Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б. Благодарю.
Уважаемый Вадим Витальевич, говоря об открытости, прозрачности, уточните, пожалуйста, вводимые правила на этот счёт также касаются и Федеральной службы безопасности или нет? Если нет, то почему?
Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос.
Я хотел бы обратить внимание, что указанный законопроект в случае его принятия полноценно вступает в силу с 1 января 2022 года, когда все ФОИВы, определённые в данном законопроекте, обязаны будут вводить соответствующую информацию в ГАС ПС.
Система в настоящий момент подразумевает два контура. Первый работает, как я уже указал, в настоящее время в тестовом режиме. Подключено 27 субъектов, в которых заинтересованные федеральные органы вводят соответствующую информацию. Сейчас вы уже можете посмотреть эту информацию на Интернет-сайте "Правовая статистика Российской Федерации".
К 1 января 2022 года должен быть закончен второй контур для работы органов, осуществляющих уголовное судопроизводство. Данный контур будет иметь определённые степени защиты, в том числе с учётом действующего законодательства. Эти два контура подразумеваются к введению полноценно в эксплуатацию к 1 января 2022 года, как я уже сказал, генеральная прокуратура, соответственно, располагает на эти цели соответствующими финансовыми средствами.
Контур третий, который проектируется в дальнейшем, это контур работы со сведениями, содержащими информацию о государственной тайне. Соответственно, так как в настоящее время большинство тех составов преступлений, которыми занимается Федеральная служба безопасности, попадает под третий контур, так как содержит сведения, содержащие информацию о гостайне, указанный вопрос, возможно, будет прорабатываться в дальнейшем после включения в эксплуатацию первых двух контуров.
Спасибо.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна. Боева Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Вадим Витальевич, но это же не значит, что прокуратура получит право со всех всё требовать? Спасибо.
Федоров В. В. Спасибо за вопрос.
Прокуратура, как вы правильно сказали, будет требовать исполнения действующего законодательства в случае, если данный законопроект станет законом, где чётко прописано, что те органы, которые осуществляют, соответственно, рассмотрение сообщений о преступлении, состоянии преступности, обязаны вводить указанную информацию. И этот законопроект, в частности, направлен на то, чтобы не было случаев, когда гражданин обратился с сообщением о преступлении, а по той или иной причине данная информация в дальнейшем не получила реализации и рассмотрения.
Поэтому здесь, я считаю, как раз те полномочия, которые Генеральной прокуратуре предоставлены данным законопроектом, вполне описаны. Спасибо.
Председательствующий. Центральную трибуну включите.
Валеев Э. А. С 2011 года, статьёй 51 закона о прокуратуре, на прокуратуру возложена обязанность ведения статистики о преступности, поэтому у прокуратуры есть право требовать статистические данные, а у ведомства есть обязанность предоставлять эту статистику.
Изменения в законопроекте предлагаются в связи с введением автоматической системы правового учёта и поэтому есть и право, и соответствующая обязанность у ведомства. Ничего тут нового нет, собственно, структура права такая.
Председательствующий. Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Вадим Витальевич, поручение президента связано с тем, что не только статистику о состоянии преступности, вести учёт, а также сообщения о преступлениях.
Ну вот важный вопрос. Я по тексту закона не увидел этой части, что там по регистрации преступления будет? А это же очень важно. Собственно говоря, чтобы публиковать статистику, нужно для начала, чтобы туда все достоверные данные обо всех, вес заявления попадали туда. Вот как быть с этим? Вот в этом проблема. То есть не принимают заявления, они не регистрируются. Вот каким-то образом эта часть поручений президента будет решена? Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос.
В первую очередь на выполнение указанного поручения президента это направлено. Сейчас в бумажном, как вы знаете, виде ведётся книга сообщений о преступлениях, учёта, да, книга учёта сообщений о преступлениях.
В данном случае при принятии закона указанные сведения при заявлении гражданина сразу будут вноситься в электронную систему и их уже оттуда после внесения удалить технически возможно, но данная информация, подразумевается, что будет находиться.
Соответственно, именно на это выполнение поручения и есть, что гражданин обратился, сразу попадает в систему ГАС ПС указанная информация, и всё дальнейшее рассмотрение сообщения о преступлении может сопровождаться, как я сказал, через первый контур самим гражданином, который подаст это заявление, так и надзирающими вышестоящими органами, которые уже в закрытом контуре будут сопровождать указанное заявление.
Председательствующий. Синельщиков Юрий Петрович.
Синелыциков Ю. П., фракция КПРФ.
Уважаемый Вадим Витальевич, учёт, о котором идёт речь, уже восемь лет возложен на прокуратуру и законопроект эту функцию детализирует и дополняет новыми направлениями деятельности. Создаётся громадный объём работы, который является несвойственным для прокуратуры, ибо по идее она должна выполнять две функции - это, во-первых, обеспечивать прокурорский надзор, во-вторых, функцию уголовного преследования.
И не следует ли в этой связи, во-первых, всё-таки возложить эту функцию на Министерство юстиции Российской Федерации, а уж ежели оставлять за прокуратурой, то увеличить её штатную численность дополнительно? Спасибо.
Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос.
Мне, как статс-секретарю Министерства юстиции очень приятно, что вот так высоко вы цените профессионализм сотрудников Минюста. И в случае наличия поручения президента мы готовы работать в данном направлении. Но данный законопроект разработан в рамках реализации поручения президента, где чётко указано Генеральной прокуратуре осуществлять сопровождение указанное системы ГАС ПС.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли желающие выступить?
Включите запись.
Покажите список.
Ганиев Фарит Глюсович, пожалуйста.
Га имев Ф. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Я думаю, что законопроект этот революционный в нашей области следственной работы, то есть, по всей стране будет автоматизированная система, так называемый бумажный вариант ГАС ПС, где регистрируются преступления, уходит в прошлое. С принятием этого законопроекта любое сообщение о преступлении будет автоматически зарегистрировано по всей стране. Генеральная прокуратура, которая осуществляет надзор за следствием и дознанием, кто проводит предварительное следствие и дознание, эти органы написаны, перечень дается, кто проводит расследование в форме дознания. Я думаю, что вводом этой системы Генеральная прокуратура обеспечит надлежащий контроль за следствием в органах Следственного комитета и в остальных ведомствах, кто ведет дознание в форме предварительного следствия.
Категорию за расследование органов ФСБ нам объяснил наш замминистра четко, доходчиво, ясно. С 1 января 2022 года в Интернете каждый из вас может будет просмотреть все преступления, как зарегистрированы, сколько есть и все отчеты. Интернет будет обеспечен прокурорскими работниками. Я думаю, что штатное расписание, работник прокуратуры наш дорогой, уважаемый бывший первый заместитель прокурора Москвы правильно сказал, наверное, надо будет увеличивать. И наши следственные органы будут уже в процессе в дежурной части полиции и в других ведомствах невозможность скрыть людей, которые пришли сообщать о преступлении.
Законопроект фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" полностью поддерживает и мы думаем, что "ЕДИНАЯ РОССИЯ" этим самым дает возможность от укрывательства преступления и за надлежащим качеством расследования предварительного следствия и дознания в форме дознания за всей страной.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Наша фракция, конечно же, поддержит этот законопроект, только у нас сомнение к том. что он как-то нас продвинет по пути выполнения поручения Президента Российской Федерации.
Дело в том, что я вот внимательно текст закона прочитал, может быть, вы более внимательнее, чем я, читали и потом мне укажете в заключительном слове, в какой статье закона указано, каким образом кто будет вносить в эту информационную систему данные о преступлениях, каким образом это автоматически будет происходить.
Сейчас, как вы говорите, на бумажном носителе в книгу записываются все заявления граждан, потом они могут регистрироваться либо нет, каким образом сейчас мы избежим вот этого этапа, на котором теряются заявления граждан, когда гражданин принёс заявление или направил письмо, и между этим моментом и внесением в информационную систему пропадают эти данные, вот каким образом это избежать?
Я приведу пример. Я написал сообщение о преступлении руководителю следственного управления Челябинской области. Прошёл год, никакого ответа, ни решения, никаких процессуальных действий нет. Всё, точка, никаких действий. Иду в суд обжаловать бездействие, в суде тоже не могу найти решения, потому что суд первой инстанции выносит странное решение, вторая инстанция его отменяет, короче, в судебных инстанциях сейчас уже второй год идёт. Уже срок давности по этому преступлению прошёл, а его так и не зарегистрировали, заявление, понимаете? Два года. Три года, вернее, извините.
Поэтому вот мне бы хотелось понять, каким образом вот такого рода ситуации этот закон исключит. Я внимательно почитал, что здесь написано, значит, средства иных государственных органов, обладающих соответствующими первичными статистическими данными, ну, и так далее, по тексту, не буду весь записывать, определяются Правительством Российской Федерации. Ну, вот это ключевая фраза, что Правительство Российской Федерации определит, как будет работать эта система.
Тогда, коллеги, у меня возникает вопрос, президент дал поручение Правительству Российской Федерации, зачем вносить федеральный закон, если уже прямое поручение Правительству Российской Федерации есть от президента? Мы же этим законом... то есть суть этого всего закона - дать поручение Правительству Российской Федерации, чтобы эту систему разработало. Я не понимаю, зачем, зачем этот длинный путь, когда можно было уже давно выполнить поручение президента и создать эту систему. Вот, может быть, вы мне ответите? Мы готовы поддержать любую инициативу, если она способствует защите интересов граждан. Но хотелось бы понять, каким образом этот закон решает эту проблему.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Представитель президента? Докладчик? Федоров В. В. Можно?
Спасибо большое за поддержку фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"
указанного законопроекта.
Но хотелось бы обратить внимание, что у нас есть законодательство, которое формируется в стенах Государственной Думы, и есть подзаконные акты. Законодательство в случае принятия закона устанавливает компетенцию.
Как вы правильно отметили, написано, что порядок будет установлен правительством. Хочу проинформировать, что в настоящий момент проект постановления правительства разрабатывается, где четко будут регламентированы все действия заинтересованных органов по вводу информации в ГАС ПС.
Ещё раз прошу поддержать указанный законопроект.
Спасибо.
Председательствующий. Содокладчик?
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании и прокурорском надзоре". Пункт 16-й. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 52 мин. 59 сек.)
Проголосовало за 387 чел 86,0 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 387 чел.
Не голосовало 63 чел 14,0 %
Результат: принято Принимается.
По ведению Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич!
У меня просьба к представителю правительства, чтобы ко второму чтению озвученный им проект постановления правительства всё-таки поступил в Думу, и мы сняли все вопросы ко второму чтению.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments