leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Досудебный порядок рассмотрения споров по назначению соцстраха – первое чтение

Досудебный порядок рассмотрения споров по назначению соцстраха – первое чтение
6. 744049-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и статью 23 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в части установления досудебного порядка рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию)
Документ внесен правительством 02.07.19.
Представил статс-секретарь – замминистра труда и социальной защиты Андрей Пудов.
Зампред комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко.
Законопроектом предлагается:
- дополнить ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» положениями об обязательном досудебном порядке рассмотрения споров, связанных с назначением обеспечения по страхованию, – решение территориального органа страховщика (т.е. Фонда социального страхования РФ) о назначении обеспечения по страхованию, в т.ч. относительно его размера, или об отказе в назначении такого обеспечения может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий орган страховщика (положение вступает в силу с 1 января 2020 г.);
- связи с тем, что в законодательстве не определен государственный орган, устанавливающий формы документов, которые используются территориальными органами Фонда при регистрации и снятии с учета страхователей – юр. лиц, предусмотреть, что формы таких документов устанавливаются Фондом;
- в целях единообразного применения в ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» норм о сроках регистрации и снятия с учета страхователей – юр. лиц – предусмотреть регистрацию (снятие с учета) таких страхователей одновременно с их регистрацией (снятием с учета) в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- наделить Минтруд России полномочиями по установлению порядка регистрации и снятия с регистрационного учета лиц, приравненных к страхователям;
- исключить норму о представлении документов, содержащих сведения о составе семьи умершего застрахованного лица, при подаче заявления на получение обеспечения по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также предусмотреть возможность подачи такого заявления через портал «Госуслуги»;
- внести изменения, касающиеся исчисления сроков в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (поскольку в связи с признанием утратившим силу ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» возник пробел в правовом регулировании данного вопроса).
ФЗ вступает в силу по истечении 10-ти дней после дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого установлен иной срок вступления его в силу.
Первое чтение 313 0 0 14:33

Стенограмма обсуждения
6-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 2Э Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель Министра труда и социальной защиты Андрей Николаевич Пудов.
Пудов А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статью 2.3 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". Он подготовлен в целях устранения отдельных правовых пробелов совершенствования обязательного социального страхования с учётом практики его применения. В практической деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации зачастую после вынесения решения о назначении или отказе в назначении обеспечения по страхованию возникает спорная ситуация между территориальными органами фонда и получателями страховых выплат, которые связаны с несогласием получателя с размером назначенных выплат или в связи с отказом в их назначении. В таком случае граждане обращаются с исковыми требованиями непосредственно в органы судебной власти, минуя органы Фонда социального страхования, соответственно у фонда отсутствует возможность урегулирования возникающих споров в досудебном порядке.
Соответственно законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и статьёй 15 , предусматривающей установление обязательного досудебного порядка рассмотрения соответствующих жалоб. Это позволит сократить сроки рассмотрения вопросов о перерасчёте и страховых выплат, исключить соответствующие судебным процессом издержки и снизить нагрузку на судебные органы власти, а также создать упрощённую систему рассмотрения указанных жалоб в рамках осуществления полномочий фонда.
Кроме того, законопроектом уточняется отдельное положение законодательства, связанное с регистрацией страхователей, вносятся изменения, касающиеся исчисления сроков в отношении по обязательному социальному страхованию. Также вносится норма.
Из 125 закона исключается норма о необходимости личного предоставления гражданином при подаче заявления на получение обеспечения по страхованию документов, которые содержат сведения о составе семьи умершего застрахованного лица. Таковые теперь будут истребоваться самим фондом.
Прошу данное предложение, сформулированное в виде федерального закона, поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Николаевич.
Присаживайтесь.
С содокладом выступает Михаил Васильевич Тарасенко, первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов.
Тарасенко М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, проект федерального закона действительно подготовлен в целях устранения правовых пробелов и совершенствования обязательного социального страхования.
Андрей Николаевич в своем докладе подробно рассказал о вносимых изменениях в действующие нормы законодательства, поэтому я не буду на них останавливаться.
Однако помимо технических изменений законопроектом предлагается внести в 125 закон изменения, направленные на введение обязательного досудебного порядка обжалования решений территориального органа страховщика о назначении обеспечения по страхованию.
Данное предложение мотивируется тем, что в случаях несогласия застрахованных или лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, с решением о назначении (отказе), в обеспечении, короче, пособий. И при этом у фонда отсутствует возможность урегулирования возникающих споров в досудебном порядке, поскольку в фонд и его территориальные органы соответствующие жалобы не поступают. Поэтому и предлагается внести изменения, которые введут обязательный порядок досудебного рассмотрения.
Счётная палата в своем заключении выразила сомнения в целесообразности введения подобных норм. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Федерации может быть представлен следующим образом.
Четыре субъекта Федерации дали положительный отзыв. Мнение остальных считается не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказало ряд замечаний, которые могут быть учтены ко второму чтению.
Счётная палата полагает, что законопроект может быть поддержан при условии его доработки ко второму чтению.
А тема досудебного решения, о которой она написала, безусловно, комитетом будет рассмотрена при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта, и сообщает об его поддержке также комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам.
Стороны российской трёхсторонней комиссии, представляющие профсоюзы и объединения работодателей, согласились в основном с проектом федерального закона.
В связи с этим Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает поддержать концепцию законопроекта в первом чтении, и проголосовать за его принятие.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Васильевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Онищенко Геннадий Григорьевич.
Онищенко Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Андрей Александрович, скажите, обязательность досудебного рассмотрения со стороны страховщика не аптурирует эту норму? И наш заявитель останется один на один со страховщиком, поскольку не оговаривается другой способ уведомительный чтобы был характер. И уже не на площадке суда рассматривали друг к другу претензии, потому что тут явно конфликт интересов проглядывается. Как он будет решаться?
Пудов А. Н. Спасибо за вопрос, Геннадий Григорьевич.
Он действительно системный, мы его подробно рассматривали и обсуждали. Дело в том, что если смотреть действующую судебную практику и стандартные сроки рассмотрения дел в судах, то это выглядит как обычное дело, рассматривается в течение года.
Почему? Гражданин, получив решение из Фонда социального страхования, не обжалуя его, идёт сразу в суд. Суд запрашивает документы из органов Фонда социального страхования, на это уходит обычно, ну, суд, запрос, почта, пересылка, фонд на момент, когда суд запрашивает, не располагает информацией о том, что гражданин имеет претензии к Фонду социального страхования как по размеру, так и по отказу. Но эта ситуация, конечно, не является хорошей.
Учитывая, что, вот мы анализировали жалобу, обычно, если человек обращается к нам с жалобой, мы свыше 30 процентов жалоб удовлетворяем.
На сухом остатке мы предложили данным проектом федерального закона установить для фонда пресекательный срок (10 дней всего) на то, чтобы рассмотреть жалобу гражданина, если она с документами. Если без документов - 20 дней.
Соответственно, если гражданин с такими обратился документами или без документов, через 20 дней у него автоматически наступает то, о чем мы говорили, право обращаться в судебные органы, но мы, как минимум, уже будем знать, что у этого гражданина есть к нам претензии, что он, скорее всего, пойдет в суд, и мы можем иметь доказательную базу на предмет того, что можно удовлетворить его требования, с которыми он выступил, или отказать в удовлетворении требований.
То есть мы видим как раз сокращение процедуры рассмотрения этих споров от года, который есть сегодня по факту, до, схлопнуть их до 20 дней.
Председательствующий. Спасибо.
Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н. У меня вопрос, два вопроса к обоим докладчикам. Уважаемый Андрей Николаевич, если можно, опишите, пожалуйста, поподробнее механизм этого самого досудебного рассмотрения.
А к Михаилу Васильевичу вопрос - какие сомнения высказывала Счётная палата по поводу целесообразности принятия законопроекта? Спасибо.
Председательствующий. Андрей Николаевич, начните Вы. Пудов А. Н. Да, Олег Николаевич, спасибо.
Коротко уточнение. Значит, если гражданин не удовлетворен тем решением, которое вынес Фонд социального страхования в отношении него по его заявлению, допустим, он недоволен размером выплат, которые ему установил фонд, у него есть 10 дней, точнее у него есть основание обратиться сейчас в Пенсионный, извините, в Фонд социального страхования.
У Фонда социального страхования пресекательный срок, если гражданин обратился с документами, десятидневный на то, чтобы эту жалобу рассмотреть.
Если он обратился без документов, пресекательный срок - 20 дней. Истекает 20 дней, гражданин, не дождавшись ответа от Фонда социального страхования, обращается уже сразу непосредственно в суд.
В этой связи, как я уже сказал, на самом деле, с точки зрения жизненной практики, у гражданина наоборот появляется возможность иметь более полные документы для обращения в суд, если он не удовлетворен досудебным порядком рассмотрения спора в Фонде социального страхования.
Жесткие пресекательные сроки везде.
Председательствующий. Спасибо.
Михаил Васильевич, пожалуйста.
Тарасенко М. В. Уважаемые коллеги, Счётная палата утверждает, что приведенная в пояснительной записке статистика о том, что судами удовлетворяется 70 процентов поступающих жалоб, а органами соцстраха в досудебном порядке, то, что реально существует, всего лишь 30 процентов, говорит о недостаточной компетентности работников соцстраха. И в связи с этим они полагают, высказывают свое мнение, что нужно повышать уровень квалификации работников социального страхования, а не отменять существующую систему. Кроме того, они полагают, что ряд существующих нормативных документов министерства уже позволяют в данной ситуации проводить процедуры досудебного рассмотрения.
Комитет не счел возможным согласиться с такой постановкой вопроса. Остались некоторые нюансы, которые мы рассмотрим между первым и вторым чтением, но то, что введение данной процедуры ускорит в целом процедуру рассмотрения вопроса для застрахованного гражданина, это является бесспорным, и именно это понудило комитет к тому, чтобы поддержать законопроект в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г. Спасибо.
Андрей Николаевич, отчасти услышал ответ, но тем не менее вот профессиональное сообщество высказывало неоднозначное мнение по данному законопроекту. В частности, встречал вот отрицательные отзывы, что фонд пытается перевести данные споры из категории гражданско-правовых в административные, по которым вот применяется усеченный срок исковой давности вместо бессрочного, а Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал неправомерность такой позиции фонда. Можете прокомментировать?
Пудов А. Н. Спасибо, Андрей Геннадьевич.
На самом деле, мне кажется, как раз сам проект направлен на то, чтобы у граждан появились все необходимые правовые основания для того, чтобы в суд обращаться уже с полным пакетом документов с тем, чтобы эти сроки сократить. И вот если у кого-то из профсообщества есть основания подозревать нас в том, что мы где-то там собираемся сроки исковой давности нарушать, вот здесь я готов к открытому... открыт к общению, у нас есть время для рассмотрения ко второму чтению.
Но я таких случаев не знаю. Наоборот, по моему мнению, исходя из этого данного проекта федерального закона, сроки исковой давности как раз будут... в рамках срока исковой давности и будет все рассматриваться, поскольку у фонда возможности задерживать рассмотрение дела не будет. Мы законопроектом предложили установить жесткие сроки, за рамки которых фонд выходить не может. Нет ответа от фонда в установленный срок -автоматическое право обращения в суд. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Михаил Васильевич, спасибо, присаживайтесь.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.
Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 33 мин. 16 сек.)
Проголосовало за 313 чел 69,6 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 313 чел.
Не голосовало 137 чел 30,4 %
Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments