leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Гарантии выходного пособия и сохранения среднемесячного заработка увольняемому в связи с ликвидацией

Гарантии выходного пособия и сохранения среднемесячного заработка увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата – первое чтение
4. 736450-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части предоставления гарантий по выплате выходного пособия и сохранению среднего месячного заработка работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в том числе из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»
Документ внесен правительством 21.06.19.
Представил замминистра труда и социальной защиты Всеволод Вуколов.
Член комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов.
Законопроект разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 19.12.2018 г. № 45-П, которым часть 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в ней положение – в силу отсутствия в действующем правовом регулировании механизма, обеспечивающего предоставление на равных условиях всем работникам, трудовой договор с которыми был расторгнут в связи с ликвидацией организации, предусмотренной этим законоположением гарантии в виде сохранения среднего заработка на период трудоустройства, но не более чем на два месяца (с зачетом выходного пособия), – лишает возможности получить данную выплату тех из них, кто приобрел право на нее после прекращения юридического лица.
Законопроектом предлагается:
- наделить работодателя правом предоставлять работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации, предусмотренные законом гарантии (выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства за второй месяц после увольнения) в виде выплаты ему при увольнении выходного пособия в размере двукратного среднего месячного заработка;
- установить предельный срок, в течение которого работник, уволенный в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, вправе обратиться к бывшему работодателю за выплатой среднего месячного заработка на период трудоустройства, – в срок не более 15 календарных дней после окончания второго месяца трудоустройства, а в исключительных случаях при наличии решения органа службы занятости населения – после окончания третьего месяца трудоустройства;
- все выплаты, полагающиеся увольняемому работнику при ликвидации организации, производить до завершения этой ликвидации в соответствии с гражданским законодательством;
- аналогичные изменения внести в статью 318 ТК РФ, устанавливающую гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
ФЗ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Первое чтение 370 0 0 14:14

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов первого чтения.
4-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий по выплате выходного пособия и сохранению среднего месячного заработка работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, в том числе из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель Министра труда и социальной защиты Всеволод Львович Вуколов.
Вуколов В. Л., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагаются, наверное, два законопроекта, которые разработаны в связи с решениями Конституционного Суда.
Законопроектом в статью 78 внесены изменения и структурно выделены гарантии при увольнении работника в связи с сокращением численности штата, закреплена обязанность работодателя сохранить за работников средний заработок на период трудоустройства, аналогично статье 318 Кодекса для районов Крайнего Севера и приравненных к ним.
Надо отметить, что работодателю предоставлено право выплатить выходное пособие в размере двукратного среднего месячного заработка сразу при увольнении. Установлено, что выплаты, причитающиеся работникам при ликвидации организации, производятся до её завершения в соответствии с Гражданским законодательством. Для оптимизации процедуры введён 15-дневный срок обращения работника за получением среднего месячного заработка, если он не смог трудоустроиться.
И соответственно идёт сразу второй законопроект пакетно, который предусматривает, что в заявлении в регистрирующий орган для регистрации ликвидации юридического лица ликвидатор, или ликвидационная комиссия, или собственник подтверждает, что произведены все выплаты, предусмотренные трудовым законодательством для увольняемых работников в связи с ликвидацией организации.
Таким образом оба этих законопроекта обеспечат получение работниками, уволенными в связи с ликвидацией организации, причитающиеся выплаты в полном объёме, а главное, что работодатель получит возможность в короткие сроки ликвидировать предприятие, рассчитаться по всем обязательствам с целью оптимизации работы этого предприятия.
Законопроект был проработан, поддержан ГПУ. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Всеволод Львович, присаживайтесь.
С содокладом от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов выступит Ольга Ивановна Павлова.
Павлова О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Комитет рассмотрел представленный законопроект, внесённый Правительством Российской Федерации. Безусловно, механизм, заложенный сегодня в статьях 178 и 318 Трудового кодекса, не обеспечивает гарантии уволенных работников. В связи с ликвидацией организации работники не обеспечиваются выплатой среднего месячного заработка за второй и последующий месяцы, а внесённые сегодня правительством изменения устраняют данное неравенство.
Основная идея состоит в том, что организация не может быть ликвидирована до тех пор, пока не выполнит предусмотренные Трудовым кодексом обязательства перед работником. Также такое требование вносится пакетным законопроектом в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Дополнительно для скорейшего решения проблем с ликвидацией законопроект вводит возможность осуществить положенные работнику выплаты сразу вперёд.
К законопроекту имеется ряд замечаний, которые подробно отражены в заключении нашего комитета. Все они могут быть устранены при его доработке ко второму чтению.
Законопроект поддержали 24 субъекта Российской Федерации.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет к законопроекту замечаний концептуального и юридического характера.
Все комитеты-соисполнители поддерживают данный законопроект.
Комитет Совета Федерации по социальной политики и Комитет Совета Федерации по федеральному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера также поддерживают данный законопроект.
Профсоюзная сторона РТК также поддерживает данный законопроект.
Уважаемые коллеги, на основании вышеизложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов просит принять данный законопроект в первом чтении. Прошу поддержать решение комитета.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Ивановна.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Чернышев Андрей Владимирович.
Швыткин Ю.Н. На месте Чернышева Швыткин выступит, если позволите.
Председательствующий. Пожалуйста, Юрий Николаевич.
Швыткин Ю. Н. Всеволод Львович, у меня вопрос такой. Значит, закон нужный, важный, безусловно, вместе с тем меня настораживает вопрос, будет ли какую нести ответственность работодатель в случае невыполнения своих обязательств? Мы понимаем, что в данном случае уход от возможности, значит, ликвидации, он всё равно существует, та же лазейка, значит, и так далее.
Предусмотрен ли механизм, будем говорить, ну принуждения выполнения своих обязательств, в том числе и за счет привлечения к возможно какой-либо ответственности?
Спасибо.
Вуколов В. Л. Спасибо большое.
Значит, хочу вам сказать, что эта процедура, она в точности повторяет процедуру, которая сегодня заложена при проведении сокращения работника, то есть в первый месяц работодатель выплачивает, во второй, соответственно, выплачивает, в третий гражданин обращается в службу занятости, и в этих рамках осуществляются выплаты.
Поэтому ответственность, которая сегодня предусмотрена Трудовым кодексом, она пропорциональна той, которая соответствует процедуре сокращения, потому что данный законопроект, он говорит о том, каким образом за счет работодателя и в соответствии с законодательством, для того чтобы получить соответствующие документы в службе занятости, можно было... работник мог бы реализовать свое право. Вот в соответствии с этим ответственность четко повторена.
Председательствующий. Спасибо.
Торощин Игорь Андреевич.
Торощин И. А., фракция ЛДПР.
Спасибо.
Всеволод Львович, вот вы в своем выступлении сказали уже, что законопроектом у нас предлагаются все выплаты, полагающиеся увольняемому работнику при ликвидации организации. А вот вопрос: сможет ли работник в случае ликвидации получить среднемесячный заработок на период трудоустройства за третий, а в отдельных случаях и последующие месяцы? Спасибо.
Вуколов В. Л. Значит, процедура касается... там, где она касается шести месяцев, то есть районов Крайнего Севера, она соответствует, и работник получает за шесть месяцев. Значит, там, где выплаты по районным коэффициентам не предусмотрены, там предлагается трехмесячная процедура, вот о которой я рассказал в предыдущем вопросе.
Соответственно, вот все гарантии работнику, который имеет право на коэффициенты, в том числе коэффициенты Крайнего Севера, сохраняются, и работник получает выплаты до шести месяцев.
Председательствующий. Спасибо.
Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских Л. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Всеволод Львович, защита трудовых прав россиян - это одна и чуть ли не первоочередная обязанность государства. Подскажите, пожалуйста, насколько острой, по мнению министерства, остается проблема зарплат в конвертах? Ведь наиболее остро эта ситуация как раз проявляется при ликвидации предприятий.
Вуколов В. Л. Спасибо.
Значит, могу вам сказать, что законопроект всё-таки относится к выплатам и к гарантиям работника в отношении ликвидационных процедур.
Что касается работы, связанной с теневой занятостью, то здесь вы знаете, вот, в частности, Роструд проводит большую работу. Ежегодно с регионами заключаются соглашения, где определяются определенные показатели. По базе Пенсионного фонда в разбивке регионов и районов определяется количество граждан, которые не уплачивают взносы.
И в регионах созданы соответствующие комиссии. Они сегодня работают и соответственно работают с предприятиями. Эта работа направлена на снижение теневой занятости. В рамках этой работы ежегодно порядка полутора миллиона граждан выводится из тени. Вот эта работа активно проводится сегодня Федеральной службой по труду и занятости. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Митина Елена Анатольевна.
Митина Е. А., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Всеволод Львович, смотрите, вопрос, который вы вносите, он действительно очень важный и нам необходимо защищать людей, которых мы увольняем, особенно при ликвидации. Не возникнет у нас правовая коллизия, связанная с тем, что вы сейчас сказали, что учреждение или предприятие не сможет быть ликвидировано, если оно не выплатит все причитающее увольняющим работникам? В то же время судебная практика говорит о том, что работники не могут быть уволены, пока не внесены изменения в реестр о том, что учреждение действительно ликвидировано. То есть, есть основание для увольнения. Вот не возникнет ли у нас здесь правовая коллизия?
Вуколов В. Л. Закон выстроен таким образом, что работодатель поставлен в следующие условия, работодателю предоставляется возможность сегодня заплатить сразу все выплаты гражданам, работникам, которые увольняются и провести ликвидацию. Это, так сказать, сегодня прерогатива работодателя и этот закон как раз принимается для удобства работодателя, чтобы он мог в короткие сроки провести ликвидацию. Если он не проводит ликвидацию в короткие сроки, а проводит в установленном таком достаточно длинном порядке, то тогда включается механизм удовлетворения прав работников, когда они соответственно получают, в том числе справку из службы занятости, которая подтверждает их право на получение той или иной компенсации. Вот специально введен механизм для того, чтобы работодатель сегодня мог в короткие сроки провести ликвидацию. Если же соответствующий правовой порядок нарушен, то включается второй механизм.
Председательствующий. Спасибо.
Евланов Владимир Лазаревич.
Евланов В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Всеволод Львович, одна из норм, рассматриваемого законопроекта, говорит о том, что работодатель вправе выплачивать выходное пособие в размере двукратного среднего месячного заработной платы.
Поясните, пожалуйста, почему данная норма носит необязательный характер и с какой целью она внесена в проект?
Вуколов В. Л. Нет, она как раз... Вот я ещё раз хочу рассказать про процедуру и о чём говорит Конституционный Суд. Вот раньше как раз эта процедура, она была не узаконена, и, соответственно, существовала правовая коллизия. Теперь по решению Конституционного Суда как раз и было поручено данным законопроектом это урегулировать. Урегулировать каким образом? Что у нас есть первый месяц, есть второй месяц и есть третий месяц для тех граждан, которые работают в обычном порядке, там, где не предусмотрены дополнительные выплаты, в том числе коэффициенты Крайнего Севера. Там, где эти коэффициенты предусмотрены, там шестимесячная схема. Соответственно, вот этот как раз законопроект, он и упорядочит это право, то есть раньше оно не было упорядочено, а этот закон именно направлен на то, чтобы узаконить эту процедуру. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д. Спасибо, Иван Иванович.
Всеволод Львович, обычно когда предприятие уже ликвидируется, там уже денег нет. Как в таком случае будет решаться вопрос? Спасибо.
Вуколов В. Л. Смотрите, значит, в этом случае гражданин соответствующим образом обращается в службу занятости, получает соответствующие документы и имеет право получить на уровне среднего заработка все компенсационные выплаты, то есть в связи с этим включается механизм правовой защиты.
Председательствующий. Спасибо.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракг^ия "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю.
Уважаемый Всеволод Львович, чтобы понять, насколько предлагаемые вами новеллы реализуемы на практике, всё-таки уточните, как в целом складывается правоприменительная практика по таким выплатам? Достаточно ли средств у ликвидируемых предприятий для этих целей? И учтена ли вами судебная практика при подготовке данного проекта федерального закона?
Вуколов В. Л. Мы проводили аналитическую работу в этой связи. Вот в прошлом году было около двух тысяч жалоб по этому вопросу. Всего могу сказать, что только вот по линии Федеральной службы по труду и занятости у нас в рамках трудового законодательства в год идёт 500 тысяч жалоб, в том
числе порядка 100 тысяч в электронном виде.
Поэтому мы видим о том, что где-то в год около 2 и 2,5 тысяч жалоб ежегодно по этой теме существовало.
В связи с тем и было обращение в Конституционный Суд, поскольку этот порядок не был урегулирован. И, соответственно, вот в соответствии с решением Конституционного Суда, мы эту процедуру разработали и сегодня предлагаем её вашему вниманию.
Председательствующий. Спасибо.
Ольга Ивановна, спасибо. Присаживайтесь.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Я не вижу. Нет.
Тогда я ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 13 мин. 53 сек.)
Проголосовало за
370 чел.
82,2 %
Проголосовало против
0 чел.
0,0%
Воздержалось
0 чел.
0,0%
Голосовало
370 чел.
Не голосовало
80 чел.
17,8%
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments